Научная статья на тему 'Современная карачаевская лирика. Основные мотивы поэзии Фатимы Байрамуковой'

Современная карачаевская лирика. Основные мотивы поэзии Фатимы Байрамуковой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
444
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. БАЙРАМУКОВА / КАРАЧАЕВСКАЯ ПОЭЗИЯ / ПОЭТ-ЛИРИК / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаманова Фатима Дадашевна

Новые черты современной карачаевской поэзии проанализированы на примере творчества Фатимы Байрамуковой. Познание сути бытия, тайн природы внутреннего мира центральные проблемы лирики поэтессы. В целом карачаевской поэзии рубежа XX-XXI вв. характерны движение к обновлению, жанровое многообразие, содержательная глубина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная карачаевская лирика. Основные мотивы поэзии Фатимы Байрамуковой»

Общественные и гуманитарные науки

1

УДК 82:7.03

СОВРЕМЕННАЯ КАРАЧАЕВСКАЯ ЛИРИКА. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ ФАТИМЫ БАЙРАМУКОВОЙ

© 2009 Шаманова Ф.Д.

Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований

Новые черты современной карачаевской поэзии проанализированы на примере творчества Фатимы Байрамуковой. Познание сути бытия, тайн природы внутреннего мира - центральные проблемы лирики поэтессы. В целом карачаевской поэзии рубежа XX-XXI вв. характерны движение к обновлению, жанровое многообразие, содержательная глубина.

New features of modern Karachai poetry have been analysed on the example of Fatima Bayramukova’s creative activity. The cognition of the existence essence, secrets of the nature, the inner world are central problems of poetesse’s lyrics. As a whole, for Karachai poetry of the turn of 20th-21st centuries the motion towards renovation, genre variety, and profound depth are typical.

Ключевые слова: Ф. Байрамукова, карачаевская поэзия, поэт-лирик, эмоциональность.

Keywords: F. Bayramukova, Karachai poetry, lyric poet, emotionality.

В карачаевской духовной культуре новейшего времени актуальность

приобретают исследования творчества национальных поэтов-лириков, которые уже на протяжении длительного времени (с 80-х годов ХХ века) накапливают в своих произведениях новое свойство и создают свои произведения,

обновленные национально-художественной традицией, определяют свои творческие задачи, отталкиваясь от

качественно новой художественной

платформы, в свою очередь также оказывая мощное влияние на

особенности взаимодействия

культурного предания и современности.

На современном этапе своего развития карачаевская литература представляет собой целостную художественную эстетическую систему, обладающую значимыми

характеристиками. Определяя характер творческих идей и осуществленных

замыслов с точки зрения их

эстетической ценности и обозначая состояние карачаевской лирической

поэзии в современных тенденциях, стало возможным продемонстрировать

значительно возросший

профессиональный уровень поэтов. Они отражают новые мировоззренческие основы и поэтический арсенал художественного творчества. Поэты-лирики - на пути освоения опыта мировой классики лирической поэзии, что сближает художественные миры, обогащает каждый из них, в свою очередь, закладывая основы новой традиции.

Новые черты национального поэтического искусства воплотились в творчестве Фатимы Байрамуковой (род. в 1953 г.), поэтессы с ярко выраженным внутренним миром. Она пришла в карачаевскую литературу в конце 70-х. Произведения молодого автора начали публиковаться на страницах

национальной газеты, и в коллективных сборниках, альманахе «Ставрополье», в журнале «Дон», газетах «Литературная Россия», «Литературная газета».

Произведения Ф. Байрамуковой

отличаются самобытностью, высокой гражданственностью, философским осмыслением жизни и времени. В ее творчестве тесно переплетаются философско-эстетический, социально-пси-хологический, историко-культурный пласты. В стихах, вошедших в сборник «Кюн бешик» («Солнечная колыбель»), «Наше счастье», «Дорога жизни»,

«Старик, собирающий землю», «Цена жизни», «Почему родился» выражено ее философское понимание бытия, и оно воплощено в лирической форме [І].

Познание сути бытия, тайн природы и внутреннего мира человека -

неотъемлемой части ее, диалектики души современника - центральные проблемы лирики Байрамуковой. Что такое человек? В чем смысл жизни? Что такое время и Вечность? Что такое жизнь и смерть? На этих судьбоносных и вечных вопросах сконцентрировано творческое внимание поэта-лирика. В стихотворении «Дорога жизни» автор размышляет о быстротечности и необратимости

времени. «Судьба. Как твое другое имя. Кто ты? Что ты?» - вопрошает поэт и приглашает читателя к поиску ответов на эти философские вопросы.

Художественное пространство в лирике Ф. Байрамуковой насыщено временем. Идеи современности и чувства современников, их действия и мысли, настоящее и будущее, ожидания и воспоминания - все это воплощено в стройную систему ее творческой логики, изложенной в поэтическом сборнике поэтессы «Небо назовет меня сестрой», изданном в «Молодой гвардии» в 199G году [2].

Лирика Ф. Байрамуковой

философична, и с наибольшей силой эта черта выразилась в ее пейзажной лирике. Но природа у Байрамуковой не просто безмолвная декорация к живой действительности, она - творец и участник действительности, и такое понимание окружающей человека среды преломляется через взаимоотношения природы и человека, взаимодействие их в современном мире. Веско звучит слово поэта, когда она в своей любви к родным местам находит источник радости, восхищения и вдохновения, когда стихи о природе переплетаются со стихами о судьбах людей. Об этом стихи, вошедшие в сборник «Солнечная колыбель»: «Халкъыма» («Народу»), «Алтын

бюртюк» («Золотая семечка»),

«Чакъмазламы гюлчюкле» («Не расцветут ли цветы»). В них ощущение себя частицей материи, не имеющей ни начала, ни конца, осознание себя в вечном движении материи, в единстве мгновений и вечности, в полном слиянии с природой.

Фатима Байрамукова и сегодня в творческом поиске. Она пробует свои силы не только в жанре лирической поэзии, но и в прозе. В Москве в 2GG5 году увидел свет сборник ее стихов, рассказов и повести «Кеч тюбешиу» («Поздняя встреча») на карачаевском языке [3]. Тематика, проблематика ее творчества расширяются и углубляются через освоение обновленной традиции. Она активно пропагандирует

культурные новации, способствует введению в историко-культурный обиход фактического материала из жизни этноса [4].

В произведениях Фатимы

Байрамуковой чувствуется умение выражать особый эмоциональный настрой через образные, емкие и единственные слова:

Судьба. Я и жизнь повидала,

И смерть надо мною витала,

И плакать пришлось, и смеяться, Любить, ненавидеть, бояться...

Так что же ты, кто ты - не знаю. Судьбою, как все, называю,

Судьба, ты и смерть, и тревога,

И жизнь, и любовь, и дорога.

(Перевел с карачаевского Н. Скребов).

Лирическая героиня Ф. Байрамуковой совмещает в себе и силу, и слабость женщины. Слабость ее - сознание невозможности противостоять судьбе. А сила, как ни парадоксально, принимать все и хорошее и плохое как данное судьбою. При таком отношении к жизни, свойственном мироощущению

Байрамуковой, даже трагические

моменты утрачивают свой трагизм, воспринимаясь со спокойствием

необходимости. А на основе такого мироощущения рождается и

миропонимание. Поэтесса опирается в этом на свои традиции, на ментальность и архетипические фабулы своих предков. Ее восприятие мира воплощает в себе весь опыт предшественников, восходит к эпической традиции. И в то же время она не замкнута в этом, а, напротив, «разомкнута» в пространстве мировой культуры, обогащающей ее

творчество так же, как и устная эпическая традиция ее народа.

Эта тенденция наметилась в современной поэзии и начала XXI века, что выгодно отличает и поэзию Ф. Байрамуковой от творчества других современных молодых поэтов. Как верно заметил К. Кулиев: «Я, знающий ныне Данте и Шекспира, Пушкина и Мицкевича, Руставели и Хафиза,

склоняю голову перед силой таланта безымянных поэтов моей древней земли. С тех пор как родились эти песни, прошли столетия, освещенные грозами и окутанные туманами, но порывы и свет души народных песнопевцев дошли и до меня» [5]. Аналогичное отношение к творчеству - через постижение

непрерывной народной традиции -характерно и для представителя

новейшей карачаевской лирики Ф. Байрамуковой. Это стало возможным потому, что поэтесса использует личный опыт контакта с большим миром, глубоко проникая в ментальность своего современника с урбанистическим мышлением.

Нартов древних земля, ты добра и сурова! По тебе тосковала я снова и снова, Словно мать, что под сердцем носила меня.

Да, еще не родившись, я все-таки знала: Лишь к тебе все дороги ведут изначала, И все ближе друг к другу мы день ото дня.

Мое чувство к тебе - это радость и мука, Это слитые вместе любовь и разлука.

В ту далекую пору отчизна Карчи... (Перевел с карачаевского Н. Скребов).

Сегодня актуализированы обращения к народной культуре как к некоей целостности, аккумулированы те стороны народного быта, искусства, которые вобрали в себя народную вековую мудрость и поэтому должны быть сохранены, чтобы будущие поколения чувствовали свои корни. Поэтому проблема наследования прогрессивных традиций,

проявляющаяся в творчестве Ф. Байрамуковой, в наше время

приобретает еще большую остроту. Абстрагируясь от конкретных деталей реальности, Байрамукова пишет стихи,

близкие и понятные каждому человеку и в то же время романтически возвышенные. Принципы осмысления

действительности, новые черты времени, такие, как философичность,

метафоричность, сложная

ассоциативность, психологизм в

сочетании с лаконичностью формы,

определяют специфику ее творчества.

Новейшая карачаевская лирика рождается в условиях, когда старые поэтические представления не удовлетворяют обновленный

эстетический вкус изменившейся, а также молодой читательской аудитории, духовно формирующейся в иной реальности. Сознанием молодого

поколения овладело стремление вырваться из провинциальной

замкнутости, быть в гуще не только национальных, но и мировых проблем. Оно ждет от поэзии искренности, исповедальности, нового о мире и о себе в этом мире, жаждет откровений и пророчеств.

Таким образом, в карачаевской лирической поэзии рубежа веков (ХХ -XXI), развивавшейся в русле

многонациональной литературы,

наблюдается целый ряд новаций в мировоззренческой, эмоциональночувственной сферах, а также

поэтической палитре. Эти тенденции наиболее полно реализовались в творчестве нового поколения поэтов, пришедших в литературу в 70-80-е годы. Поэзия этого времени демонстрирует движение к обновлению, расширяет границы освоения разных сфер жизни. В творческих манерах наблюдается многогранная тематика, жанровое многообразие, содержательная глубина.

В произведениях Ф. Байрамуковой изжиты конъюнктурность мышления, пафосность, декларативность,

иллюстративность. Поэты новейшего времени воплощают в своем творчестве большой мир, и их лирический герой мыслит, творит судьбу на перекрестках глобальных противоречий. Это вызвало обретение таких качеств, как глубинная простота, медитативность,

психологичность, философичность, выражающих сложный спектр чувств.

Примечания

1. Байрамукова Ф.И. Кюн бешик (Солнечная колыбель). Черкесск, 1990. (на кар.-бал. яз). 2.

Байрамукова Ф.И. Небо назовет меня сестрой. Стихи. М. : Молодая гвардия, 1990. 3. Байрамукова Ф.И. Кеч тюбешиу. Назмула, хапарла, повесть (Поздняя встреча. Стихи, рассказы, повесть). М., 2005. (на кар.-бал. яз.). 4. Байрамукова Ф.И. Бушуу китаб. Керти хапарла. 2 китаб (Книга скорби. Документальные рассказы. В 2-х т.). Черкесск, 1991-1997. 5. Кулиев К. Поэт всегда с людьми. М., 1986.

Статья поступила в редакцию 22.01.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.