Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ACCOMMODATION FACILITIES / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТУРИСТЫ / TOURISTS ORGANIZED / НЕОРГАНИЗОВАННЫЕ ТУРИСТЫ / ГОСТИНИЦЫ / HOTELS / РЕСТОРАНЫ / RESTAURANTS / ПАНСИОНАТЫ ОТДЫХА / ТУРИСТИЧЕСКИЕ БАЗЫ / TOURIST BASES / ДОМА ОТДЫХА / ТУРПАКЕТЫ / TOUR PACKAGES / РАСХОДЫ ТУРИСТОВ / TOURIST SPENDING / UNORGANIZED TOURISTS / BOARDING HOUSES RECREATION / RESORTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долотбакова А.К., Уметалиев А.С.

В данной статье анализируется поток туристов организованного и неорганизованного сектора в Кыргызскую Республику. Рассматриваются средства размещения, в которых останавливаются иностранные и внутренние туристы. Анализу подвергается более подробно посещение субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории Иссык-Кульской области, основной курортной зоны республики. Также внимание уделено возрастному составу посетителей, продолжительности пребывания туристов, расходам, осуществляемым туристами в местах посещений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LOGISTICS OF TOURIST FLOWS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

This paper analyzes the flow of tourists organized and unorganized sector in the Kyrgyz Republic. We consider the placement of funds in which the stop foreign and domestic tourists. Analyzed in more detail visit to entities operating in the field of tourism in the Issyk-Kul region in, the main resort area of the country. Special attention paid to the age structure of visitors, length of stay of tourists, spending by tourists carried out in the field visits.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Н.В. Гончарова, О.Л. Домнина

Современное состояние контейнерных перевозок и обоснование транспортно-логистических...

нов, Н.В. Гончарова // сборник статей Тринадцатых Прохоровских чтений, Н.Новгород, 1 декабря 2017 г. - Н.Новгород: Издательство «Автор», 2018. - С. 53-58.

[10] Ничипорук, А.О. Определение стоимостных показателей для выбора логистической схемы доставки грузов с учетом качества и экологичности перевозки / А.О. Ничипорук, Н.В. Гончарова // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. № 12 (92). С. 189-195.

[11] Тарифы на доставку по городу, Нижегородской области и России. Режим доступа: http://nna5 2 .ru/tarif.

[12] Тарифы на услуги грузовой обработки контейнерных грузов в Морском порту Санкт-Петербург. Режим доступа: http://transrussia.net/tariff/pdf/mpsp1.pdf.

CURRENT STATUS OF CONTAINER TRANSPORTATION AND JUSTIFICATION OF TRANSPORT-LOGISTICS SCHEMES WITH THE PARTICIPATION OF INLAND WATER TRANSPORT

N. V. Goncharova, O.L. Domnina

Key words: inland water transport, container transportation

The current state of the Russian market of container transport, their efficiency of use by various modes of transport, including inland waterway transport. The author substantiates the urgency of creating a transport system of container transportation by inland waterways, provides a method of determining the cost of delivery of containers in comparison with alternative modes of transport.

Статья поступила в редакцию 02.07.2018 г.

УДК 338.48

А.К. Долотбакова, кандидат экономических наук, доцент

Кыргызский Государственный технический университет им И. Раззакова

А. С. Уметалиев, доктор экономических наук, заведующий кафедрой, профессор,

КГТУ им. И. Раззакова,

Кыргызская Республика, 720044, г. Бишкек, пр. Ч. Айтматова, 66

СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: внутренний туризм, средства размещения, организованные туристы, неорганизованные туристы, гостиницы, рестораны, пансионаты отдыха, туристические базы, дома отдыха, турпакеты, расходы туристов.

В данной статье анализируется поток туристов организованного и неорганизованного сектора в Кыргызскую Республику. Рассматриваются средства размещения, в которых останавливаются иностранные и внутренние туристы. Анализу подвергается более подробно посещение субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории Иссык-Кульской области, основной курортной зоны республики. Также внимание уделено возрастному составу посетителей, продолжительности пребывания туристов, расходам, осуществляемым туристами в местах посещений.

Изучая возможности каждого из регионов Кыргызской Республики, можно отметить, что во всех регионах страны имеются рекреационные ресурсы для развития

внутреннего туризма [7, с. 3]. При этом видно, что для отдельных регионов вклад внутреннего туризма больше, чем иностранного туризма.

Развитие внутреннего туризма при правильной политике органов государственного управления дает возможность получения доходов не только от использования имеющихся ресурсов, но и так называемый нематериальный доход в виде оздоровления населения и воспитания гражданственности подрастающего поколения [1, с. 42].

Число отдохнувших туристов за 2014 год составило 1237,5 тыс. человек, в том числе в организованном секторе туризма - 690 тыс. человек (более 56%), в неорганизованном - 547 тыс. человек (около 44%) (рис.1). По сравнению с предыдущим годом число отдохнувших туристов увеличилось на 10 процентов, а по сравнению с 2010 г. -более чем в 2 раза (табл.1). Доля граждан Кыргызстана в общем числе туристов, отдохнувших в организованном секторе, составила более 80 процентов (более 560 тыс. человек) [11, с. 18].

100 50 80 70 60

¿0 ;0 а о

10

д

16,а 11,0 40,7

17,2

59,0 59,3

52,' 5Б,1

I 1101 ИНН ¿истины У «И|й[>

101! 2011 неорганизованный <мс1и[>

Рис. 1. Число туристов, отдохнувших организованном и неорганизованном секторе туризма (в процентах к итогу) [12, с. 19]

Необходимо отметить то, что проблема некачественного подсчета потока как внешних, так и внутренних туристов, влияет на определение востребованности и спроса туристических услуг Кыргызстана, а также на долю вклада туристической отрасли в экономику страны. Показатели табл. 1 дают основу полагать, что поток туристов с каждым годом имеет тенденцию к возрастанию, хотя в отдельные годы наблюдается его снижение [4, с. 89; 11, с. 12].

Таблица 1

Численность туристов в Кыргызской Республике в 2008-2014 гг., тыс. человек

Наименование показателей 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Число отдохнувших 888,0 806,8 584,3 816,9 1199,4 1132,2 1237,5

в организованном секторе 539,5 488,5 357,7 482,0 631,9 671,6 690,5

в неорганизованном секторе 348,5 318,3 226,6 334,9 567,5 460,6 547,0

На основе расчетов, сделанных нами по количеству туристов в Кыргызской Республике за 2014 г. в организованном секторе можно сказать, что количество внутренних туристов составило от общего количества всех туристов 81%, остальная доля туристов приехали из стран СНГ - 12,8% и туристы из дальнего зарубежья составили -6,16% (табл. 2).

Таблица 2

Число посетителей, воспользовавшихся услугами предприятий и организаций туризма, учреждений отдыха по странам проживания и территории в 2014 г.1

Организации туризма и отдыха Всего в том числе

из стран вне СНГ из стран СНГ граждане Кыргызстана

Всего посетителей 697991 43007 89345 565639

в % 100 6,16 12,8 81,04

Гостиницы 205010 28959 17887 158164

в % 100 14,13 8,72 77,15

Специализированные средства размещения: 301472 4420 67360 229692

в % 100 1,46 22,34 76,2

Туристские базы 34781 277 3490 31014

в % 100 0,79 10,03 89,17

Санатории 61341 567 11131 49643

в % 100 0,92 18,15 80,93

Детские санатории 3654 - - 3654

Санатории - профилактории 9655 - - 9655

в % 100 - - 100

Дома отдыха 42175 8 13124 29043

в % 100 0,02 31,12 68,86

Пансионаты отдыха 120233 3508 37434 79291

в % 100 2,92 31,13 65,95

Пансионат с лечением 1323 - 20 1303

в % 100 - 1,5 98,5

Базы отдыха 1757 60 260 1437

в % 100 3,41 14,79 81,78

Спортивно- оздоровительные комплексы 2216 - 1526 690

в % 100 - 68,86 31,14

Детские оздоровительные комплексы 24337 - 375 23962

в % 100 - 1,54 98,46

Турфирмы и туроператоры, бюро путешествий и экскурсий 10387 4589 2724 3074

в % 100 44,18 26,23 29,59

Природные парки и заповедники 89386 1049 1326 87011

в % 100 1,17 1,48 97,34

Прочие предприятия туризма 91736 3990 48 87698

в % 100 4,35 0,05 95,6

Поскольку Национальный статистический комитет дает такую сводку по внутреннему туризму, мы можем сказать, что все последние годы в течение которых идет становление туристической отрасли, имело место примерно такое же соотношение: 20% - иностранные туристы и 80% - внутренние туристы. Из этого следует, что раз-

1 Рассчитано на основе статсборника «Туризм в Кыргызстане 2010-2014». Нацстатком КР, 2015. - С. 60. 130

витие туризма в Кыргызской Республике основано в данное время именно на внутреннем туризме. Внутренние туристы посещают в 60-98% случаев все имеющиеся предприятия туризма, в том числе гостиницы и специализированные средства размещения.

Продолжая анализировать табл. 2 можно отметить, что туристы из дальнего зарубежья наиболее часто останавливались в гостиницах (14,13%), незначительно - в пансионатах отдыха (2,92%), базах отдыха (3,41%), туристских базах (1,46%), санаториях (0,92%), в природных парках и заповедниках (1,17%), прочих предприятиях туризма -4,35%. Также видно, что именно иностранные туристы в основном (70%) пользовались услугами местных турфирм, туроператоров, бюро путешествий и экскурсий, из дальнего зарубежья - 44,18%, из стран СНГ - 26,23%.

В целях своевременной и эффективной организации работ по статистике туризма и обеспечения полноты охвата субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих экономическую деятельность в сфере туризма, расположенных на территории Иссык-Кульской области, в период с 1 по 10 августа 2014 г. Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики проведено сплошное единовременное обследование субъектов, предоставляющих услуги гостиниц и аналогичных им средств размещения (гостиницы, мотели, пансионаты и др.), специализированных средств размещения (санаторно-курортные организации, учреждения отдыха, туристские базы и др.), гостевых домов, осуществляющих экономическую деятельность в сфере туризма и домашних хозяйств, оказывающих услуги неорганизованным туристам [3, с.73].

Всего обследовано 139 гостиниц и аналогичных им средств размещения, специализированных средств размещения, а также 800 гостевых домов, расположенных на территории учреждений отдыха, 170 гостевых домов, расположенных вне территории учреждений отдыха и 4,1 тыс. домашних хозяйств, принимающих неорганизованных туристов.

Обследование проведено путем непосредственного посещения субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории области. По итогам обследования, в июне-августе 2014 г. на территории Иссык-Кульской области насчитывалось более 740 тыс. туристов, что по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 19,5 процента больше. В организованном секторе туризма отдохнуло более 193 тыс. человек (на 21,5% больше), в неорганизованном секторе туризма - 547 тыс. человек (на 18,8% больше) (рис.2). Число отдохнувших туристов из стран СНГ составило более 48 тыс. человек, из стран вне СНГ - более 22 тыс. человек.

НСи|НЛ1НЛЛМ|111ЬЛ1 <-1'Н "ир

75.9

Рис. 2. Число туристов, отдохнувших в организованном и неорганизованном секторе туризма в июне-августе 2014 г. (в процентах к итогу)

В семи областях Кыргызстана, включая г. Бишкек и г. Ош, был проведен опрос, целью которого было определение основных характеристик туристических потоков страны, поиск проблем и путей решения [6, с. 31-33]. Всего в опросе приняли участие 663 респондента.

Основной внутренний туристический поток исходит из города Бишкек. 32% опрошенных респондентов являлись жителями г. Бишкек, 14% приехали из г. Ош, 12% -из Чуйской области, 11% - из Джалал-Абадской. Самое меньшее количество внутренних туристов исходит из Таласской области (4%). Основную часть опрошенных приезжих туристов в г. Бишкек составляют жители Чуйской области (50,6%), минимальное количество приезжих составляют жители Баткенской области (3,5%). Основную часть приезжих внутренних туристов в Чуйской области составляют жители Таласской области - 55,6%, Бишкек 32% - Ошская область - 14%, Чуй - 12%, Джалал-Абад - 11%, Баткен - 9%, г.Ош - 8%, Иссык-Куль - 5%, Нарын - 5%, Талас - 4%. Также виден большой поток внутренних туристов (45,2%) из Нарынской в Иссык-Кульскую область и, наоборот, из Иссык-Кульской в Нарынскую (45,9%). Согласно результатам опроса, в Таласскую область стекаются туристы из г. Бишкек (21,6%) и Иссык-Кульской области (18,9%). Минимальное количество опрошенных туристов в Таласской области прибыло из Ошской области (2,2%). Основу внутренних туристов в Ошской области составляют жители Баткенской (29,8%) и Джалал-Абадской области (24%). Наименьшее количество приезжих в Ошскую область составляют жители Чуйской области (1,3%). Среди приезжих внутренних туристов Джалал-Абадской области 36,5% являются выходцами из г.Ош, 33,7% - из Ошской области. Большинство приезжих туристов в Баткенской области составляют жители г. Ош (30,8%) и Джа-лал-Абадской области (22,7%). Наименьшее количество приезжих туристов в Баткенской области - жители Таласской области (3,7%). Наибольший поток опрошенных внутренних туристов в г. Ош происходит из Баткенской области (33,3%) и из Ошской области (30,3%) [5, ^ 54].

Подавляющее большинство опрошенных внутренних туристов (94%) предпочли самостоятельно подготовленные поездки, тогда как турпакетами воспользовались лишь 6 % опрошенных. Длительность поездок опрошенных респондентов варьируется в зависимости от региона, куда направляются туристы (табл. 3).

Так в г. Бишкек, Нарынскую, Чуйскую, Джалал-Абадскую и Баткенскую области туристы приезжают преимущественно на 6-12 суток. Большинство опрошенных внутренних туристов посещают Иссык-Кульскую, Таласскую и Ошскую область на 35 суток. г. Ош посещают преимущественно на 1-2 дня.

Таблица 3

Длительность поездки внутреннего туриста Кыргызстана, в % от общего количества опрошенных в данном регионе

Регион Длительность поездки (общее количество суток)

1-2 суток 3-5 суток 6-12 суток 13-20 суток 21-30 суток Более одного месяца

г. Бишкек 12 21,3 40 20 2,7 4

Чуйская область 26,7 14,7 38,7 20 0 0

Иссык-Кульская область 3,8 40 31,3 12,5 6,3 6,3

Нарынская область 6,7 18,7 52 14,7 2,7 5,3

Таласская область 5,3 56,6 28,9 5,3 3,9 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ошская область 33,3 47,4 17,5 0 1,8 0

Джалал-Абадская область 17,3 30,7 49,3 2,7 0 0

Баткенская область 6,7 32 41,3 14,7 5,3 0

г. Ош 41,3 32 18,7 4,0 2,7 1,3

Расходы опрошенных внутренних туристов в разных местах отдыха Кыргызстана также варьируются в зависимости от региона (табл. 4). Большинство респондентов тратили до 5000 сомов в день во всех девяти регионах. Но также имеются некоторые

различия между регионами. Расходы каждого пятого посетителя города Бишкек, Ис-сык-Кульской и Баткенской области составили 5000-10000 сомов. Такие же расходы были у каждого четвертого опрошенного внутреннего туриста, посетившего Ошскую область и г. Ош. Встречаются и туристы побогаче, которые могут себе позволить расходы от 30000 до 60000 сомов в день.

В качестве средства передвижения внутренние туристы чаще всего пользуются такси (41%), ровно треть - маршрутными такси, а 25% собственной машиной. Самолетами для внутреннего туризма пользуются всего 4% туристов.

Таблица 4

Данные о совокупных расходах внутренних туристов в разных местах отдыха, в % от общего количества опрошенных в данном регионе

Регион Совокупные расходы 1 человека за один день пребывания в месте отдыха

до 5000 сомов 500010000 сомов 1000017000 сомов 1700024000 сомов 2400030000 сомов 3000037000 сомов 5100061000 Не знаю/ отказ

г.Бишкек 78,7 18,7 1,3 0 0 0 0 1,8

Чуйская область 90,7 4,0 0 0 0 0 0 5,3

Иссык-Кульская область 66,3 18,8 2,5 2,5 0 0 0 10,0

Нарынская область 85,3 1,3 1,3 0 0 0 0 12,0

Таласская область 92,1 0 0 0 0 0 0 7,9

Ошская область 38,6 24,6 14,0 8,8 3,5 8,8 0 1,8

Джалал-Абадская область 53,3 16,0 10,7 8,0 0 0 0 12

Баткенская область 40,0 21,3 25,3 12,0 0 0 0 1,3

г.Ош 62,7 24,0 0 0 0 1,3 1,3 10,7

Подавляющее большинство внутренних туристов посетили места отдыха внутри страны более одного раза. Из них 38% отдыхали более 10 раз, а 23% - до 4 раз.

Увеличилось и количество отдохнувших людей (рис. 3). Если проанализировать данный рисунок, то видно, что численность отдыхающих резко снижалось в 2005 и 2010 годах. Это связано с политическими событиями в Кыргызстане.

300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

Рис. 3. Динамика обслуженных лиц, человек

2002 200 3 2004 2СЮ5 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Средний возраст внутреннего_туриста составил в 2006 г. 38,6 лет, средний возраст внутреннего туриста в 2012 г. - 39,3 лет[6, с. 33-36]. Туристы в возрасте от 30 до 39 доминируют среди остальных возрастных групп. По сравнению с предыдущим исследованием существенно увеличилась доля туристов зрелого возраста. На рис. 4 синим цветом показано количество туристов данной возрастной категории в 2006 г. в процентах, далее желтым цветом в 2012 г. Так, например, количество отдыхающих в возрасте за шестьдесят лет возросло за шесть лет на 10%, в возрасте от 18 до 29 лет уменьшилось на 10,6%.

Рис. 4. Возрастная структура отдыхающих туристов, %

Из рисунка 5 видно, что за прошедший период с 2006 по 2012 годы, количество внутренних туристов, отдыхающих по маршрутам выходного дня, увеличилось почти вдвое, также выросла численность туристов, выезжающих на 6-12 дней. В тоже время снизилась численность туристов, отдыхающих сроком 3-5 дней и больше 13 дней.

Внутренние туристы выражают низкую удовлетворенность уровнем цен на туристические продукты, что можно объяснить невысокой доходностью населения страны [10, с. 132].

Рис. 5. Продолжительность пребывания туристов в месте отдыха, %

За один день отдыха внутренние туристы затрачивают в среднем 85,6 долларов США или 3 944 сом.

Сравнительный анализ расходов 2006 года и 2012 года показал на наличие изменений. Так, средняя сумма расходов всех категорий туристов выросла на более чем 300%, а самый высокий прирост расходов отмечается у внутренних туристов (табл. 5).

Большая половина внутренних туристов предпочитает спонтанный, незапланированный отдых. Тогда, как остальная половина готовится к отдыху за 2 месяца вперед.

Основным мотивом выбора мест отдыха внутренние туристы называют привлекательность природы, отдых на свежем воздухе и полезность отдыха на природе для здоровья, как взрослых, так и детей. На выбор места отдыха также влияют рекомендации родных и друзей. Большинство внутренних туристов перемещаются внутри Кыргызстана с целью отдыха и туризма. Треть внутренних туристов посещают друзей и родственников.

Таблица 5

Сравнительные средние расходы внутренних туристов

Категория туристов Внутренние туристы А (%)

Год 2006 г. 2012 г. рост темп прироста

Средние расходы в день

$ США 18,4 85,6 465,2 365,2

Сомы 848 3944

Необходимо отметить то, что 70,5% внутренних туристов не практикуют бронирование своей поездки. Треть внутренних туристов забронировали свою поездку различными способами [9, с. 155].

В основном внутренние туристы предпочитают отдых до 12 суток. За шесть лет снизилась доля отдыхающих более 13 суток, что напрямую связано с затратами на отдых.

Одиночный туризм набирает популярность среди внутренних туристов - 26,8%. Но основная доля внутренних туристов путешествует семейной парой, с детьми и с друзьями [8, с. 17].

Отдых в собственной стране могут себе позволить представители государственных и коммерческих организаций, а также предприниматели. Значительной является также доля работников сферы услуг и пенсионеров. По сравнению с результатами исследования 2006 года, резко снизилась доля отдыхающих безработных (на 11,9%), которые не всегда могут себе позволить отдых даже в собственной стране, а также доля студентов (на 8%) [15, с.4].

Затраты за один день пребывания в месте отдыха у большинства внутренних туристов не превышают 75 долларов США (3 456 сом). В целом, расходы кыргызстанца не превышают 550 долларов США или 25 341 сом за один день. В среднем, чуть более трети расходов внутренних туристов уходит на еду/напитки (34,7%) и на проживание (32,2%) в месте отдыха. Прочие расходы (развлечение, лечение, покупка подарков и различных вещей) в среднем составили 18% от общей суммы трат. Остальная доля расходов (15%) распределилась по таким пунктам, как транспортировка внутри страны, экскурсии, билеты в музеи и театры, гиды и сувениры [16, с. 45].

Природа Кыргызстана и гостеприимство местного населения являются самыми привлекательными факторами для всех категорий туристов. На вопрос «Что понравилось больше всего в Кыргызстане/месте отдыха?» внутренние туристы отнесли на первое место - природу, на второе - гостеприимство и доброжелательность людей, на третье - развлечения; кухню и продукты питания; памятники истории; уровень обслуживания.

В целом, уровень качества предоставляемых туристических услуг внутренние туристы больше считают «средним». Нужно понимать, что внутренние туристы, являясь

одновременно потребителями и продавцами туристических продуктов, более требовательны в своих стремлениях в повышении уровня качества туристических услуг.

Кыргызстан посещают люди с разными возможностями и потребностями, выбор места проживания весьма разнообразен и изменчив. Среди внутренних туристов наиболее популярны проживание в доме друзей/родственников, частный гостевой дом, а также местная гостиница.

В основном, уровень качества услуг в местах основного проживания внутренними туристами оценивается как «соответствующий». Самая низкая доля туристов, давшая оценку «хорошо» и «отлично» и, соответственно, самая высокая доля туристов, давшая оценку «средне», оказались внутренними туристами, треть которых осталась недовольна местом проживания.

Все категории туристов рекомендуют обратить внимание на три основные проблемы: ремонт дорог, уборка мусора и улучшения санитарно-гигиенических условий. Существенная доля внутренних туристов рекомендуют повышать профессионализм обслуживающего персонала.

Привлекательность туристической отрасли зависит от соответствия туристических продуктов мировым стандартам. Это обязывает поднимать на качественно новый уровень всю систему туристической отрасли, включая проживание, уровень сервиса, а также систему питания. В настоящее время отмечается быстрое развитие сферы питания, что обусловлено ежегодным увеличением числа ресторанов, кафе, сетью быстрого питания. Уровень качества питания неодинаков, но уровень сервиса предоставляемых услуг ресторанов оценивается всеми категориями туристов, как «соответствующий». Туристы из-за рубежа больше, чем внутренние туристы довольны качеством сервиса в ресторанах. Соответственно, меньшее довольство качеством сервиса, полученных услуг в ресторанах выражают внутренние туристы. Большая доля внутренних туристов и четверть туристов стран СНГ не смогла оценить качество услуг, предоставляемых в ресторанах, что, скорее всего, связано с доходами и отсутствием привычки посещения ресторанов, которых не так много в регионах в отличие от кафе.

Сравнительный анализ результатов с данными 2006 года показывает, что за шесть лет доля внутренних туристов, считающих качество услуг ресторанов «отличным», снизилась на 41%, а доля по ответам «хорошо» на 37%. Объяснением служит то, что в 2006 году отсутствовал ответ «соответствует» и «не пользовался услугой» ресторанов, который был в анкете 2012 года.

Хочется верить в то, что все внутренние туристы исследования 2006 года посетили ресторан, хотя бы один раз во время своего путешествия. В отличие от ресторанов, кафе в Кыргызстане пользуются большим спросом у всех категорий туристов. Уровень обслуживания в кафе обычно не выше, чем в ресторане. Тем не менее, более трети туристов всех категорий довольны качеством сервиса в кафе и отмечают его как «соответствующее». Треть туристов из дальнего зарубежья считает «хорошим» качество услуг в кафе, тогда как доля туристов из СНГ по этому ответу не превысила и половины туристов дальнего зарубежья, а доля внутренних туристов составила всего 9% [6, с. 28-29]. «Средним» качество услуг больше всего считают внутренние туристы и чуть в меньшей доле туристы из СНГ. По сравнению с данными 2006 года в 2012 году доля внутренних туристов снизилась от 51% до 3%, считающих «хорошим» качество услуг кафе % по ответу «хорошо», а по ответу «отлично» на 11%. Удовлетворительным качество сервиса считало всего 16% внутренних туристов. Основными причинами тому являются выбор респондентами ответа «соответствует», которого не было в исследовании 2006 года, а также неудовлетворенность туристов качеством услуг в кафе, где значительная доля респондентов посчитала качество услуг в кафе «средним».

Основной рекомендацией, касающейся повышения качества услуг в ресторанах и кафе, большой доли всех категорий туристов является повышение качества культуры

предлагаемой еды. Туристы рекомендуют повышать профессионализм обслуживающего персонала и разнообразить меню, а также повышать качество предлагаемой еды.

Услугами туристических компаний больше всего пользуются туристы из дальнего зарубежья. Большинство туристов из стран СНГ и подавляющее большинство внутренних туристов не пользовались услугами туристических компаний. Из 22% внутренних туристов, воспользовавшихся услугами туристических компаний, 12% остались недовольны.

В исследовании 2006 года довольно большая доля внутренних туристов воспользовалась услугами туристических компаний (83%). Разница в ответах «отлично» и «хорошо» в среднем составляет 24% в пользу данных 2006 года. По мнению турпро-вайдеров, внутренние туристы пользуются их услугами намного меньше, чем иностранные туристы. Повышение качества услуг туристических компаний является залогом их успешности. В основном, рекомендации по повышению качества услуг туристических компаний для всех категорий туристов касаются: повышения профессионализма обслуживающего персонала, предоставления достоверной информации, совершенствования сайтов с расширением объема предоставляемой информации.

Июль и август считаются «золотым временем» летнего сезона, особенно для желающих посетить озеро Иссык-Куль. В этот период места отдыха пользуются наибольшим спросом у туристов. Однако, по оценкам экспертов ежегодно туристический сезон начинается несколько вяло, набирая обороты только с середины сезона. За последние годы в среднем в 2 раза поднялись цены на многие услуги для туристов: транспорт, питание, размещение, экскурсии, развлечения. Однако, качество предоставляемых туристических услуг остается под вопросом, вызывая различную реакцию у туристов. По результатам исследования стало известно, что качество услуг в местах основного проживания соответствует предлагаемой цене, что было подтверждено большинством всех категорий туристов. Тем не менее, недовольных соотношением цены качеству услуги мест проживания набралось достаточно большое количество -20% внутренних туристов и в среднем 13% иностранных туристов. Это свидетельствует о том, что некоторые предприниматели устанавливают завышенные цены, неадекватно отражающие уровень сервиса. Несоответствие уровня качества услуг проживания к их стоимости вызывает разочарование и недовольство в среднем у 13% всех категорий туристов. Тем не менее, большинство всех категорий туристов отметили, что качество услуг соответствует их ожиданиям. Качество обслуживания превзошло ожидания у туристов из дальнего зарубежья.

Учитывая то, что услугами туристических компаний больше всего пользуются туристы из дальнего зарубежья, подавляющее большинство внутренних туристов и туристов из стран СНГ не смогли дать оценку по соотношению «цена - качество». Доля недовольных внутренних туристов соотношением качества услуг туристических компаний превышает долю довольных. Подавляющее большинство внутренних туристов (81,1%) и туристов СНГ (64,3%) не пользовались услугами туристических компаний. Соответствие качества услуг их ожиданиям отмечают 33% туристов из дальнего зарубежья, 26% туристы СНГ и 12% внутренних туристов. Большую долю всех категорий туристов устраивает сложившееся соотношение «качество - цена» в кафе и ресторанах. Однако, большая доля внутренних туристов считает завышенными цены по соотношению к качеству услуг кафе. Данная цифра наполовину ниже по услугам ресторанов. Также цену завышенной по соотношению к качеству услуг кафе и ресторанов считают 20% туристов стран СНГ. Меньше всех недовольны качеством услуг ресторанов и кафе по соотношению к цене туристы из дальнего зарубежья. Доля неудовлетворенных качеством сервиса кафе в соотношении с ожиданиями внутренних туристов намного выше, нежели доля туристов из дальнего зарубежья и СНГ. Иностранные туристы больше недовольны качеством сервиса ресторанов, поскольку ожидали большего. Резюмируя, нужно сказать, что качество сервиса туристических услуг не соответствует предлагаемой цене. Тому причиной является отсутствие общепринятых

стандартов соответствия качества услуг, а также необоснованное завышение цен на туристические услуги.

Исследования показали, что турпакеты и групповые поездки востребованы среди 7,3% внутренних туристов, 9,4% туристов из СНГ и 36% туристов из дальнего зарубежья. Остальная доля туристов предпочитает организовать свой отдых самостоятельно. Около 190 туристических компаний в Кыргызстане направили свою деятельность на внутренний туризм. В настоящем исследовании участвовало всего 20 провайдеров туристических услуг, где мы попытались узнать:

- количество проданных туров по каждой компании;

- общее суммарное количество проданных туров/пакетов/путевок за сезон;

- у туристов каких стран больше всего пользуются спросом услуги туроператоров Кыргызстана.

Внутренние туристы хотели бы заняться курортно-оздоровительным туризмом, водными видам туризма, посещением культурных мест и достопримечательностей. Обращает внимание то, что 8% туристов хотели бы заняться пешим туром/походом, а 7% отмечают, что хотели бы заняться конным туром. Несмотря на привлекательность и перспективность рекреационных ресурсов Кыргызстана, внутренний туризм не становится приоритетным направлением в деятельности большинства туристских фирм. На это есть определенные причины. Одни из них носят субъективный характер, другие обусловливаются общим состоянием экономики региона [2, с. 162; 17, с. 30].

Обобщая вышесказанное можно сказать, что внутренний туризм вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие Кыргызской Республики. На основании данных Национального статистического комитета мы можем сказать, что все последние годы, в течение которых идет развитие туристической отрасли, применяя принцип Парето, имело неизменно соотношение - 20% - иностранные туристы и 80% - внутренние туристы. Из этого следует, развитие туризма в Кыргызской Республике основано в данное время именно на внутреннем туризме. Внутренние туристы посещают в 60-98% случаях все имеющиеся предприятия туризма, в том числе гостиницы и специализированные средства размещения. На основе расчетов, сделанных нами по количеству туристов в Кыргызской Республике за 2014 г. в организованном секторе можно сказать, что количество внутренних туристов составило от общего количества всех туристов 81%, остальная доля туристов приехали из стран СНГ - 12,8%, и туристы из дальнего зарубежья составили - 6,16%. Доля внутренних туристов от всех отдыхающих в домашних хозяйствах, принимающих неорганизованных туристов в рекреационных зонах Иссык-Кульской области составляет 94-98% (2010-2014 гг.) [13, с. 1; 14, с. 2].

Список литературы:

[1] Алымкулова А.С., Долотбакова А.К. Перспективы развития сферы туризма Кыргызской Республики //Материалы международной научно-практической конференции «Роль финансово-кредитных рычагов в стабилизации и укреплении экономики посткризисного этапа», 17-18 мая 2012 г. - Алматы, 2012.

[2] Долотбакова А.К. Применение логистики для повышения конкурентоспособности турпро-дукта Кыргызской Республики // Материалы региональной научно-практической конференции в Центральной Азии «Логистика и управление цепями поставок», Бишкек, 18 мая 2016 г.

[3] Долотбакова А.К. Принятие управленческих решений в сфере туризма Кыргызской Республики // Международная межвузовская научно-практическая конференция «Экономическая политика Кыргызской Республики: от разработки до реализации», Вестник КНУ им.Ж.Баласагына. Спецвыпуск. 24 мая 2013 г.

[4] Долотбакова А.К. Роль науки в развитии сферы туризма КР. // Международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования управления природными и социально-экономическими процессами», КГУ им. Арабаева. 4 июня 2013 г.

[5] Долотбакова А.К. Специфика развития туристической отрасли Кыргызстана в условиях глобализации мировой экономики //Актуальные вопросы современной экономики: Сб. науч. тр. - Бишкек: ИЭ НАН КР, 2014.

[6] Исследование туристической отрасли Кыргызской Республики. SIAR research and consulting. 2012.

[7] Кислова Ю., Казунина А. Анализ объемов и структуры туристских потоков на территорию региона на примере города Москвы: методология и проблемы оценки http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/s12-23_log_0715.pdf (11.01.2017)

[8] Мартышенко Н.С. Оценка пространственного распределения туристов в Приморском крае в высокий сезон // Практический маркетинг. - 2011. - №8 (174).

[9] Сариева Ш.К. Перспективы развития внутреннего туризма в Кыргызской Республике. Дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н. Бишкек, 2017. - 175 с.

[10] Скоробогатова Т.Н. Трактовка термина «поток» в аспекте логистического управления движением туристов // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2. N° 26 (65). 2013.

[11] Тихомирова О.В. Статистическая оценка и анализ развития международного туризма. М, 1997.

[12] Туризм в Кыргызстане 2010-2014. Статсборник. Нацстатком КР, 2015.

[13] Фурщик М. Прогнозирование туристических потоков //Маркетинг услуг, №1 (21). 2010 // http://foconsult.ru/publications/i44-prognozirovanie-turisticheskih-potokov.html

[14] Царева Н.В. Оценка вклада туризма в экономику региона// Известия Иркутской государственной экономической академии. №5 / 2008. http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vklada-turizma-v-ekonomiku-regiona

[15] Чернышова Н.С., Боголюбова С.А. Оценка перспектив развития туризма в Санкт-Петербурге //Мир науки, культуры, образования. №6 (43). 2013. http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-perspektiv-razvitiya-turizma-v-sankt-peterburge

[16] Шмидт Ю.Д., Мартышенко Н.С. Сравнительный анализ туристских потоков из Приморского края в Китай //Фундаментальные исследования. Выпуск № 8-2 / 2014. http://cyberleninka. ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-turistskih-potokov-iz-primorskogo-kraya-v-kitay

[17] Юрьевская Е.М. Культура народов Причерноморья. - 2009. - №163. Прогнозирование туристических потоков в гостиничных предприятиях Севастопольского края http://tourlib.net/ statti_tourism/yurj evskaya.htm

MODERN LOGISTICS OF TOURIST FLOWS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

A.K. Dolotbakova, A.S. Umetaliev

Keywords: domestic tourism, accommodation facilities, tourists organized, unorganized tourists, hotels, restaurants, boarding houses recreation, tourist bases, resorts, tour packages, tourist spending.

This paper analyzes the flow of tourists organized and unorganized sector in the Kyrgyz Republic. We consider the placement of funds in which the stop foreign and domestic tourists. Analyzed in more detail visit to entities operating in the field of tourism in the Issyk-Kul region in, the main resort area of the country. Special attention paid to the age structure of visitors, length of stay of tourists, spending by tourists carried out in the field visits.

Статья поступила в редакцию 20.08.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.