КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 930.85(470.4/5)
Н. А. Розенберг
СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье дается обзор основных историко-культурных событий и артефактов Уральского региона с точки зрения разных жанров и форм репрезентации диалектики традиционного и современного в культурном пространстве новой России (19902010-е гг.).
The article reviews main historical and cultural events and artifacts of the Ural region in terms of different genres and forms of representation of traditional dialectic and contemporary cultural space in the new Russia (1990-2010-s)
Ключевые слова: постмодерн, художественная культура, массовая и элитарная культура, многообразие форм и смыслов культуры Уральского региона.
Keywords: postmodern, art culture, mass and elite culture, variety of forms and meanings of the Ural region culture.
Реформы 90-х гг. привели к таким изменениям в российском обществе, которые оказались не менее значимы по своим последствиям, чем Октябрьская революция 1917 г. Иными стали социальная система и идеология, возникли кричащие имущественные отличия. Стали другими способ функционирования, содержание, основные доминанты художественной культуры. Эти изменения в условиях региона обнаружились в разных видах творческой деятельности и приобрели региональное своеобразие.
Соглашаясь с М. Фраем в его определении постмодерна как ситуации, в которой любой творец волен по-своему использовать наработанные прежними культурными эпохами стилевые принципы и формы, надо признать, что спектр этих принципов и форм оставался в региональной художественной культуре вполне конкретным [1].
Мировоззренчески искусство с начала 90-х до 2008 г. прошло очень стремительную и резкую траекторию. Это движение, полюсами которого в 90-е гг. стали выступления групп протестного молодежного рока и вполне тривиальные кон-
© Розенберг Н. А., 2011
церты на аренах цирков и стадионов, к сегодняшнему дню эволюционировало в иную культурную ситуацию. Сложилась сфера коммерческого искусства, в значительной мере салонного, востребованного «на заказ» и сфера искусства экспериментального, функционирующего в своем театральном, телевизионном, студийно-выставочном пространстве.
Поляризуются вкус, интересы зрителя/слушателя/читателя, причем слово, текст вовсе не доминирует в пространстве художественной культуры.
Досуговая сфера занимает все более заметную нишу в региональной художественной культуре, теперь стало важно не только воспринимать, но и реализовывать свои творческие способности и потребности. Своеобразной средой такой деятельности для молодежи явились клубы. Их неформальный характер, многообразие, возможность чувствовать себя в кругу своих -очень привлекательны для молодежи. Сложилась новая идеология, культивирующая развитие личностных качеств, расширяющая возможности личностной идентификации.
Можно предположить, что именно молодежная культура будет отрабатывать и предлагать инновации, самым неожиданным образом сопрягающие ценности массовой и элитарной культуры. Только в наши дни в постмодернистской парадигме раскрывается подлинное многообразие смыслов культуры региона, проявленных в его художественной культуре. Урал предстает сегодня гигантской вытянутой от Приполярья до Великого пояса степей территорией, на всем протяжении которой человек создал неповторимые культурные ландшафты. Только молодым под силу было выстроить единственный в мире город в Заполярье - Салехард. Коммуникации, созданные в условиях вечной мерзлоты, - достижение инженерно-строительного расчета и дерзновенных решений архитекторов. Так, вантовый автодорожный мост «Факел» проектировала группа из 8 архитекторов и конструкторов, руководитель проекта И. А. Василевский. Декоративно-функциональная часть сооружения - Ванто-вый пролет шириной 408 метров - поднят на высоту 70 метров. Здесь расположены смотровая площадка, бар и ресторан. Сюда можно подняться на лифтах, встроенных в опоры. Открыт мост в декабре 2004 г. а в 2005 г. на Междуна-
родном фестивале «Зодчество» был удостоен бронзы [2]. В книгу рекордов Гиннеса занесен автодорожный вантовый мост, построенный в Сургуте через Обь. Его уникальность в том, что центральный почти полукилометровый пролет держит единственная вантовая опора. Мост действует уже почти 10 лет. Это сооружение стало символом самоутверждения молодых в соперничестве с суровой природой. Ярко освещенные в ночное время вертикали опор, устремленных в небо, резко изменили безлюдный прежде пейзаж, четко обозначив присутствие здесь человека. За строительство моста директор треста Э11 В. Ф. Солохин был удостоен звания академика [3]. Мосты выполняют самые различные коммуникативные функции и в обжитом городском пространстве. По молодежной инициативе обычный деревянный мост в Тюмени стал называться Мостом влюбленных. Это произошло после того, как на одном из городских праздников на мосту провели конкурс на самый долгий поцелуй. И мост обрел новую жизнь. Теперь здесь назначают свидания, сюда приходят молодожены, чтобы оставить на ограде моста символический замок на счастье. Новые традиции в частной, повседневной жизни - знак времени. Они обусловлены иными, чем в советскую эпоху, привычками и ценностями. Приверженность семье и друзьям - одна из них. Повсеместно в городах региона появились пешеходные улицы - место досуга и встреч с друзьями. В сквериках по соседству с кафе и магазинами можно встретить разнообразную скульптуру. Некая театрализация среды происходит в самых неожиданных формах. В Тобольске на одной из небольших площадей появилась скульптурная композиция «Пара коней, запряженных в экипаж», которая тут же стала обживаться молодежью, позировавшей фотографу так, словно молодые люди оказались в далеком прошлом.
Монументальная декоративно-ландшафтная композиция появилась в Челябинске. «Сфера любви» может укрыть под своим куполом не один десяток человек. Это монументальное сооружение высотой 12 и диаметром 10 метров вполне модернистское и по замыслу, и по концепции. Под голубой стеклянный купол, который поддерживают мощные опоры в виде деревьев с густой листвой, вознесены фигуры юноши и девушки устремившихся навстречу друг другу. Автор композиции - челябинский скульптор В. Митрошин, отливали ее в Италии [4]. Особенно эффектна «Сфера...» ночью, при неяркой подсветке. На пешеходной челябинской улице Кировка тоже немало необычных персонажей. Образы прошлого оживают в скульптурах городового, нищего, клоунов, гитаристов. В этом городе, втором по численности населения в УрФо (1 млн 100 тыс. чел.), празд-
ничная и яркая Кировка все-таки выпадает из массы типовой застройки советского времени, перемежающейся с деревянными домами, оставшимися от дореволюционного города. И это типично для многих уральских городов. Вместе с тем тенденция сместить акценты в городском пространстве с безликих официозных площадей с одинаковыми почти всегда административными зданиями, выстроенными в советское время, вполне объяснима. Молодые архитекторы и скульпторы обустраивают пространство повседневности с тем, чтобы оно отвечало современным вкусам и потребностям населения. Иным стал и образ жизни молодежи, появились новые свадебные обряды, связанные с новым городским пространством. Наиболее органичен облик столицы Урала - Екатеринбурга. В плотной застройке центра с высотными башнями и многоэтажными домами-змеями не потерялись классицистические усадьбы горнопромышленников и купцов с окружающими их парками. Из 1 млн 300 тыс. населения города 180 тыс. составляют студенты. Молодежная культура Екатеринбурга всегда была генератором новых идей в различных областях творчества: литературе и журналистике, документальном кино и театральном искусстве. Сейчас в городе успешно работает филиал Центра современного искусства. Особая сфера культурной жизни Екатеринбурга - его клубная культура. Она сохранила традиции и память о протестной рок-культуре 6080-х гг. В 2006 г. был открыт памятник В. Высоцкому и М. Влади, выполненный екатеринбургским скульптором А. Сильницким. Друзья поэта говорили на открытии памятника, что скульптор создал образ скорее лирический, а не гражданственный, образ любящего и любимого человека [5]. Заметное место в культурной жизни города занимают рок-фестивали. В числе лидеров современного русского рока - бывшая свердловская группа «Наутилус.». В прошлом году ушел из жизни И. Кормильцев, автор текстов многих знаменитых песен, замечательный поэт. Сплав социальности, экспрессии и сюрреалистичности его стихов обладает удивительной притягательностью. Хиты группы «Прогулки по воде», «На берегу безымянной реки», «Я хочу быть с тобой», «Сновидение» близки сегодняшним молодым. Симптоматично сближение «Наутилуса» с петербургскими рок-группами. В родном городе «Наутилус» с успехом выступил в 2003 г. на фестивале «Старый Новый Рок», а в 2006 г. - в «Нашествии». Рок-фестивали проходят в Екатеринбурге ежегодно. Среди десятков молодежных клубов нет похожих. В одних - звучит рок, в других - этно и даже экстремальная языческая музыка, как об этом заявили в клубе «Радапцы». Наряду с музыкальным экстримом на академических площадках города звучат классический джаз, фолк и этно.
В фестивале World Music в 2009 г. играл саксофонист Пол Уинтер, обладатель 6 премий Грэм-ми. Культурные связи Екатеринбурга очень широки и разнообразны, в городе 16 дипломатических представительств, работают культурные центры Японии, Франции, США и Великобритании.
Сами екатеринбуржцы стремятся сохранить память о лучшем, что связано с традициями региональной художественной культуры. Так, бывший лидер группы «Урфин Джус», композитор А. Пантыкин создал музей свердловского рок-клуба. Здесь собраны вещи и записи «Чай-фа», «Наутилуса.», «Агаты.», «Насти.», «Смысловых галлюцинаций», и этот музей находится в его клубе «Вне Политики», что все-таки не вполне точно, потому что российский рок всегда был политически и социально ангажирован.
В наши дни меняется театральная культура Урала. В Екатеринбурге наряду с известными всей России, имеющими статус академических театрами - Оперы и балета, Драматическим театром, Театром музыкальной комедии, возник целый ряд экспериментальных площадок. Это театр-студия «Перекресток», молодежный театр «Галерка», театральный центр «Волхонка», экспериментальный театр «Бждын», «Коляда-театр». Репертуар, сценография, актерское мастерство в этих театрах формируются под воздействием опыта мировой сцены и активно его впитывают. Тенденции яркой зрелищности, интерактивного взаимодействия со зрителем, атмосфера непосредственности - делают их очень привлекательными для публики.
И поскольку столица Урала - город студенческий, именно они в значительной степени формируют культуру города, влияют на молодежную культуру региона, благодаря многочисленным конкурсам и фестивалям. Достаточно назвать КВНовское движение, конкурсы современного танца, сложившиеся традиции в рок-музыке. Событием общероссийского значения являются фестивали документального кино «Россия». На Свердловской киностудии работали и работают выдающиеся операторы, мастера анимационного кино и режиссеры-документалисты. Студия занимает одно из лидирующих мест в документальном кино нашей страны. Здесь существует преемственность поколений, лучшие фильмы известны за рубежом. Так, молодой документалист А. Федор-ченко, начавший снимать в 1999 г., за фильм «Давид» был удостоен в 2002 г. призов МКФ в Стокгольме и Люблине. Его фильм «Первые на луне» в 2005 г. в Венеции был признан лучшим документальным фильмом. Режиссер стал одной из знаковых фигур в современном кинематографе. Для его «Первых.» кинокритикам пришлось изобретать новый термин «мокьюментори», что не вполне точно переводится на русский язык как
«псевдодокументальный». Условно документальна правда о тоталитарном государстве, в котором рождались идеи освоения Космоса, и достоверна ситуация фантасмагоричности, в которой приходилось действовать героям космической истории. Важно, что фильм - завершающая часть трилогии о самых мучительных событиях тоталитарной эпохи: о сиротстве детей, родители которых репрессированы, - «Давид», трагедии вынужденных переселенцев, народов Кавказа, выселенных в Северный Казахстан, - «Дети Белой могилы» и, наконец, - «Первые на Луне». Режиссер не только публицистичен, он изобретает новые художественные средства, позволяющие в «Первых.» создать иллюзию полной достоверности якобы старых документальных кадров. Съемки частично происходили на Ленфильме. Музыку написал свердловский композитор С. Сидельников. В новом фильме о языческих марийских жрецах А. Федорчен-ко намерен снимать настоящих жрецов, и это снова будет мокьюментори. Режиссер создал в Екатеринбурге Независимую киностудию. Европейский зритель запомнил и по достоинству оценил фильмы А. Федорченко, последний из которых - отмеченная призом Венецианского фестиваля 2010 г. эротическая драма «Овсянки». Председатель жюри фестиваля. Квентин Тарантино высказался о фильме исчерпывающе кратко «Великолепная картина по всем параметрам! Мы дали ей лучшие оценки! Здорово, просто шикарно!» О Космосе и не только делают свои картины известные екатеринбургские аниматоры - А. Харитиди «Гагарин» (Золотая пальмовая ветвь в Каннах), А. Золотухин «Розовая кукла», В. Ольшвант «Бабушка». Лауреатами последнего XIX Открытого фестиваля документального кино «Россия» за фильм «Гламур без глянца» стали режиссеры Е. Немченко и А. По-госян. И если А. Федорченко с его постмодернистской иронией явно чужд духа державности, документалисты, создавшие многосерийный фильм «Оружие Родины», вдохновлялись именно идеей значения Урала как оборонного щита России. Весьма показательно, что этот фильм демонстрируется на Международной выставке вооружений «Оборона и защита» в Нижнем Тагиле. О тоталитарном прошлом страны. ее национальной политике сняли фильмы режиссеры Ю. Демин «Спецпереселенцы» и С. Мартьянов «А был ли мальчик?».
Кадрами режиссеров, хормейстеров, балетмейстеров, постановщиков массовых зрелищ и актеров, уже 40 лет пополняет театры и концертные залы Урала и РФ Челябинская государственная академия культуры и искусств.
Изменившиеся социокультурные реалии обозначены в архитектурном облике городов региона. Массовая застройка утрачивает однообразие и унылость хрущевского времени. На рынке жи-
лья появляются дома разного уровня комфортности, возникают районы коттеджей элитного типа. Перепланировка и реконструкция происходят в административной части городов, на площадях и улицах, где располагаются государственные учреждения и офисы крупных фирм и банков. Новый облик приобрела центральная часть Екатеринбурга. На площади 1905 г., рядом с плотиной заводского пруда поставлен памятник основателям города В. Н. Татищеву и В. де Ген-нину, а сами заводские здания стали музеями архитектуры, промышленности и природы Урала. Отреставрирован обширный усадебный комплекс уральских купцов Расторгуевых-Харитоновых с парком и прудом. Там находится Дворец детского и юношеского творчества. Здания промышленной архитектуры ХУШ-Х1Х вв. и классицистические сооружения вполне непротиворечиво взаимодействуют с высотными башнями-бил-дингами, разнообразящими архитектурный ландшафт. В городе, несмотря на его промышленность, есть прекрасные парки и скверы. Недавно одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга стал монументальный собор Спас-на-крови, построенный на месте дома Ипатьева, где была расстреляна царская семья. Вокруг него возник религиозный центр - Святой Квартал с Патриаршим подворьем. Историческая, культурная память репрезентирована в Екатеринбурге знаковыми архитектурными сооружениями прежде всего. Их сохранность - факт сам по себе не часто встречающийся.
Контрасты между старым и новым - отчетливее в облике Челябинска. Его пешеходная улица Кировка с высотными сооружениями, модными бутиками и кафе соседствует с двухэтажными зданиями старой застройки в исторической части города. Пешеходная зона - территория отдыха и развлечений - создана на одной из площадей Тюмени. Здесь находятся цирк и Парк отдыха. Появление в городской застройке специализированных территорий такого рода - примета времени, соответствующая ценностям культуры постмодернизма.
Особое значение в этом городском пространстве приобретает скульптура. Кажется, современный городской житель так обустраивает территории для отдыха, чтобы оживить их фигурами персонажей из прошлого - лошадками с экипажем (Тобольск, площадь им. С. Ремезова), бронзовыми изваяниями городовых, клоунов, гитаристов (на ул. Кировка в Челябинске). Эта театрализация среды отвечает потребности современного человека в игре, фантазировании, достигающей иногда необычных форм. На Севере, например, появляются гигантские фигуры мамонтов в одиночку и целыми семьями, например бетонный мамонт высотой 10 метров разместился
у паромной переправы в Салехарде, а в Ханты-Мансийске, на горе рядом с геологическим памятником «Самаровский останец», встало семейство из 7 особей, самый большой в высоту достигает 8 метров, а общий вес композиции -70 тонн. На Урале не жалеют цветного металла для монументальной скульптуры.
Необычное и действительно фантастическое зрелище представляют собой ледяные скульптуры. Фестивали-конкурсы «Ледяная рапсодия» проходят в Салехарде ежегодно и привлекают участников из зарубежных стран и многих городов России. С ноября по май столицу Ямала украшают мастерски выполненные светящиеся в условиях полярной ночи фигуры фантастических животных, людей, целые композиции на разные сюжеты.
Для детей и молодежи фантазийная городская скульптура наиболее притягательна.
Просторы Приполярья побудили скульпторов и архитекторов к поиску лаконичных и монументальных форм, к применению новых высокопрочных материалов. Стела «66 параллель» в Салехарде отмечает Полярный круг. Ритуал пересечения его проходят все, кто прибыл в Салехард. Монументальное сооружения величественно и лаконично. В центре двойной пирамиды укреплена дуга, символизирующая параллель. Материалом послужил сплав серебристого цвета. Ночью, благодаря внутренней подсветке стела светится.
Культурное сознание населения УрФО проявлено сегодня в феномене, который можно было бы назвать музеефикацией культурной памяти. Современные музеи необычны, формы и методы их работы не традиционны. Но их цель одна -визуализация знаковых исторических событий, сохранение и демонстрация таких артефактов, в которых проявлены концептуальные основания истории культуры региона. Так, в Нижнем Тагиле действует единственный в мире завод-музей. Металлургическое производство остановлено, но, переходя из цеха в цех, посетитель проникается сознанием необычности самого процесса. Поразительна промышленная архитектура, сохраненная здесь для потомков.
В Ханты-Мансийске, городе выдающемся по своему архитектурному облику, создан один из самых необычных российских музеев - Музей геологии, нефти и газа. Он открыт в 2003 г. и его здание «входит в десятку оригинальных архитектурных сооружений мира, спроектированных и построенных в экстремальных условиях» [6]. Музей представляет собой комплекс зданий, в которых развернуто 7 выставок, повествующих о «легендах и былях нефтяного края», - история нефтегазодобывающей отрасли Югры. На особых выставках демонстрируются уникальные минералы и самоцветы, найденные геологами в недрах края. Сияющим драгоценным кристаллом
кажется монументально-декоративная композиция из стекла и стали, поставленная в центре комплекса. Древность и постиндустриальная эпоха на земле Югры оказываются рядом. Уникальные археологические находки музейного комплекса межплеменного святилища Усть-Полуй можно видеть не только в витринах, но непосредственно на раскопе, входящем в музей в Салехарде. С родовыми культами и ритуальной практикой хантов и манси знакомит музей под открытым небом «Торум маа», открытый в Ханты-Мансийске еще в 1987 г. Это напоминание, что традиционная культура - основа и ментальный стержень народов Югры. Вслушаемся в стихи выдающегося ненецкого поэта Л. Лапцуя.
Так-то... А я все лежу на пороге Старого, старого, старого чума. Схожий лицом с бородатою тучей, Так и лежу на истлевшем пороге. Чум мой кренится дряхлеющим старцем.
Что за недугом душа истомилась?
Там я оленя спросил головного,
Что небеса отражает глазами,
Можно ли стать мне пушистым зайчонком,
Можно ль попрыгать и мне с воробьями?
Взглядом смолистым и теплым дыханьем, Мудрый олень осушил мои слезы. Впряг я его в узорчатую нарту И полетели мы к солнцу и звездам. В тундре разбуженной, в новом селенье Так и зовусь я - Спасенный Оленем.
(«Перед порогом». перевод Н. Грушининой)
Судьба и творчество лучших поэтов, художников, писателей Югры настолько тесно сопряжены с судьбой ее народов, что для А. Неркаги, Л. Лара, Г. Райшева, супругов Молдановых просветительская работа, изучение мифологии и этнографии своих народов, даже христианская миссионерская деятельность, значат не меньше, чем искусство. Благодаря их деятельности духовный и культурный опыт народов Югры становится общероссийским и общемировым культурным достоянием.
Концептуальное значение для формирования региональной культурной идентичности имеют комплексы, памятники и артефакты, сохранившие смыслы и образы конкретных культурных эпох. Географически они могут отстоять друг от друга на огромные расстояния. Это древняя Иг-натьевская пещера и мольбище Усть-Полуй, Ар-каим и Торум маа. Вещные знаки освоенности человеком территории Южного Урала и Припо-лярья величественны. Здесь конкретны, явственны свидетельства межэтнических и межкультурных коммуникаций, сложившиеся тысячелетия назад.
Наши современники стремятся реконструировать и сохранить архитектурные сооружения средневековья - крепости Обдорска/Салехарда и Тобольска. Музеефикация памятников заводской архитектуры в Екатеринбурге и создание единственного музея-завода в Нижнем Тагиле свидетельствуют об актуализации культурной памяти и сложении новых традиций сохранения культурного наследия.
Даже далеко не бесспорные с эстетической точки зрения гигантские бронзовые изваяния мамонтов, поставленные в Ханты-Мансийске, в непосредственной близости от промышленных объектов, отличающиеся ясностью и динамизмом конструкций, -скорее вызов господству Природы в этом отдаленном краю. Это - знак памяти культуры и образ преодоления хаоса упорядоченностью.
Вероятно, только на Урале соприкосновение Древности и Современности, Истории и Культуры проявлены столь полно, что его территория обладает особой притягательностью для тех, кто хотел бы обрести себя в пространстве и времени российской культуры.
Примечания
1. Фрай М. Постмодернизм // Искусство против географии. СПб., 2000. С. 203-204.
2. URL: http://www. suvenirograd.ru/sights. php?id= 478&lang=1/&pid=1545
3. URL: http://www.suvenirograd.ru/sights.php?id= 478&lang=1/&pid=992
4. URL: http://www.suvenirograd.ru/sights.php?id= 478&lang=1/&pid=561
5. URL: http://rus-art.com/painters/raishev/ defaultr.htm
6. URL: http://www.ugra-service.ru. С. 1.