Научная статья на тему 'Современная французская живопись: пересечение истории (по материалам художественной выставки музея современного искусства permm)'

Современная французская живопись: пересечение истории (по материалам художественной выставки музея современного искусства permm) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕЙЗАЖ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная французская живопись: пересечение истории (по материалам художественной выставки музея современного искусства permm)»

страх перед зрителем, то его зрителем уже становятся его однокурсники, преподаватели, ученики в школе.

Таким образом, внеучебная работа студента помогает ему спроектировать карту необходимых ему качеств, при помощи которой он может развить свой потенциал до нужного уровня в его профессиональной деятельности. Так, каждый студент может сам устроить для себя тьюторское сопровождения, направленное на развитие его личностных компетенций.

Список источников и литературы

1. Юрий Духнич: Личностные компетенции [Электронный ресурсу/Smart education Режим доступа http://www.smart-edu.com/lichnostnye-kompetentsii.html (дата обращения: 01.04.2014).

2. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование/ Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

Лоскутова К.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова

Современная французская живопись: пересечение истории (по

материалам художественной выставки музея современного искусства

PERMM)

В интервью журналу «Рыба», один из кураторов выставки Николя Одюро, сказал: «Сначала мы не поняли, почему художники сейчас всё ещё используют живопись, - Это может быть не очевидный вопрос, но история искусства в XX веке думала, что живописи не будет вообще. В 60-х художники показали, что живопись умерла: всё сделали, что могли. Вопрос для тех, кто интересуется искусством: почему художники до сих пор используют живопись? Мы решили показать молодых и старых художников, чтобы понять это всё» (Батог, Клонихина, ж. «Рыба», 2 ноября 2012).

Проблематику выставки, анализируемой в настоящей статье, можно сформулировать в трех вопросах:

- Что же на сегодняшний день остается от живописи?

- Какое место она занимает?

- В каком состоянии пребывает сейчас современный «художественный пейзаж» Франции?

Выставка подобного рода устраивалась в Перми впервые и для пермского зрителя выглядела свежо и актуально. Она проходила в ноябре-декабре 2012 года, в связи с чем, материалы по ней еще не являются полноценной литературой. Поэтому выбранная для статьи тема, по мнению автора, является актуальной и обладает определенной новизной изучения, т.к.:

- выставка знакомит с современными французскими художниками и современными направлениями в искусстве;

- экспозиция выставки анализирует современную ситуацию в

европейском искусстве, особенности и тенденции развития живописи;

- проводимое исследование позволяет проследить преемственность поколений и восстановить взаимосвязь различных направлений, представленных на выставке.

В ходе подготовки экспозиции рассматриваемой выставки, кураторы, облегчая зрителям задачу, структурировали материал, соединяя в пары художников, созвучных по методу или же близких по темам. В результате сложились определенные «сочетания» художников, а именно: художник, уже вошедший в историю искусства, и автор младшего поколения, близкий ему эстетически или концептуально, оказываются в ситуации диалога, а момент сопоставления позволяет проследить преемственность поколений и восстановить взаимосвязь направлений.

В целом, представленные на выставке французские художники конца XX - начала XXI веков характеризуются попыткой возвращения к классическим традициям модернизма. Стиль концептуализм, с которым чаще всего ассоциируют современное искусство, используют в своем творчестве только два художника, работы которых находились на выставке (Арам Жалю и Сара Триц).

Сравнивая произведения французских художников разных поколений можно заметить в их творчестве много общего. Эту тенденцию попытаемся проиллюстрировать следующим образом:

Таблица 1

_Общие черты в картинах Бернара Фриза и Эрвэ Ика_

Художник Картина/год Общие черты Художник Картина/год

Бернар Фриз Островной Р, 2004 - Цвет, от чувственного до диссонирующего, играет очень важную роль в творчестве художников. - Видение является более важным, чем само отображение реальности. - У обоих художников техника создания работы достаточно сложная: Э.Ик создает многосоставное полотно и добивается прозрачности цвета, а Б. Фриз пишет работы в короткий промежуток времени и не допускает ни единой попытки поправки и переписывания. - Оба художника согласны в том, что произведение искусства не может быть абсолютно зависимо от правил и режима его создания. Эрвэ Ик Сонетлум, 2004 Джим Джармуш, 2008 Крест, 2000

Подводя итог и выявляя особенности и проблематику современной живописи Франции, можно отметить следующие черты:

• ироничность в искусстве: диалог - шутка, использование традиции с некой иронией (Арман Жалю «Индюк», 2008; Сара Триц «Моя травести на отдыхе», 2010);

• деликатное отношение к живописным традициям прошлого (проявляется в небольшом объеме выставочных работ в духе концептуализма);

• насыщенность и яркость цвета (Виктор Вазарели, Эрвэ Ик, Бернар Фриз, Арман Жалю, Жан-Мишель Санжуан, Жак Монори);

• «Скульптурная живопись» (Бенджамен Свейм «Статуи моей матери п°3», 2008-2009, Эрвэ Ик «Крест», 2000);

• следование концепции «десакрализации» художника (Вера Мольнар, Морган Чембер);

• преобладание женских мотивов (Жюльен Каррейн, Жак Монори, Бенджамен Свейм);

• смешение, синтез стилей, жанров и техник (этой тенденции подвержены практически все представители выставки);

• позитивная оценка эксперимента в искусстве (Сара Триц, Ноэль Долла, Морган Чембер, Сесиль Бар, Филипп Конье и др.);

• слияние современного искусства с живописными традициями прошлых поколений, многочисленные отсылки к истории искусства, кино и т.п. (Жан-Оливье Юклё, Гийем Брессон, Жак Монори, Марк Деграншам, Эрик Дитман, Дамиана Дэрубэ);

• тенденция к абстракции и размытости (Франсуа Морелле, Сесиль Бар, Вера Мольнар, Ноэль Долла, Рафаэль Рено);

• использование необычных материалов для достижения желаемого творческого результата (Сара Триц, Эрик Дитман, Морган Чембер, Ноэль Долла, Филипп Конье);

• эстетизация урбанизма и технологизма (Даниэль Дезёз, Рафаэль

Рено).

Возвращаясь к вопросу в интервью с Николя Одюро, представленному в начале статьи («Почему художники ... всё ещё используют живопись?»), настоящей статьей автор попыталась дать один из возможных ответов, который удалось сформулировать на основании материалов выставки.

Французская живопись жива, потому что ее вектор больше направлен в сторону решения философских и социальных проблем, нежели проблем политических. Художники стремятся к раскрепощению реципиента через произведение, зритель в их полотнах сам наполняет произведение, вступает в чувственный диалог. Живопись максимально интертекстуальна. Художники затрагивают актуальные проблемы XXI века - отчуждение человека, «сенсибилизации» человеческих познавательных и чувственных способностей. Еще в XX веке художник из ремесленника превратился в учителя жизни, гуру, - в той степени, в какой искусство является воплощением его жизненной

философии, опирающейся не на догматы, и не на логику, а на его собственное свободное эстетическое суждение. В современном искусстве эта тенденция усилилась.

При этом сохранение отдельной, ограниченной плоскости дистанцирует и дисциплинирует зрителя, живопись по своей роли в современном искусстве напоминает подлинную философию.

Таким образом, проанализировав произведения, созданные в различные моменты истории французской живописи и объединенные в одну выставку, возьмем на себя смелость утверждать, что живопись Франции жива, её история продолжается. Выставка сопоставила художественные приемы, относящиеся к проблематике зрительного восприятия, раздосадованного и встревоженного. Картина увиденного одновременно порождает у зрителя вопросы и оставляет яркие и эмоциональные впечатления.

Список источников и литературы

1. Современная французская живопись: пересечение истории, каталог к выставке в Музее современного искусства РЕЯММ, Пермь, 2 ноября 2012-10 января 2013.

2. Батог А., Клонихина М. Французская живопись жива // Рыба, 2 ноября 2012, http://magazine-fish.ru.

3. Пакинте М. История на пересечении // http://aroundart.ru , 11 ноября 2012.

4. Чупахин Д. Французская эволюция // № 42, 5 ноября 2012 (407) , с. 25// http://www.business-class.su/number.php?id=760

Рицкова А.О., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент О.В. Игнатьева

Творческие индустрии в Перми.

Впервые концепция «творческих индустрий» возникла в Великобритании, в 1998 году. Развитие «Творческих индустрий» является приоритетом национальной британской политики, она закреплена, как на государственном уровне, так и активно поддерживается на муниципальном. В документе министерства культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании по развитию «творческих индустрий» закреплено следующее определение.

Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. К этому определению о носятся 13 субъектов: реклама; дизайн; художественный и антикварный рынок; ремесла и прикладное искусство; мода; кино и видел; музыка; исполнительские искусства; литература и книгоиздание; программное обеспечение; мультимедиа и интерактивные компьютерные программы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.