Ещенко Алексей Борисович
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА В УЧЕБНЫХ КУРСАХ СТУДЕНТОВ-БАЯНИСТОВ: КОМПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ
В статье рассматриваются различные аспекты освоения студентами сочинений, написанных для баяна. Автор обращает внимание на то, что оригинальный баянный репертуар, целиком созданный в ХХ-ХХ1 вв., относится к категории "современной музыки". Дается характеристика различных композиционных техник музыки ХХ-ХХ1 вв. с точки зрения их реализации (сочинения и исполнения) на баяне и предлагаются оптимальные способы изучения произведений, в которых указанные техники используются. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-2/18.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 77-80. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
4. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М.: Культурная революция, 2014. Т. 3. 640 с.
5. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 406 с.
6. Ясперс К. Введение в философию. Минск: Пропилеи, 2000. 192 с.
7. http://www.ivi.ru/titr/story/unconventional (дата обращения: 28.04.2016).
CONCEPT "DEATH OF SUBJECT" IN MODERN CINEMATOGRAPHY (BY THE MATERIAL OF THE FILM "BERDMAN" (2014) BY A. G. INARRITU)
Dobronravov Sergei Viktorovich, Ph. D. in Philosophy Torburg Marina Robertovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor National University of Science and Technology MISiS deleuze@rambler. ru
The theoretical aim of this article is to identify the conceptual basis of the film "Berdman" (2014). The authors suggest an imagenotion "death of subject" for its designation and come to the conclusion that in the present conditions, in spite of the proclamation of complete freedom in art, the possibility of a personality's self-expression is annulled. The practical result of this study is a discussion of a most important philosophical problem - the position of a creative person in the modern society, which is carried out with students on the basis of the film material.
Key words and phrases: visual thinking; conceptual framework; position of creative personality in modern society; "death of subject"; absence of true reality; loss of personal identity and subjectivity; priority of virtual reality over technogenic subject; mixture of "superior" and "subordinate"; Absolute as source of the highest sense of reality; subjectless reality-virtuality.
УДК 78
Искусствоведение
В статье рассматриваются различные аспекты освоения студентами сочинений, написанных для баяна. Автор обращает внимание на то, что оригинальный баянный репертуар, целиком созданный в ХХ-ХХ1 вв., относится к категории «современной музыки». Дается характеристика различных композиционных техник музыки ХХ-ХХ1 вв. с точки зрения их реализации (сочинения и исполнения) на баяне и предлагаются оптимальные способы изучения произведений, в которых указанные техники используются.
Ключевые слова и фразы: баянная музыка; сонорика; додекафония; модальность; изучение современной музыки.
Ещенко Алексей Борисович
Дальневосточный государственный институт искусств ealeksey@rambler. т
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА В УЧЕБНЫХ КУРСАХ СТУДЕНТОВ-БАЯНИСТОВ: КОМПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ
Баянисты, как и исполнители на других инструментах, играют произведения самых разных эпох и стилей. Однако вся оригинальная музыка для баяна создана в ХХ-ХХ1 вв., а сочинения, написанные ранее, -это переложения сольной, ансамблевой и оркестровой музыки, изначально предназначавшейся для других инструментов1.
В первой половине XX века баянный репертуар в основном складывался из обработок народных мелодий и переложений для безрегистрового баяна с готовыми аккордами. Во второй половине столетия, после создания готово-выборного многотембрового баяна2, для него пишутся пьесы, в которых нередко используются соответствующие времени композиционные техники: сонорика, додекафония, модальность, алеаторика. В учебной и концертной практике музыка XX века по-прежнему фигурирует как «современная»3. Поэтому в случае с баяном понятия «оригинальная музыка» и «современная музыка» можно считать идентичными.
Баянисты, обучаясь в средних и высших учебных заведениях, не всегда готовы играть сольно и в составе ансамбля оригинальные сочинения, написанные с использованием авангардных композиционных техник. Причинами этому часто служат находящиеся вне поля понимания исполнителей необычные гармонии, фактурное и композиционное строение, отсутствие выразительной мелодии4.
1 Названные обстоятельства связаны с тем, что конструкция инструмента, получившего впоследствии название «баян», появилась только в 1897 году, а первое камерно-академическое произведение для него - сюита «Семь новых пьес» Х. Германа - датируется 1927 годом [9, с. 170, 221].
2 Впервые такой инструмент был изготовлен мастером Ф. А. Фигановым для баяниста Ю. И. Казакова в 1951 году [2, с. 145].
3 Это отмечает И. В. Гребнева, анализируя использование данного термина [4, с. 114; 5, с. 209].
4 По словам А. Н. Папениной, «отсутствие мелодии» - одно из самых популярных «обвинений», предъявляемых авангардной музыке [Цит. по: 13, с. 107].
Решению проблем работы молодых музыкантов с сочинениями композиторов ХХ-ХХ1 вв., в частности, посвящен Краевой открытый конкурс исполнителей современной музыки, проводимый в Дальневосточном государственном институте искусств1. Регулярное обращение к современным произведениям способствует повышению осмысленности работы с ними: «Любое суждение о музыке, - пишет А. Н. Папенина, - диктуется музыкальным опытом. Чем чаще слушатель (в нашем случае - учащийся - А. Е.) будет причастен к стилистике авангардных сочинений, тем больше вероятность понимания и психологического принятия данного языка» [13, с. 110].
Материал современной музыки в средних и высших учебных заведениях присутствует в целом ряде дисциплин: в ссузах это - «современная музыка», «музыкальная литература», в вузах - «музыка второй половины ХХ - начала XXI века», «гармония», «музыкальная форма», «полифония». Однако баянной музыке уделяется незначительное внимание. Убедиться в этом можно, обратившись, например, к фундаментальному труду «История современной отечественной музыки», освещающему эволюцию отечественной музыки от 1917 до 1990-х годов, в котором несколько баянных произведений лишь упоминаются [10, с. 133, 177]. Этим обстоятельством объясняется особая роль курса, специально посвященного изучению современной баянной музыки, который ведется в вузе для студентов-баянистов, - «современный репертуар»2 В его рамках рассматриваются оригинальные произведения таких авторов, как С. С. Беринский, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Е. П. Дербенко, В. А. Золотарёв, П. П. Лондонов, И. Я. Паницкий, В. Я. Подгорный, А. Н. Холминов, Ю. Н. Шишаков и многие другие.
Будучи ориентирован на изучение произведений XX - начала XXI века, курс предполагает освоение современных композиторских техник. Прежде всего, это сонорные звучности, получившие широкое распространение благодаря удобству баянных клавиатур для их исполнения, тембровому потенциалу инструмента и его предрасположенности к воспроизведению плоскостных типов фактуры3. Названную предрасположенность, в частности, отмечает Ф. Р. Липс, характеризуя сочинения В. А. Золотарёва: «Отказываясь от насыщения музыкальной ткани подголосками и имитациями, композитор исходил из природных особенностей баяна, так как на б а я н е з а т р у д н и т е л ь н о р е л ь е ф н о е в ы д е л е н и е о т д е л ь н ы х м о т и в о в, как скажем, на фортепиано (разрядка моя - А. Е.)» [12, с. 39]. Показательно также высказывание Ю. В. Брусенцева, который называет звучание многоголосия на баяне «недифференцированным и плоским» [3, с. 28]. Так он подчеркивает не только «плоскостное» качество, но и его следствие - повышенный уровень сонорности звучания.
При изучении пьес с сонорными звучностями студенты знакомятся с основными типами сонорной фактуры. Многочисленные примеры «пятен» и «полос»4 встречаются в сочинениях последних десятилетий. «Линии» образуются при помощи быстрого скольжения по вертикальным рядам правой клавиатуры и применяются в произведениях как для безрегистрового баяна, так и для инструмента с переключателями регистров5. Удачными примерами для изучения названных типов сонорной фактуры могут послужить "Бе ршШп^" С. А. Губайдулиной, Соната № 6 А. И. Кусякова6.
Нередко в баянных сочинениях сонорные звучности наделяются изобразительным значением. К примеру, так передается звук шага марширующей колонны, звучание музыкальных инструментов, шум поезда, перемещение объекта в пространстве и многое другое. В обработке Н. Н. Малыгина казачьей песни «Ой при лужку, при лужке» удары по корпусу инструмента имитируют скачку7 (Пример 1).
Пример 1
Allegro non troppo
t ч ч
f ч ч
1 В Положении о конкурсе говорится, что он призван стимулировать интерес к изучению и исполнению произведений современных композиторов, приобретению опыта интерпретации «соответствующего репертуара, отличающегося сложной фактурой, метро-ритмикой, изощренным музыкальным языком и интонационным строем, принципами формообразования, характерными для музыки XX-XXI века» [14].
2 Автор этих строк преподает дисциплину «современный репертуар» («современный репертуар в исполнительстве и педагогике») в Дальневосточном государственном институте искусств с 2009 года.
3 Рассмотрению реализации сонорных звучностей на готово-выборном многотембровом баяне посвящена статья автора этих строк [8].
4 Классификация типов сонорной фактуры предложена А. Л. Маклыгиным [15, с. 393-398].
5 В истории баяна известно 10 типов расположения кнопок на правой клавиатуре [11, с. 105-108]. Однако на всех типах при глиссандировании по вертикальным рядам образуются «линии», состоящие из звуков уменьшенного септаккорда.
6 Подробно о сонорной фактуре в Сонате № 6 А. И. Кусякова см.: [7].
7 Изобразительное значение сонорных звучностей в музыке для баяна рассматривается автором настоящей статьи [6].
В репертуар баянистов входят додекафонные пьесы. При их анализе студенты составляют «квадраты транспозиций», что помогает лучше сориентироваться в «строительном материале» пьес, ускоряет процесс выучивания.
Для выразительности игры целесообразно в серийных сочинениях выявить тональные ассоциации \ Так, в «Пяти композициях» В. А. Золотарёва можно встретить «тонико-доминантовое» соотношение сегментов серии, а примеры «острого вводнотонового тяготения» наблюдаются между двенадцатым и первым звуками seria-1 в "Sonata-Fantasy in G" В. В. Бычкова (Пример 2).
Пример 2
В этом же произведении серийный план эпизодически строится по аналогии с тональным планом - двена-дцатизвуковые ряды располагаются в кварто-квинтовом соотношении.
Широкое распространение в баянных сочинениях получила модальная техника, прежде всего использование звукоряда уменьшенного лада (гамма «тон-полутон»). Объясняется это удобством его игры: на правой и левой выборной клавиатурах инструмента для этого необходимы только два любых вертикальных ряда. В некоторых баянных произведениях крупные разделы целиком написаны на основе такого лада, к примеру, в «Русской фантазии» В. Я. Подгорного, «Скифах ХХ века» А. Пушкаренко2.
Для достижения положительных результатов при изучении баянной музыки на занятиях по «современному репертуару» целесообразно использовать следующие формы работы:
1. Прослушивание произведений перед началом анализа и после его завершения. Желательно изучить несколько исполнительских интерпретаций, обсудить их. Такая работа способствует формированию необходимых в профессиональной деятельности слуховых представлений и навыков анализа исполнительского стиля.
2. Устный и письменный анализ сочинений, предполагающий составление композиционных схем, «квадратов транспозиций», рассмотрение тембровой и интервальной структуры соноров, ладовых звукорядов, фактуры, тематизма, ритма, динамики, агогики, артикуляции. При изучении Сонаты "Б1 ехБреСо" С. А. Губайдулиной целесообразно анализировать проявление числовых рядов: арифметического четного и нечетного, Фибоначчи, Евангельских чисел, а также центрального тона Б. При прохождении Каприса № 2 В. А. Семёнова можно рассмотреть авторскую монограмму GBA3.
3. Игра на инструменте отдельных голосов, пластов, фрагментов, произведений целиком. В случае необходимости требуется отдельно отрабатывать различные приемы игры: рикошет, меховое тремоло, плавное отпускание и нажатие кнопок (нетемперированное глиссандо).
4. Изучение литературы: музыковедческих трудов по истории и теории современной музыки, интервью композиторов и исполнителей, авторефератов диссертаций, методических работ. В литературе нередко освещается история создания сочинений, их посвящение, предлагаются способы исполнительской работы и методологические основы для выполнения анализа.
Целенаправленная систематическая работа по изучению студентами-баянистами современной баянной музыки формирует умение создавать продуманные высокохудожественные интерпретации, способствует стабильности исполнения таких сочинений на сцене, готовит к многоплановой профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Бараш Е. В., Урбах Т. С. Симфонии Альфреда Шнитке. Мысли композитора и аналитический комментарий: учебное
пособие. М.: Композитор, 2009. 248 с.
2. Басурманов А. П. Баянное и аккордеонное искусство: справочник. М.: КИФАРА, 2003. 616 с.
3. Брусенцев Ю. В. Акустические и конструктивные особенности современных баянов и аккордеонов «АККО» //
Народник. 2011. № 2. С. 27-28.
1 Проявление тональных черт в серийной музыке отмечают многие композиторы и музыковеды. В качестве примера приведем слова А. Г. Шнитке: «Мне кажется, что внетональная организация, в окончательном смысле внетональная, невозможна. Она сохраняет - даже атональная музыка и додекафонная музыка - следы тонального мышления» [1, с. 51].
2 Ю. Н. Холопов отмечает, что использование симметричных ладов в симфонической и оперной музыке часто связано с выражением фантастических, сказочных образов [16, с. 211-213]. Это наблюдение можно отнести и к названным баянным пьесам.
3 Монограмма Вячеслава Анатольевича Семёнова отражается в первых трех звуках темы Каприса № 2: Соль Си-бемоль Ля ^ В А). Образована она следующим образом: <Ю» («Соль») - первая буква в русскоязычном названии ноты совпадает с первой буквой фамилии композитора; «В» («Си-бемоль») - русскоязычное прочтение латинской буквы совпадает с первой буквой в имени композитора; «А» («Ля») - эта буква является первой в отчестве автора пьесы.
4. Гребнева И. В. Скрипичный концерт в европейской музыке ХХ века. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2010. 356 с.
5. Гребнева И. В. Скрипичный концерт в зеркале стилей «новой музыки» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 2. С. 209-220.
6. Ещенко А. Б. О сонорно-изобразительных приемах в музыке для баяна // Музыка и время. 2014. № 3. С. 15-19.
7. Ещенко А. Б. Реализация сонорной фактуры в сонате для баяна № 6 А. Кусякова // Русские народные инструменты (вопросы истории, теории, методики): сборник статей. Владивосток: РИО ДВГАИ, 2011. С. 41-60.
8. Ещенко А. Б. Сонорно-технические возможности готово-выборного многотембрового баяна // Музыка и время. 2012. № 6. С. 50-53.
9. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учебное пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 520 с.
10. История современной отечественной музыки / ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. Вып. 3. 1960-1990. 656 с.
11. Кравцов Н. А. Аккордеон XXI века. СПб.: МСТ, 2004. 124 с.
12. Липс Ф. Р. Творчество Владислава Золотарёва // Баян и баянисты: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 6. С. 27-68.
13. Папенина А. Н. Музыкальный авангард середины ХХ века и проблемы художественного восприятия. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. 152 с.
14. Положение о Краевом открытом конкурсе исполнителей современной музыки [Электронный ресурс]. URL: http://dv-art.ra/contest/modern/?clear_cache=Y (дата обращения: 20.04.2016).
15. Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.
16. Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс: учебник. М.: Музыка, 1988. 511 с.
MODERN MUSIC IN ACADEMIC COURSES OF STUDENTS - BUTTON ACCORDIONISTS: COMPOSITIONAL TECHNIQUES, WAYS OF ADOPTION
Eshchenko Aleksei Borisovich
Far Eastern State Academy of Art ealeksey@rambler. ru
The article examines different aspects of students' adoption of compositions for the button accordion. The author emphasizes the fact that the original accordion repertoire, which was created exclusively in the XX-XXI centuries, refers to the "modern music" category. The paper characterizes various compositional techniques of the XX-XXI centuries' music from the viewpoint of their implementation (composing and performing) as to the button accordion and suggests optimal methods to study compositions, in which the mentioned techniques are used.
Key words and phrases: accordion music; sonorism; dodecaphony; modality; studying modern music.
УДК 94(470+571)
Исторические науки и археология
В статье рассматривается деятельность медицинских чиновников в составе рекрутских присутствий при проведении наборов рекрутов в России в 1831-1874 гг. На основе анализа законодательных актов показано изменение статуса и функций врачей - членов рекрутских присутствий. В результате исследования сделан вывод о том, что в рамках действовавшего законодательства, с 1834 г. ограничивавшего функции врачей рекрутских присутствий подачей экспертного мнения, медицинские чиновники все же имели возможность участвовать в принятии решений относительно годности к военной службе представленных в присутствия людей.
Ключевые слова и фразы: рекрутская повинность; рекрутские присутствия; освидетельствование рекрутов; медицинский чиновник; Рекрутский устав.
Иванов Фёдор Николаевич, к.и.н. Иванова Анна Николаевна
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина fedor-ivanoff@mail. т
РАБОТА МЕДИЦИНСКИХ ЧИНОВНИКОВ В СОСТАВЕ РЕКРУТСКИХ ПРИСУТСТВИЙ В 1831-1874 ГГ.
На протяжении XVIII и до последней четверти XIX в. формирование регулярной армии и флота в Российской империи осуществлялось за счет рекрутских наборов. Начиная с последней четверти XVIII в. и до 1874 г. сбором рекрутов в России занимались рекрутские присутствия - исполнительные органы, ведавшие делами по отправлению рекрутской повинности [13, с. 532]. Это были «временные комиссии, создававшиеся... перед каждым рекрутским набором и действовавшие на определенной для них территории в течение срока набора» [12, с. 63]. Как правило, деятельность рекрутских присутствий рассматривается исследователями в связи с историей организации и проведения рекрутских наборов в целом на территории России [1; 8]. Однако, в последнее время появляются исследования, которые содержат сведения о деятельности рекрутских присутствий в отдельных регионах России [9-12] или о деятельности входивших в состав присутствий