Научная статья на тему 'Современная налоговая политика'

Современная налоговая политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3309
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагина Г. Н.

В статье рассмотрены вопросы налогообложения на современном этапе, изменения и основные направления налоговой политики Российской Федерации на плановый период 2015– 2016 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная налоговая политика»

договором. Перечисленные характеристики, безусловно, не являются полными законченными, однако необходимо отметить, что некоторые положительные моменты ипотечного кредитования в Европе достойны того, чтобы стать адаптируемыми в России.

Список литературы:

1. Большая советская энциклопедия: универсальная энциклопедия: в 30 т. - М.: БСЭ, 1969-1978. - 30000 с.

2. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система от 26 мая 2004 г. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ».

3. Процентная ставка по ипотечным кредитам в европейских странах

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusipoteka.ru/lenta/market/

procentnaya-stavka-po-ipotechnym-kreditam-v-evropejskih-stranah/.

4. Хуснетдинова, Л. Актуальные вопросы ипотеки квартир / Л. Хуснетдинова // Жилищное право. - 2010. - №5. - С. 15.

СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Брагина Г.Н. - д.э.н., доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

В статье рассмотрены вопросы налогообложения на современном этапе, изменения и основные направления налоговой политики Российской Федерации на плановый период 20152016 гг.

На современном этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев финансовой политики, регулирующим экономические процессы в обществе. Она представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых заключается в том, чтобы установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач.

Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. К целям налоговой политики относятся:

203

1) обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействие устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и малого предпринимательства;

3) обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, а также проблемы экономического развития страны. Одним из направлений налоговой политики 2014-2015 гг. станет поддержка инновационных предприятий. Например, с 1.01.2014 г. предоставляется льгота, освобождающая от НДС выполнение НИОКР. Так, согласно новой редакции подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, налог не уплачивается в случае выполнения НИОКР за счет средств бюджетов фондов поддержки научной, научнотехнической, инновационной деятельности. Данные фонды должны быть созданы в соответствии с федеральным законом от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Кроме того, от НДС освобождается выполнение НИОКР не за счет средств бюджета, а за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно федеральному закону от 23.07.2013 г. №216-ФЗ «О внесении изменений в ст. 83 ч. 1 и гл. 21 ч. 2 НК РФ, от налогообложения НДС освобождены операции по передаче организаторам Олимпийских игр в безвозмездное пользование, в государственную или муниципальную собственность олимпийских объектов.

Другим направлением налоговой политики 2014-2015 гг. станет поддержка инвестиционной деятельности. В части налога на прибыль с 1 января 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в НК РФ в целях осуществления инвестиционной деятельности и создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов.

Для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ). Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).

204

Если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта составляют не менее 90% всех учитываемых доходов, то участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).

В п. 2 ст. 284.3 НК РФ установлен порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, согласно которому по общему правилу указанная ставка применяется в течение 10 налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.

Согласно п. 3 ст. 284.3 НК РФ, в отношении ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ установлено следующее:

1) размер ставки не может превышать 10% в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров произведенных в результате реализации проекта;

2) размер ставки не может быть менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов.

Согласно п. 4 ст. 284.3 НК РФ, налогоплательщик, который должен осуществить капитальные вложения в срок, не превышающий трех лет со дня включения в реестр, не получит доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, в течение трех налоговых периодов с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчисляться с четвертого периода, начиная с периода, в котором участник был включен в реестр.

Согласно п. 5ст.284.3 НК РФ, для налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения в срок, не превышающий пяти лет, и не получивших доходы от реализации указанных товаров в течение пяти лет налоговых периодов с периода включения организации в реестр, сроки применения льготных ставок начинают исчислятся с шестого периода, начиная с периода, в котором участник был включен в реестр.

Согл. п. 1 ст. 288.2 НК РФ участники проекта обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных либо произведенных при реализации проекта и при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

В соответствии с «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг.»

205

(Одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г.), организация может быть признана участником инвестиционного проекта в случае соответствия одновременно следующим требованиям:

1) если государственная регистрация организации осуществлена на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

2) в случае, когда организация не имеет в составе обособленные подразделения, расположенные за пределами субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;

3) когда применяется общий режим налогообложения;

4) если не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

5) когда производство товаров осуществляется исключительно на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется инвестиционный проект;

6) когда организация имеет (в долгосрочной аренде) земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта;

7) при наличии разрешения на строительство соответствующего производственного объекта.

Инвестиционный проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях, производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), а также на осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%.

Участниками инвестиционного проекта не могут быть некоммерческие организации, банки, страховые организации (страховщики), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации. Управление инвестиционными проектами, претендующими на получение льгот, а также мониторинг их реализации должны осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации органами государственной власти соответствующих субъектов страны.

Объем капитальных вложений, в соответствии с представленным инвестиционным проектом, должен составлять в сумме не менее чем 150 млн руб., которые должны быть осуществлены в течение трех лет со дня

включения организации в реестр участников инвестиционного проекта или

206

500 млн рублей, которые должны быть осуществлены в течение пяти лет со дня включения организации в указанный реестр.

Необходимо также предусмотреть распространение налогового контроля за трансфертным ценообразованием на сделки, стороной которых является участник инвестиционного проекта, имея в виду противодействие включению в льготируемую налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов посредством манипулирования ценами реализации (приобретения) товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами.

В части НДФЛ, в соответствии с «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг.» (Одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г.), будет реализована поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов предлагаются следующие подходы:

1. Введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из выше указанных ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет.

При этом для того чтобы не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций, следует ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций, в размере не более 3 млн руб. за каждый год владения ценными бумагами. Следует также установить правила расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами (на основе метода учета запасов ФИФО), которая позволит связать срок владения ценными бумагами и размер освобождаемого от налогообложения дохода.

2. Освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам. Для банковских вкладов следует изменить действующее ограничение, устанавливающее лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам в рублях, снизив его до величины ставки

207

рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте - до 6% годовых.

В долгосрочном периоде (с 2018-2020 гг.) возможно также установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также применение аналогичных правил налогообложения НДФЛ получаемых процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.

3. Освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в указанном имуществе.

В части освобождения от налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества необходимо установить, что такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов.

4. В законодательство о ценных бумагах будет включено понятие «индивидуальный инвестиционный счет», а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов.

Вместе с введением такого инструмента будут предложены поправки в части налогообложения соответствующих доходов. В частности, будет предложено, чтобы физические лица получили возможность по своему выбору воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. рублей за налоговый период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета [6].

Если в 2018-2020 гг. будет принято решение об установлении абсолютной величины освобождаемых процентов по банковским вкладам, это потребует существенных изменений в части налогового администрирования. Во-первых, потребуется установление обязанности банков по информированию налоговых органов о депозитах физических лиц и суммах начисленных процентов.

Если порог необлагаемого процентного дохода будет установлен на достаточно высоком уровне, возможно установление обязанности сообщать

208

только о депозитах, среднегодовой остаток по которым превышает определенную сумму, чтобы указанная обязанность не распространялась на абсолютное большинство вкладов физических лиц.

Во-вторых, потребуется установить обязанность представления налоговой декларации во всех случаях, когда суммы полученных процентов по банковским вкладам, а также доходов от реализации ценных бумаг превышают предельные суммы освобождения от налогообложения. Также для эффективной реализации рассматриваемого предложения возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам (по аналогии с предоставлением работодателями справок по форме 2-НДФЛ).

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в трехлетней перспективе 2014-2016 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность, по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для

добросовестных налогоплательщиков [6].

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Список литературы:

1. Абрамов, М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России / М.Д. Абрамов // Налоговые споры. Теория и практика - 2012. - №9.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ. (ред. от 28 декабря 2013 г.) (с изм.и доп. вступ. в силу с 30 января 2014 г.) // Гарант: информационно-правовой портал. -Электрон. данные. - М., 2013. - Доступ из локальной сети ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ».

209

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ. (ред. от 28 декабря 2013 г.) // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - М., 2013. - Доступ из локальной сети ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ».

4. О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового

кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23 июля 2013 г. №215-ФЗ // Гарант:

информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - М., 2013. - Доступ из локальной сети ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ».

5. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса

Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 2 ноября 2013 г. №306-ФЗ // Гарант:

информационно-правовой портал. - Электрон. данные. - М., 2013. - Доступ из локальной сети ЧОУ ВПО «ЮУИУиЭ».

6. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Валько Д.В. - преподаватель ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

В работе исследуется экономическое содержание понятия «информационные технологии», проводится теоретическое исследование взаимосвязи понятий «ИТ-сектор», «ИТ-отрасли» и «ИТ-рынка», формулируется терминологический аппарат современных исследований информационных технологий как вида экономической деятельности.

В экономической теории и практике сегодня существует некоторая путаница в понимании того чем в действительности являются «Информационные технологии» (ИТ) (в том числе ИТ-рынок и ИТ-отрасль) и «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) (в том числе ИКТ-сектор), а также какова их экономическая сущность, структура и роль в экономике. Вследствие этого возникают существенные трудности в достоверном определении их качественных и количественных характеристик.

Например, различные исследователи приводят разные оценки объёмов ИКТ-сектора и ИКТ-рынка, а представители различных государственных

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.