Научная статья на тему 'Современная стеклянная архитектура'

Современная стеклянная архитектура Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
472
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / "СТЕКЛЯННАЯ АРХИТЕКТУРА" / СВОЙСТВА СТЕКЛА / ПОКАЗАТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СТЕКЛА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сумченко И.А.

Данная статья посвящена анализу явления «стеклянная архитектура» как источника концептуального архитектурного решения и усложнения конструктивного потенциала объектов. Представлены хронологические этапы формирования стекла в роли самостоятельного строительного материала, перечислены его основные свойства и показатели художественной выразительности. «Стеклянная архитектура» рассмотрена в качестве вектора развития образа современного архитектурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная стеклянная архитектура»

СОВРЕМЕННАЯ СТЕКЛЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

© Сумченко И.А.*

Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,

г. Орел

Данная статья посвящена анализу явления «стеклянная архитектура» как источника концептуального архитектурного решения и усложнения конструктивного потенциала объектов. Представлены хронологические этапы формирования стекла в роли самостоятельного строительного материала, перечислены его основные свойства и показатели художественной выразительности. «Стеклянная архитектура» рассмотрена в качестве вектора развития образа современного архитектурного пространства.

Ключевые слова: современное архитектурное пространство, «стеклянная архитектура», свойства стекла, показатели художественной выразительности стекла.

Современная архитектура - результат постиндустриализации антропогенного пространства и демократизации творческого видения архитекторов и дизайнеров. Для данной архитектуры уже недостаточно создать выразительную форму, определяющую облик «архитектурного ареала» - важно создать коммерчески выгодный и стилистически эффектный уникальный стайлинг. Прогрессивность творческого мышления на сегодняшний день зависит от модификации исторического опыта и приращения неординарных дизайн-решений, не зацикленных на определенном временном отрезке, а способных работать на будущее. Именно поэтому разработка концепции уникального стайлинга, становится превалирующей для передовой архитектуры.

Стайлинг - экономический термин, используемый в сфере маркетинга, основной задачей для него является придание формы и внешнего вида объекту, соответствующих тренду современной моды и психологии общества потребителей. Стайлинг в архитектуре - комбинация различных по фактуре структуре материалов, обеспечивающих образность и выразительность, подчеркивающие или вуалирующие конструктивы здания.

Примером данного симбиоза является «стеклянная архитектура». Стекло, как отделочный и строительный материал в архитектуре, определился в XIX веке под влиянием научно-технической революции и последовавшей за ней всеобщей индустриализации. Производство стекла приобрело значительные масштабы и вошло в область строительства и архитектуры.

Модернизация функции материала повлекла модернизацию технологии её изготовления, стало очевидным, что полукустарное выдувание, не оправ-

* Кафедра «Дизайн». Научный руководитель: Бакалдина Г.В., доцент кафедры «Дизайн», кандидат педагогических наук, доцент.

дывало ожидаемых результатов. В 1902 г в Бельгии был предложен метод непрерывного вертикального вытягивания листового стекла, который получил широкое распространение и применяется до наших дней. Однако в двадцатых годах прошлого столетия наметились перспективы поиска более совершенной технологии. Вертикальное вытягивание имело ряд принципиальных недостатков: качество «вытянутого» стекла зачастую страдало от дефектов оборудования, отражающихся на конечном продукте. Так же для получения заданных оптических характеристик материал нуждается в дорогостоящей полировке, оказывающейся зачастую недостаточно эффективной, и наконец, производительность оборудования вертикального вытягивания оказалась лимитирована, что приводило к снижению производственных мощностей и, как результат, нерентабельность продукции.

Прогрессивным решением стало не изменение технологии, создание высокоэффективного ресурсного базиса из стекла, дерева и нововведения в качестве олова. В 1959 году специалисты компании Pilkington Brothers Ltd. (Великобритания) получили патент на инновационную продукцию «флоат» («плавающее») стекло. Однако второй независимый патент на производство стекла с применением расплава олова получили советские стекольщики. Англичане безоговорочно признали патентную чистоту нашего метода.

«Флоат»-стекло - OptifloatTM (Pikington), Planibel Clear (Glaverbel) -используется не только в архитектурных целях, но и служит в качестве основы для производства стеклоизделий со специальными свойствами: солнцезащитных, энергосберегающих, ударопрочных, самоочищающихся, пожаробезопасных, с регулируемой прозрачностью. Таким образом, инновационные функции стекла как строительного материала предопределили возможность создания принципиально нового облика архитектурного пространства.

Справедливо считать веком «зеркальной архитектуры» временные рамки стиля хай-тек, который представлен двумя периодами: ранний хай-тек (1960-е - начало 1970-х) и современный хай-тек (середина 1970-х - по сегодняшний день).

Самым идентифицирующим и популярным образцом раннего периода считается Хрустальный дворец - революционное для середины XIX века сооружение (павильон) из стекла, металла и бетона, построенный английским архитектором Джозефом Пакстоном для Всемирной выставки 1851 года в Гайд-парке Лондона. Новаторство архитектора заключалось в том, что управляя садами герцога Девонширского и имея опыт сооружения оранжерей, для строительства главного павильона выставки он предложил использовать каркасную конструкцию из железобетона, стандартных элементов, изготовленных промышленным способом, и стеклянной оболочки.

Творческая концепция основывалась на достижении максимальной прозрачности, таким образом, для самого крупного здания того времени было

решено отказаться от традиционных окон. Здание Хрустального дворца имело 564 м в длину, 124 м в ширину и площадь 74 тыс. кв. м. Дворец представлял конструкцию трансформируемых модулей с системой тонких железных стержней, служащих опорой для стеклянных стен и образующих прямоугольную форму. Высота его частей возрастала по направлению к центру -сводчатому трансепту. Новаторские архитектурные приемы, неординарность функционала и форм - все это ставит Хрустальный дворец его в один ряд с выдающимися памятниками архитектуры [1].

Использование стекла, как строительного материала послужило отправной точкой в формировании прогрессивной линии творческого потенциала архитекторов хай-тека. Стекло не просто стало элементом стайлинга ради стайлинга, оно повысило ряд эргономичных показателей архитектуры, создающих комфортабельность, экологичность и функциональность архитектурным объектам. Примерами являются: «криволинейная зеркальная архитектура» отеля «Бонавантюр» в Лос-Анджелесе (1978) и «Ренессанс--центр» в Детройте, архитектор Дж. Портмен. Так же в данное направление иллюстрировано проектами Ф. Джонсона, А. Исодзаки, С. Пелли [2].

Что касается современного этапа - проекты архитектора Сантьяго Кала-травы, работающего в стиле био-тека, уникальны не только специфичной конструкцией, стилизованной под объекты живой природы, они приобретают высокую выразительность посредством симбиоза различных материалов и непосредственно стекла, обеспечивающих динамику и невесомость образу, при этом оправдывая приоритетность использования данного материала (масштабные стеклянные конструкции окон аэропорта в Лионе, 1989 г.).

Подлинную популярность стекло приобретает благодаря проектам ведущего архитектора хай-тека Нормана Фостера. На теоретическую основу его архитектуры повлияло сотрудничество с Ричардом Бакминстером Фул-лером, американским архитектором, дизайнером, инженером и изобретателем, а именно его проект геодезические купола - представляющий конструктив строения молекул углерода (фуллеренами).

Норман Фостер - лауреат многих высших архитектурных премий. Его мощная пространственная конструкция из стекла и металла Центра изобразительных искусств (Сайнсбери-сентр) в Норвиче (1977) была отмечена наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979).

Его заинтересованность идеей экологичности проявляется в желании архитектора максимально использовать естественное освещение и воздух посредством передовых инженерных разработок. Здания Нормана Фостера самостоятельно регулируют потоки воздуха и света, обладают энергосберегающим потенциалом. Данные функции здания обусловлены широким применением стеклянных конструкций различного оптического характера и состава. Так, например, здание Шанхайского банка, построенное Норманом

Фостером в 1986 году располагает системой зеркал, которые направляют солнечный свет вдоль вертикальной оси с верхних этажей здания банка на нижние в соответствии с установленными компьютером параметрами. Образцом экологичности является здание, построенное по проекту архитектора, во второй половине 90-х годов 259-метровый небоскреб из стекла и стали. Внутренние помещения наполнены светом, так же присутствует природный компонент - зимние сады, создающие атмосферу гармонии и комфорта. Так же к стеклянным проектам Нормана Фостера относятся: Административно-офисное здание Swiss Re HQ, Лондон, Великобритания (1997-2004 гг.), центр искусств «Каре д арт» в Ниме (1987-1993 гг.), купол здания Рейхстага в Берлине (1994-1999 гг.) и. др.

Стоит заметить, что зеркальные стеклянные конструкции работают не только на выразительность фасада здания. Они способны создать специфичную среду интерьера, наполняя его светом, расширяя пространство, тем самым создавая диалог между интерьером и экстерьером посредством архитектурного замысла, воплощение которого упирается в решение двух вопросов: уместность эстетики стекла и способ его крепления.

«Стеклянная архитектура» не является универсальной по географическому критерию, так как различные климатические условия предъявляют особые требования на предмет характера архитектурной конструкции и используемого в ней стекла. Таким образом, для одних стран стеклянная архитектура - осуществимое или вполне гармоничное явление, для других -объект роскоши.

Что касается конструктивов и крепления данной технологи, то на данный момент рынок современных материалов предлагает обширный ряд продукции с различной толщиной стеклянного полотна, составом, определяющим прочность, экологичность и дополнительные параметры, связанные с климатическими особенностями.

Вариативность дизайн-оформления не лимитирована - витражная техника, большой спектр палитры цветов, фактурность и рельефность рисунка полотна, графичность и т.п. Самыми известными и широко используемыми в архитектуре и дизайне видами стекла являются: антиквариатное стекло (с неравномерно расположенными узорами или пузырями в объёме стекла); солнцезащитное стекло; изолирующие стеклопакеты; флоат-стекло; фотохроматическое стекло (темнеет при сильном ярком освещении и наоборот); неотражающие стёкла (безбликовые стёкла); стёкла с отражающей поверхностью (с зеркальной поверхностью и покрытиями типа On-line и Off-line); сигнализирующие стёкла (подключенные к цепи аварийной сигнализации); фасадные стёкла (используют для герметичной облицовке строений); осветлённые стёкла; тянутое стекло; узорчатое стекло; кварцевое стекло; ламинированное стекло; армированное стекло; стеклокерамика; нагреваемое стекло (с электропроводящим покрытием); термоупрочненное стекло; «ок-

рашенное стекло»; опаловое (молочное) стекло; противопожарные стёкла, зеркала; поверхностнообработанное стекло; профилированное стекло («стеклянные панели»); селективное стекло (стекло с низким Е или LE, которое имеет покрытие, обладающее низкой излучательной способностью); защищающее от излучения стекло (защищает от радиоактивного излучения, посредством добавления в смесь оксидов тяжелых металлов); гнутые стёкла; безопасное стекло (закалённые и ламинированные стёкла, противопожарные стёкла); звукоизоляционные стёкла [3].

Современные стеклянные конструкции позволяют создать экстравагантный и концептуальный облик архитектурных объектов благодаря развитию технического аспекта каркасов и креплений, проверенных и переосмысленных опытом многих поколений.

Таким образом, стеклянная архитектура является закономерным элементом эволюции современной архитектуры, при этом она не только диктует тенденции общего развития, но и компромиссно интегрируется в авторские конструктивные решения.

Список литературы:

1. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. - М.: «Прогресс-Традиция», 2002. - 672 с.

2. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.

3. Стекло в архитектуре: традиции и новые тенденции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.know-house.ru/avtor/glass2006.html (дата обращения: 17.03.2015).

4. Чикота М.Ю. Стекло и архитектура. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.rU/2005_4/6 (дата обращения: 17.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.