Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОБ ИСТОКАХ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА (2013–2023)'

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОБ ИСТОКАХ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА (2013–2023) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
истоки украинского национализма / современная российская историография об украинском национализме / origins Ukrainian nationalism / modern Russian historiography on Ukrainian nationalism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабенко Оксана Васильевна

В статье анализируется современная отечественная историография проблемы истоков украинского национализма. Происхождение последнего рассматривается по трем периодам: эпоха феодализма, XIX в., XX в. Большая часть исследователей склоняется к мнению о том, что украинская национальная идеология зародилась в XIX в. Одни считают авторами «украинского проекта» поляков, стремившихся возродить исчезнувшую в XVIII в. с карты Европы Речь Посполитую, а другие – власти антироссийски настроенной Австро-Венгрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бабенко Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern russian historiography about the origins of ukrainian nationalism (2013–2023)

The article analyzes the modern domestic historiography of the problem of the origins of Ukrainian nationalism. The origin of the latter is considered in three periods: the era of feudalism, the XIXth century, the XXth century. Most researchers tend to believe that the Ukrainian national ideology originated in the XIXth century. Some consider the Poles to be the authors of the “Ukrainian project”, who sought to revive the Polish-Lithuanian Commonwealth, which disappeared from the map of Europe in the XVIIIth century, the others – the authorities of anti-Russian Austria-Hungary.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОБ ИСТОКАХ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА (2013–2023)»

УДК 172.15; 303.446.4; 94(477) DOI: 10.31249/hist/2024.01.04

БАБЕНКО О.В.* СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОБ ИСТОКАХ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

(2013-2023)

Аннотация. В статье анализируется современная отечественная историография проблемы истоков украинского национализма. Происхождение последнего рассматривается по трем периодам: эпоха феодализма, XIX в., XX в. Большая часть исследователей склоняется к мнению о том, что украинская национальная идеология зародилась в XIX в. Одни считают авторами «украинского проекта» поляков, стремившихся возродить исчезнувшую в XVIII в. с карты Европы Речь Посполитую, а другие - власти антироссийски настроенной Австро-Венгрии.

Ключевые слова: истоки украинского национализма; современная российская историография об украинском национализме.

BABENKO O.V. Modern russian historiography about the origins of Ukrainian nationalism (2013-2023).

Abstract. The article analyzes the modern domestic historiography of the problem of the origins of Ukrainian nationalism. The origin of the latter is considered in three periods: the era of feudalism, the XIXth century, the XXth century. Most researchers tend to believe that the Ukrainian national ideology originated in the XIXth century. Some consider the Poles to be the authors of the "Ukrainian project", who sought to revive the Polish-Lithuanian Commonwealth, which disap-

* Бабенко Оксана Васильевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН); o.v.babenko@mail.ru

peared from the map of Europe in the XVIIIth century, the others - the authorities of anti-Russian Austria-Hungary.

Keywords: origins Ukrainian nationalism; modern Russian historiography on Ukrainian nationalism.

Для цитирования: Бабенко О.В. Современная российская историография об истоках украинского национализма (2013-2023) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5 : История. - Москва : ИНИОН РАН, 2024. - № 1. - С. 81-98. - DOI: 10.31249/hist/2024.01.04

Введение

В настоящее время продолжают выходить статьи, авторы которых пытаются осмыслить истоки и суть украинского национализма, выявить их связь с современностью. Острое звучание в России украинской темы обусловило широкий разброс мнений в отечественной историографии об истоках украинского национализма. Тем не менее до сих пор не выработано единого определения национализма и подхода к его изучению. Это связано главным образом с тем, что национализм - явление многогранное, и невозможно сформулировать такое его определение, которое в полной мере соответствовало бы его сути. Большая часть исследователей рассматривает украинский национализм в конструктивистской парадигме, в которой украинцы представлены как отдельная этническая группа, выделенная на основе культурной самоидентификации по отношению к другим национальностям.

Предпосылки украинского национализма

Некоторые исследователи ищут истоки украинского национализма в истории Древней Руси и средневековой России. А. Гусев видит его преддверие в истории домонгольской Руси, когда князь Андрей Боголюбский (1157-1174), взявший в 1169 г. Киев, с его точки зрения, провел размежевание между северной и южной Русью [4, с. 73]. После этого, как утверждает исследователь, резиденция старшего русского князя в «матери городов русских» была упразднена, а Киев стал провинциальным городом [там же]. В действительности, никакой четкой границы между северной и южной

Русью не было. В Киевской Руси не существовало национального вопроса и, соответственно, самого понятия украинского национализма, восточные славяне жили в рамках единой этнической общности и говорили на одном языке - старославянском. Поиски глубоких корней украинского национализма связаны, на наш взгляд, с обострением российско-украинских отношений, а выводы о его древних истоках не выдерживают критики.

Тем не менее Гусев не единственный исследователь, занимающийся поисками корней украинского национализма в истории Древней Руси. Его мнение разделяют Д.А. Белащенко и А.Е. Цым-балова, полагающие, что истоки украинского национализма «относятся к периоду феодальной раздробленности Древнерусского государства и культурно-религиозного притеснения православного населения Речи Посполитой» [1, с. 70]. С.С. Жильцов тоже утверждает, что «истоки украинского национализма уходят в глубь веков ...» [7, с. 26].

Некоторые ученые отмечают, что в эпоху феодализма земли, находящиеся на западе современной Украины, прошли особый путь. В конце XII в. при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205) возникло Галицко-Волынское княжество. В 1203 г. он покорил Киев и принял титул великого князя, а его княжество стало одним из крупнейших государств Европы. Однако уже в 1240 г. Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а в XIV в. входившие в него земли были включены в состав Польши (галицкая земля) и Литвы (Волынь). Белащенко и Цымбалова замечают, что особенности исторического развития и географическое положение способствовали обособлению западных территорий современной Украины и установлению ими «тесных культурных, религиозных и политических связей с западными государствами» [1, с. 71]. Но они не поясняют, какими были связи южнорусских земель с Европой.

С нашей точки зрения, начать следует с Речи Посполитой -ближайшего соседа России. Широко известно, что связи жителей южнорусских земель с Польшей и Литвой носили характер насильственного насаждения католицизма и жесткой дискриминации русского населения. Как пишут В. А. Кутепов и С. В. Рыбаков, в XVI-XVII вв. в Речи Посполитой было запрещено делопроизводство на русском языке, у православных общин отнимались храмы и

монастыри, запрещалось православное богослужение, подвергались нападению русские школы и дома [11, с. 22]. Поэтому отдаленные истоки украинского национализма можно усмотреть и в польском гнете, хотя говорить об этом явлении в эпоху Средневековья неуместно. Современное понятие нации появилось лишь во второй половине XVIII в. А тесные связи малороссийских земель с Западом устанавливались позднее - в конце XVIII-XIX вв. - после разделов Польши.

Ряд ученых находят предпосылки формирования украинской идентичности в эпохе Гетманщины. Однако из доказательных рассуждений Гусева следует, что в XVII в. в Восточной Европе не существовало государственного образования, которое можно было бы назвать предшественником современной Украины [4, с. 73]. И это соответствует действительности. Казачество того времени делилось на реестровое и запорожское. Первое находилось на службе у короля Речи Посполитой и имело привилегии, которых не было у запорожского казачества. Административные функции выполняла небольшая по численности верхушка этих групп казачества. Главное отличие казаков от поляков виделось в приверженности первых православию. Казачество присоединилось к России по решению Переяславской Рады 1654 г. и принесению присяги православному го -сударю. «Этнический и национальный аспекты никогда не подчеркивались», - констатирует Гусев [там же]. Не вызывает сомнения тот факт, что Гетманщина в составе России была лишь автономией запорожского казачьего войска, а не прообразом современного украинского государства. Да и Запорожская Сечь - это не более чем собирательное название ряда административных центров днепровского низового казачества XVI-XVIII вв., а не самостоятельное государство.

Другой исследователь, Б.В. Сафронов, утверждает, что формирование украинского национального движения началось с Богдана Хмельницкого (1595-1657) [18, с. 11]. Ученый считает, что в политической программе Хмельницкого содержались элементы будущей украинской националистической идеологии. Он противопоставил казачество полякам, а после своих военных побед казачество «стало восприниматься как некая новая национальная общность, основанная на исторических традициях и особенностях уклада повседневной жизни» [18, с. 11]. Однако эта точка зрения

весьма сомнительна. Хмельницкий действительно противопоставил казаков полякам, но в его Мартовских статьях 1654 г., хранящихся в Центральном государственном историческом архиве Украины (г. Киев), он называет свою Родину и свой народ «российским миром» [14]. Опираясь на эти материалы, невозможно признать наличие в программе Хмельницкого зачатков украинского национализма. Более того, нельзя не согласиться с мнением Кутепова и Рыбакова, которые полагают, что Хмельницкий в конечном счете выбрал православную Россию, а не Польшу или Османскую империю, в соответствии с действовавшей в то время шкалой мировоззренческих ценностей [11, с. 21].

В 1654 г. был подписан Переяславский договор, согласно которому казацкие земли присоединялись к Московскому государству под названием «Малая Россия» или «Малороссия». Следует отметить, что некоторые современные авторы [6; 11] неправомерно используют термины «Украина» и «украинцы» применительно к казачьим землям и казакам XVII в. С нашей точки зрения, это совершенно недопустимо, поскольку в то время не было ни топонима «Украина», ни этнонима «украинцы». Тем не менее Кутепов и Рыбаков полагают, что в XVII в. произошло воссоединение Восточной Украины (!) с Россией [11, с. 20]. Между тем достаточно обратиться к классике российской историографии для того, чтобы почерпнуть уместную в данном случае терминологию: замечательный российский историк В.О. Ключевский писал о Малороссии и малороссийском (не украинском!) вопросе [10, с. 109]. Экскурс в историю термина «Украина» проводит С.Б. Павлов, который замечает, что понятие «украина» с древних времен было синонимом слова «окраина» и означало пограничные области. В России «ук-раинами» называли любые пограничные земли, включая сибирские, а в Польше - Киевское, Брацлавское и Подольское воеводства [16, с. 161].

Общепринято считать, что на формирование национальной идентичности малороссов оказал заметное влияние казачий фактор. Так, Гусев проводит мысль о том, что «национальная идея Малороссии XVII - начала XIX в. вовсе не является украинской -это идея казачья.» [4, с. 73]. Казаки сформулировали ее с целью подтвердить свое право на вольности. Казацкое влияние можно усмотреть в появлении «Истории русов, или Малой России», напи-

санной предположительно в конце XVIII в. В данном сочинении история Украины впервые подавалась как история обособленного государства, имеющего самостоятельную историческую миссию. А Сафронов пишет, что «История русов» представляла собой сфальсифицированную историю украинского народа, но при этом «она стала программным документом украинских националистов» [18, с. 12].

Повествование в «Истории русов» заканчивается 1769 г., следовательно, написано оно в правление Екатерины II. Вопрос об авторстве этого труда считается дискуссионным. Сафронов полагает, что его автором мог быть малороссийский писатель Григорий Полетика [там же]. Гусев приводит аналогичную точку зрения [4, с. 74]. Еще одним сочинителем этого труда называли архиепископа Георгия Конисского, но многие историки с этим не соглашаются. Так, С.Д. Шокин подчеркивает, что это произведение было впервые опубликовано польским историком В. Мацеевским (сохранено выделение автора. - О. Б.) в 1839 г. в книге «Памятники древней письменности и права славян» [20, с. 91]. Вацлав-Александр Мацеёвский (так правильно транслитерируется эта фамилия. -О. Б.) действительно первым опубликовал «Историю русов», но при этом был пропагандистом идеи общеславянского единения.

В «Истории русов» впервые встречается упоминание об обособленной этничности малороссийских казаков: казаки происходят от хазар. При этом цитируются неизвестные науке документы, скорее всего вымышленные. Прослеживается попытка «состарить» историю гетманства на два столетия и представить его вхождение в состав Литвы как объединение двух государств. Совершенно очевидно, что автор этого сочинения имел целью подчеркнуть особый исторический путь казачества и его «благородный» статус. Однако, как пишет Гусев, большая часть казаков происходила из русских беглых крестьян [4, с. 74].

Российские исследователи признают влияние польского элемента на формирование украинофильства, которое действительно имело место. Так, Шокин называет одним из отцов «украинского проекта» польского писателя Яна Потоцкого (1761-1815) [20, с. 90]. В своей книге «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах» (1795 или 1796) Потоцкий писал, что

украинцы являются народом, отдельным от русского и имеющим самостоятельное происхождение.

В последней трети XVIII в. Россия приняла участие в разделах Польши, присоединив к себе практически все земли современной Украины, за исключением Галиции и Закарпатья. На присоединенных территориях наибольшим влиянием обладала местная политическая элита, взгляды которой сформировались на основе польских традиций. Как отмечают Белащенко и Цымбалова, одним из последствий этого стало возникновение в России украинофиль-ства [1, с. 70]. А Шокин считает, что «украинский проект» зародился на рубеже XVIII-XIX вв. как ответ польской шляхты Российской империи на разделы Речи Посполитой [20, с. 90]. И это совершенно справедливо, поскольку данный проект призван был способствовать возрождению Польского государства в его прежних границах.

Формирование украинской национальной идеи в XIX в.

Украинская национальная идея формировалась на протяжении всего XIX столетия под влиянием текущей ситуации и новомодных тенденций. Благодаря распространенному в эту эпоху течению «романтического национализма» тенденции украинофильства развивались в среде петербургской и московской интеллигенции. При этом «украинство» было замешано на русофобии, что нашло отражение как в художественной литературе, так и в научных и околонаучных трудах.

Некоторые современные исследователи справедливо полагают, что нет свидетельств существования украинской идентичности раньше XIX в. [8; 16, с. 159]. А Гусев утверждает, что XIX век был эпохой становления «фольклорно-культурного» направления в украинской национальной идее [4, с. 74]. Действительно, именно в это столетие формируется украинский литературный язык, которым, однако, простые обыватели не владели.

Какой смысл изначально вкладывался в украинский национализм? Сафронов правомерно считает, что в начале XIX в. он формировался на теоретическом уровне [18, с. 13]. Идея об исключительности украинской нации проводилась в том числе и в художественной литературе - в произведениях Т.Г. Шевченко (1814-

1861) и П.А. Кулиша (1819-1897). Сафронов полагает, что именно Шевченко «определил ценностные ориентации и пути воплощения национальных идеалов» [18, с. 13]. В своих произведениях он создал образ независимой Украины, считая, что Москва обманула Киев при подписании Переяславского договора, и союз получился неравным.

В связи с этим возникает вопрос о том, в каких еще произведениях встречаются националистические идеи. Е.П. Лезина и Я. В. Силантьева утверждают, что основы теории украинского национализма содержатся в «Книге бытия украинского народа» (1846), написанной Н.И. Костомаровым и Н.И. Гулаком [13, с. 222]. Оба автора были членами Кирилло-Мефодиевского братства - тайной организации, появившейся в Киеве в 1846-1847 гг. Братство уделяло особое внимание проведению научных исследований в области украинской истории, языка и фольклора. Белащенко и Цымбалова считают его появление целым «этапом развития украинского национализма» [1, с. 71]. Шокин подчеркивает, что именно в документах Кирилло-Мефодиевского общества впервые прозвучало слово «Украина» в значении названия страны, а ее население именовалось отдельным народом («братья украинцы», «жители Украины обеих сторон Днепра» и т.д.) [20, с. 94]. Рассуждения современных ученых об этнониме «Украина» довершает вывод Н.Я. Лактионовой, констатировавшей, что в XIX в. название «Ук -раина», а точнее «Малороссия», являлось географическим, а не этнографическим понятием [12, с. 27].

Гусев именует «программным документом» украинского исторического сепаратизма книгу Н.И. Костомарова «Две русские народности» (1885) [4, с. 74]. В ней русские были впервые разделены по национальному принципу - на великорусскую и южнорусскую народности. Однако идея украинской культурной самобытности не носила политической окраски до того времени, пока этой проблематикой не начали заниматься польские исследователи. Полякам нужно было создать внутренний конфликт в Российской империи для того, чтобы восстановить Польшу в границах 1772 г., включавших в себя Правобережную Украину. Белащенко и Цым-балова подчеркивают, что именно поляки пытались распространить в Российской империи свои теории о существовании отдельных русской и украинской наций [1, с. 70]. Однако использование

украинского фактора не помогло полякам во время закончившегося поражением восстания 1830-1831 гг. Кроме того, рассуждения о существовании отдельной украинской нации противоречили ува-ровской «теории официальной народности», согласно которой русские считались «триединой» нацией, состоявшей из великороссов, малороссов и белороссов.

Ряд ученых уточняют, кто именно внес большой вклад в развитие украинского национализма. Так, Лезина и Силантьева выделяют польского историка Францишека Духинского (1816-1893), написавшего, что русский народ не славянский, а представитель «туранского племени», как и монголы, а этноним «русские» по праву принадлежит малороссам [13, с. 222]. О популярности идей Духинского пишут также Белащенко и Цымбалова. Они тоже подчеркивают, что поляк считал русских потомками азиатских кочевников, говорящими на искаженном церковнославянском языке [1, с. 72].

Шокин причисляет к отцам «украинского проекта» польского общественного деятеля Тадеуша Чацкого (1761-1815) [20, с. 90]. Чацкий в своем труде «О названии "Украина" и зарождении казачества» (1801) высказал мысль о том, что украинцы - народ не славянский, а ведущий свою родословную от кочевой орды укров, якобы переселившихся в Поднепровье из-за Волги еще в VII в.

Таким образом, многие исследователи четко определяют время появления украинской национальной идеи и называют имена ее создателей. А к какому времени относится зарождение украинского национального движения? По мнению А.Н. Егорова, к началу XIX в. [5, с. 21]. Он подчеркивает, что движение было сначала аполитичным, а суть его нашла свое отражение в исторических и филологических исследованиях. Однако в 1840-е годы оно подверглось политизации в связи с деятельностью Кирилло-Мефоди-евского братства [там же].

В связи с этим возникает еще один вопрос: на каких территориях начал формироваться украинский национализм? Белащенко и Цымбалова считают, что на территориях Российской и Австрийской (впоследствии Австро-Венгерской) империй [1, с. 70]. Но существует и более категоричное мнение. К примеру, В.Н. Гурба утверждает, что украинский национализм возник в конце XIX -начале XX в. в Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской

империи, как антироссийский проект властей Австро-Венгрии, основанный в конфессиональном плане на униатстве и сделавший «возможным рост экстремизма и ненависти по отношению к России и русским как врагам украинской самостийности, и евреям и полякам, проводникам политики угнетения украинцев...» [3, с. 26].

Таким образом, некоторые исследователи считают виновниками появления украинского вопроса либо поляков, либо власти Австро-Венгрии. Обе точки зрения подтверждаются историческими фактами. Но есть и такие специалисты, которые не умаляют значения малороссийского фактора в становлении украинского национализма. К ним относится, в частности, Жильцов, который считает одним из таких идеологов ученого, публициста и общественного деятеля М.П. Драгоманова (1841-1895). Он выступал за отделение Украины от России, полагая, что Украина должна достичь положения, равного ведущим европейским державам. Один из его научных выводов сводился к тому, что «в целом под правлением России украинцы более потеряли, чем приобрели» [7, с. 26].

Российские власти действительно чинили препятствия малороссам, в частности, в деле украиноязычного книгопечатания. Так, во время польского восстания 1863-1864 гг. поляки в очередной раз попытались привлечь на свою сторону малороссов. Эти действия стали известны правительству. В ответ на них были изданы Валуевский циркуляр 1863 г. и Эмский указ 1876 г., смысл которых сводился к запрету ввоза из-за границы книг на украинском языке, а в конечном счете - к запрету книгопечатания на «малороссийском наречии». В итоге часть наиболее активных украинских националистов была вынуждена эмигрировать в Галицию и искать поддержку у Запада. Белащенко и Цымбалова подчеркивают, что украинский национализм распространялся «сверху», в среде политических элит западных государств, а не «снизу» - между простых малороссов [1, с. 71].

В украинских делах немаловажную роль сыграл и внешнеполитический фактор. Так, Лезина и Силантьева обратили внимание на противостояние в XIX в. двух полюсов: «пангерманского» (Германия, Австро-Венгрия) и «панславянского» (Россия, Сербия). Россия стремилась к объединению всех славянских народов под своей эгидой, а Австро-Венгрия пыталась этому противодействовать. Не вызывает сомнений утверждение Лезиной и Силантьевой

о том, что украинские земли, входившие в состав Российской империи, были козырной картой Запада в борьбе с Россией [13, с. 222]. Сафронов же дополняет это утверждение следующим фактом: Германия и Австро-Венгрия стремились использовать всплеск этнического самосознания в малороссийских губерниях Российской империи, который пришелся на 1880-е годы, для достижения своих политических целей [18, с. 11].

Топоним «Украина» и украинский национализм в XX в.

Продвижение украинской национальной идеи изначально было направлено на формирование национального самосознания, но в конце XIX - начале XX в. она обрела политический смысл, заключавшийся в достижении государственной независимости. А идеологическая риторика, по мнению С.Л. Кандыбовича и Т.В. Разиной, начала приобретать ксенофобский характер [8].

В начале XX в. из австрийской Галиции в Малороссию распространялась националистическая пропаганда, которая призвана была способствовать развалу Российской империи. Украинская карта использовалась Австро-Венгрией и Германией в качестве оружия в борьбе против России. Как пишет Павлов, перед Первой мировой войной германский канцлер Б. Бюлов, Э. фон Гартман и П. Рорбах строили проекты вычленения из состава Российской империи юго-западных украинских областей [16, с. 161]. К ним собирались применить топоним «Украина», но проекты провалились. Тем не менее немцы помогали украинским националистам в финансовом отношении, вели националистическую пропаганду на территории Российской империи. А в Галиции людей под страхом смерти «заставляли объявлять себя украинцами» [16, с. 162].

В связи с этим возникает вопрос о местных идеологах украинского национализма первой половины XX в. Т. С. Гузенкова пишет, что в начале XX в. весомый вклад в обоснование идеологии украинского национализма внес политический и общественный деятель Н.И. Михновский (1873-1924) [2, с. 33]. Его самые известные работы: «Самостийная Украина» (1900) и «Десять заповедей УНП1»

1 УНП - Украинская национальная партия, осуществлявшая свою деятельность на оккупированных Румынией украинских землях в 1927-1938 гг. -Прим. авт.

(1904). Именно ему принадлежит следующее высказывание: «Ук -раина для украинцев! Так выгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей» [цит. по: 2, с. 34]. Фигура Михновского и сейчас пользуется большой популярностью у властей Украины и праворадикальной части украинского общества.

Большой интерес представляют собой воззрения идеологов партии русских националистов начала XX в. - Всероссийского национального союза (ВНС). В целях понимания отношения русской политической элиты к феномену украинского национализма к ним обращается П.Б. Стукалов [19]. Теоретики ВНС разрабатывали концепцию конструктивной национальной политики, проведение которой обеспечивало бы развитие России как русского национального государства. Они не рассматривали украинский национализм в качестве реальной общественно-политической силы, констатировали отсутствие традиций украинской государственности и считали реализацию идеи создания независимого украинского государства несостоятельной. Более того, руководство ВНС полагало, что украинский национализм не имел широкой социальной базы, «представляя собой движение "верхов" при полном равнодушии простого народа» [19, с. 365].

Следует отметить, что до XX в. украинский национализм не был востребован, поскольку, как справедливо указывает Гусев, «украинский народ не считал себя особым по отношению к народу Великороссии» [4, с. 75]. Он приводит в своей статье отрывок из воспоминаний будущего министра труда УНР В.В. Садовского, в котором сказано, что в 1904 г. в Киеве повсюду звучал русский язык [там же]. Гусев считает, что речь украинского села была отличной от русской, но это не был украинский литературный язык [там же]. Это утверждение представляется нам верным, поскольку на Украине в сельской местности и сейчас говорят на суржике.

Из рассмотренных нами публикаций только статья Лактионовой дает четкое представление о том, когда были законодательно закреплены топоним «Украина», этноним «украинцы» и термин «украинский язык» [12, с. 28-29]. В июле 1917 г. было принято постановление Временного правительства «Об образовании Гене -рального Секретариата в качестве высшего органа управления краевыми делами на Украине». В нем было сказано, что в составе Российского государства создается особая область под названием

«Украина», население которой в государственных актах будет именоваться «украинцами», а его язык - «украинским».

Многие исследователи признают, что государство Украина было создано В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Однако, как подчеркивает Гусев, первое украинское государство - Украинская народная республика (1918) - не продержалось и года [4, с. 75]. Впоследствии УНР восстановили, но она довольно быстро была окончательно упразднена.

В 1920-е годы и в начале 1930-х годов в СССР осуществлялся курс на коренизацию, в которую включалась украинизация. После Гражданской войны территория Советской Украины расширилась за счет новых регионов, не имевших отношения к украинской культуре [1, с. 72]. Акцент на «украинство» был весьма спорным и подвергался жесткой критике даже в номенклатурной среде. Гусев приводит удручающий факт: советские власти выплачивали пенсии украинским писателям и их семьям, эмигрировавшим за границу, в том числе семье Ивана Франко [4, с. 75]. В то же время некоторые украинские националисты смогли вернуться на территорию советской Украины, например, историк М.С. Грушевский (1866-1934), автор «Истории Украины-Руси», в которой Киевская Русь рассматривалась как форма украинской государственности. Грушевский вел историю украинцев от славянских племен антов, а русским приписывал «значительное влияние финно-угорского компонента» [2, с. 33].

Предпосылки формирования современного украинского национализма отчасти заключены в политике украинизации. Гусев справедливо полагает, что процесс украинизации позволил кодифицировать украинскую письменность, создать украиноязычную систему образования и оформить украинскую государственность, пусть даже в рамках СССР [4, с. 75]. Он считает Украину правопреемницей УССР, поскольку именно в советский период были реализованы потребности украинской интеллигенции в государственности [там же].

А.В. Осташевский утверждает, что теоретические основы украинского национализма были заложены после Первой мировой войны [15, с. 34]. Главным идеологом украинского национализма он считает философа и государственного деятеля Д.И. Донцова (1883-1973). С ним соглашается Жильцов, который делает упор на

мысль Донцова о том, что национальная идея должна быть «аморальной», т.е. несоответствующей общепринятым ценностям, и тезис об извечной борьбе наций (рас) [7, с. 28]. Его идеи легли в основу политической платформы ОУН. А С. Бандера по окончании Великой Отечественной войны повторил слова Донцова: «Врагом был не только данный режим - царский или большевистский; сама московская нация» [цит. по: 7, с. 28].

Другим идеологом украинского национализма Жильцов называет историка и философа В.К. Липинского (1882-1931). Последний считал, что государство творит нацию, а не наоборот. Поэтому народ («этнографическую массу») нужно организовывать с помощью государства. Жильцов приводит схему плана действий Липинского: польская шляхта с помощью государственных структур должна организовать силовыми методами «пассивную украинскую этнографическую массу» [7 с. 27].

Украинский национализм имел опору в виде соответствующих организаций, возникших в 1920-е годы: Украинской войсковой организации (УВО), Группы украинской националистической молодежи, Лиги украинских националистов (включавшей в себя Союз украинских фашистов), Союза украинской националистической молодежи. В 1929 г. они объединяются в Организацию украинских националистов (ОУН). В. Г. Кикнадзе ищет истоки украинского национализма в деятельности последней организации, которая в начале 1930-х годов «декларировала цель - создать свое "самостшне" государство» [9].

Однако не только Кикнадзе видит истоки украинского национализма в той эпохе, когда он уже был достаточно развит. Так, например, Н.В. Работяжев убежден в том, что украинский национализм зародился в Восточной Польше в 1920-1930-е годы, а его политическим воплощением стала ОУН [17, с. 518]. Стратегические цели украинского национализма были сформулированы еще на Первом Конгрессе ОУН в 1929 г. - «построение соборного украинского государства на всех украинских этнографических территориях» [15, с. 38]. ОУН определила границы будущей Украины, в состав которой должны были войти части территорий Польши, Чехии, Белоруссии, России, Молдавии, Румынии, Венгрии, Словакии, а на юге России границы должны были простираться вплоть до Чечни [15, с. 39]. Более того, как пишет Осташевский, к 1940 г.

видение этнографического пространства Украины ОУНовцами изменилось в сторону увеличения [15, с. 39].

Если же обратиться к истокам современного украинского национализма, то этот вопрос поднимает Жильцов. Он находит истоки во второй половине 1980-х годов, когда в СССР начали происходить политические изменения [7, с. 21]. Первоначально движение украинских националистов имело целью возрождение исторического наследия, но уже в 1988 г. они начали проявлять большой интерес к идее создания народного фронта на Украине по образцу прибалтийских республик. Декларация о государственном суверенитете Украины была принята в июле 1990 г. В 1991 г. Западно-Украинская политическая элита при помощи зарубежной украинской диаспоры и стран Запада расширила влияние украинской националистической идеологии на территории Украины. А дальнейшие события привели к последствиям, которые мы ощущаем и по сей день.

Заключение

Таким образом, в 2013-2023 гг. вышло немало работ российских исследователей, посвященных истокам украинского национализма. Большая часть исследователей считает, что украинский национализм идейно оформился в XIX в., и это нашло свое отражение в ряде исторических и художественных сочинений. Они, за редким исключением, не ищут предпосылки украинского национализма в истории Древней Руси или эпохе Гетманщины. Не все упоминают о сфальсифицированной истории украинского народа - «Истории русов», написанной в эпоху Екатерины II.

Некоторые ученые справедливо отмечают, что в XIX в. украинские земли были козырной картой в борьбе Запада с Россией. Целый ряд специалистов сходится во мнении о том, что авторами «украинского проекта», имевшего крайне негативные последствия для России и русских в XX-XXI вв., были поляки, желавшие возродить разделенную Речь Посполитую. При этом называются разные имена: Ф. Духинский, Я. Потоцкий, Т. Чацкий. А В. Мацеёв-ского считают инициатором публикации пресловутой «Истории русов». Некоторые ученые полагают также, что к созданию украинской проблемы были причастны власти Австро-Венгрии.

Большая часть исследователей приходит к мнению о том, что Украина - это искусственно созданное государство, в котором националистические идеи всегда исходили от правящих кругов. В XIX-XX вв. украинский национализм навязывался малороссам «сверху» - галицийской политической элитой, находившейся под влиянием Запада. До начала XIX в. не было ни украинской национальной идентичности, ни движения соответствующего характера. И только в 1917 г. были законодательно закреплены топоним «Украина», этноним «украинцы» и термин «украинский язык». Украинское государство сформировалось в первой трети XX в. благодаря большевикам, но период независимости УНР был очень коротким. С момента образования СССР государство украинцев существовало лишь в виде республики УССР, входившей в его состав.

Некоторые исследователи связывают зарождение украинской националистической идеологии с деятельностью ОУН и идеологов украинского национализма первой половины XX в. Однако, как нам представляется, справедливым можно назвать мнение тех ученых, которые ищут истоки украинской национальной идеи в XIX столетии. Тем не менее они не могут указать единственный основной труд того времени, в котором содержатся основы украинской идеологии. Для одних это «Книга бытия украинского народа» Н.И. Костомарова и Н.И. Гулака, для других - «Две русские народности» Костомарова. Более того, в научной среде возникают споры по вопросу о причинах политизации украинского национального движения: одни называют в качестве причины работу польских исследователей, другие - деятельность Кирилло-Мефодиевского братства.

Список литературы

1. Белащенко Д. А., Цымбалова А.Е. Особенности возникновения и развития украинского национального движения в середине XIX - конце XX вв. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. История. Политология. - 2018. - Т. 45, № 1. - С. 69-76.

2. Гузенкова Т.С. От «Нероссии» к «Анти-России»: радикальный национализм как фактор украинской политики // Свободная мысль. - 2022. - № 3 (1693). -С. 31-46.

3. Гурба В.Н. Терроризм в контексте истории и практики украинского национализма // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Сер. Социально-экономические науки. - 2022. - Т. 15, № 2. - С. 24-33.

4. Гусев А. Истоки украинского национализма // Родина. - 2013. - № 1 (31). -С. 73-75.

5. Егоров А.Н. Толерантность и национализм (на материалах полемики по «украинскому вопросу» в России начала XX в.) // Проблемы толерантности: история и современность : материалы Межд. научн. конф. - Череповец : Череповецкий гос. ун-т, 2015. - С. 21-24.

6. Жеребкин М.В. Логика намерений и логика обстоятельств в действиях гетмана Богдана Хмельницкого // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 2 (46). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/logika-namereniy-i-logika-obstoyatelstv-v-deystviyah-get mana-bogdana-hmelnitskogo/viewer (дата обращения: 05.10.2023).

7. Жильцов С.С. Истоки современного украинского национализма // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. - 2014. - № 4. -С. 21-36.

8. Кандыбович С. Л., Разина Т.В. Психологические истоки украинского национализма // Мировые цивилизации. - 2022. - Т. 7, № 2. - С. 1-11. [Электронный ресурс] (дата обращения: 11.09.2023).

9. Кикнадзе В.Г. Украинский национализм: от истоков до денацификации в ходе специальной военной операции Российской армии // Наука. Общество. Оборона. - 2022. - Т. 10, № 3 (32). - URL: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-3-17-17 (дата обращения: 01.09.2023).

10.Ключевский В.О. Сочинения : в 9-ти т.. - Москва : Мысль, 1988. - Т. 3 : Курс русской истории, ч. 3 / под ред. В.Л. Янина ; послесл. и коммент. составили В.А. Александров, В.Г. Зимина. - 414 с.

11.Кутепов В. А., Рыбаков С.В. Чего добивался гетман Хмельницкий? // Омский научный вестник. - 2015. - № 3 (139). - С. 20-24.

12.Лактионова Н.Я. Антироссийская специфика украинского национализма // Обозреватель. - 2021. - № 10 (381). - С. 26-39.

13.Лезина Е.П., Силантьева Я.В. Истоки украинского национализма // Татищев-ские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XII Межд. научно-практ. Конференции : в 2 ч. - Тольятти : Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2015. - Ч. 2. - С. 222-228.

14.Мартовские статьи Богдана Хмельницкого 1654 года // ЦГИАК Украины. Ф. 222. Оп. 1. Спр. 291. Лл. 16-20. - URL: https://ic.pics.livejournal.com/kramatorsk 33/73798490/235120/235120_original.jpg (дата обращения: 05.10.2023).

15.Осташевский А.В. Идеология украинского национализма: искусственное государство // Кубанские исторические чтения : материалы XI Межд. научно-практ. конференции / отв. ред. Курусканова Н.П., Улезко Б.В. - Краснодар : Краснодарский центр научно-технической информации, 2020. - С. 33-42.

16.Павлов С.Б. Феномен украинского национализма в истории России // Философия хозяйства. - 2023. - № 1 (145). - С. 158-174.

17.Работяжев Н.В. Правый радикализм на Украине: история и современность // Проблемы постсоветского пространства. - 2020. - Т. 7, № 4. - С. 516-531.

18.Сафронов Б.В. Истоки украинского национализма // Вестник Северо-Восточного государственного университета. История. - 2022. - Т. 3, № 2. - С. 11-19.

19.Стукалов П.Б. Украинский национализм в идеологии Всероссийского национального союза // Актуальные проблемы деятельности подразделений УНС : сб. материалов Всерос. научно-практ. конференции с межд. участием. - Саратов : Научная книга, 2014. - С. 364-366.

20.Шокин С. Д. Об истоках украинского национализма: зарождение национальной идеи (первая половина XIX в.) // Вестник социально-политических наук. -2017. - № 16. - С. 89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.