Научная статья на тему 'Современная информационнно-технологическая среда: проблема интеллектуальных фильтров'

Современная информационнно-технологическая среда: проблема интеллектуальных фильтров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / INFORMATION AND TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT / ПРОБЛЕМА КОГНИТИВНЫХ РЕСУРСОВ / COGNITIVE PROBLEM OF RESOURCES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФИЛЬТРЫ / INTELLIGENT FILTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сокольская Валерия Валерьевна

В статье рассматривается современный этап развития информационного общества и расширение информационно-технологической среды, которая формирует особый род виртуальной реальности и особый менталитет, определяет парадигму современного образования. Констатируется обострение проблемы когнитивных ресурсов ментальной активности и ставится вопрос о формировании эффективных интеллектуальных фильтров в образовательной практике, необходимости вырабатывать средства противостояния информационным манипуляциям, используя тот или иной набор принципов или правил отбора из потока ценной для субъекта информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная информационнно-технологическая среда: проблема интеллектуальных фильтров»

SOCIOLOGICAL SCIENCES

MODERN INFORMATION TECHNOLOGY ENVIRONMENT: THE PROBLEM

OF INTELLIGENT FILTERS Sokol'skaya V. (Russian Federation) СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОНННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФИЛЬТРОВ Сокольская В. В. (Российская Федерация)

Сокольская Валерия Валерьевна /Sokol'skaya Valeriya — кандидат социологических наук, доцент,

кафедра управления и права, Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский институт, г. Челябинск

Abstract: the article deals with the current stage of development of the information society and the expansion of the information technology environment, which creates a special kind of virtual reality and special mentality, defines a paradigm of modern education. It is stated the growing problem of mental activity and cognitive resources raises the question of the formation of effective intellectual filters in educational practice, the need to develop a means of confrontation manipulation of information using one or the other set of principles or rules of selection of the flow of valuable information for the subject.

Аннотация: в статье рассматривается современный этап развития информационного общества и расширение информационно-технологической среды, которая формирует особый род виртуальной реальности и особый менталитет, определяет парадигму современного образования. Констатируется обострение проблемы когнитивных ресурсов ментальной активности и ставится вопрос о формировании эффективных интеллектуальных фильтров в образовательной практике, необходимости вырабатывать средства противостояния информационным манипуляциям, используя тот или иной набор принципов или правил отбора из потока ценной для субъекта информации.

Keywords: information and technological environment, cognitive problem of resources, intelligent filters. Ключевые слова: информационно-технологическая среда, проблема когнитивных ресурсов, интеллектуальные фильтры.

Расширение информационно-технологической среды, которая, как известно, формирует особый род виртуальной реальности и особый менталитет, определяет парадигму современного образования. Возникает риск деструкции базисных ментальных структур познания на уровне коллективного бессознательного, практического и дискурсивного сознания, который формирует современная коммуникативная сеть, трансформирующая информационное поле и смыслы сообщений.

Вопрос формирования информационного общества, оценки его различных компонентов является одним из самых обсуждаемых тем в современной гуманитарной науке. В своих трудах Маклюэн [2], Тоффлер [3], Белл [4, 5], Бжезинский [6] неоднократно констатировали специфику и закономерности новой информационной эпохи в развитии общества в конце XX в. Научный фундамент для анализа эволюции информационного общества был заложен работами Винера [7], Урсула [8], Ланкастера [9], Коштоева [10], в которых раскрывается мировоззренческий и общенаучный смысл феномена информации. Вопросы исторической эволюции средств обработки и хранения информации исследовали Карр [11], Питерс [12, 13], Гейтс [14].

Информационная революция во втором десятилетии XXI в. продолжает стремительно менять мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во многих сферах. В то же время революционное влияние информационно-коммуникативных технологий на все стороны жизни общества провоцирует опасность фундаментального сдвига в представлениях о пространстве, времени и социальном порядке, создает угрозу когнитивным ресурсам индивидуального действия.

Формализация, а затем систематизация накопленной человечеством информации свидетельствуют о том, что на определенном этапе развития общества суммарный объем знаний превышает индивидуальные возможности человека по восприятию, обработке и трансляции информации. Дальнейшее усовершенствование процессов формализации и систематизации информации приводит к тому, что процедуры кодировки либо декодировки информации устраняются из поля внимания пользователя, что, безусловно, облегчает информационную деятельность человека. В то же самое время коллективный доступ к компьютерным сетям становится одной из причин динамичного увеличения объема доступной информации.

Оперирование постоянно возрастающими информационными фондами становится сложнейшей задачей, возникает тенденция к упрощению доступа к информационным ресурсам: в публикациях обозначается сдвиг к упрощению контента, переход от строгих научных документов к популярным статьям, дневникам, форумам. На первый взгляд упрощенный доступ к информационным ресурсам разгружает человека психофизиологически, поскольку требует меньших умственных и физических напряжений, но наряду с этим усиливается давление информационного шума, создавая новые проблемы в трансляции и восприятии знания.

Совершив своеобразный экскурс из феодального прошлого в информационное будущее, шведские ученые Я. Бард и Ж. Содерквист показали, что главная ценность информационного влияния состоит не столько в самой информации, сколько в доступе к ее сортировке и манипулированию. В качестве основной характеристики сетевого общества они выделили тенденцию к новой классовой дифференциации по признаку доступа к информации и формированию власти - нетократии. Иерархия нетократии опирается на членство в той или иной сети. Нижняя ступень системы объединена в сеть неограниченного потребления, членом которой может стать любой желающий. На вершине иерархии нетократы, владеющие знанием и сетью связей, которые могут быть полезны для создания определенного информационного поля в данной конкретной сети и манипулирования сознанием. [ 15]. Представленный авторами богатый фактологический материал позволяет признать их предположения вполне уместными для характеристики отношений в современных социальных сетях.

Таким образом, на современном этапе развития информационного общества можно констатировать обострение проблемы когнитивных ресурсов ментальной активности в связи с нарастанием информационного шума в сетевом и социальном пространстве, что, в свою очередь, ставит вопрос о формировании эффективных интеллектуальных фильтров в образовательной практике. Создание мнимого многообразия информационных каналов, сознательное зашумление информационных потоков, переключение внимания на надуманные информационные поводы и множество других мер -суть технологии управления общественным вниманием. В итоге массовый потребитель получает или недостаток ценной информации, на основании которой мог бы строить эффективную деятельность, или избыточно зашумленный информационный поток, вычленить из которого ценную информацию представляется очень сложной задачей. При невозможности самостоятельно менять содержание информационных потоков потребителю информации необходимо вырабатывать средства противостояния информационным манипуляциям, используя тот или иной набор принципов или правил отбора из потока ценной для субъекта информации.

Литература

1. МаклюэнМ. Пресса: правительство Newsleak // Отечественные записки, 2003. № 32. С. 22-32.

2. ТоффлерА. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.

3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330-342.

4. Белл Д., Иноземцев В. Л. Эпоха разобщенности: размышления о мире XXI века. М.: Изд-во Центра исследований постиндустриального общества: Свободная мысль, 2007. 303 с.

5. Сокольская В. В. Познавательный разрыв как явление современного социума // Вестник науки и образования, 2017. № 1 (25). C. 114-116.

6. Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. М.: АСТ, 2013. 703 с.

7. Винер Н. Творец и будущее. М.: АСТ, 2003. 732 с.

8. Урсул А. Д. Информационный шум // Социальная информатика. М.: Академ. проект: Фонд «Мир», 2009. 281 с.

9. Ланкастер Ф. У. Информационно-поисковые системы. Характеристики, испытание и оценка. М.: Мир, 1972. 308 с.

10. КоштоевВ. В. Информационные системы и феномен жизни. Тбилиси, 1998. 150 с.

11. Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. Секрет фирмы, 2005. 176 с.

12. Питерс Т., Барлетта М. Тренды. СПб.: Изд-во Стокгольмской школы экономики в Санкт Петербурге, 2006. 160 с.

13. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки. Альпина Диджитал, 2011. 528 с.

14. Гейтс Б. Дорога в будущее. М.: Русская редакция, 1996. 312 с.

15. Бард Я., Содерквист Ж. №йжратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Изд-во Стокгольмской школы экономики в Санкт Петербурге, 2004. 252 с.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.