Научная статья на тему 'Проблема формирования интеллектуальных фильтров'

Проблема формирования интеллектуальных фильтров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР / КОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольская Валерия Валерьевна

В статье рассматривается специализация инструментария рациональной деятельности по отбору сообщений, которая свидетельствует о накоплении в процессе исторического развития социума огромного массива данных, превышающего психофизиологические ресурсы восприятия индивида. Особо отмечается тот факт, что гибкость и плотность «интеллектуального скафандра» зависят от вида и строгости критериев, составляющих суть интеллектуального фильтра, функции которого реализуются через активизацию критического мышления, указывается на необходимость наличия механизма регулирования интенсивности и качества информационного обмена с окружающими информационными системами, адекватности цели образования социокультурной и технологической модели информационной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования интеллектуальных фильтров»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

ФИЛЬТРОВ Сокольская В. В.

Сокольская Валерия Валерьевна /Sokol'skaya Valeriya Valer'evna - кандидат социологических

наук, доцент, кафедра управления и права, Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматривается специализация инструментария рациональной деятельности по отбору сообщений, которая свидетельствует о накоплении в процессе исторического развития социума огромного массива данных, превышающего психофизиологические ресурсы восприятия индивида. Особо отмечается тот факт, что гибкость и плотность «интеллектуального скафандра» зависят от вида и строгости критериев, составляющих суть интеллектуального фильтра, функции которого реализуются через активизацию критического мышления, указывается на необходимость наличия механизма регулирования интенсивности и качества информационного обмена с окружающими информационными системами, адекватности цели образования социокультурной и технологической модели информационной сети.

Ключевые слова: интеллектуальный фильтр, когнитивные ресурсы, качество информационного обмена, критическое мышление.

Структурирование, ограничение, сжатие, кодирование информации соотносится с функциями интеллектуального фильтра. Данный термин был использован А. Бергсоном [1], который утверждал, что мы практически не способны выдержать свои мысли, не пропуская их сквозь интеллектуальный фильтр. Бергсон фактически приравнял к интеллектуальному фильтру интеллект как таковой, поскольку, с его точки зрения, интеллектуальная деятельность исчерпывается процессом кодирования и декодирования мысли. В современной литературе термином интеллектуальный фильтр обозначают специальный инструментарий рациональной деятельности, который сводится к набору процедур по анализу сообщений, вычленению из них квантов информации на основании заданных критериев и правил.

Специализация инструментария рациональной деятельности по отбору сообщений свидетельствует о накоплении в процессе исторического развития социума огромного массива данных, превышающего психофизиологические ресурсы восприятия индивида. С момента разделения массива, накопленного в социуме, знания на отраслевые знания человек в силу своей ограниченности в восприятии знания вынужден заниматься поиском нужной информации, просеивать информационные потоки и массивы на предмет соответствия черпаемых знаний определенным запросам. По ходу развития технологий накопления и хранения данных, процедуры отбора совершенствовались, повышая качество рациональной деятельности человека, подготавливая почву для роста знаний и когнитивной эволюции человека.

Разделение труда привело к возникновению специализации и появлению ремесел, накопление сведений о мире стало причиной появления научного знания, а потребность транслировать его во времени привела к необходимости развития практики образования, с помощью которой стала формироваться комплексная система фильтрации информационных потоков. В процессе образования у индивидуума создается невидимый «интеллектуальный скафандр» через отсечение не представляющих ценности информационных сообщений или блокирование

нежелательных вторжений в его информационное пространство. Отметим, что гибкость и плотность такого «скафандра» зависят от вида и строгости критериев, составляющих суть интеллектуального фильтра, функции которого реализуются через активизацию критического мышления. Чтобы дать подрастающему человеку механизм регулирования интенсивности и качества информационного обмена с окружающими информационными системами, цели образования должны быть адекватными социокультурной и технологической модели информационной сети.

Эффективность интеллектуального фильтра в процессе познания особенно важна в системе науки и образования. Научные сообщества давно осознали необходимость интеллектуального фильтра, реализуя стремление стандартизировать процедуры интеллектуальной фильтрации информационного поля, например, сформировать методологический комплекс, независимый от особенностей индивидуального сознания, но ограничивающий информационное поле научной дисциплины.

Подчеркнем, что и в сети, и в образовательной практике человек получает информацию о фактах и объектах в переработанном виде, как результат применения третьими лицами интеллектуальных фильтров. Делегирование функций интеллектуального фильтра, которое часто осуществляется с привлечением независимых профессионалов для выполнения информационной аналитики, можно обозначить как аутсорсинг функций интеллектуального фильтра.

С внедрением в повседневную жизнь и деловую практику технических средств возросла агрессивность информационных вторжений в индивидуальное информационное пространство в виде прямой рекламы, спамов, внедрения рекламы в бесплатные продукты. Одновременно повысились и технические возможности противостояния несанкционированным вторжениям в индивидуальное и коллективное информационное пространство с помощью авторизации, установки фильтров и антиспама на почтовых серверах.

В контексте проблем образовательной практики в сетевом обществе информационная экспансия подспудно стимулировала обращение к когнитивным ресурсам социума и индивидуального сознания в вопросе формирования интеллектуальных фильтров.

Когнитивные ресурсы формирования интеллектуального фильтра составляют не простую задачу [12]. Выделим два ее аспекта: феноменологический и символический. Им соответствуют два уровня когнитивных структур, носителей значений и смыслов. Необходимое для трансляции знания соединение культурных и феноменальных смыслов происходит только в индивидуальном сознании. Внеперсональные структуры знания и принципы его организации не могут выполнять функций интеллектуального фильтра помимо ментальной активности в виде рассуждения и понимания.

Уровень понимания характеризуется как оценивающее наделение смыслом [2] и соотносится с деятельностью критического мышления, сочетающей аффективные (эмоциональные) качества и когнитивные навыки, в частности такие, как интерпретация, анализ, оценка, формулирование выводов, объяснение, саморегулирование. Главный акцент в критическом мышлении ставится на предшествовании оценочному суждению интенсивной интеллектуальной работы, которая неявно предполагает логику анализа и логику понимания [10].

Таким образом, можно утверждать, что интеллектуальный потенциал личности в полной мере определяется не суммой знаний и набором компетенций, а способностью критического мышления. Рост значимости критического мышления как универсального и высокоэффективного инструментария интеллектуальной фильтрации информационных семантических потоков ставит вопрос о пересмотре идеала образования, который определен как сумма профессиональных компетенций.

Литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Академ. проект, 2015. 319 с.

2. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М.: Канон+: Реабилитация, 2011. 144 с.

3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330-342.

4. Урсул А. Д. Информационный шум // Социальная информатика. М.: Академ. проект: Фонд «Мир», 2009. 281 с.

5. Ланкастер Ф. У.Информационно-поисковые системы. Характеристики, испытание и оценка. М.: Мир, 1972. 308 с.

6. Коштоев В. В. Информационные системы и феномен жизни. Тбилиси, 1998. 150 с.

7. Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. Секрет фирмы, 2005. 176 с.

8. Питерс Т., Барлетта М. Тренды. СПб.: Изд-во Стокгольмской школы экономики в Санкт Петербурге, 2006. 160 с.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

10. Пауль Р. Критическое мышление как проблема современного образования. М.: Наука, 1992. 78 с.

11. Сокольская В. В. Познавательный разрыв как явление современного социума // Вестник науки и образования, 2017. № 1 (25). C. 114-116.

12. Сокольская В. В. Современная информационно-технологическая среда: проблема интеллектуальных фильтров // International scientific review, 2017. № 1 (32). С. 117-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.