Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ'

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаах Татьяна Владимировна

В статье речь идет о системе оценивания самостоятельной работы студентов, как о ведущей на сегодняшний день формы образовательно процесса. Оценивание самостоятельной работы рассматривается как один из важных этапов контроля, претерпевающий изменения вместе со всей меняющейся системой образования. Автор считает, что рейтинговая система является актуальной и позволяет преодолеть такие недостатки традиционной системы оценивания как необъективность и несоответствие принципам контроля. Но рейтинговая система, несмотря на множество методических разработок имеет ряд недостатков. Такие обстоятельства как: принятие во внимание личных характеристик обучающихся; формирование оценки студентов с различными уровнями первоначальной подготовки; принять в расчет внеплановые непредвиденные ситуации, которые могут существенно повлиять на результаты обучения, не могут быть учтены. Автором предприняты попытки проанализировать возможные варианты оптимизации системы оценки самостоятельной работы студентов, дополнив ее необходимыми, на его взгляд, оценочными показателями, которые позволят реализовать личностный подход в обучении. Такими показателями являются: четкое время выполнения; неординарность и творческий подход при решении задания; объём использованных источников; уровень активности в групповой работе; дополнительно выполненные задания. В свою очередь, преобразования системы оценивания не могут не коснуться структуры самих заданий. Для актуализации подготовки заданий предполагается разделить их по трем направлениям: теоретический, практико-ориентированный и проектно-конструктированный. В статье предлагаются рекомендации общие и отдельно по разделенным направлениям. Особо отмечается специфика проектно-конструктированного направления: многовариативность и нестандартность решений. Такой подход позволит студентам не только проявить себя, но и выстроить партнерские отношения с преподавателем. Указывается необходимость отражение результатов работы в индивидуальных картах студентов по предложенным критериям. Такой метод контроля и оценки позволяет не только зафиксировать знания и умения студента, а в первую очередь информировать и студента в том числе о том, где существуют пробелы и чему еще нужно научить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SYSTEM OF ASSESSMENT OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN THE CONDITIONS OF THE RATING SYSTEM

The article deals with the system of evaluation of independent work of students, as the leading form of the educational process today. Assessment of independent work is considered as one of the important stages of control, undergoing changes along with the entire changing education system. The author believes that the rating system is relevant and allows to overcome such shortcomings of the traditional rating system as bias and inconsistency with the principles of control. But the rating system, despite the many methodological developments, has a number of shortcomings. Circumstances such as: taking into account the personal characteristics of students; formation of assessment of students with different levels of initial training; take into account unplanned unforeseen situations that can significantly affect learning outcomes cannot be taken into account. The author made attempts to analyze possible options for optimizing the system for evaluating students' independent work, supplementing it with the necessary, in his opinion, evaluation indicators that will allow implementing a personal approach to learning. Such indicators are: clear execution time; eccentricity and creativity in solving the task; the volume of sources used; level of activity in group work; additional assignments. In turn, the transformation of the assessment system cannot but affect the structure of the tasks themselves. To update the preparation of tasks, it is supposed to divide them into three areas: theoretical, practice-oriented and project-designed. The article offers recommendations in general and separately in separate areas. The specificity of the project-designed direction is especially noted: the multivariance and non-standard solutions. This approach will allow students not only to express themselves, but also to build partnerships with the teacher. The necessity of reflecting the results of work in individual cards of students according to the proposed criteria is indicated. This method of control and evaluation allows not only to fix the knowledge and skills of the student, but first of all to inform the student, including where there are gaps and what else needs to be taught.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ»

9. Воронова, А.А. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А.А. Воронова, К.К. Кравец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191065.htm.

10. Каракозов, С.Д. Успешная информатизация - трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2. - С. 7-19. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25919196.

11. Козарева, О.А. Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании / О.А. Козарева // Сборник трудов VII Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» . - Кемерово, 2021. - С. 263-266.

12. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71670570.

13. Voronova, A. Student's media literacy training as a factor of personality development in the inclusive education / A. Voronova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference "Personality in Norm and in Pathology" (PNP 2021). - 2021. - № 107. - Р. 153-160.

Педагогика

УДК 378.1

аспирант, старший преподаватель Гаах Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье речь идет о системе оценивания самостоятельной работы студентов, как о ведущей на сегодняшний день формы образовательно процесса. Оценивание самостоятельной работы рассматривается как один из важных этапов контроля, претерпевающий изменения вместе со всей меняющейся системой образования.

Автор считает, что рейтинговая система является актуальной и позволяет преодолеть такие недостатки традиционной системы оценивания как необъективность и несоответствие принципам контроля. Но рейтинговая система, несмотря на множество методических разработок имеет ряд недостатков. Такие обстоятельства как: принятие во внимание личных характеристик обучающихся; формирование оценки студентов с различными уровнями первоначальной подготовки; принять в расчет внеплановые непредвиденные ситуации, которые могут существенно повлиять на результаты обучения, не могут быть учтены.

Автором предприняты попытки проанализировать возможные варианты оптимизации системы оценки самостоятельной работы студентов, дополнив ее необходимыми, на его взгляд, оценочными показателями, которые позволят реализовать личностный подход в обучении.

Такими показателями являются: четкое время выполнения; неординарность и творческий подход при решении задания; объём использованных источников; уровень активности в групповой работе; дополнительно выполненные задания.

В свою очередь, преобразования системы оценивания не могут не коснуться структуры самих заданий. Для актуализации подготовки заданий предполагается разделить их по трем направлениям: теоретический, практико-ориентированный и проектно-конструктированный. В статье предлагаются рекомендации общие и отдельно по разделенным направлениям.

Особо отмечается специфика проектно-конструктированного направления: многовариативность и нестандартность решений. Такой подход позволит студентам не только проявить себя, но и выстроить партнерские отношения с преподавателем.

Указывается необходимость отражение результатов работы в индивидуальных картах студентов по предложенным критериям. Такой метод контроля и оценки позволяет не только зафиксировать знания и умения студента, а в первую очередь информировать и студента в том числе о том, где существуют пробелы и чему еще нужно научить.

Ключевые слова: оценка, самостоятельная работа, рейтинговая система, инновационные задания, ситуационные задачи.

Annоtation. The article deals with the system of evaluation of independent work of students, as the leading form of the educational process today. Assessment of independent work is considered as one of the important stages of control, undergoing changes along with the entire changing education system.

The author believes that the rating system is relevant and allows to overcome such shortcomings of the traditional rating system as bias and inconsistency with the principles of control. But the rating system, despite the many methodological developments, has a number of shortcomings. Circumstances such as: taking into account the personal characteristics of students; formation of assessment of students with different levels of initial training; take into account unplanned unforeseen situations that can significantly affect learning outcomes cannot be taken into account.

The author made attempts to analyze possible options for optimizing the system for evaluating students' independent work, supplementing it with the necessary, in his opinion, evaluation indicators that will allow implementing a personal approach to learning.

Such indicators are: clear execution time; eccentricity and creativity in solving the task; the volume of sources used; level of activity in group work; additional assignments.

In turn, the transformation of the assessment system cannot but affect the structure of the tasks themselves. To update the preparation of tasks, it is supposed to divide them into three areas: theoretical, practice-oriented and project-designed. The article offers recommendations in general and separately in separate areas.

The specificity of the project-designed direction is especially noted: the multivariance and non-standard solutions. This approach will allow students not only to express themselves, but also to build partnerships with the teacher.

The necessity of reflecting the results of work in individual cards of students according to the proposed criteria is indicated. This method of control and evaluation allows not only to fix the knowledge and skills of the student, but first of all to inform the student, including where there are gaps and what else needs to be taught.

Key words: assessment, independent work, rating system, innovative tasks, situational tasks.

Введение. Возросшие темпы развития общества и экономики, использование интеллектуального труда как капитала, привело к новым требованиям при подготовке специалистов. Формирование творческой и саморазвивающейся личности

стало основной задачей профессионального образования. Необходимо признать, что формой образовательного процесса, отвечающей требованиям поставленной задачи, является самостоятельная работа студентов. По мнению ведущих специалистов, самостоятельная работа является эффективным методом познавательной деятельности. Кроме того, мировая пандемия привела к повсеместной изоляции и дистанцированию, что также отразилось на системе образования, тем самым увеличивая долю самостоятельной работы. Все эти предпосылки приводят к необходимости пересмотра некоторых компонентов учебного процесса с целью их адаптации в существующих условиях.

Изложение основного материала статьи. Изменение в системе оценки самостоятельной работы студентов не только вынужденная мера (увеличение доли самостоятельной работы во время пандемии), но и шаг вперед к перспективным направлениям и реформам образовательного процесса.

Рейтинговая система, существующая и повсеместно использующаяся в системе образования на данном этапе была предложена в качестве повышения эффективности оценки учебных достижений, для определения соответствия достигнутых результатов планируемым [12, 13], и ее главными задачами являются: повышение мотивации студентов за счет дифференциации оценки и увеличение уровня организации всего образовательного процесса.

Рейтинговая система является актуальной и позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы оценивания, поскольку является достаточно субъективной и не отвечает основным принципам контроля, таким как валидность, прозрачность, надежность, системность.

За годы использования рейтинговая система имеет множество методических и методологических разработок, но все еще продолжает усовершенствоваться [7, 9].

Рейтинговая систем не учитывает многих обстоятельств при формировании итогового балла. Рейтинговая система не может:

- принять во внимание личные характеристики обучающихся, делая поправки при формировании баллов, что не отвечает идеям личностного подхода к обучению [5, 11];

- формировать оценку студентов с различными уровнями первоначальной подготовки согласно принципам унификации [10];

- рассматривать внеплановые непредвиденные ситуации, которые могут существенно повлиять на результаты обучения [8].

Кроме того, в том виде, что сейчас имеет рейтинговая система она во многом не устраивает студентов [3, 6]. Это указывает на необходимость доработки под динамически развивающееся общество системы оценки самостоятельной работы.

Оценка самостоятельной работы - это, в большей мере, оценка итогов выполнения студентами раннее выданного задания. Принимая во внимание указанные недостатки, есть смысл скорректировать формат заданий, а это не может не отразиться на оценочных показателях. Поэтому необходимо внедрение некоторых оценочных показателей в сам процесс самостоятельной работы [9].

Одним из таких показателей является - время выполнения. Любое задание должно иметь четкие сроки выполнения. Поэтому необходимо ввести три срока сдачи: раньше срока, в указанный срок и позже на определенное время. Эти показатели будут влиять на итоговую оценку и таким образом позволят студентам:

- наиболее рационально распределять свое время;

- приближаться к стратегии успешности: "больше результата за меньшее время";

- чувствовать свое вовлечение в учебный процесс;

- создавать условия для здоровой конкурентной борьбы в группе.

Способов отслеживания сроков выполнения достаточное количество: от традиционных (представление своей работы лично или на электронную почту) до более современных (специальные образовательные ресурсы, фиксирующие время на выполнение задания).

Следующие показатели, которые необходимо включить в процесс оценки самостоятельной работы:

- неординарность и творческий подход при решении задания;

- объём использованных источников, в том числе и зарубежных;

- уровень активности в групповой работе;

- дополнительно выполненные задания.

Данные показатели необходимо использовать в системе оценки самостоятельной работы поскольку они не только регулируют и оптимизируют ход учебного процесса, но и позволяют осуществлять мониторинг наиболее точной информацией.

Построение оценки самостоятельной работы студентов выстраивается в основном на практическом результате, поэтому при представлении результатов следует отталкиваться от предложенных заданий [1]. То есть, формирование современной системы оценивания должно строиться на новых подходах в системе заданий [2].

Сегодня студенты имеют свободный доступ к информации и не испытывают желание учится последовательно, а склонны к формам, коррелирующим проектную и игровую деятельность. Такие подходы в организации самостоятельной работы предполагают, что студенты решают не только задачи с искусственно созданной ситуацией, но и реально существующими вопросами.

Задания для самостоятельной работы можно условно разделить по трем направлениям: теоретического, практико-ориентированного и проектно-конструктированного.

Проектируя таким образом задания можно выделить общие рекомендации: четкие руководящие указания по выполнению, по срокам, по оценочным критериям и их вариативности.

Все задания указанных направлений нацелены на усвоение и понимание способа деятельности. При этом цель студента - найти решение, а цель преподавателя выстроить у студента систему проектных действий.

Выделяя каждое направление подкрепляем их дополнительными аспектами:

1. Теоретические задания направленные прежде всего на познавательные умения и формируют практические навыки работы с источниками информации (поиск, сопоставление, анализ, дифференцирование), терминологией и коммуникативные техники.

Тут можно указать такие задание как: работа с текстами с целью реферирование, аннотирования, экспертизы, сравнения понятий и концепций разных источников, представление информации в графическом виде или блок-схем, составление «дерева понятий», каталога литературы и т.п.

2. Практико-ориентированное направление выделяет задания способные показать актуальность изучаемого материала для дальнейшего профессионального роста.

Примером таких заданий могут служить практические тренировочные задачи, имеющие однозначные правильные решения.

3. Задачи третьего направления достаточны сложные, требующие определенного опыта и наработок, поскольку направлены на развитие проектных и конструкторских умений. Такие задания могут иметь нестандартные и неожиданные для студентов формулировки и могут иметь достаточно креативные решения.

Данные задания могут быть использованы как в учебное время, так и во внеаудиторные часы. Кроме того, такие задания обладают специфической чертой: ситуации могут быт новыми не только для студентов, но и для самого преподавателя. Такая постановка вопроса вносит новый характер общения студентами и преподавателями - партнерство, уходя от привычного: преподаватель «знает», а студент «не знает». Выступая за эти рамки, равноправные партнеры помогают друг другу решать совместную проблему, при этом педагог приобретает статус - помогающего взрослого.

Данный вид задания позволяет развивать такую компетенцию как опыт самостоятельной профессиональной деятельности и кроме того повышает уровень мотивации у студентов.

Еще одной отличительной чертой многих задач данного направления - является многообразие решений. И тут педагогу нужно понимать, что подходить к оценке таких задач следует из подходов: обоснованности решения, затрат ресурсов и т.п., исключая вариант «правильное - неправильное».

В независимости от того, в группе ли выполняется здание или индивидуально, для каждого студента заполняется карта оценки. В такой карте/матрице можно отразить такие критерии как: понимание представленной информации, предложения способа решения поставленной проблемы, обоснование предлагаемого решения, предложение дополнительных вариантов, сроки выполнения задания и объём проработанных источников.

Итоги выполнения задания можно представить и в баллах и традиционной шкалой оценивания. Такой метод контроля и оценки позволяет не только зафиксировать знания и умения студента, а в первую очередь информировать о том, где существуют пробелы и чему еще нужно научить. Для студента данная информация важна, поскольку одной из задач такого задания, является развитие у студента навыков самоанализа и самооценки.

Подобный метод оценки имеет множество преимуществ, существенным из которых, является снижение стресса, поскольку преподаватель выступает в роли партнера и руководствуется стратегией «эффективное - неэффективное решение», вместо строгого «верное - неверное».

Выводы. Таким образом, меняющиеся условия в образовательной системе создают необходимость придерживаться точки зрения, что самостоятельная работа студентов должна оцениваться по-новому: и сам процесс, и результат; новые формы оценки должны соответствовать новым формам учебных заданий. Подобные изменения будут способствовать модернизации учебного процесса, что в свою очередь положительно отразиться на качестве подготовки будущих специалистов.

Литература:

1. Баканов, Г.Ф. Компетенции, результаты обучения: структура, использование, контроль / Г.Ф. Баканов. - СПб.: 2009. - 276 с.

2. Гаах, Т.В. К вопросу инновационных и традиционных методах контроля учебной деятельности / Гаах Т.В. // Образование и проблемы развития общества. - 2022. - № 1 (18). - С. 17-22.

3. Гаах, Т.В. Формирование квалитативной культуры в контрольно-оценочной деятельности современного вуза / Т.В. Гаах // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 3-3(117). - С. 16-20. - DOI 10.23670/IRJ.2022.117.3.075.

4. Глузман, А.В. Инновационные технологии обучения в системе университетского педагогического образования / А.В. Глузман. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iee.org.ua/files/conf/conf_article39.pdf

5. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в реализации личностной и деятельностной направленности современного образования. - М., 2004.

6. Киселева, М.В. Образовательный процесс глазами студентов: Социологическое сопровождение внутривузовской системы обеспечения качества / М.В. Киселева. - Кострома: Изд-во КГТУ, - 2013. - 99 с.

7. Мальцева, Н.Н. Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки / Н.Н. Мальцева, В.Е. Пеньков // Высшее образование в России. - 2021. - №4. - С. 139-145.

8. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: методические рекомендации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 108 с.

9. Проблемы применения балльно-рейтинговой системы в вузе для контроля учебных достижений студентов / Л.В. Зубова, Е.И. Ренер, Т.Д. Рожина, О.С. Степанова // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 10. - С. 53-60.

10. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

11. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. -М.: Издательский центр «Академия». - 1998. - 288 с.

12. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 140174.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №э273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Методические рекомендации к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденные приказом Министерства образования № 2654 от 11. 07. 2002 г.

Педагогика

378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Галкина Елена Николаевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Перевозчикова Нелли Григорьевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСПЕКТИРОВАНИЮ ТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «конспектирование» и «конспект». Рассмотрены виды конспектов в зависимости от способа предъявления информации: на созданные при чтении книг и восприятии информации на слух (аудировании). Приведены особенности конспектирования текста и конспектирование осуществляющееся при аудировании. Представлена технология работы с опорными словами в тексте. Приведены примеры заданий по выбору опорных слов или словосочетаний на занятиях, а также примеры упражнений по формированию умений создавать конспект при монологическом высказывании.

Ключевые слова: конспектирование, конспект, метод обучения, метод обработки информации, профессиональное обучение.

Annоtation. The article discusses the concept of "taking notes" and "synopsis". The types of notes are considered depending on the method of presentation of information: on those created when reading books and perceiving information by ear (listening). The features of taking notes of the text and taking notes carried out during listening are given. The technology of working with reference words in the text is presented. Examples of tasks for choosing reference words or phrases in the classroom are given, as well as examples of exercises for the formation of skills to create a synopsis during a monologue utterance.

Key words: taking notes, synopsis, teaching method, information processing method, vocational training.

Введение. Первоначально все люди получают две основных профессии - читатель и слушатель. Слушателем человек становится раньше, чем читателем, воспринимать на слух информацию мы можем уже с рождения. Все остальные профессии прилагаются к этим двум. Без этих профессий не стать биологом, инженером, врачом, поваром. Достаточно давно было подмечено, что выписывание мыслей во время прочтения имеет огромную пользу. Выписывание учит выделению главных мыслей, формулированию, структурированию информации. Образовательный процесс связан с кратким изложением информации, конспектированием.

Конспектирование облегчает восприятие и понимание изучаемой темы, позволяет сконцентрироваться на главных моментах, дисциплинирует мысль.

Цель исследования: теоретически обосновать, описать необходимость внедрения методов обучения конспектированию при изучении дисциплин профессионального цикла в образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Существует множество источников информации и процессов ее освоения, каждый из которых требует наличие у человека навыков для качественной работы с ним. Достаточно распространённым процессом освоения информации является конспектирование. Конспектирование представляет собой мыслительно-деятельную работу пишущего. Продукт данного вида работы - конспект, который дает возможность составителю конспекта воспроизвести извлеченный материал. Конспект - это краткое изложение существенного содержания чего-нибудь [9, С. 239]. Процесс конспектирования студенты осуществляют на лекционных занятиях и при работе с печатным текстом.

Конспекты подразделяют в зависимости от способа предъявления информации: на созданные при чтении книг и восприятии информации на слух (аудировании).

В образовательном процессе вуза большое количество теоретического материала по профессиональным дисциплинам представляет собой форму диалога: преподаватель - аудитория. Оратор воплощает информацию посредствам цепи логически связанных суждений. Монологическая научная речь имеет определенную специфику в области фонетики, лексики, грамматики [7].

Чтение лекций - это акт вербального общения, акт коммуникации [6, C. 8]. Лекция - процесс, который предусматривает вербальное воспроизведение преподавателем информации, аудирование, переработку и её усвоение слушателями. Слушатель во время аудирования конспектирующий материал производит отбор информации. Сначала происходит оценка информация, на предмет значимости, нужности, затем производится оценка информации на предмет новизны и важности, только после этих операций должна производиться запись материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что речь лектора имеет отличительную черту - склонность к диверсификации содержательного аспекта, так как ей характерны «значительные по размеру отрезки, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность» [2, C. 184-221].

Изложение информации в виде конспекта - процедура выбора лексических единиц, переформулировки и закрепление отобранной информации. При конспектировании происходит сжатие исходного текста. Результатом изменения информации должно стать свертывание ее объема, которое возможно за счет избыточности информации в тексте. При этом отбор лексических единиц и переработка материала представляют собой средство запоминания. Процесс усвоения возможен при условии сформированности таких приемов мыслительной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Студенты, не умеющие правильно конспектировать, стремятся к точному воспроизведению лекционного материала, такой вариант конспектирования может привести их к наличию пропусков в конспекте и утрате информации. Большая часть информации содержащейся в лекциях не может сразу остаться в памяти слушателя, так как преподаватели в лекциях дают свободный материал, собранный из разных источников, что при сегодняшнем прогрессе просто необходимо.

Конспектирование лекционного материала обучающимися представляет собой такой вид деятельности, при котором происходит одновременное восприятие и понимание устного сообщения. В связи с этим мы понимаем конспектирование как особый вид аудирования, где «восприятие - анализ и синтез материальных средств языка (фонем, морфем, слов, предложений и т.д.), а понимание - результат анализа и синтеза смысловых значений этих средств» [5, С. 103]. Следовательно, аудирование - это трансформация фонем, морфем, слов и предложений в конкретную смысл организующую запись.

Мы рассматриваем следующие виды аудирования: 1) аудирование с выбором основного материала из речевого потока, 2) аудирование с выборочным извлечением сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.