вторение слова spielen, трёхкратное употребление слова Instrument, двухкратное повторение слова die Melodie, б) слова-субституты, роль которых выполняют личные местоимения er, ihm, sie, ich, ihr, wir, es, в) неопределённо-личное местоимение man.
К стилистическим средствам экспликации аспекту-альной целостности относятся глагольно-именные метафоры die Windmaschine spielen - an einer missgestimmten Harfe zupfen - an der Trommel sitzen - üben (kein Instrument zuweisen) - die zweite Geige spielen - eine Trompete oder Posaune spielen - die Tuba spielen - den Grundton angeben, метафора-слово der Stückeschreiber. Они проявляют присущее им свойство метафорической валентности и осуществляют семантическое, контактное, последовательное сцепление на синтагматической оси.
Интенциональность и адекватность восприятия высказывания А. Гоппеля тесным образом связаны с «принципом диалога» (Н. Weinrich), который лежит в основе коммуникативной диады «адресант/адресат». А. Гоппель обращается к своему собеседнику, который задал вопрос. Индикатором принципа диалога, тесно соприкасающегося с «принципом инструкции» (Н. Weinrich), является обращение к народу, направляющее его на адекватное понимание метафоричности смысла всего высказывания. Подробное описание того, какими инструментами владеет каждый участник, как они звучат в оркестре, кто задаёт тон и является автором всего произведения, свидетельствует об определённой прагматической ориентированности высказывания («по тому, кто составляет правительство, можно определить, каков выбор немецкого народа»), направляя мыслительную деятельность адресата в нужное русло, тем самым по-
могая ему извлечь из сказанного метафорический смысл, отличив его от неметафорического.
Тематическая направленность отражает взгляд .генерального секретаря ХСС А. Гоппеля на соотношение сил в правительстве. Смысл высказывания представляет собой информационный ряд, который возникает вследствие осмысления метафорического образа, созданного в результате семантического сцепления нескольких метафор-предложений.
Метафорический смысл высказывания соотносим с единицей более высокого уровня, чем предложение, а механизм его создания остаётся аналогичным. В актуальном метафорическом смысле реализуется смысловая потенциальность речи. Адресат узнаёт, какова роль каждой партии и его представителя в Бундестаге с точки зрения А, Гоппеля.
Таким образом, данное высказывание представляет собой метафору-текст, так как отвечает, с одной стороны, тем требованиям, которые предъявляются к метафоре, а с другой стороны, требованиям, которые предъявляются к тексту.
Библиографический список
1. Фридман Л. Г. Грамматические проблемы лингвистики текста / Л. Г. Фридман. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. - 136с.
2. Хахалова С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры / С. А. Хахалова. - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного лингвистического ун-та, 1998. - 249с.
3. Agrícola Е. Vom Text zum Thema. Probleme der Textgrammatik II Hrsg. von F. Danes und D. Viehweger. II Studio grammatica. Berlin, 1976. -1
Статья принята к публикации 9.11.06
TM. Кузнецова
Современная семья: ее дальнейшие шаги
Современный мир сложен и не похож на все, что переживало человечество прежде. Своеобразным центром экономических перемен явилась научно- техническая революция, повлекшая за собой появление принципиально новых технологий. Именно на базе этих перемен возросло совокупное материальное и духовное богатство человечества. В ряде регионов мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг. Глобализация, обусловленная современными информационными технологиями и средствами сообщения, проникая в самые отдаленные уголки планеты, принесла не только огромные возможности для развития постиндустриальной цивилизации, улучшения качества жизни, но и капитализировала челове-
ческие взаимоотношения. В социальной сфере вектор развития сместился к динамичным микросоциальным общностям. При этом следует отметить, что в современный период степень индивидуально- личностного выбора человека относительно той или иной социальной общности, наиболее комфортной для него, возросла. Социальная эволюция протекает более быстрыми темпами, чем эволюция природы. Сдвиги в общественном производстве потребовали глубокого развития человека -творца, развития его творческих, индивидуально- личностных качеств и способностей. Человеческий интеллект (его возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и динамизм общественного производства. Но все же своеобразным микроколлективом, обладающим
исключительной социальной устойчивостью и огромными
средствами социального развития, по-прежнему является семья, возникшая с периода разложения первобытности. Современная семья - это открытая микроуровне-вая социальная структура, способная адекватно реагировать на изменения внешней среды. Нем интенсивнее развивается цивилизация и возрастают ее требования к социуму, тем менее благоприятными оказываются предпосылки для нормальных проявлений в сфере семейных отношений. Социальное поведение, самые интимные личные связи все более диктуются не разумом и традицией, но гипертрофированной агрессивностью как частью организации живых существ. Человек есть часть материального мира. Недостаточность социальных контактов, по мнению Фрейда, ослабление их («потеря любви») относится к числу сильных факторов, благоприятствующих этой агрессии. Возрастающая готовность к агрессивному поведению является характерным признаком скученности в современных городах. Сегодняшний человек с агрессией в душе представляется нам симптомом нынешнего упадка культуры. Кризис семьи является частью кризиса всего человечества, и от его (т.е. данного кризиса) разрешения зависит то, сумеет ли человечество сохраниться.
До НТР семья носила патриархальную направленность, подчиненную строгим законам морали и культурной традиции. В условиях НТР ситуация изменилась под влиянием так называемой «сексуальной революции». Внешними признаками и последствиями ее являются: «стирание двойного стандарта в половой морали; растущая терпимость к добрачным половым связям; усиление открытости сексуальной сферы» Вместе с тем, важно отметить, что либерализация отношений в сфере сексуальности во многом определила характер современной моногамной семьи. Подобные сдвиги в брачно-семейных отношениях отражают общие закономерности индивидуализации общественной жизни.
Рассмотрим подробнее отношение «устойчивого» и «изменчивого» применительно к семье. Целью существования человека всегда было сохранение своего рода, себя как единицы этого рода. Законами самосохранения можно объяснить и характер соотнесенности мужского и женского начал. Моральные нормы, законы, традиции были подчинены этой цели, переориентированы в культурно - исторические процессы, ведущие к возникновению ритуалов.
Устойчивость женского начала осуществляла необходимую преемственность, сохраняла традиции, была предопределена не только способностью женщины к деторождению, но и воспитанию детей. Ритуалы в ходе человеческой культуры передавались традицией, осваивались заново путем обучения и превращались в привычку, которая играла такую же роль в становлении традиций, как наследственность 8 возникновении ритуалов. Ритуалы стимулировали социальное поведение, придавали ценность плодам культуры, взаимно приспосабливали
мужское и женское начала, определяли социальное поведение, сдерживали агрессию.
В противоположность устойчивости женского начала складывается «мужская изменчивость» -открытая, гибкая, предрасположенная к инновациям, которую можно было объяснить стремлением совершенствования потомства, его адаптации к сложным жизненным реалиям. Все это обеспечивало сохранность племени.Как мы знаем, «сексуальная революция» предоставила женщине равный с мужчиной социальный статус. Именно благодаря ему женщина «паритетно» утвердилась во взаимоотношениях с другими людьми. Отсюда семья неизбежно становится демократической, т.е. такой, где мужское и женское начала находятся в отношениях равенства. «Авторитаризм» семьи сегодня сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми Исходя из того, что современная семья - демократическая, она динамично структурирована в фокусе определяющих ее содержание устойчивого и изменчивого начал. Названную структуру можно представить в горизонтальном и вертикальном измерении.
По «горизонтали» мы находим взаимодействие женской устойчивости и мужской изменчивости.В патриархальной семье устойчивость и изменчивость определялись «половым подбором».В современной демосе-мье устойчивость и изменчивость имеют тенденцию определяться взаимодействием поколений, нарушением пространственно- временной симметрии. Возникает временная неоднородность: мужское начало, прежде превалирующее, уступает свои позиции «новому времени», где превалируют женские «интенции» , а также возникает пространственная неоднородность - появляется не похожая на прежнюю социальная иерархия, т.е. некая структура, центром которой в сфере семейного пространства становятся женское «присутствие», поколение детей. Прежние социальные лидеры семьи (мужское начало, поколение отцов) перемещаются на периферию предпочтений или претерпевают существенную трансформацию. Мужская изменчивость подталкивает женское начало к утрате « устойчивости»: женщина измеряет свою эмансипацию стандартами мужественности. Женщине от природы всегда была присуща мудрость, предметным выражением которой выступала любовь. Сущность ее - сердечная радость, душевный порыв, выливающийся в сострадание, взаимное приспособление, церемония умиротворения, сдерживающая агрессию. Женщина выражает себя в любви, если не будет женской любви, не будет семьи. Семья связывается любовью и дружбой. Любовь - ведущее начало женской устойчивости. Выдающиеся русские философы В. В.Розанов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский размышляли над проблемами места женщины в широком философском-религиозном контексте, согласно которому женская эмансипация, как она осуществля-
лась в жизни, по сути, искажала истинные отношения между полами.
Мы видим, что по «горизонтали» - осуществляется функциональная реализация рассматриваемых структурных компонентов семьи набором повседневных функций. Соотнесенность их определяет становление вертикальной составляющей: семья в ее бытоукладности. Создаваемая искусственная природа быта влияет на производственные и естественные человеческие отношения, жизненные ценности: семью, детей, верность, любовь. Изучение социальных ролей в семье позволяет выявить происходящие в ней изменения, конкретизировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними жизненных конфликтах.
Несмотря на то, что семья и семейные ценности являются важнейшими в структуре ценностей современного человека, исследователи неизменно фиксируют выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида, разрушение семейного «мы» и выход на первое место внесемейного «я», что характерно для большинства стран Запада и России. Индивидуальное потребление информации вытесняет активные формы коллективного семейного досуга, познания, лишает людей непосредственного семейного общения друг с другом, сужает персональное пространство, ведет к потере межличностного общения, так необходимого человеку, как коллективному, общественному существу, ведет к отчуждению. На общественном уровне «устойчивое» и «изменчивое» выражается в поляризации отношений коллектива и индивида. Если рассматривать коллектив и индивида в ракурсе семьи, то семья окажется выступающей в роли коллектива: (устойчивое), а индивид (каждый член семьи в отдельности, независимо от пола,
социальной роли, семейного статуса) - выражает изменчивость каждого члена семьи. Двойственная природа семьи в едином пространстве (быту) приводит, с одной стороны, к укреплению внутрисемейных связей, а с другой - к более полной индивидуальной выраженности каждого члена семьи в зависимости от социальной роли и социального статуса.
В России специфика ролевого распределения в семьях, порождаемая сложностью социально-экономического положения в стране, состоит во все большем сосредоточении в руках женщины вопросов семейного хозяйства.
Мы полагаем, что в настоящее время семья пребывает в « неосознаваемом поиске». В этом смысле ее современное состояние можно определить как переходное, неравновесное, неустойчивое; случайность и нелинейность внутрисемейных реакции делает проблематичным достоверность прогноза дальнейшего развития семьи. Семья оказывается своеобразной "экспериментальной лабораторией" человеческих отношений, где не прекращаются межличностные поиски. Но следует помнить, что свободная воля человека подчинена строгим законам морали, его поступки также нравственно очеловечены.. Абстрактное мышление одарило его цивилиза-ционными перспективами, обусловленными ответственностью. В соответствии с нею каждый из нас должен взять под защиту сложившиеся культурные ценности. Это обеспечит сохранность семьи как клеточки совершенствующихся общественных отношений, позволит человечеству активно преобразовываться в рамках становления ноосферы.
Статья принята к публикации 22.12.06
A.C. Петриченк©
Поиски смысла жизни молодым поколением: структурный подход
В современном мире и в нашей стране молодежь обретает особую значимость, связанную с её - молодежи - динамичной самореализацией. И это вполне оправданно: социум развивается под определенным воздействием молодых поколений. Молодежь - это будущее страны, а потому и настроение молодежи, ее поведение, самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический, политический и социально-психологический климат эпохи. Действительно, жизнеспособность любого общества зависит именно от поколения молодых.
Происходящие в российском обществе перемены сопровождаются формированием нового ценностного
сознания, соединяющего в себе лучшие отечественные традиции духовности и гуманизма с современным мышлением, обусловленным процессами глобализации, охватившими экономическую, политико-правовую, информационно-технологическую, культурно-бытовую сферы жизни. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей мере, чем другие слои общества. Это и настраивает молодежь на разнообразные поиски своего места в жизни, улавливания ее смысла.
ВЕСТНИК ИрГГУ №1 (29) 2007 169