Научная статья на тему 'Современная художественная культура Кабардино-Балкарии'

Современная художественная культура Кабардино-Балкарии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
252
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лях Валентина Ивановна, Сатрачева Марина Зейтуновна

В статье рассматривается современное состояние художественной культуры Кабардино-Балкарской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная художественная культура Кабардино-Балкарии»

16 "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (56), 2015

7. Hlyscheva E. V. Astrahanskiy region kak model' mul'tikul'turnogo obschestva [The Astrakhan region as a model of multicultural society]. Astrahan', 2007.

8. Sukonkina T. N. Formirovanie mul'tikul'turnogo obschestva v regione [The formation of multicultural society in the region] // Regionologiya. 2010. № 2. URL: http:// regionsar.ru/node/520?page=0,0

9. PoliakovL. V. Interview aktual'nym commentariyam [An interview with Relevant comments] // Aktual'nye com-mentariy. URL: http:www.info at actualcomment.ru

10. Antonova V. K. Mul'tikul'turalizm: ideologiya, poli-tika i kul'turniy kod sovremennosti [Multiculturalism: ideology, politics and cultural code of modernity]. M., 2012.

11. Datsyuk S. Posle mul'tikul'turalizma [After multiculturalism]. URL: http:// www.ji-magazine.lviv.ua/

dyskusija/2012/Dacyuk_Posle_multiculturalizma.htm

12. Danilevskiy N. Ya. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. M.,1991.

13. Tolkachev S. P. Mul'tikul'turniy kontekst sovre-mennogo angliyskogo romana [The multicultural context of contemporary English novel]. M., 2003.

14. Malahov V. S. Teoriya i praktika mul'tikul'turalizma [Theory and practice of multiculturalism] // Mul'tikul'turalizm i transformaciya postsovetskih ob-schestv. M., 2002. S. 335.

15. Kudryavceva T. V. Ponyatie polikul'turnosti: mul'tikul'turalistskiy diskurs [The concept of multiculturalism: mul'tikul'turalistskij discourse] // Avtomatizaciya i upravlenie v tehnicheskih sistemah. 2013. № 2 (4).

УДК 7.01(470.64)

В. И. ЛЯХ,

доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

М. З. САТРАЧЕВА,

аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств

СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

В статье рассматривается современное состояние художественной культуры Кабардино-Балкарской Республики.

Ключевые слова: культура, художественная культура, национальная культура, культура Кабардино-Балкарии.

UDK 7.01(470.64)

V. I. LYAKH, M. Z. SATRACHEVA,

PhD, Professor of Krasnodar State University post-graduate student of Krasnodar of Culture and Arts State University of Culture and Arts

KABARDINO-BALKARIA MODERN ARTISTIC CULTURE

Article discusses the current state of the artistic culture of the Kabardino-Balkarian Republic. Key words: culture, art culture, national culture, the culture of Kabardino-Balkaria.

Понятие «культура» - это многогранный термин, обозначающий совокупность материальных и духовных достижений, имеющий специфическую, сложную структуру, элементы которой взаимодействуют по определенным законам. Произведения культуры отражают уровень духовного развития этноса на определенном историческом этапе, раскрывают процессы, протекающие в духовной жизни общества, и способствуют сохранению этнокультурной специфики нации.

Художественная культура как совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью,

помогает познать жизнь в сложных противоречиях общественного развития; приблизить прошлое, раскрыть психологию классов, наций, отдельных личностей. По широте, разнообразию, уникальности и убедительности ни один вид познания не может сравниться с художественной культурой [1].

Будучи составной частью российского культурного поля, художественная культура Кабардино-Балкарии представляет собой самобытное явление, сложившееся на пересечении традиций Востока и Запада. Связь-коммуникация, соединение-конвергенция являются важнейшей функцией и качеством художественной культуры, определяющими ее место и значение в обществе. Чем многостороннее и глубже связи-соединения, тем

значительнее и сама художественная культура, в расширении творческого диапазона которой большую роль играют различные этические и эстетические традиции [2].

На сегодняшний день изучение истоков, тенденций, форм развития художественной культуры как феномена, отражающего особенности межкультурных взаимодействий, представляется важной и актуальной задачей. Освоение культурных ценностей различных народов, населяющих Российскую Федерацию, нужно для того, чтобы сохранять и удерживать в себе общественно-значимые достижения социума. Обращение к богатым культурно-историческим традициям представляет интерес не только с точки зрения более глубокого изучения художественного пространства как значимого историко-культурного феномена, выявления его особенностей в этнонацио-нальном, конкретно-историческом проявлении, но еще и с точки зрения анализа межкультурных взаимосвязей и взаимовлияний. Художественная культура нации не обособлена в своем развитии, она является составной частью общемирового исторического процесса. Наиболее яркие образцы культуры одного народа рано или поздно становятся достоянием других народов. Известны случаи совпадения образцов творчества, развития принципиально новых жанров под воздействием извне. В настоящее время невозможно представить ни одно цивилизованное общество вне связи с остальным миром, с другими культурами.

Национальная культура стремится к максимальной актуализации наследия на фоне глубоких инновационных и интеграционных процессов. Живой интерес к проблемам развития национальной духовной культуры вызван тем фактом, что в ее основе - опыт народа, сложная система мировоззрения, экономики, этики, педагогики, правосознания и искусства, что необходимо сохранить и передать будущим поколениям.

Художественная культура представляет собой сложное взаимодействие традиционного и нового, противоположность и взаимозависимость которых выражает реальную диалектику всякого полноценного акта творчества. «Традиционная культура -это современный культуротворческий процесс, направленный на воссоздание и усвоение традиционной культуры» [3]. Сейчас в профессиональной художественной культуре Кабардино-Балкарии наблюдаются процессы более глубокого и тщательного изучения традиций, обращения к национальным легендам, мифам, театру, литературе, восстановление старинных танцев и обрядов в танцевальном искусстве, возобновление техники народных умельцев в декоративно-прикладном искусстве.

Важнейшей проблемой развития национальной художественной культуры в условиях реформирования общества является сохранение преемственность традиционных и современных форм искусства: вовлечение в творческий поиск

традиций национального и мирового искусства все чаще оказывается важным пунктом, а иногда и фундаментом новаторских открытий. Возрождение культуры, расширение ее исторических горизонтов, а также открытая система функционирования имеют большое значение в жизни нации, так как раскрывают потенциальные возможности, имеющиеся в ее достоянии.

Одна из самых важных задач художественной культуры - показать внутренний мир человека в логике его проявления и развития, ибо это недоступно никакой другой форме познания, кроме искусства, способного представить это конкретно и зримо. В то же время перед обществом стоит задача переосмыслить опыт прошлого, выработать соответствие новому этапу развития общества критериев и социальных ориентиров. В этом процессе огромное значение принадлежит художественной культуре, которая является важным средством формирования гуманистических идеалов.

Изучение динамики развития художественной культуры представляет интерес не только с точки зрения выявления этнонациональных особенностей, но и с позиции изучения межкультурных взаимовлияний в этнокультурном, религиозном и цивилизационном аспектах, что в условиях глобализации становится все более актуальным.

На данном этапе к феномену «этническое» и «национальное» проявляется особое внимание: интерес к своему народу, своей культуре может стать именно тем самым важным звеном, которое не даст потерять самобытность.

М. С. Каган дает такое определение понятию художественная культура: «Это слой культуры, кристаллизирующийся вокруг искусства для обеспечения максимально эффективного, с точки зрения общества и каждого конкретного социума, протекания художественной деятельности» [4]. В современном обществе культура приобретает сложную структуру, где наряду с внутринациональными взаимодействиями начинают функционировать межнациональные. Особенно остро это проявляется в многонациональных государствах, в связи с большим внешним воздействием огромного потока новаций.

В данный момент важной задачей является не только сохранение собственных этнокультурных ценностей, но и воспитание традиций толерантного поведения и сознания, которое необходимо для мирного сосуществования разных наций, их взаимодействия и формирования всесторонне развитой личности. В настоящий период культурное пространство Кабардино-Балкарии характеризуется новым подходом к использованию традиционных ценностей, который заставляют активно изучать культурное наследие и религиозные ценности. Особое значение приобретают именно гуманистические традиции художественной культуры, которые развиваются в процессе освоения собственных межнациональных ценностей и контактов [5].

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (56), 2015

Все народы России в сохранении и развитии своей этнической идентичности имеют одинако -вые возможности (образования, СМИ, Internet). Участие в различных сферах производства дает право на социальную помощь, свободное перемещение с целью сохранения самобытности. Развитие национальной культуры предполагает преемственность, осмысление тенденций художественного творчества, усиление творческой активности. Национальное своеобразие сочетается с общемировыми чертами. Взаимодействие этнокультур, с одной стороны, взаимообогащает, с другой - приводит к конфликтам, избежать которых нельзя: требовать от общества бесконфликтности - «это все равно что общемировой миф либо научная архаика, или то и другое вместе» [6]. Встреча одного культурного общества с другим всегда вызывает бурю эмоций, как положительных, так и отрицательных, порождает настороженность, острые кризисы, но в то же время сохраняет индивидуальность, устраняет недопонимания.

Известный кавказовед Р. Ханаху в своей монографии «Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени» делает вывод, что на Северном Кавказе нет столкновений чисто "традиционных" с "чисто современным", а есть лишь конфликтогенная оппозиция отдельных элементов модернизма и традиционализма» [7].

Встреча цивилизаций - встреча разных типов духовности. Культура - достояние всего человечества, результат взаимодействия народов. Общечеловеческая культура - как бы дерево со многими ветками. Культура любого народа процветает лишь тогда, когда процветает общечеловеческая культура [8].

Чтобы в полном объеме понять процесс развития национальной культуры, необходимо обратиться к таким понятиям, как «взаимодействие» и «взаимовлияние». «Взаимодействие» - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. «Взаимовлияние» - воздействие друг на друга лиц, предметов, явлений, вызывающих какие-либо обоюдные изменения [9].

Взаимодействие является одной из важных движущих сил развития национальной культуры, основой ее полноценного существования. Духовная культура, осваивая конкретную действительность, тем самым постигает внутренний смысл явлений жизни. Полная изоляция одной культуры от других ведет к замкнутости, а взаимодействие способствует умножению опыта, взаимообогащению, показывает бесконечность познания и возможностей художественного воплощения действительности.

Подчеркивая активное интенсивное взаимоотношение между культурами, взаимодействие позволяет во всем объеме понять процесс развития национальной культуры: процесс формирования искусства, стимулирования творческой

активности, освоения иных духовных ценностей [10].

Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многомерность. Неповторимость культур означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Неповторимость национальных, региональных особенностей той или иной культуры ставит ее на соизмеримый уровень с другими культурами. Взаимообогащение национальной культуры и восприятие межкультурных ценностей происходит на неодинаковом уровне. В процессе восприятия и усвоения ценностей национальной культуры важное значение имеют стереотипы, которые формируются в обществе и СМИ. Процесс взаимовлияния состоит не в дублировании достигнутого путем перевода на другой язык или подражания, а в выражении мыслей современного человека, живущего интересами эпохи. Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно от своих соседей. Контакты между народами всегда были мощным стимулом исторического процесса.

Современная художественная культура Кабардино-Балкарии находится в объективно существующем поликультурном пространстве на пересечении и взаимодействии многих культур. Смешение эстетических и религиозных традиций в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре расширяют творческий диапазон национальной культуры. Существуют и приоритеты, но традиционное искусство ощущает влияние художественных традиций других народов, и в национальную культуру вносится дополнительный колорит. Соприкосновение различных цивилизаций предоставляет возможность сопоставить разные культурно-религиозные пласты, тем самым позволяя глубже осознать свою самобытность.

Вопросы развития художественной культуры начинают связывать с проблемами сохранения национального культурного наследия и художественных традиций. В этой связи начинает активно решаться ряд задач в профессиональной сфере художественной культуры, так же, как и традиционной, что связано с современными социально-экономическими условиями. Основные задачи современной художественной культуры -восстановление исторической памяти, определение нравственных ориентиров, воспитание толерантного сознания. Эти задачи могут быть выполнимы при достаточно высоком функционировании всех ее видов и жанров в современном культурном поле. Для достижения этой цели необходимо изучение эволюции национального художественного мышления, а также динамики эстетических и этических ориентаций в обществе, которые определяются интересом к классическим шедеврам мировой культуры либо обращением к массовому искусству. Полноценное развитие этнической культуры в условиях глобализации невозможно без поиска новых форм и

методов пропаганды национального искусства, без изучения как прошлой, так и современной практики народа. Только в этом случае можно увидеть перспективы развития национальной культуры. Сегодня именно традиционная культура позволяет взглянуть не реальные социально-нравственные противоречия и увидеть их в полном объеме, в широком историческом охвате и, сопоставив прошлое и настоящее, постичь суть современности.

Художественная культура Кабардино-Балкарии является составной частью общего художественно-исторического процесса, протекающего в масштабах страны. Формирование и развитие художественного пространства республики не однородный поток, а противоречивое сплетение различных векторов эстетического и художественного взаимодействия, происходящее при совмещении различных культур - неотъемлемая составляющая развития любой этнохудожественной системы [11].

Таким образом, одним из наиболее важных аспектов в современном художественном процессе является развитие национального сознания. В силу специфичности предмета искусства национальное художественное сознание охватывает все стороны духовной жизни нации, отражает ее историческое самосознание. Искусство то широко входит в различные сферы духовной культуры, являясь существом постановки и пропаганды философских, нравственных, религиозных или политических идей, то резко обособляется от них. Это вызвано тем, что идеологическое воздействие оказывает деформирующее влияние на культуру, подчиняя заложенное в культуре всеобщее начало.

В настоящий период особенно ощутима необходимость гуманизации всех сфер духовной культуры. Научная концепция гуманистического мышления необходима для создания гармоничных взаимоотношений различных наций, возможности построения конструктивного диалога между различными государствами. В современный период реформирования всех сторон общественной жизни нации, национальная художественная культура осознает и усиливает свои специфические свойства, так как, вступая в контакт с другими культурами, она должна достойно представлять духовный мир нации.

Литература

1. Игнатов В. С. Художественная культура России XIX-XX вв.: понятие, закономерности развития и социальные функции // Культурология. URL: http: //w ww.kultu-rolog. ru/library/culturology/ ignatov-vs-xudozhestvennaya-kultura-rossii-xix-%E2%80%93-xx-vv/1/1/

2. Базиева Г. Д. Художественная культура Кабардино-Балкарии в полиэтническом пространстве России. Нальчик, 2010.

3. Розин В. М. Прагматический критерий истинности культурологического знания // Науки

о культуре. Шаг в ХХ1 в.: сб. материалов ежегод. конф.-семинара молодых ученых. М., 2002. С. 422.

4. Каган М. С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л. 1987. С. 8.

5. Базиева Г. Д. Развитие национальной художественной культуры в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2000.

6. Базиева Г. Д. Развитие национальной художественной культуры...

7. Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов н/Д. 2001.

8. Кокшаров Н. В. Взаимодействие культур: диалог культур // Соционика, психология, межличностные отношения. 2009. № 3. С. 28-37.

9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.

10. Кокшаров Н. В. Взаимодействие культур: диалог культур ...

11. Базиева Г. Д. Художественная культура Кабардино-Балкарии в полиэтническом пространстве России ...

References

1. Ignatov V. S. Hudozhestvennaya cul'tura Ros-siy XIX-XX vv.: ponyatiye, zakonomernosty razvitiya i sotsial'nue funktciy [Art Culture Russia XIX-XX centuries: notion patterns of development and social functions] // Kulturologiya. URL: http://www.kultu-rolog.ru/library/ culturology/ignatov-vs-xudozhestvennaya-kultura-rossii-xix-%E2%80%93 -xx-vv/1/1/

2. Baziyeva G. D. Hudozhestvennaya cul'tura Kabardino-Balkariy v polietnichesko prostranstve Ros-siy [Art culture of Kabardino-Balkaria in the multi-ethnic Russian space]. Nalchik, 2010.

3. Rozin V. M. Pragmaticheskiy criteriy istinnosty cul'turologicheskogo znaniya [Pragmatic criterion of cultural knowledge truth] // Nauky o cul'ture. Shag v ХХ1 vek: sb. materialov ezhegod. konf.-seminara molodyh ychenyh. M., 2002. S. 422.

4. Kagan M. S. Iskusstvo kak phenomen cul'tury [Art as a Cultural Phenomenon] // Iskusstvo v systeme cultury. L. 1987. S. 8.

5. Baziyeva G. D. Razvitiye national'noj cul'tury v Kabardino-Balkariy [Development of national culture in Kabardino-Balkaria]. Nalchik. 2000.

6. Baziyeva G. D. Razvitiye national'noo cul'tury v Kabardino-Balkariy ...

7. Hannahy R. A. Traditionnaya cul'tura Severnogo Cavkaza: vyzovy vremeny (social'no-philosophskiy analyz) [The traditional culture of the North Caucasus: challenges of time (socio-philosophical analysis)]. Rostov n/ D. 2001.

8. Koksharov N. V. Vzaimodejstvie cul'tur: dialog cul'tur [Interaction of Cultures: dialogue of cultures] // So-cionics, psychologiya, mezhlichnostnye otnosheniya. 2009. № 3. S. 28-37.

9. Ephremova T. F. Noviy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'niy [New Dictionary of the Russian language. Sensibly-derivation]. M, 2000.

10. Koksharov N. V. Vzaimodejstvie cultur: dialog cul'tur .

11. Baziyeva G. D. Hudozhestvennaya cul'tura Kabardino-Balkariy .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.