Вестник Челябинского государственного университета.
2019. № 7 (429). Экономические науки, вып. 65. С. 176—185.
УДК 334.7 10.24411/1994-2796-2019-10720
ББК 65.29
СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
И. А. Белова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Цель статьи заключается в анализе структуры российского бизнеса с точки зрения его отнесения к крупному, среднему и малому в рамках каждого федерального округа. Показана неоднородность структуры бизнеса. Весомую долю в структуре бизнеса каждого региона занимают субъекты малого предпринимательства. Ничтожно малая доля в структуре свойственна крупным предприятиям. Выявлен период значительного сокращения числа средних и крупных предприятий в каждом федеральном округе, следствием чего стало изменение структуры бизнеса в дальнейшем. Установлена одна из основных причин изменения количества предприятий в каждой категории субъектов. Определена величина перераспределения субъектов предпринимательства из одной категории в другую. Исследование основано на статистических данных финансово-экономической отчетности предприятий России в период 2013—2017 гг. Данные предоставлены Первым независимым рейтинговым агентством ^га.рго). Результаты, полученные в работе, позволят продолжить исследование структуры бизнеса России, но уже в ключе доминантных сфер деятельности в каждой категории субъектов предпринимательства.
Ключевые слова: бизнес, российский бизнес, структура бизнеса, малые предприятия, средние предприятия, крупные предприятия, федеральные округа.
Бизнес оказывает существенное влияние на экономическое развитие любой страны. Для субъектов малого и среднего предпринимательства характерна наибольшая мобильность. Данные субъекты способны в более сжатые сроки заполнить появляющиеся рыночные ниши, обеспечить здоровую атмосферу конкуренции, подстроиться под потребителя ввиду их непосредственной связи с ним. В свою очередь крупный бизнес выступает базовой составляющей экономики, вносит весомый вклад в создание ВВП. Однако тенденции развития каждой категории субъектов предпринимательства и их динамика все еще оставляют желать лучшего и не отвечают возложенным на них ожиданиям. Бизнес, особенно малый и средний, до сих пор существенно подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры и нуждается в государственной поддержке. Все еще не создана эффективная структура бизнеса, способствующая достижению устойчивого развития региона и страны в целом. С момента последней встряски российской экономики, начало которой положила ее стагнация в 2013 г., с последующим внешним воздействием в 2014 г. (санкции, падение цен на нефть), прошло уже более пяти лет. Именно тогда государством были приняты меры и разработаны мероприятия по обеспечению финансовой и социальной стабильности российской экономики. Реализация мер государственной поддержки начала осуществляться на основании
Распоряжения Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р [19], содержание которого отражало ряд ключевых первоочередных мероприятий, включая направление снижения издержек бизнеса и направление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время сказать, что данные меры числились лишь на бумаге и не претворены в жизнь, нельзя. Разработана структура поддержки малого и среднего бизнеса, включая финансовые институты, институты для бизнеса, государственные программы поддержки и т. д. Созданы площадки для интеграции усилий бизнеса, общества и государства. Разрабатываются, поддерживаются и тиражируются проекты для бизнеса. Но смогли ли данные меры решить поставленные задачи? Помогли ли поддержать действующие предприятия МСП? Способствовали ли открытию новых предприятий? Произошел ли их качественный и количественный рост? Повлияли ли меры поддержки сектора МСП на структуру бизнеса в целом? Произошло ли перераспределение доли крупных предприятий в пользу малых и средних в структуре бизнеса? На все эти вопросы будет предпринята попытка поисков ответов в данном исследовании.
Цель исследования заключается в анализе структуры российского бизнеса с точки зрения его отнесения к крупному, среднему и малому в рамках каждого федерального округа.
Структура российского бизнеса, будь то ее исследование с точки зрения сфер деятельности (видов экономической деятельности) или исследование с точки зрения деления на категории субъектов предпринимательства (исходя из их размеров), является злободневной проблемой, о которой говорят не только среди представителей политической элиты, но и в кругах научного сообщества. В частности, формирование структур малого и среднего бизнеса в современных российских условиях отражено Е. В. Бурмистровой [14]. Формы, модели и особенности взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом раскрыты А. О. Степаненко [21], В. А. Наумкиным [17],
A. Е. Тасмухановой и Л. Ф. Сафуановой [22], П. А. Шиковым [24]. Институциональные аспекты регулирования системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, включая чрезмерное государственное регулирование; отсутствие координации мер, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях; часто меняющееся законодательство; большие налоговые нагрузки на МП; отсутствие увязки между целями, мероприятиями, затрачиваемыми ресурсами и результатами; недейственный механизм распределения субсидий между региональными бюджетами без учета их реальных потребностей исследованы Л. Г. Руденко [20]. Методический подход к стратегическому планированию развития малого предпринимательства на муниципальном уровне предложен А. Е. Креминым [16]. Существенное число работ, отражающих исследование проблем малого и среднего бизнеса, в частности его успешности, исследования факторов успешности бизнеса, разработки методики интегральной оценки успешности предприятий малого и среднего бизнеса, анализа успешных практик функционирования средних российских предприятий, построение моделей успешных российских предприятий опубликованы
B. И. Бархатовым [1—3], Д. А. Плетневым [3; 9], Е. В. Николаевой [2; 9], И. А. Беловой [1; 2]. Исследование отраслевой структуры крупного бизнеса российских и зарубежных предприятий проведено С. М. Заверским и В. Ю. Кононовой [15]. Кроме того, крупный бизнес исследован через призму его ключевых сфер деятельности и его структуры по федеральным округам в работах В. И. Бархатова, Д. С. Бенц, И. А. Беловой [4; 12; 13]. Исследование институциональной среды и институциональных факторов развития, действующих институтов развития бизнеса отражено в работах Ф. ди Пьетро, М. Санчес, Дж. Ролдана,
А. Переза, И. Родригеса, Д. Волчек, К. Хенттонена, Я. Эдельманна, Д. Каянула, П. Кворти, Т. А. Краво, С. Джеппесена. В частности, влияние региональной институциональной среды на структуру капитала малых и средних предприятий в Испании раскрыто Ф. ди Пьетро, М. Санчесом и Дж. Ролданом [6]. Исследование факторов, оказывающих влияние на успешное функционирование малого бизнеса, проведено А. Перезом и И. Родригесом [10]. Комплексный анализ влияния институциональной среды на стратегический рост малых и средних предприятий (МСП) в странах с формирующейся рыночной экономикой на основе интернационализации проведен Д. Волчек, К. Хенттоненом, Я. Эдельманном [11]. Исследование политической среды, институтов внутренней и внешней поддержки, их влияния на успешное функционирование малых и средних предприятий в Гане и Малави проведено Д. Каянулой и П. Кворти [8]. Исследование взаимосвязи сектора малого и среднего предпринимательства и экономического роста в бразильских микрорегионах проведено Т. А. Краво [5]. Проблемы повышения конкурентоспособности и обеспечения развития микро-, малых и средних предприятий исследовал С. Джеппесен [7].
В качестве теоретической и методологической базы настоящего исследования выступили аналитические и обзорные статьи в области изучения проблем российского бизнеса. Круг охвата данных проблем широк и включает формирование структур малого и среднего бизнеса, особенности взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом, институциональные аспекты регулирования системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, исследование успешности бизнеса и ее факторов, анализ отраслевой структуры крупного бизнеса.
В качестве методического инструментария настоящего исследования выступили общенаучные методы, включая методы сравнительного и графического анализа, индукции, дедукции, синтеза, системного подхода, экономико-математические методы исследования.
В качестве информационной базы настоящего исследования выступили данные финансово-экономической отчетности российских предприятий в 2013—2017 гг. Данные предоставлены Первым независимым рейтинговым агентством ^га.рго). В качестве критерия формирования выборки малых, средних и крупных предприятий послужил показатель выручки от реализации товаров (работ,
услуг) за год. При этом в 2013—2014 гг. к числу малых были отнесены предприятия с предельными значениями выручки < 400 млн р., к числу средних — < 1 млрд р. [23]. В 2015—2017 гг. предельные значения годовой выручки для малых и средних предприятий были увеличены вдвое и составили < 800 млн р. и < 2 млрд р. соответственно [18]. Принимая во внимание отсутствие законодательно-нормативной базы, регламентирующей четкие критерии отнесения предприятий к числу крупных, в настоящей статье к ним отнесены все предприятия, предельные значения годовой выручки которых превышали в 2013—2014 гг. — 1 млрд р., в 2015— 2017 гг. — 2 млрд р. Данные 2018 г. не отражены в настоящей статье по причине их отсутствия в информационно-аналитической системе Рп"а.рго на момент проведения исследования. Пространственное распределение бизнеса по федеральным округам России в 2017 г. представлено на рис. 1.
Анализ рис. 1. позволяет сделать вывод о том, что пространственное распределение бизнеса по федеральным округам на протяжении анализируемого периода носит неоднородный характер. Почти треть предприятий сосредоточены в Центральном федеральном округе. Распределение оставшихся предприятий носит слабовыраженный равномерный характер (диапазон колебаний 8,9— 17,5 %). Исключение составляют лишь два округа (Дальневосточный и Северо-Кавказский), которые территориально находятся дальше от центра. Кроме того, картина распределения бизнеса по округам в 2013—2016 гг. аналогична картине 2017 г., представленной на рис. 1. Наблюдается лишь незначительная вариация удельного веса предприятий округа в общем числе предприятий России от 0,1—0,5 %, в связи с чем данные за этот период не нашли отражения в графической интерпретации.
/ /^/убеберо-ЗаПяЗныи'VI // Р
У чфоДЗ % {
Центр /
31 граль^кий ФО
ЮяЙ1Ь1Й ФО,_^ ""'""[
Северо-КаВказский ФО, 2,2 %
Далее подробнее рассмотрим распределение бизнеса в рамках каждого федерального округа в разрезе его отнесения к крупному, среднему и малому. Распределение предприятий крупного, среднего, малого бизнеса по федеральным округам в 2017 г. представлено на рис. 2, 3, 4 соответственно.
Картина распределения бизнеса по федеральным округам в каждой категории субъектов предпринимательства (крупного, среднего и малого) вполне ожидаема и предсказуема. Лидирующее положение занимает Центральный федеральный округ. Концентрация крупных предприятий в нем весьма значительна и составляет 48 %. При этом на долю средних и малых предприятий приходится 45 и 32 % общего числа таких категорий предприятий соответственно. В распределении бизнеса по оставшимся округам для всех категориям субъектов предпринимательства характерно следующее. На втором месте по концентрации бизнеса находятся Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. Третье место делят Южный, Уральский и Сибирский федеральные округа. Минимальная концентрация бизнеса по всем категориям предпринимательства свойственна Северо-Кавказскому и Дальневосточному федеральным округам. Но, несмотря на занимаемые позиции в пространственном размещении бизнеса, их объединяет тот факт, что подавляющее большинство предприятий сконцентрировано в сфере оптовой и розничной торговли.
Анализ данных по числу предприятий малого, среднего и крупного бизнеса за 2013—2017 гг. показал, что в 2013—2014 гг. наблюдалась положительная тенденция к их росту по всем федеральным округам. Однако увеличение предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) вдвое для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. [18]
о У^У
V
^ШЛ 3 \ Кь
I ? ( \
»Дальневосточный *фР, Л \ > 4,4 % \ у
>ирскИй Ф< 13,1 %
Рис. 1. Пространственное распределение бизнеса по федеральным округам России в 2017 г.
Доля КП округа в общем числе КП, % Рис. 2. Распределение предприятий крупного бизнеса по федеральным округам в 2017 г. (размер «пузырька» соответствует числу крупных предприятий в округе)
Доля СП округа в общем числе СП, %
Рис. 3. Распределение предприятий среднего бизнеса по федеральным округам в 2017 г. (размер «пузырька» соответствует числу средних предприятий в округе)
Рис. 4. Распределение предприятий малого бизнеса по федеральным округам в 2017 г. (размер «пузырька» соответствует числу малых предприятий в округе)
привело к перераспределению части субъектов из одной категории в другую. Часть субъектов среднего бизнеса перераспределилась в пользу малых предприятий, а часть субъектов крупного бизнеса — в пользу средних. Перераспределение субъектов российского бизнеса из одной категории в другую за период 2015—2017 гг. представлено в табл. 1.
Анализ табл. 1 позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, прирост числа предприятий наблюдается только в категории малого бизнеса. Наибольший прирост малых предприятий, на 1,4 %, произошел в Центральном федеральном округе. Чуть меньше, на 1,1 %, увеличилось число малых предприятий в Северо-Западном федеральном округе. По оставшимся округам прирост таких предприятий зафиксирован на уровне 0,7—0,8 %. Во-вторых, в категориях среднего и крупного бизнеса, в отличие в малого, наблюдается сокращение числа предприятий. В частности, наибольшее сокращение числа таких предприятий коснулось Северо-Кавказского федерального округа (53 % — средний бизнес, 55,8 % — крупный бизнес). Таким образом, за анализируемый период число средних и крупных предприятий по всем федеральным округам сократилось примерно вдвое. При этом, еще раз необходимо отметить, что данные предприятия не прекратили свою деятельность, а перераспределились из категорий крупного и среднего бизнеса в категории среднего и малого бизнеса соответственно.
Такое перераспределение категорий субъектов предпринимательства не могло не отразиться на структуре российского бизнеса в целом. В частности, в 2017 г. в сравнении с 2013 г. доля средних и крупных предприятий в общем числе всех предприятий уменьшилась вдвое. Структура российского бизнеса в 2013 и 2017 гг. представлена на рис. 5 и 6 соответственно.
С учетом данных, представленных в табл. 1 и на рис. 1—6, общее изменение числа малых, средних и крупных предприятий по федеральным округам за анализируемый период 2013—2017 гг. представлено на рис. 7.
Анализ данных, представленных на рис. 7, позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, положительная тенденция, в частности прирост предприятий, наблюдается только по субъектам малого бизнеса во всех федеральных округах. При этом наибольший прирост зафиксирован в СевероЗападном федеральном округе — 60,4 %, наименьший — в Северо-Кавказском — 36,4 %. В оставшихся округах прирост малых предприятий колеблется в диапазоне 43,5—49,7 %. В среднем число малых предприятий по России в целом выросло в 2017 г. по отношению к 2013 г. на 48,8 %. Во-вторых, по среднему и крупному бизнесу зафиксировано сокращение числа предприятий за анализируемый период. В частности, наибольшее сокращение коснулось крупных предприятий. В среднем их число уменьшилось на 28 %. При этом наибольшее сокращение числа крупных предприятий (почти на треть) коснулось Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Сокращение числа средних предприятий по России в целом достигло значения 20,5 %. При этом наибольшее сокращение средних предприятий произошло в Северо-Кавказском федеральном округе — 38,1 %, наименьшее — в СевероЗападном — 15,1 %.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Во-первых, пространственное распределение бизнеса по федеральным округам носит неоднородный характер. Почти треть предприятий сосредоточена в Центральном федеральном округе. Распределение оставшихся предприятий по округам носит слабовыраженный равно-
Таблица 1
Перераспределение субъектов российского бизнеса в 2015—2017 гг.
Федеральный округ Малый бизнес Средний бизнес Крупный бизнес
+, - й % +, - й % +, - й %
Северо-Западный (СЗФО) 9440 1,1 -5412 -47,4 -4027 -51,8
Центральный (ЦФО) 30 060 1,4 -16 882 -46,0 -13 181 -49,5
Приволжский (ПФО) 9566 0,8 -5653 -49,0 -3914 -52,5
Южный (ЮФО) 4518 0,7 -2571 -46,6 -1947 -54,2
Уральский (УФО) 4696 0,8 -2739 -48,1 -1957 -49,6
Сибирский (СФО) 5831 0,7 -3440 -48,6 -2391 -51,6
Дальневосточный (ДВФО) 2457 0,8 -1488 -49,5 -969 -52,5
Северо-Кавказский (СКФО) 1197 0,8 -752 -53,0 -444 -55,8
Средние предприятия 1,2
Крупные предприятия
0,8 %
Средние предприятия
0,6
Крупные предприятия
0,4 %
предприятия 98 %
Рис. 5. Структура российского бизнеса в 2013 г.
мерный характер (диапазон колебаний 8,9—17,5 %). Исключение составляют лишь два округа, которые территориально находятся дальше от центра (концентрация бизнеса в них в совокупности 6,6 %). Во-вторых, выявлено неравномерное распределение бизнеса по федеральным округам в каждой категории субъектов предпринимательства (крупного, среднего и малого). Лидирующее положение занимает Центральный федеральный округ. Концентрация крупных предприятий в нем весьма значительна и составляет 48 %. При этом на долю средних и малых предприятий приходится 45 и 32 % общего числа таких категорий предприятий соответственно. Относительно равномерное распределение каждой категории субъектов предпринимательства в рамках округа наблюдается лишь в двух федеральных округах — Приволжском и Северо-Западном. В-третьих, установлена причина перераспределения предприятий из одной категории субъектов в другую в 2015—2017 гг., что в конечном итоге повлияло на изменение структуры российского бизнеса. В качестве причины этого выступает увеличение предельных значений выручки от реализации то-
Рис. 6. Структура российского бизнеса в 2017 г.
варов (работ, услуг) вдвое для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Удельный вес среднего и крупного бизнеса в общей структуре бизнеса сократился в два раза. В-четвертых, установлено изменение числа малых, средних и крупных предприятий по федеральным округам за анализируемый период. При этом прирост предприятий наблюдается только по субъектам малого бизнеса (в среднем по всем округам — 48,8 %). По субъектам среднего и крупного бизнеса наблюдается сокращение (в среднем по всем округам — 20,5 % и 28 % соответственно).
Анализ, проведенный в данном исследовании, выявил, какова структура бизнеса России в настоящее время. Является ли эта структура эффективной, пока ответить довольно сложно. Для этого необходимо в первую очередь изучить, что представляет собой эффективная структура бизнеса, каковы критерии эффективности, каковы ее количественные и качественные показатели и т. д. При первом приближении к изучению данной проблемы можно предположить, что структура бизнеса будет эффективной в том случае, когда будет максимальный вклад каждой
Рис. 7. Изменение числа малых, средних и крупных предприятий по федеральным округам за анализируемый период (2013—2017 гг.)
категории субъектов предпринимательства в создание ВВП. Для этого как минимум необходимо, чтобы структура бизнеса с точки зрения ключевых сфер деятельности (в рамках бизнеса любого размера) способствовала созданию максимально возможной добавленной стоимости. Бизнес должен носить производственный характер. На сегодняшний день ситуация такова, что в структуре малого, среднего и крупного бизнеса доминирующее положение
занимает отрасль оптовой и розничной торговли. Кроме того, на государственном уровне должны быть разработаны и внедрены эффективные формы и модели взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным. Необходимо, чтобы государственная поддержка в данном ключе перестала носить точечный характер, а приобретала системность. Только в этом случае все меры обеспечат синергетический и мультипликативный эффект.
Список литературы
1. Barhatov, V. External Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises of Russia: Economic Aspect / V. Barhatov, I. Belova // Country Experiences in Economic Development, Management and Entrepreneurship, Volume 5 of the series Eurasian Studies in Business and Economics (Proceedings of the 17th Eurasia Business and Economics Society Conference). — Springer Intern. Publ., 2017. — P. 453—468.
2. Barhatov, V. Taxation and Transaction Costs as Factors of Business Success in Medium-Sized Enterprises in Russia / V. Barhatov, E. Nikolaeva, I. Belova // Entrepreneurship, Business and Economics. Vol. 1. Proceedings of the 15th Eurasia Business and Economics Society Conference. Eurasian Studies in Business and Economics 3/1. — Springer Intern. Publ., 2016. — P. 129—137.
3. Barkhatov, V. Key Success Factors and Barriers for Small Businesses: Comparative Analysis / V. Barkhatov, D. Pletnev, A. Campa // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2016. — No. 221. — P. 29—38.
4. Barkhatov, V. I. Large-Sized Enterprises In Russia: An Analysis Of Federal Districts / V. I. Barkhatov, I. A. Belova, D. S. Bents // Procedia — Social and Behavioral Sciences. —2018. — Vol. 238. — P. 303—312.
5. Cravo, T. A. SMEs and economic growth in the Brazilian micro-regions / T. A. Cravo // Papers in Regional Science. — 2010. — Vol. 89. — No. 4. — P. 711—734.
6. Di Pietro, F. Regional development and capital structure of SMEs [Электронный ресурс] / F. Di Pietro, M. J. P. Sánchez, J. L. Roldán // Cuadernos de Gestión, 2017. — URL: http://www.ehu.eus/cuadernosdegestion/ revista/en/online-first/onlinefirst/368.
7. Jeppesen, S. Enhancing competitiveness and securing development: Can small, micro, and medium-sized enterprises (SMEs) do the trick? / S. Jeppesen // Development in Practice. — 2005. — Vol. 15 (3&4). — P. 463—474.
8. Kayanula, P. The Policy Environment for Promoting Small and Medium-Sized / D. Kayanula, P. Quar-tey // Enterprises in Ghana and Malawi. — Paper No. 15. — IDPM, Manchester. — 2000.
9. Nikolaeva, E. Internal Business Success Factors Of Small And Medium-Sized Enterprises In Russia / E. Nikolaeva, D. Pletnev // J. of Advanced Research in Law and Economics. — 2015. — Vol. 6. — № 4. — P. 768—774.
10. Pérez A. Identidad, imagen y reputación de la empresa: integración de propuestas teóricas para una gestión exitosa [Электронный ресурс] / A. Pérez, I. Rodríguez del Bosque // Cuadernos de Gestión. — 2015. — No. 14 (1). — P. 97—126. — URL: http://www.ehu.eus/cuadernosdegestion/revista/en/published-issues/articu-lo?year=2014&vol=14&num=1&o=5.
11. Volchek, D. Exploring the Role of a Country's Institutional Environment in Internationalization: Strategic Responses of SMEs in Russia / D. Volchek, K. Henttonen, J. Edelmann // J. of East-West Business. — 2013. — 19 (4), December. — P. 1—34.
12. Бархатов, В. И. Крупные предприятия России: анализ ключевых сфер деятельности / В. И. Бархатов, И. А. Белова, Д. С. Бенц // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2017. — № 14 (410). — C. 78—85.
13. Бархатов, В. И. Предприятия крупного бизнеса России: анализ в разрезе федеральных округов / В. И. Бархатов, И. А. Белова, Д. С. Бенц // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2017. — № 5 (401). — C. 104—113.
14. Бурмистрова, Е. В. Формирование структур малого и среднего бизнеса в современном российском обществе / Е. В. Бурмистрова // Актуальные проблемы современного менеджмента. : сб. науч. тр. — Саратов : Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина, 2012. — С. 10—13.
15. Кононова, В. Ю. Крупный бизнес до и после кризиса: отраслевая структура и масштабы деятельности российских и зарубежных компаний / В. Ю. Кононова, С. М. Заверский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 24: Менеджмент. — 2013. — № 1—2. — С. 83—108.
16. Кремин, А. Е. Разработка методического подхода к стратегическому планированию развития малого бизнеса в регионе/ А. Е. Кремин // Актуал. проблемы экономики и менеджмента. — 2018. — № 3 (19). — С. 60—70.
17. Наумкин, В. А. Взаимодействие малых предприятий со средним и крупным бизнесом / В. А. Наум-кин // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Ф. Кузнецова. — Абакан, 2017. — С. 112—115.
18. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=255871 (дата обращения 14.05.2019).
19. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» [Электронный ресурс] : с изм. и доп. — ИЯЬ: http://base.garant.rU/70852914/#ixzz5hqip05x6 (дата обращения 11.03.2019).
20. Руденко, Л. Г. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства / Л. Г. Руденко // Вестн. ун-та (Гос. ун-т упр.). — 2019. — № 1. — С. 64—71.
21. Степаненко, А. О. Формы взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом в современной экономике России / А. О. Степаненко // Достижения вузовской науки 2018 : сб. ст. III Междунар. науч.-исслед. конкурса : в 2 ч. — Пенза, 2018. — С. 93—97.
22. Тасмуханова, А. Е. Модели взаимодействия МСП с крупным бизнесом // А. Е. Тасмуханова, Л. Ф. Сафуанова // Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2017. — С. 73—76.
23. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — иИТ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=LAW&n=52144&dst=100005#018959991378943175 (дата обращения 14.05.2019).
24. Шиков, П. А. Особенности взаимодействия малых инновационных предприятий с крупным и средним бизнесом / П. А. Шиков // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. — Уфа, 2017. — С. 231—234.
Сведения об авторе
Белова Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. belova@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 7 (429). Economic Sciences. Iss. 65. Pp. 176—185.
MODERN STRUCTURE OF THE RUSSIAN BUSINESS
I.A. Belova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. belova@csu.ru
The purpose of article consists in the analysis of structure of the Russian business in terms of its reference to large, to average and small within each federal district. Heterogeneity of structure of business is shown. The powerful share in structure of business of each region is occupied by small business entities. It is insignificant a small share in structure it is peculiar to large enterprises. The period of considerable reduction of number of medium-sized and large enterprises in each federal district which consequence change of structure of business turned out to be further is revealed. One of the main reasons for change of number of the enterprises in each category of subjects is established. The size of redistribution of subjects of business from one category in another is determined. The research is based on statistical data of the financial and economic reporting of the enterprises of Russia during 2013-2017. Data were provided by the First Independent Rating Agency (Fira. pro). The results received in this work will allow to continue a research of structure of business of Russia, but already in a key of prepotent fields of activity in each category of subjects of business.
Keywords: business, Russian business, structure of business, small enterprises, medium-sized enterprises, large enterprises, federal districts.
References
1. Barhatov V., Belova I. External Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises of Russia: Economic Aspect. Country Experiences in Economic Development, Management and Entrepreneurship, vol. 5 of the series Eurasian Studies in Business and Economics (Proceedings of the 17th Eurasia Business and Economics Society Conference). Springer Intern. Publ., 2017. Pp. 453-468.
2. Barhatov V., Nikolaeva E., Belova I. Taxation and Transaction Costs as Factors of Business Success in Medium-Sized Enterprises in Russia. Entrepreneurship, Business and Economics, vol. 1. Proceedings of the 15th Eurasia Business and Economics Society Conference. Eurasian Studies in Business and Economics 3/1. Springer Intern. Publ., 2016. Pp. 129-137.
3. Barkhatov V., Pletnev D., Campa A. Key Success Factors and Barriers for Small Businesses: Comparative Analysis. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016, No 221, pp. 29-38.
4. Barkhatov V.I., Belova I.A., Bents D.S. Large-Sized Enterprises In Russia: An Analysis Of Federal Districts. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2018, vol. 238, pp. 303-312.
5. Cravo T.A. SMEs and economic growth in the Brazilian micro-regions. Papers in Regional Science, 2010, vol. 89, no. 4, pp. 711-734.
6. Di Pietro F., Palacín Sánchez M.J., Roldán J.L. Regional development and capital structure of SMEs. Cuadernos de Gestión, 2017. Available at: http://www.ehu.eus/cuadernosdegestion/revista/en/online-first/on-linefirst/368, accessed 24.05.2019.
7. Jeppesen S. Enhancing competitiveness and securing development: Can small, micro, and medium-sized enterprises (SMEs) do the trick? Development in Practice, 2005, vol. 15 (3&4), pp. 463-474.
8. Kayanula P., Quartey P. The Policy Environment for Promoting Small and Medium-Sized. Enterprises in Ghana and Malawi; paper no. 15, IDPM, Manchester, 2000.
9. Nikolaeva E., Pletnev D. Internal Business Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises in Russia. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2015, vol. 6, no. 4, pp. 768-774.
10. Pérez A., Rodríguez del Bosque I. Identidad, imagen y reputación de la empresa: integración de propuestas teóricas para una gestión exitosa. Cuadernos de Gestión, 2015, no. 14 (1), pp. 97-126. Available at: http:// www.ehu.eus/cuadernosdegestion/revista/en/published-issues/articulo?year=2014&vol=14&num=1&o=5, accessed 23.05.2019.
11. Volchek D., Henttonen K., Edelmann J. Exploring the Role of a Countrys Institutional Environment in Internationalization: Strategic Responses of SMEs in Russia. Journal of East-West Business, 2013, 19 (4), December, pp. 1-34.
12. Barhatov V.I., Belova I.A., Benz D.S. Krupnye predpriyatiya Rossii: analiz klyuchevyh sfer deyatel'nosti [Large enterprises of Russia: analysis of key areas of activity]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2017, no. 14 (410), pp. 78-85. (In Russ.).
13. Barhatov V.I., Belova I.A., Benz D. S. Predpriyatiya krupnogo biznesa Rossii: analiz v razreze federal'nykh okrugov [Enterprises of large business in Russia: analysis in the context of federal districts]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2017, no. 5 (401), pp. 104-113. (In Russ.).
14. Burmistrova E.V. Formirovanie struktur malogo i srednego biznesa v sovremennom rossijskom obshhestve [Formation of structures of small and medium-sized businesses in modern Russian society]. Aktual'nye problemy sovremennogo menedzhmenta [Actual problems of modern management]. Saratov, 2012. Pp. 10-13. (In Russ.).
15. Kononova V.Yu., Krupnyy biznes do i posle krizisa: otraslevaya struktura i masshtaby deyatel'nosti ros-sijskih i zarubezhnyh kompanij [Big business before and after the crisis: sectoral structure and scope of activities of Russian and foreign companies]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 24: Menedzhment [Moscow University Bulletin. Series 24: Management], 2013, no. 1-2, pp. 83-108. (In Russ.).
16. Cremin A.E. Razrabotka metodicheskogo podxoda k strategicheskomu planirovaniyu razvitiya malogo biznesa v regione [Development of a methodical approach to the strategic planning of small business development in the region]. Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta [Actual problems of economics and management], 2018, no. 3 (19), pp. 60-70. (In Russ.).
17. Naumkin V.A. Vzaimodejstvie malyh predpriyatij so srednim i krupnym biznesom [Interaction of small enterprises with medium and large businesses]. Konkurentnyy potencial regiona: ocenka i effektivnost'
ispol 'zovaniya: sbornik statej VIIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Competitive potential of the region: evaluation and effectiveness: collection of articles in the VIII International scientific and practical conference]. Abakan, 2017. Pp. 112-115. (In Russ.).
18. Decree of the Government of the Russian Federation of 13.07.2015 no. 702 "On the limit values of revenue from the sale of goods (works, services) for each category of small and medium-sized businesses". Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=255871, accessed 14.05.2019. (In Russ.).
19. Order of the Government of the Russian Federation of January 27, 2015, no. 98-p "About the plan of priority actions for ensuring sustainable development of economy and social stability in 2015". Available at: http://base.garant.ru/70852914/tfixzz5hqip05x6, accessed 11.03.2019. (In Russ.).
20. Rudenko L.G. Mehanizm innovacionnoj infrastruktury podderzhki razvitiya malogo predprinimatel'stva [Mechanism of innovative infrastructure to support the development of small business]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of management)], 2019, no. 1, pp. 64-71. (In Russ.).
21. Stepanenko A.O. Formy vzaimodejstviya malyh predpriyatij s krupnym biznesom v sovremennoj eko-nomike Rossii [Forms of interaction of small enterprises with large business in the modern economy of Russia]. Dostizheniya vuzovskoj nauki 2018: sbornik statej IIIMezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa v 2 ch. [Achievements of University science: collection of articles, III International research competition in 2018 in 2 pt.]. Penza, 2018. Pp. 93-97. (In Russ.).
22. Tasukhanova, A.E., Safuanova L.F. Modeli vzaimodejstviya MSP s krupnym biznesom [Models of the interaction of SMEs with large business]. Problemy i tendencii razvitiya innovacionnoj ekonomiki: mezhdun-arodnyj opyt i rossijskaya praktika: materialy VIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems and tendencies of development of innovative economy: international experience and Russian practice: proceedings of the International scientific-practical conference]. Ufa, 2017. Pp. 73-76. (In Russ.).
23. Federal law No. 209-FZ of 24.07.2007 "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 52144&dst=100005#018959991378943175, accessed 14.05.2019. (In Russ.).
24. Shikov P.A. Osobennosti vzaimodejstviya malyh innovacionnyh predpriyatij s krupnym i srednim biznesom [Features of interaction of small innovative enterprises with large and medium-sized businesses]. No-vaya nauka: istoriya stanovleniya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 3 ch. [New science: history of formation, current state, prospects of development: collection of articles of the international scientific and practical conference in 3 pt.]. Ufa, 2017. Pp. 231-234. (In Russ.).