Научная статья на тему 'Современная музыкальная культура и изучение ценностно-смысловых ориентаций у людей с разным уровнем приобщённости к музыке'

Современная музыкальная культура и изучение ценностно-смысловых ориентаций у людей с разным уровнем приобщённости к музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2915
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА / ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКИ / ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGY OF ART / MUSIC PSYCHOLOGY / PERSON TSENNOSTNO - SEMANTIC SPHERE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондарь Кирилл Владимирович

В данной статье целью автора стало рассмотрение различных точек зрения по проблеме музыкального восприятия на современном этапе. Рассмотрены основные воззрения различных учёных и исследователей на тему музыкальной психологии и исследования ценностно смысловой сферы. Описана актуальность и новизна исследования, а так же приведён ряд гипотез и задач предполагаемой научной работы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article, consideration of the various points of view, on a problem of musical perception at the present stage became the purpose of the author. The basic views of various scientists and researchers on a theme of musical psychology and research tsennostno semantic sphere are considered. The urgency and novelty of research and as a number of hypotheses and problems of prospective scientific work is resulted is described.

Текст научной работы на тему «Современная музыкальная культура и изучение ценностно-смысловых ориентаций у людей с разным уровнем приобщённости к музыке»

современная музыкальная культура и изучение ценностно-смысловых ориентаций

у людей с разным уровнем приобщённости к музыке

Бондарь К.В.

В данной статье целью автора стало рассмотрение различных точекзрения по проблеме музыкального восприятия на современном этапе. Рассмотрены основные воззрения различных учёных и исследователей на тему музыкальной психологии и исследования ценностно - смысловой сферы. Описана актуальность и новизна исследования, а так же приведён ряд гипотез и задач предполагаемой научной работы.

Ключевые слова: психология искусства, психология музыки, ценностносмысловая сфера личности.

В настоящее время музыка играет важную роль в повседневной жизни миллионов людей. Определение её феноменов и формулирование её законов занимает центральное место, в научной работе многих учёных. Социологи, психологи, искусствоведы, музыкальные педагоги и просто обычные люди, - все они в той или иной мере подвержены постоянно меняющимися музыкальным тенденциям. Отчасти эти тенденции и подтолкнули психологов на более детальное изучение взаимосвязи человека и музыки и выделение из общей психологии самобытной отрасли - музыкальной психологии или психологии музыки. Область музыкальной психологии является пограничной между сферой искусства и сферой науки о человеке[1].

Сегодня, когда музыка стала неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества, каждый профессиональный музыкант должен особенно хорошо чувствовать и понимать своё предназначение. Следует отметить, что в настоящее время, в обществе нарастает потребность в музыкальной составляющей его культуры. И долг искусства, отраслью которого является музыка - помочь обществу пережить трудности, давая надежду и моральную поддержку. Вообще, говоря о современной культуре, можно констатировать наличие некоторых изменений. Как структурно, так и функционально. «Когда-то искусство требовалось, чтобы перебить невыносимую жизненность смерти, теперь - чтобы перебить невыносимую смертную скуку жизни» [4, с. 225].Следуя дальше за профессором Шкуратовым, рассматривая культурные транспозиции от культуры дописьменной к культуре письменной, и от письменной к визуальной, можно говорить о появлении в музыкальном произведении третьего пласта - визуального. Это важный аспект

в анализе воздействия современного музыкального произведения.

Проблеме понимания того, что есть музыка, рассмотренная сквозь призму психологии, были посвящены теоретические разработки выдающихся музыкантов, психологов и педагогов - Алексеева А., Бочкарева Л.Л., Лосева А.Ф., Тарасова Г.С., Когана Г.М., Нейгауза Г.Г., Петрушина В.И., Федорова Е.Е. и др. Можно вспомнить и классические для психологии имена зарубежных учёных - В. Вундт, Г. Гельмголц, К. Штумпф, Т. Адорно и др.

Несмотря на определенную разработанность этой темы, существующий научный плюрализм не позволяет считать эту тему досконально изученной Ныне мы встречаемся с настоящим взлетом музыкально-психологических изысканий. Вышли в свет программы по психологии для музыкальных вузов, хрестоматии, альманахи, защищен ряд диссертационных работ (И.Е. Виноградова, Я.Т. Жакупова, Е.А. Глазкова). Появились психологи музыки, которая понимается ими как отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность [3]. Музыкальная психология исследует проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке; применения музыки как массового средства коммуникации (в концертах, спектаклях, кино, на телевидении, радиовещании); влияние функциональной музыки на производительность труда; лечебного воздействия музыки на человека; профессиональной деятельности музыканта: его обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств (умение общаться с публикой и воз------------------------------------ 61

Северо-Кавказский психологический вестник > № 8/1 2010 г .

действовать на нее); эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений; влияния музыки на повышение творческого потенциала личности. Одним из направлений музыкальной психологии является психология музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание (восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки. Особый аспект - изучение ценностных особенностей музыкантов: специфика, креативная направленность, выявление индивидуальных центраций.

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке -философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ и исследования ценностносмысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов [2]. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Как общенаучные понятия они способствует объединению исследуемых объектов различных наук.

Методологическую и теоретическую основу предполагаемого исследования составили следующие психологические работы:

- теории о ведущей роли креативности личности в музыкально-творческом процессе (Г.Г. Нейгауз, Я.А. Зак, К.Н. Игумнов, Е.М. Тимакин);

- исследования творческой личности и ее развитие в художественной деятельности (П.А. Просецкий, В.А. Селиченко, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, В.И. Петрушин, М. Готсдинер, Ю. Вахранев, В. Медушевский, Г.Л. Ержемский);

- положения о специфической роли образного ассоциирования в музыкальной деятельности (Н.И. Анчукова, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин,

Н.Н. Токина, Г. Орлов, О. Мессиан, И.Д. Рудь, И.И. Цукерман, Е.В. Назайкинский);

- акмеология (К.А. Абульханова-Славская,

A.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин, Е.Н. Богданов, Н.А. Коваль, В.Н. Маркин);

- изучение ценностно-смысловой сферы взрослых в различных профессиональных контекстах (И.В. Абакумова, В.Н. Дружинин, А.В. Серый, М.С. Яницкий, Я.Л. Коломинский, Л.Н. Коган,

B.А. Ядов).

Вследствие этого, психологическая практика требует осмысления теоретических установок психологии музыки. Анализ исследований, посвящённых изучению ценностно-смысловой сферы музыкантов, показал, что проблема процесса создания музыкального образа, актуализирующегося ценностно-смысловым содержанием музыканта, как субъекта музыкального переживания, изучена недостаточно. Именно ценностносмысловая сфера определяет особенности инициации креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредуя специфические, свойственные именно данной личности музыкальные образы.

Таким образом, исследование ценностносмысловой сферы людей, с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре обусловлено рядом противоречий:

- между усилением потребности в стимуляции эмоционально-эстетического развития и отсутствием реальных технологий достижения;

- между реальным механизмом восприятия музыки на уровне индивидуальной ценности и отсутствием описаний в психологии механизма психосемантического эффекта;

- между технологией интеллектуальной стимуляции и отсутствием направленного воздействия на принятие музыки как ценностной единицы. Выявленные противоречия определили актуальность проблемы, которая состоит в необходимости исследования ценностно-смысловой сферы, определяющей особенности инициации креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредуя специфические, свойственные именно данной личности музыкальные образы.

Актуальность указанной проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Исследование ценностно-смысловой сферы людей, с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре».

Цель работы - исследовать ценностно-смысловую сферу людей, с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре.

Объектом исследования могут выступить взрослые в возрасте от 18 до 30 лет с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре. Предметом исследования следовательно - ценностно-смысловая сфера людей, с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре.

Также возможно сформулировать гипотезы исследования:

- уровень приобщённости к музыкальной культуре влияет на ценностно-смысловые особенности людей;

- люди с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре имеют различные смысложизненные ориентации, образ мира и способы взаимодействия с ним;

- уровень приобщённости к музыкальной культуре оказывает существенное влияние на смысловые центрации и жизненные приоритеты;

- знание различий смысложизненных ориентаций может стать основой для разработки системы тренингов и психотерапевтических программ. В следствии этого задачи исследования следующие.

1. Провести теоретический анализ исследований по проблеме смысложизненных ориентаций(СЖО) и ценностно-смысловых ориентаций личности, сферы с целью определения понятий «смысл», «ценности» в контексте изучения ценностно-смысловой сферы людей, с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре.

2. Провести исторический обзор умозрений и работ учёных, в разных культурно-исторических эпохах, касательно музыкального восприятия.

3. Рассмотреть особенности восприятия музыки людьми, в связи с их личностно-типовыми особенностями.

4. Подобрать и апробировать методики исследования ценностно-смысловой сферы.

5. Разработать анкету-опросник, направленную на выявление приобщённости к музыкальной культуре.

6. Обобщить результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ценностносмысловой сферы людей, с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре.

Можно предположить и методы исследования:

- теоретический анализ психологических, культурологических и музыковедческих источников по проблеме исследования;

- диагностическое эмпирическое исследование с использованием личностных тестовых методик, оценочных шкал;

- анализ, обобщение;

- статистическая обработка данных.

С учетом цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования, возможно использовать следующие методики психологической диагностики.

1. Определение жизненных ценностей личности (Ми$1:-тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова);

2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова);

3. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности;

4. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьева);

5. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

6. Анкета-опросник (К.В. Бондарь, И.В. Абакумова). Предполагаемая база исследования: По нашим

прогнозам всего в исследовании добровольно должны принять участие 150 человек. Из них половина женщин и половина мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Все испытуемые принимали участие в эксперименте по своему желанию. В первой группе будут представлены музыканты города Ростова-на-Дону, регулярно гастролирующие и участвующие в музыкальных мероприятиях. Вторую группу составят люди, не являющиеся музыкантами, но регулярно посещающие концерты и другие музыкальные мероприятия, имея богатую палитру музыкальных пристрастий. В третью группу войдут люди, не имеющие музыкальных пристрастий и индифферентно относящиеся к музыкальной культуре.

Репрезентативность выборки определяется количеством экспериментуемых (необходимой и достаточной выборкой) и их добровольным участием в исследовании.

Достоверность полученных результатов исследования гарантирована:

- общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы;

- методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования;

- подбором комплекса диагностических методик, использованием проверенных стандартизированных методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работы;

- статистическими методами обработки полученных в ходе эксперимента данных;

- результатами экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М. Академический Проект, Трикста, 2008. - 400 с.

2. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.

3. Старчеус М.С. Музыкальная психология: Хрестоматия. - М., 1992.

4. Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. - Ростов-на-Дону: Наррадигма, 2006. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.