Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / БАЛЛЬНОРЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK / ELECTRONIC TEACHING MATERIALS OF SUBJECTS / POINT-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохина Виктория Михайловна, Похорукова Мария Юрьевна, Колесников Максим Сергеевич

В статье проанализированы различные определения и роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе - формирование профессиональных компетенций будущего специалиста и стимулирование его познавательной деятельности. Подробно рассмотрены виды самостоятельной работы студентов в ТИ (ф) СВФУ: направленные на формирование новых знаний, закрепление и применение полученных знаний и умений, а также выполнение творческих заданий. Представлены соответствующие виды деятельности и конкретные действия студента в рамках выполнения самостоятельной работы. Показана организация самостоятельной работы с помощью размещения электронных учебно-методических материалов дисциплин в системе Moodle. Управление самостоятельной работой студентов осуществляется посредством балльно-рейтинговой системы оценивания знаний, в которой оптимально распределены баллы, которые студенты могут получить за выполнение заданий в течение семестра. При этом указано, что открытость, «прозрачность» и доступность БРС с самого начала обучения способствует активности студентов и повышению качества результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохина Виктория Михайловна, Похорукова Мария Юрьевна, Колесников Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article analyzes various definitions and the role of students' independent work in the educational process - the formation of professional competencies of a future specialist and stimulation of his cognitive activity. The types of independent work of students in the TI (branch) of NEFU are considered in detail: aimed at the formation of new knowledge, consolidation and application of the acquired knowledge and skills, as well as the implementation of creative tasks. The corresponding activities and specific actions of the student in the framework of independent work are presented. The organization of independent work is shown by placing electronic teaching materials of subjects in the Moodle system. Management of independent work of students is carried out through a point-rating system for assessing knowledge, in which the points that students can receive for completing tasks during the semester are optimally distributed. At the same time, it is indicated that the openness of the assessment system from the very beginning of training contributes to the activity of students and an increase in the quality of the results of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

Организация и управление самостоятельной работой студентов в вузе

Самохина Виктория Михайловна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Математика и информатика», Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: vsamokhina@bk.ru

Похорукова Мария Юрьевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Математика и информатика», Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

E-mail: maria.pokhorukova@gmail.com Колесников Максим Сергеевич,

студент кафедры «Математика и информатика», Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: eliott_nu@protonmail.com

В статье проанализированы различные определения и роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе - формирование профессиональных компетенций будущего специалиста и стимулирование его познавательной деятельности. Подробно рассмотрены виды самостоятельной работы студентов в ТИ (ф) СВФУ: направленные на формирование новых знаний, закрепление и применение полученных знаний и умений, а также выполнение творческих заданий. Представлены соответствующие виды деятельности и конкретные действия студента в рамках выполнения самостоятельной работы. Показана организация самостоятельной работы с помощью размещения электронных учебно-методических материалов дисциплин в системе Moodle. Управление самостоятельной работой студентов осуществляется посредством балльно-рейтинговой системы оценивания знаний, в которой оптимально распределены баллы, которые студенты могут получить за выполнение заданий в течение семестра. При этом указано, что открытость, «прозрачность» и доступность БРС с самого начала обучения способствует активности студентов и повышению качества результатов обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, организация и управление самостоятельной работой, электронный учебно-методический комплекс дисциплины, балльно-рейтинговая система.

о с

CJ

Самостоятельная работа студента (СРС) - это планируемый преподавателем вид учебной деятельности студента, который способствует его развитию и профессиональному самоопределению. СРС выполняется студентом без непосредственного контакта с преподавателем, но это процесс, управляемый преподавателем опосредованно: через учебно-методическую документацию, средства обучения и контроля, а также специальные учебные материалы.

В монографии [4] Б.Н. Гузановым и Н.В. Морозовой самостоятельная работа, как средство организации учебного или научного познания студента, с одной стороны представляет собой объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или методическим пособием, а с другой - форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания. Авторами отмечается, что СРС следует рассматривать как ведущую форму образовательной деятельности, способствующую формированию профессиональных компетенций.

В статье [1] авторами рассматривается самостоятельная работа студентов, как необходимое условие реализации компетентностно ориентированного образования, призванная стать способом педагогического управления познавательной деятельностью обучающихся. Ведь главная цель обучения в вузе -научить студента самостоятельно решать профессиональные задачи, пробудить в нем заинтересованность в будущей профессии. Именно поэтому самостоятельная работа как форма учебного процесса должна быть неотъемлемой и важной частью в подготовке конкурентоспособного специалиста.

Морозова Н.С. делает акцент на важности методического обеспечения дисциплины для достижения запланированных результатов обучения и предлагает модели управления внеаудиторной СРС, которые могут использоваться в преподавательской деятельности для повышения уровня владения учебным материалом, формирования профессиональных компетенций и т.д. независимо от направления подготовки студентов [2].

Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. анализируют дуальную природу СРС, которая осуществляется по двум взаимосвязанным каналам: педагогическое управление и самоуправляемая индивидуальная самостоятельной деятельность студента, и отмечают, что успешность и эффективность СРС в значительной степени определяется теми благоприятными условиями, которые задает преподаватель: оптимизированные и научно-обоснованные нормы загрузки студентов, равномерное распределение трудоемкости выдаваемых заданий и промежуточных аттестаций [5].

Таблица 1. Характеристика видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Виды ВСРС ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ

Направленные на формирование новых Подготовка к лекционным занятиям: изучение, анализ и конспектирование рекомендованных источников Чтение литературы, осмысление информации, ее обобщение, создание краткой записи

знании Составление глоссария Подбор и систематизация новых терминов, встречающихся при изучении данной темы

Поиск информации в сети Интернет Просмотр видеоматериала, перевод информации из одной формы в другую (текст, схемы, презентации и т.п.), самостоятельное формулирование проблемы и нахождение путей её решения

Направленные на закрепление Составление тесто-выхзаданий Закрепление изученных тем путем их дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в форме «вопрос-ответ»

знаний, умений Подготовка к тестированию, контрольным занятиям, зачетам и экзаменам Дифференциация, конкретизации, анализ информации для ее закрепления

Составление ментальных карт по теме (разделу) Развитие умения по структурированию информации, выделению главных элементов, установлению между ними связей

Направленные на применение приобретенных Выполнение практических заданий репродуктивного типа (решение задач, тестирование, ответы на вопросы) Закрепление изученных тем

знаний Создание презентаций Систематизация, переработка информации, оформление её в виде презентации

Написание контрольных, расчетно-графических, лабораторных, домашних работ Применение полученных знаний для решения практических заданий по изученной методике

Направленные на выполнения заданий Написание рефератов, контрольных, курсовых, квалификационных, дипломных работ Анализ, систематизация информации, закрепление практических навыков решения профессиональных задач

творческого характера Выполнение собственных научных исследований Самостоятельное формулирование проблемы и нахождения путей её решения, участие в научных исследованиях, конкурсах (кафедры, института).

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов (ВСРС) в Техническом институте (филиале) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосо-ва», закреплены в «Положение о самостоятельной работе студентов СВФУ» [6].

Виды ВСРС, виды деятельности студентов, а также действия студентов представлены в таблице 1.

Организация ВСРС - это сложный процесс, включающий в себя выбор форм контроля для оценивания результатов самостоятельной работы. С введением ФГОСТ, вузы используют балльно-рейтинговую систему контроля (БРС). Внедрение БРС предполагает, что необходимый для изучения материал структурирован, критерии оценивания для каждого вида работ определены.

Положением об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины (ЭУМКД) в ТИ(ф)СВФУ закреплен список следующих элементов [7]:

1. Рабочая программа дисциплины (РПД).

2. Содержание лекций.

3. Содержание семинарских/практических/лабораторных работ.

4. Содержание оценочных материалов.

5. Методические указания по выполнению СРС.

6. Глоссарий.

7. Дополнительные материалы.

Лекционный материал по дисциплине должен содержать конспекты лекций или обсуждаемые вопросы (тезисно), может быть представлен в виде электронных учебников, учебно-методические пособий. В лабораторных и практических занятиях обязательно указываются темы, перечень практических заданий, могут быть представлены подробные разборы примеров, необходимая литература, контрольные вопросы для закрепления материала. Оценочными материалами являются тестовые задания и/или контрольные вопросы по отдельным темам/разделам/в целом по дисциплине, варианты расчетно-графических работ, задания контрольных работ, вопросы к коллоквиуму/экзамену/ зачету. Методические указания к выполнению различных видов СРС содержат правила оформления работы, структуру и пояснения к выполнению работы, а также критерии оценивания, порядок защиты и т.п. Глоссарий представляет собой список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, справочные системы, журналы или библиотечные системы. В качестве дополнительных материалов могут быть представлены графические, аудио и видео-материалы, презентации, инструкции по использованию программных средств, ссылки на свободно распространяемое ПО или на познавательные интернет-ресурсы и т.д.

Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle наиболее часто используется вузами для организации СРС, поскольку она проста в использовании, имеет интуитивно понятный интерфейс и не требует дополнительных затрат. Данная система ориентирована на органи-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

зацию взаимодействия преподавателя и студента, а также на организацию дистанционных курсов. В ТИ (ф) СВФУ в Moodle размещены ЭУМКД, доступ к которым ограничен и осуществляется по паролю, выдаваемому студенту при зачислении в вуз. Moodle также обладает инструментами для реализации БРС: «Тесты» и «Задания», «Опрос» и «Семинар». В качестве «Заданий» размещаются внеаудиторные работы (см. таблица 1). С целью своевременного выполнения ВСРС в настройках «Заданий», указываются сроки выполнения работы, при нарушении сроков баллы за работу снижаются. Таким образом использование БРС позволяет добиться более систематичной работы студента в течение семестра.

Результаты выполненных работ студентов по каждой дисциплине накапливаются в журнале «Оценки». Настройки журнала позволяют следить преподавателю за результатами работы каждого студента или академической группы в целом. Наличие журнала оценок позволяет преподавателю регулировать ход учебного процесса: добавляя необходимые материалы, пояснения или размещая ссылки на соответствующие ресурсы в сети Интернет.

Также имеется возможность подсчитать сумму и средний балл студента, с учетом «весовых» коэффициентов (сложности задания), ранжировать групповые результаты студентов, перевести подсчитанные процентные значения в баллы в соответствии с РПД. При этом баллы за задания распределяются таким образом, чтобы максимальная сумма баллов была равна 100 для получения зачета, и 70 - для экзамена.

Для организации эффективного управления СРС преподавателю необходимо персонализировать строго регламентированную и системно-организованную учебную деятельность с учетом потребностей обучающихся: представлять информацию, доступную на каждом уровне обучения, индивидуализировать практические задания в соответствии с уровнем интеллекта и заинтересованности [3]. Если осуществлять управление СРС именно как процесс сотрудничества и даже совместного творчества преподавателя и студента, образовательный процесс станет личностно-ориентированным, динамичным и продуктивным [8]. В свою очередь открытость, «прозрачность» и доступность БРС с самого начала обучения способствует активности студентов в течение всего семестра, поскольку в случае набора необходимого количества баллов, появляется возможность получить итоговую оценку еще до сессии, что влечет за собой и повышение качества результатов образовательной деятельности.

Литература

1. Бурлуцкий А.Н., Краславская Г.И. Организация и контроль самостоятельной работы студентов в рамках реализации компетентност-ного подхода в образовании // Академический

вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2(31). С. 119124.

2. Морозова Н.С. Модели управления внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75): в 2-х ч. Ч. 2.С. 198202.

3. Новоселова М.В., Новоселов А.Р. Система индивидуальных заданий как средство активизации самостоятельной работы студентов. // Современная педагогика. 2016. № 10 (47). С. 9395.

4. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации многоуровневой модели обучения: монография / Б.Н. Гуза-нов, Н.В. Морозова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2014. 158 с.

5. Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. Системный подход к планированию самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2019 № 5. С. 152-157.

6. СМК-0ПД-4.2.3-016-11. Версия 1.0. «Положение о самостоятельной работе студентов СВ-ФУ», утверждено ректором СВФУ 27.05.2011.

7. СМК-ПЭУМКД-010200001101.01-11 Версия 1.0. Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины (ЭУМ-КД), утверждено зам директора ТИ(ф)СВФУ 03.03.2011.

8. Розанова О.В. Управление как один из этапов осуществления самостоятельной работы студентов / Современная наука. 2011. № 4. С.105-109.

THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Samokhina V.M., Pokhorukova М. Yu., Kolesnikov M.S.

Technical Institute (branch) "North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov"

The article analyzes various definitions and the role of students' independent work in the educational process - the formation of professional competencies of a future specialist and stimulation of his cognitive activity. The types of independent work of students in the TI (branch) of NEFU are considered in detail: aimed at the formation of new knowledge, consolidation and application of the acquired knowledge and skills, as well as the implementation of creative tasks. The corresponding activities and specific actions of the student in the framework of independent work are presented. The organization of independent work is shown by placing electronic teaching materials of subjects in the Moodle system. Management of independent work of students is carried out through a point-rating system for assessing knowledge, in which the points that students can receive for completing tasks during the semester are optimally distributed. At the same time, it is indicated that the openness of the assessment system from the very beginning of training contributes to the activity of students and an increase in the quality of the results of the educational process.

Keywords: independent work of students, organization and management of independent work, electronic teaching materials of subjects, point-rating system.

References

1. Burlutskiy A.N., Kraslavskaya G.I. Organization and control of independent work of students in the framework of the implemen-

tation of the competence-based approach in education // Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy. 2018. No. 2 (31). Pp. 119-124.

2. Morozova NS Models of management of extracurricular independent work of students // Philological sciences. Questions of theory and practice. 2017. No. 9 (75): in 2 hours Part 2.S. 198202.

3. Novoselova M.V., Novoselov A.R. The system of individual tasks as a means of activating students' independent work. // Modern pedagogy. 2016. No. 10 (47). S. 93-95.

4. Organization of independent work of university students in the context of the implementation of a multilevel training model: monograph / BN Guzanov, NV Morozova. Yekaterinburg: Publishing house Ros. state prof. - ped. un-ta, 2014.158 p.

5. Ovchinnikova L. P., Mikhelkevich V.N. A systematic approach to planning students' independent work // Modern science-intensive technologies. 2019 No. 5. P. 152-157.

6. SMK-OPD-4.2.3-016-11. Version 1.0. "Regulations on independent work of NEFU students", approved by the rector of NE-FU on 05/27/2011.

7. SMK-PEUMKD-010200001101.01-11 Version 1.0. Regulations on the electronic educational-methodical complex of the discipline (EUMKD), approved by the deputy director of TI (f) NEFU 03.03.2011.

8. Rozanova O.V. Management as one of the stages in the implementation of independent work of students / Modern science. 2011. No. 4. S. 105-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.