Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ИСПОВЕДЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР'

СОВРЕМЕННАЯ ИСПОВЕДЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ПРИЗНАКИ / ИСПОВЕДЬ / САКРАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воробьева Светлана Николаевна

В данной статье речь идет о современной исповеди, которая является одним из репрезентативных жанров сакральной коммуникации. Специальное изучение исповеди как речевого жанра представляет несомненный научный интерес, потому что имеет значение в процессе изучения религиозного дискурса, что и определяет актуальность обращения автора к данной проблематике, новизну научной работы. Цель исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать функциональные, структурные и содержательные особенности жанра современной исповедь. Материалом анализа являются предлагаемые Церковью следующие образцы для составления покаянных текстов: Исповедь новоначального, Исповедь, составленная в Оптиной пустыни, Образец исповеди для воцерковленных и др. В ходе исследования показано, что жанрообразующими факторами исповеди выступает предмет отображения - совершенные грехи и целевая установка - раскаяние, отказ от греха и ориентация на оздоровление духовной жизни. Описываемый жанр является частью сложной речевой ситуации «сокровенный разговор», при котором используется монологическая форма речи. Уникальность исповеди определяется наличием коммуникантов, один из которых принадлежит к духовному миру. На особенность исповеди как жанра указывают такие признаки, как интимность, добровольное вскрытие своей внутренней греховной сути перед лицом Бога, духовность, интимность, самоосуждение, искренность, открытость, смирение, благоговение, богобоязненность и др. В предлагаемых образцах используются стереотипные обращения, включающие положительно-оценочные эпитеты, предложения, слова-маркеры «согрешил», «каюсь» и т. д., прошения, связанные с ожидаемой от Бога духовной помощью. Полученные результаты можно использовать для дальнейшего изучения сакральной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONFESSION AS A SPEECH GENRE

In this article, the author analyses modern confession, which is one of the representative genres of sacred communication. The special attention to confession as a speech genre is of undoubted scientific interest, because it is important in studying religious discourse, which determines the relevance of this issue, the novelty of the research work. The purpose of the study is to characterize the functional, structural and substantive features of the genre of modern confession. The materials for the analysis are the following samples for writing penitential texts offered by the Church: The Confession of the novice, the Confession compiled in the Optina Monastery, the Model confession for the churched, etc. The study shows that genre-forming factors of confession are the subject of representation - the committed sins and the target setting - repentance, renunciation of sin and spiritual recovery. The genre under consideration is part of the complex speech situation «intimate conversation» which uses monologue as a form of speech. The uniqueness of confession is determined by the presence of communicants, one of whom belongs to the spiritual world. Confession as a genre is characterized by such features as intimacy, voluntary revealing of one's inner sinful nature before God, spirituality, self-judgment, sincerity, openness, humility, reverence, fear of God, etc. The proposed samples use stereotypical appeals that include positive evaluation epithets, sentences, marker words «I have sinned,» «I repent,» etc., and petitions related to God's spiritual help. The results of the study can be used for further research of sacred communication.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ИСПОВЕДЬ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР»

Научная статья УДК 81:82-97

DOI: 10.20323/2499-9679-2022-2-29-143-150 EDN: GCQWBT

Современная исповедь как речевой жанр Светлана Николаевна Воробьева

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет». 170023, Тверь, ул. Маршала Конева, д. 12 vorobeva-66@mail.ru, https://ordd.org/0000-0003-0980-8893

Аннотация. В данной статье речь идет о современной исповеди, которая является одним из репрезентативных жанров сакральной коммуникации. Специальное изучение исповеди как речевого жанра представляет несомненный научный интерес, потому что имеет значение в процессе изучения религиозного дискурса, что и определяет актуальность обращения автора к данной проблематике, новизну научной работы. Цель исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать функциональные, структурные и содержательные особенности жанра современной исповедь. Материалом анализа являются предлагаемые Церковью следующие образцы для составления покаянных текстов: Исповедь новоначального, Исповедь, составленная в Оптиной пустыни, Образец исповеди для воцерковленных и др.

В ходе исследования показано, что жанрообразующими факторами исповеди выступает предмет отображения - совершенные грехи и целевая установка - раскаяние, отказ от греха и ориентация на оздоровление духовной жизни. Описываемый жанр является частью сложной речевой ситуации «сокровенный разговор», при котором используется монологическая форма речи. Уникальность исповеди определяется наличием коммуникантов, один из которых принадлежит к духовному миру. На особенность исповеди как жанра указывают такие признаки, как интимность, добровольное вскрытие своей внутренней греховной сути перед лицом Бога, духовность, интимность, самоосуждение, искренность, открытость, смирение, благоговение, богобоязненность и др.

В предлагаемых образцах используются стереотипные обращения, включающие положительно-оценочные эпитеты, предложения, слова-маркеры «согрешил», «каюсь» и т. д., прошения, связанные с ожидаемой от Бога духовной помощью. Полученные результаты можно использовать для дальнейшего изучения сакральной коммуникации.

Ключевые слова: жанр; жанрообразующие факторы; признаки; исповедь; сакральная коммуникация; речевая ситуация

Для цитирования: Воробьева С. Н. Современная исповедь как речевой жанр // Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 2 (29). С. 143-150. http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2022-2-29-143-150. https://elibrary.ru/GCQWBT

Original article

Modern confession as a speech genre

Svetlana N. Vorobyeva

Candidate of philological sciences, associate professor, the department of the russian language, Tver state technical university. 170023, Tver, Marshal Konev st., 12 vorobeva-66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0980-8893

Abstract. In this article, the author analyses modern confession, which is one of the representative genres of sacred communication. The special attention to confession as a speech genre is of undoubted scientific interest, because it is important in studying religious discourse, which determines the relevance of this issue, the novelty of the research work. The purpose of the study is to characterize the functional, structural and substantive features of the genre of modern confession. The materials for the analysis are the following samples for writing penitential texts offered by the Church: The Confession of the novice, the Confession compiled in the Optina Monastery, the Model confession for the churched, etc.

The study shows that genre-forming factors of confession are the subject of representation - the committed sins and the target setting - repentance, renunciation of sin and spiritual recovery. The genre under consideration is part of the

© Воробьева С. Н., 2022

complex speech situation «intimate conversation» which uses monologue as a form of speech. The uniqueness of confession is determined by the presence of communicants, one of whom belongs to the spiritual world. Confession as a genre is characterized by such features as intimacy, voluntary revealing of one's inner sinful nature before God, spirituality, self-judgment, sincerity, openness, humility, reverence, fear of God, etc.

The proposed samples use stereotypical appeals that include positive evaluation epithets, sentences, marker words «I have sinned,» «I repent,» etc., and petitions related to God's spiritual help. The results of the study can be used for further research of sacred communication.

Key words: genre; genre-forming factors; signs; confession; sacred communication; speech situation For citation: Vorobyeva S. N. Modern confession as a speech genre. Verhnevolzhski philological bulletin. 2022;(2):143-150. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2022-2-29-143-150. https://elibrary.ru/GCQWBT

Введение

Современные жанроведческие исследования свидетельствуют о возросшем интересе лингвистов к изучению такого жанра, как исповедь, которая рассматривается, с одной стороны, как особый вид автобиографии, представляющий ретроспективу собственной жизни (литературный жанр), с другой стороны, как «исповедальное слово», часть религиозного таинства. Исследованиями жанра исповеди в литературе занимались такие известные ученые, например, как М. М. Бахтин, М. С. Уваров, В. Л. Рабинович. Интересные наблюдения содержатся в работах М. В. Михайловой, Н. А. Богуна, К. Г. Исупова, А. В. Суховского, Т. В. Садовниковой, А. И. Алмазовой, М. В. Корогодиной, С. П. Суровягина, Г. П. Худякова, Д. Псалтопулу,

К. Д. Кочетковой, Н. Казанского, Л. Н. Степиной и др. В сочинениях св. И. Брянчанинова, св. И. Кронштадского, митрополита Илариона (Алфеева) отражается догматическая точка зрения авторов на православную исповедь как составляющую часть таинства исповеди (покаяния). Следует также отметить статьи А. С. Пригариной, в которых исследуются отличительные признаки и основные особенности современной исповеди.

Продолжением изучения исповеди как одного из основных жанров сакральной коммуникации является данная работа. В качестве анализируемого материала нами будут использованы предлагаемые Церковью в качестве примера следующие тексты: Исповедь, составленная в Оптиной пустыни, Образец исповеди для воцерковленных, Общий перечень грехов, Кратчайшая исповедь, Исповедание грехов общее, Пространное исповедание грехов по протоиерею о. А. Ветелеву, Исповедь по сочинениям св. прав. Иоанна Кронштадтского, Исповедь старцев Оптиной Пустыни и др. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить структурно-семантические и функциональные 144

особенности текстов этого жанра, типологически значимые, по которым речевое произведение можно идентифицировать как исповедь.

Результаты исследования

Исповедь в христианском понимании представляет собой признание верующими своих грехов перед Богом в рамках таинства исповеди (покаяния) [Воробьев, 2005, с. 133]. С точки зрения В. Г. Гольдина, мы имеем дело со сложным запланированным речевым событием. «Строение таких событий имеет общественно закрепленный, институциональный, даже в значительной степени ритуализованный характер (часть из них вообще - ритуалы), имя (имя события) вполне определяет ролевой состав, отношения и поведение участников сложного коллективного речевого события» [Гольдин, 1997, с. 27]. Объективной причиной необходимости исповеди становится несовершенство природы человека, связанное с нарушением им духовных и моральных норм поведения, которые зафиксированы в христианских заповедях. Участниками таинства являются человек, Бог и священник, между которыми четко обозначены ритуальные (коммуникативные) роли. Адресант (верующий) является нарушителем духовно-нравственных законов, адресат (Бог) исполняет роль судьи. Говорящий (творящий исповедь) выходит из сфер социального взаимодействия, потому что адресатом исповеди является Бог, представитель высших потусторонних сил. Этим определяется специфичность исповеди как речевого жанра, ее жанровая особенность.

В процессе общения верующим предполагается наличие обратной связи, поэтому стратегическая цель этого речевого жанра заключается в том, чтобы получить от Бога прощение и надежду на духовное спасение через установленное им таинство, что определяет уникальность исповеди. Коммуникативная цель и прагматический смысл исповеди состоит и в приобщении автора речи к Богу, во включении себя в общее духовное божественное пространство для особого

С. Н. Воробьева

устроения своего ума и сердца, достижения гармоничного состояния внутреннего мира. И в этой коммуникативной ситуации большое значение отводится роли священника, который выступает как проситель перед Богом, а не как действующее лицо, судья или зритель [Михайлова, 1997, с. 9], потому что, согласно вероучению, имеет данные полномочия, так как через него действует сам Господь: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедание твое, не устыдись, не убойся ... Я же только свидетель ...» [Молотков, 2000, с. 131]. Его коммуникативная роль ограничивается свидетельством о совершении покаяния со стороны кающегося и помиловании и прощении со стороны незримо присутствующего Бога, что также указывает на уникальность исповеди. Кроме того, суть исповеди заключается в анализе своих собственных поступков. Н. Казанский обращает внимание на то, что искренняя оценка собственных поступков, совершенных в прошлом, дается перед лицом Вечности. [Казанский, 2009].

Как было сказано ранее, современное исповедание происходит в рамках таинства исповеди (покаяния), важными моментами которого являются вынесение креста и Евангелия к месту исповеди, чтение священником в строгой последовательности покаянного псалма (псалом 50), тропарей, а также молитв о кающемся [Требник]. В Православном учении о церковных Таинствах схематически структура таинства представлена следующим образом: «Раскаяние - Исповедание - Разрешение - Прощение» [Православное учение о церковных Таинствах]. Первая часть таинства (раскаяние) предполагает индивидуальную подготовку верующего. Подразумевается осознание человеком порочности своего образа жизни, видение грехов, внутреннее сожаление и раскаяние в содеянном, которое осуществляется в нравственных категориях событий человеческой жизни. Внешние обстоятельства жизни задают хронологические рамки истории внутреннего духовного оздоровления человека, становятся обстоятельствами, стимулирующими внутренний духовный рост, объясняют истоки и смысл произошедшего. Другими словами, исповедь ситуативно обусловлена, внешние обстоятельства жизни создают определенные условия, при которых включается механизм внутреннего оздоровления через оценку поступков, раскаяние в них. Адресанту необходимо осуществить следующие коммуникативные действия: 1. вспомнить свои грехи и записать на листок. Можно

обратиться к образцам и примерам текстов, предложенных Церковью; 2. искренне раскаяться в содеянном, потому что обращаешься к самому Богу, который и так их знает, но хочет твоего покаяния в них; 3. отказаться от оправдания себя какими-либо обстоятельствами, физической немощью и т.д.; 5. ориентироваться на исправление собственного образа жизни. При этом интимная сторона исповеди кающегося не показывается и не выводится на первый план, не дается и логическая оценка происшедшего через анализ, сравнение и сопоставление событий собственной жизни. Вторая часть таинства предполагает произнесение перед священнослужителем ранее записанных грехов, которое сопровождается искренним раскаянием и верой кающегося в прощение и отпущение их по милости Бога. На третьем этапе происходит разрешение кающегося от грехов. Эту миссию через молитвы, произносимые согласно чину исповеди, совершает исповедующий священник. Просьба к Богу содержится в особой разрешительной молитве: «Аз, недостойный иерей, властию Его [то есть Господа и Бога нашего Иисуса Христа. - Авт.], мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» [Православное учение о церковных Таинствах]. На кающегося таинственным образом снисходит божья благодать, которая исцеляет пораженную грехом природу человека, прощаются грехи, даруется сила для делания добрых дел. Последняя часть таинства - укоренение в добродетели - предполагает уклонение раскаявшегося человека от совершения прежних злых дел, ориентация на совершение добрых поступков. Коммуникативное намерение верующего предполагает полную перемену собственной жизни, кардинальное изменение мировоззрения, обращение человека от греха к Богу, что определяет уникальность исповеди.

Исповедь, как и другие жанры сакральной коммуникации, характеризуется тематической однородностью. Содержание исповеди - перечень грехов, которые в сознании верующих связаны с духовно-моральными нормами поведения и составляют основу как общей, так и частной исповеди [Пригарина, 2011]. Под общей исповедью понимается совместное исповедание грехов во время богослужения, частная исповедь представляет собой индивидуальное исповедование, осуществляемое «либо в храме во время таинства исповеди, либо наедине с самим собой в молитвенном уединении» [Пригарина, 2011]. У каждо-

го из этих типов своя структура, т.е. построение, схема. «Для каждого из упомянутых типов характерна своя единая общая структура, однако, внутри каждого элемента возможны вариации, поскольку исповедь творится людьми, и никому не дано предугадать, как мысль человека повернет в следующий момент» [Пригарина, 2011]. Действительно, личностные особенности и предпочтения верующего оказывают существенное влияние на структуру и содержание исповеди, это нельзя не учитывать. Однако существуют рекомендации и стандарты, предложенные Церковью. Их прагматическая цель состоит в том, чтобы помочь кающемуся рассказать о собственных грехах. На основе предоставленных верующим образцов и примеров можно проследить некоторые закономерности в построении исповедных текстов. В качестве анализируемого материала нами будут использованы: Образец исповеди для впервые приступающих к таинству покаяния, Исповедь, составленная в Оптиной пустыни, Образец исповеди для воцерковленных, Общий перечень грехов, Кратчайшая исповедь, Исповедание грехов общее, Пространное исповедание грехов по протоиерею о. А. Ветелеву, Исповедь по сочинениям св. Прав. Иоанна Кронштадтского, Исповедь старцев Оптиной Пустыни и др.

Представленные варианты составления исповеди имеют четкую структуру: вступление, основная часть, заключение. Для привлечения внимания адресата, вызывания у предполагаемого собеседника определенной реакции на последующее сообщение во вступлении четко определяется коммуникативное намерение адресанта, которое состоит в том, чтобы сообщить адресату о своей готовности к покаянию. Вербальным маркером выступают глаголы «исповедую», «исповедуем»: «Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покла-няемому Отцу и Сыну, и Святому Духу, о всех моих грехах» [Исповедь, составленная в Оптиной пустыни], «Исповедую Господу Богу моему и перед тобой, отче честный, все мои безчисленные прегрешения, которые я сотворил до настоящего дня и часа» [Образец исповеди для воцерков-ленных], «Исповедаю аз многогрешный (имярек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня» [Общий перечень грехов]. Коммуникативное намерение выступает «регулятором вербального поведения

партнеров» (И. А. Зимняя), определяет роль говорящего как участника общения - грешник, и форму взаимодействия - исповедь. В приведенных примерах простые стереотипные формулы составляют основу высказываний. Основным средством адресации, важным вербальным маркером, называющим адресата, служащим сигналом для установления контакта, являются стандартные обращения к Богу, включающие оценочные слова, указывающие на свойства Бога, например, «Исповедуемся Господу Богу Вседержителю, во Святой Троице славимому и покло-няемому Отцу и Сыну и Святому Духу во всех наших грехах, зле содеянных мыслию, словом, делом и всеми нашими чувствами» [Исповедь по сочинениям св. прав. Иоанна Кронштадтского], а также восхваляющие и возвеличивающие эпитеты: «честный, истинный, славимый, поклоняе-мый». Яркой особенностью выступает использование формы «отче», выражающей "высшую степень искренней любви, доверенности, покорности" [Библейская энциклопедия, 1990, с. 10].

Основная часть текстов содержит перечень совершенных грехов без каких бы то ни было комментариев. Подробные описания и оценки поступков, мыслей и чувств не предусматриваются в процессе устного проговаривания и остаются за его пределами. В указанных образцах предлагается несколько вариантов составления основной части исповеди. Первый вариант предполагает построение исповеди по принципу перечисления грехов, связанных с нарушением десяти заповедей: 1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего [Исход, 2007, с. 80]. Второй вариант связан с называнием грехов по разделам. 1. Грехи против Господа Бога 2. Грехи против ближнего 3. Грехи против самого себя. 4. Грехи смертные, то есть делающие человека повинным веч-

ной смерти или погибели: 1. Гордость, 2. Сребролюбие 3. Блуд, 4. Зависть, 5. Чревоугодие или плотоугодие, 6. Гнев 7. Леность. В третьем варианте акцент делается на перечислении главных человеческих страстей: 1.Чревообъядение. 2.Любодеяние. 3. Сребролюбие. 4. Гнев. 5. Печаль 6. Уныние. 7. Тщеславие. 8. Гордость. Четвертый вариант предполагает ответы кающегося на предложенные пастырем вопросы. Например, вопросы на исповеди по десяти заповедям закона Божия. Первая заповедь закона Божия: «Я Господь, Бог твой, ...да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» [Исход, 2007, с. 80]. Протоиерей Григорий Дьяченко предлагает в своем пособии для пастырей Церкви следующие вопросы: «1. Имеешь ли, сын мой, твердую веру в Слово Божие и учение Св. Церкви? 2. Не страдаешь ли ты, сын мой, от нападения на твою душу частых сомнений в истинах св. веры? 3. Не допустил ли ты когда неверия в Промысл Божий? 4. Не страдаешь ли, сын мой, бесчувствием и окаменением сердца в деле веры? 5. Не был ли ты когда безбожником или не сочувствовал ли пагубному учению несчастных безумцев-безбожников? 6. Не повинен ли ты в грехе ереси? Не сочувствовал ли когда еретическим лжеучениям? 7. Не был ли ты, сын мой, раскольником, не одобрял ли раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?» и т. д. [Дьяченко]. М. Корогодина считает, что традиция исповеди через вопросники пришла на Русь из Греции через Балканы и получила наибольшее развитие [Корогодина 2006]. Четвертый вариант используется священником при проведении коллективной исповеди. Священнослужитель, например, называет все грехи, а исповедующиеся повторяют за ним и признаются в их совершении. Структура исповеди в этом случае включает: 1. Вступление - зачин, в котором обозначается тема, связанная с каким-либо религиозным событием, как правило, это значимый церковный праздник. 2. Основная часть исповеди. Содержит перечень разного рода грехов, который строится по цепочке. В течение всей исповеди рефреном повторяется просьба о прощении, либо самоуничижительные формулы, например, «Согрешил». Во время больших церковных праздников при наличии огромного количества желающих исповедаться коллективная исповедь может строиться как диалог, состоящий из общих типовых вопросов. Заключительная часть исповеди содержит отпущение грехов, читается разрешительная молитва, после чего кающемуся отпускаются

грехи. Указанные варианты составления исповеди используются и для подготовки индивидуальной исповеди. Однако очень многое в построении индивидуальной исповеди зависит от желания человека воспользоваться предложенными вариантами или проявить творческую свободу в представлении собственных грехов не только в содержательном плане, но и композиционном. Если имеет место ориентация на общий образец, структура индивидуальной исповеди мало чем отличается от коллективной. Напомним, что такими текстами для нас являются: Исповедь, составленная в Оптиной пустыни, Образец исповеди для воцерковленных, Общий перечень грехов, Кратчайшая исповедь, Исповедание грехов общее, Пространное исповедание грехов по протоиерею о. А. Ветелеву, Исповедь по сочинениям св. Прав. Иоанна Кронштадтского, Исповедь старцев Оптиной Пустыни.

В основной части указанных текстов обращает на себя внимание стереотипность языковой формы, которая проявляется в однотипном строении предложений, многократном использовании глаголов-маркеров «согрешил», «исповедаю», выступающими рефреном в образцах. Например: «Исповедаю, во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный и от самого Крещения до сего времени живущий во грехах. <...> Согрешил: порабощением себя страстям: сластолюбию, корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, раболепству духу времени, мирским обычаям против совести, с нарушением заповедей Божиих, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, объядению, пьянству» [Исповедь, составленная в Оптиной пустыни]. Повторы однотипных предложений выступают в качестве речевого приема. Они, судя по всему, являются средством выражения интенсивности, множественности, усиливают воздействие на адресата речи. В некоторых вариантах исповеди вводятся дополнительные смысловые части, в которых перечисляются отсутствующие у верующего добродетели. Маркирование осуществляется глаголами «не имею», «не имеем»: «Не имею: прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, охранения и защищения чести других». [Исповедь, составленная в Опти-ной пустыни]. Особое место в основной части занимают включения, содержащие обращения верующего к Богу о прощении. Ключевым словом выступает глагол «прости», прямое обраще-

ние: «Прости мя, честный отче» [Общий перечень грехов]. Или: «Прости нас, Милосердный Господи (для народа)». «Прости мя, честный отче (для одиноких)» [Кратчайшая исповедь]. Важное место в исповедальных текстах занимают обращения с извинениями: прости нас, Господи, помилуй; реальные просьбы о прощении.

В некоторых образцах прошения о прощении составляют заключительную часть исповеди. Как правило, они предваряются высказываниями о полном раскаянии грешника и его обещании исправить свою жизнь. Например: «Каюсь перед Господом Богом во всех своих грехах, прошу у Него прощения, искренне о них сожалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться» [Образец исповеди для воцерковленных]. Речевые высказывания в основном содержат просьбы о духовной помощи в том, чтобы утвердиться в намерении исправиться, жить по-христиански, воздерживаться от греховной жизни.

Поскольку перед нами жанр разговорной речи, а одна из её важнейших характеристик -монологичность, то с формальной точки зрения жанр исповеди является монологическим. Однако надо признать, что исповедь - часть сложной речевой ситуации «сокровенного разговора, разговора по душам», в процессе которого происходит интимная беседа грешной души с создателем. Сокровенный разговор, происходящий глубоко внутри себя, носит интимный характер. Описания духовных переживаний, чувств, ощущение настоящего момента в современной исповеди не ориентированы на публичность. Диалог с Богом, основу которого составляют просьбы и мольбы о прощении грехов, как справедливо замечает В. А. Маслова, имеет «перлокутивный эффект: речевые действия говорящего направлены на достижение конкретного результата - прощение грехов» [Маслова, 2016, с. 94]. Исповедальный текст становится «формой участия в сакральном действии, предполагающей конкретного адресата - Бога. В этом смысле жанр выступает как категория, которая организует коммуникативную деятельность» [Маслова, 2016, с. 94]. В. А. Маслова в связи с этим в качестве жанрообразующих признаков выделяет сакральность, личностность, духовность [Маслова, 2016, с. 94]. Однако, на наш взгляд, список указанных коммуникативных признаков можно продолжить: Анализ материала позволил нам выявить ряд других признаков:

1. Интимность. Исповедь предполагает мучительное погружение человека вглубь своих мыслей, поступков, чувств, которые скрыты от постороннего взгляда. 2. Самоосуждение. На этапе самоосуждения происходит оценка индивидом своего поведения как греховного. 3. Искренность, открытость. Исповедь предполагает сознательное намерение человека рассказать правду о себе, раскрыть собственные греховные чувства и мысли. 4. Добровольность. Все вербальные и невербальные действия совершаются в ходе исповеди добровольно. 5. Реалистичность. 6. Обретение самого себя, которое происходит в ходе постоянного диалога с самим собой, с Богом, что является одним из основных импульсов исповеди. 7. Смиренное обращение к Богу с просьбой о прощении. 8. Духовность. Глубоко личные духовные искания. 9. Оздоровление. Исповедь проговаривается в словах, которые выступают в качестве животворящей силы и дают облегчение, осознание собственной правоты, внутренней чистоты. 10. Реализация. Данное Богу обещание не совершать греховные действия должно быть реализовано. 11. Другой отличительный признак исповеди заключается в том, что она совершается всегда в ситуации благоговения, богобоязненности (в богословии этим термином называют высшую степень богопочитания). 12. Искренняя благодарность за возможность встать на путь исправления.

Проведение таинства исповеди закреплено и определено тысячелетней практикой богослужения. Исповедь осуществляется в храме во время проведения Божественной Литургии (утро) или во время вечерней службы, в случае болезни может осуществляться и вне стен храма.

Заключение

Таким образом, исповедь является жанром сакральной коммуникации, функциональная специфика которого заключается в том, чтобы установить контакт грешного человека с Богом. Лейтмотивом исповеди является покаяние. Жанрообразующими факторами выступает предмет отображения - осознание грехов, целевая установка - раскаяние, отказ от греха и ориентация на оздоровление духовной жизни. Специфика определяется наличием адресата, в качестве которого выступает Бог, сверхъестественное существо, представитель духовного мира. Прагматическая цель рекомендованных Церковью образцов,

стандартных текстов исповеди, состоит в том, чтобы помочь кающемуся рассказать о собственных грехах. Композиция исповеди и лексико-семантическое оформление

определяются стратегической целью - получить прощение и надеяться на духовное спасение. В частности, используются ритуальные обращения, положительно-оценочные эпитеты, повторы однотипных синтаксических конструкций, глагольных форм. На особенности исповеди указывают следующие признаки: интимность, самоосуждение, искренность, открытость, добровольность, реалистичность, смирение, духовность, благоговение, богобоязненность и др.

Библиографический список

1. Библейская энциклопедия: [Труд и изд. архимандрита Никифора]. [Репринт. изд.]. Москва : Издательский центр «Терра», 1990. 902 с.

2. Воробьев В. Покаяние, исповедь, духовное руководство // Путь покаяния: Беседы перед исповедью. Москва : Даниловский благовестник, 2005. С. 133208.

3. Гольдин В. Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. Саратов : Издательство ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 23-34.

4. Дьяченко Григорий. Накануне исповеди. URL: https://azbyka.ru/otechnik (дата обращения: 10 02.2022).

5. Исповедание грехов общее. URL: http://zarytsa.cerkov.ru/obshhaya-ispoved (дата обращения: 12.03.2022).

6. Исповедь, составленная в Оптиной пустыни. URL: https://proza.ru/2018/02/15/1532 (дата обращения: 5.03.2022).

7. Исповедь по сочинениям св. Прав. Иоанна Кронштадтского. URL: https://petkohinov.com/pravoslavie/rus (дата обращения: 24.02.2022).

8. Исповедь старцев Оптиной Пустыни. URL: https://proza.ru (дата обращения: 21.01 2022).

9. Исход // Библия. Книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета. Москва, 2007. 1296 с.

10. Казанский Н. Исповедь как литературный жанр // Вестник истории, литературы, искусства / РАН, Отд-ние ист.-филол. наук; гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. Москва : Собрание, 2009. Т. 6. С. 73-90.

11. Кратчайшая исповедь. URL: http://pravoslavnik. (дата обращения: 12.03. 2022).

12. Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках: Исследования и тексты. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2006. 579 с.

13. Маслова В. А. Покаяние: жизнь человека, дея-тельностный концепт или жанр? // Жанры речи. 2016. №1. С. 94-99.

14. Михайлова М. В. Молчание и слово (таинство покаяния и литературная исповедь) // Метафизика исповеди. Пространство исповедального слова. / Ма-

териалы международной конференции (Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 года). Санкт-Петербург : Изд-во Института человека РАН, 1997. С. 9-14.

15. Молотков С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни. Санкт-Петербург : Сатис, 2000. 327 с.

16. Общий перечень грехов. URL: https://religion.wikireading.ru (дата обращения: 15.03. 2022).

17. Православное учение о церковных Таинствах. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavno (дата обращения: 14.02 2022).

18. Пригарина А. С. Исповедь как жанр и интенция // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград. 2011. № 2 (56). С. 11-15.

19. Пространное исповедание грехов по протоиерею о. А. Ветелеву. URL: https://religion.wikireading.ru (дата обращения: 28.02 2022).

20. Требник. Чин исповеди. URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/1/trebnik (дата обращения: 18.03. 2022).

Reference list

1. Biblejskaja jenciklopedija: [Trud i izd. arhimandrita Nikifora] = Biblical encyclopedia: [Written and published by Archimandrite Nicephorus]. Moskva : Iz-datel'skij centr «Terra», 1990. 902 s.

2. Vorob'ev V. Pokajanie, ispoved', duhovnoe rukovodstvo = Repentance, confession, spiritual guidance // Put' pokajanija: Besedy pered ispoved'ju. Moskva : Danilovskij blagovestnik, 2005. S. 133-208.

3. Gol'din V E. Imena rechevyh sobytij, postupkov i zhanry russkoj rechi = Names of speech events, actions, and genres of Russian speech // Zhanry rechi. Saratov : Izdatel'stvo GosUNC «Kolledzh», 1997. S. 23-34.

4. D'jachenko Grigorij. Nakanune ispovedi = On the brink of confession. URL: https://azbyka.ru/otechnik (data obrashhenija: 10 02.2022).

5. Ispovedanie grehov obshhee = Common confession of sins. URL: http://zarytsa.cerkov.ru/obshhaya-ispoved (data obrashhenija: 12.03.2022).

6. Ispoved', sostavlennaja v Optinoj pustyni = Confession, written in the Optina Monastery. URL: https://proza.ru/2018/02/15/1532 (data obrashhenija: 5.03.2022).

7. Ispoved' po sochinenijam sv. Prav. Ioanna Kron-shtadtskogo = Confession according to the writings of St. John of Kronstadt. URL: https://petkohinov.com/pravoslavie/rus (data obrashheni-ja: 24.02.2022).

8. Ispoved' starcev Optinoj Pustyni = Confessions of elders of the Optina Monastery. URL: https://proza.ru (data obrashhenija: 21.01 2022).

9. Ishod = Exodus // Biblija. Knigi Svjashhennogo Pi-sanija. Vethogo i Novogo Zaveta. Moskva, 2007. 1296 s.

10. Kazanskij N. Ispoved' kak literaturnyj zhanr = Confession as a literary genre // Vestnik istorii, literatury,

iskusstva / RAN, Otd-nie ist. -filol. nauk; gl. red. G. M. Bongard-Levin. Moskva : Sobranie, 2009. T. 6. S. 73-90.

11. Kratchajshaja ispoved' = The shortest confession. URL: http://pravoslavnik. (data obrashhenija: 12.03. 2022).

12. Korogodina M. V Ispoved' v Rossii v XIV-XIX vekah: Issledovanija i teksty = Confession in Russia in XIV-XIX centuries: studies and texts. Sankt-Peterburg: Dmitrij Bulanin, 2006. 579 s.

13. Maslova V. A. Pokajanie: zhizn' cheloveka, deja-tel'nostnyj koncept ili zhanr? = Repentance: a human life, an activity concept, or a genre? // Zhanry rechi. 2016. №1. S. 94-99.

14. Mihajlova M. V. Molchanie i slovo (tainstvo pokajanija i literaturnaja ispoved') = Silence and word (the sacrament of penance and literary confession) // Met-afizika ispovedi. Prostranstvo ispovedal'nogo slova. / Materialy mezhdunarodnoj konferencii (Sankt-Peterburg, 26-27 maja 1997 goda). Sankt-Peterburg : Izd-vo Instituta cheloveka RAN, 1997. S. 9-14.

15. Molotkov S. E. Prakticheskaja jenciklopedija pravoslavnogo hristianina. Osnovy cerkovnoj zhizni =

Practical encyclopedia of the Orthodox Christian. Basics of church life. Sankt-Peterburg : Satis, 2000. 327 s.

16. Obshhij perechen' grehov = The general list of sins. URL: https://religion.wikireading.ru (data obrashhenija: 15.03. 2022).

17. Pravoslavnoe uchenie o cerkovnyh Tainstvah = The Orthodox teaching on the Sacraments of the Church. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavno (data obrashhenija: 14.02 2022).

18. Prigarina A. S. Ispoved' kak zhanr i intencija = Confession as a genre and intention // Izvestija Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta. Volgograd. 2011. № 2 (56). S. 11-15.

19. Prostrannoe ispovedanie grehov po protoiereju o. A. Vetelevu = An extensive confession of sins according to Archpriest Fr. A. Vetelev. URL: https://religion.wikireading.ru (data obrashhenija: 28.02 2022).

20. Trebnik. Chin ispovedi = Breviary. The rite of confession. URL: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/1/trebnik (data obrashhenija: 18.03. 2022).

Статья поступила в редакцию 07.03.2022; одобрена после рецензирования 22.04.2022; принята к публикации 28.04.2022.

The article was submitted on 07.03.2022; approved after reviewing 22.04.2022; accepted for publication on 28.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.