Научная статья на тему 'Современная информационно образовательная среда на основе возможностей технологии Web 3. 0'

Современная информационно образовательная среда на основе возможностей технологии Web 3. 0 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / WEB-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ WEB 3.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уалиев Нуржан Сатыбалдиевич, Серубай Айгерим Канаткызы

Статья рассматривает проблему проектирования новой образовательной среды обучения, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях с использованием возможностей технологии Web 3.0 для повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная информационно образовательная среда на основе возможностей технологии Web 3. 0»

I

SCIENCE TIME

I

СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ WEB 3.0

Уалиев Нуржан Сатыбалдиевич, Серубай Айгерим Канаткызы, Жетысуский государственный универсистет имени И. Жансугурова, г. Талдыкорган

E-mail: 140892a@mail.ru

Аннотация. Статья рассматривает проблему проектирования новой образовательной среды обучения, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях с использованием возможностей технологии Web 3.0 для повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: информатизация, Интернет -ресурсы, Web-технологии, технология Web 3.0

В условиях быстрого развития новых информационных технологий, потока постоянно обновляющейся информации значение образовательной среды в целях достижения новых результатов в образовательном процессе ставит немало задач в современной системе образования. На развитие современной образовательной среды влияют два следующих основных фактора: первое, развитие педагогической системы в отношений преподаватель - знание - студенты, их взаимодействия, взаимосвязи и взаимовоздействия. Второе, информатизация образования, как особенность современного общества. Образовательная среда переходит в информационную - информационно-образовательная среда (ИОС). Информационно-образовательная среда представляет собой процесс взаимодействия всех участников образовательной системы.

Повышение уровня мотивации обучения является одной из главных задач применения современных информационных технологий в образовательном процессе. С развитием Интернет технологий интересы будущих специалистов связано с использованием ресурсов глобальной сети. Используемые аналоговые формы коммуникаций стали частью образовательного процесса в виде электронного обучения [1].

1 SCIENCE TIME 1

Компьютерная техника, доступность глобальной сети Интернет для студентов ставит огромные возможности, но систематизация и упорядоченность, синтез и анализ предоставляемой информации остается открытым. Имеющиеся виды обсуждения в глобальной сети - форумы, чаты, почта, мало приспособлены для поддержки эффективной коммуникации большого числа участников. Компетентность участников обсуждений сложных научных тем не подтверждена. Обсуждение принимает дискуссионный характер, разделяется на множество отдельных мнений, эффективность использование таких ресурсов не может дать качественные результаты.

С развитием сервисов сети Интернет значительным образом возросли образовательные возможности информационных технологий. Крупнейшие интернет-корпорации в качестве нового направления развития предложили технологию Web 3.0 или семантическая сеть. Тим О'Рейли считает, что Web 3.0 можно охарактеризовать развитием и широким распространением нескольких ключевых технологий, главной из которых является построение семантических сетей.

Семантическая сеть - одним из способов представления знаний, является информационной моделью предметной области, которая имеет вид ориентированного графа. Соответственно, вершины соответствуют объектам предметной области, а ребра являются отношения между ними.

Пользователь сети, до этого времени единолично создавал контент, по главной идее технологии Web 3.0 с этого момента, данная работа будет проводиться коллективно. Пользователи контента имеет статусы по уровню использования сети и уровню компетентности, появляется новое направление пользователей эксперты области знаний.

Как отметил один из разработчиков этой концепции: «Web 3.0 предполагает создание надежного, гибкого, оптимизируемого и при этом «дружественного» по отношению к пользователям набора технологий и стандартов, которые позволили бы любому пользователю, где бы он ни находился, идентифицировать любое находящееся поблизости от него устройство и создать сеть с ним. Это станет возможным даже в отсутствие у него каких бы то ни было технических знаний».

По концепции Web 3.0 должны быть созданы специализированные сайты, разделенные по предметным областям, что позволит объединяться пользователям необходимой, конкретной предметной области. Тем самым процесс поиска и обработки необходимой информации, оценка имеющихся знаний, получение консультаций у эксперта данной области станет более упрощённой. Социальное сообщество, которое объединяет необходимые области, выдает автоматические рекомендации. В отличие от Web 2.0, предшественника концепции Web 3.0 пользователи не только создают

1 SCIENCE TIME 1

электронные образовательные ресурсы, но и сами же будут заострять внимание на необходимой и более актуальной проблеме.

Перспективным направлением является применение технологии Web 3.0 в образовательном процессе. Данная технология предоставляет защиту от неверной информации на образовательных ресурсах, возможность редактирования, дополнения преподавателем предоставляемых материалов, используемых в образовательном процессе.

Примером использования технологий Web 2.0 и Web 3.0 является спроектированная и используемая в образовательном процессе информационная образовательная среда Ростовского юридического института, которая предоставляет инструменты по разработке, управлению и распространению учебных материалов по дисциплинам. Данная среда имеет характер сетевой коммуникации: форумы, чаты, обмен сообщениями, интерактивные лекции, семинары, задания, тесты, а также средства, позволяющие реализовывать совместную проектную деятельность. Возможности, предоставляемые информационно-образовательной средой, ориентированы на потребности студентов и преподавателей, наполняют содержание учебных занятий. Информационно образовательная среда расширяет возможности форм обучения, тем самым предоставляет альтернативные инновационные формы [2].

Личностно-ориентированное обучение предполагает самостоятельное изучение значительного объема информации, что способствует проникновению новых технологий в образовательный процесс. Возможности новых технологий гораздо шире традиционных форм обучения. Доступность, открытость, интерактивность, коллективизм, социально-коммуникационные сервисы предоставляемые технологией Web 3.0 становятся естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения.

Во-первых, современная образовательная среда должна перейти от традиционного образования и приобрети характер самостоятельно организуемой среды (англ.: self-organized learning). Доступ, предоставляемый к инструментам и технологиям, по созданию образовательного контента, обеспечивают строго ориентированный на предметную область знаний, личностно-направленную, индивидуально-ориентированную среду. Облачные вычисления (англ.: cloud computing), расширенные возможности, усовершенствованные способы хранения данных способствуют применению новых технологий [3].

Во-вторых, понятие «Мобильные технологии» (англ.: mobile technologies) должны быть одной из основных составляющих образовательного процесса. С расширением возможностей коммуникационных технологий и использованием усовершенствованных средств мобильной телефонии (смартфонов, планшетов и прочее) доступ к информационным образовательным ресурсам стал шире.

1 SCIENCE TIME 1

Спутниковый и беспроводной Интернет обеспечивает соединение из любой точки земного шара, что способствует повсеместный доступ к необходимым ресурсам, экспертные сообщества работают в режиме online, тем самым ускоряют и совершенствуют образовательный процесс. Мобильные технологии и концепция Web 3.0 с экспертным сообществом не ограничивает студентов во времени обучения, а дает возможность получения знаний в любое удобное время.

В-третьих, коллективная работа, получение группового совместного обучения. Основные характеристики образования 3.0 как: многопользовательские сервисы, ориентированный групповой фактор, фильтрация контента повышают качество предлагаемого продукта.

В-четвертых, современные 3D технологии повышают наглядный материал всего образовательного процесса. Практическое беспроблемное взаимодействие в трехмерном пространстве обеспечивается более быстрой обработкой визуальных данных.

На сегодняшний день реализуются проекты образования по технологии Web 3.0, одним из таких проектов является «Школа Web 3.0». Основной целью данного проекта является разработка новой теоретической и практической модели образовательной системы, которая включает в себя:

- повышение качества образования. Результаты обучения выпускников по концепции Web 3.0 исследуются, но не оцениваются;

- система коммуникации предполагает не только реальные формы взаимодействия, но и виртуальные. Обучение включает в образовательное сообщество не только учеников, учителей, студентов, преподавателей, но и узкоспециализированных лиц в данной предметной области;

- создание платформ для on-line образования: интерактивные лаборатории, система ссылок на образовательные ресурсы по предметным областям, активности сети;

- методологическую рефлексию по концепции школы Web 3.0 обеспечивает экспертное сообщество;

- инструменты, обеспечивающие непосредственное участие родителей в образовательном процессе [4].

Современная информационно образовательная среда на основе возможностей технологии web 3.0 ставит основные акценты на:

- информатизацию: электронные журналы, дневники, учебники, развитие дистанционных технологий, оп-Нш трансляции.

- сетевой подход: взаимодействие участников в сетевых сообществах.

- компетентностную парадигму: вариативность и дифференцированность содержания образования, его специализация и профилизация.

- проектность образования: использование в образовательном процессе

1 SCIENCE TIME 1

проектно-исследовательских и игровых технологий.

Исходя из выше изложенного, следует сделать вывод, что традиционные формы, методы, средства образования не могут достигнуть поставленных рамок современного образования. Применение Web 3.0 является не только целесообразным, а и неизбежным. Внедрение в образовательный процесс Web-технологий, подключение ресурсов и использование возможностей, предоставляемые Интернет-средой, данный процесс позволит активно вовлекать в образовательный процесс всех его участников, повышать мотивацию обучения, и соответственно качество образования.

Литература:

1. Агапонов С.В., Джалиашвили З.О., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Ченосова Е.С., Юрков А.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. Серия "Мастер решений". - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.

2. Mark Watson Scripting Intelligence: Web 3.0 Information, Gathering and Processing, apress, 2009,-351 стр.

3. Александр Чумиков, Михаил Бочаров, Мария Тишкова. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 - М.: Альпина Паблишерз, 2010.

4. Башмаков А.И. , Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: "Европейский центр по качеству", 2003. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.