Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА И ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА И ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
408
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курбакова Дарья Олеговна

В статье исследованы вопросы, связанные с формированием науки информационной этики и её влиянием на развитие современного общества. Выделены основные проблемы, возникающие в информационной среде при общении пользователей. Особое внимание уделено проблеме недостаточно развитого регулирования поведения пользователей сети. Проанализированы факторы, порождающие данную проблему, а именно: 1) социально - психологические факторы, 2) ценностно - ориентировочные, 3) технические. Раскрывается содержание понятия киберэтика, информационная среда и информационная культура. Рассматриваются два основных подхода к изучению проблем информационной культуры - культурологический и информационный. В статье акцентируется внимание на основных морально-этических нарушениях, допускаемых пользователями интернета и предлагается ряд этических требований к поведению пользователей интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION ETHICS AND PROBLEMS OF VIRTUAL COMMUNICATION

The article deals with the issues related to the formation of the science of information ethics and its influence on the development of modern society. The author identifies the main problems, which arise in the information environment in the process of users’ communication. Special attention is paid to the problem of insufficiently developed regulation of the network users’ behavior. The author analyzes factors generating this problem: 1) socio-psychological factors, 2) value - oriented, 3) technical. The author reveals the meaning of the concept of cyberethics, information environment and information culture. The author considers two main approaches to the study of the problems of information culture, namely - culturological and informational approaches. The article focuses on the main moral and ethical violations committed by Internet users. The author suggests a number of ethical requirements for the behavior of Internet users.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА И ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Modern information ethics and problems of virtual communication

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ/ CULTURE & CIVILIZATION

УДК 17

DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-150-155

Современная информационная этика и проблемы виртуальной коммуникации

КУРБАКОВА Дарья Олеговна, студентка первого курса, kurbakova111@mail.ru

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя

Аннотация. В статье исследованы вопросы, связанные с формированием науки информационной этики и её влиянием на развитие современного общества. Выделены основные проблемы, возникающие в информационной среде при общении пользователей. Особое внимание уделено проблеме недостаточно развитого регулирования поведения пользователей сети. Проанализированы факторы, порождающие данную проблему, а именно: 1) социально-психологические факторы, 2) ценностно-ориентировочные, 3) технические. Раскрывается содержание понятия киберэтика, информационная среда и информационная культура. Рассматриваются два основных подхода к изучению проблем информационной культуры — культурологический и информационный. В статье акцентируется внимание на основных морально-этических нарушениях, допускаемых пользователями интернета, и предлагается ряд этических требований к поведению пользователей интернета.

Ключевые слова: информационная этика, информационная культура, виртуальная коммуникация.

Для цитирования: Курбакова Д. О. Современная информационная этика и проблемы виртуальной коммуникации // Сервис Plus. — 2021. — Т. 15. — № 3. — С. 150-155. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-150-155

Статья поступила в редакцию: 11.05.2021.

Статья принята к публикации: 11.06.2021.

Курбакова Д. О. 2021, 15(3), 150-155

Современная информационная этика и проблемы виртуальной коммуникации

Modern information ethics and problems of virtual communication

Darya O. KURBAKOVA, first-year student, kurbakova111@mail.ru

Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article deals with the issues related to the formation of the science of information ethics and its influence on the development of modern society. The author identifies the main problems, which arise in the information environment in the process of users' communication. Special attention is paid to the problem of insufficiently developed regulation of the network users' behavior. The author analyzes factors generating this problem: 1) socio-psychological factors, 2) value — oriented, 3) technical. The author reveals the meaning of the concept of cyberethics, information environment and information culture. The author considers two main approaches to the study of the problems of information culture, namely — culturological and informational approaches. The article focuses on the main moral and ethical violations committed by Internet users. The author suggests a number of ethical requirements for the behavior of Internet users.

Keywords: information ethics, information culture, virtual communication.

For citation: Kurbakova D. O. (2021). Modern information ethics and problems of virtual communication. Service plus, 15 (3), 150-155. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-150-155 (In Russ.).

Submitted: 2021/05/11.

Accepted: 2021/06/11.

Сегодня современное государство представляет собой развивающееся информационное общество, где главной ценностью обладает информация, которая в свою очередь является своего рода фундаментом получения новых знаний. Огромные объёмы информации, поступающей ежедневно в открытый доступ пользователям интернета, помимо своего положительного влияния, несут также деструктивную функцию, которая заключается в образовавшейся проблеме регулирования поступления различного рода информации в массы.

С одной стороны, технический прогресс по своему определению является результатом модернизации современного общества, но с другой стороны, он оказывает подавляющее воздействие на развитие духовно-нравственных ценностей личности.

Поэтому возникает необходимость обеспечения безопасности информационного пространства. Двойственность данной необходимости заключается в том, что с одной стороны безопасность информационной среды обеспечивает правовая сторона, которая выражается в принятии законодателем нормативно-правовых актов, базовым из которых является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Здесь не возникает сомнений в защи-

щённости информации и в неотвратимости ответственности, которую понесут правонарушители. С другой стороны, здесь также важен и этический аспект вопроса, а именно информационная этика, которая выступает средством достижения сбалансированных отношений человека и техники [1]. Данная проблема повышает роль этики как науки в жизни современного общества. Говоря об информационной этике, довольно важно обозначить примыкающее к ней понятие информационной культуры, которая фактически поможет защитить пользователей от негативного влияния интернета. Л. А. Илюхина рассматривает понятие информационной культуры как «определённый свод правил поведения в инфокоммуникацион-ной среде, в рамках общечеловеческой культуры» [2]. В своём исследовании Горелова Е. В. говорит о двух основных подходах к изучению проблем информационной культуры — культурологическом и информационном. Говоря о культурологическом подходе, автор рассматривает информационную культуру как «способ жизнедеятельности человека в информационном обществе». Иными словами, информационная культура здесь предстаёт как необходимое условие для реализации запросов пользователей сети, без которого невозможно удовлетворить свои потребности в интернете. Под информационным подходом

Modern information ethics and problems of virtual communication

Е. В. Горелова понимает вопросы информационно-технического характера, т. е. непосредственное взаимодействие человека с техническим оборудованием, умение пользоваться интернет-источниками, навыки поиска необходимой информации [3]. Необходимо добавить, что развитие техники зачастую негативно сказывается на развитии нравственной личности, что выступает основанием развития информационной этики [4].

Таким образом, помимо повышения роли в жизни классической этики как науки, также своё развитие получает и довольно современная отрасль этики — киберэтика. Т. Ю. Павельева в своих исследованиях даёт следующее определение данному понятию: «современное направление прикладной этики, изучающее деятельность субъектов общественных отношений, использующих компьютер, иные элементы современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые являются атрибутивными признаками постиндустриального, информационного общества» [5].

Киберэтика регулирует поведение пользователей в сети и в процессе этого действия решает различные возникающие проблемы, такие как: 1) проблема формирования гуманной личности, 2) проблема регулирования поведения пользователей сети, 3) проблема формирования информационной культуры, 4) разработка основных принципов деятельности пользователей социальных сетей и другие.

Каждая из вышеперечисленных проблем требует отдельного глубокого изучения. В своём исследовании мы рассматриваем проблему недостаточно развитого регулирования поведения пользователей сети. Данная проблема связана с рядом факторов, которые можно условно разделить на несколько категорий: 1) социально-психологические факторы, 2) ценностно-ориентировочные, 3) технические.

Говоря о социально-психологических факторах, стоит сказать, что в виртуальном общении, так же, как и в живом общении, существуют различные категории общества со своими особенностями, от которых будет напрямую зависеть манера общения в интернете. Как пишет Е. Н. Богданов: «...отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого каждым в системе общества» [6]. Социальная дифференциация, основывающаяся на уровне дохода, на уровне образования, на личном отношении пользователя

интернета к той или иной категории граждан, будет влиять на форму общения в сети.

Ценностно-ориентировочные факторы прежде всего представляют собой систему ценностей отдельной личности как предпосылку определённого способа общения. Как пишет Биби Стивен А.: «Некоторые коммуникатологи (на которых часто ссылаются) указывают на взаимосвязь между поведением в человеческой коммуникации и морально-этическими стандартами» [7]. Л. В. Сурженко в своих исследованиях говорит о различных подходах к определению ценностей личности. В качестве одного из подходов она выделяет социологическую концепцию ценностей, сущность которой заключается в наличии определённых норм, имеющих значимость для субъекта социальных отношений [8].

Технические факторы, влияющие на регулирование поведения пользователей сети, касаются непосредственно вопросов технического обеспечения, современности используемых информационных технологий в той или иной информационной среде общения. В данном вопросе существует прямая зависимость между техникой и процессом регулирования поведения людей — чем современнее подход применения информационных технологий, тем эффективнее осуществляется контролирование поведения пользователей интернета [9].

Для того чтобы говорить о возникновении этических проблем, будет логично обозначить среду их происхождения — информационно-коммуникативную. В своих исследованиях Д. А. Фурсова предлагает определение понятию информационно-коммуникативной среды и рассматривает его как «синтез онлайн- и офлайн-сред, в котором основообразующим «веществом» можно считать информацию». Информационно-коммуникативная среда существует в различных формах, например, к ней можно отнести форумы в интернете, многообразные приложения для проведения конференций с возможностью выходить в онлайн-трансляции, социальные сети [10].

Если обратиться к социальным сетям, то здесь необходимо сделать акцент на таком факторе, как саморегулирование поведения пользователей. Иными словами, каждый пользователь имеет возможность обратить внимание администрации социальной сети на тот или иной пост, воспользовавшись функцией «пожаловаться». Но возникает некоторое затруднение в дальнейшем алгоритме действий, поскольку

Современная информационная этика и проблемы виртуальной коммуникации

для отправления жалобы пользователю необходимо определить категорию информационного правового или этического нарушения. В связи с недобросовестностью или неграмотностью некоторых пользователей интернета, отправляется большое количество жалоб, не отвечающих заявленному содержанию. Подобное явление затрудняет процесс обнаружения и пресечения нарушений информационного этикета, а также правонарушений.

Как известно, одним из ключевых отличий общения в сети от «живого» общения является то, что у каждого пользователя есть возможность создать анонимный аккаунт и не использовать свои реальные паспортные данные. На первый взгляд, этот фактор не несёт в себе вредоносного воздействия, а наоборот, может, как вариант, служить развитию творческого потенциала личности. Но также общение в информационном пространстве, обусловленное анонимностью, у определённых пользователей вызывает желание нарушить существующие моральные устои [11]. Двойственность данной проблемы заключается в том, что, с одной стороны, человек в данной ситуации будет нести разрушающее влияние в отношении нравственной среды в интернете, с другой стороны, нередки случаи деанонимизации личностей, поддавшихся искушению вести себя аморально, а иногда и противоправно. Таким образом, информационное общение как создаёт проблему потенциального аморального поведения, преступности, так и предотвращает её дальнейшее развитие путём обнаружения подобных акций на раннем этапе.

Говоря о функциях информационной этики, мы считаем, что они аналогичны функциям классической этики, т. е. к функциям информационной этики традиционно можно отнести регулятивную, ценностно-ориентирующую, гносеологическую, воспитательную, оценочную, мотивационную, коммуникативную и другие функции. Но главным отличием функций информационной этики от функций классической этики будет выступать среда её использования, а именно — информационное пространство, которое, в свою очередь, будет изменять формы проявления нарушений этических требований [12].

Таким образом, как и было оговорено нами выше, нарушение этических норм в большинстве случаев происходит в процессе коммуникации. Сегодня, в век информационных технологий, перед нами от-

крываются большие возможности общения в интернете — создано множество приложений и программ, используемых нами ежедневно с целью передачи различной информации.

Мы выявили комплекс основных, на наш взгляд, морально-этических нарушений, допускаемых пользователями интернета: 1) небрежно составленное сообщение или комментарий; 2) использование ненормативной лексики в комментариях и публикациях; 3) оскорбление авторов публикации; 4) скрытая дискриминация, выраженная в пренебрежительном тоне комментария, на основании этнической, религиозной, социальной неприязни; 5) распространение пользователями сети спама в виде одного и того же информационного посыла в комментариях, не несущего рекламу.

Таким образом, всё вышеперечисленное ещё раз подтверждает особую важность регулирования поведенческого компонента в процессе использования электронных средств общения.

Мы считаем необходимым вывести общение в информационной среде на новый цивилизованный уровень, который бы соответствовал развитости государства, поэтому хотим предложить ряд этических требований к поведению пользователей интернета: 1) каждый пользователь интернета должен уважать права и свободы других пользователей; 2) необходимо осознавать личную ответственность перед другими пользователями интернета за информацию, которую он распространяет в сети; 3) любое информационное сообщение пользователя должно быть основано на базовых нравственных началах; 4) пользователь интернета должен быть сдержан в эмоциях и не использовать ненормативную лексику в своей речи; 5) оформление личного аккаунта пользователя сети не должно выглядеть оскорбительным по отношению к другим пользователям или содержать элементы, которые могли бы вызвать неприязнь у других пользователей; 6) необходимо оказывать уважение к мнению авторов публикаций или комментаторов.

На основании вышеизложенного можно сказать, что информационная этика на сегодняшний день представляет особый интерес для изучения, поскольку является развивающейся наукой и предлагает решения актуальных проблем в жизни современного общества.

Modern information ethics and problems of virtual communication

Список использованной литературы:

1. Смеюха В. В. Поведение аудитории в социальных сетях: этический аспект // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 8. — С. 84-93.

2. Илюхина Л. А. Теоретические подходы к информационной социализации личности// Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2016. — С. 36-43.

3. Горелова Е. В. Информационная культура и ее роль в формировании личности: Дис. канд. культурологии. — М., 2008. — 135 с.

4. Филина О. А. Проблемы современной информационной этики: Дис. канд. фил. наук. — М., 2009. — 153 с.

5. Павельева Т. Ю. Информационная культура: понятие, содержание // Социально-политические науки. — 2018. — № 5. — С. 76-79.

6. Богданов Е. Н. Психология и педагогика. — 2002. — 584 с.

7. Биби Стивен А. Коммуникация и ценности // Вестник РГГУ Серия: Политология. История. Международные отношения. — 2007. — № 1. — С. 11-32.

8. Сурженко Л. В. Ценности личности: философский и психологический анализ понятия // Политематический электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 65. — С. 55-61.

9. Дубинин С. Н. Закономерности психологии общения между людьми // Вестник Самарского государственного университета. — 2008. — № 66. — С. 34-41.

10. Фурсова Д. А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — № 2. — С. 163-168.

11. Овчинникова Е. А., Сергеев А. С. Этические проблемы информационного пространства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. — 2011. — № 2. — С. 38-43.

12. Галинская И. Л. Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика // Россия и современный мир. — 2001. — № 2. — С. 73-88.

References

1. Smeyukha V. V. (2019). The behavior of the audience in social networks: an ethical aspect. Socialno-gumanitarnye znaniya [Social-humanitarian knowledge], 8. P. 84-93. (In Russ.).

2. Ilyukhina L. A. (2016). Theoretical approaches to the understanding of the phenomenon of information socialization. Obrazovanie i razvitie lichnosti v sovremennom kommunikativnom prostranstve: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Education and personal development in the modern communal space: a material All-Russian scientific and practical conference with international participation]. P. 36-43. (In Russ.).

3. Gorelova E. V. (2008). Information culture and its role in the formation of personality: candidate of cultural studies thesis. Moscow. 135 p. (In Russ.).

4. Filina O. A. (2009). Problems of modern information ethics: candidate of philology thesis. Moscow. 153 p. (In Russ.).

5. Pavelieva T. Y. (2018). Information culture: its concept and contents. Socialno-politicheskie nauki [Socio-political sciences], 5. P. 76-79. (In Russ.).

6. Bogdanov E. N. (2002). Psychology and pedagogy. — 584 p. (In Russ.).

7. Beebe S. (2007). Communication and values. Vestnik RGGU Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. [Bulletin of the RSUH Series: Political Science. History. International relations], 1. P. 11-32. (In Russ.).

8. Surzhenko L. V. (2011). Personal values: a philosophical and psychological analysis of the concept. Politematicheskij elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University], 65. P. 55-61. (In Russ.).

Современная информационная этика и проблемы виртуальной коммуникации

9. Dubinin S. N. (2008). Patterns of psychology of communication between people. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Samara State University], 66. P. 34-41. (In Russ.).

10. Fursova D. A. (2002). Towards the problem of the definiton «information and communication environment». Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [The bulletin of moscow state university of culture and art], 2. P. 163-168. (In Russ.).

11. Ovchinnikova E. A., Sergeev A. S. (2011). Ethical issues of information space. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. [Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations], 2. P. 38-43. (In Russ.).

12. Galinskaya I. L. (2001). Computer ethics, information ethics, cyberethics. Rossiya i sovremennyj mir [Russia and the modern world], 2. P. 73-88. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.