Научная статья на тему 'Концепция техницизма в архитектуре и дизайне'

Концепция техницизма в архитектуре и дизайне Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
425
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЦИЗМ / ТЕХНИЦИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ХАЙ-ТЕК / "СМАРТ-СФЕРА" / МАССМАРКЕТ / АНТИТЕХНИЦИЗМ / "SMART HAUSE" / "PASSIIVE HAUSE" / "ЭКОДОМ"

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сумченко И.А.

В статье рассматривается «техницизм», как основополагающий принцип разработки концепции и формообразования в области современной архитектуры и дизайна. Посредством анализа теории антитехницизма и социально-экономических последствий внедрения техницизма на практике указаны как его прогрессивные черты, так и его существенные недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция техницизма в архитектуре и дизайне»

12 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания

КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИЦИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

© Сумченко И.А.*

Приокский государственный университет, г. Орел

В статье рассматривается «техницизм», как основополагающий принцип разработки концепции и формообразования в области современной архитектуры и дизайна. Посредством анализа теории антитехницизма и социально-экономических последствий внедрения техницизма на практике указаны как его прогрессивные черты, так и его существенные недостатки.

Ключевые слова: техницизм, техницистская идеология, хай-тек, «смарт-сфера», массмаркет, антитехницизм, «Smart Hause», «Passiive Hause», «экодом».

Явление «техницизма» достаточно универсальное и вместе с тем существует, как неотъемлемый элемент развития постиндустриального общества. В широком смысле «техницизм» - чрезмерное увлечение технической стороной объекта, пространства или нематериальной сферы в ущерб их сущности. Так же он предполагает создание установки в оценке техники, исходящая из представлений об автономии технической рациональности, ее «трансцендентной» сущности, способности к саморазвитию и определяющем характере воздействия техники на общество. Таким образом, данное явление становится основополагающим и определяющим не только идеологию прогрессивного развития мира вещей, но и влияющим на стиль жизни людей, как субъектов техницисткой реальности.

Техницизм, господствующий в архитектуре и дизайне оформился непосредственно в 1970-80 годах как одно из направлений хай-тека. Главные теоретики и практики хай-тека: Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон Джеймс Стирлинг, Ренцо Пиано.

* Кафедра «Дизайн». Научный руководитель: Бакалдина Г.В., доцент кафедры «Дизайн», кандидат педагогических наук, доцент.

Архитектура

13

Классическим примером архитектуры хай-тека является здание Центра Жоржа Помпиду (Centre Georges-Pompidou), построенное в 1977 году и ставшее одним из самых впечатляющих сооружений XX века, появление которого сразу же вызвало ожесточенные споры. Однако позже, завоевав признание профессиональных критиков и широкой публики, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду стал одним из наиболее узнаваемых и известных памятников архитектуры.

Признанным гением архитектуры хай-тека является британский архитектор Норман Фостер, который построил в 1980 г. галерею визуальных искусств «Сайнсбери-центр», напоминающую самолетный ангар. В 19811985 гг. им был создан не менее популярный «Гонконг-Шанхай-банк». В этой сверхтехницистской постройке шахты вертикальных коммуникаций вынесены за пределы основного объема здания. Так же к его знаменитым произведениям относят центр сбыта фирмы Рено в Суиндоне (1981-1983), терминал лондонского аэропорта Стенстед (1981-1991), центр искусств «Каре д'арт» в Ниме (1987-1993), реконструкция здания Рейхстага в Берлине (1994-1999) и здание лондонской мэрии (1999-2002).

Философски осмысленный хай-тек представляют японские архитекторы. В Японии в духе хай-тек работает архитектор Ицуко Хасегава. В его ателье в Томигайа (1985-1986) интерьеры отгорожены от улицы глухими стенами. Свет проникает внутрь помещения через стену-мембрану, состоящую из перфорированных и гладких алюминиевых листов, вырезанных и состыкованных волнистыми линиями. Хасегава построил также в стиле хай-тек жилые дома в Нерима (1985) и Хигашитамагава (1987), кулътурный центр в Шонандаи (1991).

Кишо Курокава - архитектор, активно использующий в своем творчестве понятие «серой зоны». «Серая зона» - пространство на пересечении интерьера со внешней средой. В традиционной японской архитектуре данное явление представлено как «энгава» - галереи-навесы вокруг дома. К произведениям Курокавы относятся здание мультимедиацентра Софтопиа в японской префектуре Гифу, и гостиница Кайосера в Кагошима (1995) [4].

Среди японских архитекторов и дизайнеров, имеющих непосредственное отношение к хай-теку, можно также назвать такие имена, как Арата Исодзаки и Широ Курамата.

14 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания

На сегодняшний день хай-тек отождествляют с техницизмом, так как он воплощает все его основные визуальные, конструктивные и теоретические принципы. Это беспрерывное прогрессивное развитие, отражающее инновационные проекты в области науки, техники, использование «смарт-сферы» материалов, конструкций, IT-разработок. Все действия техницизма направлены на обеспечение чувства комфорта и временной актуальности у потребителей посредством интегрирования в их жизнь передовых разработок. Однако стоит заметить, что среднестатистический потребитель не может обеспечить себе данный вид комфорта в силу значительных затрат на создание инновационных благ.

Техницизм в дизайне предполагает не просто наличие новинок техники или материалов, для него важен их компромисс со временем и формой. Иными словами, создание определенного объекта проходит множество стадий аналитического процесса, в результате которого приоритетом выявляются основные атрибуты, вписываемые в рамки доступного восприятия объекта как необходимого и актуального в данный момент времени.

Что касается архитектуры, эстетика и теория техницизма требуют от неё концептуальной выразительности в балансе с рационализацией его конструктивов. В процессе создания образа архитектор мыслит футуристичными, авангардными категориями, стараясь создать связь между формой и ее восприятием в рамках образцов, диктуемых модернизационными изменениями сфер жизни человечества, что зачастую приводит к решению противоречия художественного образа и его непосредственного воплощения.

В области дизайна интерьера для техницизма важно не только обеспечить потребителя всем необходимым, но и проработать сценарий его жизни, гармонично вписать инновационные идеи во избежание техницистского диктата над стилем жизни человека. Непосредственное влияние оказывает желание потребителя жить в «комфортных» условиях в ногу со временем, однако возникает вопрос: можно ли считать то, что модно и необходимо сегодня, столь же востребованным завтра, и воз можно ли сохранить актуальность, не смотря на изменчивость и закономерное отрицание старого с появлением нового?

Дело в том, что каждый объект или явление обладает внутренним противоречием, так и блага техницизма по своей сути подобно рекламной про-

Архитектура

15

паганде заставляют чувствовать в них потребность. Достаточно сложно представить человека в наши дни не пользующегося хотя бы минимумом постиндустриального арсенала, так как техницизм не только обличает и удовлетворяет наши физические потребности, но и влияет на нашу социальную статусность и мироощущение.

Техника стала диктовать стиль жизни и стиль общения, тем самым подавляя множество «устаревших» принципов жизни: ручной труд - стал машинным, открытое общение заменено социальными интернет сетями и т.п. Таким образом, техницизм не только облегчает нашу жизнь, но делает её инфантильной, нормированной, стирает границы различий, подавляя индивидуальность пропагандой массмаркета [5].

В ответ на данное явление возникло течение антитехницизма. Антитехницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, где техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека. Данное явление возникло на рубеже 19-20 вв. в науке и массовом сознании как реакция на научно-технический прогресс и признание технических достижений негативными и непредсказуемыми по влиянию на образ жизни человека.

Ассоциации ученых по всему миру полагают, что масштаб глобализации проблемы возник не случайно, так как негативно затронуты стали не только некоторые аспекты человеческой жизни, но и возникла явная угроза жизненного потенциала человечества в целом. Экономические, экологические, политические и социальные кризисы - результат «благого» влияния техницизма.

Однако не стоит полагать, что концепция антитехницизма способна избавить нас от проблемы, она лишь является одним из векторов плана стабилизации ситуации. Если ранее основным принципом развития являлась гонка за количеством инновационных благ, то теперь превалируемым становится их качества, а именного всеобщая экологизация и гуманизация всех сфер жизни потребителя.

Экологизация архитектуры подразумевает, прежде всего, не отказ от техницисткой концепции, а минимизацию негативного влияния техницизма

16 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

посредством модернизации инновационных технологий, выводя их на уровень экологически безопасных и экологически полезных.

Так же экоархитектура - это рациональное использование ресурсов и создание принципиально новых форм архитектурного пространства, гармоничных природным и максимально комфортных для жизни человека («Smart Hause», «Passiive Hause», «экодом») [1].

Smart Hause - понятие принадлежит Институту интеллектуального знания, г. Вашингтон, 1970 г. Оно представляет инженерную систему, состоящую из датчиков контроля и реагирования, пульта управления и связей между ними. Данная концепция предполагает новый подход к организации жизнеобеспечения здания, а также повышение эффективности использования функциональных пространств и ресурсов. Ярким примером реализации такого проекта следует назвать Toyota Dream House PAPI, 2005 г., префектура Аити.

Passive Hause - основной особенностью данного направления является малое энергопотребление (до 10 % от удельной энергии на единицу объема). Этот термин был введен немецким физиком В. Файстом, управляющим институтом пассивных домов в Дармштадте. Passive Hause - архитектурный объект, способный существовать независимо от городской инженерной инфраструктуры, так как оснащен собственной системой энергоснабжения за счет гелиотермических или ветряных энергоисточников.

Примерами такого объекта являются работы Норманна Фостера 1960 г., в которых превалирует метод использование альтернативных источников тепла, электроэнергии, освещения и вентилирования. Естественная конвекция создается за счет планирования сценария движения воздушных потоков внутри здания и учета ветровых нагрузок.

Таким образом, концепция эко-хай-тека Нормана Фостера разрабатывает для дома сложные инженерные идеи, развивает и внедряет новейшие технологии, современную автоматику, способные работать на благо человека и окружающей среды, в отличии от «простой» экоархитектуры, существующей в рамках традиционных решений, проверенных временем.

Так же в данном течении представлены разработки компании Kjellgren Kaminsky Architecture. В своих проектах архитекторы задействовали раз-

Архитектура

17

личные способы экономии электроэнергии и тепла: солнечные батареи, ветряные турбины, системы естественной фильтрации воды. Жилой дом Villa Nyberg (арх. Фредерик Чельгрен, Хоаким Камински, 2008 г.), построенный в шведском городке Борланг, основан на аналогии с внутренним суточным циклом человека.

Что касается дизайна интерьеров, то концепция экологизации представлена экостилем, скандинавским стилем, а также адаптацией других стилей в соответствии с экологическими принципами.

Таким образом, концепция техницизма, не смотря на свое негативное наследие, в общем смысле явилась стимулом эволюции не только эстетического осознания в архитектуре и дизайне, но направила вектор развития социальной мысли в сторону экологизации и гуманизации всех сфер жизни человека.

Список литературы:

1. Витюк Е.Ю. Экоподход как источник новых архитектурных направлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_3/2 (дата обращения: 04.11.2015).

2. Власов,В.Г. Дизайн и архитектура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_1/1 (дата обращения: 04.11.2015).

3. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М.: «Стройиздат», 1985. - 137 с.

4. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. - М.: «Прогресс-Традиция», 2002. - 672 с.

5. Иконников А.В. Стайлинг, «хай-тек» и семантика предметной формы // Техническая эстетика. - 1982. - № 7. - С. 34-37.

6. Орельская О.В. Современная зарубежная архитектура. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.