ДИАЛОГИ
Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 2 (412).
Философские науки. Вып. 47. С. 114—116.
УДК 165
ББК 87.22
СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ
А. Б. Невелев1, А. А. Кротов2, А. Я. Камалетдинова1
1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 2 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Члены Президиума Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупненной группе направлений подготовки «Философия, этика и религиоведение» в феврале 2018 г. на традиционном заседании обсудили актуальные проблемы философского образования. Предлагаем тезисное изложение основных вопросов дискуссии.
Кротов А. А. 2 февраля 2018 г. на философском факультете МГУ прошло очередное заседание Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе направлений подготовки «Философия, этика и религиоведение». С докладом на тему «Общие проблемы актуализации образовательных стандартов и программ на основе утвержденных профессиональных стандартов» выступил проректор — начальник управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ К. В. Миньяр-Белоручев.
Подробнее хотелось бы остановиться на структуре и наполненности «примерных основных образовательных программ» по укрупненной группе «Философия, этика и религиоведение». Предлагается в примерном учебном плане выделить пять модулей (естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, педагогический, вариативных общеобразовательных и элективных дисциплин, профессиональных дисциплин, наконец, профессиональных вариативных и элективных дисциплин).
На заседании приняты решения, связанные с ближайшими перспективами методической работы в области философии, религиоведения и прикладной этики.
Камалетдинова А. Я. Повестка заседания ФУМО по укрупненной группе направлений подготовки «Философия, этика и религиоведение» наводит на мысль, что современная Россия начинает осознавать актуальность и значимость философского образования. Обострение идеологической борьбы не только на международном уровне, но и, что особенно важно, внутри страны, — свидетельство недопонимания со стороны государства важности глубинной философской работы с гражданами. Особое внимание, конечно, надо уделить подрастающему поколению. Недостаток философского образования приводит к неустойчивости, текучести сознания. России нужны кадры с глубинной не интернетовской философской подготовкой. Философское образование необходимо воспринимать как долгосрочные инвестиции в интересах выработки стратегии развития государства.
Проанализировав выступление заместителя председателя Федерального УМО Артема Александровича Кротова, видим, что в перспективе прогнозируется существенное увеличение доли педагогического модуля относительно общего объема нагрузки. Нам видится в этом актуальная потребность времени. Анализ заданий к
Современное философское образование: национальный приоритет
115
итоговой аттестации по обществознанию показал, что в перечне контрольных вопросов есть те, которые может раскрыть только преподаватель, получивший философскую подготовку. Не случайно многие гимназии и лицеи в нашем регионе обращаются к преподавателям кафедр философии с просьбой о факультативных занятиях или консультациях для выпускников, выбравших для сдачи ЕГЭ обществознание. Для того чтобы подготовить молодежь к быстро меняющимся реалиям, необходима серьезная мировоззренческая подготовка, что непременно приведет к обновлению содержания учебной дисциплины «Обществознание», насыщению ее философской компонентой.
Невелев А. Б. Особым предметом внимания Федерального УМО на этом заседании стало обсуждение отношения примерных федеральных программ философии, этики и религиоведения к утвержденным рамочным стандартам. Решалась двуединая задача. С одной стороны, нужно, безусловно, держать качественные показатели образования в этих отраслях знания на самом высоком уровне, с другой — поощрять творческий потенциал преподавателей университетов. Концепция объединения требований стандартов и примерного содержания программ для бакалавров, которая была принята на прошедшем заседании, позволяет оптимально сочетать федеральные требования к качеству образования по философии, этике и религиоведению с собственной творческой инициативой преподавателей. Учитывая пожелания преподавателей университетов по программам магистратуры, Федеральное УМО предоставило возможность на местах решать вопрос о том, давать или не давать название профилю подготовки в рамках направления.
Камалетдинова А. Я. Преподаватели высшей школы с нетерпением ждут утверждения стандартов 3++, примерных программ. Понимаем всю сложность работы соотнесения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Если свободу творчества хотелось бы оставить в выборе профиля, определении содержания, то в определении компетентностного подхода хотелось бы единообразия.
Кротов А. А. С докладом на тему «О курсе по обществознанию для средних учебных заведений» выступила заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ Е. В. Брызгалина.
Невелев А. Б. В выступлении Е. В. Брызга-линой была изложена концепция подхода к содержанию среднего образования. Думается, что концептуальным ядром этого курса могла выступить аксиология, хотя в ходе дискуссии докладчик
не согласилась с такой постановкой обсуждаемой концепции. Но если трактовать концепцию просто как собрание элементов философского, экономического, политического и других знаний, то в этой эклектике мы вряд ли достигнем нужного воспитательного эффекта.
Камалетдинова А. Я. Поддерживаю позицию Анатолия Борисовича [Невелева], невозможно безмерно увеличивать объем содержания стандарта среднего образования. Необходимо принципиально пересматривать, предположительно вспомнив возможности междисциплинарного подхода, содержание курса «Обществознание», вобравшего в себя основы знаний из курсов: истории, права, экономики, философии, частично, теории управления и т. д. Собрать целостно разрозненные темы, думается, можно, руководствуясь аксиологическим подходом. Целью образования должно стать не информирование молодежи (на практике так часто и происходит), а создание условий для становления ценностного основания российского гражданина.
Кротов А. А. Председатель экспертного совета по философии, культурологии и социологии Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ В. В. Васильев сделал сообщение на тему «О текущих вопросах работы экспертного совета ВАК».
Невелев А. Б. Как было отмечено, диссертационные советы по философии выглядят при сравнении с другими советами неплохо. Количество и, главное, качество защиты диссертаций по философии близки к оптимальным. Председатель экспертного совета обратил внимание на тенденцию уменьшения страничного объема выполняемых докторских диссертационных исследований при полном сохранении их докторского статуса и призвал научных консультантов отслеживать этот, пусть и вполне формальный, элемент диссертационных работ. Он как глава экспертного совета ВАК просматривает все поступившие докторские диссертации в обязательном порядке.
На заседании ФУМО достаточно заинтересованно обсуждался вопрос о количестве обязательных публикаций в журналах, включенных в перечень ВАК. В практике моей работы как главного редактора научного направления «Философские науки» «Вестника Челябинского государственного университета», включенного в перечень ВАК, достаточно часто возникает противоречивая ситуация: с одной стороны, в ваковских публикациях должны быть представлены основные положения диссертационного исследования, с другой — текст диссертации и научных статей
116
А. Б. Невелев, А. А. Кротов, А. Я. Камалетдинова
содержательно очень близок, поэтому проверка на антиплагиат показывает большой процент заимствований.
Кротов А. А. О работе Российского профессорского собрания сделал сообщение руководитель Аппарата Российского профессорского собрания А. А. Панарин.
Невелев А. Б. Начало XX века характеризовалось объединением профессорского сообщества, активно со студенчеством участвующего в революционном движении, отстаивающего не только интересы реформирования образования,
но и государственной, и судебной систем. Профессорское сообщество вырабатывало стратегию развития государства. Думаем, это ориентиры в руководстве деятельностью профессорского собрания России XXI века.
Кротов А. А. В целом во всех выступлениях по теме стандартизации образования по дисциплинам укрупненной группы направлений подготовки «Философия, этика и религиоведение» отмечались позитивные тенденции, связанные с ростом конструктивного внимания министерства к проблемам гуманитарного образования.
Сведения об авторах
Кротов Артем Александрович — доктор философских наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Москва, Россия. krotov@philos.msu.ru
Невелев Анатолий Борисович — доктор философских наук, профессор кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. filos@csu.ru
Камалетдинова Альфия Янаховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. allakamaletdinova@rambler.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 2 (412). Philosophy Sciences. Iss. 47. Pp. 114—116.
MODERN PHILOSOPHICAL EDUCATION: A NATIONAL PRIORITY
A.B. Nevelev
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. filos@csu.ru
A.A. Krotov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. krotov@philos. msu. ru
A. Ya. Kamaletdinova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. allakamaletdinova@rambler.ru
Members of the Presidium of FUMO on the enlarged group of areas of training "Philosophy, ethics and religious studies" in February 2018 at a traditional meeting discussed topical problems of philosophical education. We offer a thesis presentation of the main issues of the discussion.