Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОГО БАЛАНСА РАЗВИТИЯ: ПО МАТЕРИАЛАМ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ'

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОГО БАЛАНСА РАЗВИТИЯ: ПО МАТЕРИАЛАМ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирсетская Елена Александровна, Тюриков Александр Георгиевич

23-27 мая 2022 г. в Москве состоялась XII Международная социологическая Грушинская конференция «Общество в поисках баланса». Главной темой для дискуссии была проблема поиска баланса, стабильности и гармонизации социальных отношений во всех сферах общественной жизни. Существенные изменения в экономической сфере повлекли ряд значимых проблем. В материале подробно описывается дискуссия, состоявшаяся на секции «Экономическая культура и экономическое поведение населения в преддверии суперкризиса: как выбраться из колеи?». Она касалась таких вопросов, как уровень финансовой грамотности населения; взаимосвязи экономического поведения и уровня жизни россиян; влияние вызванного пандемией кризиса на сферу производства и занятости населения; трансформация поведенческих моделей и установок в условиях развития цифровой экономики; финансовое поведение россиян. В целом в докладах секции развернуто представлен анализ обозначенных проблем, что позволило проанализировать современную экономическую сферу, учитывая разные аспекты, ставшие результатом общественной «разбалансировки», которую отмечают многие эксперты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ирсетская Елена Александровна, Тюриков Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ECONOMIC CULTURE IN SEARCH OF AN OPTIMAL BALANCE OF DEVELOPMENT: REVIEWING THE MATERIALS OF THE XII INTERNATIONAL SOCIOLOGICAL GRUSHIN CONFERENCE

XII International Sociological Grushin Conference «Society in Search of Balance» was held on May 23-27, 2022 in Moscow. Generally, the conference discussion focused on the questions of balance, stability, and harmonization of social relations in all spheres of public life. Recent economic changes have led to several significant problems. This material reviews the discussion that took place at the section "Economic culture and economic behavior of the population on the eve of the super-crisis: how to get out of the rut?". It covered such issues as the national level of financial literacy; the relationship between economic behavior and living standards in Russia; the impact of the crisis caused by the pandemic on production sector and population employment; transformation of behavioral models and attitudes in the context of the digital economy; financial behavior of Russians. In general, the speakers of the section provided a detailed analysis of these topics, which allowed to analyze the modern economic environment, considering various aspects that resulted from the social "imbalance" noted by many experts.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОГО БАЛАНСА РАЗВИТИЯ: ПО МАТЕРИАЛАМ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

DOI: 10.14515/monitoring.2022.4.2249

Е. А. Ирсетская, А. Г. Тюриков

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОГО БАЛАНСА РАЗВИТИЯ:

ПО МАТЕРИАЛАМ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Правильная ссылка на статью:

Ирсетская Е. А., Тюриков А. Г. Современная экономическая культура в поисках оптимального баланса развития: по материалам XII Международной социологической Грушинской конференции//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 332—342. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2022.4.2249. For citation:

Irsetskaya E. A., Tjurikov A. G. (2022) Modern Economic Culture in Search of an Optimal Balance of Development: Reviewing the Materials of the XII International Sociological Grushin Conference. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 332-342. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2249. (In Russ.)

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОГО БАЛАНСА РАЗВИТИЯ: ПО МАТЕРИАЛАМ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ИРСЕТСКАЯ Елена Александровна — кандидат социологических наук, доцент, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия; доцент, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия; специалист Департамента специальных программ и мероприятий, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Москва, Россия E-MAIL: irsetskaya_e@wciom.com https://orcid.org/0000-0003-0191-6486

MODERN ECONOMIC CULTURE IN SEARCH OF AN OPTIMAL BALANCE OF DEVELOPMENT: REVIEWING THE MATERIALS OF THE XII INTERNATIONAL SOCIOLOGICAL GRUSHIN CONFERENCE

Elena A. IRSETSKAYA1'2'3—Cand. Sci. (Soc.), Assistant Professor; Assistant Professor; Specialist at the Department of Special Programs and Activities E-MAIL: irsetskaya_e@wciom.com https://orcid.org/0000-0003-0191-6486

ТЮРИКОВ Александр Георгиевич —доктор социологических наук, руководитель департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия E-MAIL: agtyurikov@fa.ru https://orcid.org/0000-0001-8388-9543

Aleksandr G. TJURIKOV 1 — Dr. Sci. (Soc.), Head of the Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications

E-MAIL: agtyurikov@fa.ru https://orcid.org/0000-0001-8388-9543

1 Financial University under the Government of Rusian Federation, Moscow, Russia

2 Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

3 Russian Public Opinion Research Center (VCIOM), Moscow, Russia

Аннотация. 23—27 мая 2022 г. в Москве состоялась XII Международная социологическая Грушинская конференция «Общество в поисках баланса». Главной темой для дискуссии была проблема поиска баланса, стабильности и гармонизации социальных отношений во всех сферах общественной жизни. Существенные изменения в экономической сфере повлекли ряд значимых проблем. В материале подробно описывается дискуссия, состоявшаяся на секции «Экономическая

Abstract. XII International Sociological Grushin Conference «Society in Search of Balance» was held on May 23-27, 2022 in Moscow. Generally, the conference discussion focused on the questions of balance, stability, and harmonization of social relations in all spheres of public life. Recent economic changes have led to several significant problems. This material reviews the discussion that took place at the section "Economic culture

культура и экономическое поведение населения в преддверии суперкризиса: как выбраться из колеи?». Она касалась таких вопросов, как уровень финансовой грамотности населения; взаимосвязи экономического поведения и уровня жизни россиян; влияние вызванного пандемией кризиса на сферу производства и занятости населения; трансформация поведенческих моделей и установок в условиях развития цифровой экономики; финансовое поведение россиян. В целом в докладах секции развернуто представлен анализ обозначенных проблем, что позволило проанализировать современную экономическую сферу, учитывая разные аспекты, ставшие результатом общественной «разбалансировки», которую отмечают многие эксперты.

Ключевые слова: экономическая социология, экономическая культура, финансовая грамотность, социальное доверие

and economic behavior of the population on the eve of the super-crisis: how to get out of the rut?". It covered such issues as the national level of financial literacy; the relationship between economic behavior and living standards in Russia; the impact of the crisis caused by the pandemic on production sector and population employment; transformation of behavioral models and attitudes in the context of the digital economy; financial behavior of Russians. In general, the speakers of the section provided a detailed analysis of these topics, which allowed to analyze the modern economic environment, considering various aspects that resulted from the social "imbalance" noted by many experts.

Keywords: social trust, economic sociology, economic culture, financial literacy

XII Международная социологическая Грушинская конференция «Общество в поисках баланса» состоялась в Москве 23—27 мая 2022 г. Конференция была организована Всероссийским центром изучения общественного мнения, организационным партнером выступила Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ. Секции проходили как в онлайн-, так и в офлайн-формате, что позволило обеспечить участие в мероприятии большого числа заинтересованных слушателей. Дополнительная офлайн-площадка была организована Вологодским научным центром РАН. Стратегическим партнером конференции третий год подряд выступил АО «Мосинжпроект» — ведущий инжиниринговый холдинг России. XII Грушинская социологическая конференция — одно из наиболее ярких ежегодных событий социологического профессионального и экспертного сообщества, а также исследовательской индустрии в целом. В этом году в конференции приняли участие более полутора тысяч слушателей из 18 стран—Армении, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Грузии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Молдовы, Польши, Португалии, России, Сирии, Таджикистана, Украины, Франции, Чехии. Активно и ярко участвовали коллеги из регионов — делали мероприятия, приезжали на офлайн-площадки.

Конференция была посвящена чрезвычайно актуальной проблематике — поиску баланса, гармонизации социальных отношений во всех сферах общественной жизни. Научно-практическая дискуссия Грушинской социологической конференции представляет собой поиск ответа на непростой вопрос о достижении сбалансированного состояния сосуществования в современном обществе разных трендов и перспектив, которые пришли в движение и сегодня получили новые значения и потенциал для развития в условиях разрушения и обвала прежних конструкций, на которых основывался «доковидный» мир. В рамках конференции обсуждалась возможность достижения социального баланса, формулирования стратегий и сценариев преодоления противоречий, что в итоге должно послужить фундаментом для стабилизации, преодоления тревожностей и неопределенностей в условиях динамично развивающихся новых трендов во всех сферах жизни общества.

Во вступительном слове к конференции генеральный директор ВЦИОМ В. В. Федоров, к. полит. н., отметил, что основная цель конференции — поиск баланса общественного развития, которым заняты представители всех отраслей социологического знания сегодня, после двух пандемических лет. «Разбалансировка не закончилась, она продолжается, углубляется, захватывает новые уровни... и даже слово балансировка слишком мягкое для того, что происходит», — подчеркнул спикер остроту проблемной ситуации, вокруг которой разворачивается дискуссия. Глубина общественных изменений обусловливает возникающие в обществе противоречия, в результате восстановление баланса становится непростой задачей. Валерий Валерьевич подчеркнул, что необходимо задуматься о новой норме общественного взаимодействия, которая формируется сейчас. Ее необходимо изучать и искать способы ее интеграции в существующий общественный порядок, анализировать пути и способы адаптации к ней людей на всех уровнях социального взаимодействия.

Все описанные тренды во многом находят свое отражение в экономической сфере жизнедеятельности россиян. Кризисная ситуация сказалась на экономической составляющей жизни (снижение доходов населения, безработица и ряд других проблем). Актуализируется не только опора на инструменты государственной поддержки и регулирования. Социально-психологические аспекты, которые возникают в рамках стратегий поиска выхода из сложившейся ситуации, также важно принимать во внимание. Меры, направленные на экономическую поддержку населения, позволят усилить такие составляющие социального процесса, как взаимопомощь граждан, солидарность, сплочение на пути поиска новых возможностей, смыслов, инструментов социальной опоры и адаптации к меняющимся условиям экономической сферы.

В целом В. В. Федоров заключил, что «многие вопросы приобретают новое звучание для исследователей. Такое положение дел открывает новые возможности для социального анализа, так как появляется необходимость поиска ответов на возникшие вызовы, и прежде всего в сфере экономических процессов. Здесь коммуникация становится сегодня сложнее, чем прежде.» В таких условиях дискуссии крайне необходимы, без них наука не может развиваться, не может двигаться вперед. «Наша миссия остается прежней, изучать социальные факты,

фиксировать их, понимать, помогать людям. Необходимо обмениваться информацией, выводами и идеями»,—отметил генеральный директор ВЦИОМ.

В этой связи большой интерес представляет секция «Экономическая культура и экономическое поведение населения в преддверии суперкризиса: как выбраться из колеи?», состоявшаяся в рамках XII Грушинской социологической конференции. Секция была организована департаментом социологии Финансового университета при Правительстве РФ совместно с ИСЭПН ФНИСЦ РАН. С докладами выступили ведущие специалисты в области исследований в сфере экономики и финансов России.

В своем сообщении Н. В. Аликперова, к. экон. н., ведущий научный сотрудник лаборатории исследования поведенческой экономики ИСЭПН ФНИСЦ РАН, доцент департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, раскрыла роль микроэкономики личности в формировании финансово грамотного поведения. Автор отметила, что в последнее десятилетие наблюдается экспоненциальный рост применения поведенческих подходов к решению задач государственной политики. Как академические исследования в России, так и мировая практика сосредоточили свои усилия в значительной степени на вопросах, связанных с реализацией политики и нацеленностью на изменение поведения отдельных лиц, в частности потребителей финансовых продуктов и услуг. Другими словами, работа была направлена на «микроуровень». Это задает векторы научного поиска: что представляет собой экономический агент, участник финансового рынка, экономических отношений? Какие факторы влияют на принятие им решений в части выбора и формирования стратегий финансового поведения?

В продолжении работы секции Ю. В. Бурдастова, к. экон. н., выпускающий редактор Агентства экономической информации «ПРАЙМ», старший научный сотрудник лаборатории исследования поведенческой экономики ИСЭПН ФНИСЦ РАН, в докладе «Экономическое поведение населения как показатель уровня жизни» привела результаты исследования, отвечающие на ключевой вопрос о том, как экономические испытания различной природы влияют на экономическое поведение населения в качестве показателя уровня жизни в прошлом и в современности. По мнению докладчика, в современном мире уровень жизни населения играет важную роль: решение проблемы его повышения гарантирует стабильное развитие страны, уверенность в завтрашнем дне, высокий уровень доверия граждан к государственным и финансовым институтам. В российских реалиях с момента перехода к рыночной экономике формирование грамотного экономического поведения граждан регулярно осложняется действием внешних обстоятельств. В конце ХХ века это были либерализация цен 1992 г. и дефолт 1998 г. В начале XXI века мы столкнулись с финансовым кризисом 2008 г., «кризисом санкций» 2014 г., кризисом, вызванным пандемией COVID-19, в 2020 г. В 2022 г. в силу геополитического кризиса предвидится одно из самых масштабных экономических испытаний для российской экономики в новейшее время. Как в таких условиях меняется экономическое поведение? Является ли оно лакмусовой бумажкой уровня жизни населения?

В ходе доклада «Человек в экономике: культура versus рынок» Л. А. Булавка-Бузгалина, д. филос. н., профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломо-

носова, отмечает особенности современной культуры. Первая особенность состоит в том, что любое произведение считается актуальным в сфере общественных отношений только тогда, когда оно выступает товаром, а императив «всё на продажу» и товарно-денежные отношения становятся универсальной основой и модусом социального бытия. Мы живем в реальности, где отношения купли-продажи не только закрепили свою власть в социальных формах культуры, но и стали ее новым содержанием. Второй особенностью автор считает тот факт, что культура оказалась под давлением и нарастающим диктатом современного рынка («рыночным тоталитаризмом»). Получается, что три разных сферы общественной жизни (экономика, политика и культура), которые, казалось бы, должны иметь свои особенности, пришли к общему знаменателю — производство товаров и товарных знаков, будь то политический жест или товарный знак в экономике.

Вопросы трансформации современного рынка труда были отражены в докладе Е. А. Ирсетской, к. соц. н., доцента департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, специалиста департамента специальных программ и мероприятий ВЦИОМ. Спикер отметила, что в связи с кризисом, вызванным пандемией С0УЮ-19, в экономической сфере произошли значимые изменения. Это нашло отражение в падении доходов населения, увеличившейся безработице и изменениях в структуре занятости населения. Анализ касался гендерного дисбаланса на рынке труда, было отмечено более сильное экономическое ухудшение положения женщин, по сравнению с мужчинами, что обусловлено следующими особенностями. Во-первых, введенные противоэпидемио-логические меры ощутимо сказались на секторах, где преимущественно были заняты женщины. Во-вторых, женщины довольно часто занимали рабочие места с условиями неформальный и нестандартный занятости, такими как неполный рабочий день, срочный трудовой договор и др. В результате сокращений работники с такими условиями занятости испытали негативное влияние пандемии и оказались без работы или столкнулись с сокращением оплаты труда. В-третьих, закрытие детских садов, школ и необходимость заниматься домашними делами параллельно с работой в условиях локдауна привели к тому, что женщины были вынуждены сократить рабочую нагрузку по собственной инициативе, так как были не способны справиться с таким количеством дел одновременно. Все эти обстоятельства усложнили и ослабили положение женщин на рынке труда. В итоге многие женщины не только остались без работы, но и начали терять профессиональный опыт. Описанные тренды на рынке труда будут способствовать увеличению гендерного неравенства, в частности ухудшению экономического положения женщин по сравнению с мужчинами, что главным образом будет проявляться разрывом в уровне оплаты труда.

В совместном выступлении на тему «Финансовое мошенничество в период пандемии: новые тренды в России» С. В. Крошилин, к. техн. н., доцент, старший научный сотрудник лаборатории исследования поведенческой экономики ИСЭПН ФНИСЦ РАН, доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики РГМУ им. И. П. Павлова, и Е. И. Медведева, д. экон. н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования поведенческой экономики ИСЭПН ФНИСЦ РАН, подчеркнули, что современное общество сталкивается с вызовами, обуслов-

ленными не только прогрессивными технологиями и инновациями, но и факторами, появление которых было сложно предсказать. Всего два года мир живет в условиях пандемии коронавируса, но за это время поведенческие установки и модели претерпели значительные изменения: от «режима самоизоляции» и обязательного «ношения» масок—до работы на «удаленке» и обязательности рЯ-кодов. Последнее в значительной степени предопределило бурное развитие ИКТ: онлайн-покупки, получение справок и документов, удаленная работа. Востребованность онлайн-формата не только сделала возможным повышение спроса на коммуникационные услуги, ускорило развитие интернет-торговли и интернет-банкинга, но и способствовало появлению новых видов финансового мошенничества с помощью коммуникационных технологий, особенности которого авторы раскрыли в своем докладе.

Е. В. Левина, к. соц. н.. старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН, доцент департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, в докладе «Доверие как определяющий фактор экономического поведения индивидов в условиях цифровой экономики» обратилась к проблеме изучения доверия в экономических отношениях в контексте цифровой трансформации. Автор рассматривает данную проблему в трех направлениях: трансформация институционального, личностного и платформенного доверия. Особое внимание в своем выступлении докладчик отвела значению социальной сети «ВКонтакте» (УК) как наиболее активной площадке для обсуждения проблематики. По результатам проведенного контент-анализа данной социальной сети было выявлено, что аудитория УК обсуждает такие вопросы, как «модернизация центров занятости, применение инновационных технологий в поиске и подборе персонала; введение цифровых трудовых книжек, цифровизация различных отраслей производства и социальной сферы». Причем восприятие цифровых технологий у аудитории также положительное, а главные опасения, связанные с появлением новых профессий (и уходом в прошлое старых), возможной безработицей, необходимостью получения новых компетенций, так и не были высказаны на площадке. Интересно, что в обсуждениях процессов цифровизации, цифровой занятости и искусственного интеллекта участвуют как мужчины, так и женщины в возрасте 36—45 лет в равном процентном соотношении.

В ходе выступления к. экон. н., ведущего специалиста группы «Финансовое поведение» ООО «инФОМ» Н. В. Гашениной с докладом «Пандемический и валютный кризисы: социологический взгляд на финансовое поведение россиян» были представлены результаты сравнительного анализа финансового поведения россиян во время двух периодов: валютного кризиса (2014—2015 гг.) и пандемического. Базой для проводимого исследования выступили данные опросов ФОМ. Согласно полученным результатам, валютный кризис был для людей в первую очередь кризисом инфляционным, а пандемический — кризисом в сфере занятости и в настроениях. Сравнение проводилось по трем ключевым тематическим областям: материальное положение, объемы потребления, сфера занятости (включая динамику безработицы, изменение режима труда и его оплаты). В аспекте этих тематических областей автор обнаруживает тенденции, позволяющие ответить на вопросы: как менялись материальное положение, финансовое поведение,

социально-экономические настроения и ожидания населения в целом и его отдельных социально-демографических групп?

В своем докладе «Сетевые инструменты формирования доверия населения к деятельности органов власти в кризисных ситуациях» А. Г. Тюриков, д. соц. н., руководитель департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, подчеркнул, что феноменальная сущность доверия как нигде рельефно проявляется в ситуациях с высоким уровнем неопределенности — в кризисы. Это обусловлено тем, что ожидания, залоги, кредиты доверия акторов взаимодействия основаны прежде всего на предыдущих результатах и прошлом опыте. Другими словами, в кризисы население ожидает результативных действий властей, которые они уже осуществляли в стандартных ситуациях. Если действия имели эффект доверительных отношений, то и в кризисы позитив пролонгируется, а если доверия не было, то зарождается среда дефицита доверия в обществе в целом и к действиям властей в частности.

Выступление Н. Н. Федотовой, д. соц. н., доцента, профессора РАН, профессора кафедры социологии МГИМО МИД РФ, состояло из нескольких частей. В первой половине аудитории были представлены тезисы доклада «Фактор культуры и модернизация: глядя из будущего» д. филос. н., профессора, главного научного сотрудника Института философии РАН. В. Г. Федотовой. Модернизация в докладе трактовалась как процесс, который управляется не только прошлым и настоящим, но и будущим. Эта новая интерпретация модернизации как процесса, исходящего из целей будущего развития, содержащихся в культурах разных обществ, теоретически эвристична и практически полезна в теории и практике осуществления модернизационных процессов для разных стран. Во второй части выступления докладчик представила свое сообщение на тему «Социальные науки и культура». По мнению автора, культура сегодня выдвинулась в центр дискуссий, происходящих в социальных и гуманитарных науках. Эволюция интереса к культуре в социальных науках прослеживается с помощью обращения к роли культуры в экономической науке. Таким образом, культура начинает привлекать внимание и выходить на передний план тогда, когда становится политической силой.

О. А. Александрова, д. экон. н, замдиректора ИСЭПН ФНИСЦ РАН по научной работе, профессор департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, в докладе «Экономическая система и экономическая культура: как найти выход из замкнутого круга?» привела точку зрения, что та или иная экономическая система формирует соответствующую ей экономическую культуру, которая, в свою очередь, определяет модели экономического поведения: горизонты планирования, готовность к кооперации, терпимость к тем или иным девиациям, трудовую этику и т. д. Реализуя детерминированные экономической системой хозяйственные практики, экономические субъекты неизбежно включаются в процесс ее воспроизводства. Сложившаяся в современной России экономическая система имеет немало общих черт с описанным Максом Вебером «авантюристическим капитализмом», притом, что страна остро нуждается в переходе к более созидательной модели. Какие культурные паттерны порождает нынешняя система? Что нужно для выхода из замкнутого круга, в котором неэффективная экономическая система

и порождаемая ею экономическая культура и хозяйственная практика взаимно подпитывают друг друга?

Е. Л. Круглова, к. соц. н., доцент департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ, представила выступление на тему «Страхование как элемент экономической культуры российской молодежи», в котором основное внимание было уделено социологическому исследованию, проведенному в рамках научно-исследовательской работы студентов Финансового университета по теме страхования в России. По результатам опроса студенческой молодежи была выявлена осведомленность респондентов относительно видов страхования, опыт использования тех или иных страховых продуктов, а также проведен анализ перспектив развития рынка страхования в Российской Федерации. В качестве рекомендаций по преодолению кризиса и развитию страховых продуктов было описано восемь блоков с возможными путями решения проблем, каждый из которых коррелирует с выявленными сложностями. Стоит отметить, что в качестве базовой рекомендации по развитию рынка обязательного страхования в России студенческая молодежь выделила образовательный компонент и общее повышение уровня финансовой грамотности населения.

Заведующий учебно-научной социологической лабораторией, аспирант департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Д. А. Кунижева выступила с докладом «Проактивность осмысления обстоятельств в период неопределенности как характеристика финансовой культуры молодежи». Автор подчеркнула, что среди инструментов развития финансового рынка особую значимость приобретает повышение финансовой культуры и грамотности посредством формирования у граждан осознанного выбора финансовых продуктов и услуг, ограничения рисков потерь и снижения уязвимости граждан недобросовестным практикам. При этом механизм формирования финансовой культуры в современной России обусловлен сложным и внутренне противоречивым комплексом традиций, морально-нравственных норм и правил хозяйственно-экономической деятельности в условиях почти не прекращающейся в течение последних тридцати лет социетальной трансформации. Среди широкого разнообразия показателей финансовой культуры следует уделить внимание субъектности человека в «мире финансов». Это совершенно новая категория в социологическом и экономическом знании, открывающая возможности для проактивного осмысления человеком новых обстоятельств, принятия более эффективных действий в периоды неопределенности, а также включения (укоренения) в финансовую культуру общества и в экономическую систему в целом. Автор представила результаты комплексного социологического исследования, раскрывающие установки современной студенческой российской молодежи на примере студентов Финуниверситета: почти 25 % студентов намерены заняться инвестициями в различные инструменты финансового рынка с целью пассивного дохода. Является ли данная модель поведения показателем сформированной финансовой грамотности или она есть характеристика их финансовой культуры, которая указывает на слабую субъектность (проактивность) студента в мире финансов? С этим вопросом помогли разобраться эксперты, также участвовавшие в социологическом исследовании.

Д. И. Марков, зам. заведующего учебно-научной социологической лабораторией департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций финансового университета при Правительстве РФ, осветил тему «Долгосрочные экономические ожидания современной молодежи: „русская мечта", перспективные отрасли производства и накопительные пенсии». В докладе автор приходит к выводу, что развитие национальной производительной экономики невозможно без устойчивой системы взаимных ожиданий между государством, гражданами, бизнесом и общественными институтами. В этой связи представления молодежи о рисках на рынке труда при взаимодействии со сферой долгосрочных инвестиций и страхования будут играть ключевую роль, а доверие к государству как к гаранту, способному предложить и обеспечить перспективную жизненную траекторию, станут основополагающим фактором развития и реализации человеческого капитала в границах сложившейся социально-экономической системы российского общества.

В рассматриваемых докладах внимание спикеров было сосредоточено на анализе различных аспектов, существенно влияющих на формирование и развитие экономической культуры в современных условиях социальной «разбалансировки». Рассматривая культуру, как систему норм и ценностей, спикеры показали, как ценностно-нормативная основа определяет регулирование экономического поведения людей. Структурные элементы экономической культуры были рассмотрены с разных позиций.

Первый элемент—социальные нормы. В ряде докладов отмечалось, что наряду с существующими социальными нормами, обусловленными объективными потребностями развития экономики, в современном обществе возникают новые нормы, которые наряду с позитивными изменениями ведут к дестабилизации и нарушению баланса функционирования всей экономической системы в целом.

Следующий значимый элемент экономической культуры — ценности. В ходе презентации данных собственных исследований спикеры отмечали, что социальные ценности смежных сфер общественной жизни (политики, образования, культуры) оказывают существенное воздействие на экономические процессы.

Третий элемент, анализу которого также были посвящены доклады на секции, объединяет экономические интересы, ожидания, стратегии экономического поведения людей разного социального статуса и положения в общественной иерархии.

Реализуя экономические поведенческие стратегии, люди руководствуются прежде всего следующими аспектами: ценностью индивидуального труда и построением индивидуальной карьеры; получение большего заработка и материальное благополучие; актуализация ценности высшего образования как средства для повышения социального статуса и успеха на рынке труда; ориентация на либеральный путь экономического развития при условии частичного вмешательства государства в вопросы экономического регулирования.

Анализ современной экономической культуры неразрывно связан с изучением экономического поведения человека. В этой связи спикерами была затронута проблематика финансовой грамотности россиян. Дискуссия по проблемам экономического устройства российского общества находится в состоянии поиска путей преодоления сложившегося кризисного состояния и негативных послед-

ствий, которые повлекли за собой два предшествующих пандемийных года. Риски, связанные с вероятностью высокой инфляции, сложившейся геополитической ситуацией и санкциями, создают деструктивный фон для экономического роста. Социально-экономическая политика, проводимая государством, а также описанные выше обстоятельства выступают основой воспроизводства и закрепления негативных культурных архетипов и паттернов поведения в сфере финансовой грамотности населения России. Финансовый рынок стремительно развивается. Большое влияние на этот процесс оказывает внедрение цифровых технологий и появление новых финансовых инструментов, что часто требует от пользователей новых знаний для использования соответствующих продуктов. Работа структур государственного управления и регулирования позволит обеспечить эффективное взаимодействие потребителей с финансовыми институтами, повысить финансовую грамотность населения. В итоге в условиях растущей коммерциализации социальной сферы и увеличения стоимости жизни в целом россияне смогут в индивидуальном порядке, не рассчитывая на государственные ресурсы, финансировать свои потребности в пенсионном обеспечении, образовании, медицинской помощи и др.

Другой значимой темой для исследования, которая звучала в докладах выступавших, является проблематика социального доверия как ключевого фактора социально-экономического развития страны. Анализируя финансово-экономическую сферу, необходимо учитывать культурные составляющие при объяснении уровня доверия населения социальным институтам и правовой системе государства в целом. Доверие выступает главным ресурсом общественного развития, влияет на функционирование экономической системы общества, а также способствует повышению социального благосостояния. Спикеры в ходе дискуссии обратили внимание на то, что доверие важно анализировать как социальный капитал, который представляет собой важный ресурс общественного развития и обеспечивает эффективное функционирование политических и экономических систем общественной жизни.

В целом обзорная статья, анализирующая доклады, представленные на секции, является публичной научно-практической апробацией результатов исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ, и материалом для практических рекомендаций и исследовательских выводов, которые важно принять во внимание при реализации мер по достижению стабилизации российской экономики с учетом новых общественных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.