Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ "BLACK ICONS" РОДЖЕРА РЕДГЕЙТА'

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ "BLACK ICONS" РОДЖЕРА РЕДГЕЙТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДЖЕР РЕДГЕЙТ / BLACK ICONS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ АВАНГАРД / ROGER REDGATE / ARTISTIC CONCEPT / MUSICAL ACADEMIC AVANT-GARDE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гундорина А.А.

В центре внимания автора статьи находится художественная концепция произведения Black Icons ( Черные иконы ) британского композитора Роджера Редгейта, одного из ведущих представителей современного музыкального академического авангарда. Проблема художественной концепции в творчестве Роджера Редгейта имеетпервостепенное значение и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения. Black Icons создавалось для творческого проекта, который предъявлял особые требования к сочинению: композитор должен написать новое произведение, которое каким-либо образом связано с русской культурой, искусством или языком. В рамках выбранного ракурса анализа Black Icons автор погружается не только в исследование художе - ственной идеи опуса, но и рассматривает эстетические и философские взгляды Р. Редгейта, являющиеся важнейшими маркерами идентичности. Изученные материалы (в том числе письма, интервью, комментарии композитора) позволили пролить свет на понимание Р. Редгейтом смысла творчества, его отношение к эстетическим основаниям художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гундорина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIA THROUGH THE EYES OF A EUROPEAN. ROGER REDGATE'S “BLACK ICONS”: THE ARTISTIC CONCEPT

The author focuses on the artistic concept of the work Black Icons by the British composer Roger Redgate, one of the leading representatives of the modern academic musical avant-garde. The problem of artistic concept in the workof Roger Redgate is of paramount importance and therefore deserves separate consideration. Black Icons was createdfor a creative project that had special requirements for composition: the composer must write a new composition thatis somehow connected with Russian culture, art, or language. Within the framework of the chosen perspective of the analysis of works, the author not only delves into the study of the artistic ideas of the opus, but also considers the aesthetic and philosophical views of R. Redgate, which is an important marker of identity.The studied materials (including letters, interviews, and comments by the composer) allowed us to shed lighton R. Redgates attitude to the meaning of creativity, aesthetic approaches, and the genesis of the work.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ "BLACK ICONS" РОДЖЕРА РЕДГЕЙТА»

DOI: 10.26086/NK.2020.55.1.007 УДК 78.01

© Гундорина Анастасия Александровна, 2020

Российская академия музыки имени Гнесиных (Москва, Россия), кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки E-mail: a.gundorina@gnesin-academy. ru

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ «BLACK ICONS» РОДЖЕРА РЕДГЕЙТА

В центре внимания автора статьи находится художественная концепция произведения «Black Icons» («Черные иконы») британского композитора Роджера Редгейта, одного из ведущих представителей современного музыкального академического авангарда. Проблема художественной концепции в творчестве Роджера Редгейта имеет первостепенное значение и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения.

«Black Icons» создавалось для творческого проекта, который предъявлял особые требования к сочинению: композитор должен написать новое произведение, которое каким-либо образом связано с русской культурой, искусством или языком.

В рамках выбранного ракурса анализа «Black Icons» автор погружается не только в исследование художественной идеи опуса, но и рассматривает эстетические и философские взгляды Р. Редгейта, являющиеся важнейшими маркерами идентичности.

Изученные материалы (в том числе письма, интервью, комментарии композитора) позволили пролить свет на понимание Р. Редгейтом смысла творчества, его отношение к эстетическим основаниям художественного произведения.

Ключевые слова: Роджер Редгейт, Black Icons, художественная концепция, музыкальный академический авангард.

© Gundorina Anastasia, 2020

Gnesin s Russian Academy of Music (Moscow, Russia), Ph.D. in Arts, Associate Professor of the

Department of Music Theory

E-mail: a.gundorina@gnesin-academy.ru

MODERN RUSSIA THROUGH THE EYES OF A EUROPEAN. ROGER REDGATE'S "BLACK ICONS": THE ARTISTIC CONCEPT

The author focuses on the artistic concept of the work "Black Icons" by the British composer Roger Redgate, one of the leading representatives of the modern academic musical avant-garde. The problem of artistic concept in the work of Roger Redgate is of paramount importance and therefore deserves separate consideration. Black Icons was created for a creative project that had special requirements for composition: the composer must write a new composition that is somehow connected with Russian culture, art, or language.

Within the framework of the chosen perspective of the analysis of works, the author not only delves into the study of the artistic ideas of the opus, but also considers the aesthetic and philosophical views of R. Redgate, which is an important marker of identity.

The studied materials (including letters, interviews, and comments by the composer) allowed us to shed light on R. Redgate's attitude to the meaning of creativity, aesthetic approaches, and the genesis of the work.

Key words: Roger Redgate, Black Icons, artistic concept, musical academic avant-garde.

Произведение «Black Icons» (for solo cello and ensemble)»1 современного британского композитора Роджера Редгейта создано в 2011 году для проекта «Европа глазами россиян / Россия глазами европейцев», который проходил в Москве в течение года, с марта 2011 г. по март 2012 г. Идея масштабной акции, включавшей концерты, мастер-классы и встречи с композиторами из России и стран Евросоюза принадлежала творческому коллективу Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского — Ансамблю солистов «Студия новой музыки» (художественный руководитель — Владимир Тарно-польский).

Главная цель проекта заключалась в поддержке и продвижении современной музыки в России, поэтому требование комиссии состояло в соблюдении особой концепции: европейскому композитору необходимо было создать новое сочинение, связанное с русской культурой, искусством или языком, в свою очередь, российский автор должен был представить сочинение, посвященное «стране-гостье». В мероприятии приняли участие отечественные композиторы и композиторы из девяти европейских стран (Австрия, Болгария, Великобритания, Румыния, Польша, Латвия, Италия, Франция, Венгрия).

В течение года в рамках проекта прошел цикл из девяти концертов, на которых прозвучало восемнадцать мировых премьер. Концертные программы предусматривали обязательное исполнение двух новых сочинений, специально созданных для проекта, и строились по принципу диалога музыкальных культур, отражая генеральную идею фестиваля2. Каждый новый концерт открывали премьеры, после которых исполнялась российская и европейская классика XX века3.

Мировая премьера «Black Icons» состоялась 18 апреля 2011 года на концерте «Великобритания — Россия»4 в исполнении Александра Ивашкина (соло виолончель) и Ансамбля солистов «Студия новой музыки» (дирижер — Игорь Дронов)5. Посвящение композитор адресовал А. Ивашкину — своему другу и коллеге6.

В личной переписке Р. Редгейт пролил свет на процесс поиска творческой идеи и решение задачи, которая была поставлена комиссией проекта: «Я хотел найти такую творческую фигуру (поэта, писателя, художника), который сегодня работает в России и имеет взгляды на политическую ситуацию в своей стране. Я осуществил большой поиск и, в конце концов, нашел Алину Витухновскую. Ее работы произвели на меня впечатление своей прекрасной формой языкового выражения в сочетании с жестокой образностью, которая, ка-

залось, ставила под сомнение связь между утонченным поэтическим высказыванием и чувством отчуждения и жестокости. Я вдохновился резким анархическим пафосом поэзии Витухновской, ее тонким пониманием формы и структуры, как одним из возможных ответов на судьбу современного художника в России. Структура моей музыки такая же анархическая, погружающая солирующий инструмент в состояние отчуждения. Солирующий инструмент скорее пробирается сквозь труднопроходимые и чуждые ландшафты, чем живет в гармонии с остальным ансамблем»7 [8]. Это высказывание проясняет выбор композитора и становится ясно, почему героем Р. Редгейта оказался современный русский поэт, чья деятельность отнюдь не ограничивается поэтическим творчеством.

Впервые широко имя Алины Витухновской — современного российского поэта, писателя, общественного деятеля, правозащитника — прозвучало в середине 1990-х годов. В 1994 году она опубликовала статью о наркомафии в России, после чего по «сфабрикованному» делу была обвинена в хранении наркотиков и арестована сотрудниками Федеральной службы контрразведки Российской Федерации [1]. Процесс активно освещался российскими средствами массовой информации, а также в США, Великобритании, Германии, Швеции и других европейских странах. «Дело Витухновской» А. Битов сравнивал с судебным процессом над И. Бродским, свидетелем которого он был в 1964 году [1]. В результате А. Витухновская получила поддержку не только отечественного литературно-либерального истеблишмента в лице А. Ткаченко, А. Битова, А. Вознесенского, Ю. Мориц, но и политических деятелей разного толка — В. Новодворской, Э. Лимонова. Помимо этого Витухновской было предложено политическое убежище в Швеции, от которого она отказалась. На этой волне ее имя в конце 1990-х, начале 2000-х годов стало популярно в России и на Западе, особенно, в Германии.

Немецкие журналисты называли ее «одной из наиболее ярких фигур московской субкультуры» [3]. В 2002 году Кёльнское издательство «DuMont» опубликовало сборник лирики и прозы Витухновской под названием «Schwarze Ikone» («Черная икона») [10]. Появление сборника не прошло незамеченным, напротив издание получило большой резонанс. Немецкая пресса писала: «Как относиться к текстам, в которых слово "Война" пишется с большой буквы? Как понимать обилие образов насилия, террора и фашизма? В силу исторических причин, немцы весьма чувствительно реагируют на подобные литератур-

ные, и тем более — политические эскапады» (цит. по: [3]). Критики воспринимали тексты Витухновской неоднозначно: «Берлинская газета "Та-гесшпигель" отметила, что "на бесчеловечность повседневной жизни российские интеллектуалы с давних пор реагировали деструктивными фантазиями. Еще Бакунин советовал "взрывать все к чертям". Критик газеты "Зюддойче цайтунг" был настроен менее дружелюбно, усмотрев в Алине представительницу "экзотической фашистоидной тусовки" и "колесико в механизме националистически окрашенной антикультуры"» (цит. по: [3]).

Иллюстрация 1. Обложка Сборника (проза, стихи, эссе) «Schwarze Ikone» [10].

Знакомство Р. Редгейта с творчеством А. Витухновской произошло, когда он отыскал уже упомянутый сборник ее стихов и прозы на немецком языке «Schwarze Ikone». Аналогичное название только в английском варианте получило его сочинение — «Black Icons». В одном из писем Р. Редгейт рассказал о поиске творческой идеи: «Я свободно говорю по-немецки, и это позволило мне получить представление о стихах Алины. Мне было нелегко найти ее поэзию в переводе. Я отыскал несколько стихотворений в английском переводе в интернете, к примеру, "Die you fox,

die" ("Умри, лиса, умри"). Помимо этого я приобрел том русской поэзии на английском языке под названием "Ночь в отеле Набокова". Мне было интересно попытаться организовать перевод ее работ на английский язык через здешнего издателя, но Алина, казалось, очень осторожно относилась к тому, что переводы могут стать репрезентативными. <.. .> К сожалению, я не могу читать ее стихи по-русски и воспринимаю их, так сказать, из вторых рук, в переводе, но я обсуждал ее работы с русскими друзьями. К примеру, Владимир Тарно-польский был впечатлен тем, что я выбрал ее творчество в качестве моего взгляда на современную Россию8. Мне интересно узнать, как ее принимают в России и что Вы думаете о ее творчестве?» [8].

Вопросы, заданные британским композитором, заставляют задуматься и наводят на размышление о проблеме взаимоотношений поэта и власти, и, шире, творческой личности и власти, а углубленное рассмотрение вопроса о творчестве поэта и роли художественного текста требует дискуссии о статусе современной литературы как социального института.

В России так сложилось, что более значимыми и трагическими становились взаимоотношения политической власти с писателями и поэтами. И этому есть объяснение, ведь самым мощным по силе воздействия всегда был «глагол», жгущий сердца людей. Более того, И. Бродский считал, что «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. <...> Это уникальный инструмент познания» [4].

Выражение «поэт и власть», ставшее для русского человека устойчивым и отражающее в своем содержании непреложное противостояние, сегодня ассоциируется с социально-политическим контекстом исторического прошлого, пусть даже и не очень далекого. При этом в гуманитарной научной среде тема «художник и власть» является одной из самых обсуждаемых и драматически неоднозначных для многих специалистов — историков, философов, социологов, политологов, искусствоведов.

Проблема отношения искусства и политики обычно характеризуется столкновением или проникновением одной на территорию другой. В современной философии, в контексте поисков решения проблемы, появилась новая теория, принадлежащая французскому философу Жаку Ран-сьеру, который сформулировал отношение между эстетикой и политикой как некую концептуальную проблему.

С позиции Ж. Рансьера связь между искусством и политикой определяется концептом «разделение чувственного» («le partage du sensible»).

Философ разъясняет: «Я называю разделением чувственного систему чувственных очевидностей, которая демонстрирует существование чего-то всем общего и одновременно членений, определяющих места и части в рамках этого общего» [5, с. 14]. Задача перераспределения чувственного реализуется, с его точки зрения, в политической и эстетической практике. «Подлинную политику и искусство он трактует как несогласие с установленным режимом разделения чувственного, как деятельность по реконфигурации сложившегося чувственного порядка, как введение новых субъектов политической и эстетической деятельности, меняющих наличное разделение чувственного <...> подлинная политическая и эстетическая деятельность рассматриваются Ж. Рансьером как равноправные практики, создающие новый чувственный опыт» [6, с. 123-124].

Рассуждения Ж. Рансьера имеют особую ценность для понимания подлинных, глубинных интенций творческого процесса Р. Редгейта является его ответ на вопрос о том, как бы композитор описал ситуацию, в которой оказалась современная академическая музыка. Его размышления таковы: «Жак Рансьер говорил о том, что модернизм — это проблемный термин, который мешает нам иметь дело с политикой радикальных форм искусства, более правильно называемой "эстетической", предпочитая понятие того, что он называет "эстетическим режимом", который стремится перестроить общий опыт разумного в пользу повторного утверждения способности искусства противостоять формам экономического, политического и идеологического господства. Именно такая ситуация сложилась у нас сегодня, когда большой музыкальный опыт сводится к уровню развлечений и поверхностного или пассивного прослушивания, что в свою очередь проникает в органы финансирования, музыкальные фестивали, ансамблевый репертуар / программирование и неизбежно в творчество молодых композиторов и исполнителей» [9].

В этом экзистенциальном модусе отчетливо открывается понимание художественной концеп-тосферы «Black Icons». Высказывание, размещенное к аннотации произведения, красноречиво демонстрирует отношение композитора к природе и роли творчества: «Часть моих исследований связана с поиском значимого, политически обоснованного искусства, поддерживающего точку зрения о том, что именно через искусство можно найти новые формы социального понимания и политической деятельности. Может ли реакция художника на политическую ситуацию иметь какое-то значение, может ли / должна ли она вообще отражаться

в структуре произведения? Я сразу же почувствовал, что поэзия Витухновской соответствует этим критериям, и моей целью было через материал / структуру произведения попытаться отразить подобную художественную реакцию на определенные социально-политические контексты» [7].

Примечания

1 «Черные иконы» (для соло виолончели и камерного ансамбля): группа струнных (Violin I, Violin II, Viola, Violoncello, Contrabass) и группа деревянных духовых (флейта (дублируют piccolo и bass flute), гобой (дублирует английский рожок), кларнет (дублирует бас кларнет)).

2 Первый концерт «Австрия — Россия» состоялся 1 марта 2011 г.; Второй концерт «Болгария — Россия» состоялся 5 апреля 2011 года и т. д.

3 Все концерты проходили в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

4 Отечественная премьера была представлена пьесой Алексея Сысоева «Fingerprints» для кларнета с ансамблем. Исполнению предшествовала дискуссия публики с композиторами, которая состоялась за час до концерта (в 18.00). Помимо премьеры в концерте прозвучали произведения: Брайана Фёрнихоу «Coloratura» для гобоя и фортепиано (1966); Игоря Стравинского «Три песни из Шекспира» для голоса и ансамбля (1953); Харрисона Бёртвистла «Tombeau in memoriam Igor Stravinsky» для ансамбля (1971); Стивена Даверсона «Elusive Tangibility IV» для сопрано и ансамбля (2008); Дмитрия Смирнова «The moonlight story (Blake's Picture I)» для камерного ансамбля (1988).

5 13 февраля 2020 года произведение прозвучало во второй раз в Москве на концерте «NewTon» — Современная музыка Великобритании, который стал частью большой программы «Год музыки Великобритании и России 2019-2020». Мероприятие проходило по инициативе Ансамбля солистов «Студия Новой музыки» и под патронатом Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.

6 Р. Редгейт является профессором композиции, Директором отдела исследований современной музыки в Голдсмитс (Goldsmiths, University of London) с 1997 года. А. Ивашкин преподавал в Голдсмитс с 1999 года до конца жизни (2014 год).

7 Перевод с английского здесь и далее мой — А. Г.

8 См. Интервью с В. Г. Тарнопольским [2].

Литература:

1. 1994. Дело Алины Витухновской // Запрещенное искусство. URL: http://artprotest.org/cgi-bin/ news.pl?id=1094 (дата обращения: 25.02.2019).

2. Бирюкова Е. Владимир Тарнопольский: «Пространство у нас большое, история трагическая, культура колоссальная». URL: http://www. forumklassika.ru/archive/index.php/t-71414.html (дата обращения: 28.05.2018).

3. Кирхмайер В. «Черная икона» — первый сборник текстов Алины Витухновской на немецком языке» // Немецкая волна. 2002. 01 декабря. URL: https://p.dw.com/p/2xpj (дата обращения: 07.03.2019).

4. Радышевский Д. Интервью с Иосифом Бродским // Московские Новости. 1995. 23-30 июля (№ 50). URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/ interview1.txt (дата обращения: 25.01.2020).

5. Рансьер ЖРазделяя чувственное. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. 264 с.

6. Шестакова М. А. Разделение чувственного — эстетическая феноменология Ж. Рансьера // Философия и общество. 2014. №° 3. С. 120-130.

7. Redgate R. Black Icons (for solo cello and ensemble). URL: http://research.gold.ac.uk/8406/ (дата обращения: 10.04.2018).

8. Redgate R. Letter to A. Gundorina, dated October 10, 2018 // Manuscript. А. Gundorina's personal archive.

9. Redgate R. Letter to A. Gundorina, date January 12, 2020. // Manuscript. А. Gundorina's personal archive.

10. Wituchnowskaja А. Schwarze Ikone. Cologne: DuMont, 2002. URL: https://www.amazon. com/Schwarze-Ikone-Alina-Wituchnowskaja/ dp/3832158189 (дата обращения: 15.04.2018).

References:

1. Artprotest (1994), "1994. The Case of Alina Vitukhnovskaya, Zapreshchennoe iskusstvo", available at: http://artprotest.org/cgi-bin/news. pl?id=1094 (accessed 25 February 2019).

2. Forumklassika (2011), "Biryukova, E. Vladimir Tarnopolsky: "Our Space is large, our history is tragic, and our culture is colossal"", available at: http://www.forumklassika.ru/ archive/index.php/t-71414.html (accessed 28 May 2018).

3. Deutsche Welle (2002), "Kirhmajer, V. "Black Icon" — the first collection of texts by Alina Vitukhnovskaya in German", available at: https://p.dw.com/p/2xpj (accessed 7 March

2019).

4. Lib (1995), "Radyshevskij D. "Interview with Joseph Brodsky"", available at: http://lib.ru/ BRODSKIJ/interview1.txt (accessed 25 January

2020).

5. Ranciere, J. (2007), "Razdelyaya chuvstvennoe" [Le Partage Du Sensible], Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, Saint-Petersburg, Russia.

6. Shestakova, M. (2014), "The separation of the sensual — aesthetic phenomenology of Jacques Ranciere", Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and society], no.3, pp.120-130.

7. Goldsmiths Research Online (2011), "Redgate R. Black Icons (for solo cello and ensemble)", available at: http://research.gold.ac.uk/8406/ (accessed 10 April 2018).

8. Redgate, R. (2018), "Letter to A. Gundorina", Manuscript, A. Gundorina's personal archive, October 10. 3 p.

9. Redgate, R. (2020), "Letter to A. Gundorina", Manuscript, A. Gundorina's personal archive, January 25. 7 p.

10. Amazon (2002), "Wituchnowskaja A. "Schwarze Ikone"", DuMont Literatur U. Kunst, Cologne, 124 S. available at: https:// www.amazon.com/Schwarze-Ikone-Alina-Wituchnowskaja/dp/3832158189 (accessed 15 April 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.