Научная статья на тему 'Современная журналистика и социальные сети'

Современная журналистика и социальные сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6950
769
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ / СМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / FACEBOOK / VKONTAKTE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

В статье автор останавливается на взаимодействии СМИ и социальных сетей, рассматривается влияние социальных сетей на продвижение СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная журналистика и социальные сети»

Светлана Ивановна Симакова

Челябинский государственный университет

СОВРЕМЕННАЯЖУРНАЛИСТИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

В статье автор останавливается на взаимодействии СМИ и социальных сетей, рассматривается влияние социальных сетей на продвижение СМИ.

Ключевые слова: журналистика, Интернет, СМИ, социальные сети, БасеЬоок, УкоП:ак:е.

Современное общество характеризуется бурным ростом количества пользователей Интернета. У современного человека, вечно куда-то спешащего, появился новый признак -каждый вооружён гаджетами. Это может быть мобильный телефон, плеер, ноутбук, планшет-ник... Складывается впечатление, что мир захвачен электронными устройствами. И никого уже не удивишь тем, что большинство их них имеют доступ в сеть Интернет. На самом деле, домашний Интернет в большинстве регионов России уже давно стал привычным явлением1. Однако современная жизнь настолько динамична, что домашнего Интернета становится недостаточно. Потребность в том, чтобы выход во всемирную паутину был здесь и всегда приобретает всё возрастающую актуальность. Для современника потребность в обмене информацией без Интернета представляется просто нереальной. Такому обмену информацией способствует не только развитие современных интернет-технологий, но и техническое развитие средств связи. Планомерное снижение стоимости мегабайта трафика, ввод бюджетных безлимитных тарифных планов, равно как и доступность персонального компьютера, ноутбука, смартфона, коммуникатора, мобильного телефона, позволили сегодня стать активными пользователями Интернета уже более 54,5 млн человек2. Эта массовость и доступность позволили сделать сеть новым информационным и коммуникационным пространством.

В своей работе мы рассмотрим такую форму коммуникации в Интернете как социальные сети.

Социальные сети огромны. Почти у всех есть какие-то социальные аккаунты средства массовой информации, будь то Twitter, Facebook, MySpace, Vkontakte или что-то другое. Социальные сети - отличный инструмент для того, чтобы строить отношения, обмениваться контентом и обсуждать идеи.

Термин «социальная сеть» появился в работе Джеймса Барнса «Классы и собрания в

норвежском островном приходе» еще в 1954 году. Это социальная структура (математически - граф), состоящая из группы узлов, и которыми являются социальные объекты (люди и организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Таким образом, появление понятия и исследование его развития первоначально ничего общего с Интернет не имело. Однако, по мере развития общества, мы пришли к информационному веку, в котором создали массу видов коммуникации, что повлекло за собой скачок в развитии социальных сетей уже в интернет-пространстве. Применительно к Интернету, социальная сеть - это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети. Наиболее важная составляющая развития телекоммуникационных сетей - это возможность непосредственного общения людей3.

Социальная сеть родилась не в одночасье. Её предшественниками являются электронная почта, телеконференции или группы новостей; интерактивные беседы. Изначально свободное общение пользователей, как таковое, во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение деловых задач - информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это, с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования, общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества -группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен информацией был

гораздо более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена - личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.

И если история электронной почты отсчитывает своё начало с 1971 года, то первая социальная сеть в современном понимании имеет истоком 1995 год, год, когда Рэнди Конрадом была создана Classmates.com. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн пользователей. И только лишь в 2004 году появляется Facebook. Однако, не смотря на свою молодость, эта сеть буквально за несколько лет становится самой популярной в мире социальной сетью. По некоторым данным количество активных пользователей на середину 2011 года колеблется от 600 до 700 млн4. Наибольшую популярность Facebook приобрёл в США, где в названной сети зарегистрировано более половины населения. Однако по разным причинам, в России Facebook такую популярность не получил5.

Самой популярной социальной сетью в России является «ВКонтакте» (2006 г.) - аналог Facebook. Однако в последнее время темпы роста снизились. Причинами этому служат две причины: в начале 2011 года ВКонтакте была введена регистрация по приглашениям. Другая, не менее важная причина: предпринятые действия Facebook по локализации сайта для русскоязычной аудитории.

Но если Facebook известен во всём мире, то сфера использования «ВКонтакте» это преимущественно Россия и страны СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан и др.). С 2009 года «ВКонтакте» купил домен VK.com, с чего и началась экспансия в другие страны, однако до сих пор большого успеха не наблюдается.

В тоже время прародитель «ВКонтакте» - Facebook - приобретает всё большую популярность. Причём результаты исследования аудитории сети позволяют заметить, что крупнейшая мировая социальная сеть привлекла достаточно качественную и динамичную аудиторию: политиков, артистов, общественных деятелей и журналистов. Согласно TNS Web Index, ежедневная российская аудитория Facebook только за октябрь 2011 года выросла на 2 млн пользователей (с 11,5 млн до 13,4 млн), опередив по посещаемости LiveJournal.

Самыми посещаемыми в России являются сервисы «Яндекса» (29,2 млн человек), Mail. Ru (28,89 млн), «ВКонтакте» (25 млн). Вместе с тем, по мнению Александра Изряднова, креативного директора «Одноклассников», для Facebook Россия по-прежнему остается одной из немногих стран, где они не выдерживают конкуренцию с местными игроками рынка. Например, аудитория «Одноклассников» за 2011 год выросла с 13 млн до 28 млн пользователей, ежедневно посещающих сайт. В то время как ежедневная аудитория Facebook в России не превышает 2,5 млн пользователей6.

Проведя небольшой сравнительный анализ двух наиболее популярных социальных сетей, хотелось бы обратить внимание и на их контент. В частности, нам представляется наиболее интересным проанализировать их влияние на работу журналистов.

Замечено, что социальная сеть Facebook с недавних пор уделяет журналистике и журналистам особое внимание. В компании даже была создана специальная должность менеджера по журналистским программам, которую занял известный в мире социальных медиа человек, бывший коммьюнити-менеджер и «социальный стратег» сайта Mashable Вадим Лав-русик (Vadim Lavrusik). Его задача - создавать условия и продвигать новые возможности для более активного использования журналистами сервисов фейсбука в своей профессиональной деятельности. Некоторое время назад Вадим Лаврусик опубликовал на хорошо известном медиаспециалистам сайте Nieman Lab довольно обширный текст, посвящённый эффективному использованию журналистами одного из наиболее популярных сервисов соцсети - Facebook Pages (страниц)7. С точки зрения подготовки специалистов в области журналистики представляет интерес пособие «Facebook + Journalism 101», состоящее из 14 страниц и содержащее идею о том, что «система образования могла бы быть более социальной», подготовленное всё тем же Вадимом Лавруси-ком - менеджером журналистской программы Facebook8.

Безусловно, такое реагирование на потребности аудитории сказывается на рейтинг сети. Итак, ещё раз подчеркнём, что наиболее распространёнными социальными сетями в России являются Facebook и ВКонтакте.

Рассмотрим взаимодействие социальных сетей и средств массовой информации. По мнению большинства исследователей, сред-

ства массовой информации и социальные медиа уже давно срослись между собой: первые черпают новости в последних, последние активно обсуждают и интерпретируют сюжеты первых, придавая им новые смыслы. В связи с этим СМИ (газеты, журналы, радио, интернет-издания, даже телеканалы) начали создавать в социальных сетях свои официальные представительства. В результате чего СМИ получили новую (молодое поколение) аудиторию, дополнительную возможность популяризации своих проектов, новые инструменты коммуникации со своими подписчиками/ слушателями/ зрителями. Интерес представляет список СМИ, представленных в Сети «ВКонтак-те», составленный администрацией проекта, расположенный по адресу http://vkontakte.ru/ page-4489985_37373732. Справедливости ради стоит отметить, что данный список постоянно расширяется. Сегодня уже продвижение даже локальных СМИ (в том числе школьных) не может обойтись без взаимодействия с социальной сетью.

Вопросам сотрудничества СМИ и социальных сетей посвящаются различные совещания и форумы. Так, например, Форум европейских и азиатских медиа (ФЕАМ-2011) в Астане9. Все представители СМИ стран СНГ, выступая на форуме, говорили о неизбежности и положительном эффекте от сотрудничества с социальными сетями. По мнению выступающих, в будущем СМИ не смогут обойтись без новых информационных технологий и игнорировать социальные сети не удастся10. А следовательно, надо научиться технологии продвижения СМИ в социальных сетях. В связи с этим представляется любопытным руководство для журналистов по использованию социальных сетей, опубликованное Associated Press11. Кроме указанного пособия, стоит обратить внимание на рекомендации по SMO (с англ. Social Media Optimization) продвижению12.

Однако, несмотря на то, что социальные сети постепенно захватывают все больше информационного пространства, заменить

полностью традиционные СМИ они не смогут. Следовательно, необходимо найти баланс между традиционными СМИ и коммуникаторами. Чтобы сохранить свою главную роль в информационном секторе и не затеряться в океане добровольных поставщиков информации, традиционным СМИ надо идти в ногу со временем и даже опережать его.

Примечания

1 См.: Развитие Интернета в регионах России http://company.yandex.ru/researches/reports/ internet_regions_2012.xml#top.

2 Там же.

3 См.: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid= 7b442c2d-5c38-4a73-b8ff-d6b8066de096.

4 См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Fb.

5 См.: Facebook в России: реалии и перспективы. http://internetno.net/category/biznes/analitika-biznes/facebook-v-rossii-realii-i-perspektivy/.

6 См.: http://www.rostovit.ru/news/n112536/.

7 См.: http://www.redactor.in.ua/media_new/1507. html.

8 См.: http://ehonewmedia.blogspot.com/2011/08/ facebook.html

9 Шестой Форум европейских и азиатских медиа (ФЕАМ), неизменным организатором которого является медиахолдинг, проходил в Астане под девизом «20 лет независимости: СМИ и общество». В форуме приняли участие свыше 250 представителей масс-медиа из стран СНГ, Балтии и Грузии, в том числе руководители СМИ и ведущие топ-менеджеры медиаиндустрии постсоветского пространства, блогеры, эксперты, аналитики.

10 См.: http://www.14prog.ru/main/novosti/2011/ 11/smi-stran-sng-vplotnuyu-rabotayut-s-sotsialnymi-media.aspx.

11 См.: http://newreporter.org/2012/01/19/akka unty-v-socialnyx-setyax-rukovodstvo-dlya-zhurnalistov-ot-associated-press/.

12См.: http://prosocseti.ru/2012/03/smo-prodvizhenie-blogov-7-neobhodimih-schagov/#more-3018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.