Научная статья на тему 'Современная культура в ракурсе экономики и социологии'

Современная культура в ракурсе экономики и социологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
188
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
культура / экономика искусства / социология искусства / культурная политика / теория опекаемых благ / культурный туризм / театр / кино / culture / art economics / sociology of art / cultural policy / theory of patronized goods / cultural tourism / theater / cinema

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколов Константин Борисович, Крутоус Виктор Петрович

Данная рецензия обозревает наиболее значимые главы фундаментального коллективного труда, посвященного современной экономике культуры. Рецензент дает положительную оценку монографии, авторы которой являются специалистами высокого уровня и прекрасно владеют информацией о проблемах культурной политики и экономики текущего периода. В монографии, в том числе, речь идет о теории опекаемых благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Culture from the Point of Economics and Sociology

The article reviews the most significant chapters of the fundamental collective work devoted to the modern economy of culture. The reviewer highly appreciates the monograph; its authors are high-level specialists and perfectly acquainted with information about the problems of cultural policy and economy of the current period. The theory of patronized goods is discussed in the book.

Текст научной работы на тему «Современная культура в ракурсе экономики и социологии»

Художественная культура № 3 2020

Книги

УДК 3 / 7

ББК 60.56 / 65.498.5 / 71

Соколов Константин Борисович

Доктор философских наук, главный научный сотрудник, сектор экономики искусства, Государственный институт искусствознания, Москва О^Ю Ю: 0000-0002-8513-7561 sokolovkb.sias19@gmail.com

Крутоус Виктор Петрович

Доктор философских наук, профессор Кафедра эстетики философского факультета, МГУ Москва

О^Ю Ю: 0000-0003-4650-1049

krutousviktor85@gmail.com

Ключевые слова: культура, экономика искусства, социология искусства, культурная политика, теория опекаемых благ, культурный туризм, театр, кино.

Соколов Константин Борисович, Крутоус Виктор Петрович

Современная культура в ракурсе экономики и социологии

Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения. Коллективная монография.

Под общей редакцией А.Я. Рубинштейна. СПб.: Алетейя, 2019. 1072 с. Редколлегия: Музычук В.Ю., Рубинштейн А.Я., Ушкарев А.А., Хаунина Е.А., Чуковская Е.Э. Авторы: Бураков Н.А., Гедовиус Г.Г., Дудкина Е.А., Жабский М.И., Магидович М.П., Музычук В.Ю., Петрушина Т.В., Пуликова И.В., Рубинштейн А.Я., Славинская О.А., Соколова Е.К., Тимонина П.А., Ушкарев А.А., Хаунина Е.А., Шустова А.Е., Юсупова Г.М., Чуковская Е.Э., Кулаева А.А., Цыба А.А.

Данная рецензия обозревает наиболее значимые главы фундаментального коллективного труда, посвященного современной экономике культуры. Рецензент дает положительную оценку монографии, авторы которой являются специалистами высокого уровня и прекрасно владеют информацией о проблемах культурной политики и экономики текущего периода. В монографии, в том числе, речь идет о теории опекаемых благ.

Sokolov Konstantin B.

Doctor of Philosophy Chief Researcher, Art Economics Department, State Institute for Art Studies, Moscow ORCID ID: 0000-0002-8513-7561 sokolovkb.sias19@gmail.com

Krutous Viktor P.

Doctor of Philosophy, Professor

Department of Aesthetics, Faculty of Philosophy

Moscow State University, Moscow

ORCID ID: 0000-0003-4650-1049

e-mail: krutousviktor85@gmail.com

Key words: culture, art economics, sociology of art, cultural policy theory of patronized goods, cultural tourism, theater, cinema.

Sokolov Konstantin B., Krutous Viktor P.

Modern Culture from the Point of Economics and Sociology

The article reviews the most significant chapters of the fundamental collective work devoted to the modern economy of culture. The reviewer highly appreciates the monograph; its authors are high-level specialists and perfectly acquainted with information about the problems of cultural policy and economy of the current period. The theory of patronized goods is discussed in the book.

В России в течение ряда лет декларируется осуществление реформ, предпринимаемых с целью перехода к иным принципам устройства общества, — решительных перемен, коренного преобразования управления общественной жизнью, выработки новой политики. Все это самым непосредственным образом касается и такой сложной и специфичной сферы, как культурная деятельность — здесь концентрированно отразились изменения, происходившие в последние десятилетия в самых разных областях жизни общества. Актуальность темы, раскрываемой в коллективной монографии сектора экономики искусства Государственного института искусствознания, не вызывает сомнения — проблема культурной деятельности и ее влияния на человека сегодня является одной из важнейших.

В коллективной монографии проанализирована ситуация, которая сложилась в последнее время в сфере культурной деятельности. Важнейшим фактором, предопределившим плодотворность выполненного исследования, стало освоение его создателями огромного фактического материала. Следует дать высокую оценку статистическим данным, включенным авторами в текст и дающим наглядное представление о проблемах различных видов культурной деятельности. Многообразные статистические материалы воспроизводят репрезентативную картину этого явления, позволяют оценить динамику культурного производства и фактическое состояние проблем освоения продуктов культуры.

Отметим, что и в более ранний период публиковались серьезные исследования, посвященные анализу социально-экономических аспектов культурной деятельности [6; 7; 8; 9]. И повседневная практика, и развивающаяся теория культуры не могли оставить их без внимания.

Некоторые из работ обозначенной тематики страдают ограниченной конкретностью и нехваткой фактического материала для анализа. Тем значительней вклад авторов рецензируемой коллективной монографии в пополнение наших знаний о процессах современной культурной деятельности. К достоинствам данной монографии следует отнести и то, что ее создатели, не ограничиваясь констатацией недостатков в области функционирования отечественной культуры, предлагают конкретные меры усовершенствования этой сферы. Конечно, это еще не цельная комплексная программа выхода из системного кризиса, а лишь основные ее очертания и ориентиры. Но при всем

Современная культура в ракурсе экономики и социологии

этом предложенные авторами рекомендации, безусловно, представляют большой интерес для повышения эффективности культурной деятельности в РФ. Вполне возможно, что практическое осуществление этих рекомендаций (особенно если они станут достоянием широкого круга профессионалов) способно дать известный эффект и помочь расширить аудиторию театров, концертных организаций, музеев и т.п.

Говоря о проблемах современного функционирования культуры, отражающихся в статистических показателях, авторы не только не упускают из виду содержательные аспекты, но уделяют им видное место.

Так, первый раздел монографии (редактор — В.Ю. Музычук) раскрывает основные тенденции культурной деятельности в начале XXI столетия. В части I «Культурный потенциал России» комплексно анализируется культурный потенциал России с точки зрения его социально-экономических характеристик, что позволяет составить представление об его изменении в течение прошедших двух десятилетий [3]. Здесь приводятся результаты количественного анализа текущего состояния сферы культуры по видам культурной деятельности и типам учреждений (театры, музеи, библиотеки, культурно-досуговые учреждения и детские школы искусств), а также динамике основных социально-экономических показателей их функционирования за период с 1995 по 2015 годы. Кроме того, в данной части рассматривается сфера сохранения культурного наследия, которая, как правило, редко включается в экономический анализ области культуры. Большое внимание уделено проблемам финансового обеспечения этой сферы: исследованию основных показателей финансирования из консолидированного бюджета РФ, выявлению основных тенденций, анализу структуры финансовых поступлений по видам культурной деятельности, а также финансового обеспечения работ по сохранению культурного наследия. Материалы данной главы проиллюстрированы огромным количеством статистических данных в графическом и табличном виде.

Особо выделена аналитика региональных диспропорций по обеспеченности учреждениями культуры по видам культурной деятельности, финансированию сферы культуры в разрезе основных показателей и кадровому обеспечению, уровню оплаты труда работников культуры. Отдельный параграф знакомит с параметрической

оценкой региональной дифференциации в области культуры на основе индексов опекаемых благ. В конце второй главы приведены объемные приложения, характеризующие динамику рассматриваемых статистических показателей в регионах России.

Часть II «Вызовы времени» посвящена анализу институциональной среды культурной деятельности и проблемам реализации государственной культурной политики в аспекте отдельно взятых областей культуры и искусства (исполнительские искусства, музеи, культурное наследие, культурный туризм). Здесь обсуждаются проблемы формирования благоприятной институциональной среды для развития сферы культуры в целом и театрального дела в частности [1]. Выводы нельзя назвать утешительными, так как многие решения финансово-экономических ведомств, напрямую затрагивающие деятельность театров, как, впрочем, и других учреждений культуры, носят откровенно недружественный характер. Упомянуты и проблемы оценки качества услуг и нормативов финансирования в сфере культуры в контексте театральной деятельности.

Эта часть исследования опирается на европейский опыт поддержки театрального дела на примере Австрии и Венгрии. Рассматривается также зарубежный опыт сохранения культурного наследия с акцентом на различные институции и механизмы поддержки. Особое внимание уделено новым институтам и способам поддержания культурной деятельности, которые можно было бы заимствовать для создания многоканальной системы финансирования культурных учреждений в России. В отдельной главе детально разбирается зарубежный опыт содействия кинематографии, анализируются российская практика и особенности применения различных средств поддержки кинематографии с учетом национальной специфики [2].

Пожалуй, впервые в научной литературе в таком объеме продемонстрирован комплексный взгляд на особую разновидность туризма — культурный туризм. Приведены результаты освоения огромного массива информации по культурному туризму, его законодательному обеспечению, механизмам поддержки, месту и роли в осуществлении культурной политики на основе изучения зарубежного опыта и сложившейся российской практики.

Наконец, анализу подвергнуты основные тенденции реализации государственной культурной политики в России за прошедшие

Современная культура в ракурсе экономики и социологии

два десятилетия. Рассматриваются не только основные документы стратегического планирования в сфере культуры, но и итоги административной и бюджетной реформ.

Во втором разделе монографии исследуются проблемы теории и прикладные аспекты культурной деятельности. Часть III (редактор — А.Я. Рубинштейн) посвящена «теории опекаемых благ», охватывающей совокупность товаров и услуг, включая культурные блага, производство и потребление которых связано с государственной активностью, а также прикладным аспектам этой теории применительно к культурной деятельности. В первой главе «О теории опекаемых благ» дается представление об этой особой группе товаров и услуг, мотивации их общественной опеки, в основе которой лежит общественный интерес; рассмотрены немецкая традиция его определения, а также современные концепции, допускающие комплементарность его индивидуалистической и холистической версий. Во второй, третьей и четвертой главе данного раздела содержится описание стандартных провалов рынка, а также особых случаев, связанных с «болезнью цен», с концепциями общественных и мериторных благ. В пятой главе изучаются прикладные аспекты теории опекаемых благ применительно к культурной деятельности и фокусируется современное видение отношений государства и культуры. Ряд принципиальных вопросов и двадцать пять тезисных ответов на них — это, по существу, версия «нового взгляда», предлагаемого авторами как своего рода анонс основных результатов исследования в этой части монографии [4].

Часть IV «Институты поддержки культурной деятельности» (редактор — Е.А. Хаунина) состоит из пяти глав. Новая модель общественного развития требует качественной институциональной среды, это также относится и к системе поддержки культурной деятельности. Наряду с этим в странах Запада, а в последнее десятилетие и в России, растет потребность в активности гражданского общества, институты которого могут быть задействованы в финансировании культуры. В главе «О нормативной субсидии организациям культуры» анализируется система финансовых нормативов, характеризующих минимальные доли расходов бюджета на производство соответствующих видов культурных благ, отражающих государственные обязательства по их доступности для населения и оплате труда работников культуры. В фокусе этой части монографии находится обзор ряда моделей обще-

ственной поддержки культурной деятельности (благотворительности и меценатства, волонтерства, поступлений от проведения лотерей, инициативного бюджетирования, института индивидуальных бюджетных назначений и др.). Отдельно рассматривается специфика целевого капитала и приводятся примеры наиболее успешных энда-умент-фондов. Данная модель позволяет формировать долгосрочный ресурс для финансирования деятельности организаций культуры и отдельных проектов. Важной является глава «Общественная экспертиза», в которой приведены результаты общественной экспертизы модели экономического регулирования культурной деятельности с применением всей палитры дополнительных источников поддержания культуры. В этой части исследования содержится немало исторических и современных примеров, анализируются отдельные кейсы, приводятся данные российской и зарубежной статистики.

Третий раздел коллективной монографии (редактор — А.А. Уш-карев) представляет актуальные тенденции потребительского поведения аудитории искусства. Эти тенденции, наряду с утвердившейся в нашей стране парадигмой рыночного существования искусства, формируют новые «предлагаемые обстоятельства» культурной жизни, коренным образом меняя экономические основы и смыслы культурной активности населения. Дефицит научного знания о некоторых актуальных закономерностях потребительского поведения усугубляет общую проблемную ситуацию, которая проявляется в существовании коммуникационных барьеров между искусством и его потенциальной публикой.

На страницах трех частей этого раздела изложены интересные результаты конкретно-социологических исследований аудитории театров [5], а также концертов классической музыки, изобразительного искусства и кино, выполненных в разные годы отделом общей теории искусства и культурной политики Государственного института искусствознания и некоторыми другими исследователями. Осознание новых проблем делает особенно актуальным не только воссоздание социально-культурного портрета публики искусства, но и необходимость объяснения потребительского поведения человека в отношении искусства. Поэтому кроме традиционного социологического анализа аудиторий авторами рассматриваются такие важные аспекты, как

Современная культура в ракурсе экономики и социологии

влияние на потребление искусства мотиваций и индивидуальных предпочтений, культурного капитала, интересов и ожиданий публики.

Вместе с экономическими вопросами культурной деятельности и общественной поддержки искусства в новых институциональных условиях здесь представлены впечатляющие по многообразию результаты полевых исследований публики, проведенных сектором экономики искусства ГИИ за последние десятилетия. Аудитория искусства серьезно изменилась, а потому ее социально-культурный портрет, написанный в ходе второй волны отечественной социологии искусства, требует не уточнения, а коренного переосмысления. Сегодня приобретают чрезвычайную актуальность поиски понимания не столько внешних признаков публики искусства, сколько факторов, лежащих в основе культурной активности и определяющих характер взаимоотношений человека с искусством.

С этой точки зрения попытка всестороннего переосмысления отношений искусства и его аудитории с позиций современной науки в данной монографии видится чрезвычайно важным аспектом изучения социального функционирования искусства. Не ограничиваясь теоретико-методологическими построениями, авторы предлагают конкретные способы финансирования культуры, заимствованные из опыта ряда стран Европы и США.

Подводя итоги, следует отметить, что коллективная монография характеризуется комплексностью и широчайшим охватом проблем социально-экономического функционирования искусства. Научная ценность и актуальность труда не вызывает сомнения, особенно в эпоху утверждения рыночной парадигмы развития отечественной культуры. Работу отличает глубокая теоретическая проработка исследуемых вопросов, выверенная методология и высокий уровень достоверности результатов. Представляются бесспорными методологическая цельность, глубина анализа, принципиальная новизна предлагаемых подходов, их практическая апробация. Таким образом, рецензируемая монография содержит многосторонний анализ культурно-экономических процессов в российском обществе. Авторам удалось избежать поверхностности и схематичности в изложении. Удачное сочетание теоретического и практического материала делают рецензируемую монографию весьма эффективным пособием при изучении современной культурной политики государства.

Безусловным достоинством монографии является то обстоятельство, что большинство ее создателей являются известными специалистами в сфере экономики искусства и имеют за плечами большой опыт теоретических изысканий в этой области. И данный труд — результат длительных и самостоятельных исследований авторов в избранной ими области научной деятельности, опирающийся к тому же на глубокое знание изучаемых проблем.

Весьма положительно оценивая монографию, необходимо, тем не менее, сделать и критические замечания. Столь всеобъемлющие исследования проводятся на протяжении длительного периода времени, и в книге, разумеется, собраны исследования разных лет. Дает о себе знать некоторая стилевая неоднородность и неодинаковая информационная насыщенность включенных в монографию материалов разных лет и разных авторов. Слишком большое количество таблиц в ряде мест препятствует адекватному восприятию научного текста. Часть таблиц из текста, на наш взгляд, было бы уместно убрать в приложение. Далеко не все читатели-гуманитарии в состоянии читать такие большие таблицы, а те, для кого они представляют интерес, обратились бы к приложению. Можно посетовать и на то, что эмпирические данные не всегда получают должную теоретическую философско-социологическую интерпретацию. И хотя разрыв между теоретической и прикладной наукой в этой книге минимален, преодолеть полностью его пока не удалось.

В целом же авторы осуществили замысел своего исследования. Эта книга может стать своего рода энциклопедией культурной деятельности в России начала XXI века.

Современная культура в ракурсе экономики и социологии

Список литературы:

1 Вызовы времени // Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения: Коллективная монография / Под общей редакцией А.Я. Рубинштейна. СПб.: Алетейя, 2019. С. 90-181.

2 Кинематограф // Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения: Коллективная монография / Под общей редакцией А.Я. Рубинштейна. СПб.: Алетейя, 2019. С. 182-237

3 Культурный потенциал России // Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения: Коллективная монография / Под общей редакцией А.Я. Рубинштейна. СПб.: Алетейя, 2019. С. 30-88.

4 О теории опекаемых благ // Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения: Коллективная монография / Под общей редакцией А.Я. Рубинштейна. СПб.: Алетейя, 2019. С. 364-431.

5 Театр / Культурная активность населения: социологические измерения // Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения: Коллективная монография / Под общей редакцией А.Я. Рубинштейна. СПб.: Алетейя, 2019. C. 700-818.

6 Театр как социологический феномен / Отв. ред. Н.А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2009. 520 с.

7 Фохт-Бабушкин Ю.У Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология. СПб.: Алетейя, 2016. 220 с.

8 Rubinstein A.Y Financing of Culture in Russia: Analysis and Mechanisms of State Support. Koln: BRD, "BIOST", 1997.

9 Rubinshteyn A. Studying "Patronized Goods" in Cultural Sector. Econometric Model of Baumol's Disease. Part I. Creative and Knowledge Society // International Scientific Journal, 2013, no. 1, pp. 35-37.

References:

Vyzovy vremeni [Challenges of the Time], Kul'turnayadeyatel'nost'vkontekste. Ekonomicheskaya teoriya, institucional'naya sreda, sociologicheskie izmereniya [Cultural Activity in Context, Economic Theory Institutional Environment, Sociological Measurements], Collective Monograph, edited by A.Y. Rubinstein, St, Petersburg, Aletejya Publ., 2019, pp. 90-181, (In Russ.) Kinematograf [Cinema], Kul'turnaya deyatel'nost' vkontekste. Ekonomicheskaya teoriya, institucional'naya sreda, sociologicheskie izmereniya [Cultural Activity in Context, Economic Theory Institutional Environment, Sociological Measurements], Collective Monograph, edited by AY Rubinstein, St, Petersburg, Aletejya Publ,, 2019, pp, 182-237, (In Russ,) Kul'turnyj potencial Rossii [Cultural Potential of Russia], Kul'turnaya deyatel'nost' v kontekste. Ekonomicheskaya teoriya, institucional'naya sreda, sociologicheskie izmereniya [Cultural Activity in Context, Economic Theory Institutional Environment, Sociological Measurements], Collective Monograph, edited by AY Rubinstein, St, Petersburg, Aletejya Publ,, 2019, pp, 30-88, (In Russ,) O teorii opekaemyh blag [About the Theory of Patronized Goods], Kul'turnaya deyatel'nost' v kontekste. Ekonomicheskaya teoriya, institucional'naya sreda, sociologicheskie izmereniya [Cultural Activity in Context, Economic Theory Institutional Environment, Sociological Measurements], Collective Monograph, edited by AY, Rubinstein, St, Petersburg, Aletejya Publ,, 2019, pp, 364-431, (In Russ,)

Teatr, Kul'turnaya aktivnost' naseleniya: sociologicheskie izmereniya [Theater, Cultural Activity of the Population: Sociological Measurements], Kul'turnaya deyatel'nost' vkontekste. Ekonomicheskaya teoriya, institucional'naya sreda, sociologicheskie izmereniya [Cultural Activity in Context, Economic Theory Institutional Environment, Sociological Measurements], Collective Monograph, edited by AY, Rubinstein], St, Petersburg, Aletejya Publ,, 2019, pp, 700-818, (In Russ,) Teatrkaksociologicheskij fenomen [Theater as Sociological Phenomenon], Ed, N,A, Khrenov], St, Petersburg, Aletejya Publ,, 2009, 520 p, (In Russ,)

Foht-Babushkin YU,U, Iskusstvo vzhiznicheloveka. Konkretno-sociologicheskieissledovaniya iskusstva vRossii koncaXIX—pervyh desyatiletijXXveka. Istoriyai metodologiya [Art in Human Life, Specific Sociological Studies of Art in Russia at the End of the 19th — First Decades of the 20th Century History and Methodology], St, Petersburg, Aletejya Publ,, 2016, 220 p, (In Russ,) Rubinstein AY Financing of Culture in Russia: Analysis and Mechanisms of State Support, Koln, BRD, "BIOST", 1997,

Rubinstein AY Studying "Patronized Goods" in Cultural Sector, Econometric Model of Baumol's Disease, Part I, Creative and Knowledge Society, International Scientific Journal, 2013, no, 1, pp, 35-37,

2

3

4

5

6

7

8

9

Современная культура в ракурсе экономики и социологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.