Научная статья на тему 'Современная философия свободы в контрактуалистическом измерении'

Современная философия свободы в контрактуалистическом измерении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
528
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTRACT / CONTRACTUALISM / MORALITY / LAW / FREEDOM / JUSTICE / ДОГОВОР / КОНТРАКТУАЛИЗМ / МОРАЛЬ / ПРАВО / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ананьева Елена Павловна

Цель статьи рассмотрение современного понимания философии свободы. Для анализа феномена свободы в условиях современного общественного развития применяется контрактуалистический аспект исследования. В результате контрактуалистического аспекта свобода представляется основополагающим условием и ценностью справедливой жизни, основание чего видится в специальном своде этических правил, который возникает в результате договора всех участников бытия. Статья адресована специалистам и обучающимся в области социальной философии, исследователям прав и свобод личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная философия свободы в контрактуалистическом измерении»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

MODERN PHILOSOPHY OF FREEDOM IN THE CONTRACTUAL

MEASUREMENT Ananyeva E.P. (Russian Federation) Email: Ananyeva442@scientifictext.ru

Ananyeva Elena Pavlovna - Doctor Philosophy, Associate Professor, Professor,

DEPARTMENT OF GENERAL PSYCHOLOGY, SEVASTOPOL INSTITUTE OF ECONOMICS AND HUMANITIES (BRANCH) CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.V. VERNADSKY, SEVASTOPOL

Abstract: the purpose of the article is to examine the modern understanding of the philosophy offreedom. To analyze the phenomenon offreedom in the conditions of modern social development, the contractualistic aspect of research is applied. As a result of the contractualistic aspect, freedom seems to be a fundamental condition and value of a just life, the basis of which is seen in a special set of ethical rules that arises as a result of the contract of all the participants in existence. The article is addressed to specialists and students in the field of social philosophy, researchers of individual rights and freedoms. Keywords: contract, contractualism, morality, law, freedom, justice.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ В КОНТРАКТУАЛИСТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ Ананьева Е.П. (Российская Федерация)

Ананьева Елена Павловна - доктор философских наук, доцент, профессор, кафедра общей психологии, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымский федеральный университет им. В.В. Вернадского, г. Севастополь

Аннотация: цель статьи - рассмотрение современного понимания философии свободы. Для анализа феномена свободы в условиях современного общественного развития применяется контрактуалистический аспект исследования. В результате контрактуалистического аспекта свобода представляется основополагающим условием и ценностью справедливой жизни, основание чего видится в специальном своде этических правил, который возникает в результате договора всех участников бытия. Статья адресована специалистам и обучающимся в области социальной философии, исследователям прав и свобод личности.

Ключевые слова: договор, контрактуализм, мораль, право, свобода, справедливость.

Современные исследования в социальной философии убедительно подтверждают, что свобода является не только краеугольным камнем человеческой жизни, но и абсолютной характеристикой человека, метафизической, онтологической составляющей его жизни [4]. В связи со всем этим принципиально важным является понимание проблемы свободы именно в аспекте нравственности и человеческих добродетелей. Универсалистская мораль, не терпящая различий, вряд ли сможет ответить на вопросы, диктуемые противоречиями. На этот вызов современности и пытается ответить контрактуализм - одно из новейших направлений в современной западной этике, которое основано на понимании моральных норм как результата договоренности между людьми. Исходные тезисы контрактуализма - «не существует долга без ответственности», «нет обязательств без добровольного согласия», «не существует справедливости без компромисса» [1, с. 9].

Концептуальные начатки школы контрактуализма можно обнаружить еще в античности. Так, еще софист Горгий считал справедливость следствием соглашения между гражданами, а Эпикур закладывал в понятие справделивости вполне конкретный смысл договоренности ради взаимной пользы [5, с. 319-324].

Однако, непосредственно истоки контрактуализма могут быть найдены в теории общественного договора Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и И. Канта. В ХУП-ХУШ веках теория общественного договора получила философское обоснование, в рамках чего политическая власть, право и мораль возводились к единому нормативному источнику [1, с. 9].

Возрождение интереса к контрактуалистическому видению общества наблюдается, начиная с 70-х годов XX века. В основе современного контрактуализма лежат две альтернативные интерпретации теории договора - гобсианская и кантианская. При этом, обе вариации контрактуализма демонстрируют общие черты:

1) склонность к когнитивизму в этике;

2) метаэтическую установку;

3) отрицательную модель нормативности, не предполагающую этику добродетели;

4) готовность к взаимодействию с социальными и гуманитарными науками для решения некоторых актуальных социальных проблем [1, с. 9.].

В связи с этим, обращаясь к идее свободы, необходимо признать, что, используя путь рассуждений школы контрактуализма, возможно преодоление однобокого понимания свободы как свободы абстрактных личностей, слишком эгоистично-рационально настроенных относительно друг друга. В связи с этим следует согласиться с мнением М. Кастельса, Д. Белла и других исследователей постиндустриального общества в том, что указанные изменения в пространстве современной свободы обусловлены не только человеческими стремлениями к самоутверждению, самоопределению и самопознанию. Творческое мышление и новое видение проблем становится условием профессионального роста современного человека, часто - даже профессионального выживания. В смысле теоретическом - речь идет о переходе от осмысления и страхования формальных принципов и измерений свободы к пониманию и характеристике новых социокультурных ее составляющих, что касается генезиса исследуемой проблемы в целом. А, во-вторых, речь идет о свободе как признаке и условии достойной жизни, что проявляется как в отсутствии унижения и бедности, так и в честности с другими людьми и с самим собой.

При этом важно, что классики новейшего философского контрактуализма не только не считают ненужной идею социальной справедливости в «обществе риска», а постоянно подчеркивают, что чувство и всестороннее признание справедливости может реализовываться через общие договоренности, взаимное согласие непринудительного, свободного и аргументированного дискурса, обсуждений с участием всех субъектов общества. Здесь происходит также (именно через взаимное согласие и ориентирование на проблему справедливости) и сочетание моральных ценностей, и правовых норм [2, с. 140-150].

Контрактуалистический аспект исследования свободы, декларирующий позиции договоренности, опровергает понимание свободы без опоры на социальные институты, то есть свободы в негативном и индивидуалистическом смысле. Однако глобальные (и даже локальные) проблемы и риски вряд ли можно скрыть обращением к дружбе вместо справедливости. В связи с контрактуалистическим аспектом осмысления идеи свободы стоит не только подчеркнуть теоретическую плодотворность обсуждения данной проблемы. Именно в аспекте «свобода -ответственность - справедливость», когда говорится о свободе, то имеется в виду именно ее моральное измерение, что является синонимом справедливых, незаангажированных властью и эгоистическими интересами действий и поступков, а

Еигореап Баепсе № 10 (42) ■ 36

также - преданность свободно принятым решениям и толерантному отношению к таким решениям других людей.

В завершение необходимо сделать вывод о том, что свобода, как и другие высшие ценности - это не что-то непосредственно данное, это продукт высокой культурной эволюции, в значительной степени рациональный регулятор морали и права. Свобода становится реализованной в том случае, когда каждому участнику сообщества лучше с подобным договором, нежели вне его, что и удостоверяется в рамках контрактуализма.

Список литературы /References

1. Никонов Л.В., Федюкин В.П. Что такое контрактуализм [What is contractualism] // Философские дескрипты [Philosophical descript], 2016. № 16. С. 9.

2. Усов Д.В. Этика ответственности К.-О. Апеля в ландшафтах контрактуализма [Ethics of responsibility K.-O. Apel in the landscapes of contractualism] // Антропологические измерения философских исследований [Anthropological dimensions of philosophical studies], 2015. № 7. С. 140-150.

3. Сен А. Развитие как свобода. М., 2004. 432 с.

4. Хайек Ф. Право, законодательство и свобода. М.: ИРИСЭН, 2006. 644 с.

5. Эпикур. Главные мысли / Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983. С. 319-324.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Nikonov L.V., Fedyukin V.P. Chto takoe kontraktualizm [What is contractualism] // Filosofskie deskript [Philosophical descript], 2016. № 16. P. 9 [in Russian].

2. Usov D. V. Ehtika otvetstvennosti K.-O. Apelya v landshaftah kontraktualizma [Ethics of responsibility K.-O. Apel in the landscapes of contractualism] // Antropologicheskie izmereniya filosofskih issledovanij [Anthropological dimensions of philosophical studies], 2015. № 7. P. 140-150 [in Russian].

3. Sen A. Razvitie kak svoboda [Development as freedom]. M., 2004. 432 p. [in Russian].

4. Hajek F. Pravo, zakonodatel'stvo i svoboda [Law, Legislation and Freedom]. M.: IRISEHN, 2006. 644 p. [in Russian].

5. Epikur. Glavnye mysli [The main thoughts] // Tit Lukrecij Kar. O prirode veshchej [Titus Lucretius Kar. About the nature of things]. M.: Hudozhestvennaya literatura, 1983. P. 319-324 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.