Научная статья на тему 'КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО КОМПОЗИТОРА НУРАЛИ ЭРКАЕВА)'

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО КОМПОЗИТОРА НУРАЛИ ЭРКАЕВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
камерная музыка / жанр трио / творчество композиторов / произведение / история. / chamber music / genre of trio / creativity of composers / work / history

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мухамeджанова Захро Сатвалдиевна

в данной статье в центре внимания находятся вопросы исполнения камерных произведений композиторов Узбекистана. Камерно-инструментальная музыка в творчестве узбекских композиторов является сложным и самобытным направлением. С момента становления камерной музыки сформировались основные жанры и были созданы цельные художественные произведения. Среди них представитель композиторской школы Узбекистана, молодой композитор – Нурали Эракаев и его Трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Трио было написано в 2015 году и относится к творческому периоду студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAMBER MUSIC IN THE WORKS OF YOUNG COMPOSERS OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE TRIO FOR VIOLIN, CELLO AND PIANO COMPOSER NURALI ERKAEV)

this article focuses on the performance of chamber works by Uzbek composers. Chamber instrumental music in the work of Uzbek composers is a complex and distinctive direction. Since the inception of chamber music, the main genres have been formed and complete pieces of art have been created. Among them, a representative of the composing school of Uzbekistan, a young composer Nurali Erakaev and his Trio for violin, cello and piano. The trio was written in 2015 and belongs to the creative student period.

Текст научной работы на тему «КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО КОМПОЗИТОРА НУРАЛИ ЭРКАЕВА)»

From the very first lessons, it is necessary to acquaint the child with art, to listen carefully to the musical speech, to understand its content and structure, to determine the quality of sound. The student's hearing should be based on art, as well as on material that is understandable and interesting to the child. For this purpose it is better to use folk melodies, children's and popular songs of composers. This musical material can be obtained from a variety of song collections for school and preschool.

References / Список литературы

1. Nazarov Khushnud Irkinovich. "Vzaimootnosheniya kompozitora i ispolnitelya" // Problemi sovremennoy nauki i obrazovaniya. № 1 (121), 2018.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ТРИО ДЛЯ СКРИПКИ, ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО КОМПОЗИТОРА НУРАЛИ ЭРКАЕВА) Мухамeджанова З.С. Email: Mukhamedjanova17157@scientifictext.ru

Мухамеджанова Захро Сатвалдиевна — доцент, кафедра камерной музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье в центре внимания находятся вопросы исполнения камерных произведений композиторов Узбекистана.

Камерно-инструментальная музыка в творчестве узбекских композиторов является сложным и самобытным направлением. С момента становления камерной музыки сформировались основные жанры и были созданы цельные художественные произведения.

Среди них представитель композиторской школы Узбекистана, молодой композитор - Нурали Эракаев и его Трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Трио было написано в 2015 году и относится к творческому периоду студенчества.

Ключевые слова: камерная музыка, жанр трио, творчество композиторов, произведение, история.

CHAMBER MUSIC IN THE WORKS OF YOUNG COMPOSERS OF UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE TRIO FOR VIOLIN, CELLO AND PIANO COMPOSER NURALI ERKAEV) Mukhamedjanova Z.S.

Mukhamedjanova Zakhro Satvaldievna - Associate Professor, CHAMBER MUSIC DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article focuses on the performance of chamber works by Uzbek composers. Chamber instrumental music in the work of Uzbek composers is a complex and distinctive direction. Since the inception of chamber music, the main genres have been formed and complete pieces of art have been created.

Among them, a representative of the composing school of Uzbekistan, a young composer - Nurali Erakaev and his Trio for violin, cello and piano. The trio was written in 2015 and belongs to the creative student period.

Keywords: chamber music, genre of trio, creativity of composers, work, history.

УДК 078

Как известно, по истории музыки, камерно-инструментальная музыка считается древним и значимым жанром. Наряду с жанрами симфонической музыки, камерно-инструментальная музыка представлена широким кругом музыкальных тем и образов, начиная с простых, бытовых вплоть до сложных, философских.

Необходимо отметить, что благодаря, разновидностям партий в камерном ансамбле, расширяются возможности чувственно-эмоционального воплощения образов. Для ансамблей, в целом, характерно более глубокое и тонкое выражение музыкальных образов.

В современной трактовке, композиционной структуре произведения концентрируется выражение индивидуальности композитора, его подход к трактовке формы, принципов формообразования, предпочитаемых композитором. В связи с этим следует обратить особое внимание на понятие композиционных инноваций, которые в современной музыке занимают важное место и дают высокорезультативные открытие в музыкальном искусстве [1].

Камерная музыка - это «творческая лаборатория» для композиторов, открывающая новые возможности выражения музыкальной мысли. На сегодняшний день, целая плеяда узбекских композиторов творят в жанре камерной музыки, привнося свое видение и трактовку.

В данном произведении композитор Н. Эркаев делает попытки для усваивания профессионального стиля написания. В результате, можно проследить за умелым выстраиванием драматургии, лаконичным выражением мысли в камерной музыке, успешное использование исполнительских способностей инструментов, яркое и полное воплощение образа.

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Нурали Эркаева написано в сложной форме, с точки зрения характера и мысли каждый инструмент контрастен. Непрерывная динамика тематического и образного развития требует цельного исполнения произведения. При раскрытии музыкальной драматургии, а именно художественных образов, исполнение требует мастерства и именно исполнительской трактовки, собственного прочтения.

Произведение отличается насыщенной фортепианной фактурой, мелодической выразительностью и ярким героическим образом. Появления темы во вступительной части, в дальнейшем влияет на образный строй и развитие следующей темы.

¿=70

ьЛ. и. ; ^ ,1 7 7 1

"Л"

Вступление заканчивается двухтактным переходом, связкой к главной партии. Главная партия протяженностью 8 тактов, появляется в партии скрипки, фортепиано выступает в роли аккомпанемента.

Сразу при завершении темы, мелодия переходит в партию виолончели, а скрипка присоединяется к мелодической линии полифоническим способом. Дальнейшее развитие темы протекает в основном между скрипкой и виолончелью, приемом «вопрос-ответ». Впоследствии скрипка и виолончель, дополняя друг друга, усиливают тембровую выразительность.

После полного изложения главной темы, двухтактная связка готовит переход к побочной партии. Затем у виолончели звучит лирическая тема, имеющая чувственно-эмоциональную значимость. Фортепиано дополняет различными орнаментальными красками.

('ГТКЛУ--[-

Ifr * *

Необходимо отметить, что композитор написал тему зеркальным полифоническим приемом, в котором побочная партия на виолончели звучит в восходящем направлении, зеркальное движение на скрипке - в нисходящем движении. Далее, тема, развиваясь посредством полифонического приема, переходит в разработочную часть. Также, в каждой части меняется фактура и используются контрастные средства музыкальной выразительности.

[71 Moderato J=90

В продолжении разработочной части, скрипка и виолончель излагаются в ритмической фактуре, а фортепиано - в характерной для главной темы. Здесь, от пианиста требуется собственная трактовка и подход в раскрытии музыкальной мысли.

В разработке Трио наиболее ярко видно мастерство в использовании исполнительских возможностей инструментов. Здесь использовались такие штрихи, как легато, стаккато, деташе, пиццикато. И партия фортепиано также усложнилась. В этом разделе партии скрипки и виолончели гармонически связаны с партией фортепиано. В партии струнных инструментов интервалы разных длительностей образуют аккорды-диссонансы.

Это произведение в развитии характеризуется поступенным восхождением. В конце разработочной части, перекличка между скрипкой и виолончелью способствует переходу к репризе - к лирической побочной партии.

У1п.

Ус.

ГТ^Г'Х Г —""

Р

и VI* »1-=- н т\

V р _

Зеркальная реприза начинается с проведения побочной партии. На сегодняшний день в узбекской композиторской школе наблюдается тенденция написания зеркальной репризы. Данный прием можно проследить в творчестве многих композиторов.

VIII.

В произведении наиболее полно использованы исполнительские возможности инструментов. Струнные инструменты выполняют не только выразительную роль, но и

представлены в качестве виртуозно-подвижных инструментов. При раскрытии внутреннего содержания были применены различные виды фактур.

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано будет способствовать повышению мастерства исполнения молодых пианистов в камерном ансамбле.

Список литературы / References

1. Миршохидзода Г. К вопросу изучения композиционных новаций в композиторском творчестве Узбекистана на рубеже XX-XXI веков // Проблемы современной науки и образования. М., 2020. № 10 (155).

КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЧАСТЕЙ УЗБЕКСКИХ МАКОМОВ Матякубова С.К. Email: Matyakubova17157@scientifictext.ru

Матякубова Светлана Кахаровна — доцент, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: при анализе форм инструментальных и вокальных частей макомов выявляется определённая «планировка» - особая композиция внутри частей. Реализуется она во всей совокупности средств музыкальной выразительности, прежде всего лада и ритма. Для удобства изложения воспользуемся некоторыми устоявшимися терминами, такими как композиция, функция, типы изложения. Сразу оговоримся об условности применения некоторых терминов, возможно в дальнейшем появятся более приемлемый для восточной монодии аппарат понятий.

Как известно, модальность - это ладовый универсум как европейской, так и восточной монодии. И там и здесь ладообразованию присущи родовые черты, т.е. основные принципы модальной организации звуковысотности - стабильность звукоряда, при возможном смещении опоры, неразрывная связь лада и мелодики, ритма, лада и формообразования и др. При этом особую роль играет специфическая модальная функциональность на основе линеарного соотношения ступеней.

Ключевые слова: маком, танбурная нотация, лад, усуль, модальность, типы изложения, Сарахбор, Талкин, Наср, намуд, аудж, хона, бозгуй.

COMPOSITIONAL MODEL OF PARTS OF UZBEK MAQOMS

Matyakubova S.K.

Matyakubova Svetlana Kakharovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC THEORY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: when analyzing the forms of the instrumental and vocal parts of the maqoms, a certain "layout" is revealed - a special composition within the parts. It is realized in the totality of the means of musical expression, first of all the harmony and rhythm. For the convenience of presentation, we will use some well-established terms, such as composition, function, presentation types. Let's immediately stipulate the conventionality of the use of some terms, perhaps in the future there will be more acceptable concepts for Eastern monody.

As you know, modality is the modal universe of both European and Eastern monody. In both instances, generic features are inherent in the formation of modes, that is, the basic principles of the modal organization of pitch are the stability of the scale, with a possible displacement of the support, the inextricable connection of mode and melody, rhythm, mode and shaping, etc. In this case, a specific modal functionality plays a special role based on a linear ratio of steps.

Keywords: makom, tanbur notation, mode, usul, modality, types of presentation, Sarakhbor, Talkin, Nasr, namud, audj, hona, bozgui.

Шашмаком - наиболее сложная по объёму и масштабу форма в системе макомата. Появление новых нотных сборников - текстов Бухарского Шашмакома, изданного в Германии в 2010 году и Танбурной нотации, созданной самими мастерами - носителями в последней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.