Научная статья на тему 'Современная оценка и перспективы применения физических упражнений и массажа у детей первого года жизни'

Современная оценка и перспективы применения физических упражнений и массажа у детей первого года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2054
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГИМНАСТИКА / МАССАЖ / ДЕТИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ / PHYSICAL EXERCISES / GYMNASTICS / MASSAGE / CHILDREN OF THE FIRST YEAR OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Заев А. И., Макарова Ирина Илларионовна, Алексеева Ю. А., Заева З. Б.

В статье представлен обзор физиологического обоснования возможности активного изменения формирования систем организма с помощью физических упражнений и массажа у детей первого года жизни. Выделены следующие особенности методики: объединение физических упражнений и массажа в единый комплекс воздействия, применение с первых дней жизни ребенка, отсутствие противопоказаний, консультирование родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EVALUATION AND PROSPECTS OF APPLICATION PHYSICAL EXERCISES AND MASSAGE AT CHILDREN OF THE FIRST YEAR OF LIFE

This article contains the review of a physiological substantiation of an opportunity of active change of formation of systems of an organism with the help of physical exercises and massage at children of the first year of life. The following features of procedure has been determined: affiliation of physical exercises and massage in a united complex of influence, application since the first days of life of a child, absence of contraindications, consultations of parents.

Текст научной работы на тему «Современная оценка и перспективы применения физических упражнений и массажа у детей первого года жизни»

УДК 616-053.36-085.82

СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МАССАЖА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

© 2007 г. А. И. Заев, И. И. Макарова, Ю. А. Алексеева,

З. Б.Заева

Тверская государственная медицинская академия, Тверской медицинский колледж, г. Тверь

В статье представлен обзор физиологического обоснования возможности активного изменения формирования систем организма с помощью физических упражнений и массажа у детей первого года жизни. Выделены следующие особенности методики: объединение физических упражнений и массажа в единый комплекс воздействия, применение с первых дней жизни ребенка, отсутствие противопоказаний, консультирование родителей.

Ключевые слова: физические упражнения, гимнастика, массаж, дети первого года жизни.

Обеспечение гармоничного развития детей и достижение оптимального уровня здоровья — основная цель профилактической педиатрии [5]. Для детей первого года жизни реализация программы повышения уровня здоровья составляет основу развития. Необходимо отметить, что каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные отклонения в состоянии здоровья [6]. В связи с этим следует рассматривать оздоровительные мероприятия не только с профилактических основ как здоровьесохраняющих, но и с реабилитационных как здоровьеприбавляющих. Активное управление состоянием здоровья позволяет своевременно адаптировать детский организм к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптационные возможности организма

— одна из определяющих характеристик уровня здоровья. По мере их нарушения ухудшаются возможности развития детей [3, 8].

С первых дней жизни ребенка практическое здравоохранение предлагает различные мероприятия по повышению адаптационных возможностей. Двигательная активность наряду с грудным вскармливанием — базовые элементы жизнедеятельности младенца. Адекватная двигательная активность создает условия для качественного изменения всех составляющих здоровья.

Основные направления влияния двигательной активности на физическое развитие:

1) формирование всех структур опорно-двигательной системы: формы грудной клетки, позвоночника, длины трубчатых костей и их структурной прочности; формирование суставных поверхностей и связочного аппарата; укрепление мышечных групп и их структурной организации [12, 18];

2) работа мышц есть работа мозга [20], этим определяется соотношение интенсивности мышечной работы и изменения функциональной и структурной организации различных отделов нервной системы;

3) развитие анализаторов (вестибулярного, слухового, зрительного и др.) [7, 12];

4) адекватное развитие двигательных навыков, обусловленное необходимостью их применения: все они складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и внешней среды [19];

5) активизация скелетных мышц, определяющая обменно-энергетические затраты организма [21].

Таким образом, функциональное состояние всех систем организма прямо или опосредованно взаимосвязано с двигательной активностью [7, 12, 18]. Первый год жизни ребенка обеспечивает последующее физическое развитие организма [2]. Снижение адаптационных возможностей в большинстве (от 58,6 до 63,8 %) случаев происходит на фоне его дисгармоничности [8].

Двигательная активность определяет уровень психического развития ребенка [12, 21]. Так, положительные эмоции у детей раннего возраста, как правило, сочетаются с двигательной активностью. Примером служит реакция оживления, выражающаяся в улыбке, общих эксцентрических движениях рук, ног, гулении. Показано [12], что устойчивость нервной системы и функциональная активность анализаторов повышают познавательные возможности ребенка. В исследованиях Д. А. Фарбер показан высокий уровень корреляции между способностью ребенка трех месяцев к сенсорному различению и показателями умственного развития по Бейли в два года [21]. В первые три года жизни ребенка определяется функциональная зрелость нейронов высших отделов нервной системы. Движение — один из основных факторов, изменяющих состояние внутри и вне клетки ЦНС [21]. Кроме того, развитие тонких движений рук стимулирует не только предметно-действенную функцию, но и развитие речи [10].

В первый год жизни двигательная активность играет роль основного средства общения организма с внешней средой. Ранний контакт с ней быстрее и качественнее адаптирует ребенка [7, 12, 21]. По мнению Т. Хелльбрюгге и Г. Деринг [22], качество социализации имеет высокую корреляцию с адекватной двигательной активностью младенцев.

Из факторов, обеспечивающих двигательную активность ребенка первого года жизни, прежде всего необходимо выделить физические упражнения и массаж. Оба фактора имеют различия в механизме воздействия на организм человека, но особенности использования в этот период объединяют их. Эффекты этих средств воздействия дополняют друг друга.

История применения физических упражнений и массажа в медицинской практике СССР началась с первой половины ХХ века [12]. Последующие разработки обосновали включение гимнастики и массажа в программу профилактических (обучение родителей) и лечебных (работа специалистов) мероприятий педиатрических служб [10]. Созданная методика гимнастики и массажа решала поставленные лечебно-профилактические задачи. Результаты исследований последних десятилетий значительно расширили представления о нейромоторном развитии детей [21]. Сместился акцент работы медучреждений педиатрической службы в сторону активного использования мероприятий по повышению уровня здоровья. Мероприятия Федеральной подпрограммы «Здоровый ребенок» предусматривают совершенствование системы охраны здоровья ребенка путем внедрения современных комплексных оздоровительных, профилактических и лечебно-реабилитационных технологий в практику отечественной педиатрии [6].

Технология использования физических упражнений и массажа к настоящему времени значительно усовершенствовалась. В ее основе лежит активное управление состоянием здоровья. Необходимо обра-

тить внимание на следующие особенности применения этих средств воздействия:

Комплексность. Выполнение упражнений с ребенком и массажа является важным способом общения [10, 12, 18, 22, 24]. В данном случае это единые контактные средства воздействия. Каждое содержит определенный пассивный компонент, но оба направлены на максимальную активизацию самостоятельной двигательной активности. Как при обучении родителей, так и при использовании специалистами важно их сочетание. Отдельные лечебные методики (Бобата, Войта) в своей основе являются единым целым без разделения физических упражнений и массажа.

Отсутствие ограничений в использовании. Двигательная активность — естественная потребность организма, особенно на первом году жизни. Поэтому независимо от группы здоровья ребенка и наличия заболеваний физические упражнения и массаж должны быть рекомендованы его родителям. Это обязательное правило для педиатров. При этом чем сложнее проблемы ребенка, тем тщательнее нужно подбирать методику.

Применение с первых дней жизни ребенка. Показано, что на раннем этапе постнатального онтогенеза в связи с незрелостью механизмов сенсорного анализа основной формой целостного реагирования организма на внешнюю среду является ориентировочная реакция. Среди анализаторных систем головного мозга, имеющих непосредственное отношение к регуляции движений, более зрелой и готовой к функционированию оказывается система кожного и двигательного анализаторов [21]. Чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. В этом отношении неонатальный период — один из наиболее чувствительных к факторам среды [7]. Учет сенситивных периодов развития организма является непременным условием создания условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка [21, 22]. Развитие детей имеет поступательный и спиралеобразный характер. Каждый день первого месяца, каждая неделя первого полугодия, каждый месяц до года — «фиксирующие» периоды, определяющие развитие. Неадекватная реализация одного — это основа для изменения развития последующих [22]. После рождения ребенка еще в роддоме мама начинает общение с использованием физических упражнений и массажа. Это возможно при своевременной консультации педиатром роддома.

Консультирование родителей. Следует четко выделить физические упражнения и массаж для выполнения родителями. Значение действий родителей для ребенка крайне важно. Именно они могут неоднократно в день контактировать с младенцем. А главное — это возможность укрепления эмоциональных взаимоотношений между матерью и ребенком. Физические упражнения и массаж выполняются родителями при любом уровне здоровья ребенка. Это повышает ответственность медицинских специалис-

тов по консультированию родителей. Консультация должна основываться на доступности, наглядности, высокой мотивации, обратном контроле выполнения, похвале действий [15, 4].

Работа специалистов состоит из консультирования родителей и выполнения физических упражнений и массажа. Для решения поставленных задач особое значение приобретает наличие в учреждениях здравоохранения кабинета здорового ребенка — методического центра по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей [10]. Выполнение собственно манипуляции — функция специалистов по массажу, врачей лечебной физкультуры, физиотерапевтов, реабилитологов. При этом особенно важна интегрирующая роль педиатра по выработке единой программы повышения уровня здоровья ребенка. Показаниями для направления к специалисту являются не только патологии, различная степень задержки нервно-психического развития, но и различные варианты отягощенного анамнеза. Легче предотвратить отклонения в развитии, чем исправлять их [16].

При всей схожести использования физических упражнений и массажа каждый из элементов двигательной активности имеет свои методические особенности. Учет этих особенностей позволит реализовать их здоровьеприбавляющую основу.

Согласно современным представлениям, применение физических упражнений у детей первого года жизни имеет свои особенности.

Все движения, которые осваивает ребенок сам или с помощью взрослых, — произвольные [21]. Они филогенетически самые молодые, но и самые сложные, отражающие способность человека формировать последовательность действий, предвидеть результат, вносить коррекцию по ходу действия [1, 9]. С учетом этого при выборе упражнений необходимо стремиться к их максимальной естественности и самостоятельности выполнения ребенком. Для этого с первых дней жизни используются активно-пассивные упражнения с последующим переходом на активные. Тем не менее родители пытаются выполнять движения конечностями ребенка (пассивные упражнения), что может привести к задержке формирования двигательных стереотипов. Совершенствование произвольной моторики тесно связано с ощущением движения, которое формируется главным образом при помощи активных движений [16, 23]. Пассивные движения используются преимущественно по показаниям, они способствуют выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозят содружественные реакции, стимулируют выработку изолированных движений, предупреждают развитие контрактур [16].

Важно помнить тезис Л. С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» [11].

Выполнение физических упражнений должно предшествовать развитию двигательного навыка или быть частью его формирования. Обязательным условием при их выполнении является знание существующих и последующих двигательных навыков. Выделяют [13] следующую последовательность их формирования: ребенок удерживает голову лежа и вертикально, удерживает тело в опоре на предплечья и вытянутые руки, переворачивается на живот и спину, подползает и ползает, стоит при поддержке, садится, встает, ходит при поддержке и самостоятельно.

При формировании движений у детей отмечена [14] важность осознанного формирования двигательных реакций, функциональное обеспечение действия предшествует его реализации. Поэтому занятия должны не только иметь высокую эмоциональную окраску, но заинтересовывать в конечной цели (достать игрушку, захватить части тела, увеличить обзор и др.). Выполнение упражнений не сводится к однообразному повторению двигательных элементов, оно должно быть игрой. Результат изучения и задач, и параметров движений убедительно показал, что именно функциональная, а не механическая (биомеханическая) специфичность детерминирует действие [21].

Сроки формирования отдельных двигательных навыков могут значительно варьировать, но последовательность их становления остается постоянной [16]. Ребенок, не освоив навыка держать голову, не сможет самостоятельно сидеть, вставать; отсутствие навыка опоры на кисти рук не позволит ползать и т. д. Последовательные стадии развития двигательных функций “перекрывают” друг друга. Физические упражнения должны способствовать образованию и совершенствованию сразу нескольких умений ребенка.

Применения массажа у детей первого года жизни также имеет свои особенности. Тактильный анализатор (вестибулярная, гравитационная, тактильная чувствительность) созревает в онтогенезе достаточно рано, и у новорожденных выявляются вполне сформированные рефлекторные дуги и корково-ассоциативные связи [21]. С помощью массажа через него можно оказывать существенное влияние на организм. Прежде всего отмечаются эмоциональные и речевые реакции [12]. Кроме того, контактное воздействие может вызывать у младенцев целый комплекс двигательных безусловных реакций общего и локального характера, обеспечивающих функции питания, защиты и т. д. [12, 18, 21]. Поэтому в первые месяцы жизни массаж рассматривается как элемент обеспечения адекватной двигательной активности.

При консультации родителям дают широкое понятие массажа. Под массажем понимают любой тактильный контакт матери и ребенка: ношение на руках, кормление грудью, выполнение гимнастики, гигиенические мероприятия и др. Для повышения эффективности воздействия родителей следует обучать отдельным видам массажных приемов —вариантам поглажива-

ния. Поглаживание имеет преимущественно гармонизирующий эффект, что оказывает благоприятное действие на массируемые ткани ребенка [12]. Важно обратить внимание родителей на то, что выполняемый ими массаж имеет исключительно оздоровительный характер. Наличие заболеваний — показание для работы специалиста по массажу.

Особенностью лечебного массажа у детей первого года жизни является работа на всех частях тела, за исключением головы [12]. Наряду с классическим массажем рекомендуется и рефлекторный (соедини-тельно-тканный, точечный) [17].

В заключение необходимо отметить, что физические упражнения и массаж являются лишь элементами программы адекватной двигательной активности. В свою очередь, двигательная активность значительно влияет на адаптационные возможности организма. Но полного здоровьеприбавляющего эффекта возможно достичь при комплексной реализации программы повышения уровня здоровья детей первого года жизни. В настоящее время в тверском регионе проводится оценка эффективности разработанной нами оздоровительной программы, включающей комплекс физических упражнений и массажа, среди детей различных групп здоровья.

Список литературы

1. Антонова Т. Г. О развитии реципрокного торможения в раннем онтогенезе человека / Т. Г. Антонова, И. А. Вахрамеева // Материалы Х научной возрастной морфологии, физиологии и биохимии. — 1971. — С. 32—33.

2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский.

- М. : Наука, 1982. - 266 с.

3. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р М. Баевский, А. П. Берсенева. - М., 1997. - 265 с.

4. Байбарина Е. Н. Проблемы общения медицинских работников с родителями новорожденных детей / Е. Н. Байбарина, И. И. Рюмина, З. Х. Сорокина // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. - 2006. - № 1.

- С. 58-61.

5. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях / А. А. Баранов // Рос. педиатр. журн. - 1998. - № 1. - С. 5-8.

6. Баранов. А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, В. Р. Кучма // Там же.

- 2005. - № 2. - С. 4-8.

7. Безруких М. М. Физиология роста и развития детей и подростков / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. - М. : Союз педиатров России, 2000. - С. 229-238.

8. Беляков В. А. Адаптационные возможности и здоровье детей раннего возраста / В. А. Беляков, Т. С. Подлевс-ких // Рос. педиатр. журн. - 2005. - № 2. - С. 8-10.

9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М., 1966.

- 349 с.

10. Виноградов А. Ф. Детская поликлиника / А. Ф. Виноградов, Э. С. Акопов, Ю. А Алексеева, М. А. Борисова.

— Тверь, 2004. - 495 с.

11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : ЭКСМО, 2003. — 512 с.

12. Губерт Л. Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Л. Д. Губерт, М. Г. Рысс. — М., 1963. — 120 с.

13. Доскин В. А. Морфофункциональные константы детского организма/ В. А. Доскин, Х. Келлер, Н. М. Мураенко, Р В. Тонкова-Ямпольская. — М. : Медицина, 1997. — 288 с.

14. Запорожец А. В. Регуляция произвольных движений / А. В. Запорожец. — М. : АПН РСФСР, 1960. — 429 с.

15. Консультирование родителей: ребенок первого года жизни / под ред. А. Д. Царегородцева. — М., 2006.

— 20 с.

16. Моисеева Т. Ю. Предупреждение и коррекция нарушения двигательного развития / Т. Ю. Моисеева // Рос. педиатр. журн. — 2003. — № 3. — С. 58—61.

17. Моисеева Т. Ю. Профилактические возможности массажа: что должен знать педиатр / Т. Ю. Моисеева // Там же. — № 2. — С. 54—56.

18. Мугинова Е. Л. Гимнастика с детьми до 7 лет / Е. Л. Мугинова. — Л. : Медицина, 1978. — 160 с.

19. Северцов А. Н. Морфологические закономерности эволюции / А. Н. Северцов. — М. ; Л., 1939. — 198 с.

20. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — М. : Медицина, 1961. — 120 с.

21. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 2006. — 415 с.

22. Хелльбрюгге Т. Ребенок от 0 до 6 лет / Т. Хелльбрюг-ге, Г. Деринг ; — пер. с нем. М., 1994. — 319 с.

23. Zukunft-Huber B. Baby-Gymnastik: / B. ZukunftHuber. — Stuttgart : Thieme Verlag, 2005. — 160 s.

24. Zukunft-Huber B. Neue Gesichtspunkte zur Bewegungsentwicklung / B. Zukunft-Huber // Sozialpеdiatrie.

— 1990. — N. 3. — S. 282—285.

MODERN EVALUATION AND PROSPECTS OF APPLICATION PHYSICAL EXERCISES AND MASSAGE AT CHILDREN OF THE FIRST YEAR OF LIFE

A. I. Zaev, I. I. Makarova, J. A. Alekseeva, Z. B. Zaeva

Tver Medical College, Tver State Medical Academy, Tver

This article contains the review of a physiological substantiation of an opportunity of active change of formation of systems of an organism with the help of physical exercises and massage at children of the first year of life. The following features of procedure has been determined: affiliation of physical exercises and massage in a united complex of influence, application since the first days of life of a child, absence of contraindications, consultations of parents.

Key words: physical exercises, gymnastics, massage, children of the first year of life.

Контактная информация:

Макарова Ирина Илларионовна — доктор медицинских наук, доцент кафедры физиологии Тверской медакадемии Адрес: 170048, г. Тверь, п/я 4269 (медакадемия)

Тел. (0822) 34-46-95, факс: (0822) 34-43-09; е-mail: iimakarova@mail.ru

Статья поступила 10.1 1.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.