8(50) - 2011
Зарубежный опыт
УДК 620.91
СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
А. В. ЗВЕРЕВ,
доктор экономических наук, профессор E-mail: zverev@rfhwb.de Российский экономический университет
им Г. В. Плеханова
В статье рассматриваются современные тенденции в энергетической политике Германии, последние изменения в законодательстве в энергетической сфере, новые направления энергетики в различных сферах.
Ключевые слова:энергетическая политика, энергоэффективность, ветро-, био-, солнечная энергетика.
Энергетическая политика занимает в экономике современной Германии одно из центральных мест и складывается из трех равнозначных составляющих: надежности энергообеспечения, конкурентоспособности энергетического сектора и конкуренции внутри него, выполнения требований в отношении охраны окружающей среды.
Власти ФРГ исходят из того, что для достижения поставленных в рамках этой триады целей необходимо решение вопросов энергосбережения, повышения эффективности использования энергии, замены энергоемких и обладающих высокой эмиссионной активностью производств, расширения использования возобновляемых источников энергии.
Для повышения энергоэффективности и более широкого использования возобновляемых источников энергии требуются целенаправленные политические меры, на основе которых должен быть раскрыт рыночный потенциал, обещающий в долгосрочной перспективе достижение конкурентных преимуществ.
К ключевым моментам энергетической политики Федерального правительства Германии
относится также ограничение роста цен на все виды энергии за счет усиления конкуренции на рынке.
Одновременно предпринимаются меры по обеспечению энергетической безопасности, понимаемой как недопущение даже краткосрочных сбоев в подаче электроэнергии и наличие в долгосрочной перспективе доступных энергоресурсов. Не последнее место в этой политике занимают вопросы соответствия производства энергии экологическим требованиям, в особенности с точки зрения предотвращения глобальных изменений климата на планете. Для реализации таких мер необходимы крупномасштабные инвестиции в энергетический сектор, которые предполагается осуществить в ближайшие годы. Исходя из этого, требуется принятие политических решений, определяющих направления развития германской энергетики.
Кабинет министров ФРГ 9 сентября 2010 г. одобрил в целом новую энергетическую концепцию государства, определяющую стратегию развития отрасли на период до 2050 г. Документ, разработанный германским министерством экономики и технологий совместно с министерством природы, охраны окружающей среды и безопасности ядерных реакторов ФРГ, содержит основные принципы экологически безопасного, надежного и доступного энергоснабжения государства, в котором впервые прописан курс на внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Согласно новой концепции, альтернативная энергетика должна поменять свой статус и стать в перспективе основной в энергобалансе ФРГ.
По предварительным данным Федерального министерства экологии, охраны окружающей среды и безопасности ядерных реакторов Германии (август 2010 г.), всего в ФРГ в 2009 г. было произведено 597 млрд кВт-ч или на 6,3 % меньше, чем в 2008 г. (637,2 млрд кВт-ч). Импорт электроэнергии в Германию составил 41 млрд кВт-ч, экспорт — 55 млрд кВт-ч (положительное сальдо — 14 млрд кВт-ч).
Уголь и атомная энергия остаются главными энергоносителями при выработке электроэнергии. По данным Федерального союза энергетики и водного хозяйства Германии, с помощью этих видов сырья произведено почти две трети электроэнергии в ФРГ.
Доля бурого угля в производстве электроэнергии составила в 2009 г. 25,6 % (146,5 млрд кВт-ч), что на 1 % больше, чем в 2008 г. (23,6 % - 150,6 млрд кВт-ч). При этом на производство электроэнергии идет 92 % всего добываемого в Германии бурого угля (в 2009 г. на указанные цели было направлено 156 млн т этого энергоносителя).
Доля каменного угля составила 18,3 % (109 млрд кВт-ч), снизившись на 1,3 % по сравнению с 2008 г. (19,6 % и 124,6 млрд кВт-ч).
На базе атомной энергетики в 2009 г. было произведено 22,6 % (134,5 млрд кВт-ч), что на 0,8 % меньше показателя 2008 г. (23,4 % - 148,8 млрд кВт-ч).
С помощью природного газа было генерировано 12,9 % (77 млрд кВт-ч) электроэнергии, что на 0,7 % меньше, чем в 2008 г. (13,6 % и 86,7 млрд кВт-ч).
Доля нефтепродуктов в производстве электроэнергии составила в 2009 г. 2,1 % (12,5 млрд кВт-ч), или на 0,7 % больше, чем в 2008 г. (1,4 % - 9,2 млрд кВт-ч).
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) были задействованы при производстве 16,3 % (94,8 млрд кВт-ч) от общего объема произведенной в Германии в 2009 г. электроэнергии, что на 1,8 % больше, чем в предыдущем году (14,5 %, 93,3 млрд кВт-ч), в том числе:
- гидроэлектростанции — 3,2 %, или 19 млрд кВт-ч (2008 г. - 3,2 %, или 20,4 млрд кВт-ч);
- ветроэнергетика (ВЭУ) - 6,6 %, или 38,6 млрд кВт-ч (2008 г. - 6,3 %, или 40,6 млрд кВт-ч);
- биомасса - 5,2 %, или 30,4 млрд кВт-ч (2008 г. -3,5 %, или 22,3 млрд кВт-ч);
- фотовольтаика - 1,1 %, или 6,6 млрд кВт-ч (2008 г. - 0,7 %, или 4,4 млрд кВт-ч).
Доля прочих энергоносителей в производстве электроэнергии в Германии составила в 2009 г. 3,9 % (23,5 млрд. кВт/ ч), что соответствует уровню 2008 г. (3,9 %, 24,6 млрд. кВтч).
Федеральный министр экономики и технологий Германии Р. Брюдерле, представляя концепцию в правительстве, сформулировал девять основных направлений деятельности в рамках реализации намеченных целей:
- развитие возобновляемых источников энергии должно стать основой энергоснабжения;
- повышение эффективности энергосистем страны должно осуществляться на всех этапах: генерация, передача/транспортировка и конечное потребление энергии;
- ввод в эксплуатацию современных угольных электростанций, использующих технологию складирования углекислого газа, а также постепенное закрытие действующих на территории ФРГ 17 энергоблоков атомных электростанций (АЭС);
- развитие инфраструктуры высоковольтных линий электропередач;
- повышение гибкости системы энергоснабжения за счет внедрения современных технологий перераспределения нагрузок в зависимости от объемов генерации и потребления («интеллектуальные электросети»);
- широкое внедрение современных энергосберегающих технологий в строительной отрасли и их обязательное использование при возведении новых и санации уже построенных зданий;
- интенсификация научно-исследовательской деятельности в области энергетики и энергосбережения;
- активное участие Германии в решении проблем энергоснабжения на европейском и международном уровнях;
- повышение прозрачности деятельности органов государственной власти и энергетических концернов, а также привлечение общественных институтов к решению проблем энергетики. Германское правительство также обращает
внимание на проблему зависимости Германии от импорта энергии и природных энергоносителей. В связи с этим подчеркивается необходимость проведения скоординированной внешней энергетической политики, которая должна быть направлена на укрепление германского участия в крупных инфраструктурных проектах, таких как, например, «Северный поток» и «Набукко», а также на оказание поддержки германским предприятиям, работающим в этой отрасли.
Подчеркивается также необходимость и в дальнейшем проводить работу по расширению спектра источников энергии, стран поставщиков и маршрутов транспортировки. В целом правительство ФРГ демонстрирует готовность и далее проводить энергетическую политику, направленную на снижение зависимости экономики страны от импорта энергоносителей, а также активно продвигать идею защиты климата с целью продвижения на мировой рынок германских энергосберегающих технологий, наращивая тем самым свой экспортный потенциал.
Современная политика Германии в области энергетики не может рассматриваться в отрыве от европейских целеполагающих установок и предпринимаемых мер для их реализации.
Исходя из этого она строится на основе директив и программ, разработанных Еврокомиссией для энергетических отраслей экономик стран — членов Евросоюза.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими эту сферу, являются, в том числе, Директива ЕС по стимулированию производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии, Директива ЕС по применению технологий энергоэффективности и возобновляемой энергетики в строительстве, Директива ЕС по стимулированию использования биомассы и ряд других.
В настоящее время проводится работа по инкорпорированию в национальное законодательство положений «Третьего энергопакета».
В истекшие годы в Германии был принят ряд нормативных и подзаконных актов, регулирующих эту сферу. В том числе, например:
- обновленный закон «Об энергетическом хозяйстве»;
- закон «О расширении электроэнергетических сетей»;
- новые редакции закона «О приоритетном использовании возобновляемых источников энергии»;
- закон «О теплоэлектроцентралях»;
- постановление «О порядке доступа к сетям энергоснабжения»;
- постановление «Об оплате доступа к сетям энергоснабжения»;
- постановление «О реформировании системы экологических налогов»;
- постановление «О бонусах при представлении системной услуги»;
- постановление «О стимулировании использования возобновляемых источников энергии» и ряд других.
Основное внимание при реформировании законодательной базы было уделено, с одной стороны, вопросам регулирования электроэнергетического рынка, а с другой — обеспечению экономного энергопотребления и экологически чистого производства энергии.
Дальнейшая модернизация нормативно-правовых актов будет направлена, прежде всего, на совершенствование механизмов использования возобновляемых источников в энергоемких производствах, сделав более транспарентной процедуру перехода на них.
Как общеевропейская, так и национальные программы в сфере энергоэффективности разрабатываются в рамках реализации Киотских соглашений и Концепции ЕС «20/20/20», которые предусматривают увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления Евросоюза и повышение эффективности использования энергии до 20 % к 2020 г. При этом Германия изначально взяла на себя обязательство увеличить долю возобновляемых источников энергии к 2030 г. до 21 % от общего уровня энергопотребления.
Задача повышения энергоэффективности возложена на Федеральное министерство экономики и технологий, Федеральное министерство по вопросам экологии, охраны окружающей среды и безопасности ядерных реакторов (вопросы оценки и прогнозирования развития сегментов энергетики), Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития (энергосбережение новостроек, санация и ремонт старых зданий), а также Германское энергетическое агентство» («ДЕНА»).
С учетом отсутствия до последнего времени в ФРГ национальной энергетической стратегии первоочередная роль в вопросе развития энергоэффективности придавалась целевым федеральным и земельным программам, затрагивающим отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства (например, «СО2 — Программа санации зданий», «Биогаз — Партнер», «Жилье будущего»).
В период 2001—2009 гг. на реализацию программ в этой сфере из федерального бюджета было выделено свыше 4,5 млрд евро. При этом, как отмечают в курирующих эту сферу министерствах, ставка в основном делается на участие в энергосберегающих проектах частного капитала, которое поощряется и стимулируется государством.
Широким спектром энергосберегающих проектов занимается агентство «ДЕНА». Оно, в частности, разрабатывает программу модернизации
электростанций, стратегию будущего развития ветровой энергетики и применения гибких инструментов Киотского протокола (таких как торговля эмиссионными квотами), механизм чистого развития (clean development) и т. д.
«ДЕНА» также разработало образец единого федерального энергетического паспорта зданий, ориентированного на энергопотребление в соответствии с разумными потребностями, отвечающими требованиям рынка.
С 2002 г. «ДЕНА» в рамках общегерманской экспортной инициативы по возобновляемым источникам энергии повышает долю технологий использования ВИЭ в экспорте страны для поддержки германских компаний при освоении ими зарубежных рынков.
На земельном уровне продвижению проектов в сфере энергоэффективности также придается большое значение.
Разработанная «ДЕНА» концепция «Энергетический и природоохранный менеджмент» способствует не только внедрению энергосберегающих технологий в конкретных городах и общинах, но и проведению регулярного мониторинга энергопотребления, а также контролю за процессами реализации тех или иных проектов для поиска оптимальных путей развития энергоэффективности.
Основными федеральными программами в области энергосбережения и энергоэффективности на сегодняшний день в Германии являются:
- «Энергоэффективность — Made in Germany» (предусматривает конкретные меры, направленные на энергосбережение и энергоэффективность в промышленности, строительстве и транспорте);
- «Энергетическая и экологическая программа 2007» (пакет, состоящий из 14 законов, направленных на сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов, в целях выполнения взятых на себя Германией обязательств);
- «Второй пакет природоохранных мероприятий 2008»;
- «Дорожная карта энергетической политики 2020» (содержит анализ состояния энергетической отрасли Германии на 2009 г. и конкретные меры по достижению взятых страной обязательств);
- «Энергетическая концепция Федерального правительства 2010», принята 28 сентября 2010 г. Она определяет основные приоритеты федеральных властей в области энергоэффективности и энергосбережения, а также
на ее основе утверждаются планы страны по увеличению доли возобновляемых источников энергии в совокупном энергопотреблении (к 2030 г. до 50 %, а к 2050 г. до 80-85 %). Проводится работа по более активному использованию инноваций в рамках инициативы «Энергия для Германии», в том числе на основе заключения соглашения с промышленностью (имеется в виду использование возможностей частно-государственного партнерства) о дополнительном финансировании капиталовложений в исследования и маркетинг технологий производства энергии, прежде всего из возобновляемых источников.
ФРГ также принимает активное участие в международном сотрудничестве в сфере энергоэффективности. Примером этому может служить членство страны в проекте IPEEC (The International Partnership for Energy Efficiency Cooperation), первое заседание исполнительного комитета которого состоялось в Париже в сентябре 2009 г.
Законодательная база стимулирования производства на основе ВИЭ начала формироваться с принятием федерального закона «О приоритетном использовании возобновляемых источников электроэнергии» (вступил в силу 01.04.2000). Затем в этот закон в 2004 г. и 2009 г. вносились существенные изменения (новеллы), а в 2008 г. он был дополнен еще одним нормативно-правовым актом: законом «О содействии использованию возобновляемых источников энергии при производстве тепла».
К существенным особенностям германского законодательства, регулирующего производство энергии на базе возобновляемых источников, относятся, прежде всего, твердые ставки возмещения на период эксплуатации генерирующих мощностей (как правило, этот период составляет 20 лет). Кроме того, применяются принципы дегрессии финансового содействия в зависимости от времени совершения инвестиций, а также дифференциации ставок возмещения и дегрессии по технологическим и затратным признакам. Использование дегрессии позволяет в итоге учитывать снижение затрат в зависимости от произведенного объема электроэнергии.
В Германии исходят из того, что такая система содействия производству энергии на основе возобновляемых источников должна быть сохранена, но при этом акценты в этой работе могут быть в будущем расставлены иначе, исходя из изменений на рынке.
Совокупные объемы создания добавленной стоимости, рассчитанные на основе инвестиций
(20,4 млрд евро) и эксплуатации установок по производству электроэнергии на базе ВИЭ (17,1 млрд евро), составляли в 2009 г. 37,5 млрд евро.
После установки в 2009 г. 952 ветряных генераторов общей мощностью 1 917 мВт их численность возросла до 21 164 единиц (25 777 мВт, из них 60 мВт офшорные ветряные генераторы в Северном море). Объем производства электроэнергии составил 38,6 ТВт, что существенно ниже совокупного потенциала ветрогенераторов и объясняется длительными периодами безветрия в 2009 г.
Объемы создания добавленной стоимости, рассчитанные на основе инвестиций и эксплуатации ветроэнергетических установок, оцениваются в 6 млрд евро.
В период с 2006 по 2009 г. Федеральным министерством окружающей среды Германии только на исследования в области ветроэнергетики (средства на программу исследований в области энергетики федерального правительства) было выделено порядка 120 млн евро.
За счет этих средств было оказано содействие реализации около 150 проектов, преимущественно в сфере офшорной ветроэнергетики, интеграции электросетей и охраны окружающей среды.
Большое внимание уделялось также созданию сопряженных ветроустановок мощностью 5 МВт и реализации исследовательской инициативы «RAVE — Research at alpha ventus».
Испытательная площадка «RAVE», находящаяся примерно в 45км от североморского о. Боркум, стала первым в Германии офшорным ветроэнергетическим парком. Здесь различные работы финансируются в объеме около 35 млн евро. Другими направлениями являются эксплуатация исследовательских платформ FINO 1, 2 и 3 в Северном и Балтийском морях, а также учреждение института исследований ветроэнергетики и электроэнергетической системной техники Фраунгофера (Бремер-хафен и Кассель).
База правового регулирования в области ветроэнергетики (как общего, так и специального плана) была в течение последних 20 лет существенно расширена.
В настоящее время о ней уже можно говорить как о самостоятельной области законодательства.
К основным нормативно-правовым актам следует отнести следующие законы/предписания. Выдача разрешения, подтверждающего право охраны окружающей среды от вредного воздействия, регулируется соответствующим федеральным законом «О праве охраны окружающей среды от вредного
воздействия» от 26.09.2002 с последними изменениями от 29.07.2009. Это разрешение требуется при установке на суше ветряных генераторов высотой более 50 м. Заявка на него подается в ведомство по охране окружающей среды.
Для установки ветряных генераторов на море в пределах 12-мильной зоны действуют такие же нормы, как и в отношении установки на суше. Если сооружение объекта ветроэнергетики предполагается за ее пределами (на шельфе 200-мильной исключительной экономической зоны), применяется иной правовой режим, а именно: процедура выдачи разрешения осуществляется в соответствии с требованиями предписания «Об установках на море». Рассмотрение заявок и выдача разрешений находятся в ведении федерального ведомства судоходства и гидрографии.
Наряду с решением вопросов о сооружении установок необходимо учитывать также возможности их подключения к электросетям и компенсации за производство электроэнергии на основе возобновляемых источников.
По положениям закона «О приоритетном использовании возобновляемых источниках энергии» сетевые операторы обязаны закупать произведенную на основе таких источников энергию с выплатой им компенсации, ставки которой разнятся в зависимости от возобновляемого энергоносителя.
Успехи в области охраны окружающей среды сопровождались, однако, значительным ростом дополнительных расходов. Так, с момента вступления в силу названного закона на цели содействия до 2008 г. были израсходованы 28,8 млрд евро, при этом только в 2006—2007 гг. — 13 млрд евро. Наибольшая доля приходится на ветроэнергетику — 15,9 млрд евро, или 55 % совокупных компенсационных выплат. Долее следуют биомасса и солнечная энергетика — около 22 %. Однако высокие затраты на солнечную энергетику объясняются отнюдь не объемами производства, а уровнем компенсационных ставок: примерно 510 евро/мВт-час (для сравнения: гидроэнергетика — 70 евро/мВт-час, ветроэнергетика — 90 евро/мВт-час, биомасса — 100 евро/мВт-час).
Объемы компенсации на основе использования закрепленного в законе выравнивающего механизма отражаются на ценах для конечных потребителей. Выравнивающий механизм предусматривает равномерное распределение финансовой нагрузки по всей федерации, не допуская региональных различий. Доплаты финансируются всеми потребителями электроэнергии.
Извлечение из растительной среды энергии получило в Германии широкое распространение благодаря универсальным свойствам биомассы. Фактически с помощью отходов возможны и производство энергии, и отопление хозяйств, и выработка топлива. При этом биомасса, заменяя собой традиционные источники энергии, позволила сократить ежегодно 8,5 млн т выбросов вредных веществ в атмосферу, что так актуально для Германии. Контролируемое сбраживание (ферментация) отходов животноводства уменьшает вредное воздействие животных отходов в виде метана на атмосферу.
Развивая использование установок на основе биомассы, а также другие направления альтернативных источников энергии (ветряные и солнечные установки), Германия преследует, в том числе, цель снижения энергетической зависимости ФРГ от внешних поставщиков традиционных углеводородов. Государственные дотации стимулировали интерес к биоэнергетике со стороны частных предпринимателей, который неуклонно растет с 2000 г. Так, за последние три года доля биоэнергетики в общей энергетической корзине Германии выросла с 3,2 до 4,6 %. Ожидается, что к 2010 г. энергия биомассы заменит 5 % требуемых ежегодно углеводородов, а к 2020 г. - 10 %.
По информации Федерального министерства экономики и технологий Германии, в 2007 г. около 5 % всей израсходованной энергии пришлось на биомассу, при этом совокупная мощность всех биоэнергетических установок составляла в том же году около 1,4 ГВт. Если же рассматривать использование биомассы в сравнении с другими альтернативными источникам энергии, то здесь биоустановки занимают ведущие позиции. Самая мощная в Германии биоустановка, расположенная в г. Люнене, имеет мощность 20 МВт.
Биогаз может храниться в специальных хранилищах и использоваться, когда это потребуется. Благодаря этому он широко применяется на так называемых комбинированных станциях, являясь своего рода резервным топливом. Например, на ветряных установках биогаз просто незаменим. Он компенсирует потери в те дни, когда ветра совсем нет. В таком случае достигается бесперебойная подача электроэнергии потребителям.
Помимо использования животных отходов, в Германии также налажено производство биогаза из растительных культур. Самой эффективной в настоящее время является силосная кукуруза. Вместе с тем, учитывая климатические условия, в Германии
наряду с кукурузой большое распространение в качестве сырья для биотоплива получили смеси из силоса ржи и овса.
Древесная масса также является в Германии перспективным направлением биоэнергетики. Древесные опилки и отходы после их брикетирования используются в основном для отопления и выработки электричества. Согласно данным Федерального министерства по охране окружающей среды, ежегодно в ФРГ остаются неиспользованными около 20 млн м3 древесной массы, посредством которой может быть произведено 170 ТВт-ч электроэнергии.
Объемы создания добавленной стоимости, рассчитанные на основе инвестиций и эксплуатации биоэнергетических установок (всех видов), оцениваются в 12,6 млрд евро.
Развитие солнечной энергетики в Германии началось в начале 1990-х гг. и в настоящее время является одной из самых перспективных отраслей промышленности. В 2008 г. в Германии в производстве фотогальванических установок было задействовано более 100 промышленных предприятий с общей численностью сотрудников свыше 250 тыс. чел. Оборот отрасли в 2008 г. превысил 8 млрд евро. В 2005-2007 гг. германский экспорт фотогальванических установок увеличился в четыре раза. Доля германских производителей на мировом рынке фотогальванического оборудования составляет 20 %, из Германии экспортируется 40 % производимых в стране солнечных батарей.
В условиях сокращения мировых запасов энергоресурсов и угрозы глобального изменения климата Федеральное правительство Германии рассматривает использование солнечной энергии в качестве одного из важнейших факторов повышения уровня национальной энергетической безопасности и обеспечения экономического роста страны. В этой связи уделяется серьезное внимание принятию мер, в первую очередь законодательных, направленных на развитие промышленного производства солнечных батарей (фотогальваники).
С момента вступления в силу федерального закона «О возобновляемых источниках энергии» от 2004 г., с поправками, вступившими в действие с 01.01.2009, на стимулирование производства энергии из возобновляемых энергоносителей было израсходовано более 30 млрд евро.
Для достижения наивысшего результата германские производители фотогальванических установок объединяются совместно с профильными научно-исследовательскими организациями и
Общие показатели развития солнечной энергетики в Германии в 2005—2020 гг., млрд евро
Показатель 2005 2007 2008 2010* 2020* 2030*
Отраслевой товарооборот 3 6,6 8 11 25 40
Объем инвестиций 0,7 1,8 2,1 3 4,5 5
Экспорт фотогальваники
Доля в мировом производстве, % 22 20 20 20 20 20
Производство электроэнергии с использованием фотогальваники
Выработка электроэнергии, млрд. МВт 1,3 3,8 4,3 7 35 100
* — Прогноз.
образовывают т. н. «центры компетенции». Наиболее значимые из них расположены в федеральных землях Тюрингия, Саксония, Саксония-Ангальт, Берлин и Бранденбург.
Огромное значение для успешного развития солнечной энергетики в Германии имеет научно-исследовательская работа, которая позволяет последовательно повышать эффективность и экономичность производства электроэнергии с использованием солнечных батарей. Около 60 научных центров в Германии ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере использования солнечной энергии. Объем финансирования научно-исследовательских работ в этой отрасли составил в 2008 г. около 190 млн евро.
Результатом научно-исследовательских работ становятся открытия, вселяющие уверенность в то, что будущее электроэнергетики неразрывно связано с использованием солнечного света. Уже сегодня германские ученые добились значительных успехов в повышении характеристик кремниевых пластин, а ограниченность запасов кремния послужила научному прорыву в создании новых технологий производства специальных фотогальванических тонкослойных полимерных пленок. Следует также отметить развитие технологий, позволяющих осуществлять аккумуляцию солнечной энергии в специальных конденсаторах, а также производство полупроводниковых пластин из органических материалов.
Согласно результатам исследований германских ученых, солнце над территорией Германии светит около 1 550 час. в год. При такой интенсивности солнечного света, учитывая уровень сегодняшних технологий, теоретически можно полностью удов-
летворить потребности страны в электроэнергии, разместив фотоэлектрические батареи на площади, равной 5 000 км2. Германские эксперты утверждают, что, используя уже существующие технологии, в Германии могли бы в настоящее время производить в год до 248 ТВтч, что составит более 40 % сегодняшнего потребления электроэнергии в стране. Общие показатели развития солнечной энергетики приведены в таблице.
Немаловажную роль в расширении использования солнечной энергии играют экологический фактор и международные обязательства Германии по сокращению эмиссии углекислого газа в атмосферу. Только в одной Германии использование солнечных батарей к 2030 г. может позволить ежегодно сократить эмиссию углекислого газа примерно на 70 млн. т.
Объемы создания добавленной стоимости, рассчитанные на основе инвестиций и эксплуатации установок солнечной энергетики, оцениваются в 16,4 млрд евро.
Список литературы
1. Автономов А. Б. Положение в области систем централизованного теплоснабжения в странах центральной и восточной Европы // Электрические станции, 2004. № 7.
2. Бушуев В. В., Троицкий А. А. Энергоэффективность и экономика России // Энергия: техника, экономика, экология, 2004 № 5.
3. Ковалев В. Д. Энергосбережение и энергобезопасность в электроэнергетике // Электро, 2010. № 2.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
V_У