Научная статья на тему 'Современная мусульманская община Рязани'

Современная мусульманская община Рязани Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
415
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УММА / UMMAH / ИСЛАМ / ISLAM / МЕЧЕТЬ / MOSQUE / КОНФЕССИЯ / CONFESSION / МУСУЛЬМАНИН / MUSLIM / МУХТАСИБАТ / ИМАМ / IMAM / ДЖАДИДИЗМ / JADIDISM / НАЦИЯ / NATION / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / РЕЛИГИЯ / RELIGION / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МИГРАНТ / MIGRANT / MUHTASIBAT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гераськин Ю. В.

В статье делается попытка проанализировать и осмыслить состав, эволюцию и текущую деятельность мусульманской общины в Рязанской области в 1990-2000-е годы. Анализируется как внутренняя работа в сферах образования, культуры, местах лишения свободы, так и мероприятия в сфере кросс-культурного диалога. Особое внимание уделяется такой структуре, как Мухтасибад Нязанской области, работающий под эгидой Духовного управления мусульман Европейской части России. Освещаются такие аспекты, как миссионерская работа внутри мусульманской уммы, проекты создания мечети, формирование функциональной инфраструктуры мусульман в г. Рязани, а также г. Касимове Рязанской области, где сложился исторический анклав проживания мусульман. Именно в Касимове мусульманам удалось реализовать проекты реституции культовых сооружений. Делается попытка сравнительно-исторического анализа культурологической работы мусульманской общины в рамках политики «джадидиз-ма» в России XIX в. Анализируются межнациональные отношения и коллизии в этой сфере. Оценивается эффективность политики гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, которая проводится органами исполнительной власти Рязанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MUSLIM COMMUNITY OF RYAZAN

The article makes an attempt to analyze and comprehend the composition, evolution and current activities of the Muslim community in the Ryazan region in the 1990-2000s. You can find the analysis of internal work in the spheres of education, culture, places of imprisonment, and activities in the field of cross-cultural dialogue. Particular attention is paid to a structure such as Mukhtasibad of Ryazan region, working under the auspices of the Spiritual Administration of Muslims in the European part of Russia. It covers such aspects as missionary work inside the Muslim ummah, projects for the creation of a mosque, the formation of the functional infrastructure of Muslims in Ryazan, as well as the town of Kasimov in the Ryazan region, where a historical enclave of Muslims has formed. It was in Kasimov that the Muslims managed to implement projects of restitution of religious buildings. An attempt is made to compare historical analysis of the culture work of the Muslim community within the framework of the policy of "Jadidism" in Russia in the 19th century. Interethnic relations and conflicts in this sphere are analyzed. The effectiveness of the policy of harmonization of inter-ethnic and inter-confessional relations is assessed, which is carried out by the executive authorities of the Ryazan region.

Текст научной работы на тему «Современная мусульманская община Рязани»

Spas na Krovi (Khram Voskreseniya Khristova). Broshiura. St.-Petersburg, 2014. 80 p. (in Russian).

Spas na Krovi. Vtoroe rozhdenie. Khudozhestvennyi al'bom. St.-Petersburg, 2014. 224 p. (in Russian).

Trubinov Yu. V. Hram Voskreseniya Khristova (Spas na Krovi). St.-Petersburg, 1997. 155 p. (in Russian).

Ty moi Bog, ya Tvoi rab...: Zhizneopisanie nastoyatelya Troitse-Sergievoi pustyni Arkhimandrita Ignatiya (Malysheva). St.-Petersburg, 2007.176 p. (in Russian).

Khram Voskreseniya Khristova (Spas na krovi). Putevoditel». St.-Petersburg, 2016. 128 p. (in Russian).

Flaier M. S. Tserkov' Spasa na krovi. Zamysel — Voploshchenie — Osmyslenie. Ierusalim v russkoi kul'ture. Moscow, 1994, pp. 182-204 (in Russian).

Shul'ts S.S. Hramy S.-Peterburga (Istoriya i sovremennost'): Spravochnoe izdanie. St.-Petersburg, 1994. 320 p. (in Russian).

Ю. В. Гераськин

Рязанский госуларственный университет имени С. А. Есенина, г. Рязань (Россия)

СОВРЕМЕННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА РЯЗАНИ

В статье делается попытка проанализировать и осмыслить состав, эволюцию и текущую деятельность мусульманской общины в Рязанской области в 1990-2000-е годы. Анализируется как внутренняя работа в сферах образования, культуры, местах лишения свободы, так и мероприятия в сфере кросс-культурного диалога. Особое внимание уделяется такой структуре, как Мухтасибад Нязанской области, работающий под эгидой Духовного управления мусульман Европейской части России. Освещаются такие аспекты, как миссионерская работа внутри мусульманской уммы, проекты создания мечети, формирование функциональной инфраструктуры мусульман в г. Рязани, а также г. Касимове Рязанской области, где сложился исторический анклав проживания мусульман. Именно в Касимове мусульманам удалось реализовать проекты реституции культовых сооружений. Делается попытка сравнительно-исторического анализа культурологической работы мусульманской общины в рамках политики «джадидиз-ма» в России XIX в. Анализируются межнациональные отношения и коллизии в этой сфере. Оценивается эффективность политики гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, которая проводится органами исполнительной власти Рязанской области.

Ключевые слова: умма, ислам, мечеть, конфессия, мусульманин, мухтасибат, имам, джадидизм, нация, национализм, культура, традиция, религия, миграция, мигрант.

У. V. Geraskin

Ryazan state university, Ryazan (Russia)

MODERN MUSLIM COMMUNITY OF RYAZAN

The article makes an attempt to analyze and comprehend the composition, evolution and current activities of the Muslim community in the Ryazan region in the 1990-2000s. You can find the analysis of internal work in the spheres of education, culture, places of imprisonment, and activities in the field of cross-cultural dialogue. Particular attention is paid to a structure such as Mukhtasibad of Ryazan region, working under the auspices of the Spiritual Administration of Muslims in the European part of Russia. It covers such aspects as missionary work inside the Muslim ummah, projects for the creation of a mosque, the formation of the functional infrastructure of Muslims in Ryazan, as well as the town of Kasimov in the Ryazan region, where a historical enclave of Muslims has formed. It was in Kasimov that the Muslims managed to implement projects of restitution of religious buildings. An attempt is made to compare historical analysis of the culture work of the Muslim community within the framework of the policy of "Jadidism" in Russia in the 19th century. Interethnic relations and conflicts in this sphere are analyzed. The effectiveness of the policy of harmonization of inter-ethnic and inter-confessional relations is assessed, which is carried out by the executive authorities of the Ryazan region.

Key words: ummah, islam, mosque, confession, muslim, muhtasibat, imam, jadidism, nation, nationalism, culture, tradition, religion, migration, migrant.

Рязань располагается на железнодорожном транспортном коридоре со Средней Азией, что способствует активной трудовой миграции из этого региона. В то же время по своему составу мусульманская умма Рязанской области является конвергентной — в ней есть народы Поволжской, Кавказской и Среднеазиатской умм. Мусульмане живут в Рязани издревна. Об этом говорят названия улиц: Татарская, Татарский переулок. В структуре численности населения общее количество этнических мусульман насчитывало 14560 человек (1,19%, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.). На территории Рязанской области действует не менее 7 мусульманских организаций и групп, входящих в состав Духовного управления мусульман Европейской части России и Российской ассоциации исламского согласия. Всего в Рязанской области находится не менее 7 молельных помещений для последователей Ислама, в том числе не менее четырех мечетей и не менее трех молельных комнат [Мусульманские организации в РФ. URL: http://www.islamio.ru/structure/ryazan_region/].

В регионе имеется исторически сложившийся татарский анклав в г. Касимове. «Новая» касимовская мечеть, переданная мусульманам в 1996 г., возобновила свою работу после реставрации минарета в 2002 г. В 2004 г. в с. Азеево (Ермишинский район Рязанской области) председатель ОАО «Азеевское» Рустам Бекбулатов построил благоустроенную каменную мечеть. За это он был удостоен высокой награды Совета муфтиев России — орден «Аль-Фахр» 2-й степени [Силантьев, 2005: 132]. В ноябре 2013 г. по решению Арбитражного суда Рязанской области мечеть была передана Духовному управлению мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Ханская мечеть г. Касимова.

В 2012 г. централизованная религиозная организация мусульман «Мухтасибат Рязанской области» объявила о сборе пожертвований для возведения исламского культурного центра в Рязани, необходимого для мусульман областного центра, который должен вмещать в себя: место для богослужений — мечеть, учебные классы, халяльное кафе, библиотеку, административные помещения. Выступая перед верующими, имам-мухтасиб Рязанской области Рашид-хазрат Бултачеев, заявил, что отсутствие мечети является главной проблемой мусульман Рязани. На проповедь и праздничный намаз в один из главных праздников — Ураза-Байрам — татары, таджики, узбеки, дагестанцы, азербайджанцы и представители других народов, а также студенты, приехавшие из стран, исповедующих ислам, собирались в благотворительной столовой № 7.

В то же время религиозная организация мусульман города Рязани «Нур» не поддержала самовольное строительство мечети в рязанском микрорайоне Канищево по причине протестов жителей микрорайона. Об этом не раз заявляла руководитель «Нур» Фаина Ситдникова, член Общественной палаты при губернаторе Рязанской области, человек, лояльный власти. Она якобы узнала о застройке случайно. На самом деле, начиная с 1990-х гг., «Нур» ставила вопрос о строительстве мечети в Рязани и, казалось бы, нашла поддержку городской администрации. Однако все предложенные ей земельные участки были отвергнуты по причине отдаленности от центра. В итоге в 2004 г. мусульмане выкупили здание на ул. Боголюбова и при финансовой поддержке городской администрации начали перестраивать его в мечеть. Но некоторые коллизии в землеот-водной документации помешало завершить и этот процесс. По заявлениям активистов «Нур», они пытались создать мечеть в рамках законодательства.

В 2012 г. в Рязани вспыхнул скандал вокруг строительства большого дома на улице Садовой, который местные жители приняли за мечеть. Поднялась волна общественного негодования. В итоге призрачная мечеть осталась тем, чем и была изначально — обычным домом, в которую позже въехала семья выходцев из Дагестана [В Рязани торжественно открыли мусульманский молельный дом: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/v_ rjazani_torzhestvenno_otkryli_molelnyj_dom/l-l-0-33807]. Кроме того, под давлением общественного мнения рязанский офис бывшей миграционной службы был перенесен из центральной исторической части города в отдаленный микрорайон, чтобы значительное количество трудовых мигрантов, проходящих соответствующее оформление, не бросалось в глаза местному населению.

Информация о строительстве мечети в Рязани подогрела националистические настроения. 6 декабря 2013 г. Октябрьский районный суд Рязани вынес приговор по делу об осквернении мечети. Д. О. Крючков и Ю. А. Орлов были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК (возбуждении ненависти). Им назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 8 месяцев. Осужденные признали свою вину. 30 января 2013 г. указанные лица подбросили к зданию мусульманского молельного дома на ул. Пугачева в пос. Шлаковый 8 свиных ног с прикрепленными к ним листами из Корана, листовки антиисламского содержания («Нет исламизации Рязани!», «Внуки Евпатия Коловрата против мусульман!», «Вон с земли нашей!»), а также облили входную дверь молельной комнаты масляной краской красного цвета. Имели место открытые столкновения рязанских таксистов с мигрантами-мусульманами [В Рязани нашли виновных в осквернении молельной комнаты мусульман: http://umma.kiev.ua/ru/news/SNG/V_Ryazani_nashli_vinovnih_v_ oskvernenii_molelnoy_komnati/18384].

Мухтасибатом Рязанской области обнародован расчетный счет и ведется сбор средств на строительство мечети в Рязани. Соответствующая договоренность с администрацией Рязани была достигнута. В связи со сложившейся ситуацией имам-мухта-сиб обратился к главам администраций области и города Рязани, подведомственным отделам с просьбой не оставлять положение мусульман областного центра без их внимания. В настоящее время общий намаз во время мусульманских праздников проводится на площадке около супермаркета «Лента» в направлении микрорайона Канище-во, в котором регулярно участвуют около 5 тыс. человек.

14 апреля 2015 г. торжественно открылся мусульманский молельный дом на 2-м Сиреневом проезде в пос. Дягилево. Церемонию посетили первый зампред духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов, имамы из Владимира, Иванова, Липецка, Тамбова, руководители национальных общин, в том числе глава рязанских евреев Леонид Резников. Они поздравили прихожан с открытием дома и преподнесли подарки. Двухэтажную молельню могут посещать как мужчины, так и женщины, также при ней работает воскресная школа. Молельный дом стал вторым в городе, сообщил RZN.info имам-мухтасиб области Рашид Бултачеев. Первый расположен на улице Пугачева. Там на пятничную молитву собирается до 200 человек, на 2-м Сиреневом проезде — до 300. Бултачеев рассказал, что дом в Дягилеве создан на средства благотворителей и действует с декабря 2013 г. Торжественную церемонию с приглашением гостей, по его словам, хотели провести после завершения благоустройства территории, но оно по разным причинам откладывалось и «дальше тянуть было уже нельзя» [В рязанском Дягилеве торжественно открылся работающий полтора года мусульманский молельный дом: https://www.rzn.info/news/2015/4/14/v-ryazanskom-dyagileve-torzhestvenno-olJ^ylsya-rabotayuschiy-poltora-goda-musul-manskiy-molel-nyy-dom.html].

Мухтасибат Рязанской области начал проводить также постоянные лекции для женщин-мусульманок, налаживать сотрудничество с военным комиссариатом для проведения лекций и бесед с военнослужащими и командным составом.

Тесная работа проводится с УФСИН: посещая все исправительные учреждения (колонии), имамы совершают богослужения и проводят с осужденными мусульманами беседы на духовно-воспитательные темы, что способствует их исправлению и реабилитации. В рамках взаимодействия исправительную колонию № 6 УФСИН России по Рязанской области посетил представитель централизованной религиозной организации мусульман «Мухтасибат Рязанской области» Абдусалом Хакимов. В молитвенной комнате учреждения он прочитал проповедь Хутба и провел с осужденными духовную беседу на тему: «Пост — один из столпов ислама». На территории исправительной колонии № 3 (г. Скопин) начато строительство небольшой мечети.

Администрация г. Рязани стала оказывать особую поддержку религиозным организациям мусульман в проведении мусульманских праздников, которые собирают мусульман Рязани и близлежащих районов. Эти праздники проходят организованно, без конфликтов, в уважительной атмосфере.

Стали традицией такие мероприятия, как Дни татарской культуры, Дни арабской культуры, Вечер вопросов и ответов «Толерантность — это...», конкурс стихов на родном языке «Хоровод братства» (к Международному Дню родного языка, в рамках регионального проекта «От сердца к сердцу»), День восточной поэзии (в рамках акции «Читающие диаспоры», совместно с некоммерческой организацией «Общественное объединение российско-узбекской дружбы «Единство»), День плова, этни-

ческие кафе, спортивные мероприятия и другие акции. Состоялся «культурно-озна-комительный» визит представителей рязанской власти и общественности в Самарканд и Бухару, предполагающий формирование у гостей привлекательного образа Узбекистана и узбеков.

Показательно мнение имам-мухтасиба Рязанской области Рашид-хазрата Бултачее-ва, высказанное им в рекламно-ознакомительном буклете: «Мы ответственны за своих детей, братьев и сестер в области их образования. Наша цель — научить прихожан нашей религии, сделать их практикующими мусульманами. Знающий человек отличается от незнающего, религиозно подкованного мусульманина очень сложно спровоцировать на что-либо неправомочное, будь то экстремистские или сектантские козни, так как ученье — это свет, а неученье — тьма, где очень легко сбить человека с прямого пути. Религиозно практикующий человек никогда не станет сектантом или экстремистом в любом их проявлении». Этим задачам, по его мнению, служит конкурс-олимпиада по знанию ислама среди детей и молодежи под девизом: «Я познаю Ислам» или тематические круглые столы на тему: «Образ мусульманина в современном мире. Морально-этические нормы, проповедуемые исламом — составной элемент воспитания молодежи и формирования высоконравственной и культурной личности» [Я познаю ислам. Централизованная религиозная организация ДУМЕР европейской части России. Буклет. Рязань, 2 июня 2013 г.].

Известно, что еще в XIX в. среди российских мусульман, сторонников ванафитского мазхаба, развернулось общественно-политическое и интеллектуальное движение, получившее название «усуль-джадид» (джадидизм). Мусульмане-реформисты считали своим призванием работу на благо прогресса. Джадиды действовали путем воспитания и просвещения, пытаясь продемонстрировать единоверцам преимущества современной цивилизации. В широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин. Огромное воздействие на джадидов оказывало движение младотурок.

Джадидисты критиковали религиозный фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными и светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений. В русле политики джадидизма в год российского кино организован просмотр документального фильма «Два крыла», посвященного выдающемуся татарскому общественному деятелю Хусаину Фаизханову. Считается, что своим проектом Фаизханов подготовил почву для джадидского медресе, стал предшественником образования по новому методу [Хусаин Фаизханов: С мечтами о совмещении религиозного и светского образования: http://islam-today.ru/istoria/husain-faizhanov-s-mectami-o-sovmesenii-religioznogo-i-svetskogo-obrazovania/].

И все же конец XX — начало XXI в. показали, что фундаменталистско-радикальный ислам свои позиции не только сохранил, но и пытается распространять по всему миру. Ряд зарубежных исследователей полагает, что мы имеем дело с «мягкой», «обволакивающей» экспансией ислама, что так называемого «светского» ислама по определению нет и что это амбициозная и энергичная религия [Погребинский, Толпыго, 2013: 36]. В настоящее время возникает необходимость регулирования не только иммиграции, но и попыток внедрения исламских традиций, связанных с нормами шариата в общероссийское социокультурное пространство.

Наряду с проведением политики гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений необходимо поддерживать верховенство и суверенитет государства-нации. Хотя Россия является многонациональный страной, и все нации и национальности, населяющие наши территории, имеют право на поддержание своей идентичности, все же большинство населения — это русские, а поэтому нужно точнее расставлять приоритеты в межнациональной и культурной политике, с тем чтобы русская культура, русский язык были в приоритете.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абдулатипов Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации. Концепции, практика, реализация, перспективы. М., 2007. 552 с.

Абдулатипов Р. Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005. 472 с.

Абдулатипов Р. Г. Политическая этнополитология. М., 2004. 315 с.

Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. М., 2013. 319 с.

Сарацин Тило. Германия: самоликвидация. М., 2012. 400 с.

Силантьев Р. Новейшая история исламского сообщества России. М., 2005. 623 с.

Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. М., 2007. 576 с.

Силантьев Р. Совет муфтиев России: история одной фитны. М., 2015. 632 с.

Силантьев P.A. Современная география исламского сообщества России. М., 2016. 248 с.

Мусульманские организации в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamio. ru/structure/ryazan_region/ (дата обращения 20.01.2017).

В Рязани торжественно открыли мусульманский молельный дом, 2015 — В Рязани торжественно открыли мусульманский молельный дом [Электронный ресурс]. URL: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/v_rjazani_torzhestvenno_otkryli_molelnyj_ dom/1-1-0-33807 (дата обращения14.04.2015).

В Рязани нашли виновных в осквернении молельной комнаты мусульман [Электронный ресурс]. URL: http://umma.kiev.ua/ru/news/SNG/V_Ryazani_nashli_vinovnih_v_ oskvernenii_molelnoy_komnati/18384 (дата обращения 03.12.2013).

В рязанском Дягилеве торжественно открылся работающий полтора года мусульманский молельный дом [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rzn.info/news/2015/ 4/14/v-ryazanskom-dyagileve-torzhestvenno-otkrylsya-rabotayuschiy-poltora-goda-musul-manskiy-molel-nyy-dom.html (дата обращения 14.04.2015).

Хусаин Фаизханов: С мечтами о совмещении религиозного и светского образования [Электронный ресурс]. URL: http://islam-today.ru/istoria/husain-faizhanov-s-mectami-o-sovmesenii-religioznogo-i-svetskogo-obrazovania/ (дата обращения 15.03.2015).

Файрузов Б. Ислам в России. М., 2012. 80 с.

Я познаю ислам. Централизованная религиозная организация ДУМЕР европейской части России: буклет. Рязань, 2 июня 2013 г.

REFERENCES

Abdulatipov R. G. Etnonatsional'naia politika v Rossiiskoi Federatsii. Kontseptsii, praktika, realizatsiia, perspektivy. M., 2007. 552 s.

Abdulatipov R. G. Rossiiskaia natsiia. Etnonatsional'naia i grazhdanskaia identichnost» rossiian v sovremennykh usloviiakh. M., 2005.472 s.

АЬсШаИроу К., в. РоИЫскезкма еЫороШоЬфа. М., 2004. 315 8.

Кгш'5 тиГНкиГШгаНгта г ргоЫету па1$юпаГпо1 роНИИ / рос! гес1. М. В. Pogrebinskogo i А. К. То^о. М., 2013 g. 319 е.

8ага1вт ТПо. Сегтапиа: ватоИ^й^впа. М., 2012.400 е.

БПап^еу Я. ¡вШиа islamskogo зооЬзкскев^а Ковви. М., 2005.623 е.

БИап^еу Я. Мэут/шга ¿5£опш ¿5/ата V Ло55гг. М., 2007. 576 е.

БНагЛеу Я. Sovet тир:1еу Ло55гг: ЫогНа ойпо{р.Ыу. М., 2015. 632 е.

БПап^еу II. А. Боугетеппша geografiia islamskogo зовЬвкскез^а Дсшгг. М., 2016. 248 е.

МшиГтатИе о^агигакИ V Ш7 [Е1еИгоппу1 геыгз]. иКЬ: http://www.islamio.ru/structure/ ryazan_region/ (¿.зАа. оЬгавЬсЬеппа 20.01.2017).

V Шагат Шгке$^еппо otkryli тшиГтаюки то1е1'пу{ йот [Е1екЬгоппу1 гевигв]. иЯЬ: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/v_rjazani_torzhestvenno_otkryli_molelnyj_ с!от/1-1-0-33807 (¿¡Ла. obrashcheniial4.04.2015).

V Шагат павкИ утоупукк V озкуетепи то1е1'по1 котп^у тшиГтап [Elektronnyi гевигв]. 1Л1Ь: http://umma.kiev.ua/ru/news/SNG/V_Ryazani_nashli_vinovnih_v_oskvernenii_ то1е1поу_котпаШ18384 (data оЬгавЬсЬеппа 03.12.2013).

V пагаткот Diagileve ^ггИез^еппо МкгуШа rabotaiushchii роНога goda тшиГтаюки тоЫ'пу! йот [Е1ек1гоппу1 гевигв]. 1ЖЬ: https://www.rzn.info/news/2015/4/ 14/у-гуагапвкот-dyagileve-torzhestvenno-otkrylsya-rabotayuschiy-poltora-goda-musul-manskiy-molel-nyy-dom.html оЬгавЬсЬепиа 14.04.2015).

КИшат Ра1гкИапоу: Б тесЫат1 о воутеькскепи religioznogo г svetskogo obrazovan.ua [Е1е&гоппу1 гевигв]. 1ЖЬ: http://islam-today.ru/istoria/husain-faizhanov-s-mectami-o-sovmesenii-religioznogo-i-svetskogo-obrazovania/ (data оЬгавЬсЬеппа 15.03.2015).

Fairuzov В. Ыат V М., 2012. 80 е.

1а рогпаш 5/дт. Т$епШНгоуаппа1а ге^югпа1а organizatsiia БиМЕЯ еугоре1$Ш скавИ РоббИ: ЬикЫ. Шагап», 2 пита 2013 g.

Е. М. Гостюшева

Алтайский госуларственный университет, г. Барнаул (Россия)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И ЕЕ ОКРАИНАХ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

В статье рассматриваются основные пути проникновения и распространения протестантизма на территории России. Отмечается, что время появления первых протестантов в границах страны связано с появлением последователей Мартина Лютера в странах Европы. Автор выделяет пять основных источников формирования протестантских общин: торгово-экономические связи России со странами Европы, привлечение иностранных специалистов в страну, расширение границ империи, переселенческая политика Екатерины Великой, военнопленные. Появление первых представи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.