Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / внешняя политика Китая / XX съезд КПК / китайская мечта / values / Chinese foreign policy / 20th CPC Congress / Chinese Dream

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Краснова Влада Дмитриевна

Статья посвящена анализу влияния глобальных и традиционных ценностей на внешнюю политику Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется исследованию ценностных основ внешнеполитических целей Китая на современном этапе. Основными источниками стали материалы съездов Коммунистической партии Китая, выступления генерального секретаря ЦК КПК и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Также были учтены точки зрения и концепции специалистов в области китайской внешней политики. В рамках исследования используются исторический и системный подходы. Ключевым методом исследования является анализ эмпирической базы, в частности материалы партийных съездов КНР. Кроме того, используются метод сравнительного анализа, общенаучные методы анализа и синтеза. Прослеживается влияние марксистских, либеральных и традиционных (в большей степени конфуцианских) ценностей на внешнюю политику Китая, что находит отражение в концептуальных положениях внешнеполитического курса, сформулированного на XVIII и XIX съездах КПК, а также в целях развития КНР, изложенных в докладе ХХ съезду. В процессе исследования концептуальных пунктов внешнеполитических установок Китая, становится очевидным, что сегодня современная внешняя политика КНР основывается на трех ценностных «столпах» — марксистские ценности, традиционные ценности и либеральные ценности. Внешняя политика КНР, основанная на указанном ценностном гибриде, может стать плодотворной почвой для исполнения концепции «китайской мечты», возрождения китайской цивилизации и построения нового миропорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRC MODERN FOREIGN POLICY IN THE CONTEXT OF TRADITIONAL AND GLOBAL VALUES

The article is devoted to the analysis of the influence of global and traditional values on the foreign policy of the People’s Republic of China. Particular attention is paid to the study of the value bases of modern China’s foreign policy goals. The main sources were the materials of the Communist Party of China congresses, speeches by General Secretary of the CPC Central Committee and Chairman of the People’s Republic of China Xi Jinping. The points of view and concepts of specialists in the field of Chinese foreign policy were also taken into account. The study uses historical and systematic approaches. The key research method is the analysis of the empirical base, in particular, the materials of the PRC party congresses. In addition, the method of comparative analysis, general scientific methods of analysis and synthesis are used. The influence of Marxist, liberal and traditional (mostly Confucian) values on China’s foreign policy is traced, which is reflected in the conceptual provisions of the foreign policy ideas of the current Chairman of the PRC Xi Jinping at the 18th and 19th CPC Congresses, as well as in the goals of the development of the PRC outlined in the report of the 20th congress. Examining the conceptual points of Xi Jinping’s foreign policy guidelines, it becomes obvious that today the modern foreign policy of the PRC is based on three value “pillars” — Marxist values, traditional values and liberal values. The foreign policy of the People’s Republic of China, based on this value hybrid, can become fer -tile ground for the implementation of the concept of the “Chinese dream”, the revival of Chinese civilization and the construction of a new world order.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2023. № 4

DOI: 10.56429/2414-4894-2023-46-4-45-54

Краснова Влада Дмитриевна

аспирант кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)

zhvlada@gmail.com

СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Krasnova Vlada D.

Postgraduate Student, Department of Globalistics, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B)

zhvlada@gmail.com

THE PRC MODERN FOREIGN POLICY IN THE CONTEXT OF TRADITIONAL AND GLOBAL VALUES

Аннотация. Статья посвящена анализу влияния глобальных и традиционных ценностей на внешнюю политику Китайской Народной Республики. Особое внимание уделяется исследованию ценностных основ внешнеполитических целей Китая на современном этапе.

Основными источниками стали материалы съездов Коммунистической партии Китая, выступления генерального секретаря ЦК КПК и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Также были учтены точки зрения и концепции специалистов в области китайской внешней политики. В рамках исследования используются исторический и системный подходы. Ключевым методом исследования является анализ эмпирической базы, в частности материалы партийных съездов КНР. Кроме того, используются метод сравнительного анализа, общенаучные методы анализа и синтеза.

Прослеживается влияние марксистских, либеральных и традиционных (в большей степени конфуцианских) ценностей на внешнюю политику Китая,

©Краснова В.Д., 2023 ©Krasnova V.D., 2023

что находит отражение в концептуальных положениях внешнеполитического курса, сформулированного на XVIII и XIX съездах КПК, а также в целях развития КНР, изложенных в докладе ХХ съезду.

В процессе исследования концептуальных пунктов внешнеполитических установок Китая, становится очевидным, что сегодня современная внешняя политика КНР основывается на трех ценностных «столпах» — марксистские ценности, традиционные ценности и либеральные ценности. Внешняя политика КНР, основанная на указанном ценностном гибриде, может стать плодотворной почвой для исполнения концепции «китайской мечты», возрождения китайской цивилизации и построения нового миропорядка.

Ключевые слова: ценности, внешняя политика Китая, XX съезд КПК, китайская мечта.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the influence of global and traditional values on the foreign policy of the People's Republic of China. Particular attention is paid to the study of the value bases of modern China's foreign policy goals.

The main sources were the materials of the Communist Party of China congresses, speeches by General Secretary of the CPC Central Committee and Chairman of the People's Republic of China Xi Jinping. The points of view and concepts of specialists in the field of Chinese foreign policy were also taken into account. The study uses historical and systematic approaches. The key research method is the analysis of the empirical base, in particular, the materials of the PRC party congresses. In addition, the method of comparative analysis, general scientific methods of analysis and synthesis are used.

The influence of Marxist, liberal and traditional (mostly Confucian) values on China's foreign policy is traced, which is reflected in the conceptual provisions of the foreign policy ideas of the current Chairman of the PRC Xi Jinping at the 18th and 19th CPC Congresses, as well as in the goals of the development of the PRC outlined in the report of the 20th congress.

Examining the conceptual points of Xi Jinping's foreign policy guidelines, it becomes obvious that today the modern foreign policy of the PRC is based on three value "pillars" — Marxist values, traditional values and liberal values. The foreign policy of the People's Republic of China, based on this value hybrid, can become fer -tile ground for the implementation of the concept of the "Chinese dream", the revival of Chinese civilization and the construction of a new world order.

Key words: values, Chinese foreign policy, 20th CPC Congress, Chinese Dream. Введение

Сегодня отчетливо прослеживается тенденция «перекройки мирового порядка и его институтов» [3], а также борьбы за ценности и идеалы в мире. Мир вступил в фазу революционных трансформаций, и роль ценностей в этом контексте становится особенно актуальной.

Китай, с его огромным населением и экономическим потенциалом, привлекает внимание всего мира. Он стремительно развивается и превосходит другие страны во всех отраслях экономики, став мировой фабрикой и технологическим гигантом. Этот рост позволяет ему играть все более

значимую роль в международной политике и повышать свое влияние. Внешняя политика КНР неразрывно связана с его ценностями, которые имеют важное значение в формировании стратегического курса и международных отношений страны. Ценности также играют значимую роль во внешней политике Китая, служа руководящими принципами для формирования стратегических решений. Исторические и культурные основы данных ценностей делают их уникальными и значимыми для Китая, а также в значительной мере воздействуют на мировую политику и геополитические процессы.

Материалы и методы

Исследования проблемы ценностей в международных отношениях и глобальных исследованиях значительно продвинулись благодаря огромному пласту источников, в том числе цифровизации архивных документов, появлению ресурсов свободного доступа.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы съездов Коммунистической партии Китая, выступления Генерального секретаря ЦК КПК и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзинь-пина [6, 9, 12]. Кроме того, использованы оценки специалистов в области внешней политики Китая [8, 10], труды отечественных синологов и китаеведов [4], а также энциклопедические данные [2,7].

Обсуждение

Для понимания важности феномена ценностей в международных отношениях необходимо определить четкие рамки данного понятия. В философии существует раздел, посвященный вопросам ценностей, их природе, роли и месту в мире, а также структуре ценностного мира — «аксиология» (от греческого «аксиос» — «ценность»).

Понятие ценностей впервые поднимается античным философом Сократом. В его учении ценности рассматривались через призму вопросов о благе. Благо, согласно его учению, и есть высшая ценность. У понятия «ценность» широкий спектр смыслов — в философском смысле ценность подразумевает собой субъективную значимость (или полезность) какого-то явления [1]; в экономике ценность используется в качестве синонима понятия «value» — «потребительская стоимость», т.е. полезность для потребителя. Согласно словарю по общим проблемам философии науки, ценность является формой отношения людей к общезначимым образцам культуры, а в общем смысле этого слова ценности представляют собой все, что обладает для людей особой значимостью и чему отдается предпочтение в мыслях, чувствах и желаниях [7].

Согласно определению А.Н.Чумакова, существуют общечеловеческие ценности — нормы и принципы бытия, которые отражают насущные интересы человечества и являются общезначимыми для всех людей пла-

неты. Кроме того, к ним относятся результаты духовной и материальной деятельности человека, и их уникальность признается во всем мире [2].

Глобализация ускоряет процесс формирования глобальных ценностей. Как пишет Т. Л. Шестова, «глобализация предстает перед нами как многоаспектный процесс, направленный на формирование планетарных институтов, а также норм и ценностей, которые будут заложены в их основание» [11, с. 34]. В этой связи можно говорить о глобальных ценностях как о целях глобального развития, как о тех принципах социального бытия, которые объективно отвечают интересам большинства народов планеты.

В международных отношениях и международной политике влияние ценностей неоспоримо. У большинства стран внешняя политика определяется влиянием ее интересов и ценностей. Интересы государства по обыкновению схожи: государственный суверенитет, безопасность, стабильность, гармоничное процветание и т.д. Однако ценности в большинстве случаев отличаются. Ценности государства складываются на основе симбиоза влияния истории страны, религии, этноса, культурно-исторических традиций и других доминант. Каждый народ имеет свои традиции и ценности, которые служат для него духовным фактором. В частности, к ним относятся уникальные традиции и ценности, формирующиеся внутри национального менталитета и веками передающиеся из поколения в поколение. Духовные ценности государства представляют собой те или иные идеи и принципы, имеющие особую значимость и ценность для его общества. Соответственно, каждое государство в процессе своего исто-рически-цивилизационного становления и развития ориентировалось на собственные уникальные ценности, культивируемые в рамках обществ, населяющих те или иные государства.

Однако существуют и некие глобальные универсальные ценности. В рамках проекта «Global Values: научное обоснование существования глобальных ценностей как основания развития современного общества», который был осуществлен в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2018 г., группа экспертов составила список ценностей, наиболее часто упоминаемых и обсуждаемых в мировом сообществе, которые можно определить в качестве глобальных и универсальных. В него вошли безопасность, свобода, справедливость, ответственность, прогресс, образование, человеколюбие, равенство, патриотизм [10].

Говоря о традиционных китайских ценностях, следует отметить, что основой исторически сложившейся в Китае общественной традиции являются конфуцианские ценности. Данное учение унаследовало и закрепило духовный и нравственный опыт предыдущих поколений на основании древнейших эпох истории государства и создало твердую и целостную систему социоаксиологических теорий на основании предшествовавших и уже прожитых стихийно-натуралистических и религиозно-архаических представлений. Отличительными чертами конфуцианства являются довольно настойчивая пропаганда гуманных и общечеловеческих ценностей, всяческое порицание любых проявлений зла или порока, побуждение

в людях высокого чувства социальной ответственности и требовательности к себе, а также приучение к самоконтролю [9].

Что касается ценностных основ внешней политики Китая, следует отметить, что его современная внешняя политика зиждется на трех ценностных «китах» — марксистские ценности, традиционные (в большей степени конфуцианские) ценности и либеральные ценности. Своеобразная ценностная триада сложилась в процессе становления и развития КНР. В период руководства партией председателем Мао была проведена политика «большого скачка» и «культурной революции», в рамках которой была предпринята попытка искоренить традиционные конфуцианские ценности из социальной жизни китайского общества с целью заменить их новыми ценностями марксистско-ленинской идеологии. После смерти Мао Цзэдуна в эпоху Дэна Сяопина его политика реформ и открытости принесла в жизнь китайских граждан либеральные ценности, которыми обусловливался бурный экономический рост КНР во второй половине ХХ в. Однако данные ценности не вытеснили марксистскую идеологию из политической жизни. Именно в тот период большую популярность начали набирать традиционные идеи конфуцианства, возрождая мощь китайской нации. В связи с этим власти КНР принялирешение вернуться к конфуцианским традиционным ценностям и строить социализм с китайской спецификой.

Ценностная «триада» [8] четко отображается в концептуальных положениях внешнеполитических идей действующего Председателя КНР Си Цзиньпина на XVIII и XIX съездах КПК.

1. Строительство «сообщества единой судьбы человечества» на основе принципов «длительного мира», «всеобщей безопасности», «совместного процветания», «открытости и инклюзивности», «чистого и прекрасного мира» [6].

2. Руководящая роль партии [6].

3. Реализация «китайской мечты» и «столетних целей» [6].

4. Продвижение инициативы «Один пояс — один путь» в качестве проекта «инфраструктурной дипломатии» [12]. Проект является отчетливой иллюстрацией главного конфуцианского принципа — принципа гармонии, основной идеей которого, является «гармонизация десяти соседних царств». Таким образом, проект отвечает не только интересам китайского государства, но и открывает возможности роста, развития и укрепления благосостояния для соседних стран, через которые будет проходить этот путь.

5. Создание Совета государственной безопасности в рамках Центрального комитета КПК для интеграции внутренней и внешней политики национальной безопасности, включая Народно-освободительную армию, Министерство государственной безопасности, судебную систему, дипломатию, общественную безопасность, вооруженную полицию, пропаганду, а также дела Гонконга и Макао [4].

6. Стремление установить новую систему на международном экономическом и финансовом уровнях. Например, в 2013 г. был создан Банк раз-

вития БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае, в 2014 г. — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций [12].

7. Рост присутствия Китая на международной арене, проявление «боевого духа», а также реализация принципа «дипломатия большого государства с китайской спецификой», которая предполагает отход от стратегии бывшего лидера Дэн Сяопина «прятаться и ждать». Этот пункт реализуется одновременно с действиями Пекина по подавлению инакомыслия в Гонконге и Синьцзяне, отсутствием прозрачности в отношении происхождения COVID-19, партнерством с Россией и более жесткой позицией в отношении Тайваня и акватории Южно-Китайского моря [15].

В октябре 2022 г. состоялся XX съезд Коммунистической партии Китая, на котором были обозначены основные векторы развития Китайской Народной Республики в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Долгосрочная цель, изложенная в докладе Председателя КНР Си Цзиньпина, состоит в том, чтобы «всесторонне построить мощное современное социалистическое государство». Эта цель должна быть достигнута в два этапа: достижение современного социализма с 2020 по 2035 г. и построение великой современной социалистической страны, которая будет «процветающей, сильной, демократической, культурно развитой, гармоничной и красивой» с 2035 по 2050 г. Один из ключевых выводов доклада XX съезда партии заключается в том, что Китай будет стремиться стабилизировать свою экономику и развитие, прежде чем приступать к каким-либо новым важным политическим изменениям. За последние несколько лет страна уже запустила несколько новых политических проектов — от социального развития до климата и открытия рынка. Таким образом, в ближайшие месяцы и годы основное внимание будет по-прежнему уделяться текущим целям экономики, промышленности и общества [14].

Общие цели развития Китая к 2035 г. включают:

• достичь уровня ВВП на душу населения среднеразвитой страны;

• достичь высокого уровня научно-технической самостоятельности и быть в авангарде инновационных стран;

• построить современную экономическую систему, сформировать новую модель развития и в основном осуществить новую индустриализацию, информатизацию, урбанизацию и модернизацию сельского хозяйства;

• построить сильную страну в области образования, науки и техники, талантов, культуры, спорта и здорового Китая, а также значительно усилить мягкую силу;

• увеличить располагаемый доход жителей на душу населения, значительно увеличить долю групп со средним доходом, уравнять базовые коммунальные услуги, обеспечить сельским районам доступ к современным условиям жизни;

• формировать экологически чистое производство и образ жизни, стабилизировать и снизить выбросы углерода после достижения пика выбросов (в 2030 г.), кардинально улучшить экологическую среду [14].

В отчете также представлены общие цели на следующий пятилетний срок. Цели не являются конкретными по своему характеру и, как правило, представляют собой шаги к достижению целей к 2035 г. Они включают:

• повышение самостоятельности в науке и технике;

• соответствие роста доходов жителей экономическому росту;

• соответствие роста оплаты труда росту производительности труда;

• обеспечение более равных базовых государственных услуг;

• полноценное внедрение многоуровневой социальной системы;

• значительное улучшение городской и сельской среды обитания [13].

Результаты исследования

Анализируя приведенные концептуальные пункты внешнеполитических идей Си Цзиньпина, а также внутренние цели развития Китая в долгосрочной и краткосрочной перспективах, становится очевидным, что они полностью отображают глобальные универсальные ценности, предложенные группой экспертов в рамках проекта «Global Values: научное обоснование существования глобальных ценностей как основания развития современного общества», однако также имеют под собой твердую почву ценностной триады, унаследованной от конфуцианства, марксизма и либерализма.

Понятие «китайской мечты» напрямую связано с китайскими традиционными ценностями. Данная концепция является основой правления современного поколения руководителей КНР. Несмотря на то что «китайская мечта» главным образом отвечает внутриполитическому развитию Китая, она также имеет и внешнеполитические составляющие. По словам Си Цзиньпина, данная концепция отражает мечты о мире и благополучии, развитии и плодотворном сотрудничестве, она сочетается с другими мечтами всех народов планеты, включая даже «американскую мечту» [13]. Си Цзиньпин предложил понятие «общности судеб» народов, так как у каждого народа мира есть своя мечта о мирной, стабильной и благополучной жизни.

Заключение

Основой внешней политики Китая служит некий гибрид универсальных, марксистских, либеральных и традиционных конфуцианских ценностей, последние из которых сегодня играют ведущую роль. Данные ценности четко отображаются во внешнеполитической стратегии государства, а также являются базисом взаимодействия КНР с другими государствами. Именно на основе этих ценностей Китай предлагает развивать дальнейшие отношения между странами, ориентированные на поддержание и развитие сотрудничества. Такая политика станет плодотворной почвой для исполнения концепции «китайской мечты», возрождения китайской цивилизации и построения нового миропорядка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов С.С. К истокам философского учения о ценности: Аксиология стоицизма // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 30—35.

2. Глобалистика: Энциклопедия / Под ред. И.И. Мазура, А.Н.Чумакова. М.: Радуга, 2003.

3. Гребенщиков В. Тенденции и перспективы развития системы международных отношений // Международная жизнь. 2022. № 12. С. 12—15.

4. Денисов И.Е. Механизм принятия внешнеполитических решений в Китае: Особенности реформирования в период после XVIII съезда КПК // Международная аналитика. 2018. № 2. С. 28—36.

5. Ломанов А. В. «Китайская мечта» как идеологический символ руководства Си Цзиньпина// Китайская Народная Республика: Политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. М.: Форум, 2014.

6. Ломанов А.В. Внешнполитические идеи Си Цзиньпина // Модель развития современного Китая: Оценки, дискуссии, прогнозы / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Стратегические изыскания, 2019. С. 55—83.

7. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007.

8. Оганесян А.Л. Ценностные основания китайской внешней политики // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2017. № 4. С. 439—447.

9. Сидихменов В.Я. Китай: Общество и традиции. М.: Знание, 1990.

10. Смакотина Н.Л., Гаспаришвили А.Т., Алешковский И. А. Анализ субъективных взглядов экспертов глобальных ценностей // Ценности и смыслы. 2018. №6. С. 6—21.

11. Шестова Т.Л. Аксиология глобального развития //Лесной вестник. 2011. №2. С. 34—37.

12. Дяньпин чжунго: Сицзиньпин шидай чжунго вайцзяо дэ ши да тэсэ [Комментарии о Китае: Десять характеристик китайской дипломатии в эпоху Си Цзиньпина] // BBC Чжунвен [Официальный сайт BBC в Китае]. URL: https://www. bbc.com/zhongwen/simp/china/2015/11/151116_cr_xijinping_diplomacy (дата обращения: 30.01.2023) (на китайском языке: ¿и¥ФЗ:

BBC ).

13. Сицзиньпин: гаоцзюй чжунго тэсэ шэхуэй чжуи вэйда цичжи вэй цю-аньмянь цзяньшэ шэхуэй чжуи сяньдай гоцзя эр туаньцзе фэньдоу — цзай чжунго гунчаньдан ди эрши цы цюаньго дайбяо дахуэй шан дэ баогао [Си Цзиньпин: Держите высоко великое знамя социализма с китайской спецификой и работайте вместе, чтобы всесторонне построить современную социалистическую страну: На 20-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая] // Чжунхуа жэньминь гунхэго чжунян жэньминь чжэнфу [Официальный сайт Центрального народного правительства Китайской Народной Республики]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022-10/25/content_5721685.htm (дата обращения: 30.01.2023) (на китайском языке: >№¥:

).

14. 20th Party Congress Report: What it means for Business, the Economy, and Social Development. URL: https://www.bbc.com/zhongwen/simp/china/2015/ 11/151116_cr_xijinping_diplomacy (дата обращения: 30.01.2023).

15. Key Takeaways from Xi Jinping's Two-Hour Speech. URL: https://www. bnnbloomberg.ca/key-takeaways-from-xi-jinping-s-two-hour-speech-1.1833262 (дата обращения: 30.01.2023).

REFERENCES

1. Avanesov S.S. 2004. "To the origins of the philosophical doctrine of value: the axiology of stoicism". Bulletin of the Tomsk State University, no. 282, pp. 30—35. (In Russ.)

2.Mazur I.I., Chumakov A.N. (eds.). 2003. Globalistics: Encyclopedia. Moscow, Raduga. (In Russ.)

3. Grebenshchikov V. 2022. "Trends and prospects for the development of the system of international relations". The International Affairs, no. 12, pp. 12—15. (In Russ.)

4. Denisov I.E. 2018. "Foreign Policy Decision-Making Mechanism in China: Peculiarities of Reforming in the Period after the 18th Congress of the Communist Party of China". International Analytics, no. 2, pp. 28—36. (In Russ.)

5. Lomanov A.V. 2014. "'Chinese Dream' as an ideological symbol of Xi Jinping's leadership". People's Republic of China: politics, economics, culture. To the 65th anniversary of the People's Republic of China. Moscow, Forum. (In Russ.)

6. Lomanov A.V. 2019. "Xi Jinping's Foreign Policy Ideas". In Voskresensky A.D. (ed.). Development Model of Modern China: Assessments, Discussions, Forecasts. Moscow, Strategic Research, pp. 55—83. (In Russ.)

7. General problems of the philosophy of science: a dictionary for graduate students and applicants. 2007. Yekaterinburg, Ural University Press. (In Russ.)

8. Oganesyan A.L. 2017. "Value Foundations of Chinese Foreign Policy". Bulletin of the RUDN, Political science, no. 4, pp. 439—447. (In Russ.)

9. Sidikhmenov V.Ya. 1990. China: society and traditions. Moscow, Knowledge. (In Russ.)

10. Smakotina N.L., Gasparishvili A.T., Aleshkovsky I.A. 2018. "Analysis of subjective views of global values experts". Values and meanings, no. 6, pp. 6—21. (In Russ.)

11. Shestova T.L. 2011. "Axiology of global development". Forestry Bulletin, no. 2, pp. 34—37. (In Russ.)

12. Dianping zhongguo: Xijinping shidai zhongguo waijiao de shi da tese [Comments on China: Ten Characteristics of China's Diplomacy in the Xi Jinping Era]. BBC Ф5: [Official website of BBC in China]. Available at: https://www.bbc.com/ zhongwen/simp/china/2015/11/151116_cr_xijinping_diplomacy (accessed: 30.01.2023). (In Chin.)

13. Xijinping: Gaoju zhongguo tese shehui zhuyi weida qizhi wei quanmian jianshe shehui zhuyi xiandai guojia er tuanjie fendou—zai zhongguo gongchandang di ershi ci quanguo daibiao dahui shang de baogao [Xi Jinping: Hold high the great banner of socialism with Chinese characteristics and work together to build a modern socialist country in an all-round way. Report at the 20th National Congress of the Communist Party of China]. Ф^ЛКЙШФ^ЛКЙЙ [Official website of Central People's Government of the People's Republic of China]. Available at: http://www.gov.cn/xinwen/ 2022-10/25/content_5721685.htm (accessed: 30.01.2023). (In Chin.)

14.20th Party Congress Report: What it means for Business, the Economy, and Social Development. Available at: https://www.bbc.com/zhongwen/simp/china/2015/11/ 151116_cr_xijinping_diplomacy (accessed: 30.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Key Takeaways from Xi Jinping's Two-Hour Speech. Available at: https:// www.bnnbloomberg.ca/key-takeaways-from-xi-jinping-s-two-hour-speech-1.1833262 (accessed: 30.01.2023).

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ

1. Avanesov S.S. K istokam filosofskogo ucheniya o cennosti: Aksiologiya stoi-cizma //Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. № 282. S. 30—35.

2. Globalistika: Enciklopediya / Pod red. I.I. Mazura, A.N. Chumakova. M.: Ra-duga, 2003.

3. Grebenshchikov V. Tendencii i perspektivy razvitiya sistemy mezhdunarodnyh otnoshenij // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2022. № 12. S. 12—15.

4. Denisov I.E. Mekhanizm prinyatiya vneshnepoliticheskih reshenij v Kitae: Oso-bennosti reformirovaniya v period posle XVIII s"ezda KPK // Mezhdunarodnaya ana-litika. 2018. № 2. S. 28—36.

5. Lomanov A.V «Kitajskaya mechta» kak ideologicheskij simvol rukovodstva Si Czin'pina // Kitajskaya Narodnaya Respublika: Politika, ekonomika, kul'tura. K 65-le-tiyu KNR. M.: Forum, 2014.

6. Lomanov A.V. Vneshnpoliticheskie idei Si Czin'pina // Model' razvitiya sovre-mennogo Kitaya: Ocenki, diskussii, prognozy / Pod red. A.D. Voskresenskogo. M.: Stra-tegicheskie izyskaniya, 2019. S. 55—83.

7. Obshchie problemy filosofii nauki: Slovar' dlya aspirantov i soiskatelej. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2007.

8. Oganesyan A.L. Cennostnye osnovaniya kitajskoj vneshnej politiki // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. 2017. № 4. S. 439—477.

9. Sidihmenov VYa. Kitaj: Obshchestvo i tradicii. M.: Znaniye, 1990.

10. Smakotina N.L., Gasparishvili A.T., Aleshkovskij I.A. Analiz sub"ektivnyh vzglyadov ekspertov global'nyh cennostej // Cennosti i smysly. 2018. № 6. S. 6—21.

11. Shestova T.L. Aksiologiya global'nogo razvitiya // Lesnoj vestnik. 2011. № 2. S. 34—37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.