Розанов Л. Л. Современное геоэкологоведение / Л. Л. Розанов // Научный диалог. — 2015. — № 2 (38). — С. 21—40.
УДК 502.64
Современное геоэкологоведение
Л. Л. Розанов
Обсуждается концепция геоэкологоведения (познания, постижения геоэкологии как науки). Сопоставлены определения понятия «геоэкология». Предлагается процессно-средовой подход к выделению объекта и предмета геоэкологии. Объектом исследования геоэкологии считается окружающая среда — взаимодействующая совокупность природных и техногенных веществ, тел, условий, факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на человека, животных и растения. В качестве предмета исследования геоэкологии рассматриваются геоэкологические процессы (изменение здоровья и жизнедеятельности людей, перемены в состоянии растительных и животных организмов под прямым или опосредованным воздействием окружающей среды). Представлена авторская разработка принципиальной процессно-структурной модели геоэкологии. Сформулированы определения для стержневых научных понятий: геоэкологический процесс, геоэкологическое пространство, геоэкологический предел, геоэкологизация развития, геоэкологическая компетентность. Эти категории составляют понятийно-терминологическую базу геоэкологии. Намечены перспективы геоэкологии как научной дисциплины и как системы профессиональной подготовки. Приводятся компетенции, формируемые в рамках дисциплины «Геоэкология». Автор считает подход к человеку как части биосферы методологически неконструктивным. Подчеркивается, что человечество не находится в органическом единстве ни с биоценозами, ни с биосферными процессами, поскольку выступает по отношению к ним в качестве техногенного фактора.
Ключевые слова: геоэкологоведение; геоэкология; окружающая среда; геоэкологические процессы; геоэкологическое пространство; геоэкологизация развития; геоэкологический предел; принцип природосообразности; геоэкологическая компетенция.
1. Введение
Становление геоэкологоведения актуально, прежде всего, в свете поиска объекта и предмета изучения геоэкологии [Климанова, 2014; Трофимов, 2014], и ряда утверждений о появлении термина геоэкология в 1939 году [Карлович, 2005; Прозоров, 2008; Трофимов, 2009; Ясаманов, 2003]. В связи с последним обратим внимание на принципиальное высказывание немецкого географа Карла Тролля в академической публикации: «Для того чтобы улучшить взаимопонимание ученых из разных стран, я недавно предложил термин геоэкология, и этот термин уже принят и нашел применение в двух международных организациях: на Симпозиуме ЮНЕСКО в Мехико в 1966 г. (Troll, 1968а) и в Комиссии МГС по высокогорной геоэкологии (Troll, 1968б)» [Тролль, 1972, с. 118]. Таким образом, термин геоэкология ввел в науку в 1966 году К. Тролль, кстати, вместо ранее предложенного им в 1939 году термина ландшафтная экология. Отметим, что ландшафтная экология определена им как «изучение основных комплексов, обусловленных взаимоотношениями между живыми сообществами и их средой в данной части ландшафта» [Тролль, 1972, с. 116]. Далее в термин геоэкология стало вкладываться разное содержание [Поздеев, 2004].
Введение геоэкологии в число дисциплин высшего профессионального образования (1994) и в перечень специальностей (2001), по которым защищаются диссертации в Российской Федерации, свидетельствует о ее значимости для науки, практики, образования. Очевидно, сфера геоэкологического образования, научно-практические результаты геоэкологических исследований будут приобретать все большую актуальность для высшего политико-экономического менеджмента страны, принимающего решения.
В условиях техногенной цивилизации, для которой характерны непредвиденные и опасные последствия производственной и иной деятельности человека, важными современными задачами стали оценка, прогноз изменения и регулирование окружающей среды
с целью сохранения ее приемлемого состояния для жизнедеятельности нынешнего и будущего поколений людей. При их решении содержательная определенность геоэкологии приобретает особое научно-практическое значение.
2. Методика исследования
Проведенное геоэкологическое исследование базируется на анализе публикаций с целью выявления «геоэкологической идеологии» — системы взглядов, идей, убеждений. Приведенные в хронологическом порядке определения геоэкологии (табл. 1) свидетельствуют о многообразии понимания ее как науки. Они не исчерпывают спектр воззрений на ее содержание и структуру, однако позволяют в определенной мере осознать, выделить ориентиры в разработке проблемы геоэкологоведения (научно-образовательной дисциплины о познании, постижении геоэкологии).
Таблица 1
Определение понятия «геоэкология» в учебных и научных изданиях
Дефиниция Источник
Геоэкология — это ландшафтная экология, изучающая основные комплексы, обусловленные взаимоотношениями между живыми сообществами и их средой в данной части ландшафта Тролль К. [1972]
Геоэкология — научная дисциплина, изучающая территориальные экологические системы Алаев Э. Б. [1983]
Геоэкология — раздел экологии (по другим воззрениям — географии), исследующий экосистемы (геосистемы) высоких иерархических уровней-до биосферы включительно Реймерс Н. Ф. [1990]
Геоэкология — наука, изучающая законы взаимодействия литосферы и биосферы, с учетом специфики человека и его деятельности Клубов С. В., Прозоров Л. Л. [1993]
Геоэкология — междисциплинарная наука об экологических проблемах геосфер Осипов В. И. [1993]
Геоэкология — наука об организованности биосферы, вмещающей ее супергеосферы и околоземного пространства, об их антропогенном изменении, способах управления для целей выживания и устойчивого развития цивилизации Горшков С. П. [1998]
Дефиниция Источник
Геоэкология — наука о пространственно-временных закономерностях взаимодействия сообществ с окружающей природной средой Кочуров Б. И. [1999]
Геоэкология — наука, исследующая геотопологические и экологически значимые свойства субъектов и объектов антропогенного воздействия и населения, а также особенности их экологических отношений, проявляющихся в рамках геоэкологического пространства Жиров А. И. [2001]
Геоэкология — междисциплинарная наука о взаимосвязи жиз-необусловливающих факторов геосфер и общественно-социальных отношений на глобальном уровне Давиденко Н. М. [2003]
Геоэкология — наука о взаимодействии географических, биологических (экологических) и социально-производственных систем Петров К. М. [2004]
Геоэкология — междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе ее взаимодействия с обществом Голубев Г.Н. [2006]
Геоэкология — наука об окружающей среде, решающая вопросы ее сохранения для приемлемой жизнедеятельности человека Розанов Л. Л. [2006]
Геоэкология — раздел географии, исследующий взаимодействие человека и ландшафтов на разных иерархических уровнях, вплоть до биосферы Котляков В. М., Комарова А. И. [2007]
Геоэкология — ландшафтная наука, изучающая природные, природно-антропогенные или антропогенные территориальные комплексы Земли на глобальном, региональном и локальном уровнях в качестве среды обитания организмов, человека прежде всего, с одной стороны, и среды социально-экономической деятельности — с другой Тимашев И. Е. [2008]
Геоэкология — междисциплинарная наука, изучающая экологические функции абиотических сфер Земли, закономерности их формирования и пространственно-временного изменения под влиянием природных и техногенных причин в связи с жизнью и деятельностью биоты, и прежде всего человека Трофимов В. Т. [2014]
Обобщение толкований геоэкологии (табл. 1) позволяет согласиться с мнением о «неразработанности теоретических основ геоэкологии, отсутствии четкой формулировки ее понятийной базы» [Трофимов, 2014, с. 29]. Согласно исследованию [Климанова, 2014],
в геоэкологии выделены следующие направления: глобальное экос-ферное, биосферное, современных ландшафтов и ландшафтно-гео-экологических систем, ландшафтно-экологическое, геоэкосоциоси-стемное, геологическое, эколого-инженерное. При этом отмечено, что «практически ни одно из данных направлений нельзя назвать полностью самостоятельным с позиций используемой методологии» [Кли-манова, 2014, с. 25]. Существенен вывод представителя философской науки, работавшего на стыке с географией и биологией, о том, что «сложность структуры геоэкологических исследований обусловлена не только многокачественным характером взаимодействующих компонентов, но и их размерностью, масштабом» [Кобылянский, 2003, с. 69]. Таким образом, ядром современного геоэкологоведения следует считать методологическую установку в форме специфического понятийно-категориального аппарата.
3. Результаты и обсуждение
Для любой научной дисциплины фундаментальное значение имеет «методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» [Философский ..., 1983, с. 365]. Существенное значение для уяснения объекта, предмета и задач геоэкологии имеет определение ее Высшей аттестационной комиссией (ВАК) как диссертационной специальности 25.00.36. В формулировке указано, что геоэкология — это междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов. Основополагающая задача геоэкологии состоит в изучении окружающей среды с целью сохранения ее жизнеобеспечивающих ресурсов, то есть жизнепригодности для нынешних и будущих поколений людей, что принципиально. Сам факт «активной деятельности человечества, а также острота проблемы выживания не оставляют надежды на возможность развития геоэкологии лишь на позициях био-
тоцентризма, при которой человек рассматривается лишь как генератор деструкции живой природы» [Преображенский, 1990, с. 137].
В отличие от авторов публикаций [Голубев, 2006; Горшков, 1998; Давиденко, 2003; Жиров, 2001; Петров, 2004; Поздеев, 2004; Трофимов и др., 2005; Трофимов, 2009; Ясаманов, 2003], мы рассматриваем объект и предмет геоэкологии как научной и учебной дисциплины методологически с позиции процессно-средового подхода. Геоэкология — это формирующаяся междисциплинарная наука о современном и будущем состоянии окружающей среды, сохранении ее жизнеобеспечивающих ресурсов для нынешних и будущих поколений людей [Розанов, 2010]. Под окружающей средой понимается взаимодействующая совокупность естественных (природных), искусственных (техногенных) и переходных, промежуточных (техноплаген-ных) между ними веществ, тел, факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на людей, живые и неживые объекты природы и общества. Современная окружающая среда — разнокачественная (природно-техногенная) часть материального мира. Окружающая среда — категория пространственно-временная. Это понятие отражает субъект-объектные отношения. Причем в качестве субъекта окружающей среды могут быть все человечество, население региона, государства, города, объекты производственной деятельности, живые и неживые объекты природы. В зависимости от типа, масштаба, уровня субъекта будут неизбежно меняться содержание и объем его природного, техноплагенного (от лат. plaga — толчок), техногенного окружения в пространстве и времени.
В рамках геоэкологии человек (население, человечество) рассматривается в качестве не только источника загрязнения природы, но и жертвы им же самим изменяемой (в результате производственной и военной деятельности) окружающей среды. Человечеству угрожает не исчерпание доступных ресурсов, а опережающее ухудшение качества окружающей среды вследствие функционирования техносферы, не являющейся ни частью, ни ступенью развития био-
логической природы. Техногенный мир принципиально чужд биологическому миру. Действие техники, удовлетворяющей прежде всего материальные потребности человечества, относительно противостоит природе, дестабилизирует окружающую среду. Человечество, находясь в биосфере, нарушает и разрушает среду своего обитания. Подход к человеку как части биосферы методологически представляется неконструктивным. Человечество по сути не находится в органическом единстве ни с биоценозами, ни с биосферными процессами, поскольку выступает по отношению к ним в качестве внешнего фактора. Поэтому одна из важных задач геоэкологии — познание научной сущности противоречий, возникающих между необходимостью сохранения приемлемого качества окружающей среды для жизнедеятельности человека и усиленным использованием ее природных ресурсов.
Предпосылками для вычленения геоэкологии служат наличие объекта и предмета исследования, познавательной цели и научного аппарата (исследовательских методов, базы данных). Объектом исследования геоэкологии рассматривается окружающая среда, изменяющаяся под воздействием природных и техногенных факторов на локальном, региональном, глобальном уровнях. Изучение свойств, функционирования, динамики реальной окружающей среды направлено на выявление пространственно-временных отношений и взаимосвязей с ней человека и его деятельности. На современном уровне знаний предметом исследования геоэкологии следует считать геоэкологические процессы — изменения здоровья и жизнедеятельности человека, перемены в состоянии растительных и животных организмов под прямым или опосредованным воздействием окружающей среды. Осознание окружающей среды как сферы жизнедеятельности людей, их местонахождения в объективном мире вызывает необходимость целенаправленной деятельности — субъектно-предметной активности в решении локальных, региональных, глобальных геоэкологических проблем. В новом столетии приоритетными считаются
Рис 1. Принципиальная модель структуры геоэкологии
следующие глобальные проблемы жизнеобеспечения: дефицит пресной воды, загрязнение (главным образом химическое) окружающей среды, ослабление иммунитета и сопротивляемости болезням у людей, недостаток продуктов питания.
В настоящее время геоэкология рассматривается как явление многомерное, междисциплинарное. В геоэкологии, развивающейся научной и учебной дисциплине, выделяются, наряду с общей, региональной, специальной геоэкологией [Ясаманов, 2003], глобальная геоэкология, динамическая геоэкология, прикладная геоэкология [Розанов, 2010, 2012, 2013]. Составленная автором принципиальная модель структуры геоэкологии воспроизводит в обобщенной форме существенные, сквозные взаимосвязи между ее разделами, направлениями, изучающими геоэкологические процессы в окружающей среде (рис. 1).
4. Концептуальный базис геоэкологии
Одной из причин, приводящих к становлению новой дисциплины, является постановка обществом актуальной научной задачи. Новая дисциплина заявляет о себе с появлением знания в виде эмпирического обобщения и банка данных. В качестве эмпирического научного обобщения выступает концепция геоэкологического пространства, трактующая сферу жизнедеятельности человека, животных и растений как взаимодействующую совокупность естественных (природных), искусственных (техногенных) и переходных, промежуточных (техноплагенных) веществ, тел, факторов [Розанов, 2010]. Понятия «геоэкологическое пространство» и «окружающая среда» соотносятся как часть и целое.
В геоэкологическом пространстве осуществляется человеческая деятельность. Она прямо или опосредованно изменяет ресурсовоспро-изводящие и средовоспроизводящие процессы в геоэкологическом пространстве, нарушает механизмы обратимости природных условий в «территориально-человеческом измерении». В исследовании
геоэкологического пространства методологически базовое значение имеет процессоведческий подход. Процессность выступает не только как воспроизводство определенных качественных состояний геоэкологического пространства, но и как переход от одного его качества к другому. Наряду с причинно-следственным и генетическим в геоэкологии применяется функциональный способ анализа явлений, рассматривающий взаимоотношения, факты, ряд фактов внутри некоторой сложной системы. В окружающей геоэкологической реальности существует большое число ситуаций (функциональных целостностей), в которых поведение отдельных элементов определяется внутренними свойствами самой системы (то есть целого). При этом свойства целого не сводятся к свойствам составляющих элементов.
Значение функционального анализа геоэкологического пространства состоит в том, что в нем уделяется особое внимание взаимосвязанности, взаимодействиям, обратным связям в геоэкосистеме. При использовании процессно-функционального подхода достигается более глубокое понимание явлений в сложно устроенном геоэкологическом пространстве. Познавательный потенциал процессно-функцио-нального подхода позволяет объяснить механизмы взаимодействий внутри сложной системы геоэкологического пространства на основе его процессной структуризации. При этом функционирование объектов геоэкологического пространства представляется в виде взаимосвязанных «цепных» процессов.
Процессно-функциональный подход в исследованиях окружающей геоэкологической действительности основывается на том, что все ее элементы, компоненты и факторы находятся в закономерных пространственных соотношениях и взаимодействиях и поэтому их эффективное познание возможно во взаимосвязи. Границы в геоэкологическом пространстве разделяют взаимосвязанные и зависящие друг от друга составляющие (материальные подпространства). Исследуемые в геоэкологическом пространстве объекты, процессы обладают свойством местоположения и пространственно-времен-
ных отношений. Важно иметь в виду, что всем природным объектам присуща иерархическая организованность, многоярусность. Между уровнями иерархии и внутри них существуют вещественные, энергетические и информационные связи, нарушения которых ведут к разным нестабильностям в биосфере, кризисам в жизнеобеспечении человечества.
С учетом изложенных представлений процессно-функциональ-ный подход позволяет исследовать структуру, свойства, функционирование, динамику, эволюцию реального геоэкологического пространства на локальном, региональном, глобальном уровнях с целью выявления пространственно-временных отношений и взаимосвязей человека и его деятельности с окружающей действительностью путем соблюдения принципа соразмерности причинно-следственных построений. Процессно-функциональный подход ориентирован на познание процессов, явлений в единстве их внутренних и внешних взаимосвязей, в восстановлении целостной картины взаимодействий в геоэкологическом пространстве, на установление определенных черт общности в разнокачественных явлениях материальной действительности. Адекватное представление о геоэкологическом пространстве возможно на основе совокупности причинного, структурного, функционального, генетического объяснения.
Произошедшие важнейшие сдвиги и проявляющиеся тенденции в развитии мирового сообщества и его взаимодействия с окружающей средой свидетельствуют, что на рубеже ХХ и ХХ! веков острейшей, интегрирующей в себе все остальные, стала проблема выживания человечества на Земле. Понимание содержания проблемных ситуаций во взаимоотношениях человека со средой обитания зависит от полноты знаний о геоэкологических процессах, возникающих в компонентах окружающей среды в пространственно-временной конкретности. Изучение геоэкологических процессов методологически оправданно в слагаемых (структурных частях) окружающей среды — воздушной, водной, биопочвенной, геотехноморфологической, геологической, гео-
физической, геохимической средах [Розанов, 2012]. Основополагающим в познании геоэкологических процессов является соблюдение принципа соразмерности масштабов внутренних и внешних взаимосвязей в геоэкологическом пространстве как сфере жизнедеятельности человека, среде обитания животных и растений.
При исследовании окружающей среды важно реализовать научно-познавательные (методологические, прогностические) и управленческие (организационные) функции. Методологическая функция геоэкологии позволяет использовать процессно-функциональный подход, то есть сопряженный анализ структуры, взаимодействия, динамики геоэкологических образований, а также потенциал междисциплинарного синтеза. Прогностическая функция дает возможность предупреждать противоречия между разнокачественными составляющими геоэкологического пространства, предвидеть будущие «цепные реакции» в изменении окружающей среды, возникновения в ней тех или иных геоэкологических ситуаций. Управленческая функция проявляется в организации окружающей среды, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности человека, удовлетворение его физиологических и духовных потребностей.
В настоящее время существуют две основные модели глобального развития человечества. В ресурсной модели рассматриваются экономика, природные ресурсы, население, продовольственные ресурсы, состояние окружающей среды. К концу ХХ! века прогнозируется сценарий катастрофы из-за истощения ресурсов в связи с ростом населения и состоянием экономики. Другая модель развития исходит из геоэкологического предела, под которым подразумеваются необратимые изменения в окружающей среде, вызванные техногенной деятельностью и угрожающие существованию человечества. Так, планетарный предел жизни человечества четко определен доступностью питьевой воды. Согласно естественной биотической регуляции окружающей среды геоэкологический предел развития человечества будет достигнут раньше, чем пределы роста ресурсопользования.
В условиях углубляющейся глобализации актуализируется геоэкологизация развития, под которой понимается процесс отбора вариантов человеческой деятельности, не разрушающих окружающую среду, устанавливающих баланс с ней в пространственно-временном измерении. При этом методологически важен принцип природосо-образности — соответствие человеческой деятельности и ее последствий возникшему (создавшемуся) в природе порядку, а именно объективно установленному балансу действующих факторов самоорганизации, поддерживающих функционирование современной биосферы сейчас и в ближайшей перспективе.
Геоэкологизация развития, исходящая из принципа природосоо-бразности, обусловливает гармоничное, сбалансированное развитие вообще, так как ужесточает отбор и ограничивает выбор вариантов обеспечения потребностей современных и будущих поколений людей на различных иерархических уровнях (глобальном, государственном, региональном, локальном). Геоэкологизация развития в итоге должна привести к организации, созданию окружающей среды как жизнео-бусловливающей, гармонично функционирующей духовно-материальной системы. Геоэкологизация развития — явление многомерное, многоаспектное, нелинейное, неинерционное.
Итак, для становления геоэкологоведения появились необходимые предпосылки, а именно заинтересованность общества в данной области знания [Степанов, 1990], интегративные теоретические воззрения [Давиденко, 2003; Жиров, 2001; Розанов, 2010] и, пожалуй, главное — насущное решение становящейся все острее сопряженной проблемы глобального геоэкологического кризиса и выживания человечества [Преображенский, 1990; Розанов, 2012, 2013].
5. Перспективы геоэкологии
Завершая обсуждение методологического аспекта геоэкологии, обратим внимание, что употребление вместо словосочетания окружающая среда жаргонизмов типа плохая экология или хорошая эко-
логия — далеко не безобидная мыследеятельность (если так думает и говорит неспециалист — это лишь заблуждение или пример обыденного мышления, если же так пишет научный работник — это невежество). Нельзя признать содержательно корректными выражения ущерб экологии, защита экологии, борьба за экологию, обеспечение экологии, улучшение экологии, политика в области экологии, поскольку словом экология подменяется законодательно закрепленный в Конституции РФ от 12 декабря 1993 года (ст. 36, 42, 58, 72) термин окружающая среда. Примечательно, что год 2013 Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина был объявлен Годом охраны окружающей среды.
Перспективы развития геоэкологии как научной дисциплины заключаются: а) в определении и устранении причин кризисных геоэкологических явлений; б) в совершенствовании геоэкологического мониторинга; в) в разработке прогнозов (прежде всего, краткосрочных) изменений окружающей среды; г) в создании действенной системы управления качеством окружающей человека среды; д) в выявлении потенциала геоэкологизации природопользования в действительности; е) в реконструкции, оздоровлении окружающей среды в старых обжитых районах; ж) в моделировании оптимальной окружающей среды в районах нового освоения; з) в формировании геоэкологи-чески компетентного менеджмента ресурсопользования. Основополагающая задача прикладной геоэкологии — создание безопасной и комфортной окружающей среды для жизнедеятельности человека в пространственно-временной конкретности.
Перспективы геоэкологии как системы профессиональной подготовки выражаются: а) в увеличении числа специалистов-геоэкологов — выпускников вузов; б) в расширении круга лиц, вовлеченных в геоэкологическую (экологическую) деятельность (научную, государственную, общественную, образовательно-просветительскую); в) во внедрении инновационных технологий для получения исходной геоэкологической информации; г) в прогнозировании геоаксиологичности
(ценностности, значимости) окружающей среды в пространственно-временной конкретности. В среднесрочной перспективе (10—15 лет) геоэколог не только останется классическим исследователем-профессионалом, хранителем и распространителем знаний, но и будет играть роль проектного, программного администратора [Розанов, 2014].
В свете вызовов техногенной цивилизации геоэкологии надлежит играть роль основы и фактора формирования мировоззрения, дающего всеобъемлющий взгляд на окружающую среду, а также деятельных геоэкологических компетенций — способности применять знания, умения и личностные качества для успешной социализации в современном социуме, а также профессиональной деятельности.
Сформулируем основные положения геоэкологической компетентности:
— владеть геоэкологической культурой — обладание знаниями и навыками бытовой и профессиональной деятельности, не разрушающей окружающую среду, сохраняющей ее жизнеобеспечивающие ресурсы;
— иметь базовое представление о геоэкологии — научной и учебной дисциплине, изучающей окружающую среду, состоящую из природных, техногенных и промежуточных, переходных (техно-плагенных) между ними вещественных образований, тел, процессов, оказывающих влияние на человека и его жизнедеятельность;
— осознание окружающей среды как природно-техногенного целого, изменяющегося под воздействием природных и техногенных факторов;
— уяснение сути и различий природных, техногенных, технопла-генных процессов, воздействующих на жизнедеятельность человека, растительные и животные организмы;
— понимание геоэкологического процесса как изменения здоровья и жизнедеятельности человека, перемены в состоянии растительных и животных организмов под прямым или опосредованным воздействием окружающей среды;
— обладание знаниями о геоэкологических последствиях загрязненности воздушной, водной, биопочвенной, геотехноморфологиче-ской, геологической, геофизической, геохимической сред — слагаемых окружающей среды, лимитирующих жизнедеятельность человека;
— умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности;
— понимание дестабилизации окружающей среды как снижение ее качества, неустойчивое состояние вследствие материальной деятельности человека (населения, человечества);
— иметь представление о глобальных и региональных геоэкологических проблемах — ухудшении жизнеобеспечивающих ресурсов окружающей среды как общественно неоправданном и требующем разрешения;
— знание механизмов управления качеством окружающей среды, предусматривающих деятельность, направленную на поддержание, сохранение средорегулирующих и средовоспроизводящих свойств геосистем, организацию геоэкологически рационального использования природных ресурсов, обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие производства;
— приобретение навыков организатора, хранителя и распространителя геоэкологических знаний о благоприятной окружающей среде для жизнедеятельности человека.
6. Выводы
Окружающая среда для человека выступает обычно как природ-но-техногенное целое, состоящее из взаимосвязанных природных, техноплагенных, техногенных объектов и явлений, воздействующих на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность и отдых людей. Обобщающее представление об окружающей среде как природно-техногенном целом методологически принципиально для уяснения
и упорядочения пространственно-временной геоэкологической информации, в том числе о геоэкологических процессах, в «территориально-человеческом измерении».
В самом общем виде ухудшение качества окружающей среды определяет взаимодействующая триада — население, технологическое «давление», потребление. Именно в регулировании каждого из компонентов этой триады возможен путь к установлению взаимосвязи и достижению компромисса между потреблением природных ресурсов, населением, производством и воздействием на окружающую среду. При этом, планируя безопасное природопользование, важно определить геоэкологические пределы (ограничения) техногенного, дезорганизирующего воздействия на окружающую среду в целом и ее слагаемые во времени и пространстве. Ведь человечество, находясь в биосфере, нарушает в результате производственной и военной деятельности среду своего обитания. Подход к человеку как части биосферы методологически неконструктивен. Подчеркнем, что человечество не находится в органическом единстве ни с биоценозами, ни с биосферными процессами, поскольку выступает по отношению к ним по сути в качестве техногенного фактора. Выявление научной сущности противоречий, возникающих между необходимостью сохранения приемлемого качества окружающей среды для жизнедеятельности человека и усиленным использованием ее жизнеобеспечивающих ресурсов, — приоритетная задача геоэкологоведения (научно-образовательной дисциплины о познании, постижении геоэкологии).
Предложен процессно-средовой подход к геоэкологии, отражающий междисциплинарное направление научных исследований, которое позволяет решать проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой как структурированной реальностью. В качестве предмета исследования геоэкологии рассматриваются геоэкологические процессы — прямые и опосредованные воздействия изменяющейся окружающей среды (взаимодействующей совокупности
природных, техноплагенных и техногенных веществ, тел, условий, факторов) на человека, растительные и животные организмы в пространственно-временной конкретности. Изучение геоэкологических процессов методологически оправданно в геоэкологическом пространстве.
С позиций геоэкологии принципиально рассматривать определяемые транснациональными корпорациями (ТНК) глобализацию, развертывание диктаторского мироустройства, предусматривающими контроль со стороны неправительственных экологических организаций над системами жизнеобеспечения (связи, энергетики, водоснабжения и др.) соответствующих стран. С точки зрения появляющихся угроз (прежде всего полный контроль над ресурсами и неограниченного доступа к ним) многое, происходящее в России и за ее пределами, может помочь осознать, переосмыслить научная и учебная дисциплина — геоэкология.
Литература
1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география : понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. — Москва : Мысль, 1983. — 350 с.
2. Голубев Г. Н. Геоэкология : учебник для студентов вузов / Г. Н. Голубев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2006. — 288 с.
3. Горшков С. П. Концептуальные основы геоэкологии : учебное пособие / С. П. Горшков. — Смоленск : СГУ, 1998. — 448 с.
4. Давиденко Н. М. Актуальные вопросы геоэкологии/ Н. М. Давиден-ко. — Москва : ГЕОС, 2003. — 428 с.
5. Жиров А. И. Теоретические основы геоэкологии : монография / А. И. Жиров. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2001. — 377 с.
6. Карлович И. А. Геоэкология : учебник для высшей школы / И. А. Карлович. — Москва : Академический Проект : Альма-Матер, 2005. — 512 с.
7. Климанова О. А. Геоэкологическое страноведение : природные и антропогенные факторы формирования районов / О. А. Климанова. — Москва : ЛЕНАНД, 2014. — 304 с.
8. Клубов С. В. Геоэкология : история, понятия, современное состояние / С. В. Клубов, Л. Л. Прозоров. — Москва : ВНИИзарубежгеология, 1993. — 162 с.
9. Кобылянский В. А. Философия экологии : общая теория экологии, геоэкология, биоэкология / В. Кобылянский. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 192 с.
10. Котляков В. М. География : понятия и термины : пятиязычный академический словарь : русский — английский — французский — испанский — немецкий / В. М. Котляков, А. И. Комарова. — Москва : Наука, 2007. — 860 с.
11. Кочуров Б. И. Геоэкология : экодиагностика и эколого-хозяйствен-ный баланс территории / Б. И. Кочуров. — Смоленск : СГУ, 1999. — 154 с.
12. Осипов В. И. Геоэкология — междисциплинарная наука об экологических проблемах геосфер / В. И. Осипов // Геоэкология. — 1993. — № 1. — С. 4—18.
13. Петров К. М. Геоэкология : учебное пособие / К. М. Петров. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2004. — 274 с.
14. Поздеев В. Б. Становление и современное состояние геоэкологии / В. Б. Поздеев. — Смоленск : Маджента, 2004. — 324 с.
15. Преображенский В. С. Региональная геоэкология — география — экология — человек / В. С. Преображенский // Геоэкология : региональные аспекты : материалы к IX съезду Географического общества СССР. — Ленинград : ГО СССР, 1990. — С. 136—138.
16. Прозоров Л.Л.Энциклопедический словарь «Геоэкология» / Л. Л. Прозоров. — 2-е изд. — Москва : Научный мир, 2008. — 428 с.
17. Реймерс Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — Москва : Мысль, 1990. — 640 с.
18. Розанов Л. Л. Геоэкология / Л. Л. Розанов. — Москва : Вентана-Граф, 2006. — 320 с.
19. Розанов Л. Л. Геоэкология : учебно-методическое пособие для вузов / Л. Л. Розанов. — Москва : Дрофа, 2010. — 272 с.
20. Розанов Л. Л. Концептуальная основа динамической геоэкологии / Л. Л. Розанов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». — 2012. — № 5. — С. 98—105
21. Розанов Л. Л. Актуальные аспекты прикладной геоэкологии / Л. Л. Розанов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». — 2013. — № 4. — С. 46—53.
22. Розанов Л. Л. Прикладная геоэкология: научно-образовательная проблематика / Л. Л. Розанов // Геоэкологические проблемы современности : доклады VI Международной конференции / Владимир, 8 октября 2014 г. ; под ред. профессора И. А. Карловича. — Владимир : Аркаим, 2014. — С. 213—216.
23. Степанов В. Н. О геоэкологии как науке / В. Н. Степанов // Геоэкология Мирового океана : материалы к IX съезду Географического общества СССР. — Ленинград : ГО СССР, 1990. — С. 141—143.
24. Тимашев И. Е. Геоэкология и главный компонент земного ландшафта / И. Е. Тимашев // Мир геоэкологии. — Москва : ГЕОС, 2008. — С. 11—21.
25. Тролль К. Ландшафтная экология (геоэкология) и биогеоценология, терминологическое исследование / К. Тролль // Известия АН СССР. Сер. геогр. — 1972. — № 3. — С. 114—120.
26. Трофимов А. М. Региональный геоэкологический анализ / А. М. Трофимов, В. А. Рубцов. — Казань : Меддок, 2005. — 228 с.
27. Трофимов В. Т. Парадоксы современной геоэкологии / В. Т. Трофимов // Вестник МГУ Сер. 4. Геология. — 2009. — № 4. — С. 3—13.
28. Трофимов В. Т. Экологические функции абиотических сфер Земли : содержание и значение для формирования теоретического базиса геоэкологии как науки / В. Т. Трофимов // Геоэкологические проблемы современности : доклады VI Международной конференции / Владимир, 8 октября 2014 г. ; под ред. профессора И. А. Карловича. — Владимир : Аркаим, 2014. — С. 28—33.
29. Философский энциклопедический словарь. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
30. Ясаманов Н. А. Основы геоэкологии : учебное пособие для экологических специальностей вузов / Н. А. Ясаманов. — Москва : Академия, 2003. — 352 с.
© Розанов Леонид Леонидович (2015), доктор географических наук, профессор кафедры общей и региональной геоэкологии, Московский государственный областной университет (Москва), [email protected].