А.В. Макухин
СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА И ПРИДНЕСТРОВЬЕ КАК ЧЕРЕДА «ИСХОДОВ» НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
В статье описывается общая характеристика миграционной ситуации и тенденции миграционных процессов в молдо-приднестровском регионе. Как известно, одним из самых болезненных последствий распада СССР как единого государства был распад сложившейся системы экономических и социально-экономических связей. Постсоветские республики оказались перед лицом серьёзнейших социальных проблем, так как экономические системы новых стран оказались практически не работающими в условиях появления новых границ и таможенных барьеров. Кроме того, в условиях фактического провала парадигмы полиэтнического государства, абсолютное большинство новых постсоветских государств оказалось вовлечено в межэтнические конфликты той или иной степени тяжести, что и спровоцировало первую волну «исхода» населения. Молдавско-приднестровский конфликт в этом случае явился классическим примером такого цивилизационного раскола, рецептов для решения которого найдено не было. Таким образом, первая «волна исхода» населения из описываемого региона формировалась в основном по этническому принципу. Вторая «волна исхода» была, как представляется, естественной реакцией населения на всё нарастающие проблемы в экономике. Сформировалась третья «волна исхода» населения, которая по всей видимости, может стать заключительной.
Ключевые слова:
Республика Молдова, миграция, Приднестровье, миграционная политика.
A. Makuhin
MODERN MYHRATSYONNAYA SITUATION IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA AND AS PRYDNESTROVE HERD "OUTCOMES" OF THE POPULATION
Abstract
This paper describes the general characteristics of the migration situation and general trends of migration processes in the Moldovan-Transnistrian region. One of the most painful consequences of the USSR collapse was the collapse of the strong network of economic and social relations. Former Soviet republics are faced with serious social problems. Economical systems of new post-soviet countries were not so effective in terms of new frontiers and new customs barriers. In the terms of distraction of «multi-national state» the majority of new post-Soviet states were involved in ethnic conflicts, which triggered the first wave of «great escape» of the population. Moldovan-Transnistrian conflict was a classic example of such a civilizational crisis, and solutions of this crisis were not found. The first wave of «great escape» of the population was formed by the national identity. The second "wave" was a reaction to all the population to growing problems in the state's economy. Today we see the formation of the «third wave of great escape», which may be the last for the Moldavian state.
Key words:
Republic of Moldova, labour migration, Transnistria, PMR, remittance, GDP, demography.
На сегодняшний день, пожалуй, ни для кого не является секретом, что феномен массовой трудовой миграции во многом стал «спасательным кругом» для немалого процента населения бывших постсоветских республик. И республика Молдова в этом списке не является исключением. Развертывающийся глобальный экономический кризис, усиленный такими локальными факторами как экономические проблемы постсоветских государств и отсутствие политической стабильности в последние годы в Молдове только усиливают экономическое давление на население страны, которое всё чаще выбирает путь временной трудовой миграции или окончательно покидает страну, выбирая своим постоянным местом жительства другие регионы. Стоит также подчеркнуть тот факт, что здесь и далее в статье будут описаны только эффекты и следствия международной миграции молдавских граждан. Вопросы внутренней миграции в пределах страны на сегодняшний день, к большому сожалению, практически не исследованы.
В период нахождения Молдовы как союзной республики в составе СССР, на неё распространялись общесоюзные законы, фактически жестко регулирующие любое движение населения за пределы советских границ через систему выездных виз. Такая жесткая ограничительная система дала сбой после запуска политики «перестройки», одним из следствий которого стала либерализация миграционного законодательства в сфере репатриации по этническому признаку. Эти изменения в законодательстве коснулись и Молдавской Советской Социалистической республики (на тот момент) -«плодами» первых миграционных послаблений воспользовались в основном этнические евреи и члены их семей, репатриирующиеся в Израиль, а также этнические немцы, репатриирующиеся соответственно в ФРГ [1. р. 249-251]. Стоит отметить, что эти тенденции резко усилились в первые годы после обретения республики Молдова полной независимости.
После 1991 года и свершившегося распада СССР, республика Молдова столкнулась с серьёзными проблемами в сфере межэтнической политики, учитывая взятый новым правительством курс на максимальное сближение с соседней Румынией. В основу был взят геополитический проект «Великой Румынии», согласно которому предполагалось создание нового унитарного государства «единого румынского народа». Такая политическая повестка дня по множеству причин была неприемлема как для большинства представителей национальных меньшинств, так и для части мажоритарного этноса
нового государства, что в конечном итоге привело к серии вооруженных столкновений и территориальному расколу страны (см. Молдавско-приднестровский конфликт), который, однако, не перерос в конфликт исключительно межэтнического плана. Однако миграционные последствия раскола страны окончательно не изучены, так как получить точные данные о точном количестве людей, покинувших молдавскую территорию в ходе конфликта и по его итогам на сегодняшний день уже невозможно. В целом, принято считать, что вооруженные столкновения на Днестре привели к оттоку определённого процента населения Молдовы в такие страны, как Россия и Украина, причем эта миграция, вероятнее всего, была этнической по своему характеру. Абсолютным большинством участников этого потока были этнические русские и украинцы, опасавшиеся за собственную личную безопасность, а также за безопасность своих семей. Кроме того, постконфликтный 1993 год стал годом самого массового исхода еврейской диаспоры Молдовы - по разным оценкам, в течение года страну покинуло от 3 до 4,5 тысяч людей еврейского происхождения, что больше, чем нынешнее количество этнических евреев в стране, согласно последней переписи населения [2].
В целом, можно констатировать, что в период становления независимой республики Молдова, с 1993 по 1997 год, абсолютное большинство миграционного потока (около 97% официальных эмигрантов) составляли люди, выезжающие на постоянное место жительства, как правило - по программам государственной репатриации (в случае Израиля или Германии), либо в другие постсоветские государства также по этническому принципу (в случае Украины, России и частично Белоруссии) [3, с. 218].
Организованный и стабильно растущий процесс материально мотивированной миграции начинает количественно доминировать, начиная со второй половины 1990-ых годов. Основными причинами такого роста стала неблагоприятная экономическая ситуация в стране, стабильно низкие темпы роста ВВП, а также формирующийся кризис «лишних людей», вызванный общими тенденциями сжатия экономики и ликвидации к середине 90-ых годов большинства промышленных и агропромышленных предприятий, рабочие места на которых никакими альтернативами не заменялись. Окончательные результаты этого процесса стали очевидны уже в период 1997-1998 годов, когда объём производства промышленной продукции рухнул на 50%, объём производства сельскохозяйственной продукции упал на 25%, а экспортные показатели также обвалились на 50% [4, р. 43-44]. А дефолт 1998
года, произошедший в Российской Федерации, традиционном важнейшем экономическом партнере Молдовы, усугубил экономическую ситуацию в стране, отбросив немалую часть населения республики за грань экстремальной бедности. В этих условиях потоки миграции молдавского населения начали изменяться - от этнической репатриации до экономически мотивированной миграции.
Первой волной такого рода миграции была маятниковая коммерческая миграция, заключающаяся в периодических поездках молдавских граждан за дешевыми товарами и последующей их перепродажи на внутреннем рынке. Однако к концу 90-ых годов ужесточение режима пересечения границы и установление относительного паритета цен привели к фактическому исчезновению такого вида перемещений [5, с. 160]. В связи с этими изменениями, коммерческая миграция в Молдове на сегодняшний день практически прекратилась как вид. А с 1999 года и по сегодняшний день основой всего миграционного потока молдавских граждан является трудовая миграция -как организованная, так и нелегальная. Причем, общее количество мигрантов относительно численности населения страны всегда остаётся стабильно высоким (см. график №1)
График №1. Количество официальных эмигрантов (в тыс. человек) из
республики Молдова. Источник - национальное бюро статистики [6, р. 6.]
Не менее интересно и распределение мигрантов по странам. В этом случае можно говорить о наличии четких, устойчивых трендов в предпочтениях мигрантами определенных стран (см. график №2) Так, например, безусловным лидером по количеству прибывших молдавских мигрантов является Российская Федерация, а «второе место» также традиционно занимает Италия. При этом особенно важно отметить, что согласно определению Национального Бюро статистики РМ, молдавский гражданин признаётся (и соответственно -учитывается) в качестве мигранта, если он проводит от 6 и более месяцев за пределами Молдовы. Кроме того, в качестве мигрантов не учитываются студенты, магистранты и аспиранты, прибывающие в другие страны по учебным визам и образовательным соглашениям, несмотря на то, что по мнению некоторых аналитиков, не менее 75% учащихся за границей прикладывают все возможные усилия, для того чтобы остаться в стране обучения и получить там официальный статус. По сходной причине в данной статистике практически не проявлен реальный миграционный поток в такие страны, как США и Канада. Это связано с тем, что для абсолютного большинства молдавских граждан получение рабочей визы в эти страны практически невозможно. Однако, в прессе неоднократно поднимался вопрос о том, что большая часть молдавских студентов, путешествующие в США на летнюю работу и обучение по условиям популярной программы «Work and Travel» (Работай и путешествуй) очень часто больше не возвращаются в Молдову.
График №2. Распределение молдавских мигрантов по странам (средняя доля по итогам периода 2012-2014 годов). Источник - национальное бюро статистики [7.р. 7]
Доля мигрантов по странам прибытия
Российская Федерация ^Италия "Израиль
■ Франция Турция Украина
— Остальные страны
■ Франция
Следует отметить, что в статистических исследованиях в области миграции и сопредельных с ней проблем, наличествует несколько серьёзных методологических проблем, таких как преобладание механического, описательного подхода, отсутствие анализа полученных данных, и в некоторых случаях - использование противоречивых категорий исследования, например в области четкого разделения категорий «мигрант» «турист», «репатриант», «студент» и т.д. Также, с 2013 года в молдавской прессе периодически появляются материалы, подвергающие сомнению и серьёзной критике официальные данные, предоставляемые Национальным Бюро статистики республики Молдова.
Говоря о политических и социальных эффектах, которые оказывает миграционная ситуация в Молдове, стоит особенно выделить вклад трудовых мигрантов в обеспечение ВВП Молдовы, а также приемлемого уровня достатка всех молдавских граждан в целом. Объёмы денежных переводов от рабочих мигрантов составляют не менее трети ВВП Молдовы, что в денежном эквиваленте по итогам 2014 года составило порядка 1,4 миллиарда долларов США, что ставит Молдову на третье место по уровню зависимости от денежных переводов из-за рубежа, среди всех постсоветских республик [8]. Более зависимыми остаются только Таджикистан (порядка 40% от ВВП) и Киргизия (порядка 35% от ВВП страны).
График №3. Динамика объёма денежных переводов в Молдову. Источник - официальные отчёты Национального Банка РМ [9].
2000 1500 1000 500 0
89
Объём переводов в млн.
долларов США
1612,12 1218,3
683,2454,5
6252,94И,99>4,й7:761|2_7
^»^вПРО
1443147>4,1£081612,96
0182,10244,11,' —^
# / ^ ^ ^ ^ / / / / ^ ^ # #
График №4. Динамика процентной доли ВВП Молдовы, обеспечиваемая за счет денежных переводов из-за границы. Источник -официальные отчёты Национального Банка РМ.
Доля денежных переводов в ВВП Молдовы
40 35 30 25 20 15 10 5
38,2
36,2
30,8 30,8 2дд 30,3
9,3
23,9
25,6
27,8
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Таким образом, именно такая серьёзная финансовая зависимость тем ни менее позволяет поддерживать определённый уровень социальной стабильности, при условии, что реальный уровень доходов большинства населения внутри страны практически не растет. Соответственно, меняется и социальная роль трудового мигранта внутри страны - этот статус от «вынужденного» постепенно переходит в категорию «почетного», так как человек, уехавший за границу, и вернувшийся оттуда с определенной суммой денег (почти всегда - в десятки раз большей, чем он мог бы заработать внутри страны) начинает восприниматься как главная опора любой семьи или домохозяйства [10, с. 46-47]. Однако, у этого процесса существует и обратная сторона - она заключается в увеличении социального расслоения между семьями «мигрантов» и «не-мигрантов». Понимание объективного факта, который заключается в том, что практически никакой труд не позволит даже относительно сравняться по уровню дохода со «средним» мигрантом, периодически приводит к социально-бытовым конфликтам. А в целом по стране подобная ситуация фактически усиливает миграционные настроения среди
0
населения, так как происходит формирование стереотипа «успешного мигранта» которому никакого другого образа не противопоставляется.
При сравнении опыта молдавского государства с другими странами, находящимися в схожей ситуации, можно отметить, что Молдова движется практически в проторенной колее экономически слабых и политически нестабильных стран, где основная ставка делается на вынужденную трудовую миграцию. При этом, основная часть доходов получаемых от такой миграции, как государством, так и физическими лицами фактически уходит только на «проедание» - то есть, обеспечение продовольствием, сервисными и развлекательными услугами, а также стимулирование ритей-ловой торговли. Фундаментальных инвестиций в производящие сектора экономики через эмигрантское финансирование практически не осуществляется. В конечном итоге можно с уверенностью говорить, что к моменту развертывания мирового финансового кризиса, республика Молдова подошла с крайне неэффективной социальной и экономической моделью. В этой модели в качестве основного источника доходов уже воспринималось в основном «мигрантское финансирование», а не доходы, формируемые внутри государства. Другие характерные черты такой модели -это серьёзное превышение импорта над экспортом (вследствие развития сферы услуг и ритейловых торговых сетей) а также изменение всей демографической структуры населения, которая выражается в резком снижении рождаемости (особенно с учетом того факта, что в некоторых странах-членах Европейского союза рождение ребенка на территории страны очень сильно облегчает процесс натурализации как самому ребенку, так и его родителям). Также стоит учитывать, что массовая трудовая миграция оказывает влияние не только на экономическую систему государства, но и на все социальные и политические ценности в обществе, а также на личностные установки каждого индивида в целом. Такая модель общественной организации ярко обнажила все свои недостатки с развертыванием мирового финансового кризиса - для самой Молдовы он стал проявляться с 2009 года. Так, специалисты World Bank отмечали, что любое снижение объёма и количества финансовых переводов очень быстро сказывается на уровне бедности населения. Ведущий экономист World Bank по республике Молдова, Маргарет Марлетт в связи с этим отмечала, что «мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал, что Рес-
публика Молдова должна задуматься о другой модели экономического развития» [11, с. 12-15].
В условиях, когда немалая часть населения страны, обладающая правом голоса на выборах, долгое время находится за её пределами, «миграционная тема» становится крайне серьёзным вопросом, который включается в повестку дня большинства молдавских политических партий. Этот феномен особенно остро проявил себя на последних парламентских выборах в Молдове, прошедших 30 ноября 2014 года. Так, в ходе избирательной кампании, Партия Социалистов РМ, позиционирующая себя как пророссийская политическая сила объявила о наличии договорённости с органами ФМС (Федеральной миграционной службы) России об амнистии молдавских мигрантов. Согласно этому заявлению, молдавские трудовые мигранты, находящиеся в России по состоянию на ноябрь 2014 года с какими-либо нарушениями, могли беспрепятственно покинуть территорию РФ и вернуться в Молдову к дате выборов, после чего снова отправиться в Россию. Партии проевропейского спектра восприняли это соглашение как прямое вмешательство России в электоральный процесс в Молдове, мотивируя это тем фактом, что молдавские мигранты, работающие в России, будут голосовать на выборах «не за свои подлинные интересы, а за своё место работы». В ответ на это, проросийские политические силы подвергли жесткой критике действия ЦИК Молдовы, открывшего только три избирательных участка для молдавских граждан на территории России, обвинив его в ангажированности в пользу действующей власти, путем ограничения права на участие в выборах по политическому признаку [12, с. 300]. Таким образом, стало всё активнее высказываться мнение о том, миграционные предпочтения молдавских граждан начинают ассоциироваться с предпочтениями сугубо политическими.
Вышеуказанный комплекс миграционных проблем в Молдове усугубляются также тем фактом, что на сегодняшний день в стране не существует однозначного ответа на вопрос - «сколько именно молдавских граждан вовлечено в трудовую миграцию, как легальную, так и нелегальную?». В первую очередь это связано с отсутствием четкости системы миграционного учёта по стране в целом. Другим важным фактором является невозможность технического учёта миграции населения через большую часть восточной границы государства, с 1992 года контролируемой администрацией непризнанной Приднестровской Молдавской республики
(ПМР). При этом, не ведется даже информационного взаимодействия между административными органами Молдовы и Приднестровья по вопросам учёта и статистики прибывающих и отбывающих из региона людей. В средствах массовой информации циркулируют самые различные показатели - от 400 тысяч до более чем одного миллиона мигрантов, что дополнительно используется как спекулятивный фактор, в том числе и в политических программах различных партий.
Миграционная ситуация в рамках непризнанной Приднестровской республики по имеющимся официальным данным, практически не отличается от ситуации в правобережной Молдове. Единственным исключением в хронологии миграции для Приднестровья стал 1993 год. По данным статистической службы ПМР, после завершения горячей фазы конфликта на Днестре, на территорию подконтрольную Тирасполю переселилась некоторая часть русскоязычного населения с территории, контролируемой официальным Кишиневом. Оставляя за скобками крайне непростой и болезненный для обеих сторон вопрос о количестве таких политических мигрантов, можно констатировать другой объективный факт - уже с 1994 года и по настоящее время количество эмигрантов из приднестровского региона всегда превышало количество иммигрантов, что формирует опасное для региона стабильно отрицательное миграционное сальдо (см. график №5) [13, с. 266-270].
График №5. Показатели убыли населения Приднестровья (количество людей). По данным службы статистики ПМР
Убыль населения Приднестровья (в абсолютных цифрах)
8000
6090
5961
5367
5437
6000
4000
2000
0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Убыль населения Приднестровья (в абсолютных цифрах)
В качестве основных мотиваторов миграции населения Приднестровья выступают практически аналогичные факторы, такие как прогрессирующая бедность большей части населения, отсутствие рабочих мест, а также жизненных перспектив и возможностей личной самореализации (этот фактор особенно больно ударяет по сельскому населению, как в Молдове, так и в Приднестровье). Стоит отметить, что администрация региона крайне мало уделяет внимания вопросам регуляции миграционных процессов, фактически ограничиваясь только пассивно-статистическим подходом. В нормативной системе непризнанной республики отсутствует закон «о миграции», регулирующий как вопросы миграции населения региона, так и вопросы пребывания на его территории иностранных граждан и лиц без гражданства, что приводит к дополнительным статистическим и процедурным сложностям.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что в условиях галопирующего процесса депопуляции всего региона, охватывающего как Республику Молдова, так и Приднестровье, вопросы регуляции и контроля миграционных процессов приобретают максимально возможную остроту. Официальные данные относительно численности мигрантов направления, а также их движения, предоставляемые как Национальным Бюро статистики Республики Молдова, так и государственной службой статистики непризнанной ПМР на сегодняшний день являются практически единственными источниками, позволяющими оценить масштаб миграции населения с относительной степенью точности. При этом, эти данные подвергаются непрерывной критике как со стороны самих мигрантов, так и СМИ и различного рода НПО, занятыми проблемами в этой области. Так, практически всегда звучат обвинения в серьёзном занижении официальных показателей, с целью сокрытия реального масштаба исхода населения из региона, который в отдалённой перспективе грозит обернуться коллапсом социальной и экономической структуры на обоих берегах Днестра. Кроме того, сложная миграционная ситуация по «принципу домино» оказывает серьёзное негативное влияние на экономическую и социально-психологическую обстановку в регионе, что само по себе затрудняет процессы и без того сильно затянувшегося демократического транзита. В этих условиях одним из важнейших направлений для действия представляется переоценка всей сложившейся миграционной структуры, где мигранты опасно и ошибочно воспринимаются как безусловное благо для
государства, и во многом «выталкиваются» за пределы страны. Такое недальновидное отношение к миграционной политике уже сейчас оборачивается слишком большой ценой для всего населения страны.
Литература
1. Глебов В.А., Макухин А.В. К вопросу о результатах парламентских выборов 30 ноября 2014 года в республике Молдова // Инновации в современном мире, Москва, 2015.
2. Морару В., Мошняга В., Руснак Г. Маятник миграции. Кишинев.
2012.
3. Мошняга В. Население Молдовы в контексте современных миграционных процессов. Молдова - Приднестровье: Работая вместе ради успешного будущего, Кишинев. 2009.
4. Мошняга В. Экономический кризис и миграция: case study Республика Молдова. Premizele dezvoltarii economiei nationale in contextual crizei economice. Materialele conferintei stiintifico-practice internationale. Balti. 2010.
5. Поалелунжь О.М. Молдова в потоке международной миграции // Основные вызовы демографической безопасности: сходства и различия в Молдове и Беларуси. Под ред. Палади Г.А., Шахотько Л.П. Кишинев, 2010.
6. Сафонов И. Евреи в Молдове - 500 лет вместе // Панорама. 2011.
№14.
7. Фоменко В.Г., Кривенко А.В. Проблемы миграции населения Приднестровья // Материалы II Международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития Республики Беларусь и сопредельных стран». Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова». 2012.
8. Migratia fortei de munca. Sinteza. Biroul National de Statistica al Republicii Moldova. Chisinau. URL: http://www.statistica.md/public/files/ publicatii_electronice/migratia/Sinteza_MFM_2012.pdf (дата обращение 15.02.2015).
9. Mosneaga V.,Corbu-Drumea L. Migratia in / din Republica Moldova : proces si reglementare. Populatia Republicii Moldova in contextul migratiei international v.1. 2010.
10. Pantiru M C., Black R., Sabates-Wheeler R., Migration and Poverty Reduction in Moldova, Working Paper, Development Research Centre on Migration, Globalisation and Poverty. 2007.
11. Transferuri din strainatate efectuate in favoarea persoanelor fizice. Banca Nationala a Moldovei. URL: https://www.bnm.md/md/external_operations_via_banc_system (дата обращения 15.02.2015).
12. Transferurile banesti ale migrantilor moldoveni au atins un miliard 399,54 milioane de dolari SUA // NewsMoldova. URL: http://newsmoldova.md/02122014/flux-de-stiri/69128.htm (дата обращения 15.02.2015).
References
1. Glebov V.A., Makukhin A.V. K voprosu o rezul'tatakh parlament-skikh vyborov 30 noyabrya 2014 goda v respublike Moldova // Innovatsii v sovremennom mire, Moskva, 2015.
2. Moraru V., Moshnyaga V., Rusnak G. Mayatnik migratsii. Kishinev.
2012.
3. Moshnyaga V. Naselenie Moldovy v kontekste sovremennykh migra-tsionnykh protsessov. Moldova - Pridnestrov'e: Rabotaya vmeste radi us-peshnogo budushchego, Kishinev. 2009.
4. Moshnyaga V. Ekonomicheskii krizis i migratsiya: case study Res-publika Moldova. Premizele dezvoltarii economiei nationale in contextual crizei economice. Materialele conferintei stiintifico-practice internationale. Balti. 2010.
5. Poalelunzh' O.M. Moldova v potoke mezhdunarodnoi migratsii // Osnov-nye vyzovy demograficheskoi bezopasnosti: skhodstva i razlichiya v Moldove i Belarusi. Pod red. Paladi G.A., Shakhot'ko L.P. Kishinev, 2010.
6. Safonov I. Evrei v Moldove - 500 let vmeste // Panorama. 2011. №14.
7. Fomenko V.G., Krivenko A.V. Problemy migratsii naseleniya Prid-nestrov'ya // Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Problemy ustoichivogo razvitiya Respubliki Belarus' i sopredel'nykh stran». Mogilev: UO «MGU im. A.A. Kuleshova». 2012.
8. Migratia fortei de munca. Sinteza. Biroul National de Statistica al Re-publicii Moldova. Chisinau. URL: http://www.statistica.md/public/files/ publica-tii_electronice/migratia/Sinteza_MFM_2012.pdf (data obrashchenie 15.02.2015).
9. Mosneaga V.,Corbu-Drumea L. Migratia in / din Republica Moldova : proces si reglementare. Populatia Republicii Moldova in contextul migratiei international v.1. 2010.
10. Pantiru M C., Black R., Sabates-Wheeler R., Migration and Poverty Reduction in Moldova, Working Paper, Development Research Centre on Mi-gration, Globalisation and Poverty. 2007.
11. Transferuri din strainatate efectuate in favoarea persoanelor fizice. Banca Nationala a Moldovei. URL: https://www.bnm.md/md/external_operations_via_banc_system (data ob-rashcheniya 15.02.2015).
12. Transferurile banesti ale migrantilor moldoveni au atins un miliard 399,54 milioane de dolari SUA // NewsMoldova. URL: http://newsmoldova.md/02122014/flux-de-stiri/69128.htm (data obrashcheniya 15.02.2015).