Научная статья на тему 'Современная проблематика состояния старых мостовых сооружений'

Современная проблематика состояния старых мостовых сооружений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
466
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСТЫ / ОБРУШЕНИЕ МОСТОВ / ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / РЕКОНСТРУКЦИЯ МОСТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильченко А.А., Вишневецкий П.А., Файзалиев А.Ф.

С каждым годом в России приходят в аварийное состояние или разрушаются все больше старых мостовых конструкций. Причиной тому является долгий срок эксплуатации с неполноценным или отсутствующим надзором и уходом за ними. Из-за давнего срока возведения многие старые сооружения не соответствуют современной пропускной способности, грузоподъемности и безопасности эксплуатации. Необходимо провести комплекс мер, который смог бы обеспечить полную их безопасность, функциональность и модернизировав их привести к состоянию, которое обеспечило бы соответствие современным нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная проблематика состояния старых мостовых сооружений»

УДК 624.21

Васильченко А. А.,

ст. преп. ВолгГТУ, г. Волгоград, РФ Вишневецкий П.А., студент ВолгГТУ, г. Волгоград, РФ, Файзалиев А.Ф., студент ВолгГТУ, г. Волгоград, РФ,

СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОСТОЯНИЯ СТАРЫХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Аннотация

С каждым годом в России приходят в аварийное состояние или разрушаются все больше старых мостовых конструкций. Причиной тому является долгий срок эксплуатации с неполноценным или отсутствующим надзором и уходом за ними. Из-за давнего срока возведения многие старые сооружения не соответствуют современной пропускной способности, грузоподъемности и безопасности эксплуатации. Необходимо провести комплекс мер, который смог бы обеспечить полную их безопасность, функциональность и модернизировав их привести к состоянию, которое обеспечило бы соответствие современным нормам.

Ключевые слова:

мосты, обрушение мостов, пропускная способность, грузоподъемность, реконструкция мостов.

В наше время мостовые сооружения играют ключевую роль в жизни городов и населенных пунктов любых стран. Обеспечение безопасной эксплуатации и поддержание их в надлежащем состоянии должно стоять на первом месте в вопросах, касающихся их функциональности. В России по данным статистики Росстата на 2014 год эксплуатируется около 42000 мостовых сооружений. За последние 20 лет было построено примерно 200 мостов. Это незначительный результат, так как в нашей стране большая протяженность рек и площадь территории, большое количество городов и населенных пунктов, построенных близ воды. Поэтому всегда остро встает проблема переправы при возникновении аварийных ситуаций с мостовыми сооружениями.

Большой процент обрушений или выход из строя мостов связан с давностью их возведения. В настоящий момент, чаще всего можно услышать о разрушении железобетонных конструкций. Ранее предполагалась при проектировании сооружений их долгосрочная служба. Однако на практике оказалось, что агрессивная среда городов очень негативно воздействует на бетон, в связи с чем элементы мостовых сооружений теряли защитный слой, обнажая арматуру, которая в свою очередь подвергалась коррозии и теряла свою функциональность [1]. Нарушение эксплуатации элементов моста может привести к его обрушению, даже если остальные его элементы находятся в удовлетворительном состоянии (Рис. 1). Можно сказать, что причиной тому является организационный момент, который состоит в том, что обслуживанием мостовых сооружений занимаются дорожные организации, рассматривающие мосты как элемент дороги и весь уход за ними сводится к содержанию проезжей части. Нельзя не отметить и финансовую сторону вопроса, нередко встающую перед организациями, содержащими мосты; выполнение ухода за ними в полном объеме требует большого капиталовложения, поэтому чаще всего выполняется лишь малый комплекс работ на поддержание эксплуатационной функции сооружений.

Рисунок 1 - Обрушение двух пролетов в связи с коррозией арматуры ригеля.

С ростом городов, плотность застройки территории и наличие автомобилей увеличилась в разы за последние два десятилетия, в то время как многие мостовые сооружения были построены в 50-е, 70-е, 80-е года прошлого века. Их пропускная способность давно не соответствует современной нормативной документации, что создает некомфортную эксплуатацию этих сооружений, а также ставит вопрос безопасности под сомнение [2].

Рисунок 2. - Сложившаяся ситуация на мосту в городе Тюмень

Например, в городе Тюмень долгое время наблюдалась ситуация длительных пробок на единственном мосту на данном участке дороги. Помимо прочего он был возведен в 1961 году и был запроектирован на малую интенсивность движения (Рис. 2). Выходом из данной ситуации администрация нашла в строительстве нового моста.

Отсюда и появляется проблема. Рост интенсивности движения транспорта сверхнормативно действует на старые сооружения. Масса автомобилей за последние годы увеличилась в разы. От такого воздействия элементы сооружения приходят в негодность и чаще всего для предотвращения аварий мостовых сооружений прибегают к ограничению скорости движения и массы автотранспорта, когда мост приближается к аварийному состоянию (Рис. 3). Актуальной становится реконструкция мостовых сооружений с повышением их грузоподъемности эффективными способами [3].

Рисунок 3 - Ограничение грузоподъемности и скорости движения по мосту во Владивостоке

В отличие от мостовых сооружений, нормативная документация меняется и совершенствуется в течении всего срока использования. Однако старые мосты такими свойствами не обладают. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мостовым сооружениям нужен не только постоянный надзор и ремонт, но и модернизация (реконструкция) в сочетании с современной нормативной документацией и новыми технологическими решениями.

Список использованной литературы:

1. Макаров А.В., Гулуев Г.Г., Шатлаев С.В. Реконструкция путепровода как требование безопасности/ Инженерный вестник Дона. 2017. № 2 (45). URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_84_Makarov. pdf_2372c12780.pdf

2. Макаров А.В. Инженерные сооружения в дорожном строительстве. В 2-х ч. Ч. 2. Искусственные сооружения на дорогах / Волгоградский государственный технический университет. Волгоград, 2016.

3. Макаров А.В., Кульбин С.В. Новый способ усиления мостовых пролетных строений из композитных материалов. Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2017. № 48 (67). С. 140-149.

© Васильченко А. А., Вишневецкий П.А., Файзалиев А.Ф., 2020

УДК 621.311

С.Д. Зубков аспирант ФГАОУ ВО СФУ, e-mail: sergeyccx@mail.ru Научный руководитель В.И. Пантелеев

доктор техн. наук, профессор ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

г. Красноярск, РФ

ТЕХНОЦЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Рассматривается применение техноцелогического подхода для анализа электропотребления предприятия, выступающего в качестве основной части программы повышения энергоэффективности. Приведены основные особенности и возможности метода. Сделан вывод возможности и перспективности применения данного подхода для анализа электропотребления.

Ключевые слова:

Энергоаудит, электропотребление, техноценоз, техноценологический подход, ранг, анализ

~ 20 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.