Научная статья на тему 'Современное материнство в сельской местности Азербайджана: карьера, семья и ценности воспитания'

Современное материнство в сельской местности Азербайджана: карьера, семья и ценности воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительство / материнская позиция / дошкольный возраст / форсирование развития / воспитание / интуитивные теории воспитания / воспитательные стратегии / ценность родительства / предпочитаемые качества / раннее обучение / parenthood / maternal position / preschool age / forced development acceleration / upbringing / intuitive theories of upbringing / educational strategies / the value of parenthood / preferred qualities / early education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольга Викторовна Алмазова, Айдан Алтай Кызы Азимзаде, Маргарита Николаевна Гаврилова, Мурад Азад Оглу Бабаев

Введение. Характерными чертами современного материнства являются желание женщин совмещать профессиональную карьеру с воспитанием детей, стремление форсировать развитие ребенка при осведомленности о нормативных этапах развития. Эти черты по-разному проявляются в разных социокультурных условиях. Была поставлена задача проследить, как современные тенденции отражаются на представлениях о воспитании детей у мам, проживающих в сельской местности Азербайджана, что является неизученной проблематикой. Методы. Выборка – 411 мам дошкольников, проживающих в сельской местности Азербайджана. Диагностический материал: опросник родительских убеждений о воспитании (E. Hembacher, M. C. Frank) и авторская анкета, направленная на получение дополнительных сведений об отношении к материнству и ожидания от ребенка. Результаты. Установлено, что азербайджанские женщины в большей степени ориентированы на то, чтобы быть женами и мамами, а не заниматься профессиональной деятельностью. В вопросах воспитания детей мамы доверяют старшим членам семьи и специалистам и не доверяют интернет-ресурсам. Наиболее предпочитаемыми качествами для своих детей называют патриотизм, уважение старших и стремление повышать образование и культурный уровень. Разделяемыми большинством азербайджанских мам, проживающих в сельской местности, утверждениями в вопросах воспитания детей являются следующие: «важно научить ребенка слушаться и уважать старших»; «важно дать детям возможность исследовать мир»; «надо читать ребенку и говорить с ним, даже пока он сам не может говорить»; «родители должны утешать детей, когда они напуганы или расстроены» и «родители должны знать, что любит и что не любит их ребенок» и др. Обсуждение результатов. Азербайджанские мамы детей 3–7 лет, проживающие в сельской местности, не стремятся форсировать развитие ребенка, нацелены на реализацию себя в семейных ролях и имеют основные, но не всегда полные, знания об особенностях развития детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольга Викторовна Алмазова, Айдан Алтай Кызы Азимзаде, Маргарита Николаевна Гаврилова, Мурад Азад Оглу Бабаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern motherhood in rural areas of Azerbaijan: career, family and values of upbringing

Introduction. The desire of women to combine a professional career with the upbringing of children and to accelerate the development of a child with awareness of the normative stages of development are the characteristic features of modern motherhood. These traits manifest themselves differently in different socio-cultural conditions. The set scientific task was to trace how modern trends affect the ideas of raising children among mothers living in rural areas of Azerbaijan, which is overall a considerably unexplored problem. Methods. The research sample consists of 411 mothers of preschool children living in rural areas of Azerbaijan. Diagnostic material includes a questionnaire of parental beliefs about parenting (E. Hembacher, M. C. Frank), along with the author's questionnaire aimed at obtaining additional information about attitudes to motherhood and expectations from a child. Results. It has been established that Azerbaijani women are more focused on being wives and mothers, rather than engaging in professional activities. In matters of parenting, mothers trust older family members and specialists and do not trust Internet resources. The most preferred qualities for their children are: patriotism, respect for the elders and the desire to improve education and cultural level. The statements shared by the majority of Azerbaijani mothers living in rural areas regarding the upbringing of children are the following: "it is important to teach a child to obey and to respect elders"; "it is important to give children the opportunity to explore the world"; "it is necessary to read to a child and talk to them, even while they themselves cannot speak yet"; "parents should comfort children when they are scared or upset" and "parents should know what their child likes and dislikes", etc. Discussion of the results. Azerbaijani mothers of 3-7-year-old children living in rural areas do not seek to force the development of a child and are aimed at fulfilling their family roles. They have basic, but sometimes incomplete knowledge about the peculiarities of the development of preschool children.

Текст научной работы на тему «Современное материнство в сельской местности Азербайджана: карьера, семья и ценности воспитания»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья

УДК 159.9.07

https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.4.1

Современное материнство в сельской местности Азербайджана: карьера, семья и ценности воспитания

Ольга В. Алмазова1*, Айдан А. Азимзаде2, Маргарита Н. Гаврилова3, Мурад А. Бабаев4

1 3 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация 11 3 Психологический институт Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация

2 Бакинский государственный университет, г. Баку, Азербайджан 4 Ваддат, г. Баку, Азербайджан

* almaz.arg@gmail.com

Аннотация: Введение. Характерными чертами современного материнства являются желание женщин совмещать профессиональную карьеру с воспитанием детей, стремление форсировать развитие ребенка при осведомленности о нормативных этапах развития. Эти черты по-разному проявляются в разных социокультурных условиях. Была поставлена задача проследить, как современные тенденции отражаются на представлениях о воспитании детей у мам, проживающих в сельской местности Азербайджана, что является неизученной проблематикой. Методы. Выборка - 411 мам дошкольников, проживающих в сельской местности Азербайджана. Диагностический материал: опросник родительских убеждений о воспитании (E. Hembacher, M. C. Frank) и авторская анкета, направленная на получение дополнительных сведений об отношении к материнству и ожидания от ребенка. Результаты. Установлено, что азербайджанские женщины в большей степени ориентированы на то, чтобы быть женами и мамами, а не заниматься профессиональной деятельностью. В вопросах воспитания детей мамы доверяют старшим членам семьи и специалистам и не доверяют интернет-ресурсам. Наиболее предпочитаемыми качествами для своих детей называют патриотизм, уважение старших и стремление повышать образование и культурный уровень. Разделяемыми большинством азербайджанских мам, проживающих в сельской местности, утверждениями в вопросах воспитания детей являются следующие: «важно научить ребенка слушаться и уважать старших»; «важно дать детям возможность исследовать мир»; «надо читать ребенку и говорить с ним, даже пока он сам не может говорить»; «родители должны утешать детей, когда они напуганы или расстроены» и «родители должны знать, что любит и что не любит их ребенок» и др. Обсуждение результатов. Азербайджанские мамы детей 3-7 лет, проживающие в сельской местности, не стремятся форсировать развитие ребенка, нацелены на реализацию себя в семейных ролях и имеют основные, но не всегда полные, знания об особенностях развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: родительство, материнская позиция, дошкольный возраст, форсирование развития, воспитание, интуитивные теории воспитания, воспитательные стратегии, ценность родительства, предпочитаемые качества, раннее обучение

Основные положения:

> азербайджанские мамы, проживающие в сельской местности, в большей степени ценят деятельность, связанную с воспитанием детей дошкольного возраста, чем работу и собственные профессиональные возможности;

> просветительская работа о нормативном и оптимальном развитии детей дошкольного возраста в Азербайджане ведется, но пока касается не всех сфер;

> в воспитании и обучении детей в сельской местности Азербайджана не зафиксировано стремления к излишнему форсированию развития.

Для цитирования: Алмазова, О. В., Азимзаде, А. А., Гаврилова, М. Н., Бабаев, М. А. (2022). Современное материнство в сельской местности Азербайджана: карьера, семья и ценности воспитания. Российский психологический журнал, 79(4), 6-22. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.4.1

Введение

Отличительные особенности современного родительства

Первым институтом социализации ребенка является семья, а важнейшим источником развития выступает общение со значимыми взрослыми, прежде всего с родителями (Лисина, 2009; Карабанова, 2008; Shishkova & Pervichko, 2020; и др.). Родители во многом определяют социальную ситуацию развития ребенка, задавая тем самым условия становления детской психики (Божович, 2009; Веракса, Веракса, 2008; Реан, 2010). Дошкольный возраст является предметом пристального изучения, т. к. именно в этом возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего развития человека (Выготский, 1991; Эльконин, 1989; Филиппова, 2002; Хоментаускас, 2006). В связи с этим чрезвычайно важно знать, как меняются представления родителей дошкольников о том, как надо воспитывать детей (Поливанова, 2015; Карабанова, 2019; Москвичева и др., 2019; Васягина, 2013; и др.). Происходящие в последние 50 лет изменения в жизни общества ведут за собой изменения у мам во взглядах на воспитание детей.

Во-первых, появление огромного количества обучающих материалов (книг, лекций психологов, материалов в Интернете и т. д.), посвященных нормам, вариативности и гармоничности психологического развития ребенка, позволяет мамам лучше ориентироваться в том, что происходит с ребенком, и своевременно обращаться за консультациями и помощью к специалистам, когда что-то идет не так (Карабанова, 2019; Миловидов, 2021; Veraksa et al., 2021).

Во-вторых, современные родители нередко стараются как можно раньше «вложить» в ребенка знания и умения, которые могут помочь ему быть успешным в дальнейшей жизни. Появилось много ресурсов, поддерживающих это стремление родителей и призывающих родителей как можно раньше обучать малышей читать, писать, считать и т. д. (например Лазарев, 2009). Однако психологи озабочены желанием форсирования развития ребенка, и указывают на угасание познавательной мотивации ребенка к моменту поступления в школу и другие риски, такие как тревожность, напряженность и неудовлетворенность собой (Старостина, 2015).

В-третьих, нельзя не отметить изменения в ценностных ориентациях женщин. Всё больше

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

молодых женщин видят для себя важным построение профессиональной карьеры и продолжение ее функционирования с появлением детей (Кузьмин и др., 2019). Это приводит к тому, что меняется как желаемый возраст рождения первого ребенка (феномен отложенного родительства), так и само отношение к материнству. Так, к примеру, в исследовании О. А. Карабановой с коллегами, проведенном на девушках студенческого возраста, показано, что только около трети девушек считают материнскую роль приоритетной и привлекательной, четверть при, в целом, положительном отношении считают, что ребенок должен появиться после достижения определенного успеха в карьере; остальные девушки либо воспринимают материнство, как долженствование (десятая часть), либо относятся к материнству амбивалентно (пятая часть), либо отвергают материнскую роль для себя (десятая часть) (Karabanova et al., 2018). Мотивационная направленность молодых женщин на саморазвитие и самореализацию сочетается с приоритетом профессиональной карьеры или совмещением семейной и профессиональной карьер, а направленность на общение - с ориентацией на семейную карьеру и родительство (Zakharova et al., 2021).

Суммируя, можно отметить, что в современном обществе выделяются три особенности материнской позиции: (1) лучшая осведомленность о вариантах нормативного психологического развития ребенка; (2) ярко выражены тенденции форсирования развития ребенка; (3) женщины пытаются сочетать полноценное построение карьеры и выполнение функций мамы.

Интуитивные теории воспитания

Вариативность в поведении родителей во многом объясняется представлениями, которыми они руководствуются в воспитании и обучении детей (Эйдемиллер, Юстицкис, 2009; Карабанова, Молчанов, 2017). А свод этих представлений составляет интуитивную теорию воспитания (intuitive theory) (Wellman & Gelman, 1992), которая складывается на основе жизненного опыта и знаний родителя. Интуитивные теории воспитания, как и другие интуитивные теории, могут быть не в полной мере осознаваемыми (Деева, 2020). Тем не менее, они в значительной степени определяют восприятие информации и принятие решений в вопросах воспитания ребенка (Hembacher & Frank, 2016). Современные эмпирические исследования показали, что интуитивные теории воспитания находят отражение в реальном поведении родителей (Hembacher & Frank, 2020). Так, например, родители, убежденные в том, что дети, которым уделяют слишком много внимания, вырастают избалованными, зачастую оказываются более сдержанными в общении с ребенком. Что, в свою очередь, влияет на характер взаимодействия, эмоциональную близость и другие аспекты детско-родительских отношений.

Среди наиболее близких по содержанию и целям исследовательских инструментов можно выделить опросник АСВ (анализ семейного воспитания) (Э. Эйдемиллер), русскоязычную версию опросника родительских установок PARI и опросник родительского отношения ОРО (В. В. Столин, А. Я. Варга), опросник детско-родительских эмоциональных взаимоотношений ОДРЭВ (Е. И. Захарова). Однако указанные инструменты зачастую охватывают более широкую область структуры семейных отношений и, кроме того, в большинстве своем распространяются на воспитание детей более старшего возраста.

В зарубежной исследовательской практике таким инструментом стал опросник Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ) (Hembacher & Frank, 2016, 2020), разработанный специалистами Стэндфордского университета. Опросник содержит три раздела: эмоции и привязанность (англ. affection and attachment), раннее обучение (англ. early learning) и правила и уважение

(англ. rules and respect), в основу которых были заложены фундаментальные теоретические принципы развития детей дошкольного возраста и результаты современных исследований в области психологии развития. Авторами опросника EPAQ была проведена серия исследований, подтвердивших валидность и надежность инструмента на выборке из американских родителей (Hembacher & Frank, 2016, 2020). Одно из них продемонстрировало связь родительских ответов с уровнем образования и культурными корнями (Hembacher & Frank, 2020).

Воспитание детей в Азербайджане

Азербайджан славится своими традициями. Рождение детей, особенно сыновей, в молодой семье считается большим праздником. Перед входом в дом после свадьбы молодой жене часто дают подержать на руках маленького мальчика, чтобы первым ребенком был сын (Пчелинцева, 2001).

Детей с младенчества учат уважать и слушаться старших и приучают к труду. При этом с самого раннего детства обязанности мальчиков и девочек сильно отличаются. Девочек (девушек) привлекают к организации и ведению быта (уборка и приготовление пищи), а мальчиков - хозяйственным делам (например, заготовке корма для скота) и тому, что впоследствии поможет зарабатывать. Девочки привлекаются к обязанностям обычно раньше мальчиков (для сравнения - девочки с 6-7 лет, а мальчики - с 10-12). В современных азербайджанских семьях распределение обязанностей между детьми разного пола могут разделяться не так жестко, как раньше. Однако родители уделяют большое внимание контролю выполнения заданий для выработки у детей ответственного отношения к своим обязанностям (Пчелинцева, 2001).

Во многих семьях провинциальных городов и сел детей приучали к ремеслам, которыми владели родители. Кроме того, уделяется внимание к обучению мальчиков принимать решение и действовать в ситуации неопределенности (Микаилов, 2014).

В провинциальных городах и селах Азербайджана женщины нечасто получают высшее образование и в подавляющем большинстве случаев не пытаются совместить профессиональную деятельность и семейную жизнь. При этом в селах и городах появляются центры психологических консультаций, куда мамы детей могут обращаться для получения консультаций и помощи. Крайне немногочисленные психологические исследования не позволяют говорить о том, как современные мамы из Азербайджана видят цели и задачи воспитания детей, к чьему мнению в вопросе воспитания они готовы прислушиваться и какие качества хотели бы видеть у детей.

Целью исследования выступило выявление современной картины взгляда мам дошкольников Азербайджана, проживающих в сельской местности, на воспитание детей. Выбор мам, проживающих в регионах Азербайджана, обусловлен желанием посмотреть, насколько традиционные взгляды на воспитание детей, которыми славятся азербайджанские семьи из регионов, изменяются под воздействием современных тенденций.

Методы

Версия опросника Early Parental Attitudes Questionnaire (опросник родительских убеждений о воспитании, далее EPAQ) (Hembacher & Frank, 2016) на азербайджанском языке применялась для выявления аспектов интуитивных теорий воспитания среди родителей. Оригинальная структура опросника включает три шкалы, охватывающие различные области интуитивных теорий воспитания. Первая шкала «эмоции и привязанность» (affection and attachment) содержит вопросы о детско-родительских отношениях и эмоциональном взаимодействии

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

родителя и ребенка. Вторая шкала «раннее обучение» (early learning) оценивает представления родителя о том, насколько необходимо интегрировать обучение в игру и свободное экспериментирование дошкольников. Наконец, третья шкала «правила и уважение» (rules and respect) направлена на оценку представлений родителя о том, как следует контролировать и поощрять поведение ребенка. Опросник содержит в себе 24 утверждения (по 8 в каждой шкале), с каждым из которых респонденту предлагается выразить степень согласия по 7-балльной шкале Ликерта от 0 до 6 (где 0 - «полностью не согласен», 6 - «полностью согласен»).

Кроме того, использовалась авторская анкета, направленная на выявление ценностных ориентаций мам дошкольников, предпочитаемых качеств своих детей и источников, которым доверяют и не доверяют женщины в вопросах воспитания детей.

Выборка

В исследовании приняли участие мамы 411 дошкольников Азербайджана, проживающие в сельской местности Азербайджана. Возраст детей составил от 29 до 59 месяцев (M = 48; SD = 7,3). Из них 216 (52,6 %) мальчиков и 195 (47,4 %) девочек.

Социально-демографические характеристики выборки

В рамках опроса мам были получены дополнительные данные о социально-демографических характеристиках семей, а именно: информация о количестве и возрасте детей в семье; информация о возрасте, профессиональной занятости и уровне образования матерей; а также субъективные оценки уровня обеспеченности семьи и представления о будущем.

Возраст мам составил от 21 до 26 лет (43,0 %), от 27 до 35 лет (48,8 %) и старше 36 лет (8,2 %). Среди участниц исследования 66,2 % имели общее среднее образование; 25,1 % - среднее специализированное образование; 7,4 % - высшее образование и 1,3 % - неоконченное высшее образование. Относительно профессиональной занятости ответы распределились следующим образом: 78,2 % мам на момент проведения исследования не работали и занимались домашним хозяйством; 9 % работали на условиях полной занятости; 7,4 % работали на непостоянных условиях (время от времени); и оставшиеся 5,4 % работали на условиях частичной занятости. Уровень финансовой обеспеченности семей 7,9 % мам оценили как низкий, 90,9 % - как средний, а 1,1 % - как высокий. Участницы исследования также ответили на вопрос о том, как они смотрят на свое будущее: с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день 93,1 % участниц; испытывают сомнения в том, что жизнь сложится удачно 6,6 % участниц; со страхом и пессимизмом ждут завтрашнего дня 0,3 % участниц.

Так, по таким социально-демографическим характеристикам как возраст, уровень образования, профессиональная занятость, субъективная оценка уровня финансовой обеспеченности семьи и оценка будущего, полученные данные достаточно однородны. Большинство мам дошкольников в сельской местности имеют среднее образование, в период воспитания детей дошкольного возраста не работают или работают на условиях частичной занятости, сообщают о среднем финансовом достатке своих семей и с оптимизмом смотрят на свое будущее.

Результаты

Воспитательные стратегии и отношение к воспитанию детей

Вопросы, задаваемые мамам относительно воспитания, можно по смыслу разбить на несколько блоков.

Воспитание ребенка и карьера. Мам дошкольников просили выразить степень согласия с утверждением «из-за работы я упускаю возможность воспитывать ребенка». Ответы распределились следующим образом: совершенно не согласна (65,2 %); частично не согласна (10,7 %); затрудняюсь ответить (5,0 %); частично согласна (13,1 %); совершенно согласна (6,0 %). В таблице 1 приведено распределение ответов мам разного возраста на указанный выше вопрос.

Таблица 1

Распределение ответов мам разного возраста на вопрос о том, насколько карьера мешает воспитанию детей

Ответ 21-26 лет 27-35 лет 36-45 лет

Совершенно не согласна 72,7 % 59,8 % 56,7 %

Частично не согласна 10,6 % 11,7 % 3,3 %

Затрудняюсь ответить 1,9 % 8,4 % 3,3 %

Частично согласна 9,9 % 13,4 % 30,0 %

Совершенно не согласна 5,0 % 6,7 % 6,7 %

При помощи критерия х2 было выявлено, что возраст мам и ответ на вопрос связаны (х2 = 19,609; p = 0,012; Cramer's V = 0,163). Более взрослые мамы чаще считают, что карьера мешает воспитанию детей.

Еще один вопрос, задаваемый мамам, был: «из-за обязанностей, связанных с воспитанием ребенка, мне пришлось отказаться от работы и возможностей, которые я предпочла бы использовать». Ответы распределились следующим образом: совершенно не согласна (48,2 %); частично не согласна (12,1 %); затрудняюсь ответить (10,8 %); частично согласна (12,1 %); совершенно согласна (16,6 %). В таблице 2 приведено распределение ответов мам разного возраста на указанный выше вопрос.

Таблица 2

Распределение ответов мам разного возраста на вопрос о том, насколько воспитание детей мешает карьере

Ответ 21-26 лет 27-35 лет 36-45 лет

Совершенно не согласна 55,1 % 44,1 % 40,0 %

Частично не согласна 7,6 % 16,2 % 10,0 %

Затрудняюсь ответить 8,2 % 11,2 % 23,3 %

Частично согласна 12,0 % 11,7 % 13,3 %

Совершенно не согласна 17,1 % 16,8 % 13,3 %

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

При помощи критерия х2 было выявлено, что возраст мам и ответ на вопрос не связаны (X2 = 13,422; p = 0,098; Cramer's V = 0,135).

Из ответов на эти два вопроса можно сделать вывод, что: (1) работа не является помехой для воспитания ребенка; (2) более взрослые мамы чаще признают, что работа может быть проблемой для воспитания детей; (3) обязанности по воспитанию ребенка в большей степени мешают рабочим обязанностям, чем наоборот.

Рассматривая ответы на поставленные вопросы как ранговые переменные, при помощи коэффициента корреляции Спирмена можно убедиться, что оценки связаны статистически значимой слабой связью (r = 0,301; p < 0,001). Чем больше мамы считают, что забота о ребенке мешает построению карьеры, тем в большей степени они думают, что работа мешает воспитанию ребенка.

Источники информации. У мам спрашивали, к каким источникам информации (не более трех) они готовы обращаться при сложностях в воспитании детей, а в каких источниках они сомневаются. В таблице 3 приведены результаты. Таблица 3

Распределение ответов мам на вопросы о источниках информации о воспитании детей, вызывающие доверие и сомнение

Источники информации Доверие Сомнение

Друзья и знакомые 36,6 % 27,3 %

Интернет-издания 10,4 % 41,1 %

Книги и журналы 30,0 % 9,8 %

Личные консультации со специалистами 55,6 % 5,8 %

Образовательные курсы и просветительские мероприятия 12,5 % 6,1 %

Радио 1,3 % 28,9 %

Видеоресурсы в Интернете 17,2 % 47,2 %

Религиозные организации и наставники 4,2 % 36,9 %

Социальные сети, форумы в Интернете 7,3 % 39,5 %

Старшие члены семьи 66,8 % 10,9 %

Телевидение 5,7 % 16,4 %

Более всего вызывают доверие в вопросах воспитания детей «старшие члены семьи», «личные консультации со специалистами», «друзья и знакомые» и «книги и журналы». Сомнения вызывают «видеоресурсы в Интернете», «интернет-издания», «социальные сети и форумы в Интернете» и «религиозные организации и наставники».

При помощи критерия х2 было проверено, связан ли возраст мам и то, каким источникам информации относительно воспитания детей они склонны доверять, а в каких сомневаться.

Относительно доверия: получена связь возраста мам и доверия друзьям и знакомым в вопросах воспитания детей (х2 = 7,671; p = 0,021; Cramer's V = 0,144). Так, 43,6 % мам в возрасте от 21 до 26 лет склонны доверять, а 56,4 % - не доверять друзьям и знакомым в вопросах воспитания детей; 30,2 % мам от 27 до 35 лет доверяют, а 69,8 % - не доверяют друзьям и знакомым в этих вопросах; 46,7 % мам с 36 до 45 лет доверяют, а 53,3 % - не доверяют друзьям и знакомым в вопросах воспитания детей. Менее всего склонны доверять советам друзей и знакомых в вопросах воспитания детей мамы в возрасте от 27 до 35 лет.

Относительно сомнений: получена связь между возрастом мам и тем, насколько сомнителен для них такой источник информации, как религия, в вопросах воспитания детей (х2 = 8,218; p = 0,016; Cramer's V = 0,151). 45,0 % мам с 21 до 26 лет сомневаются, а 55,0 % - не сомневаются в религии, как в источнике информации; 30,2 % мам с 27 до 35 лет сомневаются, а 69,8 % - не сомневаются в религии, как в источнике информации; 31,0 % мам с 36 до 45 лет сомневаются, а 69,0 % - не сомневаются в религии как в источнике информации в вопросах воспитания детей. Таким образом, сомнительным источником информации в вопросах воспитания детей религию в большей степени считают мамы с 21 до 26 лет.

Предпочитаемые качества. Мы просили мам дошкольников из списка (10 качеств) выбрать не более трех, которыми должен обладать их ребенок, когда вырастет. В таблице 4 представлено распределение (процент респондентов) участников исследования по предпочитаемым качествам ребенка в целом по выборке и отдельно для мальчиков и девочек; представлен результат проверки связи между переменными пол и выбор / не выбор качества, как одно из предпочитаемых (критерий х2).

Таблица 4

Процент мам, выбравших предпочитаемое качество ребенка, для всей выборки и отдельно для мальчиков и девочек; связь между полом и выбором или не выбором качества

Качества Все Мальчики Девочки X2 Р

Волевые качества (настойчивость, ______™ , „, ____

39,8 % 40,4 % 39,1% 0,064 0,800

выдержка, целеустремленность)

Доброта и отзывчивость к людям 41,6 % 43,8 % 39,1% 0,882 0,348

Патриотизм 66,4 % 68,0 % 64,7 % 0,473 0,492

Религиозность 7,5 % 7,9 % 7,1% 0,093 0,761 Стремление повышать образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45,0 % 44,8 % 45,1% 0,003 0,956

и культурный уровень

Стремление развивать свои

к к 12,1% 11,3 % 13,0 % 0,266 0,606 способности

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Качества Все Мальчики Девочки X2 Р

Уважение к старшим 45,0 % 43,3 % 46,7 % 0,448 0,503

Умение достичь высокого материального положения 2,8 % 3,9 % 1,6 % 1,866 0,172

Умение отстаивать собственную точку зрения 20,2 % 19,2 % 21,2 % 0,236 0,627

Умение приспосабливаться к любой ситуации 7,0 % 6,0 % 8,2 % 0,701 0,402

Самыми предпочитаемыми качествами оказались «патриотизм», «уважение старших» и «стремление повышать образовательный и культурный уровень», самыми не предпочитаемыми - «умение достичь высокого материального положения», «религиозность» и «умение приспосабливаться к любой ситуации».

Пол оказался не связанным ни с одним из предпочитаемых качеств: это означает, что в Азербайджане нет разницы в предпочтении мамами качеств из списка для мальчиков и для девочек.

Интуитивные теории воспитания

Напомним, что для выявления интуитивных теорий воспитания был использован опросник EPAQ (Hembacher & Frank, 2020) в авторском переводе.

Так как Д. А. Бухаленкова с коллегами (Бухаленкова и др., 2021) выявили, что полученный ими вариант EPAQ-R не отвечает пока всем требованиям внутренней валидности, и полученная при помощи конфирматорного факторного анализа модель обладает пока низкой точностью, мы, также получив пока неудовлетворительные результаты проверки внутренней валидности, не будем использовать шкалы. По аналогии с тем, как В. П. Серкин (Серкин, 2004) предлагал выделять универсалии для семантического дифференциала, поступим с вопросами опросника для выявления универсалий интуитивных теорий воспитания в Азербайджане. Для этого вспомним, что ответы 0, 1 и 2 означают несогласие с утверждением в разной степени (аналоги -3,-2,-1 в классическом биполярном семантическом дифференциале), 3 - нейтральный вариант (аналог 0 в классическом биполярном семантическом дифференциале), а 4, 5, 6 - согласие в разной степени (аналог 1, 2, 3 в классическом биполярном семантическом дифференциале). Тогда в случае, если сумма частот ответов «несогласия» на ответ будет больше 75 % выборки, мы можем говорить, что универсалией является отрицание от высказывания. А в случае, если сумма частот ответов «согласия» на ответ будет больше 75 %, мы можем говорить, что универсалией является само высказывание.

Шкала «Эмоции и привязанность». Оценка надежности инструмента была проведена с помощью анализа внутренней согласованности шкал опросника методом альфа Кронбаха. Для первой шкалы «эмоции и привязанность» показатель Cronbach's а составил 0,443 (< 0,700),

что указывает на неудовлетворительный уровень внутренней согласованности шкалы. Незначительное повышение внутренней согласованности шкалы (до 0,495) было бы возможно при исключении пункта «дети, которые близки со своими родителями, впоследствии создают более прочные отношения».

В таблице 5 представлены описательные статистики оценок вопросов шкалы «эмоции и привязанность» мам дошкольников и частоты согласия, несогласия и нейтральных оценок.

Таблица 5

Описательные статистики вопросов шкалы «эмоции и привязанность» мам дошкольников

Вопрос М - 0 +

2. Дети могут вырасти слабыми, если

чрезмерно демонстрировать им любовь; например, слишком часто обнимая и целуя их 2,80 2,505 45,7 % 8,2 % 46,1 %

7. Важно, чтобы родители научили детей контролировать свои эмоции 5,13 1,473 6,0 % 4,9 % 89,1 %

8. Дети, которые близки со своими

родителями, впоследствии создают более 4,50 1,964 14,7 % 13,4 % 71,9 %

прочные отношения

11. Родителям не стоит утешать ребенка,

если он обеспокоен или расстроен. Полезнее дать ему возможность научиться 2,31 2,394 54,7 % 8,1 % 37,2 %

успокаиваться самостоятельно

12. Нет необходимости в эмоциональной

близости между родителем и ребенком. 1,66 2,247 68,0 % 6,3 % 25,7 %

Главное, чтобы ребенок был в безопасности

16. Детей нужно утешать, когда они напуганы или расстроены 5,19 1,737 9,3 % 1,5 % 89,2 %

19. Дети, которым родители уделяют

слишком много внимания, вырастают 3,73 2,468 29,5 % 7,4 % 63,1 %

избалованными

24. Родители должны знать, что любит и что не любит их ребенок 5,61 1,047 4,0 % 5,2 % 90,8 %

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Универсалиями в интуитивных теориях воспитания, касающихся «эмоций и привязанности», для азербайджанских мам дошкольников являются следующие утверждения: «важно, чтобы родители научили детей контролировать свои эмоции», «детей надо утешать, когда они напуганы или расстроены» и «родители должны знать, что любит и что не любит их ребенок».

Шкала «Раннее обучение». Оценка надежности инструмента была проведена с помощью анализа внутренней согласованности шкал опросника методом альфа Кронбаха. Для первой шкалы «эмоции и привязанность» показатель СгопЬа^^ а составил 0,529 (< 0,70), что указывает на неудовлетворительный уровень внутренней согласованности шкалы. Некоторое повышение внутренней согласованности шкалы (до 0,610) было бы возможно при исключении пункта «маленькие дети могут многому научиться, просто играя».

В таблице 6 представлены описательные статистики оценок вопросов шкалы «раннее обучение» азербайджанских мам дошкольников и частоты согласия, несогласия и нейтральных оценок.

Таблица 6

Описательные статистики вопросов шкалы «раннее обучение» мам дошкольников

Вопрос М - 0 +

3. Давать детям возможность экспериментировать и исследовать мир -это правильно

5. Родители могут подготовить детей к школе, чтобы они учились успешнее; например, научив их счету и геометрическим фигурам

9. Разговаривая с младенцами, родители могут научить их говорить

5,60 0,985 2,9 % 2,5 % 94,6 %

5,22 1,532 8,1% 7,8 % 84,1 %

5,33 1,399 6,2 % 5,0 % 88,8 %

10. Нет необходимости учить детей

У 1,49 2,076 71,9 % 8,7 % 19,4 %

числам и счету до школы

13. Нет смысла читать ребенку книги, пока „

К У 1,33 2,183 75,1 % 4,6 % 20,3 %

он сам не умеет говорить

Вопрос M - 0 +

14. Нет смысла объяснять маленьким

детям, почему необходимо соблюдать то или иное правило, пока они не могут 2,01 2,192 57,7 % 15,7 % 26,6 %

понять эти объяснения

21. Маленькие дети могут многому учиться, просто играя 3,32 2,431 36,2 % 11,1 % 52,7 %

22. Маленькие дети не могут ничего узнать о мире, пока не научатся говорить 1,97 2,401 62,4 % 7,3 % 30,3 %

Универсалиями в интуитивных теориях воспитания, касающихся «раннего обучения», для азербайджанских мам дошкольников являются следующие утверждения: «давать детям возможность экспериментировать и исследовать мир - это правильно», «родители могут подготовить детей к школе, чтобы они учились успешнее; например, научив их счету и геометрическим фигурам», «разговаривая с младенцами, родители могут научить их говорить» и «стоит читать ребенку книги, пока он сам не умеет говорить».

Шкала «Правила и уважение». Оценка надежности инструмента была проведена с помощью анализа внутренней согласованности шкал опросника методом альфа Кронбаха. Для первой шкалы «эмоции и привязанность» показатель СгопЬа^^ а составил 0,422 (< 0,70), что указывает на неудовлетворительный уровень внутренней согласованности шкалы. Незначительное повышение внутренней согласованности шкалы (до 0,453) было бы возможно при исключении пункта «маленькие дети должны иметь возможность принимать самостоятельные решения, например - во что играть и когда есть».

В таблице 7 представлены описательные статистики оценок вопросов шкалы «правила и уважение» азербайджанских мам дошкольников и частоты согласия, несогласия и нейтральных оценок.

Таблица 7

Описательные статистики вопросов шкалы «правила и уважение» мам дошкольников

Вопрос M - 0 +

1. Родителям не стоит волноваться, если ребенок часто ведет себя плохо 1,40 2,197 73,9 % 6,7 % 19,4 %

4. Очень важно, чтобы нарушение

договоренностей или установленных родителями значительных и незначительных 4,55 1,644 9,0 % 17,6 % 73,4 %

правил имело для ребенка последствия

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вопрос М - 0 +

6. Для маленького ребенка нормально

командовать родителями или другими 1,51 2,195 69,0 % 9,5 % 21,5 %

опекунами

15. Очень важно, чтобы дети научились уважать взрослых -родителей, учителей 5,68 1,015 3,0 % 0,7 % 94,3 %

17. Маленькие дети должны иметь

возможность принимать самостоятельные решения, например - во что играть и когда 3,49 2,476 34,7 % 7,3 % 58,0 %

есть

18. Нормально, если ребенок общается

со взрослыми на равных, вместо того чтобы 1,90 2,125 61,0 % 15,0 % 24,0 %

относиться к ним с уважением

20. Дети должны быть благодарны своим родителям 4,61 1,891 13,0 % 14,8 % 72,2 %

23. Очень важно, чтобы маленькие дети

слушались взрослых; например, чтобы они 4,73 2,120 15,5 % 3,5 % 81,0 %

ждали, если им сказали подождать

Универсалиями в интуитивных теориях воспитания, касающихся «правил и уважения», для азербайджанских мам дошкольников являются следующие утверждения: «очень важно, чтобы дети научились уважать взрослых - родителей, учителей» и «очень важно, чтобы маленькие дети слушались взрослых; например, чтобы они ждали, если им сказали подождать».

Обсуждение результатов

Большинство мам азербайджанских дошкольников, проживающих в сельской местности, не имеют высшего образования и не вернулись к профессиональной деятельности. При этом большинство из них не считают, что воспитание ребенка мешает карьере или наоборот. Приоритетными для азербайджанских женщин из регионов являются всё же семейная жизнь и обязанности жены и мамы. Мы не можем говорить о стремлении этих женщин строить и профессиональную, и семейную карьеру одновременно.

Источники информации, которым доверяют и в которых сомневаются мамы из сельской местности Азербайджана в вопросах воспитания детей, также определяются культурной спецификой. К примеру, высокая степень доверия старшим членам семьи очень хорошо вписывается в традиционные представления об укладе семьи в Азербайджане (Микаилов, 2014).

При этом недоверие интернет-источникам и, напротив, доверие к специалистам (психологам, педагогам и пр.) говорит о ведущейся просветительской работе наших коллег.

Наиболее частотными желаемыми качествами ребенка мамы дошкольников называли «патриотизм» и «уважение старших», а наименее - «умение приспосабливаться» и «умение достичь высокого материального положения», что также говорит об ориентациях мам на традиционные ценности азербайджанской культуры.

Несколько неожиданным представляется результат об отсутствии различий в предпочитаемых качествах детей женского и мужского пола. Эти данные хоть напрямую и не противоречат утверждениям историков и педагогов про то, что и обязанности, и ожидания от сыновей и дочерей в Азербайджанских семьях разные (Пчелинцева, 2001), но всё же говорит, на наш взгляд, о некоторых изменениях за последние 20 лет в представлении о различиях в результате воспитания мальчиков и девочек.

Опросник на выявление интуитивных теорий воспитания в целом пока не прошел проверку валидности, также, как и на российской выборке (Бухаленкова и др., 2021; Bukhalenkova et al., 2021). При этом результаты проверки внутренней надежности по шкалам в исследованиях на российских и азербайджанских мамах очень схожи. Такой результат может быть вызван культурной спецификой. Так, в США, где был разработан данный опросник, практика воспитания и обучения детей дошкольного возраста существенно отличается от российской и азербайджанской в силу социальных, культурных и экономических факторов. В частности, в Азербайджане мама после рождения ребенка часто не возвращается к профессиональной деятельности (Пчелинцева, 2001), в России декретный отпуск длится два-три года, в то время как в США его продолжительность составляет всего 12 недель (если родители работают в организации, насчитывающей свыше 50 работников) или вообще отсутствует (Jou et al., 2018; Bernstein et al., 2017). Эти и другие социоэкономические факторы формируют интуитивные представления о воспитании детей.

Анализ интуитивных теорий воспитания азербайджанских мам дошкольников, проживающих в сельской местности, позволил выявить универсалии, касающиеся разных сторон воспитания: эмоций, раннего обучения и правил.

Наиболее предсказуемыми получились универсалии, касающиеся «уважения и правил». Ими выступили важность научить ребенка слушаться и уважать старших, что хорошо сочетается со спецификой азербайджанской культуры и традиций (Пчелинцева, 2001).

Универсалиями в интуитивных теориях воспитания, касающихся «раннего обучения», для азербайджанских мам дошкольников являются утверждения, говорящие о том, что важно дать детям возможность исследовать мир, надо читать ребенку и говорить с ним, даже пока он сам не может говорить. Кроме того, большинство мам уверены, что родители могут подготовить детей к школе, научив их счету и геометрическим фигурам. При этом отнюдь не все мамы дошкольников понимают, что ребенок дошкольного возраста может многому научиться, просто играя. Можно предположить, что хотя не прослеживается раннего стремления форсировать развитие ребенка, однако мамам из провинциальных городов и сел Азербайджана не хватает знаний о важности разных видов деятельности для гармоничного развития ребенка (Старостина, 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Универсалиями в интуитивных теориях воспитания, касающихся «эмоций и привязанности», для азербайджанских мам дошкольников являются представления о том, что важно научить детей контролировать свои эмоции, при этом родители должны утешать детей, когда они напуганы или расстроены и знать, что любит и что не любит их ребенок. При этом нет

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

единодушия в представлении, к примеру, о том, что характер отношений с родителями связан с характером дальнейших отношений ребенка с романтическим партнером, что также говорит о недостаточном психологическом информировании.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы относительно современного материнства в регионах Азербайджана:

1. Мамы нацелены на выполнение в первую очередь семейных ролей (жен и матерей), а не профессиональных.

2. Хотя работа по психологическому просвещению мам о возрастных нормах, вариативности и условиях оптимального развития ребенка явно ведется, она пока касается не всех сфер. Так, к примеру, азербайджанские мамы, проживающие в сельской местности, имеют частичное представление о том, насколько важна игра для развития ребенка в дошкольном возрасте.

3. Нет ярко выраженного стремления форсировать познавательное развитие ребенка. Более того, мамы в большей степени нацелены на воспитание в детях патриотизма, уважения старших и стремления повышать культурный уровень, а не умения адаптироваться или и/или достигать материальных благ.

Ограничения и направления продолжения исследования

Одним из основных направлений исследования мы видим продолжение работы над адаптацией опросника для определения интуитивных теорий воспитания. Сравнительный анализ взглядов на воспитание детей, с одной стороны, мам дошкольников из крупных городов Азербайджана и провинции, а с другой - мам из Азербайджана и России, позволит выявить и культурную, и территориальную (город/село) специфику.

Литература

Божович, Л. И. (2009). Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. Бухаленкова, Д. А., Веракса, А. Н., Гаврилова, М. Н., Картушина, Н. А. (2021). Тестирование психометрических свойств русскоязычной версии опросника EPAQ для выявления интуитивных теорий воспитания у родителей. Вопросы образования, 2, 227-242. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2021-2-227-242 Васягина, Н. Н. (2013). Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности

родителей. Педагогическое образование в России, 1, 63-69. Веракса, А. Н., Веракса, Н. Е. (2008). Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.

Современное дошкольное образование: Теория и практика, 1, 12-21. Выготский, Л. С. (1991). Педагогическая психология. Педагогика.

Деева, Т. М. (2020). Усвоение простых закономерностей в исследованиях имплицитного

научения. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 1, 124-142. Карабанова, О. А. (2008). Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. Гардарики. Карабанова, О. А. (2019). В поисках оптимального стиля родительского воспитания.

Национальный психологический журнал, 3, 71-79. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0308 Карабанова, О. А., Молчанов, С. В. (2017). Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость. Национальный психологический журнал, 2, 92-97. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0210 Кузьмин, М. Ю., Миронова, Е. И., Осипенок, О. А. (2019). Особенности идентичности женщин

в кризисные и межкризисные возрастные периоды. Российский психологический журнал, 76(3), 72-86. https://doi.Org/10.21702/rpj.2019.3.6 Лазарев, М. Л. (2009). Мамалыш. Рождение до рождения. Кодекс. Лисина, М. И. (2009). Формирование личности ребенка в общении. Питер. Микаилов, Р. П. (2014). Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской

семье. Молодой ученый, 16, 357-361. Миловидов, С. В. (2021). Трансмедийный сторителлинг как способ превращения фанатских практик в культурную индустрию. Наука телевидения, 77(1), 29-47. https://doi. org/10.30628/1994-9529-2021-17.1-29-47 Москвичева, Н. Л., Реан, А. А., Костромина, С. Н., Гришина, Н. В., Зиновьева, Е. В. (2019). Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями. Психологическая наука и образование, 24(3), 5-18. https://doi.org/10.17759/pse.2019240301 Поливанова, К. Н. (2015). Современное родительство как предмет исследования. Психологическая

наука и образование, 7(2), 1-11. Пчелинцева, Н. Д. (2001). Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской

семье (вторая половина XX века) (кандидатская диссертация). Москва. Реан, А. А. (ред.) (2010). Семья: психология, педагогика, социальная работа. АСТ. Серкин, В. П. (2004). Методы психосемантики. Аспект Пресс.

Старостина, Ю. А. (2015). Особенности мотивационной сферы матерей дошкольников и специфика эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития. Педагогическое образование в России, 11, 162-166. Филиппова, Г. Г. (2002). Психология материнства. Изд-во Института Психотерапии. Хоментаускас, Г. (2006). Семья глазами ребенка. У-Фактория. Эйдемиллер, Э., Юстицкис, В. (2009). Психология и психотерапия семьи. Питер. Эльконин, Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. Педагогика. Bernstein, P. S. Martin, J. N., Barton, J. R., Shields, L. E., Druzin, M. L., Scavone, B. M., Frost, J., Morton, C. H., Ruhl, C., Slager, J., Tsigas, E. Z., Jaffer, S., & Menard, M. K. (2017). National partnership for maternal safety: Consensus bundle on severe hypertension during pregnancy and the postpartum period. Anesthesia & Analgesia, 725(2), 540-547. https://doi.org/10.1213/ANE.0000000000002304 Bukhalenkova, D., Gavrilova, M., & Kartushina, N. (2021). Intuitive theories of parenting and the development of emotion understanding in preschoolers. Education Sciences, 7 7(1). https://doi. org/10.3390/educsci11010015 Hembacher, E., & Frank, M. C. (2016). Measuring lay theories of parenting and child development. Cognitive Science.

Hembacher, E., & Frank, M. C. (2020). The early parenting attitudes questionnaire: Measuring intuitive theories of parenting and child development. Collabra: Psychology, 6(1). https://doi. org/10.1525/collabra.190 Jou, J., Kozhimannil, K. B., Abraham, J. M., Blewett, L. A., & McGovern, P. M. (2018). Paid maternity leave in the United States: Associations with maternal and infant health. Maternal and Child Health Journal, 22, 216-225. https://doi.org/10.1007/s10995-017-2393-x Karabanova, O. A., Almazova, O. V., Burmenskaya, G. V., Zakharova, E. I., Dolgikh, A. G., Molchanov, S. V., & Sadovnikova, T. Y. (2018). Assumptions as abasis for attitude forming to mothers position in girls. In S. Sheridan, & N. Veraksa (Eds.), Early childhood care and education. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (Vol. 43, pp. 634-642). Future

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.84 Shishkova, I. M., & Pervichko, E. I. (2020). The impact of family on children's attitude toward health.

Psychology In Russia: State of the Art, 73(1), 147-160. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0112 Veraksa, A., Tvardovskaya, A., Gavrilova, M., Yakupova, V., & Musalek, M. (2021). Associations between executive functions and physical fitness in preschool children. Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.674746 Wellman, H. M., & Gelman, S. A. (1992). Cognitive development: Foundational theories of core domains.

Annual Review of Psychology, 43, 337-375. https://doi.org/10.1146/annurev.ps.43.020192.002005 Zakharova, E. I., Karabanova, O. A., & Starostina, Y. A. (2021). Motivational structure of personality as basis for professional and family career building. In E. Bakshutova, V. Dobrova, & Y. Lopukhova (Eds.), Humanity in the era of uncertainty. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (Vol. 119, pp. 302-312). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.12.02.38

Поступила в редакцию: 01.06.2022 Поступила после рецензирования: 26.12.2022 Принята к публикации: 30.12.2022

Заявленный вклад авторов Ольга Викторовна Алмазова - теоретический обзор, описание эмпирических данных, корректировка выводов.

Айдан Алтай кызы Азимзаде - организация исследования и сбор данных. Маргарита Николаевна Гаврилова - статистический анализ данных. Мурад Азад оглу Бабаев - куратор исследования.

Информация об авторах Ольга Викторовна Алмазова - кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», г. Москва, Российская Федерация; младший научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 56925565700, ResearcherlD: S-1047-2016, SPIN-код: 9410-4142, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8852-4076, e-mail: almaz.arg@gmail.com

Айдан Алтай кызы Азимзаде - докторант, Бакинский государственный университет, г. Баку, Азербайджан; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8558-162X, e-mail: aydan.azimzade@inbox.ru Маргарита Николаевна Гаврилова - кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, ФГБОУВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», г. Москва, Российская Федерация; младший научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57209637887, ResearcherlD: AAR-6654-2020, SPIN-код: 6955-9705, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-8458-5266, e-mail: gavrilovamrg@gmail.com

Мурад Азад оглу Бабаев - специалист по детскому развитию, Baggam, г. Баку, Азербайджан; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1251-6496, e-mail: babayevmurad.az@gmail.com

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.