УДК 32.019.5
СОВРЕМЕННОЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: РЕКУРСИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2017
Инджиев Артур Александрович, аспирант кафедры международных отношений, политологии и мировой экономики Института международных отношений Пятигорский государственный университет (357532, Россия, Пятигорск, проспект Калинина, 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В предлагаемой статье изложена позиция футуристического видения дальнейшей агрегации электората, выборно-избирательных процессов с системой социальных медиа. Фактура данного исследования, обладающая объективными доказательствами усиления взаимоотношений между соцсетями и их участниками в ближнес-рочной перспективе, освещает и систематизирует самую актуальную информацию последнего времени и заостряет черты на важнейших признаках реноваций «электронного века». Недавние избирательные кампании на Западе, уже завершившиеся и грядущие, проходят под знаком и «внутри» социального медиапространства. Значительная часть политических ристалищ в США и в странах Европейского союза начинается и заканчивается в виртуальных сообществах. На наших глазах происходит формирование двойной реальности, где главенство одной экзистенции («лайф») уже становится спорным. Однако репродуктивную роль подобной тенденции не следует ни подозревать в совершенной уникальности, ни упрекать или игнорировать. Невозможность абстрагирования от сетевого включения надо обращать в сетевой функционал. И отечественный электорат всё теснее сталкивается с веб-форматами, облекаемыми государством адаптивными полномочиями. Так россияне становятся трендсеттерами - носителями и пользователями не только модных веяний, но и полезных ресурсов. Структуры электронного правительства, медийная открытость министерств и ведомств, контактность госслужб в рамках соцсообществ, общая настройка ЦИК РФ прямых каналов связи с избирателем подтверждают гипотезы настоящей работы. Не только электорат «зависим» от информационного интернет-бума, но и все политические среды современности вписаны в медийный контекст. Во избежание ошибочности трактовок политических позиций от баллотирующихся кандидатов и партий требуется диалог от первого лица - интерактив, постоянная обратная связь.
Ключевые слова: электорат, социальные медиа, западные медиа, российские медиа, избирательные перспективы, политтехнологии, пиар-технологии, электронное правительство.
MODERN ELECTORAL FIELD SOCIAL MEDIA: RECURSION AND PROSPECTS
© 2017
Indzhiev Artur Aleksandrovich, postgraduate student, Department of International Relations, Political Science and World Economy, Institute of International Relations
Pyatigorsk State University (357532, Russia, Pyatigorsk, Kalinina Avenue, 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The proposed article outlines the position of the futuristic vision of further aggregation of the electorate, electoral processes with the social media system. The texture of this study, which has objective evidence of strengthening the relationship between social networks and their participants in the short term, highlights and systematizes the most relevant information of late and sharpens the features of the most important signs of renovations of the "electronic age". The recent election campaigns in the West, which have already come to an end and are coming, are held under the sign and «inside» of the social media space. A significant part of political lists in the United States and in the countries of the European Union begins and ends in virtual communities. We are witnessing the formation of a double reality, where the primacy of one existence («life») is already becoming controversial. However, the reproductive role of such a trend should not be either suspected of perfect uniqueness, neither reproached or ignored. The impossibility of abstracting from network inclusion should be turned into network functionality. And the domestic electorate is increasingly confronted with the web formats that the state is endowed with adaptive powers. So Russians become trendetters - carriers and users of not only fashionable trends, but also useful resources. The structures of e-government, media openness of ministries and departments, the contact of public services within social networks, the general adjustment of the CEC of the RF direct channels of communication with the voter confirm the hypotheses of this work. Not only the electorate is «dependent» on the information Internet boom, but all political environments of our time are inscribed in the media context. In order to avoid the mistaken interpretation of political positions from the candidates and parties running for elections, a dialogue is required from the first person - an interactive, constant feedback.
Keywords: electorate, social media, Western media, Russian media, electoral prospects, political technologies, PR technologies, e-government.
О «репродукции избирателя» [5; 6] средствами и силами медийных фронтов особенно широко заговорили в конце прошлого^столетия. В своей книге «Постскриптум. Чехословакия» Йозеф Мташек - яркая фигура публицистического слова Чехии - писал: «Уже в середине 80-х мы столкнулись с явлением информационного формирования электората, зачастую фейкового. Еще чаще -откровенно пропагандистского, даже радикального... Это не ново, мы проходили подобное всегда, а в XX веке - особенно, припоминая «чудные» императорские листки периода Австро-Венгрии и Первой Мировой. Но то, что случится в медиапространстве далее, могу пророчески назвать «новой социальной механикой». [5; 10] Сегодня уже очевидно, что «пророчество» Мташека сбылось. В связи с развитием сетевых технологий социальная механика обрела многообразие форм коммуникаций и богатый комплект модулей виртуального воздействия на общественное мнение._
Данный тезис действует и сегментировано, например, в системе интересующего нас электорального поля. Актуальные избирательные кампании США и стран Евросоюза активно подтверждают усиление внимания пользователей к партиям, штабам и частным страницам кандидатов в социальных медиа, а также констатируют общий рост подписчиков СМИ-сообществ и прогрессию ознакомления именно с выборными материалами.
Предметно визуализируем «свободную социологию» расеЬоок] и статистику крупнейшей социальной сети за последние три года на предмет повышения опций подписки, просмотра и кликабельности избирательных материалов любого типа (рисунок 1). На рисунке 1 можно увидеть диаграмму, составленную автором на основании данных из свободного доступа социальной сети Facebook.
Отметим, что в нашем случае унификация опций вполне возможна, так как настоящая работа не пресле-
339
дует цели анализа специфических показателей посещаемости соцсообщества в определенные периоды. Также дополним, что при иллюстрировании данных использовалась функция геотаргета, то есть внимание участников сети к избирательным кампаниям рассматривалось в целом, а не только в стране проведения выборов.
когда в целом ряде французских городов и портов мигранты стали отдельным государством», [10; 35] а также с «полным провалом экономических реформ правительства Олланда». [10; 37] По словам Фрету', люди обращались к партийным программам и лидерам, предвыборным новостям с одной целью: узнать, стоит ли ожидать перемен к лучшему и от кого их ожидать.
Рисунок 1 - Тенденции роста активности пользователей соцсети Facebook (релевантность: материалы и персоны, связанные с состоявшимися в 2016 году выборами Президента США)
Как видно из диаграммы (рисунок 1), пользовательская активность по теме президентских выборов в США за три года выросла почти на 70% и достигла своего пика в год проведения выборов. Аналитики объясняют эту тенденцию не только понятным интересом мирового сообщества к важной избирательной кампании, но и громкими медийными скандалами, связанными с кандидатами на пост Президента Америки. В частности, политтехнолог Генри Смитстоун, относящий себя к демократическому лагерю, так расставляет акценты информационных политических рокировок: «Истинным полем битвы всей этой неправедной кампании стала глобальная сеть. Нужный контент распространялся по интернету просто молниеносно! А что нужно людям? Шоу. Именно поэтому фейки летели со скоростью парфянских стрел - и достигали порой никем непредвиденных целей и жертв.
...Я убежден в негативной роли социальных медиа в завершившейся кампании. Зачастую инспирирован-ности ситуаций позавидовали бы и опытные уфологи. «Раскрутка» каналов социальных сетей в «деле Хиллари» (Хиллари Клинтон, кандидат на пост Президента США от демократической партии. - Прим. авт.) привела не только к ее поражению на выборах. Она привела к поражению ряд демократических свобод американского общества, в котором бездоказательная информация стала доказательством сама по себе - просто по факту появления на страничке в Facebook. Также я был уверен, что эта порочная манипуляция публикой должна была стать уроком политическим игрокам Евросоюза. Но выборы во Франции показали, что это не так, скорее, пользуясь лексикой Шляпника, «так совсем иначе». [8; 93-94, 118]
Приведенное мнение подтверждается и выводами веб-специалистов. Оказывается, основной трафик ви-рального выборного контента соцсети в 2016 году осуществляли сами американцы, чей приток в тематические и партийные сообщества, в группы, открытые американскими СМИ, увеличился вдвое. Причем почти половина этих граждан и ранее пользовалась ресурсом, но среди их подписок не значились группы и новости, сопряженные с избирательным процессом.
«Пятая республика», выбиравшая Президента страны, начала усиливать свое внимание к тематическим сетевым публикациям за год до выборов (рисунок 2).
Эксперт Мюэль Фрету' связывает такую медийную активность с проводимой Европейским союзом и действующей властью Франции миграционной политикой и «политикой стихийной, голосом миграционных волн,
Рисунок 2 - Тенденции роста активности пользователей соцсети Facebook (релевантность: материалы и персоны, связанные с состоявшимися в 2017 году выборами Президента Франции)
Окончательно же аудитория подписчиков и последующих «постеров» контента (постинг к себе на страницу или в рассылку) политических и информационных страниц в социальной сети разрослась и уже стагнировалась после «серьезного медийного потока, развернутого против одного из самых стабильных кандидатов на президентский пост - Франсуа Фийона». [2; 52]
Аналогичная ситуация резкого возрастания интереса аудитории социальных медиа к политическим процессам, происходящим в стране, наблюдается и по случаю предстоящего проведения осенью 2017 года парламентских выборов в Германии.
Федеральное голосование всех земель - регионов Германии, определяющее не только «расстановку» кресел в Бундестаге, но и избрание канцлера - члена партии, за которую выскажется электоральное большинство, стало «темой года» немецкого сегмента соцсети Facebook.
Интерес к актуальным предвыборным страницам и новостям здесь неуклонно растет, поэтому необходимо заметить, что парадигма показателей текущего года продолжает претерпевать ежедневные изменения.
Колумнист Кирстен Зонндер, изучая эту еще идущую кампанию в фокусе социальных медиа, откровенно рассуждает о явлении информационной «рекурсии» в сообществах. Он декларирует тезис, что сегодня «соцсе-ти пиарят не партию, кандидата, скандалы о выборах, а сами себя». [11; 3]
То есть тиражирование медийно-сетевым порталом, объединенным миллионами участников, избирательного контента - это самореклама, «технология набора адептов: привлечение новых пользователей теми сведениями, которые важны и популярны на данный момент, ведь их обсуждают все, пусть даже виртуально». [11; 3] Таким образом, говоря о перспективах социальных медиа в русле электоральных трендов в глобальном масштабе, вполне возможно оценивать их как американские, так и европейские ресурсы не только с точки зрения упомянутой «социальной механики», но и с коммерческой позиции наработок собственного рейтинга. «Даже сообщества, еще полгода назад просто изучавшие дамские хитрости макияжа, вдруг резко переключились на обсуждение способов окрашивания ресниц именно Иванкой Трамп. (Дочь избранного Президента США Дональда Трампа. - Прим. авт.) К чему бы это? К тому, что тренд рождает контент. На периоды прихода в
соцсеть лавины электората (примерно три месяца до выборов, месяц - после, по моим оценкам) выборы будут здесь суперхитом». [2; 48]
Знаток трафика еврозоны, представитель влиятельного международного провайдера Мигель Терлауф в одном из выступлений для приложения «Зюддойче Цайтунг» (Süddeutsche Zeitung), также упоминая о рекурсиях соц-сетей как методе самопопуляризации «в любой момент, интересный людям» [9; 2] и оценивая их перспективы в спектре избирательных кампаний как «стабильно высокие для инструмента доступного, открытого терабайтам информации, мониторить и цензурировать которую онлайн очень трудно» [Там же], называет «заблуждением» сам поворот ситуации.
Терлауф заявляет о потребности «пересмотреть полярность» [9; 3] ресурсной базы виртуальной информации и в части социальных медиа, и вообще. Детерминировать возникающую для избирателей двойную реальность возможно самым простым способам: обратить медийный функционал на пользу гражданскому обществу, не нивелируя при этом, конечно, значимость развлекательно-досуговых платформ интернета для современного человека.
Подобный взгляд на информационный сетевой потенциал давно не встречает антагонизма экспертов. И типология сайтов ведомственных структур России (включая их представительство в мировых соцсетях), система «электронного правительства», реновации сайта-гиганта ЦИК Российской Федерации - деятельное и характерное подкрепление нового генезиса. «Генезиса приятия медийного контекста, включенности в него; как следствие - производства и распространения собственной информации, не нуждающейся в интерпретациях, открытия своих диалоговых и сетевых окон для общения с социумом. Представляется, что подобный генезис, окончательно укрепившись, обеспечит альтернативу зависимости мнений электорального поля от социальных медиа». [3; 116]
В качестве примера принципа проактивной работы с аудиторией выступает, в частности, информационный конгломерат, ведомый и координируемый Министерством иностранных дел Российской Федерации. Рассмотрим пример детальнее (рисунок 3).
бенно платформы Государственных услуг Российской Федерации).
Таблица 1 - Гиперохватность социальных медиа структурой МИД РФ
№ п/п
Наименование сообщества или опции
Социальные сети:
- Facebook;
- ВКонтакте;
- Instagram;
- Twitter;
- Storify;
- Flickr.
Сетевые каналы и трансляции:
- YouTube.ru;
- Periscope.
Прием обращений граждан на сайте в онлайн-режиме
Мобильное приложение «Зарубежный помощник»
Подписка на рассылку
Полезные ссылки
Функционал сообщества или опции
Аккаунты Министерства:
- А.В. Яковенко, Посол России в Великобритании;
- Г.С. Логвинов, Посол России в Австралии;
- М.В.Захарова, Официальный представитель МИД России;
- Пресс-центр (технические вопросы деятельности инкоров в России);
- Консульский департамент;
- Историко-документальный департамент;
- Департамент Ситуационно-кризисный центр;
- Официальный Twitter-аккаунт Первого департамента стран СНГ;
- Официальный Facebook-аккаунт председательства России в СБЕР;
- Официальный Twitter-аккаунт председательства России в СБЕР.
Рубрика вынесена на главный бан-нер сайта.
Действует раздел сайта «Электронная приемная».
Ссылка в правой части сайта. Работает отдельный раздел, полностью посвященный мобильному приложению.
Подписаться можно в информационном разделе (нижний блок сайта).
На верхнем баннере размещен раздел «Полезная информация», пункт «Полезные ссылки».
Абсолютно новые цифры (подтвержденные периодом избирательной кампании в Государственную Думу Российской Федерации в 2016 году) коррелируются теперь и со статистикой посещений и обращений, адресованных в ЦИК РФ через одноименный сайт (рисунок 4).
Рисунок 3 - Вид официального сайта МИД РФ (http://www.mid.ru/) (верхний баннер сайта с гиперссылками)
На наглядном примере взаимодействия МИД РФ с гражданами в интернет-сегменте демонстрируется позитивная тенденция прозрачного контактирования с участниками соцсообществ. В смысле расширения выхода госструктур в сеть, предложения ими интерактивных опций для населения, регистрации и ведения собственных аккаунтов российские чиновники, по оценкам китайских исследователей, входят в ТОП-3 самых информационно открытых госслужащих в мире. [7; 40] Следовательно, россияне становятся электронными трендсеттерами - пользователями уникальных социально-ориентированных порталов, созданных под эгидой государства (таблица 1).
Общедоступные выкладки идентифицируют рост показателей практического использования россиянами порталов из модуля «электронного правительства» (осо-
Рисунок 4 - Вид официального сайта ЦИК РФ (http://www.cikrf.ru/) (верхний баннер сайта с гиперссылками)
После реноваций сайта-гиганта (носителя информации глобальных объемов: актуальной, архивной, ссылочной массы) любые вопросы от электората, лежащие в правовой плоскости полномочий Центральной избирательной комиссии, можно задать и через «Личный кабинет избирателя», и через опцию «Обратной связи». Обособлены рубрики-ссылки на «Политические партии России»; на платформе проводятся видеотрансляции заседаний ЦИК России.
Представленная база примеров служит прямым доказательством того, что Чи Гень характеризует уже не как «социальную механику», а в качестве «новой социальной анатомии второго десятилетия XXI века, где социальные сети и любые медиавозможности преданно, как внутренние органы, служат своему организму -Человеку». [7; 44]
2
3
4
5
Электоральное же поле социальных медиа, обладая, равно, и рекурсиями, и перспективами, неуклонно развивается. И место в этом развитии, отведенное под инновационное (полезное) общение населения с правомочными распространителями реальной информации, на наш взгляд, далеко не последнее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ди Ч. КНР: роль социальных медиа в диалоге общества и власти // Век информации. 2016. № 2. С. 277-279.
2. Дольменский Д. Т. Тренд рождает контент // Медиаполя. 2017. б/н. С. 46-57.
3. Зультанов Х. М. Новый генезис медийного контекста // Медиаполя. 2017. б/н. С. 102-116.
4. Киселев А. А. Интернет: модели и практики политического участия. М.: Палитра, 2017. 205 с.
5. Мташек Й. Постскриптум. Чехословакия. Прага: Славянофил, 2016. 300 с.
6. Таишева В. В. Информационные технологии в современном избирательном процессе: от социальных медиа до programmatic // НИЦ Социосфера: Сборники конференций. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2016. С. 55.
7. Чи Гень Ю. Социальная анатомия социальных сетей // ГеоВеб. 2017. б/н. С. 38-52.
8. Smithstown H. Show to voters: social networking. Dallas: My America, 2017. 186 p.
9. Terlauf M. Rekursion und Perspektiven der sozialen Netzwerke // Süddeutsche Zeitung. Anwendung. 2017. № 1. P. 1-4.
10. Fretu' M. La cinquième République comme un réseau social // La France. 2017. № 5. P. 33-40.
11. Zonnder K. Adepten Rekursion. Leipzig: PriOl, 2017. 120 p.
Статья поступила в редакцию 11.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.