Научная статья на тему 'Современная ситуация игровой культуры'

Современная ситуация игровой культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
116
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Давлетшина С. Р.

При всей многообразности форм игровой деятельности игра является универсальной категорией. Игра как культурный феномен выполняет самые разнообразные функции: социализирующую, педагогическую, коммуникативную, гедонистическую, рекреативную, компенсаторную. Игра в современной социокультурной ситуации не только сохраняется, но и все более актуализируется, занимает все большее место в современной жизни и сознании. Преимущественное развитие тех или иных типов игры зависит от конкретных условий. В ходе эволюции человечества происходит отмирание целых игровых слоев и замена их новыми. С развитием средств массовой информации угасает дидактическое, просветительское значение игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная ситуация игровой культуры»

гаж, интеллектуальную, эмоционально-образную сферу, развивают кругозор, способствуют формированию мировоззрения студента. Необходимость включения этого важнейшего источника информации в учебный процесс обусловлена тем, что непосредственные впечатления способствуют формированию познавательных интересов, служат импульсом к продуктивным занятиям, ведут к накоплению необходимых знаний и опыта -основных элементов содержания образования, способствуют формированию стойкой мотивации на дальнейшую профессиональную деятельность. Кроме того, этот источник учебной информации способствует развитию музыкального вкуса студента, чувства стиля; обогащает воображение, стимулирует и «питает» творческую активность будущего специалиста, способствует формированию профессиональной готовности широкоэрудированного педагога-музыканта к исполнительской, культурно-просветительской, преподавательской, научно-методической, управленческой деятельности, и является условием творческой самореализации и самоактуализации личности в пространстве культуры.

Список литературы:

1. Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. - М.; СПб., 1999.

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.; Л., 1965.

3. Маркевич И. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 5. - М., 1970.

4. Меграбян А.А. Сознание и личность. - М., 1978.

5. Сохор А.Н. Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.

6. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

7. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игры на фортепиано. - М., 1975.

8. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. -М., 2008.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ © Давлетшина С.Р.*

Нижнесортымская детская школа искусств, с. п. Нижнесортымский

При всей многообразности форм игровой деятельности игра является универсальной категорией. Игра как культурный феномен выполняет самые разнообразные функции: социализирующую, педагогическую, коммуникативную, гедонистическую, рекреативную, компенса-

* Преподаватель

торную. Игра в современной социокультурной ситуации не только сохраняется, но и все более актуализируется, занимает все большее место в современной жизни и сознании. Преимущественное развитие тех или иных типов игры зависит от конкретных условий. В ходе эволюции человечества происходит отмирание целых игровых слоев и замена их новыми. С развитием средств массовой информации угасает дидактическое, просветительское значение игры.

Актуальным для современного общества становится рассмотрение функций игры, главным образом, развлекательной. Действительно, уход от обыденной жизни с помощью занятия игровой деятельностью является наиболее распространенным. Жизненная необходимость утвердиться, найти точку опоры, когда вокруг рушатся ценности, столь долго казавшиеся незыблемыми, понуждает общество искать поддержку не у лишившихся доверия авторитетов, а в поиске выхода из жестокой действительности. Уход в игру нередко связан с протестом против существующей жизни, против слишком пристальной опеки или, наоборот, отсутствия внимания. Дети и подростки играют в супер-героев, хоббитов и другие игры в поиске безопасного фантазийного мира, а старшее поколение будет играть в подобные игры в поисках утраченных иллюзий.

Сегодня на телевизионном экране откровенно господствуют тенденции к интеллектуализации и коммерциализации состязательных игр, на наших глазах превратившихся в способ «зарабатывать деньги собственным умом». Эти игры множатся, превращая телезрителей в диванных болельщиков. Отмирают подвижные игры молодежи (лапта, городки, штан-дер, пятнашки), частично компенсируясь дискотекой. Угрожающе распространяется компьютерные игры, отрывающие индивида от общества, никак не способствующие гармоничному развитию человека. В условиях современного социума игра - это не просто культурно-историческая универсалия, а целая индустрия, захватывающая представителей практически всех социальных групп. В последнее время значительно увеличивается число игровых учреждений, формализующих игровую культуру. Игровой бизнес становится одним из самых прибыльных в России. Казино и игровые автоматы являются одним из новейших видов массовой культуры. Казино - своеобразный способ моделирования социальных и социокультурных взаимодействий. Игру в казино как способ времяпровождения можно встретить во многих обществах и культурах, как на Западе, так и на Востоке. Две универсальных составляющих - абстрактная «холодная» теория вероятности, лежащая в основании всех игр, и присущее человеку реальное «горячее» желание испытать сильные ощущения и всплеск - это то, что делает казино успешным в любой культурной среде [5].

Игорный бизнес всегда был предметом споров в обществе. Одни утверждали, что азартные игры вызывают проявление самых негативных

сторон человеческой натуры, и игорные заведения зачастую связаны с криминальным миром. Их оппоненты говорили о неизбывной психологической потребности человека играть и возможности государства получать доходы в виде налогов на игорные заведения.

С появлением нового вида игровой деятельности появилась новая социальная болезнь, которую называют по-разному - игромания, игровая алкоголизация, лудомания. Психотерапия игровой зависимости встает в один ряд с алкогольной и наркотической. По данным зарубежных исследователей, абсурдному влечению подвержены 2-3 % жителей больших городов. В России, до недавнего времени, существование странного недуга не признавали, принимали его, скорее, за вредную привычку, чем за болезнь. Когда игровые автоматы и казино стали в России обычным явлением, ситуация изменилась. С появлением нового сильнодействующего искушения в психологические центры и клиники потянулись сотни игроков. Среди близких и знакомых каждого четвертого россиянина есть азартные игроки. Наиболее распространённый вид азартных игр - на игровых автоматах, которые можно найти почти в каждом городе и в половине сельских населённых пунктов страны. Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного 4-5 марта 2006 года в 46 регионах России [1].

Иррациональное поведение азартных игроков уже давно привлекало внимание исследователей. Впервые случай патологической страсти к игре был рассмотрен Фрейдом в работе «Достоевский и отцеубийство». Основой психоаналитического толкования одержимости игрой является идея о том, что игроком движет бессознательное желание проиграть - почувствовать себя жертвой несправедливости и пережить раскаяние и угрызения совести. Истоки такого поведения лежат в детстве - в нарушении взаимоотношений ребенка с родителями: игра может быть способом вернуть материнскую любовь или средством наказать себя за недозволенные чувства по отношению к матери.

Венгерский психоаналитик Шандор Ференци выдвинул другое объяснение, которое получило название «гипотеза инфантильного всемогущества». Ференци считал, что совсем маленький ребенок не догадывается о своей беспомощности. Лежа в кроватке, он управляет поведением взрослых, повелевая кормить, переодевать и развлекать маленького тирана. Со временем, когда ребенок учится ходить, падает и ушибается, иллюзия всемогущества начинает рассеиваться. Большинство из нас теряет чувство всемогущества к детсадовскому возрасту. Но время от времени оно вновь оживает -например, во время игры, когда игрок впадает в иллюзию, будто он может угадать номера, которые должны выпасть. Каждому, кто когда-нибудь играл в казино или на бирже, знакомо это чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отголоском инфантильного всемогущества [4].

Помимо психоаналитических существуют и другие объяснения поведения игроков. Страсть к игре связывают, например, со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер, библиотекарь, ветеринар), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, биржевые маклеры, хирурги). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а у вторых склонность к риску является, по-видимому, устойчивой чертой характера.

Азартная игра может рассматриваться как тип постоянно действующего «карнавала», - организованного процесса, направленного на урегулированное, но все же позволительное проявление неконтролируемых эмоций, на отход от предлагаемых обществом рациональных конструкций, в том числе и конструкций рационального действия, на вхождение в совершенно иной мир, позволяющий реализовать те внутренние побуждения, которые оказываются «зажаты» доминирующей «цивилизированной» культурой [2-3].

Таким образом, игра предстает своеобразным средством, при помощи которой создается новая мифологическая картина мира. Но свидетельствует ли это о развитии самой игры? Не деградирует ли игра? Назревает необходимость ответить на вопрос: является ли всплеск игровой активности в России свидетельством общественного благополучия, развития духовности культуры? Говорит ли этот факт о снятии и решении таких проблем, как тяжесть материальных забот, нехватка свободного времени, суровость быта и трагизм мироощущения. В чем смысловое значение игры сегодня? Насколько игра имеет варианты духовного развития? Является ли игровая деятельность, отличительной особенностью которой считается моделирование иной реальности, способом самоактуализации членов современного общества? На эти вопросы стоит ответить, изучая игру в контексте современной социокультурной ситуации.

Список литературы:

1. Бавин П. Азартные игры // Социальная реальность. - 2006. - № 1.

2. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // М.М. Бахтин. Тетралогия. - М.: Лабиринт, 1998.

3. Batalle G. The Accursed Share. Vol. 1. - New York: Zone Books. 1988.

4. Ильин В.И. Игра как социальное поведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.i-v.ru.

5. Клюшкина О. Воля к игре: исследование игроков казино [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.all-qames.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.