Научная статья на тему 'Современная Психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности'

Современная Психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная Психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности»

УВД субъектов федерации, УВДТ создавать самостоятельные отделы, отделения, группы психологического обеспечения органов и подразделений внутренних дел, подчиненных начальнику кадровых аппаратов.

Результаты от деятельности психологической службы станут более заметными, если существующая нормативная правовая база будет выполняться на местах основательно и с большей отдачей.

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОПЕДАГОГИКА:

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ

Канд. психол. наук, доцент Д. А. Медведев, доктор психол. наук, профессор В. А. Лубин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Одной из ведущих сфер современной психопедагогики, как актуального направления развития культурно-истори-ческой теории и практики образования, является обеспечение личностно ориентированного обучения и воспитания в высшей школе. Парадигма личностно ориентированного обучения фиксирует две базовые цели образователыю-воспитатель-ного процесса: подготовку в стенах вуза эффективного профессионала, способного творчески решать профессиональные проблемы разного уровня, и развитие личности студента, обеспечивающее гармонию его отношений с внешним миром и самим собой. Специфику реализации указанной парадигмы в вузовской практике обеспечивают факторы объективной (особенности реальной системы обучения и воспитания, уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава, качество управления структурными подразделениями вуза и т. д.) и субъективной природы. Среди важнейших субъективных факторов развития личности традиционно выделяют особенности ее мотивационной сферы, характер направленности, компетентности и уровень развития деловых качеств. Очевидно, что общее количество таких факторов достаточно велико, а эффект их совокупного влияния на поведение и деятельность студента не всегда поддается учету. На наш взгляд, перспективным направлением анализа роли субъективных факторов в развитии личности студента вуза может быть обращение к концепции субъективной реальности, отражающей особенности структуры, функций и генезиса соответствующего интегрального психического образования (2; 5; 6; 12; 13). Целью данной статьи будет анализ роли субъективной реальности человека в обеспечении личностно ориентированного обучения в современной высшей школе.

Мы можем определить субъективную реальность в качестве глубинного семантического образования человеческой психики, воспроизводящего через систему вербальных значений структуру жизненного опыта субъекта и обусловливающего на этой основе характер развертывания его внутренней и внешней активности. Субъективная реальность, как результат взаимодействия человеческой психики и объективной реальности, состоит из четырех структурных компонентов (динамического, структурно-содержательного, аксиологического и смыслообразующего блоков), связанных общей психосемантической структурой (системой субъективных текстов-значений), и закономерно проходит в онтогенезе ряд этапов

(образ мира, картина мира, мировоззрение, субъективное мироздание).

В структурном плане субъективная реальность включает четыре взаимосвязанных блока: 1) динамический блок (система образов потребностей человека); 2) структурно-содер-жательный блок (образ Я, образ Другого и обобщенный образ предметного мира); 3) аксиологический блок (система ценностных ориентаций личности); 4) смыслообразующий блок (система личностных смыслов). Каждый блок характеризуется собственной системой значений, создающих содержательные уровни данного образования человеческой психики: динамический -уровень значений образов восприятия, возникающих при непосредственном отражении субъектом объективной реальности и являющихся продуктом работы познавательных процессов ощущения и восприятия; структурносодержательный -уровень значений образов-представлений как элементов собственно-образной или вербальной природы, несущих информацию о конкретных предметах и явлениях объективной реальности и составляющих основное содержание долговременной памяти; аксиологический - уровень значений ценностных образов как элементов вербальной и символической природы, социально детерминирующих поведение и деятельность человека; смыслообразующий - уровень значений смысловых образов, обладающих экзистенциальной природой и являющихся продуктом абстрактного мышления субъекта.

Субъективная реальность является изначально целостным семантическим образованием, реально или потенциально включающим все перечисленные блоки на всех стадиях онтогенеза. Развитые формы указанных блоков формируются постепенно - от генетически первичного динамического (этап развития образа мира) до смыслообразующего (этап развития субъективного мироздания) блока и на разных этапах онтогенеза приобретают доминирующее значение.

Основной содержательной единицей субъективной реальности, обеспечивающей взаимодействие ее уровней и блоков, является текст, традиционно рассматриваемый в психосемантике в качестве некоторой совокупности вербальных значений (8). Предметы и явления действительности представлены в субъективной реальности на сознательном и бессознательном уровне в виде системы значений образов различной природы - субъективная реальность является психосемаитичес-ким («означающим») образованием человеческой психики. Существование двух базовых уровней психического отражения (сознательного и бессознательного) придает субъективной реальности человека дополнительную глубину и обеспечивает возможность гибкого приспособления к окружающей социальной реальности. Рассмотрение значений образов объектов и явлений действительности в качестве содержательных единиц субъективной реальности позволяет увидеть специфику данного образования психики: любой элемент объективной реальности, отраженный на любом уровне функционирования субъективной реальности, оказывается способным выполнять для человека смыслообразующую функцию, определяя его поведение и деятельность, становясь для него самым важным объектом в мире.

Базовыми свойствами субъективной реальности являются уровень ее адекватности объективной реальности, степень соответствия физическому, психическому и социальному развитию человека, уровни гармоничности и когнитивной сложности, специфика эмоциональной окраски, общая направленность системы ценностных ориентаций и специфика смыслообразующего блока данного психического образования.

Субъективная реальность имеет собственную систему функций, определяющих ее самостоятельный статус как глубинною семантического образования психики. Общими функциями субъективной реальности являются синтез продуктов разных уровней психического отражения, осуществление коммуникации между разными уровнями психического отражения, определение субъективных приоритетов чело-

века на основе выстраивания иерархии значений психических образов, соотнесение прошлого опыта человека с актуальными объектами действительности, обеспечение внутренней автономии субъекта и поддержание его связей с объективной реальностью, создание непротиворечивой системы действительности (образ Я, образ Другого, обобщенный образ предметного мира), обеспечивающей адаптацию человека к объективной реальности, формирование сознательной субъектности, а также детерминация поведения и деятельности субъекта.

Субъективная реальность является достаточно динамичным образованием психики, причем эту динамичность обеспечивают как внешние, так и внутренние факторы: с одной стороны, человек практически постоянно испытывает влияние разнообразных стимулов окружающей среды, приводящих к образованию значений образов восприятия (информационный поток направлен в этом случае от периферийной области субъективной реальности к ее центру); с другой -интериоризированные ценности и/или внутренние смыслы постоянно побуждают человека к осуществлению тех или иных воздействий на предметы и явления объективной реальности (информационный поток в этом случае приобретает противоположную направленность - от центра, ядра субъективной реальности к ее периферийным областям).

В общей структуре субъективной реальности существуют пласты разной степени динамичности: 1) высокодинамичный пласт - совокупность значений образов восприятия, имеющих выраженную ситуационную природу и неразрывно связанных с базовыми познавательными процессами ощущения и восприятия; 2) среднединамичный пласт - совокупность значений образов-представлений, неразрывно связанных с процессами памяти и конкретного мышления; 3) низкодинамичный пласт - совокупность значений ценностных и смысловых образов, связанных с процессом абстрактного мышления.

Наличие различных уровней психического отражения, обладающих собственными содержательными единицами, определяет сложный характер организации человеческой психики и многомерность субъективной реальности, которая выступает в качестве необходимого условия обеспечения психического здоровья личности и ее адекватного взаимодействия с окружающим миром. Объективная реальность состоит из практически безграничного количества разнопорядковых объектов и явлений, находящихся друг с другом в достаточно сложных отношениях случайной или закономерной природы. Объекты и явления действительности постоянно находятся в процессе развития, вследствие чего человеку приходится проверять свои познавательные гипотезы, учитывать и оценивать тенденции прогрессивной и регрессивной направленности, принимать решения в условиях отсутствия полной и достоверной информации и прогнозировать возможные изменения своего положения в мире (7; 11), Именно многомерная организация субъективной реальности позволяет человеку вместить все многообразие доступных для его восприятия и мышления связей объективного мира и обеспечивает возможность получения принципиально нового знания о его свойствах и закономерностях.

Многомерность субъективной реальности позволяет личности производить своеобразную сортировку предметов и явлений объективной реальности по степени их значимости для удовлетворения ведущих потребностей: малозначимые объекты остаются при этом на уровне образов восприятия и легко исчезают из памяти после их ухода из поля восприятия; объекты, которые, по мнению человека, заслуживают серьезного внимания, приобретают статус образов-представлеиий и составляют основное содержание его долговременной памяти; объекты материальной или идеальной природы, имеющие ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности человека, оформляются в его психике в виде значений ценностных и смысловых образов, определяющих все важнейшие решения субъекта на протяжении всей его жизни (1).

На разных этапах онтогенеза доминирующую роль в субъективной реальности играют качественно своеобразные системы значений образов, которые и определяют специфику психологических этапов развития данного образования человеческой психики. Субъективные значения образов восприятия обслуживают актуальные потребности человека и лишь на краткое время становятся содержанием его внутреннего мира. Этот уровень процессов субъективной реальности генетически связан с этапом развития образа мира, хронологически занимающим период от рождения до 6-7 лет. Специфической функцией данного этапа является субъективный контроль эмоций и моторных проявлений субъекта.

Объекты и явления действительности, вызвавшие более или менее пристальный интерес человека, осмысливаются им в течение длительного времени, переходя на уровень значений образов-представлений. Уровень образов-представлений соответствует общепсихологической категории «состояние». На данном уровне сохраняется тесная связь значения образа-представления с конкретным объектом или явлением действительности. Образы-представления, имеющие когнитивную природу, составляют основное содержание долговременной памяти человека и связаны с этапом развития картины мира, развертывающимся в онтогенезе в период от 6-7 до 14-15 лет. Специфической функцией данного этапа развития субъективной реальности выступает когнитивное развитие образа Я, образа Другого, обобщенного образа предметного мира, а также усвоение личностью моральных норм.

По мере накопления опыта взаимодействия с физической и социальной средой и развитием способности к абстрактному мышлению в психике человека постепенно складывается система значений ценностных образов - образов объектов и явлений действительности, обладающих высокой степенью актуализации в психосемантической структуре его субъективной реальности в силу их особой социальной значимости. Ценностные образы обусловлены требованиями к человеку со стороны общества, в котором он живет (идеологические и юридические нормы поведения), и носят характер интерио-ризированной системы внешней социальной детерминации. Система значений ценностных образов образует мировоззрение личности, которое может рассматриваться в качестве системы внешне детерминированных ценностей физической и социальной природы, определяющих поведение человека. Мировоззрение является продуктом идеологической (первичной - религиозной и вторичной - политической) «обработки» человека со стороны рахзичных социальных институтов. Для многих людей этап построения мировоззрения становится последним этапом развития их субъективной реальности, хронологические границы которого лежат в пределах от 14-15 до 17-18 лет. Специфическая функция данного этапа - ценностное развитие личности, глубинным механизмом которого выступает соотнесение ее знаний об объектах действительности с социальной оценкой данных объектов (10).

После завершения периода становления субъективной реальности и достижения человеком относительно высокого уровня физической, психической и социальной зрелости (базовой точкой отсчета здесь может считаться возраст 18-19 лет) возникают предпосылки для развития субъективной реальности в форме субъективного мироздания. Данная система имеет ярко выраженную внутреннюю природу и является продуктом осмысления субъектом основ человеческого бытия. Специфическая функция субъективной реальности на этапе развития субъективного мироздания заключается в смысловом развитии человека - выработке и выстраивании системы внутренних жизненных смыслов субъекта. Базовым конструктом данной системы - абстракцией высшего порядка - может считаться смысл жизни, а общая совокупность ведущих личностных смыслов отражает общий уровень развития субъективной реальности человека (3).

Субъективное мироздание представляет собой наиболее адекватное отражение объективного мироздания - всей сово-

купиостн процессов, состояний и свойств действительности. Достигнув этого уровня развития субъективной реальности, человек (микрокосм) становится подлинной квинтэссенцией объективного мира (макрокосма), и это означает переживание человеком ощущения глубокой осмысленности своего бытия и гармонии с Универсумом. Принципиально важное значение для целей настоящей статьи имеет то обстоятельство, что субъективная реальность выступает в качестве внутренней основы реализации процесса самоактуализации и самореализации личности, непосредственно связанного с практикой лич-ностно ориентированного обучения и воспитания в вузе (4).

Анализ особенностей развития субъективной реальности в онтогенезе показывает, что наиболее адекватным уровнем развития субъективной реальности студента может считаться уровень субъективного мироздания, а стратегической целью лнчностно ориентированного образовательно-воспитательного процесса в современной высшей школе является обеспечение условий для его достижения студентами. Для выявления специфики субъективного мироздания как высшего этапа развития субъективной реальности нами было проведено экспериментальное исследование в ряде российских вузов, образовательный процесс в которых осуществляется на основе реализации принципов личностно ориентированного обучения и воспитания.

Эмпирическую основу исследования составили студенты 4 курса Российского государственного педагогического университета нм. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), студенты 4 курса Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения и студенты 4 и 5 курса Астраханской государственной медицинской академии (общая выборка испытуемых - 730 человек). Для изучения субъективного мироздания применялись методы экспериментальной психосемантики (семантический дифференциал Ч. Осгуда), тест-опросник Г. Айзенка-Ер1 - в адаптации А. Г. Шмелева, методика изучения локуса контроля Д. Б. Ропера, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник САМОАЛ и методика исследования самоотношения В. В. Столица и С. Р. Панти-леева - МИС).

Факторная структура субъективной реальности общей выборки испытуемых, находящихся на стадии развития субъективного мироздания (табл.), состоит из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 50%, что можно считать приемлемым результатом.

Фактор 1 (дисперсия 12%) включает на положительном полюсе переменную 2 (жизненная мудрость - зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); на отрицательном - 8 (наличие хороших и верных друзей). Данный фактор может быть интерпретирован в качестве фактора стремления к обретению собственной жизненной мудрости. Наличие этого фактора в структуре субъективного мироздания подчеркивает специфику высшего этапа развития субъективной реальности - жизненный опыт субъекта постепенно выкристаллизовывается в структуру самостоятельно выработанных жизненных смыслов, которые начинают определять поведение и деятельность студента. Характерным в этом отношении является нахождение на отрицательном полюсе фактора конструкта «хорошие и верные друзья» - внешние нормы оценки действительности, свойственные этапу развития мировоззрения, уходят на второй план, а их место занимает смысловая система саморегуляции. Объективной психологической основой трансформации мировоззрения в субъективное мироздание является изменение характера локализации контроля с преимущественно экстернального на интернальный, а субъективной основой указанного процесса выступает появление у студентов стремления к обретению собственной жизненной мудрости, выраженного в соответствующем вербальном значении.

Фактор 2 (дисперсия 14%) представлен на положительном полюсе переменными 21 (высокие запросы - высокие требования к жизни и высокие притязания) и 36 (чуткость -заботливость); на отрицательном - 34 (честность - правдивость, искренность). Это фактор социальной гибкости субъективной реальности студентов, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. Стремление к самореализации, присущее людям, субъективная реальность которых достигла высшего этапа своего развития, вступает в противоречие с окружающей их консервативной социальной средой, вследствие чего у них появляется склонность к развитию конформизма, выполняющего адаптивную функцию.

Фактор 3 (дисперсия 12%) имеет на положительном полюсе переменную 33 (широта взглядов - умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); на отрицательном - 19 (аккуратность - чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) и 20 (воспитанность - хорошие манеры). Данный фактор отражает толерантность субъективной реальности студентов, находящихся

Таблица

Факторная структура субъективной реальности студентов на этапе развития субъективного мироздания

Factor Loadings (Varimax raw) Extraction: Principal components (Marked loadings arc > 0,70)

Ценности Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

2. Жизненная мудрость +0,788 +0,095 +0,017 +0,041

8. Наличие хороших и верных друзей 0,635 0,084 0,016 0,156

10. Познание 0,211 0.046 +0,050 +0,669

12. Развитие 0,003 0,126 0,043 +0,744

13. Развлечения +0,530 +0,412 0,031 0,154

, - г- 1э. Счастливая семенная жизнь +0,072 0,270 0,099 0,644

16. Счастье других 0,0632 0,529 +0,134 +0,013

19. Аккуратность +0,117 +0,055 0,749 +0,148

20. Воспитанность 0.262 0,088 0,663 0,115

21. Высокие запросы н0,172 +0,636 +0,1 1 1 0,068

33. Широта взглядов 0,100 0,008 +0,701 +0,153

34. Честность +0,171 0,709 0,013 0,004

36. Чуткость +0,129 0,630 +0,054 0,096

Собственное значение 1,528 1,872 1,542 1,540

Доля дисперсии 0,117 0,144 0,118 0,118

на уровне развития субъективного мироздания. Терпимость к проявлению различных точек зрения А. Маслоу считал одним из важнейших признаков самоакгуализирующейся личности - и у людей на этапе субъективного мироздания толерантность выступает в качестве одного из базовых свойств (4). Стремление к самореализации можно рассматривать в качестве основного направления развертывания активности зрелого субъекта, внутренней базой которого является сложившееся субъективное мироздание.

Фактор 4 (дисперсия 12%) образуют переменные 10 (познание - возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и 12 (развитие - работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование). Данный фактор отражает стремление к самосовершенствованию студентов, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. В отличие от этапа развития мировоззрения, данный фактор оказывается лишенным отрицательного полюса, связанного с понятиями «любовь» и «семейная жизнь», что подчеркивает гармоничное сочетание на уровне субъективного мироздания смыслов личной и общественной жизни. Этап развития субъективного мироздания на уровне данного фактора показывает субъективную основу формирования базовых признаков зрелой личности, сформулированных 3. Фрейдом в его знаменитом девизе «любить и работать» (14).

Обобщение результатов исследования особенностей субъективной реальности на этапе развития субъективного мироздания позволяет выделить следующие основные признаки данного психического образования: 1) связь субъективных значений прошлого и будущего с понятием любви, которое приобретает характер смысла; 2) появление альтруистической установки, в основе чего лежит смысловое значение образа заботы о физическом и психологическом благополучии других людей; 3) ориентация на субъективное настоящее (принцип «здесь и сейчас»), связанная со стремлением к самоутверждению в различных сферах бытия и осуществлению профессиональной деятельности; 4) возникновение смыслобытийной направленности данной структуры; 5) появление смысловой семантической установки на обретение жизненной мудрости; 6) социальная гибкость; 7) толерантность; 8) высокая субъективная значимость смысла личного самосовершенствования; 9) внутренний характер смысловой саморегуляции.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что личностно ориентированный образовательно-воспитательный процесс в современном вузе должен быть направлен на создание условий для развития у студента высшего уровня субъективной реальности - субъективного мироздания. В качестве практической основы формирования субъективного мироздания могут выступать базовые принципы современной психопедагогики: представления о творческом характере развития, ведущей роли социокультурного контекста для развития, о зоне ближайшего развития, о непреходящей ценности всех этапов развития, об интериори-зации и экстериоризации как механизмах обучения, а также о решающей роли знаково-символических структур, слова и мифа в формировании предметных действий, знаний и становлении личности (9).

Таким образом, субъективная реальность может рассматриваться в качестве интегрального субъективного фактора, определяющего специфику внутреннего мира личиости и эффективность ее профессиональной подготовки на этане вузовского обучения, а соответствующая концепция способна стать одним из методологических оснований построения концептуальной модели целостного личностно ориентированного образовательно-воспитательного процесса в современной высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березина Т.Н. Многомерная психика: Внутренний мир личности.- М.: Г1 ЕР СЭ, 2001.

2. Леонтьев А. Н. Образ мира // Мир психологии. - 2003. -№ 4.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.

4. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Ваклср, 1997.

5. Медведев Д. А. Системно-текстологическая интерпретация феномена «образ мира» // Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3 Всерос. съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2003. - Т. 5.

6. Медведев Д. А. Психология развития субъективной реальности. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004.

7. Московичи С. Социальные представления: Исторический взгляд// Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 1.

8. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. A.A. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: «Питер», 1998.

11. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. - 2003. - № 4.

12. Столиц В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. - 1988. - № 4.

13. Худяков А. И. Психофизика обобщенного образа: Авто-реф. дис... д-ра психол. наук. - СПб., 2001.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: «Питер», 1997.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ НАЧАЛА XXI в.

(НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Канд. юрид. наук, доцент С. П. Рожков Сибирский юридический институт МВД России,

г. Красноярск

Традиционно для представителей различных областей научного знания, связанных с изучением правосознания, актуален интерес к особенностям правовых представлений различных групп населения. В последнее время внимание к этой сфере общественного сознания возрастает, что обусловлено различными тенденциями в экономической, политической и правовой областях жизнедеятельности общества.

Проведенное нами исследование базируется на положениях известных когнитивно ориентированных стадиальных теориях морального развития, разработанных Л. Колбергом, Ж. Пиаже и Д. Тапп. Для отечественной правовой психологии наиболее известна теория Л. Колберга, предметом которой является моральное сознание человека. Л. Колберг выдвинул несколько гипотез, в частности, о том, что мораль развивается на протяжении всей жизни человека, что ее развитие имеет стадиальный характер и что можно выработать метод, позволяющий установить критерии уровней морального сознания человека. Данная теория весьма обстоятельно проанализирована Л. И. Анцыферовой (1), а для задач нашего исследование наиболее актуальным является обращение к стадиям морального развития. В целостном виде стадиальная система морального развития выглядит следующим образом: Уровень 1. Доконвенциональная мораль

Стадия 1. Дети считают моральные нормы неизменно установлениями или правилами, созданными авторитетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.