Научная статья на тему 'Современное мировое сообщество и философия международного права: проблемы плюрализма и универсальности'

Современное мировое сообщество и философия международного права: проблемы плюрализма и универсальности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНСЕНСУС / ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВО / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL PHILOSOPHY / INTERNATIONAL LAW / GLOBALIZATION / CONSENSUS / VALUES / STATE / WORLD POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

Автором осуществлен анализ направлений развития идейного содержания международного права в условиях глобализации. Большое внимание уделено рассмотрению возможности существования согласованной на универсальном уровне философии международного права. Обосновывается подход, согласно которому современная философия международного права должна закреплять не радикальный, а консенсуальный плюрализм всех членов мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY WORLD SOCIETY AND PHILOSOPHY OF INTERNATIONAL LAW: PROBLEMS OF PLURALISM AND UNIVERSALITY

The author provides the analysis of development trends of international law ideological content in the globalization conditions. Much attention is paid to consideration possibilities of existence the philosophy of international law harmonized at universal level. The article contents approach that modern international legal philosophy has to express consensual rather than radical pluralism ideological and values positions of the members of world community.

Текст научной работы на тему «Современное мировое сообщество и философия международного права: проблемы плюрализма и универсальности»

В современную эпоху международное право - это не только совокупность разного рода норм и обязательств акторов международного общения, но и особая международная правовая система, призванная вовлекать в сферу правового регулирования и правового воздействия мировые процессы в направлении гармонизации национальных и интернациональных интересов. В обстановке усложнения мировых связей и их глобализации возникает потребность в укреплении позиций международного права в целях усиления предсказуемости и устойчивости мирового развития. При этом само международное право должно развиваться на системном уровне - как в нормативноинституциональном, так и философско-правовом аспекте.

Каждый субъект международного права не только в той или иной степени признает значимость международного права, но и придерживается определенных международноправовых идей, ценностей и идеалов, в совокупности образующих философию международного права. Это обстоятельство наиболее значимо для государств, остающихся основными субъектами международного права. Философия международного права того или иного государства является фундаментом для его подхода к данной правовой системе, что выражается в различных способах обоснования международноправовых норм и институтов, понимания направлений имплементации международноправовых обязательств, применения международного права. Вполне очевидно, что философия международного права как основание международно-правовой системы не может быть гомогенной. Одновременно с этим нельзя не признать и ее полипарадигмального характера, который проявляется в существовании разных типов правопонимания, или доктринально-правовых философий международного права (нормативизм, позитивизм, естественно-правовой, марксистский, постмодернистский, религиозный подходы и т.д.), которые базируются на разнообразных философских основаниях [1, р. 400-401].

Методологическое видение международного права как создаваемого в процессе борьбы и сотрудничества государств, но с учетом усиления в современном мире значимости других субъектов международного права (международных организаций, межгосударственных союзов), не перестает оставаться значимым и в настоящее время. В результате расширения мирового сообщества и увеличения его многообразия может сложиться впечатление, что международное право все более и более удаляется от единой философии. В частности, даже идея подчинения мировой политики международному праву предполагает различные интерпретации [2, с. 30-31]. Аналогичным образом идея (замысел) международного права воплощалась и продолжает воплощаться в различных вариантах, что вызывает постоянные дискуссии о том, что есть право в международных делах.

Вопрос о содержательном наполнении международного права и его дальнейшем существовании обострился в условиях глобализации, когда был поставлен вопрос как о «праве глобализации», так и о новом образе международного права [3, р. 387]. Помимо этого дополнительный импульс получили дискуссии о глобальном праве, развивающие ранее высказанные идеи о транснациональном и мировом праве, которые имеют философские основания, представленные, в частности, политико-правовыми взглядами Ю. Хабермаса [4, с. 103-187]. Позиция приверженности сохранению и дальнейшей эволюции международного права требует соответствующего философского обоснования в контексте выработки универсальной модели международного права, что предполагает тесную связь с обоснованием места международного права в современном мире.

Современный миропорядок коррелирует международному правопорядку, поэтому философия развития международного права соотносится с философией эволюции современного миропорядка и правопорядка. Однако не всякая политическая философия, а также философия глобалистики может отвечать духу современного международного права. Некоторые из политико-философских концепций, например неореализм, возвращают развитие международного права в прошлое.

Опорой формирования философии международного права, которая соответствовала бы прогрессивным тенденциям его развития в условиях глобализации, выступают общие принципы права, общепризнанные нормы и принципы международного права, наиболее перспективные цивилизационные идеи и идеалы, например справедливый миропорядок. Разумеется, если то или иное государство или иной член мирового сообщества не располагает подобными идеологическими ресурсами, то вряд ли оно может быть интегрировано в процесс выработки такой философии.

Несомненно, международное право в рамках изменения расстановки сил на международной арене в условиях выхода международной интеграции на новый уровень находится в точке бифуркации. Это показывает точку бифуркации в мировом порядке и, соответственно, находит свое отражение в бифуркационности философии международного права как многокомпонентной системы. Точка бифуркации может оказаться предверием либо к новому качественному этапу развития международного права, либо к его трансформации в квазимеждународное право с соответствующей ему философией. На наш взгляд, философия квазимеждународного права существует в международном сообществе достаточно давно и является скрытой формой международноправового нигилизма. Сюда можно отнести указанные выше идеи мирового права, а также концепции мирового правительства, трансформации органов международных организаций в «министерства» и т.д.

Новизна ситуации заключается в том, что в условиях формирования взаимозависимого мира, вызванного процессами глобализации как усилением международной интеграции, актуализируется проблема универсальной консенсуальной философии международного права. Консенсуальность - это показатель внутренней содержательной формы данной философии, характеризуемой непротиворечивостью и согласованностью; универсальность - это критерий ее всеохватного характера. Без такой философии целостность международно-правовой системы заметно снижается. Сказанное означает, что и дисциплинарно организованные философско-правовые основания международного права и его науки вступают или, по крайней мере, должны вступить в новую полосу развития.

Длительное время доктринальное поле международного права задавалось философиями (подходами) ведущих акторов международного общения - государств, которые благодаря культурной идентичности либо сближались, либо расходились в позициях. В настоящее время с учетом реализации проекта многополярного мира релятивизм государственных философий международного права должен быть согласован с универсальной консенсуальной философией мирового сообщества. Как отмечает В.В. Ралько, «принимаемые совместными усилиями декларации, конвенции, пакты и

резолюции фактически содержат готовую систему прогрессивных идей и ценностей, принятых многими государствами и признаваемых ими в силу своей прогрессивности и распространенности универсальными и общечеловеческими» [5, с. 5]. Как представляется, приверженность согласованным целям и ценностям создает условия для более активного действия консенсуса в международном праве, определяемого как метод принятия решений на основе совпадения мнений [6, с. 60].

Консенсуальная философия - это стадия развития плюрализма в философии международного права, которую разделяют его субъекты. Как таковой плюрализм связан с традициями подхода субъектов международного права к международному праву, их видением соотношения международного права и мировой политики. Плюрализм восходит также и к плюрализму в научной доктрине международного права. Вместе с тем несмотря на плюрализм в научной доктрине международного права, существующей в том или ином государстве, последнее проводит на международной арене достаточно четкий подход -свою «философию», которая закреплена в доктрине внешней политики. Однако государства, будучи членами международного сообщества, должны учитывать и универсальную философию международного права, наиболее четко проявляющуюся в его общих и специальных принципах. Таким образом, каждое государство в той или иной

степени позиционирует себя в формате универсальной философии, в различной мере адаптируется к ней, воспринимая ее в собственной интерпретации.

Так, в современной философии международного права выработана по-разному интерпретируемая идея господства права в мировой политике, а также идея примата международного права над национальным правом. Однако их реализация во многом зависит не только от позиции субъектов международного права, но и от характера существующего миропорядка. Достойное место международного правопорядка в миропорядке как таковом возможно лишь тогда, когда миропорядок организован на консенсуальном алгоритме международного общения. Как отмечает Э.Я. Баталов, мировой политический порядок обеспечивает более или менее высокий уровень национальной и международной безопасности и предполагает высокий уровень глобальной стабильности. Но остается неясным, основана ли данная стабильность исключительно на консенсусе между членами международного сообщества или допускает существование определенного рода социально-политических конфликтов [7, с. 269].

Следует учитывать, что особую роль в правообразовании в рамках международноправовой системы играет наука международного права. В науке международного права доктринальный плюрализм берет начало не только в особых позициях того или иного представителя международно-правовой юриспруденции, но и в предпочтениях, отдаваемых тому или иному способу философствования в рамках той или иной философии. В некоторых случаях в общей философии формируются концепции, которые далее перенимаются наукой международного права и развиваются в ней, становясь важными категориями международно-правового мышления. Этот вывод можно проиллюстрировать на следующем примере. Рассматривая теории примата внутригосударственного права над международным правом, Д.Б. Левин отмечал следующее: «Начало ее было заложено еще в философских сочинениях Гегеля, позднее она получила некоторое распространение главным образом в немецкой международноправовой литературе» [8, с. 194].

Философски обоснованная теория примата внутригосударственного права над правом международным оказывала непосредственное воздействие на практику развития международного права. Так, на Гаагской мирной конференции 1898 года, как об этом свидетельствовал Л. Комаровский [9, с. 13], рассматривалось предложение России о третейском судопроизводстве в международном праве, где определялась компетенция третейского суда. Наибольшее сопротивление данному проекту оказала германская делегация, объявившая о том, что обязательный третейский суд не может рассматриваться как совместимый с державной властью монарха, который основывает свои полномочия на божественном праве.

Доктринальные, а по сути философско-правовые противоречия в международном праве - это проявление в нем общеправового противоречия: действующее право является преломлением итога противоборства конкурирующих доктрин. Однако в международном праве доктринальные коллизии имеют иную природу и иные последствия, чем доктринальные коллизии в национальном праве, поскольку подрывают устойчивость международно-правового порядка.

Международно-правовая доктрина - это собирательное понятие, однако оно не обозначает всего лишь конгломерат отдельных международно-правовых теорий и подходов. В пространстве международного права и международно-правовой системы они связаны общим полем дискуссий и образуют некоторую целостность. Однако не решен вопрос о том, на каких принципах должно строиться универсальное доктринальное поле международного права.

В многополюсном мире принципом организации доктринального поля и философско-правовых оснований международного права может выступить только плюрализм. Представляется, что ценностью обладает не релятивистский, а консенсуальный плюрализм. Плюрализм сам по себе - это не завершение, а лишь начало решения задачи

формирования согласованной - интегральной - философии международного права, которая определяла бы развитие международного права и его науки в условиях глобализации. Разумеется, этого нельзя достичь без формирования единого идейного комплекса в сознании народов, т.е. без приближения к интегральной философии международно-правового сознания в самом широком его понимании, которое охватывает международно-правовое сознание субъектов международного права.

Рассуждения о философии международного права современного мирового сообщества не должны восприниматься как альтернатива философии государство-центричного мира. Вряд ли разумно и перспективно в современной философии международного права настаивать на идее малозначительности государств. Однако философию международного права государств следует рассматривать как компонент философии международного права всего мирового сообщества. Одновременно с этим философию международного права современного международного сообщества не стоит формировать в содержательном плане на основе идеи умаления государств. Разделяемая мировым сообществом философия международного права не только не должна препятствовать, но в условиях плюрализма должна допускать философию международного права конкретных государств. Отрицание такого подхода могло бы означать полный отказ от ядра классической доктрины международного права, согласно которой международное право -плод согласования воль государств.

Рассматриваемый контекст позволяет с новых позиций посмотреть на философии международного права ведущих государств, т.к., несмотря на демократизм объективного духа международного права, который является, скорее всего, его замыслом, международное сообщество нельзя представить без государств-лидеров. Особую роль в выработке философии, или духа, международного права играют ведущие мировые державы. Именно они исторически придавали импульс развитию международно-правовой философии. Перед ними стоит не только задача поддержания международного правопорядка, но и задача его развития, что невозможно без развития философии международного права, которая представляет собой основу для соответствующего подхода к международному праву на уровне мировой политики.

История развития международного права показывает, что мировые державы, которые наиболее тесно сотрудничали между собой и входили в блоки, разделяли некоторую общую для них философию и ориентировались на нее в выработке своего отношения к международному праву и его роли в мировой политике. В биполярном мире существовали по крайней мере три такие философии - философия ведущих западных держав, философия соцлагеря и философия неприсоединившихся государств.

Государства могут придерживаться собственной философии международного права, но на международной арене они обязаны следовать той философии, которая стала результатом согласования их воль. В эпоху биполярного мира функционировали различные уровни международного права - общее международное право и, например, социалистическое международное право. Доктринальные противоречия имели своим источником не только интересы тех или иных государств, но и философско-идеологические корни.

Различия в философии международного права и международной политике существуют у различных государств, особенно у ведущих и в настоящее время. Поэтому можно говорить о философии международного права США, Российской Федерации, Китая и т.д. В условиях существования, казалось бы, общего международного права в рамках целостной международно-правовой системы, которая не признается безоговорочно всеми представителями международно-правовой науки, отсутствует единственная международно-правовая доктрина, как и одна философия, которая разделялась бы всеми государствами, государственными деятелями и юристами-международниками. Каждое государство имеет собственную международно-правовую науку, включающую свои

традиции и подходы, на основе которых строится международно-правовая доктрина и философия международного права того или иного государства.

Наличие или отсутствие интереса к философско-правовому блоку международного права может объясняться также и традициями национальных школ международного права, которые коррелируют с международно-правовыми позициями того или иного государства. Можно сказать, что в таких школах, как русская, немецкая, австрийская, французская, итальянская, отличающихся высоким уровнем теоретичности, данный блок, несомненно, присутствует. Вполне четким является и перечень философских школ, к которым обращаются юристы-международники. После длительного периода заинтересованности практическими вопросами осуществления и применения международного права сформировалась прочная связь англоамериканской доктрины международного права с политической философией (реализмом и либерализмом, а также их современными версиями) [10, с. 20-30]. Сказанное позволяет понять, что

формирование философии международного права как раздела международно-правой науки имеет национальный колорит и предполагает плюрализм вариантов, которые расширяются по мере возникновения региональных подходов к международному праву -латиноамериканскому, африканскому, исламскому. Таким образом, в современном мире национально-государственные философии международного права коррелируют с региональными философиями и предполагают актуализацию тех или иных течений в мировой философии.

Мировое сообщество, несмотря на внутренний демократизм, так или иначе прислушивается к той философии международного права, которую предлагают ведущие акторы международной жизни. При этом следует учитывать тот факт, что в настоящее время клуб ведущих мировых держав не ограничивается «Большой восьмеркой». Это означает, что в формировании философии международного права, которая сегодня включает в себя и философию его развития, будут принимать и уже принимают участие новые глобальные игроки - Китай, Индия, Бразилия и т. д. Вполне понятно, что увеличение числа участников возможного консенсуса в области философии международного права может вызвать проблемы достижения консенсуса.

Более того, наблюдается и другая тенденция - формирование региональных международно-правовых позиций. Это относится к европейским, африканским, латиноамериканским государствам. Таким образом, можно говорить об ассоциативной позиции государств в отношении философии международного права. Следовательно, это указывает не только на возможность расширения числа участников философско-правового консенсуса, но и на необходимость изменения представлений о структуре самого консенсуса.

Современное плюралистическое мировое сообщество, в состав которого входит и международное сообщество государств, представлено разными подходами к выстраиванию системы международных отношений и определению роли в ней международного права, что обусловлено политическими факторами, национальными интересами, различными видениями перспектив глобального развития, берущими свое начало в различных культурных и политико-правовых традициях. К источнику формирования философии международного права следует отнести не только новый уровень международной интеграции, но и новые культурные и политические традиции, что является основанием для своего рода регионализации в международно-правовой философии. Отметим, что глобализация, как показали специалисты в области глобализационных процессов, сопровождается регионализацией, это нашло отражение в термине, предложенном У. Беком, - «глокализация». В этой связи вне данного контекста все рассуждения о философии международного права будут являться абстрактным указанием на необходимость ее существования.

В заключение следует отметить, что философия международного права в ее широком понимании не создается усилиями одних только государств. В международно-правовой

системе огромное значение имеет мировое общественное мнение, инициативы различных общественных движений и организаций. По этой причине формирование консенсуальной философии международного права коренится, прежде всего, в возможностях достижения общецивилизационного аксиологического консенсуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.