дисциплины в курсантских подразделениях вву-за: Монография. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2007. -149 с.
8. ЕмелинА.И., ЧерновВ.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск: Уч. пос. - Ярославль: ЯФВФЭУ, 2001. - 144 с.
9. Изместьев П.И. Из области военной психологии. - 3 изд., доп. - Варшава, 1911.
10. КитовА.И. Психология воинской дисциплины. - М.: ВПА, 1969.
11. Корф Н.А. О воспитании воли военачальников. - СПб., 1906.
12. Коупленд Н. Психология солдата. - М.: Воениздат, 1991.
13. Крук В.М. К истории изучения неуставных взаимоотношений // Матер. 3 науч. конф. по советской военной психологии. - М.: ВПА, 1991.
14. Общевоинские уставы. - М.: Воениздат, 2008. - 592 с.
15. Утлик Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996.
16. Утлик Э.П. Психология дисциплины. - М.: ГАВС, 1992. - С. 30.
УДК 355:37
Емелин Александр Иванович
Военный финансово-экономический институт Военного университета, г. Ярославль
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ПЕРЕВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВВУЗА
В статье представлен психолого-педагогический подход к проблеме укрепления воинской дисциплины как сложного многопланового явления.
Ключевые слова: воинская дисциплина, воспитание, перевоспитание, педагогические методы.
Полная картина всей совокупности явлений и причинно-следственных отношений, всесторонне отражающих проблему воинской дисциплины и деятельности по ее укреплению, предполагает межпредметный подход. Научные представления о дисциплине подвержены постоянным трансформациям.
Психолого-педагогический подход к проблеме укрепления воинской дисциплины предполагает, что она рассматривается как сложное многоплановое явление.
1. Дисциплина - это величайшая, не всеми еще, к сожалению, осознанная человеческая ценность, достижением которой гордятся народы, страны, армии, большие и малые организации в обществе, небольшие коллективы и отдельные личности. Подлинная дисциплина - это сквозная составляющая человеческой культуры, демократичности общества, его действительной социальности (коллективизма).
2. Дисциплина является динамичным результатом комплекса специфических действий и неспецифических социальных и экономических условий, для чего необходима непрерывная работа соответствующих социальных институтов.
3. Дисциплинарная проблематика имеет как общую, так и узкоспециальную составляющие.
4. Психологической основой дисциплины является комплекс следующих факторов: а) индивидуальная дисциплинированность всех военнослужащих; б) групповая дисциплинированность воинских подразделений; в) дисциплинарное искусство руководителей и офицеров-воспитателей, выраженное в надлежащем качестве выполнения дисциплинарных функций.
5. Главным в содержании психологических основ дисциплины являются законы, уставы, нормы и принципы морали, предназначенные для регулирования воинской деятельности, быта и общения военнослужащих. В свою очередь, требования этих норм должны учитывать психологию человека и группы.
6. Интегральным свойством воинского подразделения, в котором выражается его способность выполнять функцию дисциплинирования, принято называть уставным воинским порядком.
При системном подходе может быть представлена исчерпывающая модель дисциплины воинского подразделения и система методов достижения требуемого состояния. Основными элемен-
тами этой системы могут быть выделены: свойства и качества личности военнослужащего, влияющие на его поведение; групповые социальнопсихологические явления как факторы саморегуляции нормативного поведения военнослужащих в группе и психологические механизмы вза-имодисциплинирования; психолого-педагогичес-кие методы реализации дисциплинарных функций, выполняемых руководителем и органами управления по отношению к отдельным военнослужащим и подразделениям в целом.
Формулируя психолого-педагогические подходы к деятельности по укреплению воинской дисциплины, важно заложить основы такой модели ее создания и функционирования, которые не будут полностью зависеть от заполняющих ее людей, что предполагает в качестве дополнительного условия функционирования подсистемы подготовки и переподготовки соответствующих руководителей. Нужна такая дисциплинарная система, которая в полной мере реализовала бы возможности личностного и коллективно-группового саморегулирования, эффективно стимулировала уставное поведение военнослужащих всех категорий, их нравственность и уважение к законам, втягивала в активное решение дисциплинарных проблем.
Важное место в дисциплинарной системе занимает работа по воспитанию и перевоспитанию отдельных военнослужащих, для военного вуза, это, прежде всего, курсантов. Решение воспитательной задачи по формированию дисциплинированности у отдельного курсанта предполагает: изучение офицером индивидуальных особенностей военнослужащих; правильный и рациональный выбор методов, приемов, средств и форм воздействия на каждого воспитанника; охват постоянным морально-психологическим и педагогическим влиянием всех категорий военнослужащих; совершенствование индивидуального стиля воспитательной деятельности и др.
По мнению английского военного психолога
Н. Коупленда, «проблема человеческого характера самая трудная из всех, с какими сталкивается руководитель» [9, с. 83].
Воспитать военнослужащего - значит изменить, скорректировать систему отношений в коллективе в целом. Это обусловлено тем, что все личностные качества курсанта есть «проекция» его социальных отношений: к себе, как субъекту воинской деятельности, к сослуживцам, командирам и начальникам, родителям и др.
В том случае, если в сознании и поведении некоторых военнослужащих достаточно прочно закрепились определенные негативные качества, воспитателю приходится прибегать к деятельности по их перевоспитанию. К сожалению, необходимость в перевоспитании военнослужащих в настоящее время достаточно большая. Это связано в первую очередь с тем, что в военные вузы приходят молодые люди, имеющие уже некоторый жизненный опыт, причем часто негативный. Определить методами профессионально-психологического отбора на этапе поступления в институт их невозможно в силу стрессовости и высокой значимости для абитуриентов ситуации поступления, а с другой стороны, нежелательные для службы в армии привычки в гражданской среде распространены очень широко и набрать только молодых людей, не требующих педагогического корректирующего воздействия, наверное, просто невозможно. Поэтому с первых дней службы таких курсантов офицер сталкивается с задачей их перевоспитания, с искоренением негативных черт личности, отклонений в поведении [6].
Сложности процесса перевоспитания обусловлены тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки курсанта, сформировать потребности в положительном поведении; практически отсутствует ранняя педагогическая профилактика различных отклонений в поведении допризывной молодежи и информация об этом во время их воинской службы; степень сложности возрастает в зависимости от характера различных отклонений в поведении трудных военнослужащих и т.д.
В ситуации перевоспитания офицер имеет дело с противоречивым внутренним миром подчиненного, не поддающимся обычным воспитательным воздействиям. Многие воспитатели испытывают недостаток опыта и умения работать с трудными курсантами. Кроме того, у воспитателей нет возможности изолировать трудных курсантов от остальных, на которых первые оказывают негативное влияние.
Под перевоспитанием понимается целенаправленный и организованный процесс совместной специфической деятельности воспитателей и перевоспитуемых, направленный на выявление и искоренение у курсантов негативных качеств и на этой основе формирование у них положительных качеств личности, стремления к самоис-правлению. Необходимо отметить, что, если не-
достатки в сознании и поведении военнослужащего еще не стойкие, они поддаются искоренению при помощи других процессов воспитательной работы. В этом случае перевоспитание выступает одной из функций процесса воспитания.
У отдельных курсантов недостатки в сознании и поведении, отклонения от нравственных норм превращаются в устойчивые негативные качества личности и приобретают запущенный характер. В таком случае перевоспитание занимает большой удельный вес в общей системе воспитательных влияний, выступает уже самостоятельным процессом, имеющим свою психолого-педагоги-ческую структуру.
Перевоспитание предполагает совместное, организованное и одновременное воздействие командиров, преподавателей на сознание и поведение курсантов с негативными личностными качествами. Деятельность военнослужащих с устойчивыми негативными качествами (объект перевоспитания) - другая сторона рассматриваемого процесса. В ходе перевоспитания военнослужащим необходимо изменить сложившиеся ошибочные позиции и установки, сформировать новые динамические стереотипы поведения, положительные качества личности. Воспринимая внешние воздействия, они перерабатывают их, опираясь на свои взгляды, убеждения, установки. При перевоспитании повышается роль само-исправления, в данном случае курсанты выступают по отношению к самим себе уже как субъекты перевоспитания.
Исследования показывают, что процесс перевоспитания более специфичен по своим целям, задачам и содержанию педагогической деятельности, нежели другие виды воспитательной работы [6].
Применение в процессе перевоспитания только известных методов воспитания: убеждения, примера, упражнения и т. п., по общему мнению, не всегда дает положительные результаты в работе с трудными курсантами.
В основу классификации методов и приемов перевоспитания положена совокупность различных сторон данного процесса, прежде всего его основные функции: восстановительная, компенсирующая, корректирующая, исправительная, стимулирующая, побуждающая к самоисправле-нию. Такой подход обеспечивает всестороннюю обоснованность выбора и оптимальное сочетание методов соответственно конкретной ситуации и поставленной цели.
В реализации восстановительной функции процесса перевоспитания в педагогическом эксперименте главным является метод переубеждения. Переубеждение понимается как целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение трудного курсанта в целях восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств.
Метод переубеждения реализуется на практике с помощью различных приемов педагогического воздействия, позволяющих дифференцировать подход к социально и педагогически запущенным, трудновоспитуемым курсантам. В педагогической деятельности наиболее часто используются такие приемы, как разъяснение, доказательство, опровержение, аргументация и др.
В педагогической практике по перевоспитанию трудных военнослужащих переубеждение дополняется методом переучивания, тесно связанным с упражнением. Переучивание имеет целью изменение отрицательного жизненного опыта, восстановление здоровых социальных потребностей и привычек перевоспитуемых военнослужащих. В процессе воспитания переучивание осуществляется с помощью приемов отуче-ния и приучения.
В практике перевоспитания отучение предполагает запрет, контроль и проверку выполнения различных педагогических требований и рекомендаций. Параллельно с отучением осуществляется приучение с целью сформировать и развить у трудных курсантов положительные качества и привычки. При этом воспитатели, создавая для перевос-питуемых определенные трудности, заботятся о строгом соблюдении ими уставного порядка, распорядка дня, выполнении воинского приветствия, соблюдении опрятного внешнего вида и т.п.
Переучивание в педагогической практике опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом «реконструкции характера». Метод «реконструкции характера» способствует формированию всего ценного, положительного в характере и поведении трудного курсанта. Данный метод заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств курсанта, которые можно использовать в перестройке характера при прогнозировании позитивного развития личности на основе выявленных качеств, в процессе изменения отрицательных качеств, которые курсант ложно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность
превратить в уверенность, критиканство - в критичность, леность - в упорство и трудолюбие). С помощью приемов переоценки качеств, повседневной регламентации поведения, составления программы «реконструкции» и т. д. происходит накопление социально ценного опыта и отношений, которые способствуют развитию положительных качеств.
Как показывают исследования, метод «реконструкции характера» более длителен по времени, чем переубеждение или переучивание и осуществлялся он частично на базе метода «взрыва». Сущность метода «взрыва» заключается во внезапном раскрытии курсанту степени педагогической трудности его как личности, содержания его отклонений в поведении от уставных норм в форме, побуждающей его сделать педагогически и социально целесообразный выбор [10, с. 507].
На практике метод «взрыва» осуществляется в естественных и специально организованных условиях, посредством таких приемов, как: нагнетание отрицательных переживаний до предела; доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны; столкновение ложных идеалов с настоящими; осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.
В реализации исправительной и компенсирующей функций процесса перевоспитания наряду со «взрывом» используется метод перевода трудного курсанта в другой коллектив. Данный метод осуществляется путем перемещения курсанта внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение.
Корректирующая функция процесса перевоспитания реализуется через методы критики и самокритики и опосредованного педагогического воздействия. Метод критики и самокритики осуществляется приемами тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самосознания и другими.
В деятельности по перевоспитанию применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой.
Практика свидетельствует о различном характере отношения перевоспитуемых курсантов к опосредованным педагогическим воздействиям: бесконфликтное принятие мнения коллектива; внешнее согласие с его требованиями при внутреннем расхождении; открытое неприятие
требований коллектива; самоопределение, характеризующееся сознательной солидарностью с мнениями и взглядами товарищей по коллективу и др. Очень важно, чтобы опосредованное воздействие не формировало у курсанта чувства «неполноценности», фрустрации, тотального отторжения его как личности.
Перевоспитывать социальные черты характера (конфликтность, негативное отношение к товарищам и т.п.) вне социального контекста невозможно, поэтому для решения данной задачи должен быть использован весь позитивный потенциал группового воздействия, если группа поддерживает воспитательные воздействия, или отдельной части курсантов. Массовое, групповое наказание курсантов без дифференциации за проступки невыявленных или «неисправимых» курсантов приводит к формированию круговой поруки, в которую включаются все военнослужащие подразделения.
В целях перевоспитания помимо уставных дисциплинарных мер офицеры подразделений применяют педагогические приемы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, похвала, выражение положительного отношения, забота, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, упрек, предупреждение, запрет, возмущение и др.). Особенности использования данных приемов педагогических воздействий в процессе перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым курсантом, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества такого курсанта, четко аргументировать педагогические меры воздействия и вызывать соответствующее психологическое состояние перед тем, как объявить то или иное поощрение либо взыскание.
Наряду с названными методами и приемами в процессе перевоспитания можно использовать различные средства и формы педагогических воздействий на трудных курсантов. Практика показывает, что комбинации методов, приемов, средств и форм процесса перевоспитания, определяющих основные его пути, могут быть многочисленными и разнообразными. Это позволяет добиться определенных результатов в искоренении у трудных военнослужащих негативных качеств личности.
Комплекс перевоспитывающих влияний офицеров и сержантов направляется на получение
конкретных положительных итогов процесса перевоспитания военнослужащих. Результативность данного процесса определяется главным образом с помощью следующих показателей: направленность поведения и уровень дисциплинированности курсанта; результаты в учебе; отношение к основным видам воинской деятельности; соотношение положительных и отрицательных качеств в личности курсанта; отношение к перевоспитывающим воздействиям и самоисправ-лению; состояние психического и физического здоровья и др.
Таким образом, овладение содержанием, организацией и методикой воспитательной работы с военнослужащими является важным направлением педагогической деятельности офицера в подразделении. Участие должностных лиц подразделения в проведении индивидуально-воспитательной работы и полнота охвата ею курсантов могут служить одним из критериев эффективности воспитательной системы подразделения.
Библиографический список
1. Боенко А.В., ЛяхЮ.М., МаровВ.А., Стороженко А.П. Профилактика самоубийств: Метод. пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. - М., 1995.
2. Военная психология и педагогика / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловс-
кого. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.
3. Емелин А.И. Общение в деятельности военного финансиста: Учеб.-метод. пос. - Ярославль: ЯФВФЭУ 2000. - 92 с.
4. Емелин А.И. Хрестоматия по межличностному общению. - Ярославль: ЯФВФЭУ, 1998. -136 с.
5. Емелин А.И., КуликовА.Ю. Психология и педагогика: Уч. пос. для слушателей и курсантов военных экономических вузов: В 2-х ч. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2003.
6. Емелин А.И., Куликов А.Ю. Психолого-пе-дагогические проблемы укрепления воинской дисциплины в курсантских подразделениях вву-за: Монография. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2007. -149 с.
7. ЕмелинА.И., ЧерновВ.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск: Учеб. пос. - Ярославль: ЯФВФЭУ, 2001. - 144 с.
8. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология: Учеб. пос. - М., 2005.
9. Коупленд Н. Психология солдата. - М.: Вое-низдат, 1991.
10. Макаренко А. С. О «взрыве» // Сочинения: В 7-ми т. Т. 5. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -507 с.
11. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. - М., 2000.
УДК 355:37
Чуйков Юрий Михайлович
Костромское высшее военное командно-инженерное училище радиационной, химической и биологической защиты (военный институт)
НАСТАВНИЧЕСТВО В ВОЕННОМ ВУЗЕ: ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ
Автор предпринял попытку осмыслить наставничество как педагогическое явление в историко-педагогической ретроспективе и условиях военного вуза.
Ключевые слова: профессиональное наставничество, педагогическое сопровождение, военно-служебная деятельность.
Развитие российской армии и системы подготовки офицерских кадров поставило на повестку дня поиск новых эффективных форм содействия становлению профессиональных военных. Одной из них по праву может считаться наставничество. Актуальность внедрения в практику военных вузов наставничества обусловлена еще и отказом от той системы идейно-политического воспитания, которое существо-
вало в Советской армии на протяжении длительного периода. Институт заместителей командиров по политической части (замполиты, политруки, комиссары), партийная и комсомольская организации выполняли широкий круг функций, как в войсках, так и в военных вузах - определяя многообразие средств участия в профессионализации будущего офицера. В пост-перестроеч-ное время предпринимались различные попыт-