Pro et contra
Современный украинский неонацизм
Этапы формирования и идеологическая основа
© Кислицын С. А., Рябинин Е. В.
© Kislitsyn S., Ryabinin E. Современный украинский неонацизм. Этапы формирования и идеологическая основа Modern Ukrainian neo-nazism. Stages of formation and an ideological basis
Аннотация. Проведен кросс-темпоральный анализ причин, форм и динамики развития украинского национализма, который лег в основу современного украинского неонацизма. Проанализированы процессы развития националистической идеологии и ее популяризации среди населения Украины в рамках Российской империи и СССР.
Annotation. The aim of the article is to hold a cross-temporal analysis of the causes, forms and dynamics of the development of Ukrainian nationalism, which formed the basis of modern Ukrainian neo-Nazism. The processes of development of the nationalist ideology and its popularization among the population of Ukraine within the framework of the Russian Empire and the USSR were analysed.
Ключевые слова. Идеология, Галиция, украинизация, неонацизм, Россия, Украина, ОУН, УПА, национализм. Key words. Ideology, Galicia, ukrainianization, neo-nazism, Russia, Ukraine, OUN, UPA, nationalism.
На протяжении последних столетий коллективный Запад пытается разрушить Россию как одно из ключевых государств мира в любом его выражении — Российская империя, СССР, Российская Федерация. В свое время Зб. Бжезинский отмечал, что «мы боремся с Россией — как бы она ни называлась» [19. С. 102].
Для этого Запад всегда активно использовал Украину в любой ее форме: Малороссия, УНР, УССР, современная Украина с ее национализмом. Анализ этого процесса, выявление факторов, которые способствовали формированию агрессивного украинского национализма в период с середины XIX и до конца XX в. как основы современного украинского неонацизма необходим для понимания текущей ситуации.
Данная тема является относительно изученной. Одними из первых этот вопрос осветили С. Щеголев в работе «Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма» (Киев, 1912) и Н. Ульянов в «Происхождении украинского сепаратизма» (Нью-Йорк, 1966). Первыми
КИСЛИЦЫН Сергей Алексеевич — профессор кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления РАНХиГС, доктор исторических наук.
РЯБИНИН Евгений Вадимович — доцент кафедры истории и политологии Мариупольского государственного университета, кандидат политических наук.
современными серьезными исследованиями, освещающими вопрос украинского национализма и сепаратизма, стали публикации И. Баринова, А. Зайцева, О. Матвеева, О. Ракитянского, Е. Мирной, Н. Платошкина, А. Носковой, А. Черкасова, Т. Пиотровского [2; 6; 10; 19; 11; 17; 14; 25; 16].
Рост интереса к данной теме наблюдается в 2014—2015 гг. после государственного переворота на Украине. Впоследствии со снижением активности боевых действий снижается и интерес к данной проблематике. Начало гибридной войны Запада против России, нацистская риторика и практика украинских властей доказывают необходимость продолжения анализа возникновения и развития украинского неонацизма.
Зарождение украинского национализма
Началом русофобии, получившей институциональное выражение, можно считать создание Кирилло-Мефодиевского братства, которое выступало за отмену крепостного права, либерализацию культурной и политической жизни в Малороссии и панславянскую федерацию. Согласно их идеям, «каждое славянское племя должно было иметь самостоятельность и народное правление при совершенном равенстве сограждан».
Члены братства поддерживали идеи, которые никоим образом не были связаны между собой. За либерализацией культурной и политической жизни можно усмотреть продвижение украинизации, а за панславянской федерацией была скрыта идея получения Малороссией максимальной автономии с последующим обретением независимости при определенных условиях (что и наблюдалось после краха Российской империи).
Один из лидеров братства, Н. Костомаров, был арестован, и важной уликой против него оказалась найденная у него «Книга бытия украинского народа». История Украины, изложенная Костомаровым, представлялась своеобразным апогеем мировой истории. Украинцы как бы перенимают от первых «исторических народов» (евреев и древних греков), через роман-цев, немцев и славян миссию исполнения великого замысла Божьего — организовать жизнь общества на принципах равенства и свободы, лежащих в основе христианских заповедей.
В данном тезисе видны зачатки высокомерного отношения к остальным народам, которое после 2014 г. будет культивироваться украинскими «учеными». Костомаров обвинял русских монархов в угнетении Украины.
Другой член братства, П. Кулиш, известен как создатель первой версии украинского алфавита — «кулешовки», смысл которой заключался лишь в замене букв: он выбрасывает «ы» и вводит «К
Т. Шевченко ненависть к Российской империи облек в поэтическую форму, что выразилось в таких произведениях, как «Катерина», «Титарiвна-Немирiвна» и др.
Основные лидеры братства были арестованы, на чем деятельность организации закончилась.
По мнению Д. Бешаенко и А. Цимбаловой, характерной чертой украинского национализма является его распространение «сверху» — от политических элит западных государств, идеологов, а не «снизу» — от самих представителей этнической группы, которые, осознавая свои культурно-языковые отличия, решили бороться за расширение своих прав и свобод [4. С. 71].
Зарождение украинофильства происходило в рамках национального взрыва, который наблюдался в Австро-Венгерской и Османской империях, где малые народы стремились создать свои национальные государства. В Российской империи этот процесс происходил немного позже, нежели в Европе, однако «весны народов» в России также не удалось избежать. И в рамках этих процессов можно отметить очередной всплеск украинского национализма, который выражался, в частности, в деятельности историка-социалиста М. Драгоманова в 1860—1870-х гг.
Он занимал ведущее положение в студенческом националистическом кружке «Громада», а также связанном с ним юго-западном отделе Русского географического общества. Драгоманов мечтал о возвращении «Украины» в семью культурных европейских народов, в которую она якобы входила до конца XVII в. Естественный вопрос, как государство могло вернуться в Европу, если этого государства не существовало, Драгоманова не интересовал.
В это время зарождается радикальное националистическое движение — галицийство, тот вариант радикальной русофобии, которую мы наблюдаем в наше время. К середине XIX в. к России вернулась большая часть Западной Украины — все, кроме отошедшей к Австро-Венгрии провинции Галиция, которой управляли поляки. Кроме них, там жили русины — местные русские, называвшиеся в России «червоноруссами» и сохранявшие русскую идентичность. С 1830-х гг. зарождается движение за независимость русинов, однако Австро-Венгрия хотела использовать их для распространения через них своего влияния на Малороссию, чтобы впоследствии отобрать ее у России.
Об этом мечтали также поляки, которые понимали, что могут возродить свое государство лишь с помощью псевдонационалистического движения в Малороссии. Польский иезуит Калинка призывал содействовать националистическому движению русинов. Началом отделению «души русина» от «души москаля», по мнению Калинки, стала Брестская уния, породившая грекокатоликов, которые вроде бы оставались со своим обрядом, но были при этом католиками.
Вскоре появляются народовцы, которые создают общество «Просвита», Литературное общество им. Тараса Шевченко, издают газеты «Правда», «Дело», «Батькивщина», журнал «Зоря». Галицийские националисты положили в основу своей идеологии теорию расовой неполноценности «москалей», разработанную в псевдонаучных трудах польского историка Ф. Ду-хинского, который считал, что «москали» не являются ни славянами, ни христианами в духе настоящих славян». Данный тезис взяла на свое идеологическое вооружение террористическая организация «Азов», которая не считает русских славянами.
Последующими идеологами галицийства стали В. Антонович и его ученик М. Грушевский, который в 1889 г. во Львове печатает при содействии австрийских властей десятитомник «История Украины-Руси», в которой Малороссию, Новороссию, Галицию с Буковиной он именует Украиной. Эта псевдонаучная работа напоминает пособие по пропаганде. В ней Грушевский отмечает, что украинцы развивались отдельно от остальных народов Восточной Европы и имели самостоятельный эволюционный путь.
Следует отметить, что М. Грушевский сыграл ведущую роль в разработке украинско-русского языка (мовы) с одобрения австрийских властей. В основу был положен подгорский диалект русского, к которому добавлялись польские, немецкие, а также новоизобретенные слова [17].
В своих работах Грушевский отмечает, что галицийцы — передовая часть украинского народа, давно обогнавшая бедную российскую часть Украины. Этот тезис также будет взят на вооружение современными националистами Львова, которые объявят себя вторым Пьемонтом [17].
Однако М. Грушевский неоправданно льстит Галичине, которая являлась одним из беднейших регионов Европы; украинцы в нем занимали подчиненное положение. Знать была немецкой и польской, буржуазию формировали представители этих же народов, а также евреи. В социальной структуре Галичины украинцам была уготована роль крестьян, слуг и подмастерьев. В отличие от Российской империи, в Австро-Венгрии украинцы не становились канцлерами, академиками и фельдмаршалами.
Иными словами, в Галичине не было условий для национального или культурного возрождения украинского народа, о котором писал Грушевский.
Как в начале, так и в конце ХХ в. на Галичину делалась ставка потому, что в ней был самый высокий уровень проукраинского патриотизма и русофобии.
Считать С. Бандеру, Е. Коновальца и Р. Шухевича идеологами украинского национализма ошибочно. Они являлись лишь исполнителями русофобской политики, которая была оформлена еще во второй половине XIX — первой половине XX в. Ведущие его идеологи, которые закладывали основы украинского национализма и современного украинского неонацизма, никакого отношения к Галичине не имеют. Так, идеолог украинского национализма Н. Михновский родился в Полтавской губернии, позже жил и работал в Харькове. Д. Донцов родился в Мелитополе, В. Винничен-ко — в Елисаветграде (Кировограде); один из ориентиров современных украинских националистов — Повстанческая Холодноярская республика существовала в 1919—1921 гг. на Черкасщине.
События начала XX в. повторяются в событиях начала века XXI.
Почему серьезный политический раскол в украинском обществе произошел только в 2014 г.? Конфликт мог разгореться еще в 1990-е, однако тогда Галичина не смогла бы противостоять всей Украине, которая была русскоязычной и пророссийской. Необходимо было выждать время, чтобы русофобия поглотила не только западные регионы, но и пророссийские
восточные, а русское население возненавидело Россию и русскую культуру. Подавляющее большинство членов террористической организации «Азов» являются выходцами из юго-восточных регионов Украины.
Русофобская идеология в начале XX в. проникает в русские города. Так, в 1900 г. в Харькове была создана Революционная украинская партия, которую возглавили сын Антоновича Дмитрий и последователь Грушевского Н. Михновский. Именно их идеологию — «Украина от Карпат до Кавказа» и «Украина для украинцев» — возьмет на вооружение ОУН.
Н. Михновский утверждает, что в 1654 г. согласно Переяславской раде произошло объединение независимых и равных государств — России и Украины; но со временем Россия узурпировала власть и лишила Украину самостоятельности. В связи с этим он призывает к радикальным действиям: «Мы объявляем, что возьмем силой то, что нам принадлежит по праву. Наша нация долго находилась в состоянии болезни, однако уже поднимается на борьбу. Она добьется полной свободы, и первая ступень к ней — Переяславская конституция. Все, кто во всей Украине не за нас, те против нас. Украина для украинцев, и пока хотя бы один враг находится на нашей земле, мы не имеем права сложить оружие!» [12. С. 433]. В этих словах проявляется уже не осторожность Кирилло-Мефодиевского братства, а открытый призыв к восстанию.
Брошюра Михновского «Самостоятельная Украина» произвела эффект разорвавшейся бомбы среди тогдашних украинских политиков. В ней Михновский декларирует полный разрыв с Россией. По его мнению, Украина имеет свою собственную историю государственности, с Россией никак не связанную.
Идеи, изложенные в брошюре, формально представляли одинаковую опасность и для России, и для Австро-Венгрии, поскольку пределы будущей единой Украины Михновский определил в рамках владений этих двух империй. Однако «Самостоятельную Украину» спокойно напечатали во Львове и нелегально переправили и распространили в России [17].
Современные украинские националисты переняли элементы борьбы с русской культурой у Н. Михновского, который был организатором теракта в Харькове в 1904 г. В этот год праздновалось 250-летие подписания Переяславской рады, и ярый русофоб Михновский организовал, а члены подпольной радикальной группировки «Оборона Украины» взорвали памятник А. С. Пушкину. Аналогичные теракты произошли в Одессе и Киеве [1].
Русофобия активно распространялась по территории Малороссии, главными ее посылами были отрицание родства между украинцами и русскими и необходимость отделения своих земель от России для создания собственного государства. Впервые эту идею открыто провозгласило своей целью «Братство тарасовцев», которое возникло в 1891 г. в Харькове. Кроме вышеупомянутой Революционной украинской партии, к началу XX в. функционировали Украинская народная партия и Украинская радикально-демократическая партия. Главной своей задачей они ставили борьбу с самодержавием и борьбу за независимость Украины [2. С. 170].
Революция 1917 г. сыграла на руку галицийцам; тогда были созданы УНР и ЗУНР. Уже тогда УНР попыталась захватить земли, которые никогда никакого отношения к Украине не имели: Донбасс, Воронежскую, Белгородскую губернии, Кубань и даже часть Сибири. Территориальные аппетиты представителей современного неонацизма берут свои корни в постреволюционном времени. Будучи несостоятельными, они потерпели поражение, и исконно русские земли вошли в состав СССР.
Обозлившись, галицийцы и сторонники независимости Украины продолжили разработку националистической идеологии, которая ничем, кроме человеконенавистничества, не выделялась. Националистический режим С. Петлюры проводил террористическое преследование еврейского народа и представителей других национальностей.
Большевики противопоставили буржуазной националистической республике сначала Донецко-Криворожскую Советскую Республику, объединившую русскоязычную территорию так называемой Новороссии, а затем, после ее поспешной ликвидации, Украинскую Советскую Республику. В 1920-х гг. проводилась искусственная политика украинизации всего населения республики и даже соседних областей. Позднее в правящей большевистской партии был выявлен националистический уклон одного из лидеров Украины Н. Скрыпника.
Идеологическое становление украинского национализма
После разгрома УНР, режимов П. Скоропадского и С. Петлюры наступает второй этап в развитии украинского национализма.
Главным идеологом антирусской идеологии этого периода становится Д. Донцов. Согласно его теории интегрального (т. е. пронизывающего все стороны бытия человека: семью, школу, рабочее место) национализма, положенной в основу взглядов радикальных националистов уже в современной Украине, нация является абсолютной ценностью, которой должны полностью подчиняться все интересы и сам образ жизни конкретной личности.
Как и Гитлер, Донцов утверждал, что нации ведут между собой дарвинистскую борьбу, в которой побеждает сильнейший. Будущее украинское государство планировалось строить по тоталитарному образу (один народ — одна партия и один вождь, имеющий неограниченную власть). Все неукраинцы подлежали насильственной ассимиляции или выселению. В программе ОУН «родственными движениями» назывались «гитлеризм» и итальянский фашизм [18].
Согласно Донцову, «нацией, предназначенной самой природой править, является украинская». Якобы украинский народ — избранный, он «создан из той глины, из которой Господь создает избранные народы». Естественное же состояние русских, заявлял Донцов в своей работе «Московский яд», «быть рабами настоящей силы». При этом «москали» одержимы дьяволом, и эта одержимость проявляется «в стремлении поставить человеческое
на место божеского». Он также предлагал «с корнем вырвать конкретные отношения с москалями». Конечной целью Донцов называл уничтожение московских «бешеных волков»: «Или "бешеные волки" утвердят свое господство на нашей земле, или Украина найдет у себя волкодавов, которые объединят нацию, которые перегрызут горло волкам» [22].
Политика «коренизации» и оголтелая украинизация 1920-х гг. показали свою несостоятельность — но посеяли семена будущих территориальных притязаний современных националистов.
В этот период на Галичине формируется ультранационализм, что выражается в создании в 1929 г. террористической Организации украинских националистов (ОУН), которая изначально базировалась в Вене, потом в Женеве, Риме, Берлине. Организация осуществляла заказные убийства польских политических деятелей (только 63 убийства имели значительный общественный резонанс). Средства на террористическую деятельность перечисляли украинские эмигранты из Канады, США, Чехословакии, Литвы и даже некоторые украинцы из Советского Союза [16].
Террористическая деятельность ОУН—УПА в контексте украинского национализма
Главной целью организации становится борьба с Польшей и СССР. В основу идеологии ОУН легли взгляды Н. Михновского, основными лидерами были С. Бандера и Е. Коновалец. В середине 1930-х гг. украинские националистические организации, прежде всего ОУН, попали в поле зрения спецслужб Третьего рейха. Они планировали использовать националистов в тайной войне с Польшей и СССР — тем более что те и так ее вели.
После начала Второй мировой войны (начало третьего этапа в развитии украинского национализма) украинские националисты получили возможность не просто выйти из подполья, но и попытаться реализовать свои идеи по созданию независимой Украины. Она, согласно их видению, должна была стать свободной от всех «врагов» — прежде всего русских, поляков и евреев — и существовать в союзе с Великой Германией. Не случайно украинские националисты приняли деятельное участие в уничтожении евреев вместе с немецкими айнзац-командами: это, как они полагали, приближает момент «освобождения страны». Именно в это время в качестве кальки с нацистского приветствия возник и знаменитый лозунг «Слава Украине! Героям слава!».
Вся предвоенная пропаганда ОУН требовала кровавого очищения Украины от всех инородцев и несогласных. Инструкция ОУН, изданная в мае 1941 г., гласила: «Наша власть должна быть страшной для ее противников. Террор для чужаков-врагов и своих предателей». А уже 30 июня спецбатальон «Нахтигаль» вошел во Львов вместе с немецкими войсками. В городе сразу же начали распространяться листовки с призывом Бандеры: «Народ! Знай! Москва, Польша, Мадьяры, Жидва — это Твои враги. Уничтожай их!»
Однако создание независимого украинского государства никак не кор-релировалось с нацистской идеологией. В это время формируется Украинская повстанческая армия (УПА), которая на первых порах пыталась противостоять Германии, но, не имея никакого военного потенциала, только усилила террористическую деятельность против местного населения и солдат Красной Армии.
Из членов и сторонников ОУН были созданы иностранные формирования СС — дивизия«Галичина», батальоны «Нахтигаль» и «Роланд». Также формируются полицейские отряды, которые проводят акты геноцида против местного населения. Так, в Бабьем Яру было всего 300 немцев, остальные 1200 — выходцы из Галичины. Во многих немецких концлагерях надсмотрщиками были украинцы [15].
Еще в апреле 1939 г. ОУН заявила, что «украинцы и немцы — естественные союзники, Украина не имеет во всем мире другого активного союзника в борьбе против всех оккупантов Украины». Абвером перед войной было подготовлено до 4 тыс. агентов для заброски их в Польшу. А за десять дней до вторжения в СССР ОУН направила Гитлеру подробный план управления Украиной с заверениями, что Гитлер может надеяться на данную группу как «на единственный противовес» влиянию русских и евреев [16].
Деятельность Абвера по подготовке украинского подполья подробно отражена в документах, рассекреченных ФСБ, что еще раз доказывает невозможность боевых действий УПА против немецких солдат, о чем пытаются рассказыывать некоторые украинские историки и политики для обеления и героизации террористов из ОУН и УПА [24].
Таким образом, мы видим, что украинский национализм приобретал формы террористических организаций, а его идеология трансформировалась из либерализации культурной и политической жизни в физическое уничтожение инакомыслящих. Такая же ситуация наблюдалась и в современной Украине — от разговоров о поддержке украинского языка после майдана радикалы перешли к физическому уничтожению русского и русскоязычного населения Юго-Востока Украины и Донбасса в частности.
Не меньшую заинтересованность в Украине проявляла фашистская Италия. Б. Муссолини считал, что при вероятном распаде СССР невозможно будет закрепиться на Кавказе без распространения влияния Италии на весь Черноморский регион. Еще в 1930 г., в ходе подготовки встречи Муссолини и главы МИД Польши Александра Залесского, намечалось обсудить вопросы независимости не только Кавказа, но и Украины. Как указывает немецкий историк Ханс-Адольф Якобсен, здесь проявились и личные амбиции Муссолини, намеревавшегося через Украину и Черное море достичь Кавказа и Центральной Азии, чтобы оттуда грозить британским владениям в Индии.
В 1933 г. в Риме в серии «Мы и Украина» вышла брошюра «Европейский баланс и украинский вопрос». Ее впоследствии дополнил целый ряд изданий с характерными заголовками: «Тарас Шевченко — бард Украины», «Симон Петлюра — герой и мученик Украины», «Гетман Мазепа».
В нацистском же руководстве относительно самой концепции Востока и вероятной украинской государственности существовал заметный разброс мнений. Так, руководитель внешнеполитического управления, партийный идеолог Розенберг допускал существование Украины, тогда как Геббельс был сторонником единой небольшевистской России [3].
Во время Великой Отечественной войны добровольно вступавшие в нацистские батальоны украинцы имели под этими действиями серьезную идеологическую основу. В 1943 г. во время присяги во Франции украинские солдаты дивизии «Ваффен-СС» клялись в преданности Гитлеру в борьбе с большевизмом. Этот факт перекликается с сегодняшними реалиями, когда современным участникам неонацистских батальонов внушается, что главный враг Украины — Россия.
Свое влияние ОУН пыталась распространить и на территории Восточной Украины во время Великой Отечественной войны. Так, в Киеве был создан специальный руководящий центр — Провод украинских националистов (ПУН). Для создания оуновского подполья в восточные области УССР направлялись эмиссары и кадровые оуновцы. Были созданы школы, где готовились кадры для восточных областей УССР, которые комплектовались из украинцев восточных областей. В целях распространения своего влияния оуновцы пытались захватить руководящие посты в органах местного самоуправления. Для этого создавались легальные организации — культурные и кооперативные, в которых оуновцы проводили свою работу.
Широко применялось добровольное переселение семей в восточные области Украины, использовались как интеллигенция, так и сезонные рабочие лесорубы, через которых передавалась пропагандистская литература [10]. «Мариупольская газета» становится печатным органом приверженцев ОУН в Мариуполе с 1941-го по 1943 г., ее редакция находилась в здании Мариупольского краеведческого музея.
Почему в западных регионах УССР продолжалась борьба с бандеров-цами, если их покровители потерпели поражение? ОУН воспользовалась ухудшением отношений между вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции, заняв проамериканскую позицию.
США и Великобритания разрабатывали планы нападения на Советский Союз с использованием атомного оружия. 14 декабря 1945 г. вышла директива №432/д Объединенного комитета военного планирования США, где указывались 20 основных промышленных центров СССР в качестве объектов нанесения атомных ударов. В последующие годы планы атомных бомбардировок совершенствовались в рамках таких документов, как «Пинчер» (1946 г.), «Чариотир», «Флитвуд» (1948 г.), «Дропшот» (1949 г.), «Шейкдаун» (1950 г.) [20. С. 48]. В рамках последнего уже планировалось нанести удары по 104 советским городам с применением 220 атомных бомб.
Ставка на атомную войну как последнюю надежду на возрождение «независимой Украины» стала основой надежд руководства ОУН и УПА. В одном из документов ОУН указывалось, что ее руководители «расценивали Третью мировую войну как возможность возникновения благоприятного
случая получить освобождение, а не как вспомогательный фактор, который облегчит им освободительную войну».
Свою деятельность УПА осуществляла при непосредственной поддержке британской разведки М16 [21. С. 39].
Таким образом, украинские националисты пытались использовать любую возможную поддержку, будь то от Германии, США либо Великобритании.
Хрущевская «оттепель» как фактор латентного развития украинского национализма
Следующим этапом развития украинского неонацизма стала амнистия большинства боевиков УПА. Указ Президиума ВС СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период ВОВ» (1955) снимал судимость и поражение в правах, позволял бывшим прислужникам гитлеровцев вернуться из лагерей и эмиграции. Тогда не учли, что многие сбежавшие за границу уже были завербованы спецслужбами США, Великобритании, ФРГ.
По данным республиканского МВД, только в 1955—1958 гг. на ПМЖ в УССР прибыло более 25 тыс. амнистированных, из них 7 тыс. — во Львовскую область. К 1972 г. на Львовщине насчитывалось уже 50 тыс. «возвращенцев». Активно селились они и в центре, и на востоке Украины — в Харьковской, Донецкой, Днепропетровской, Херсонской и других областях. Чтобы затеряться в УССР, они меняли фамилии, подтасовывали факты из своей биографии, принимали активное участие в общественной жизни.
В партийных, общественных и хозяйственных организациях УССР работало не меньше трети амнистированных в 1955—1959 гг. националистов и членов их семей. В обкоме КПСС и райкомах Львовской области доля некогда осужденных бандеровцев со временем превысила 30%. А в Волынской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях их было от 35 до 50%.
По хрущевской амнистии освободили и последнего лидера УПА Василя Кука, который вернулся в Киев, устроился на работу в Центральном государственном историческом архиве УССР и Институте истории АН УССР. Он указывал на необходимость смены тактики: «Притвориться добропорядочными советскими гражданами и внедряться, занимать руководящие посты в партийном и советском аппарате, в органах культуры, просвещения, воспитывать молодежь в национальном духе». Снисхождение к террористам УПА объясняется и тем, что Н. Хрущев поставил во главе ЦК компартии Украины не скрывавшего националистических взглядов Петра Шелеста [11].
Кампания по амнистированию была приурочена к 300-летию объединения России и Украины, дабы показать всему миру, что в Советском Союзе нет межнациональных проблем, и все народы счастливы жить в единой стране. Подобная политика Н. Хрущева и Л. Брежнева способствовала усилению так называемой диссидентской, а подчас и открытой антисоветской
деятельности. Первыми такими группами стали «Объединенная партия освобождения Украины» из Ивано-Франковска во главе с Б. Гарматюк, главной целью которой было продолжать дело ОУН, и созданная в 1959 г. группа Л. Лукьяненко — Украинский рабоче-крестьянский союз.
Они явились переходным мостиком от вооруженной борьбы к деятельности в условиях укрепления и частичной либерализации режима. Украинский национальный фронт создается в 1964 г. и разворачивает свою деятельность в пяти областях УССР. Его главной целью было отделение Украины от России, создание самостоятельного государства. В июле 1959-го Конгресс США принимает резолюцию о порабощенных нациях, впоследствии ставшую федеральным законом № 86-90, который можно рассматривать как акт поддержки создания будущих независимых государств.
Изготовление и распространение самиздата превращается в одну из главных организационных форм движения в конце 1960-х гг. Национальное движение сплачивается посредством всеукраинского подпольного издания — «Украинского вестника» под редакцией В. Чорновола. Самыми известными диссидентами становятся И. Дзюба, Л. Лукьяненко, В. Чорновол, И. Светличный, В. Стус.
В 1970-х гг. пронационалистическое движение маскируется под правозащитное и получает название «Украинская хельсинкская группа» (чьи наиболее активные участники были арестованы). Диссидентство на Украине имело вид национально-освободительной войны, которая велась мирными и ненасильственными методами. Оно имело национальный, общественный, религиозный и культурный характер.
Активизация проукраинской деятельности начинается в конце 1980-х, когда в рамках «перестройки» многие диссиденты выходят на свободу и начинают активную деятельность на заре украинской независимости.
* * *
После распада СССР и образования независимой Украины большую роль в деле создания максимально благоприятных условий для развития самостийного национализма сыграли президенты Украины Л. Кравчук, Л. Кучма и В. Ющенко. Кучма даже издал националистическую книгу «Украина — не Россия», в которой обосновывался курс на преобразование Украины в анти-Россию.
Проблема Украины заключается в паритетной дихотомии украинского и русского народов, причем элита украинского этноса стремилась ослабить эндогенное влияние русского населения на внутреннюю политику Украины. Украинский национализм был направлен не в будущее, а в прошлое [7. С. 89].
Можно представить украинский национализм как политическое движение, главной целью которого является национальное единство [9. С. 119]. Для достижения этой цели он прошел ряд этапов от поисков культурной идентичности до борьбы за независимость, будучи направленным и вовне, и внутрь общества [8. С. 479].
Украинский национализм стал одновременно внутринаправленным — на основе провозглашения непомерного величия украинской нации, и внеш-ненаправленным — на основе проявлении ненависти к полякам и русским до 1945 г. и с 1945 г. и по текущий момент — по отношению к русским.
Изначально он не являлся нацизмом, и его можно было рассматривать в конструктивистской парадигме, в которой этническая группа определяется как общность на основе самоидентификации по отношению к другим нациям. Ведь сами по себе этничность и этноцентризм могут не быть конфликтными, они для этого должны развиваться в конфликтной ситуации. Действия политической либо финансовой элиты этноса стимулируют переток патриотизма, национального самосознания в радикальную форму национализма, который развивается как форма противостояния другому этносу, задача уничтожения которого рассматривается как экзистенциальная.
Украинская элита выбрала в качестве стратегии экзистенциальное противостояние с Россией, с русскими, исходя из ложного представления, что Русский мир в любое историческое время представлял экзистенциальную угрозу для украинского этноса.
Украинский национализм переформатировался в тоталитарный неонацизм, решительную борьбу с которым развернул сначала русский Донбасс, а затем и вся Россия [5. С.115].
Развитие украинского национализма, который во времена независимой Украины трансформировался в неонацизм, можно разделить на несколько этапов.
Первый этап (1846—1917) — изначальной точкой зарождения украинского национализма можно считать создание Кирилло-Мефодиевского братства.
Второй этап (1917—1939) — создание УНР, ОУН, развитие националистической идеологии).
Третий этап (1939—1955) — начало Второй мировой войны и борьба с террористами УПА.
Четвертый этап (1955—1991) — от хрущевской амнистии до горбачевской «перестройки».
Пятый этап (1991—2004) — обретение Украиной независимости до прихода к власти В. Ющенко.
Шестой этап (2004—2014) — активная популяризация УПА, развитие активной фазы русофобии на государственном уровне).
Седьмой этап (с 2014 г. по настоящее время) — радикализация национализма и его трансформация в шовинистический неонацизм.
Вначале украинский национализм опирался на стремление сохранить культурно-языковую самобытность и иметь в будущем свое государство. Впоследствии он трансформировался в идеологию превосходства над остальными этническими группами и собственной исключительности. На практике данный переход выражался в росте неприязни и вражды по отношению к представителям польского и русского народов.
Украинский национализм развивался как культурно-философское течение в условиях, когда Россия была сильна и стабильна (вторая половина XIX в., межвоенное время, вторая половина XX в.). В период появления угроз России (революция 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР) он приобретал формы, граничащие с нацизмом. Украинский национализм развивался как ответ на экономическую нестабильность и отсутствие безопасности.
Политическая элита Украины не отличалась особым уровнем развития, особенно со второй половины 1990-х гг., когда в политику стали приходить не профессионалы, а ставленники олигархов, лоббирующие их интересы. Это привело к экономическому кризису на Украине, что использовалось внешними игроками для дестабилизации ситуации государства. Одновременно Россия была объявлена основной угрозой существованию Украины. На современном этапе украинский национализм окончательно трансформировался в русофобский шовинистический неонацизм и противопоставил себя всей российской цивилизации.
Литература
1. Антонов С. Украинский национализм: история смертельной трансформации. — https://histrf.ru/read/ articles/ukrainskiy-nacionalizm-istoriya-smertelnoy-transformacii (дата обращения: 18.01.2023).
2. Баринов И. Воображаемая история? : Украинский национализм, Третий рейх и современная украинская историография // Общественные науки и современность. 2013. №1.
3. Баринов И. Украина в стратегических планах Италии в межвоенный период, 1919—1939 гг. —https:// cyberleninka.ru/article/n/ukraina-v-strategicheskih-planah-italii-v-mezhvoennyy-period-1919-1939-gg (дата обращения: 17.01.2023).
4. Белащенко Д., Цымбалова А. Особенности возникновения и развития украинского национального движения в середине 19 — начале 20 века // Научные ведомости. Серия: История. Политология. 2018. Т. 45. № 1.
5. Васьков М. А., Кислицын С. А. Подвиг Донбасса в борьбе с украинским неонацизмом. Ростов-на-Дону : Донской издательский дом, 2022.
6. Зайцев А. Украинский интегральный национализм в поисках «особого пути» (1920—1930-е годы). — http://magazines.russ.ru/nlo/2011/108/za4.html (дата обращения: 19.01.2023).
7. Каменка Ю. Полггичний нацюнашзм: еволющя ще1 // Нацюнашзм : антолопя. 3-те вид. / упоряд. О. Проценко, В. Люовий. К. : ВД «Проспр» : Смолоскип, 2010.
8. Кон Г. Захщний i схщний нацюнашзм // Нацюнашзм : антолопя. 3-те вид. / упоряд. О. Проценко, В. Люовий.
9. Майноуг К. Анатсшя нацюнашзму // Нацюнашзм : антолопя. 3-те вид. / упоряд. О. Проценко, В. ЛЬ совий.
10. Матвеев О. Трагедия украинского кризиса: история и политика : Историческая и социально-образовательная мысль. — https://cyberleninka.ru/article/n/tragediya-ukrainskogo-krizisa-istoriya-i-politika/viewer (дата обращения: 17.01.2023).
11. Мирная Е. Бандеровцы в почете : Почему Хрущев добился для них амнистии в СССР // Аргументы и факты. 2022. 11.05. — https://aif.ru/society/history/banderovcy_v_pochyote_pochemu_hrushchyov_dobilsya_ dlya_nih_amnistii_v_sssr (дата обращения: 21.01.2023).
12. М1хновський М. Самостшна Укра1на // Нацiоналiзм : антологiя. 3-те вид. / упоряд. О. Проценко, В. Люовий.
13. Невский С. А. О недопустимости прославления ОУН и УПА // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5(27).
14. Носкова А. Украинские националисты в борьбе за «соборную Украину» в годы Второй мировой войны: итоги и последствия // Берегиня.777.Сова. 2015. № 3(26).
15. ОУН—УПА: миф и реальность // ИА "Кедпиш". 2022. 08.03. — https://regnum.ru/news/innovatio/ 2339993.html (дата обращения: 17.01.2023).
16. Пиотровский Т. Украинские националистические организации и их сотрудничество с нацистской Германией. — https://cyberleпiпka.ru/article/п/ukraiпskie-пatsioпalisticheskie-orgaпizatsii-i-ih-sotrudпichestvo-s-natsistskoy-germaniey/viewer (дата обращения: 19.01.2023).
17. Платошкин Н. Организация украинских националистов и ее связь с нацистской Германией // Международная жизнь. 2014. № 4. — https://interaffairs.ru/jauthor/material/1052 (дата обращения: 17.01.2023).
18. Пономарева Е. Г. Грязные войны буржуинов. М. : Книжный мир, 2015.
19. Ракитянский О. Украинская чума : История противостояния и вооруженной борьбы советской администрации с украинским националистическим движением на территории Западной Украины в 1945— 1955 годах. М. : Родина, 2022.
20. Саква Р. Линия фронта — Украина : Кризис на приграничных территориях. М. : Центрполиграф, 2015.
21. Семенов М. Кто на Украине не за нас, тот против нас // Lenta.ru. 2018. 10.09. — https://lenta.ru/ articles/2018/09/10/ukrideology1/ (дата обращения: 17.01.2023).
22. Украинский национализм Дмитрия Донцова. — https://regnum.ru/news/innovatio/2339983.html (дата обращения: 18.01.2023).
23. Украинский национализм сквозь века// ИА "Regnum". 2022. 07.08. — https://regnum.ru/news/ innovatio/234096l.html (дата обращения: 17.01.2023).
24. ФСБ России опубликовала архивные документы о пособничестве украинских националистов спецслужбам гитлеровской Германии. — http://www.fsb.ru/fsb/history/archival_material/OUN.htm (дата обращения: 14.01.2023).
25. Черкасов А., Кринко Е., Шмигель М. Украинский национализм в годы Второй мировой войны: природа и проявления // Русин. 2015. № 2(40). ♦