УДК 94
Маммаева Мадина Абдурахмановна
кандидат исторических наук [email protected]
ЛобачеваЗоя Николаевна
кандидат философских наук [email protected]
Бигаева Зарема Саидовна
кандидат исторических наук [email protected]
Современное общество и
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Madina A. Mammayeva
candidate of historical sciences [email protected]
Zoya N. Lobacheva
candidate of philosophy sciences [email protected]
Zarema S. Bigaeva
candidate of historical sciences [email protected]
Modern society and
PROBLEM OF CONTINUITY OF CULTURAL TRADITIONS OF THE PEOPLE OF DAGESTAN
Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются вопросы формирования ценностных ориентаций общества и преемственности многовековой культуры народов Дагестана. На формирование современной дагестанской культуры большое влияние оказал процесс взаимодействия и взаимообогащения культур народов Дагестана и зарубежных стран. Развитие народного искусства, письменности, исторических форм организации местного самоуправления свидетельствует о богатом историческом прошлом Дагестана. Традиционные этнокультурные особенности Дагестана оказывают воздействие на жизнь современного общества. Особое внимание в работе обращается на роль и влияние ислама в развитии дагестанской культуры на протяжении всей истории.
Ключевые слова: преемственность, культура, Дагестан, ислам, письменность, наследие.
Annotation. The article scrutinizes and analyses questions of formation of ideological orientation in society and continuity of centuries-old Dagestan culture. The process of cultural interaction and mutual enrichment of Dagestan peoples’ and foreign countries had a strong influence on the modern Dagestan culture. The development of the folk art, writing and historical forms of local government indicates that Dagestan has a rich history. Traditional ethnic and cultural features of Dagestan influence the life of modern society.
The work pays much attention to influence and part of Islam in Dagestan cultural development all over the history.
Keywords: continuity, culture, Dagestan, Islam, writing, heritage.
Проблема преемственности культурного наследия прошлого дагестанских народов приобретает особую актуальность в условиях трансформации дагестанского общества, переоценке ценностных ориентаций. Формирование современной культуры народов Дагестана представляет собой сложный и противоречивый процесс развития на протяжении столетий.
В условиях ускоренного развития и глобализации современного общества стала реальной опасность отчуждения дагестанского общества от своих исторических корней. Дагестан со своим многоязычием представляет собой уникальное место межкультурного влияния и преемственности, где исторически представлены различные культурные, религиозные и общественные формы организации жизни: традиции, обычаи, обряды и т.д.
Истоки современной дагестанской культуры своими корнями уходят в далекое прошлое. Об этом
свидетельствуют археологические, этнографические, фольклорные источники. На протяжении многих столетий материальная и духовная культура народов Дагестана достигла высокого уровня, развиваясь в тесном взаимодействии с культурой соседних стран Кавказа, Востока и Азии.
Из поколения в поколение передавались опыт и знания народными умельцами Дагестана. Многие села специализировались в том или ином ремесле: Кубани - оружейное и ювелирное дело, Балхар и Сулевкент - гончарное производство, Дербент и Табасаран - ковроткачество и др.
Окончательно основные формы материальной и духовной культуры дагестанских народов сложились в 13-15 векам. Это был период утверждения ислама в Дагестане, нашествия и ига монго-ло-татар в 13 в., а в конце 14века - вторжения Тимура. Для культуры народов Дагестана эти опустошительные нашествия не прошли бес-
29
следно: были прекращены традиционные связи с христианским культурным миром стран Закавказья, а также с другими странами исламского мира, подвергнуты изоляции горные районы, что замедлило их развитие, серьёзно пострадали приморье и предгорье Дагестана. Тем не менее, дагестанскому народу удалось сохранить достижения культуры.
Дольше всего культурные связи сохраняются с Грузией в Северо-Западном Дагестане. В Аварии найдено большое количество древнегрузинских надписей, что говорит об использовании аварцами грузинского письма. Грузинские миссионеры занимались обучением грузинского языка и письма в школах Аварии. Памятниками христианского культового зодчества являются: храм близ села Датуна, развалины церквей в селах Хунзах, Ругуджа и др. Некоторые надписи говорят о попытках создания аварской письменности на основе грузинского алфавита.
Надписи 13 века на камнях свидетельствовали о том, что в долинах Верхнего Самура продолжалось оживлённое строительство (села Цахур, Ихрек, Мишлеш, Рутул), не убывало там и число грамотных, знающих арабский или персидский языки. Здесь, а также в Центральном и Западном Дагестане, нашли убежище беженцы от монгольских захватчиков [1].
Широкое распространение получают в Южном и Центральном Дагестане надписи на арабском языке. К 15 веку в Дагестане усиливается интерес к культуре Ближнего и Среднего Востока. Арабоязычные сочинения, в основном богословского и философского содержания, переписываются местными учёными.
Произведение в области историографии «Тарих ал-Баб» («История Дербента») было посвящено событиям 9-11в.в. в Дагестане и Ширване. Историческая рукопись «Дербент-наме» рассказывает об арабских завоеваниях на территории Дагестана. Также известны рукописи, отражающие события отдельных аулов и обществ («Ах-ты-наме», Цахур-наме» и др.).
Известностью пользовались и местные ученые арабисты, которые занимались не только изучением богословия и схоластики, но и светскими науками (Абдул-Хадла Халиф ибн Али - дербентский философ, Садредин Сулейман ал-Лакзи - имам и др.).
Академик И.Ю.Крачковский назвал этот процесс своеобразным «ренессансом» средневековой арабоязычной культуры, он же отметил активное участие Дагестана в этом процессе [2].
При некоторых мечетях открывались учебные заведения - медресе, где преподавались арабский язык, основы мусульманского вероучения и светские науки. В 13 в. В с. Цахур продолжало функционировать медресе, открытое еще в 11 в. В 1404/05". открылось медресе в с.Кубани, и в 1474-1475 гг. - в г.Дербенте. Наличие в Дагестане медресе показывает, что грамотными людьми здесь являлись не только выходцы из
дальних стран, но и местные жители. Так, надпись в Южном Дагестане в 1239г. составил житель рутульского с.Ихрек, а надпись 1462 г. -житель с. Цахур [3].
В 14-15в.в. складывается дагестанская историческая проза: предания и сказания о героической борьбе народов Дагестана с татаро-монголами и Тимуром. До нас дошли легенда о «Каменном мальчике», где говорится о нашествии монголотатар, и сказание «Парту-Патима» - о борьбе против Тимура.
Дальнейшее развитие в рассматриваемый период получило декоративно-при^адное искусство Дагестана. Высокого мастерства достигло искусство художественной резьбы по камню. До нас дошли каменные рельефы с изображением людей, животных, птиц, орнаментальных и эпиграфических мотивов и т.д. По мнению специалистов, резьба по камню в Дагестане находится «в глубокой связи с художественными традициями не только соседних областей Кавказа, но и Средиземноморья» [4].
Замечательные образцы резьбы по камню сохранились на надгробных памятниках во многих населённых пунктах Дагестана.
Дагестанцы известны и как мастера художественной резьбы по дереву. Одним из лучших образцов резьбы по дереву 12-13в.в. являются резные двери в с. Кала-Корейш. Своеобразными памятниками архитектуры Дагестана13-15в.в. являются замки, боевые башни, мечети, мавзолеи и склепы.
Дальнейшее развитие в этот период получает художественная обработка металла. Большой интерес представляют в этой области бронзовые котлы из с. Кубани, которые имели рельефное изображение людей, животных и птиц.
Академик И.А. Орбели определил их культурноисторическую и художественную ценность и высказал мысль о том, что производство их было налажено в с. Кубани [5]. Ювелирные изделия становятся в этот период более изящными и лёгкими. Всё больше встречаются серебряные и позолоченные изделия. Помимо с. Кубани, центрами обработки металла были селения Амузги, Харбук, Кумух и др.
Благодаря широкому распространению гончарного круга, появлению усовершенствованных гончарных печей, качество гончарных изделий значительно повышается. Художественная керамика получает развитие в селах Балхар, Испик и др.
Следует отметить, что сегодня традиционное де-коративно-при^адное искусство Дагестана полностью не исчезло из повседневного быта дагестанцев. Но оно стало формой, которая утратило значимое для человека духовное содержание и может быть заменена на любую другую форму, не связанную с народным искусством.
Одной из древнейших традиций в Дагестане был обычай гостеприимства. «Да не придёт такой день, чтобы в дом не пришёл гость!», гласит гор-
30
ская пословица. Также существовал обычай куначества, когда гость и хозяин становились побратимами. Древнейшим обычаем было почитание старшего поколения. «У народа, не уважающего старости, нет будущего», говорили горцы. Также были и другие обычаи: аталычество (усыновление), побратимство, кровная месть и др.
Значительное место в жизни горцев занимали общественные игры и обряды. В Дагестане они были в основном связаны с полевыми работами и свидетельствовали о сохранении у народов Дагестана многих языческих обрядов. Отмечались праздник первой борозды у даргинцев, лакцев и аварцев, праздник черешни у лезгинов, праздник сбора урожая, которые сопровождались спортивными соревнованиями, танцами и песнями.
Искоренить полностью многие народные традиции, языческие обряды и культы ислам не смог, а был вынужден придать им мусульманское звучание (культ предков, культ предметов и явлений природы и др.). Жители Южного Дагестана отмечали весенний праздник Нового года с разжиганием костров и перепрыгиванием через них (Навруз-байрам) [6].
Для дагестанского общества очень важно приобщение к народным традициям, чтобы обеспечить формирование ценностных ориентаций общества и преемственность многовековой культуры с современностью. Традиционные этнокультурные особенности и ценности Дагестана вернулись к жизни и стали оказывать воздействие на все общественные процессы, в том числе на формирование новой общественно-политической структуры власти.
«Полиэтничность дагестанского общества, то есть наличие множества этнокультурных общно-
Литература:
1. Магомедов Р.М. История Дагестана / Р.М. Магомедов, А.Р. Магомедов. Махачкала, 1994. 101 с.
2. Магомедов Р.М. История Дагестана / Р.М. Магомедов, А.Р. Магомедов. Махачкала. 1994. 123с.
3. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 в. М., 1988. 254 с.
4. История Дагестана. М., 1967. т. 1 221 с.
5. Гаджиев М.Г. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 15 в. / М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов, А.Р. Шихсаидов. Махачкала. 1996. 404 с.
6. Маммаева МЛ. Культура народов Дагестана в18в. Современные научные исследования: методология, теория, практика / МЛ. Маммаева,
З.С. Бигаева // Материалы 6 международной научно-практической конференции. Челябинск, 94 с.
стей, требует учитывать особенности их менталитета, преемственность исторических ценностей» [7]. Исследуя исторические формы организации власти в Дагестане, Лобачева 3». выделила наиболее важные элементы форм народовластия: административную автономность и суверенность каждого сельского джамаата, выборность и периодичность смены власти в общинах; политическая самоуправляемость посредством выборных старшин, территориальный принцип формирования вольных обществ и реализация суверенитета каждого джамаата через союз с другими обществами. Следует отметить, что джамаатская историческая форма организации местного самоуправления никогда не исчезала, она проявлялась в делении Дагестана на «округа» и «наибства». Сегодня джамаатская форма организации возрождает свои функции, выступая как «неформальная» система местного самоуправления, где огромную роль играют такие социальные институты, как мечеть, советы старейшин, а также новые силы в виде состоятельных людей и их неформальных связей, и оказывает большее влияние, чем идеологическая или национальная идентичность. У народов Дагестана национальное сознание носит самобытный характер, опирающийся на собственную историю и национальный характер, свои традиции, обычаи и ценности, которые преломляются в современной организации общества.
Интерес к истории родного края должен способствовать развитию этнического самосознания дагестанских народов. Знакомство с богатым культурным наследием приведет к обогащению образного мышления, духовного мира человека и пониманию современных проблем Дагестанского общества. Героические уроки прошлого могут стать эффективным средством воспитания дагестанцев в духе интернационализма и способствовать толерантности взаимоотношений в обществе.
Literature:
1. Magomedov RM. History of Dagestan / R. Ma-gomedov, A. Magomedov. Makhachkala, 1994,
101 p.
2. Magomedov RM. History of Dagestan / R. Magomedov, A. Magomedov. Makhachkala,1994, 123 p.
3. North Caucasian history from ancientry to the 18th century. M., 1988, 254 p.
4. Dagestan history. M., 1967, vol. 1, 221 p.
5. Gadzhiyev M.G. North Caucasian history from ancientry to the 15th\century / M. Gadzhiyev,
O.Davudov, A.Shikhsaidov Makhachka-la,1996,404p.
6. Mammayeva M. Dagestan peoples' culture in 18th century. Modern scientific research: methodology, theory, practice / M. Mammayeva, Z. Bigayeva // Materials of the 6th international scientific and practical conference. Chelyabinsk, 94 p.
31
7. Баглиева 3.3. Основные этапы становления муниципальной власти в Дагестане. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. / 3.3. Баглиева, З.С. Бигаева, 3». Лобачева // Общественные и гуманитарные науки. № 1(22),. 2013. С. 5-12.
7. Bagliyeva Z. Basic stages of the establishment of municipal power in Dagestan. Dagestan State Pedagogic University news / Z. Bagliyeva, Z. Biga-yeva, Z. Lobacheva. // Social and humanitarian science. Makhachkala, № 1(22), 2013, P. 5-12.
32