Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Ван С. — Современное керамическое искусство Китая: взгляд с позиций художественного рынка // Культура и искусство. - 2023. - № 8. DOI: 10.7256/2454-0625.2023.8.43723 EDN: VSBGGO URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=43723
Современное керамическое искусство Китая: взгляд с позиций художественного рынка
Ван Синцянь
преподаватель, кафедра искусства, Аньянский педагогический университет 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48, к. 6, каб. 51
Статья из рубрики "Декоративно-прикладное искусство"
DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43723
EDN:
VSBGGO
Дата направления статьи в редакцию:
05-08-2023
Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает современное китайское искусство в контексте последних тенденций развития глобального и национального арт-рынка. Предметом исследования является проблема недооцененности современного керамического искусства Китая и его потенциал с позиций художественного рынка. Рассматривается история вопроса, проводится анализ основных направлений развития исследований в данной предметной области. Кроме того, в статье уточняется существующее в Китае понятие «современное керамическое искусство». Особое внимание уделяется анализу наиболее значительных современных предметов китайской керамики, представленных на внутреннем арт-рынке страны. Выявляются особенности художественного своеобразия мастеров Ли Цзюшэна, Ван Силяня, Чжана Сунмао, Го Айхэ. Научная новизна исследования связана с развитием представлений о современном керамическом искусстве Китая, его роли в современном арт-рынке, как на национальном, так и на международном уровнях. Впервые выявляются критерии востребованности современного фарфора; утверждается идея о том, что проблема собирания современных предметов китайской керамики остается на периферии научного дискурса. Особым вкладом является осуществляемое впервые в науке установление и
обоснование художественной ценности ряда произведений, которые были проданы на различных аукционах за баснословные деньги. Основными выводами исследования являются следующие. В настоящее время развитие арт-рынка свидетельствует о том, что эксперты начинают осознавать художественную ценность современного китайского искусства керамики. Наибольший интерес у коллекционеров вызывают работы в духе «керамической живописи» с применением современных технологий, которые позволяют расширить выразительные возможности росписи по фарфору. Бум коллекционирования современного китайского фарфора, наблюдаемый с начала XXI века, свидетельствует о высоком уровне художественного исполнения предметов современного керамического искусства Китая, а также о таких качествах, как инновационность и нестандартность в плане выбора тем, визуальных эффектов, выражения авторской идеи, переосмысления академических традиций.
Ключевые слова:
керамика, фарфор, гончарные изделия, искусство, Китай, современность, художественный рынок,традиция, коллекционирование, антиквариат
Введение
Керамическое искусство Китая - это не только величайшее достояние национальной культуры, но и неотъемлемая часть мирового культурного наследия. Самобытный характер этой древнейшей формы художественной традиции Кита я обусловил неизменный интерес к китайской керамике, как со стороны ученых, так и со стороны коллекционеров. Коллекционирование китайских керамических изделий также стало предметом научного исследования. О бращение к этой проблематике позволяло пролить свет на историю развития представлений в странах Европы о Китае, культуре и эстетике страны, составить представление о процессах интеграции элементов китайского искусства в художественное пространство западных стран и пр. Отдельный интерес представляет тот факт, что основным фокусом в изучении коллекционирования китайской керамики выступает история и принципы формирования коллекций, на материале тех или иных национальных традиций (Ш/Ш/Ш/Ш и др.). В контексте развития современного арт-рынка и музейных коллекций большое внимание традиционно уделяется антикварной теме и др.). При этом, к сожалению, на периферии научного дискурса
остается проблема собирания предметов, которые относятся к современному керамическому искусству Китая. В западной науке в наблюдается интерес к теме развития глобального арт-рынка и локального рынка Китая и вопросам рыночной оценки
древней китайской керамики [9, 10]. Китайские ученые одними из первых приступили к изучению взаимосвязи современного китайского искусства и арт-рынка, а также коллекционирования предметов фарфора. В этой связи следует отметить ценность ряда недавних китайских публикаций, в которых затронуты некоторые аспекты
рассматриваемой проблематики 12]. Настоящее исследование акцентирует проблему недооцененности современного керамического искусства Китая и демонстрирует его потенциал с позиций художественного рынка, на который в настоящее время ориентируются многие деятели искусства и коллекционеры.
Современная китайская керамика как предмет коллекционирования
«Современное керамическое искусство» - это понятие, которое относится к творчеству
художников-керамистов, использующих гончарные изделия или фарфор в качестве средства выражения индивидуальности и эмоций. Термин «современное керамическое искусство» в Китае имеет определенную специфику. Такое искусство отличается от традиционной керамики. Оно появилось в Китае в конце 1970-х годов. Из-за долгой истории и глубокой основы керамической культуры Китая темпы изменения концепции керамического искусства медленные и трудные, и в то же время все еще существуют предвзятость и непонимание. Керамическое искусство обычно делится на две категории: традиционное керамическое искусство и современное керамическое искусство с точки зрения формы работы и художественной концепции, передаваемой разными средствами выражения.
Традиционная керамика в основном практическая и декоративная. Внешняя форма работ связана с традиционной культурой. Современная керамика передает видение гончара. Ее внешняя форма свободная и эффектная, и в то же время подчеркивающая эксперименты и исследования с глинами и глазурями. Современное керамическое искусство столь же разнообразно и открыто, как и современное искусство в целом. Некоторые гончары, занимающиеся традиционными гончарными изделиями, также называют себя «современными гончарами», опасаясь, что они останутся позади в современности, а «современная керамика» на какое-то время стала популярной на родине.
В последние годы китайская керамика, созданная современными художниками-керамистами, стала фаворитом на рынке коллекционирования. По сути, коллекционеры, формируя подобные собрания, делают своеобразную инвестицию в будущее. К числу крупнейших коллекций современного фарфора следует отнести коллекции Пань Баоцина и гонконгского коллекционера Лю Луаньсюна, которые ранее занимались исключительно антиквариатом, но затем стали собирать изделия, созданные в наше время. Примечательным является то, что такой фарфор стал, прежде всего, пополнять собрания ранее исключительно старинных изделий. Это свидетельствует об осознаваемой экспертами художественной ценности производимого китайскими керамистами в настоящее время.
Современное китайское искусство в контексте последних тенденций развития глобального и национального художественного рынка
За последние пять лет рынок искусства Китая развивался быстрее, чем рынки искусства других стран. В 2004 году торговые площадки «Sotheby's» и «Christie's» продали произведения азиатского современного искусства на общую сумму 22 миллиона долларов. Два года спустя два аукционных дома продали произведений современного азиатского искусства уже на сумму 190 миллионов долларов. Основная часть проданных произведений принадлежала китайским художникам. Если в 2005 г. в мировой рейтинг 100 наиболее успешных деятелей искусства с точки зрения продаж их произведений на торговых площадках (по информации от аукционов) вошли только 2 китайских художника
[13, p 13-141, то в 2009 г. их число увеличилось до 10, при этом большинство составили
современные художники [14, p 26-271.
На мировом рынке искусства Китай приобретает все большее значение. В 2007 году Китай потеснил Францию, заняв третье место после США и Великобритании по общему аукционному обороту. Три крупнейших в мире торговых площадки «Christie's», «Sotheby's» и «Bonhams» открыли офисы в Гонконге и провели несколько аукционов современного искусства, как в Гонконге, так и в материковом Китае. Бурный рост китайского рынка искусства создает благоприятные условия для выхода аукционных
площадок материкового Китая - таких как «China Guardian», «Poly International» и многих других - на международный уровень. В 2007 году на китайские аукционные дома «Poly International» и «China Guardian» приходилось уже по 1,8% и 1% мирового оборота аукционных продаж Ü5I. В глобальном контексте эти цифры весьма значительны.
Китайский аукционный рынок состоит из трех основных сегментов, которые формируются вокруг следующих предметных областей: 1) китайская живопись и каллиграфия, 2) керамика и антиквариат, 3) современное искусство. В период с 2004 по 2008 годы наблюдался особенно резкий рост внутреннего арт-рынка Китая, в связи с чем многие произведения современного китайского искусства вышли на мировой уровень и получили международное признание. Если говорить о внутреннем рынке Китая, то его развитие было обусловлено несколькими факторами. В первую очередь в указанный период утвердилось представление о ценности национального искусства как финансового вложения. В отличие от западного мира, где существует множество различных инвестиционных инструментов, в Китае инструменты инвестирования ограничены акциями, фондами и недвижимостью. Искусство стали рассматривать как альтернативу указанным активам после того, как с 2004 года китайское правительство взяло под строгий контроль спекуляции с акциями и недвижимостью. В результате китайское современное искусство стало восприниматься как надежное вложение средств. Быстрый рост цен на современное искусство, вероятно, был обусловлен значительной переоценкой стоимости предметов в условиях активной спекулятивной торговли.
Анализ наиболее значительных современных предметов китайской керамики, представленных на арт-рынке
Ценители национального декоративно-прикладного искусства скупают современные керамические изделия, как у художников лично, так и через специальные торги. Так, на аукционах в стране год от года изделия из этого материала ценятся все выше. Например, в 2007 году работа «Инкрустация высокотемпературной цветной глазурью», выполненная художником-керамистом Ли Цзюшэном, была оценена в более миллиона юаней. Ранее работа современного художника-керамиста никогда не оценивались в такую сумму. Отметим, что произведения Ли Цзюшэна отличаются художественным своеобразием. Он тяготеет к линиям, напоминающим старинные бело-голубые техники росписи. Кисть у него яркая и свободная, мазки плавные и точные. Автор, склонный к живописи маслом, также внимателен к чистому цвету и его нюансам в росписи керамики. Каждое его произведение — это композиция, написанная высокотемпературной цветной глазурью. Побившая рекорд «Инкрустация высокотемпературной цветной глазурью эпохи кардамона» представляет собой диптих с изображением девушки из северных племен на пастбище и воодушевленных юношей из Синьцзяня, стоящих в окружении девушек. Это произведение является символом обновления, в том числе, языка художественной формы китайского фарфора. В следующем 2008 году, когда цветные глазурованные фарфоровые инкрустации «Настоящий джентльмен должен молчать, наблюдая за шахматной партией» того же мастера была продана почти за два миллиона юаней.
На Международном аукционе керамического искусства в Цзиндэчжэне композиция первого в истории Нового Китая «мастера искусств и ремесел» Ван Силяня «Горы Хуаншань высотой четыре тысячи километров» была продана за семь миллионов юаней, став самым дорогим произведением современного керамического искусства на публичных торгах в то время. В работе художника внимание уделяется концепции, акценту на декоративности и созданию художественного эффекта тихо текущей воды.
Мазки его кисти просты, цвета элегантны и насыщенны, а композиция естественна. Фон — цвет светлой глазури. Это позволяет мастеру показать контур общей композиции (рис. 1).
Щт
Рис. 1. Ван
Силянь. Горы Хуаншань высотой четыре тысячи километров.
В начале XXI века большие тарелки художника-керамиста Чжана Сунмао постоянно бьют рекорды по стоимости на торгах среди китайских коллекционеров. Так, в 2010 году «Множество поколений» был оценен в 13 миллионов юаней (рис. 2), в 2011 году фарфоровая тарелка «Национальные цвета и ароматы» была оценена в 12 миллионов юаней (рис. 3).
Рис. 2. Чжан
Сунмао. Множество поколений
Рис. 3. Чжан Сунмао. Национальные цвета и ароматы
Заметно, что мастер прекрасно чувствует себя в художественной росписи, черпая образы и художественный язык, в основном, из китайской живописи и перенося их с помощью глазурованной пастели на керамическое основание в виде плоских тарелок. Отметим, что численность художников, занимающихся созданием изделий из этого материала, невелика. Среди них художников, которые ценятся в кругу знатоков и коллекционеров, а их работы представлены в музейных собраниях, очень мало.
Заключение
Внимание и оценка коллекционеров в силу отсутствия источниковедческой базы, связанной с анализом творческой деятельности в сфере искусства начала XXI века, во многом определяет ценность современных произведений. Многие коллекционеры при выборе той или иной работы руководствуются тем фактом, обладает ли автор специальностью «художник-керамист», которая была введена в стране с 1959 года, выигрывал ли он национальный конкурс «Мастер китайского искусства и ремесел» или «Китайская керамика», имеет ли звание «мастера искусств» или «старшего мастера керамики». Тем самым, критерием востребованности современного фарфора во многом является институциональная принадлежность автора. Однако все же главный критерий отбора на данный момент — это художественные характеристики изделия: свежесть стиля, нестандартность подхода к формообразованию, а также ярко проявляющаяся индивидуальность мастера (рис. 13), на более ранних этапах развития искусства слабо читающейся в фарфоре. Высоко ценятся те изделия, которые не подражают древним, а выражают субъективный взгляд и индивидуальный стиль керамиста.
Рис. 4. Го Айхэ. Рассвет. Работа признана лучшей на «13-й Китайской выставке мастеров декоративно-прикладного искусства», удостоена «Кубка сотни цветов», «Золотой награды китайского искусства и ремесел». 2000-е гг.
Сейчас востребованы произведения, созданные в духе «керамической живописи» и использующие современные технологии, красящие пигменты, которые позволяют расширить выразительные возможности росписи по фарфору. Бум коллекционирования современного китайского фарфора, который начался в XXI веке, свидетельствует о том, что эти работы превосходны с точки зрения мастерства, выбора тем, а сочетание оригинальности, академичности и ярких визуальных эффектов создают ощущение инновационности и нестандартности.
Библиография
1. Гои Цинь. Коллекционирование искусства Китая в Англии в XIX веке // Артикульт. 2022. № 3 (47). С. 18-24.
2. Казакова В.В. Фарфор в частных коллекциях России первой половины XVIII в. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 77. С. 100-105.
3. Сиповская Н.В. Мода и политика фарфоровых коллекций. Собрание Петра Великого в фарфоровом кабинете императрицы Елизаветы Петровны // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. 2009. № 2. С. 5770.
4. Чернышова Э.П., Чжоу Л. Анализ признаков коллекционирования художественного китайского фарфора в России XVШ-XX вв. // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия. Сборник трудов XIV международной межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2021. С. 48-53.
5. Ван Юй., Ляо Чжэндин. Китайская фарфоровая пластика 1950-х гг. как предмет частного коллекционирования // Вопросы музеологии. 2020. Т. 11. № 1. С. 83-93.
6. Дронова Н.Д., Дронов Д.С. Атрибуция и особенности оценки китайских антикварных фарфоровых изделий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017.
№ 1 (184). С. 64-69.
7. Куцова Е.Е., Давидова Т.А., Мартынова Н.В. Старинный художественный фарфор Китая в современном коллекционировании // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2007. Т. 1. С. 461-465.
8. Ляпустин С.Н., Барей Н.С. Антикварный рынок Китая и роль таможенных органов в борьбе с контрабандой культурных ценностей // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 3 (80). С. 89-97.
9. Tingting Wang. The Emerging Chinese Art Market: What Contributes to the Price Surge of Chinese Contemporary Art, 2004-2008? Master Thesis. Erasmus University, 2010. 64 р.
10. Foster Timothy Charles. A study of the market valuation of antique Chinese ceramics. Doctoral Thesis. Nottingham Trent University, 1997. URL:
https ://pure.solent.ac.uk/en/studentTheses/a-study-of-the-market-valuation-of-antique-chinese-ceramics (accessed: 12.02.2023).
11. Лю И. Рассуждения о творчестве и коллекционировании современного фарфора. Исследования фарфора. 2014. № 1. С. 19-29. хиг.Ш^ТСгЖШЙЙШФ^ШЮ]. Ш
2014, 1: 19-29 (на китайском языке).
12. Чжу С. Тридцать коллекций фарфора. Предпринимательство Шанхая. 2018. № 4. С. 44. ШН+ШЮ]. 2018, 4: 44 (на китайском языке).
13. Artprice 2005 ranking of artist by auction turnover: the top 100 // Art market trends 2005. Artprice. URL: https://imgpublic.artprice.com/pdf/trends2005.pdf (accessed: 13.03.2023).
14. Top 100 hammer price 2009 // Art market trends 2009. Artprice. URL: https ://imgpublic.artprice.com/pdf/trends2005.pdf (accessed: 13.03.2023).
15. Art Market Trends 2007. Artprice. URL:
https ://imgpublic.artprice.com/pdf/trends2007.pdf (accessed: 13.03.2023)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной на рецензирование статье является современное керамическое искусство Китая, рассмотренное автором в аспекте его места на художественном рынке, что нашло отражение в заголовке («Современное керамическое искусство Китая: взгляд с позиций художественного рынка»). Опираясь на статистику продаж крупнейших в мире торговых площадок («Christie's», «Sotheby's», «Bonhams») и рынка материкового Китая («China Guardian», «Poly International» и др.), автор выделяет сегмент творчества мастеров современного керамического искусства Китая, пользующийся спросом коллекционеров (Пань Баоцин, Лю Луаньсюн и др.) и представляющий интерес для искусствоведов как отдельное направление современного искусства, развивающееся в Китае начиная с конца 1970-х гг.
Автор отмечает, что в мире продолжает пользоваться спросом керамика современных китайских мастеров в традиционном стиле, связанная тематически и технологически с традиционной культурой, но в последние годы фаворитом на рынке коллекционирования стала китайская керамика, созданная современными художниками-керамистами, отличающаяся своеобразием, свободой и эффектностью внешних форм, «подчеркивающая эксперименты и исследования с глинами и глазурями». В частности,
автор приводит примеры произведений художников-керамистов Ли Цзюшэна («Инкрустация высокотемпературной цветной глазурью эпохи кардамона», «Настоящий джентльмен должен молчать, наблюдая за шахматной партией»), Ван Силяня («Горы Хуаншань высотой четыре тысячи километров») и Чжана Сунмао («Множество поколений», «Н ациональные цвета и ароматы»), иллюстрируя и анализируя отдельные из них. Выборка работ в данном случае осуществляется автором на основе рекордной цены произведений на официальных аукционах художественного рынка. Но автор отмечает, что помимо аукционов коллекционеры проявляют интерес и непосредственно к творчеству художников-керамистов, скупая у них их произведения. Поэтому кроме мнений экспертов на ценность произведений нового направления художественного творчества влияет обладание художником стандартизованной в 1959 г. в Китае квалификацией (специальностью «художник-керамист»), его победы на национальных конкурсах «Мастер китайского искусства и ремесел» или «Китайская керамика», а также наличие званий «мастера искусств» или «старшего мастера керамики». В целом, автор привел достаточно аргументов в пользу тезиса, что начиная с конца 1970-х гг. в Китае развивается отдельное направление художественного творчества, которое следует рассматривать и изучать как уникальный феномен современного искусства, определенный автором как «современное керамическое искусство Китая». Таким образом, если считать основной целью статьи проблематизацию исследования уникального феномена современного керамического искусства Китая, можно заключить, что цель достигнута, и предмет исследования представлен автором в достаточной степени аргументировано. Достигнутый результат раскрывает перспективы дальнейших исследований.
Методология исследования основывается на выделении типичных черт стиля «современного керамического искусства Китая», отличающегося от традиционного своеобразием, свободой и эффектностью внешних форм, экспериментальным подходом художников к работе с глинами и глазурями. Краткий анализ отдельных примеров нового направления художественного творчества китайских мастеров подтверждает предложенные автором типологические основания. Безусловно, автор внес свой посильный вклад в систематизацию исследований «современного керамического искусства Китая».
Актуальность обозначенной темы автор поясняет тем, что несмотря на традиционно высокий интерес ученых к изучению коллекций китайской керамики, в существующих исследованиях преобладает антикварная тема, затеняющая собой наблюдаемые новые тенденции современного арт-рынка и музейно-выставочного дела, в том числе и проблематику собирания предметов, которые относятся к современному керамическому искусству Китая. Безусловно, к современному китайскому искусству интерес в последнее время значительно возрастает, что обусловлено усилением влияния китайской культуры на мировые процессы. Поэтому представленная автором работа весьма актуальна и своевременна.
Научная новизна, выраженная в концептуализации автором отдельного направления «современного керамического искусства Китая», не вызывает сомнений. Конечно, научные дискуссии о точном наименовании описанного автором феномена художественного творчества в культуре современного Китая, повлиявшего на новые тенденции мирового и национального китайского арт-рынка, еще предстоят, и представленная вносит в организацию этих дискуссий свой посильный вклад. Стиль текста выдержан научный, техническую описку, обнаруженную рецензентом в предложении «В западной науке в наблюдается интерес к теме развития глобального арт-рынка и локального рынка Китая и вопросам рыночной оценки древней китайской керамики [9, 10]» редактор может исправить без ущерба для авторской мысли.
Структура статьи соответствует логике изложения результатов научного исследования. Библиография в достаточной степени раскрывает проблемное поле работы, оформлена в соответствии с редакционными требованиями. Апелляция к оппонентам вполне корректна, хоть и минимальна.
Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство» и может быть рекомендована к публикации.