УДК 930.1(47)«1881/1917»:316.728-057.23
А.В. Федькин
Современная отечественная историография повседневной жизни рабочих России в конце XIX - начале XX в.
Статья посвящена анализу состояния современной отечественной историографии повседневной жизни рабочих России в конце XIX - начале XX в. Дана характеристика основных научных статей и диссертационных исследований по данной теме, опубликованных в период с 2000 г. по настоящее время. Выявлены достижения современных авторов по изучению важнейших аспектов повседневной жизни российских рабочих.
The article analyzes the state of modern Russian historiography of daily life of Russian workers in the late XIX - early XX centuries. The characteristic of the main articles and dissertation research on the topic, published in the period from 2000 to the present time, is given. The achievements of modern authors on the study of the most important aspects of daily life of the Russian workers are identified.
Ключевые слова: повседневная жизнь, фабрично-заводские рабочие, материально-бытовое положение, досуговые формы.
Key words: daily life, factory workers, living status, leisure forms.
Различные аспекты повседневной жизни трудящегося населения России в «период империализма» традиционно оставались актуальными темами научных исследований в отечественной историографии в разные периоды ее развития. Так, например, еще до революции 1917 г. были опубликованы первые работы, посвященные описанию условий труда и быта столичных и провинциальных рабочих [16]; предприняты попытки изучения их жизненного уровня [13; 14].
В советские годы изучение истории пролетариата продолжилось на качественно новом уровне. Это было связано с позиционированием рабочего класса не только как основного производителя материальных ценностей, но и как «испытанного авангарда революции» [12, с. 3]. В тот период в отечественной историографии широкое освещение получили вопросы так называемой производственной повседневности: рабочего законодательства, изнурительных условий труда, стачечной борьбы. Несомненным достижением советских ученых стало также определение размеров заработной платы рабочих разных отраслей промышленности, характера их питания и снабжения [12; 11]. Однако появление в последние годы новых методов осуществления научных исследований, а
© Федькин А.В., 2015
113
также смена внешних условий деятельности ученых, выраженная в отказе от марксистско-ленинской идеологии как основного принципа, требуют пересмотра основных результатов научных исследований советских авторов и создают возможности для разработки сравнительно нового направления в истории - повседневной жизни российских рабочих в конце XIX - начале XX вв.
История повседневности, возникшая на Западе во второй половине прошлого столетия, в последние годы прочно утвердилась в отечественной исторический науке [15], о чем свидетельствует, в частности, появление специальных исторических исследований, посвященных изучению повседневности как привилегированных социальных групп [1; 4; 5], так и трудового населения. В настоящей статье речь пойдет о современной историографии повседневной жизни городских рабочих.
Значительное внимание ученых приковано к «двум столицам». Положение фабрично-заводских рабочих Москвы в конце XIX -начале XX в. анализируется в диссертации Л.А. Барановой [2]. В исследовании ею рассмотрены условия труда и быта рабочих тяжелой и легкой промышленности Москвы, продолжительность рабочего дня и система заработной платы на московских предприятиях конца XIX - начала XX в., жилищные условия рабочих, их медицинское обслуживание, травматизм и социальное обеспечение. Специальный раздел посвящен анализу использования рабочими своего свободного времени; определены виды отдыха и основные пути повышения образовательного и культурного уровня.
Л.А. Баранова пришла к выводу о том, что в московской фабрично-заводской промышленности в начале XX в. 85 % рабочих были заняты на производстве менее 10 час, несмотря на наличие законодательно установленного 11,5-часового рабочего дня. Это свидетельствует о серьезном улучшении их положения. Тем не менее, по данным автора, большинство фабрично-заводских рабочих Москвы не были удовлетворены такой продолжительностью рабочего дня, полагая, что у них остается слишком мало времени для чтения, культурного отдыха в клубе, посещения театра и т. п. Эти ответы рабочих свидетельствовали не только о том, что вопрос о продолжительности рабочего дня в начале XX в. оставался открытым, но и о повышении культурных запросов рабочих Москвы [2, с. 21]. Автор констатирует «зачаточное состояние» медицинского обслуживания и страхования рабочих. Подавляющее большинство московских фабрик и заводов конца XIX - начала XX в. не предоставляли своим рабочим необходимых медицинских услуг. Городские власти также не были заинтересованы в оказании медицинской помощи. Следствием этого являлось низкое социально-
114
экономическое положение рабочих, усугублявшееся неудовлетворительными условиями труда и быта [2, с. 22].
Несмотря на это, на рубеже XIX-XX вв. в этой среде резко повысился интерес к получению знаний. По данным Л.А. Барановой, в начале XX в. более половины (56 %) московских фабричнозаводских рабочих были грамотными. Народные чтения и лекции, устраиваемые фабрикантами и общественными организациями, стали одним из эффективных средств пропаганды знаний в условиях общей культурной отсталости пролетарских масс [2, с. 23].
Ряд научных работ посвящен положению питерских рабочих. Д.С. Смирнов выделил несколько зон локализации трудящегося населения в российской столице (Нарвская, Невская заставы и правый берег Невы) и провел сравнительный анализ положения рабочих в этих регионах. Несмотря на некоторые различия, в частности, неодинаковую транспортную доступность промышленных районов и разный уровень развития инфраструктуры в них, положение рабочих во всем Санкт-Петербурге было схожим. Д.С. Смирнов констатировал ярко выраженную неустроенность и маргинальность питерского рабочего класса [18, с. 74].
Значительный вклад в исследование повседневной жизни рабочих Санкт-Петербурга внесла И.В. Синова. Автором всесторонне охарактеризовано положение детей трудовых слоев, выявлены многочисленные факты жестокого отношения к детям со стороны родителей и хозяев ремесленных мастерских, определены причины и формы девиантного поведения детей. В частности, И.В. Синовой отмечены любопытные факты содержания детьми своих родителей путем прошения милостыни [17, с. 126].
Специфика труда и быта фабричных работниц и ремесленниц Санкт-Петербурга в конце XIX - начале XX в. отражена в диссертации О.Б. Вахромеевой. В частности, автором проанализированы социально-бытовые условия жизни работниц и учеба женщин в воскресных и ремесленных школах [3].
Современными авторами также активно изучается повседневная жизнь рабочих на периферии Российской империи. Исследование Е.А. Залунаевой, основанное на материалах Ярославля, включает в себя анализ жилищных условий, характера питания, состояния здоровья и медицинского обслуживания рабочих в этом регионе [10]. Освещается проблема употребления алкоголя среди ярославских рабочих. Е.А. Залунаева выявила общие и частные закономерности формирования менталитета рабочих, их приобщение к новой, городской, среде обитания. В городе недавний крестьянин попадал в новый социокультурный мир. Городское пространство, включающее в себя новые типы образовательных и досуговых учреждений, специфические принципы организации территорий,
115
определяло иные, «городские» ментальные установки и формы общественного поведения. Относительно низкий, по сравнению с другими слоями горожан, уровень доходов и жизни рабочих способствовали тому, что их материально-бытовое положение не имело принципиальных различий с положением столичного трудящегося населения [10, с. 24].
Досуговые формы повседневности фабрично-заводских рабочих России стали предметом специального исследования М.Э. Вильчинской-Бутенко [6]. Анализируя процесс формирования пролетариата как особой социальной общности, автор пишет о резком отрыве фабрично-заводских рабочих от деревенского образа жизни. Следствием этого стал перенос крестьянских традиций и обрядов в городскую среду обитания. Календарные традиции крестьянского сословия, связанные с годовым циклом, подвергались трансформации и переносились в промышленное производство. Ярким примером этого являлось искусственно созданное празднование «начала» и «конца» производственного цикла,
сопровождавшееся специфическими обрядами «засидок» и «замочек машин». Еще один компонент производственного быта фабрично-заводских рабочих - обычай «спрысок» («магарычей») при вступлении в профессию [6, с. 114]. Посещение культурнопросветительских и увеселительных мероприятий, а также другие способы проведения досуга остались, к сожалению, за рамками данного исследования.
В работе В.А. Ермолова «Повседневная жизнь российских рабочих на рубеже XIX-XX вв.» положение трудящегося населения рассматривается через призму заработной платы [9]. Анализируется структура расходов, соотношение стоимости жилья, питания, приобретения одежды, доля расходов, предназначенных для покупки книг и посещения развлекательных мероприятий. Самой большой расходной статьей была плата за жилье, отнимавшая не менее половины заработной платы рабочего. По сведениям автора, небольшая прослойка рабочих высшей квалификации могла себе позволить оплачивать отдельное жилье. Для рабочих средней квалификации наем отдельного жилья являлся источником дополнительного дохода за счет подселения угловых жильцов [9, с. 29].
В.А. Ермолов в своем исследовании отразил читательские интересы трудящегося населения. Серьезные издания мало интересовали даже высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. Тем не менее, накануне Первой мировой войны около 41,8% московских рабочих читали книги и брошюры, а четверть из них посещали библиотеку. Эти данные заставляют по-новому взглянуть на наши представления об уровне грамотности среди трудящегося населения в начале XX в. [9, с. 32].
116
Повседневность рабочего класса Западной Сибири в конце XIX -начале XX в. изучается в диссертационных исследованиях Т.В. Дорониной и В.Н. Фаронова. Исследование Т.В. Дорониной [8] охватило как производственную повседневность, так и частную жизнь рабочей семьи. Несомненными достоинствами этой работы стали создание социально-психологического облика рабочей семьи (включая характеристику отношений между супругами, между родителями и детьми) и выявление изменений в укладе жизни семьи и семейных отношениях на рубеже веков. В этот период наблюдались важные изменения в традиционных семейных отношениях рабочих, когда женщины подчинялись мужчинам, дети - родителям, младшее поколение - старшему. Рост промышленного производства в городах Сибири, активно начавшийся процесс урбанизации и увеличение миграции населения в города постепенно разрушали традиционный уклад семейной жизни [8, с. 18].
В.Н. Фаронов [20] пишет о наличии в рабочей среде негативной оценки своего положения в обществе и своего материального благополучия и при этом отмечает относительность такой оценки, так как, например, по отношению к крестьянству рабочие вовсе не считали себя обделёнными [20, с. 14]. Что касается общественного досуга рабочих, то автор констатирует его разнообразие: от конных бегов и кулачных боёв до постановок любительских спектаклей. Значительным, но не всеохватывающим явлением в рабочей среде было пьянство. Религиозность же рабочих была, как правило, искренней, но формальной [20, с. 14].
Аспекты повседневной жизни рабочих юга России затрагиваются в статье В.В. Сугак [19]. Автор описывает внешний вид рабочих, практики посещения ими театров и трактиров; уделяет внимание анализу духовного развития промышленных рабочих и уровня их религиозности. Для рабочих судостроительных, механических и литейных заводов г. Николаева в 1901 г., благодаря деятельности специального комитета, были организованы полезные занятия и развлечения. Комитет согласовывал инструкции проведения таких мероприятий с градоначальником и Департаментом общих дел МВД. Согласно инструкции, Комитет должен был устраивать концерты, песни, народные чтения, спектакли, танцевальные вечера для рабочих и их семей [19, с. 34-35]. Основываясь на результатах анализа архивных данных, автору удалось установить, что вопросы культурного развития промышленных рабочих Николаева находились в поле зрения градоначальника и промышленников. Автор выделяет также такие способы организации досуга, как посещение рабочими трактиров (в том числе для участия в азартных играх), драки и кулачные бои. В праздничные дни всё мужское население окрестностей выходило на «кулачки». Результатом таких боев были
117
многочисленные увечья и убийства. Городская власть не обращала на это особого внимания, считая такие развлечения полезными для большего «послушания» рабочих [19, с. 35-36].
Положение рабочих в контексте изучения сословной стратификации общества рассмотрено в работе Л.А. Грицай [7]. Она отмечает, что городские рабочие испытывали наибольшее давление социальной среды. Как правило, рабочими становились крестьяне, пришедшие на заработки. Свои семьи они зачастую оставляли в деревнях и изредка наведывались к ним по праздникам. Длительная разлука способствовала отчуждению членов семьи друг от друга. Если же рабочие забирали жену и детей с собой, то совместное проживание при отсутствии самых элементарных бытовых условий неизбежно приводило к отчуждению и конфронтации. К тому же, оторванные от привычного крестьянского уклада рабочие были вынуждены принимать новую систему ценностей, где семья, вера, община занимали незначительное место. Л.А. Грицай показала крайнюю неустойчивость городских рабочих как особой социальной группы: «в фабричных поселках происходило сосредоточение людей, не уверенных в своем будущем, не дороживших прошлым, смутно ориентировавшихся в настоящем» [7, с. 138].
Таким образом, современная отечественная историография характеризуется постоянно возрастающим вниманием со стороны научного сообщества к проблемам повседневной жизни рабочих России в конце XIX - начале XX вв. Это подтверждается возникновением широкого спектра диссертационных исследований, посвященных изучению таких аспектов, составляющих понятие повседневности, как жилищные условия, материальное положение, характер питания трудящегося населения, формы организации их досуга, а также эмоциональная реакция рабочих на окружающую их действительность.
Еще одной отличительной особенностью современного периода в историографии является наличие научных работ о повседневной жизни российских рабочих в конце XIX - начале XX в., выполненных на региональном уровне. Исследования, основанные на материалах как столичных (Москва и Санкт-Петербург), так и периферийных (Ярославль, южные окраины России, Западная Сибирь и др.) регионов позволяют провести сравнительную характеристику жизненного уровня рабочих разных губерний в переломный для страны исторический период.
Список литературы
1. Банникова Е.В. Повседневная жизнь провинциального купечества (на материалах губерний Урала дореформенного периода). - СПб., 2014.
2. Баранова Л.А. Положение фабрично-заводских рабочих Москвы в конце XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2011.
118
3. Вахромеева О.Б. Социально-экономическое положение женщин в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX в.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -СПб., 2009.
4. Веременко В.А. Дворянские семьи второй половины XIX - начала XX в. в поисках «монаршей милости» (по материалам Канцелярии е.и.в. по принятию прошений) // Вестн. молодых ученых. Сер.: Исторические науки. - 2004. - № 3. -С. 32-43.
5. Веременко В.А. Организация акушерской помощи дворянкам в России во второй половине XIX - начале XX в. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 4. - № 3. - С. 138-144.
6. Вильчинская-Бутенко М.Э. Генезис досуговых форм фабричнозаводских рабочих // Историческая и социально-образовательная мысль. -2012. - № 1(11). - С. 113-116.
7. Грицай Л. А. Русская семья рубежа XIX и XX вв. в зеркале сословных различий: историко-культурный аспект // Вестн. Пермского ун-та. - 2011. -№ 1(15). - С. 134-140.
8. Доронина Т.В. Повседневность рабочего класса Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2006.
9. Ермолов В.А. Повседневная жизнь российских рабочих на рубеже XIX-XX вв. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - № 1. - С. 27-33.
10. Залунаева Е.А. Повседневная жизнь рабочих Ярославля во второй половине XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Ярославль, 2005.
11. Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (конец XIX - начало XX вв.). - М., 1979.
12. Крузе Э.Э. Условия труда и быта рабочего класса России в 1900-1914 гг. -Л., 1981.
13. Пажитнов К. А. Положение рабочего класса в России. - СПб., 1906.
14. Прокопович С.Н. Бюджеты петербургских рабочих. - СПб., 1909.
15. Пушкарева Н.Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от Школы Анналов к российской философской школе // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2014. -Т. 4. - № 1. - С. 7-21.
16. Рубель А.Н. Жилища бедного населения Петербурга. - СПб., 1899.
17. Синова И. В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX - начале XX в.: проблемы социализации, девиантности и жестокого обращения. - СПб., 2014.
18. Смирнов Д.С. Промышленный пояс: южные окраины Санкт-Петербурга в конце XIX- начале XX вв. // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. -№ 118. - С. 74-82.
19. Сугак В. В. Культурный досуг индустриальных рабочих Херсонской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - С. 34-37.
20. Фаронов В.Н. Рабочая семья Сибири в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Томской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Барнаул, 2010.
119