УДК 069:316.7(470.311) DOI: 10.12737/11405
Шапарина Евгения Владимировна
Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева» (Пушкинский р-н, Московская обл., Российская Федерация); заместитель директора по развитию; e-mail: shaparina@yandex.ru
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ МУЗЕЯ. ПРОГРАММЫ И ПРАЗДНИКИ В УСАДЬБЕ «МУРАНОВО»
В последнее десятилетие заметно расширился спектр музейной деятельности в области работы с посетителями. Не отказываясь от традиционных экскурсий, музеи всё чаще используют в своей работе самые разнообразные жанры и виды музейной активности, обращаются к педагогическим наработкам, к опыту психологов, актёров, аниматоров. Как организовать работу среднестатистического музея сегодня, в постоянно меняющихся экономических условиях? Как разработать и довести до потребителя нужный и востребованный им музейный продукт? Чего ждут наши современники, пребывая в музейной среде в качестве экскурсантов? При анализе последних наработок творческого коллектива Музея-заповедника усадьба «Мураново», задачей которых является создание живой атмосферы в экспозиционном пространстве и увеличение притока посетителей в музей, становится понятным, как сегодня можно и нужно позиционировать мемориальный музей. Как транслировать накопленные в фондах музея культурные и исторические ценности. Разрабатывая и внедряя в ежедневную работу музея новые интересные для посетителя программы, музейные сотрудники вынуждены сегодня искать партнеров-единомышленников, готовых понимать требования музейной этики, продиктованной культурно-исторической средой данного места. Разнообразные музейные программы и праздники - такие, как «Сенокос в Муранове», «Масленица в Муранове», «День варенья», «Зимние праздники», «Субботний крокет», театрализованная экскурсия по «Усадебной кухне» - привлекают самую разную публику. Игровые формы подачи материала облегчают восприятие, усиливают эмоциональную составляющую. Основным показателем важности и востребованности такой работы с посетителем стала последняя Масленица. На этом мероприятии за два дня побывало 5500 человек. Организация условий для правильного и полноценного отдыха при значительном притоке посетителя - одна из важных задач работы музея сегодня.
Ключевые слова: музей, инструмент культуры, усадебная среда, игра, источник культуры, диалог с ушедшей эпохой, комфортная среда, досуг.
Традиционно музей (и это зафиксировано в многочисленных справочниках, словарях и энциклопедиях) занимается собиранием, хранением и изучением памятников материальной культуры, а также их популяризацией. Являясь хранилищами культурно-исторических знаний, притягивая к себе как специалистов, так и широкие массы посетителей из всех социальных слоёв, музеи сегодня становятся, вместе с тем, одной из интереснейших площадок общения с прошлым. Чувство ностальгии по утраченному, минувшему, полузабытому знакомо в той или иной степени всем без исключения. Потребность обращения к ушедшей эпохе заставляет находить способы в понятных и простых формах открывать посетителям прекрасный и разноо-
бразный усадебный мир. Это и природный ландшафт с живописной перспективой, не без боя сохранённый в наши дни, и усадебный парк с его жилыми и хозяйственными постройками и, конечно, сам усадебный дом, хранящий в своих стенах такие живые воспоминания, предметы дворянского быта, многие из которых являются настоящими произведениями искусства. Всё перечисленное даёт право утверждать, что музейные усадебные комплексы могут стать специфическим инструментом освоения высокой дворянской культуры.
Обратившись к опыту исследователей в области изучения игровой потребности «человека разумного», ссылаясь на труды Бойтендака и Адлера-Штерна, которые смотрели на феномен «игры» как
на реализатор желаний, можно развивать их утверждение, предположив, что в игре существуют начала драматического искусства. Игра не есть обыденная жизнь - это своеобразный концентрат жизни. Условия, заданные игровым действом, провоцируют развитие в человеке возможностей, данных ему природой при рождении. Выдающийся мыслитель XX в. Йохан Хёйзинга в своём труде «Homo Ludens» («Человек играющий») рассматривает игру как источник культуры: «Игра превращается в серьёзное, а серьёзное - в игру» [6].
Деятельность музея в сфере организации культурно-развлекательных мероприятий за последние пять лет была направлена на разработку и совершенствования таких полюбившихся посетителям праздников, как «День варенья», «Сенокос», «Масленица». Покос травы на Барском лугу способен заворожить не привычного к этому занятию городского жителя. Варка варенья на открытом воздухе, дегустация блинов, катание на снежных горках под весёлые песни фольклорных ансамблей - всё это существенно дополняет и разнообразит пребывание посетителей на территории музея в течение всего дня. Такого рода развлекательные мероприятия становятся особенно привлекательными для семейных посещений.
Вспомним век богатых вельмож, не жалевших времени и средств ради новых театральных постановок в крепостных театрах. Спектакли были разные - удачные и не очень, но крепостные актеры, постепенно овладевая грамотой, в т.ч. и нотной, осваивали все хитрости актёрского мастерства. С отменой крепостного права домашние спектакли продолжали существовать, но уже в кругу семьи, друзей и знакомых, участвующих в представлениях1.
Музей в разных формах обучает, воспитывает, расширяет кругозор экскурсантов разных возрастов. Среди зрителей театральных мурановских постановок была будущая директор музея «Абрамцево» А. С. Мамонтова, которую старшее поко-
1 РГАЛИ. Ф. 394. Материалы Путяты Екатерины Николаевны. Оп. 1. Д. 200. Программы домашних спектаклей, проводившихся в Муранове, Подмосковном имении Путят.
ление Тютчевых звали просто Шурой (она была другом их юности). Тогда актёры домашних спектаклей, которым было по 10-15 лет, заставили переживать Александру Саввишну «сценические страдания» героев пьесы [5, С. 159]. Сегодня возобновившаяся традиция домашних спектаклей в Муранове (рис. 1) притягивает все большее количество посетителей. В «Ночь искусств» 3 ноября 2014 г. гостеприимный дом Боратынского едва вместил всех желающих поучаствовать в интерактивном спектакле «Победа над слабым полом».
Просветительские задачи музей решает посредством разработки различных форм участия посетителей в проводимых действах. Свои роли в них играют сами экскурсанты, вживаясь в атмосферу прошлого. Задача организаторов - вызвать в зрителях желание поддержать заданный тон мероприятия и дать им возможность самим в нём поучаствовать. Причём степень активности и участия, например, в «Фестивале искусств», каждый выбирает себе сам. Постепенно образуется постоянный круг посетителей музея, расширяющийся за счёт привлечения родных, друзей и знакомых тех, кто стал завсегдатаем мурановских праздников и других досуговых мероприятий.
Готовность потратить часть семейного капитала на культурный продукт в семьях среднего достатка пока не велика, но музей работает над увеличением ценовой доступности музейного продукта самым широким слоям населения. Экономические составляющие мероприятий приходится тщательно просчитывать, при этом помнить, что вложенные в программу средства не оправдаются, если вовремя не будет развёрнута реклама. Реклама, интересно и красочно оформленная, должна содержать конкретную программу мероприятия, его стоимость, утверждённую учредителем музея, место и время проведения.
С чего начинается любое музейное мероприятие? Конечно (и это очень важно), с музейного документального источника. Им может быть мемориальный предмет, своей историей связанный с неким забытым ныне действом, хранящаяся в музейном архиве рукопись или изображение.
Рис. 1 - Современные театрализованные формы работы в музее-заповеднике «Усадьба «Мураново»
Мероприятия, чуждые по духу культурной усадебной среде, привнесённые «извне», могут существенно разочаровать посетителей и отвадить их от дальнейших посещений музея.
В Музее-заповеднике «Усадьба «Мураново» хранится датированный 1868 г. акварельный рисунок замечательного художника-любителя, генерала от инфантерии Дмитрия Васильевича Путяты - родного брата жившего в усадьбе Николая Васильевича Путяты, известного литератора, свояка поэта Боратынского. В учётных документах эта акварель имеет название «Мураново. Усадебный дом и луг перед ним». Именно она подала идею создания праздника «Сенокос в Муранове». Сегодня это приобретающий всё большую популярность музейный фольклорный праздник. Его участники съезжаются со всей России. Прежде всего это фольклорные группы - собиратели ещё хранящихся в российской глубинке народных традиций; мастера, возрождающие к жизни старинные ремёсла,- кузнецы, гончары, резчики по дереву, ткачи; представители предприятий, созданных в местах бытования традиционных народных художественных промыслов ещё в XIX ст. и возрождённых в наши дни (так, постоянными участниками праздника являются ЗАО «Хохломская роспись» и ОАО «Пав-лопосадская платочная мануфактура»). На
Барском лугу, расположенном между Главным усадебным домом и Талицкой запрудой, разворачивается двухдневное празднество, в котором принимают участие все гости фестиваля. Общие игры сменяются показательными выступлениями кулачных бойцов, певцов и танцоров. Желающие могут остаться на Барском лугу на ночь, расставив свои палатки или взяв напрокат музейные. В заключительном хороводе второго дня праздника принимают участие сотни человек...
Как часто музеи-усадьбы могут себе позволить проведение массовых мероприятий? В Музее-заповеднике «Мураново» в среднем проходит одно мероприятие в квартал, не считая регулярно проводимых специализированных тематических программ - таких, как «Субботний крокет» и «Зимние праздники», «Обед в усадьбе», к проведению которых привлекаются не только сотрудники экскурсионно-просве-тительского, выставочного и фондового отделов, но и специалисты, педагоги, художники и музыканты из других учреждений культуры. Нелёгкой задачей бывает заинтересовать партнёров, извлечь максимальную материальную выгоду для музея, не слишком ущемив при этом бюджет экскурсантов. Ясно только, что партнёры должны быть влюблёны в мурановскую усадьбу, а не ограничиваться только своими фи-
нансовыми интересами. Посетитель же должен захотеть пожертвовать частью своего бюджета за возможность на час-два окунуться в живую атмосферу усадебного быта, насладиться прекрасной природой мурановских окрестностей, с удовольствием и пользой для себя провести здесь целый день.
Усилия музея в плане организации всё более насыщенных и интересных для всех мероприятий приносят свои плоды. Так, в текущем году наблюдалась активная посещаемость дорогостоящей программы «Зимние праздники - 2015». Хотя посетителям были предложены программы по разным ценовым категориям, наибольшим спросом пользовалась самая дорогая из них - анимационная программа «Преданья старины глубокой» с участием фольклорного ансамбля «Веснянка». Появление участников ансамбля в интерьере Большой гостиной в качестве калядовщи-ков как нельзя лучше вплелось в атмосферу старинного праздника. В прежние годы, по предложению «Барыни», дети брались за руки и с традиционной песней «В лесу родилась ёлочка» хороводом проходили по южной анфиладе парадных комнат. В Большой гостиной происходило знакомство с символом наступающего нового года - не японским или китайским, а с символом, бытовавшим в семье Боратынских, о котором нам известно из книги «Мои воспоминания» [1], написанной К. Н. Боратынской, внучкой поэта. Именно ее воспоминания стали отправной точкой для создания музейной анимационной программы в Муранове. События, описанные в книге, приходятся на кон. XIX - нач. XX в. Каждый год в семье Боратынских перед встречей Нового года мама завязывала детям на руку розовую ленточку. Это совсем простая ленточка, но олицетворяла она нечто драгоценное: в этот момент дети расставались с прошлым, со всем пережитым в прошедшем году и готовились вступить в ожидающее их будущее. В книге рассказывается о последних днях жизни внука Е. А. Боратынского А. Н. Боратынского, расстрелянного 19 сентября (н.ст. ) 1918 г. После его смерти в нагрудном кармане пиджака Александра Николаевича были
найдены те самые полинявшие от времени розовые ленты. Вот такое мощное детское воспоминание, пронесенное через всю жизнь внучкой поэта... Теперь в Муранове розовые ленточки снова повязываются детям как знак преодоления прошлого и символа надежды и добра в будущем. Эта ленточка ассоциируется и с ожидание радости, чего-то необычного, светлого, лучшего, что должно произойти с детьми в наступающем году. Эмоциональное воспоминание включает процессы, которые Гессе назвал «пробуждение на пути к самому себе» [2]. Сегодня, завязывая у ёлки в усадебном доме розовые ленты на запястья детских ручек, мы продолжаем семейную традицию Боратынских. Реакция посетителей на это действо потрясающая: дети в этот момент трепетны и серьёзны, ведь им позволено прикоснуться к прошлому, и они в данный момент им живут.
Театрализованная экскурсия «Усадебная кухня», ставшая неотъемлемой частью нескольких интерактивных программ, была разработана на основании музейных источников: кулинарных книг, письменных документальных источников, записанных в 1960-х - 1970-х гг. воспоминаний потомков владельцев усадьбы, а также предметов кухонной утвари. Отправной точкой явилась экспозиция кухни, расположенная в тех самых помещениях, где настоящая кухня была устроена ещё при строительстве мурановского дома в 1842 г. В «Усадебной кухне» особенно интересны мемориальные предметы, найденные на чердаке усадебного дома, кухонная утварь, обнаруженная при разборке ветхого здания каретного сарая. Пополнили эту коллекцию образцы кухонной посуды, собранные сотрудниками музея в окрестных деревнях в нач. 1980-х гг. О том, для каких целей использовалась различная, ныне забытая, кухонная утварь, подсказали источники из мемориальной библиотеки и архива музея [5]. Мы набрали достаточно материала, чтобы выстроить обычную ознакомительную экскурсию по усадебной кухне, эта экскурсия была востребована, но, всё же казалось, что ей чего-то не доставало. Сам материал требовал нового, нестандартного подхода при его презен-
тации публике. Так родилась идея театрализованной экскурсии. Главным действующим лицом экскурсии должна была стать мурановская кухарка - именно она должна была со знанием дела показать гостям усадьбы свои владения. Но тут возникла проблема - язык. Как говорили кухарки XIX столетия? Да и, собственно, кем они были в жизни усадьбы? Только ли «при-готовителями пищи», или играли какую-то иную, более значимую роль? На помощь пришла «находка библиотекаря». Русский писатель XIX в. Иван Тимофеевич Кокорев -талантливый бытописатель Москвы 1840-х гг., создал ряд интересных очерков из жизни мастеровых и мелких чиновников, представляющих Москву второй четверти XIX в. Приписанный к мещанскому сословию, он был сыном отпущенного крепостного. Поскольку мать его служила кухаркой, автор с детства впитал особенности речи, привычки этого «заурядного сословия» [4]. Вот как он характеризует кухарку: она была «блюстительницей домашнего благочиния, повелительницей очага, звездой и жемчужиной экономии, надеждой обеда, радостью неприхотливого желудка, подпорой и питательницей бренного нашего тела!». Из книги Кокорева мы узнаем о расхожих именах кухарок: «Матрёна Карповна! Акулина Антипьевна! Афроси-нья Панкратьевна! Эти имена с давнего времени носили, хотя из прекрасного пола, но считаемые в нём заурядностя-ми»,- пишет автор. Вот так и появилась в современном мурановском музее кухарка Матрёна Карповна.
Тематическая экскурсия по усадебной кухне предполагает общение кухарки с посетителями, которое во многом строится на взаимных вопросах и ответах. Выстраивается непосредственный диалог времён - нынешнего и прошлого. Ответы посетителей непредсказуемы - это вносит в заготовленный текст живую атмосферу. Импровизация, живое общение делают экскурсию особенно интересной и запоминающейся для посетителей. Чудаковатая кухарка называет себя разными именами, шутит с гостями на кулинарные темы, приговаривая: «уморушки с вами»; она рассказывает о вкусовых пристрастиях владель-
цев усадьбы и знакомит с изменениями со временем застольных правил поведения. Самые доверчивые маленькие экскурсанты искренне верят в долголетие и реальное существование мурановской кухарки.
Летняя программа «Субботний крокет в Муранове» родилась из одного местного микротопонима. Севернее Главного усадебного дома, на углу, образованном пересечением Липовой и Розовой аллей, находится небольшая ровная площадка. В музейное время, по крайней мере, с 1980-х гг., здесь проводились небольшие концерты, детские праздники. Сохранилось устное предание о том, что при Тютчевых, в нач. XX в., площадка называлась Крокетной. Действительно, размер её почти идеально соответствовал принятым в XIX - нач. XX в. размерам крокетных площадок. Подобного рода развлечения в усадебной жизни практиковались. Так, сохранилась фотография нач. XX в., на которой мы видим обитателей усадьбы (хозяев, служащих, гостей), увлечённо играющих в городки. Среди старых семейных фотографий присутствуют многочисленные изображения мурановского кегельбана -деревянной конструкции с двумя шатрами и дорожкой для шаров между ними. Современный крокет постепенно превратился в настоящий, почти элитарный вид спорта. Он очень изменился с того времени, когда в него играли и на площадках, специально устроенных в дворцовых парках, и на природных полянах во время пикников, рядом с кипящим самоваром и разложенной на траве снедью. Правила современного крокета известны, правила того, старинного -уже почти забыты. Что выбрать? Решение было принято в пользу крокета старинного: усадебному духу он подходит значительно больше.
Проблема поиска партнёра была решена просто. В России в это время уже существовала организация, активно пропагандировавшая именно старый, классический крокет - «Крокет-клуб» во главе с настоящим энтузиастом этой игры Дмитрием Быковым. На тот момент в некоторых музеях уже существовали крокетные площадки, устроенные с помощью этой организации (Музей-заповедник «Парк
Монрепо», Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово», Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голициных «Вла-хернское-Кузьминки»). Музей-усадьба «Мураново» стал четвёртым. Каждый из этих музеев имеет свой собственный подход к решению задачи презентации игры. В Муранове было принято решение о формировании специальной программы «Субботний крокет в Муранове». Вечером, когда иссякает основной туристский поток, на Крокетной площадке можно по-настоящему насладиться этой старинной игрой. Правила расскажет инструктор, он же покажет технику удара деревянным молотком по деревянному шару, а после игры предложит ароматный усадебный чай. Программа получила большую популярность в 2014 г. Растущее количество заявок заставило подумать об устройстве второй, временной площадки - она разбита перед Главным усадебным домом. На этих двух площадках и прошёл в сентябре 2014 г. Второй межмузейный турнир по классическому крокету с участием команд из нескольких музеев, в т.ч. сформировавшихся в Муранове. Сама программа не рассчитана на большие туристские группы: в игре, продолжающейся, в среднем, час, могут принять участие одновре-
менно не более четырёх человек (на двух площадках - соответственно, восемь), и поэтому музей проводит на программу предварительную запись. Но по большим музейным праздникам («Майские встречи в Муранове», «Сенокос в Муранове», «День варенья») обе площадки работают постоянно, и поиграть в крокет может любой желающий. Некоторые из посетителей, приехавших в Мураново с туристической группой, потом возвращаются сюда специально - просто поиграть в крокет.
Подобные реализуемым в усадьбе «Мураново» музейные проекты сегодня всё шире распространяются в музеях, и каждый из них старается найти свой путь увеличения посещаемости. Всегда есть возможность пробовать, экспериментировать, выбирать лучшее. Музеи учатся общаться со своей аудиторией непосредственно и через Интернет-ресурсы, и посредством средств массовой информации, чем поддерживаются традиционные и открываются новые формы работы с посетителями, Благодаря этому можно быть уверенным в том, что завтра любое собрание раритетов, любая коллекция экспонатов сможет послужить поводом для интересных открытий в досуговой сфере деятельности музеев и их гостей.
Список источников:
1. Боратынская К. Н. Мои воспоминания. М.: Зебра Е, 2009.
2. Гессе Г. Сиддхартха. М.: АСТ, 2009.
3. Кокорев И. Т. Очерки Москвы сороковых годов. М.; Л., 1932.
4. Левшин В.А. Словарь поваренный, приспешничий, кандитерский и дистилляторский, содержащий по азбучному порядку подробное и верное наставление к приготовлению всякого рода кушанья из французской, немецкой, испанской и английской поварни; пирожного, десертов, варений, салатов, вод, эссенций, ратафий, ликёров; двоению водок, и пр.; а также к учережде-нию стола с планами, подаче, услуги и пр. И присовокуплением в особых параграфах полной мещанской поварни и новой, равным образом поварен австрийской, берлинской, богемской, саксонской и русской. М.: Университетская типография Хр. Ридигера и Хр. Клаудия, 1795-1797.
5. Пигарёв Н. В. Домашние дети // Москва родословная. М., 1989. С. 159.
6. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997.
7. Krivosheyeva T. M., Sultaeva N. L., Druchevskaya L. E. Cooking schools as a tourist attractor // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. р. 98-100.
Eugenia Shaparina
State Tyutchev Memorial estate «Mouranovo» (Moscow region, Russia); Deputy Director for development
MODERN LIFE OF THE MUSEUM. PROGRAMMES AND FESTIVALS IN THE MEMORIAL ESTATE
«MOURANOVO»
Last ten years there were lots of things which appeared in wide museum activity connected with its visitors. Museums, not leaving the traditional excursion routes, tried to use the most different ways to improve their programs with experience of teachers, psychologists, actors and animators. How can we manage work in an average museum today in changing economic circumstances? How can we create and offer a museum product which is so necessary and demanding? What do our visitors expect to have in a museum area?
According to analysis the last programs made by the Mouranovo museum creative group of staff (they tried to form a vivid atmosphere in museum exposition to improve the number of visitors) it is obvious what we have to do for the new museum position. The article is dedicated to the way how to translate the main idea of the museum experience and show the museum's treasures. Museum staff has to find like-minded partners who can be involved in museum ethic as well as in cultural and historical things of the place, to put in everyday museum life some new and interesting programs. We have already have some museum programs and festivals very popular for our visitors as «the Haymaking in Mouranovo», «the Maslinica in Mouranovo», «the Jam Day», «the Winter festivals», «the Saturday Croquet», theatrical excursion «the country estate kitchen» etc. Theatrical forms for representing the museum subjects make perception lighter and put it in emotional way. The result of the work is the last «Maslenica in Mouranovo» (2015). 5500 people visited and took part in the fest during two days. So at the moment museum management and development is one of the most important tasks for we must receive lots of visitors in a proper way and give them a full-fledged rest. Keywords: museum, cultural tool, estate environment, game, source of culture, dialogue with a bygone era, comfortable environment, leisure.
References:
1. Boratynskaia K. N. Moi vospominaniia [My memories]. M.: Zebra E, 2009.
2. Gesse G. Siddkhartkha [Siddhartha]. M.: AST, 2009.
3. Kokorev I. T. Ocherki Moskvy sorokovykh godov [Sketches of Moscow of the forties]. M.; L., 1932.
4. Levshin V. A. Slovar' povarennyi, prispeshnichii, kanditerskii i distilliatorskii, soderzhashchii po azbuchnomu po-riadku podrobnoe i vernoe nastavlenie k prigotovleniiu vsiakogo roda kushan'ia iz frantsuzskoi, nemetskoi, is-panskoi i angliiskoi povarni; pirozhnogo, desertov, varenii, salatov, vod, essentsii, ratafii, likerov; dvoeniiu vodok, i pr.; a takzhe k ucherezhdeniiu stola s planami, podache, uslugi i pr. I prisovokupleniem v osobykh paragrafakh polnoi meshchanskoi povarni i novoi, ravnym obrazom povaren avstriiskoi, berlinskoi, bogemskoi, saksonskoi i russkoi [Dictionary of cookery, prispeshnichy, confectioner and distillyatorsky containing alphabetical order of the detailed and correct instruction to cook all kinds of dishes from French, German, Spanish and English the hut; cake, desserts, jams, salads, water, essences, ratafii, liqueurs; double vision vodka, etc .; as well as the institution of the table with plans, supply, services and so forth. And prisovokupleniem in special sections and complete the hut of a new middle-class, likewise Austrian chef, Berlin, Bohemian, Saxon and Russian]. M.: Uni-versitetskaia tipografiia Khr. Ridigera i Khr. Klaudiia, 1795-1797.
5. Pigarev N. V. Domashnie deti [Home children] // Moskva rodoslovnaia. M., 1989. p. 159.
6. Kheizinga I. Homo Ludens; Stat'i po istorii kul'tury [Homo Ludens; Articles on the history of culture]. M.: Prog-ress-Traditsiia, 1997.
7. Krivosheyeva T. M., Sultaeva N. L., Druchevskaya L. E. Cooking schools as a tourist attractor // World Applied Sciences Journal. 2014. T. 30. № 30. p. 98-100.