УДК: 94 ГРНТИ: 03.91
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СДПГ: КРИЗИС ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ?
Б. А. Ночвина
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова Россия, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а
И Ночвина Белла Анатольевна - [email protected]
Целью данного исследования является анализ современной социальной доктрины немецкой социал-демократии. Обновление социальной концепции СДПГ началась еще в эпоху канцлерства Г.Шредера и интенсивно продолжилась уже в правлении «Большой коалиции». Современный миграционный кризис в странах ЕС заставляет лидеров СДПГ по новому взглянуть на неолейбористскую трактовку социальной стратегии. Концептуальный кризис традиционных политических партий в ФРГ, смена электоральной политики населения в пользу правоконсервативных партий, рост нерешенных социальных проблем делает результаты предстоящих парламентских выборов в Германии слабо предсказуемыми. В этой связи изучение данной проблемы трансформации концепции социальной политики ведущих партий ФРГ позволяет более глубоко и разностороннее проанализировать характерные черты современной европейской социал-демократии.
Ключевые слова: «новый центр», мультикультурализм, безработица, неолейборизм, «большая коалиция».
THE MODERN CONCEPT OF SOCIAL POLICY OF THE SOCIAL DEMOCRATIC PARTY OF GERMANY (SPD): CRISIS OR RENEWAL?
B. A. Nochvina
Linguistics University of Nizhny Novgorod 31a Minin St., 603155 Nizhny Novgorod, Russia
El Nochvina Bella - [email protected]
The Aim of this study is to analyze contemporary social theory of German social democracy. Update of the SPD' social concept began during the chancellorship of Gerhard Schroeder and intensively continued in the "Grand coalition ". Current migration crisis in the EU makes the SPD leaders a new look at neolabourist interpretation of social strategies. The conceptual crisis of traditional political parties in Germany, changing electoral politics of the population in favor of the right-wing conservative parties, the growth of the unsolved social problems makes poorly predictable the results of the upcoming parliamentary elections in Germany. In this regard, the study of this problem of the concept of social policies transformation of Germany leading parties allows a deeper and more versatile to perform the characteristic features of modern European social democracy.
Keywords: "new center", multiculturalism, unemployment, neolabourism, "Grand coalition".
Одним из ключевых программных документов СДПГ периода пребывания у власти с 1998 по 2005 гг. является соглашение, подписанное британским премьером-министром Тони Блэром и германским канцлером Герхардом Шредером: «Европа: Третий путь - Новая середина». Данный документ ознаменовал новый этап в развитии немецкой социал-демократии, переход от традиционных социал-демократических ценностей к неолиберализму. Проект «Третий путь» характеризовался как сочетание неолиберальной экономики и социал-демократической социальной политики.
Энтони Гидденс, главный британский идеолог «Третьего пути» охарактеризовал задачу оформления благосостояния и социальной солидарности в различных аспектах, с учетом оформившихся изменений, связанных с глобализацией, трансформацией ценностей и стилей жизни. Он определил шесть основных политических сфер «Третьего пути»: новая политика или «вторая волна демократизации», обращенная непосредственно к людям; новые отношения, объединяющие государство, рынок и гражданское общество; политика предложения, включающая социальные инвестиции в образование и в инфраструктуру; фундаментальная реформа государства «всеобщего благоденствия» путем создания баланса между рынком и гарантиями социального государства; новый подход к экологии, осуществление «экологической модернизации» и
решительный переход к транснациональным инициативам в мировой политике.
Германская социал-демократия, приняв концепцию Гид-денса, так определила новый спектр социально-экономических задач: «Современные социал-демократы не являются приверженцами неолиберального принципа laisser-faire. Гибкие рынки следует соединять с активной деятельностью государства, роль которого нужно определить заново. Главным приоритетом должны быть инвестиции в человеческий и социальный капитал.. Необходимое сокращение государственных расходов требует радикальной модернизации государственного сектора, повышения производительности и структурной реформы государственного управления. Систему социальных гарантий необходимо приспособить к изменениям в продолжительности жизни, структуре семьи и роли женщин». [ 4. р. 12]
Новая доктрина СДПГ сразу же подверглась критике со стороны немецких либералов, которые обвинили социал-демократов в «новом авторитаризме». Однако более существенные изменения коснулись самой партии СДПГ. В отличие от Великобритании Г. Шредер унаследовал экономику остро нуждающейся в модернизации, прежде всего, из-за затянувшейся социально-экономической интеграции западных и восточных земель. Остро стояла и проблема внутрипартийных
Histoгy and Aгcheology | Juvenis scientia 2017 № 4
55
взаимоотношений в СДПГ, которая дополнялась постоянными конфликтами с партнерами по коалиции - партией «Зеленых».
Главным внутрипартийным соперником Г. Шредера стал лидер левого крыла СДПГ Оскар Лафонтен. Разногласия во взаимоотношениях между Г. Шредером и О. Лафонтеном обозначились еще до выборов 1998 г., суть их состояла в общей стратегии дальнейшей политики социал-демократии. Г. Шредер в вопросе выбора партнера по коалиции, впервые в послевоенной истории партии, осознанно выдвинул идею «большой коалиции» с блоком ХДС/ХСС. Представители левого крыла настаивали на традиционном сближении с леволи-беральными силами: партией «Зеленых» и ПДС.
По многим принципиальным вопросам Г. Шредер и О. Лафонтен придерживались разных точек зрения. Лафонтен требовал сокращения рабочей недели до тридцати часов, развитие самоуправления на предприятиях, поддерживал профсоюзы. Экономический кризис и изменение возрастной структуры населения, с точки зрения О. Лафонтена, не должны становиться поводом для сокращения социальных расходов, основные потребности человека, к которым относятся потребности в жилье, образовании и здравоохранении, должны обеспечиваться независимо от благосостояния гражданина.
В противовес этой точки зрения Г. Шредер вслед за английским премьером Т. Блэром выступал за использование положительного опыта «американской модели» социального государства в создании «гибкого рынка рабочей силы». Следует отметить следующее, что не смотря на ряд негативных последствий социальных реформ, проводимых правительством Г. Шредера, в будущем они принесли существенные положительные результаты для экономики Германии в целом и позволили ФРГ менее болезней пережить мировой финансовый кризис 2008 -2009 г. Напротив, во Франции с приходом к власти партии Социалистической партии, осуществившей ряд реформ в духе политики «государственного дирижизма», экономики страны вновь погрузилась в длительную рецессию.
В марте 1999 г. О. Лафонтен подает в отставку с поста министра финансов, а также с поста председателя СДПГ. Раскол партии показал не только накал внутриполитической борьбы в СДПГ между «традиционалистами» и «модернизаторами», но и общеевропейские противоречия в рядах социал-демократии. Лафонтен подверг жесткой критике неолейборист-кую ревизию европейской модели социального государства и идейное сближение Г. Шредера с Т. Блэром. По его мнению, социально-экономические реалии глобализационного рынка лишь меняют, а зачастую и обостряют традиционный социальный конфликт. Кризисные условия же поставили вопрос о новых путях решения «конфликта между трудом и капиталом» и свидетельствуют о том, что избранный социал-демократами компромиссный путь неолиберальной ревизии быстро исчерпает свои возможности.
Идейные различия внутри СДПГ стали настолько сильны, что в последствии это привело к расколу партии и созданию левыми социал-демократами партии «Левые». На сегодняшней момент рейтинг «Левой» партии на многих земельных выборах приближается к рейтингу таких партий как СвДП или партия «Зеленых», а в восточных землях ФРГ даже опережает их по количеству электоральных сторонников. Все это создает условия, что в будущем СДПГ вынуждена будет создавать новую «большую коалицию» со своими бывшими однопартий-цами
В 2003 г. Герхард Шредер выступил с революционным для социал-демократов планом реформ, названным «Повестка для - 2010» [1]. Этот проект резко изменил стратегию
социальной политики СДПГ. Социал-демократы впервые признали тот факт, что социальное государство (историческое завоевание немцев в области социальной политики, немецкая модель «Sozialstаat») нуждается в серьезной трансформации в ситуации закономерности дальнейшего развития глобализации. Большинство немцев отказалось поддерживать ревизию социальных завоеваний, и потому историческое поражение социал-демократов в Северном Рейне-Вестфалии можно рассматривать в первую очередь как яркое выражение критики концепции неолиберализма в Германии. Традиционно социал-демократы в Северном Рейне-Вестфалии занимали ведущее место на выборах в ландтаг. Итоги земельных выборов 2004 г., где СДПГ впервые за почти 40 лет получила всего 37,5% голосов, наглядно продемонстрировали идеологический кризис партии.
Поражение СДПГ на выборах 2005 г. и приход к власти христианских демократов стали итогов не только несбалансированной социальной политики канцлера Г. Шредера. Реальная электоральная тенденция (и это подтверждается европейскими выборами) заключается в смене предпочтений избирателей в направление к нетрадиционным партиям, многие из которых не существовало 20 лет назад. Концептуальные изменения доктрины СДПГ лишь способствуют ослаблению влияния партии на политической арене Германии.
Тем не менее, реформы правительства Г. Шредера не означали сворачивания социального государства, а были ориентированы на адаптацию немецкой модели социальной политики к вызовам современного мира. Они не были направлены на ликвидацию социальной составляющей рыночной экономики. ФРГ по-прежнему дает достаточно высокие социальные гарантии. Реформы были призваны избавить государство от чрезмерных и неэффективных социальных расходов. Замысел реформы был направлен на то, что социальная поддержка должна стимулировать экономическую активность, а не подавлять ее, создавая возможности для социального иждивенчества. Социальное перераспределение, положенное в основу модели социального государства, должно быть эффективным и реалистичным. Главной целью реформа политики «нового центра» было сокращение количество безработных в стране, и если первоначально партия СДПГ добилась процентного снижения безработицы, то в конце правления Г. Шредера проблема роста безработного населения страны вновь обострилась. В целом в партии на протяжении многих лет, с момента основания прослеживался принцип континуитета, который в последнее время не так ей свойственен, в виду трансформации как роли партий, так и электоральными предпочтениями, которым СДПГ стремится соответствовать.
В октябре 2007 г. СДПГ приняла новую Гамбургскую программу или «Социал-демократия в XXI веке» [2], которая провозгласила главным идейным тезисом немецкой социал-демократии - «демократический социализм». Новый программный документ партии вызвал резкую критику как справа так и слева. СДПГ обвиняли в отказе от провозглашенных в «Берлинском манифестве» идей социальной солидарности, а также к возврату концепции восточно-германского социализма.
Однако, следует отметить, что термин «демократический социализм» был впервые озвучен СДПГ еще в Годесбергской программе 1959 г. Гамбургская программа СДПГ 2007 г. ставила перед собой, прежде всего, стратегические цели - вернуть избирателя, что и было достигнуто уже по итогам выборов 2009 г. По результатам выборов 2009 года социал-демократы во всех ключевых избирательных округах находилась у 40 про-
центной отметки. Результат партии ХДС/ХСС был чуть выше 30%. Итоги выборов 2013 года сблизили позиции консерваторов и социал-демократов, став основой для создания правительства «большой коалиции».
Для самой СДПГ складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, Гамбургская программа - это «возвращение к корням» к утраченному имиджу левой народной партии; с другой, итоги социальной политики правительства «большой коалиции» [3] убедительно доказывают идеологическое сближение СДПГ и ХДС/ХСС в вопросе о векторе социальной политики (дальнейшей либеральной трансформации немецкой модели «социального государства»). Особенно это прослеживается в совместной стратегии политики «мультикультура-лизма» правительства «большой коалиции». Миграционный кризис в странах ЕС привел к краху концепции «мультикуль-турного общества» и негативно сказался на электоральном доверии национальных народных партий.
Еще одной внутрипартийной проблемой для СДПГ стал кризис лидерства внутри партии. После отставки Г. Шредера с поста председателя партии у СДПГ до сих пор не было заметного яркого лидера, сочетающего талант политического менеджмента с четкой идеологической позицией.
Сегодня Германия готовиться к новым выборам в бундестаг. Партию СДПГ на пост бундесканцлера будет представлять новый лидер социал-демократов Мартин Шульц, для которого главной внутриполитической задачей станет вернуть доверие немецких избирателей к социал-демократии. Во многом это будет зависеть от продуманной и взвешенной концепции социальной политики СДПГ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Grundsatzprogramm // Die Programmpartei - URL: http://www.spd. de/partei/grundsatzprogramm
2. Hamburger Programm Grundsatzprogramm der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands. Beschlossen auf dem Hamburger Bundesparteitag der SPD am 28.Oktober 2007. URL: http://www.spd. de/linkableblob/1778/data/hamburgerprogra
3. Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 18. Legislaturperiode: URL:www.cdu.de/sites/default/files/ media/dokumente/koalitionsvertrag.pdf
4. Europe :The Third way - Die neue Mitte. - L.: Labour Party and SPD, 1999 - Pp.12.
Поступила в редакцию 19.04.2017