Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ДОКТРИНА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ (РЕЦЕНЗИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / Д. А. ПАШЕНЦЕВ, М. В. ЗАЛОИЛО, Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ И ДР.; ПОД РЕД. Д. А. ПАШЕНЦЕВА. М., 2020. 144 С.)'

СОВРЕМЕННАЯ ДОКТРИНА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ (РЕЦЕНЗИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / Д. А. ПАШЕНЦЕВ, М. В. ЗАЛОИЛО, Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ И ДР.; ПОД РЕД. Д. А. ПАШЕНЦЕВА. М., 2020. 144 С.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ДОКТРИНА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ (РЕЦЕНЗИЯ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / Д. А. ПАШЕНЦЕВ, М. В. ЗАЛОИЛО, Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ И ДР.; ПОД РЕД. Д. А. ПАШЕНЦЕВА. М., 2020. 144 С.)»

РЕЦЕНЗИИ

DOI: 10.12737/jrl.2020.141

Современная доктрина антикоррупционного воспитания: поиск оптимальной модели (рецензия на научно-практическое пособие: Антикоррупционное правовое воспитание / Д. А. Пашенцев, М. В. Залоило, Ю. В. Трунцевский и др.; под ред. Д. А. Пашенцева. М., 2020. 144 с.)

ЧИХЛАДЗЕЛеван Теймуразович, заведующий кафедрой муниципального права Юридического института Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 E-mail: levanbook@gmail.com

Для цитирования: Чихладзе Л. Т. Современная доктрина антикоррупционного воспитания: поиск оптимальной модели (рецензия на научно-практическое пособие: Антикоррупционное правовое воспитание / Д. А. Пашенцев, М. В. Залоило, Ю. В. Трунцевский и др.; под ред. Д. А. Пашенцева. М., 2020. 144 с.) // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 187—191. DOI: 10.12737/jrl.2020.141

В современных условиях вопросы борьбы с коррупцией занимают важное место в правовой политике Российского государства. Наша страна ратифицировала основные международные конвенции в этой сфере, включая Конвенцию ООН против коррупции 2003 г. и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Приняты основополагающие национальные правовые акты в этой области, в том числе Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Принят и реализован Национальный план противодействия коррупции. Таким образом, борьба с коррупцией приобрела в нашей стране системный и плановый характер. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые государством и юридическим сообществом усилия, полностью победить коррупцию пока не удается. Факты проявления коррупции подрывают доверие населения к государству, препятствуют проведению необходимых стране преобразований. Коррупция отрицательно

сказывается на уровне жизни граждан, наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию. В условиях цифровизации и развития новых технологий коррупция приобретает новые формы, перемещается из реального мира в виртуальное пространство. Поэтому представляются актуальными дальнейшие научные исследования вопросов противодействия коррупции, которые в условиях современного технологического развития и правовой модернизации должны получить новый импульс.

Научно-практическое пособие «Антикоррупционное правовое воспитание» подготовлено под редакцией доктора юридических наук, профессора Д. А. Пашенцева. Работа продолжает серию научных трудов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ последних лет в области научного осмысления ключевых вопросов противодействия коррупции1. В большинстве

1 См.: Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / отв. ред. Т. Я. Хаб-риева. М., 2016. 376 с.; Трунцевский Ю. В., Се-

работ соответствующая проблематика рассматривалась с практико-ориентированной точки зрения, ученые акцентировали внимание на вопросах совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности. В то же время сегодня исследования антикоррупционной темы выходят на новый уровень — уровень теоретических обобщений. В этом ракурсе стоит отметить идею о том, что нормы законодательства о противодействии коррупции занимают особое место в системе права России, не образуя самостоятельной отрасли и представляя собой циклический правовой массив2. Такая точка зрения позволяет по-новому посмотреть на законодательство о противодействии коррупции, определить тенденции и перспективы его развития, предложить пути совершенствования3. В то же время вопрос о циклических правовых массивах как новом явлении в системе права пока остается лишь гипотезой, требующей фундаментального обоснования. Если законодательство о противодействии коррупции — это циклический правовой массив, то насколько правомерно говорить о возможности его систематизации, например, в форме консолидации?

вальнев В. В., Сухаренко А. Н. Противодействие коррупции в Китае: законодательство и правоприменение: монография. М., 2019. 176 с.; Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Ци-рин А. М. и др. Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: монография. М., 2019. 224 с.; Противодействие коррупции в сфере бизнеса: науч.-практ. пособие / отв. ред. Т. Я. Хабриева, О. С. Капинус. М., 2020. 256 с.

2 См.: Залоило М. В. Циклический правовой массив как нетипичное правовое явление в условиях цифровизации // Российское государствоведение. 2019. № 1. С. 16—24.

3 См.: Законодательство в сфере противодействия коррупции: концептуальные основы и место в системе российского законодательства: науч.-практ. пособие / под ред. Д. А. Пашенцева. М., 2020. 176 с.

Не подрывает ли теория циклических массивов идею систематизации законодательства, или последняя будет постепенно утрачивать свое значение? Пока в этой сфере теории права больше вопросов, чем развернутых ответов, что имеет хорошие перспективы для теоретико-правовой науки.

Рассматриваемое пособие имеет логичную структуру, которая включает три главы. В первой из них дается общая характеристика понятия антикоррупционного правового воспитания, исследовано его соотношение со смежными понятиями. Рассматривается влияние этических и нравственных норм на соблюдение требований и запретов законодательства о противодействии коррупции, анализируется государственная политика в сфере правового воспитания граждан. Можно согласиться с высказанной в главе позицией, которая включает антикоррупционное правовое воспитание в общую систему правового воспитания в качестве ее составного элемента. По мнению авторов книги, являясь частью системы правового воспитания в целом, антикоррупционное правовое воспитание направлено на достижение определенных конкретных целей — формирование высокого уровня антикоррупционного правосознания, нетерпимости к коррупции в обществе и сознании отдельного гражданина.

Вопросы взаимосвязи права и морали, получившие определенное отражение в рецензируемом пособии, уже не одно столетие волнуют правоведов. Ученые, которые стоят на позициях естественно-правовой теории, настаивают на необходимости соотнесения правовых норм с моральными принципами, выраженными в правах человека. Известный правовед Лон Фуллер посвятил данному вопросу интересную монографию с символичным названием «Мораль права». Поэтому, если мы занимаем позиции возрожденного естественного права, которое сегодня играет доминирующую

роль в Европейском Союзе, влияя на правотворчество и правоприменение, то легко согласимся с необходимостью нравственного наполнения антикоррупционного законодательства. В то же время с формально-юридических позиций антикоррупционное правовое воспитание в основе должно иметь именно правовые нормы, а нормы этического характера будут выходить за рамки собственно правового воспитания.

В работе отмечается, что место антикоррупционного правового воспитания в общей системе правового воспитания определяется следующими аспектами: необходимостью формирования мотивов и предпосылок осознанного следования антикоррупционным стандартам в поведении; комплексным характером системы правового воспитания; общим уровнем общественного правосознания; достигнутым уровнем развития системы образования; содержанием государственной антикоррупционной политики. В процессе правового воспитания происходит формирование таких нравственных качеств, которые имеют большое значение для становления осознанного антикоррупционного поведения: честность, ответственность, законопослушность.

Можно согласиться с авторами в том, что антикоррупционные ценности являются неотъемлемой частью правовой культуры. Соответственно, антикоррупционная культура личности представляет собой часть ее правовой культуры. Она подразумевает высокий уровень сформированности названных выше качеств личности, которые в совокупности детерминируют ее антикоррупционное поведение. Невозможно сформировать высокий уровень антикоррупционной культуры у личности, которая не обладает базовыми правовыми знаниями, негативно относится к праву, не имеет развитого правосознания.

При этом авторы с сожалением констатируют: в настоящее время в России отсутствует целостная система антикоррупционного правового

воспитания, что является частью более общей проблемы отсутствия единой системы правового воспитания в целом. Стоит добавить, что вопрос о воспитании как составной части образования переживает в нашей стране не лучшие времена. Понимание образования как услуги отодвигает воспитание на второй план, что в итоге сказывается и на правовом воспитании. Представляется, что полноценное возвращение воспитательного компонента в образовательный процесс может позитивно сказаться и на антикоррупционном воспитании, так как создаст для него необходимую основу и позволит привлечь требуемые ресурсы.

В главе сделан вывод о том, что сегодня преодоление коррупции становится идеологической, мировоззренческой проблемой, порождающей необходимость в деятельности всех слоев общества по формированию особого антикоррупционного правосознания и правомерного поведения граждан (с. 80).

Во второй главе рассматривается антикоррупционное воспитание как фактор формирования антикоррупционного правосознания. Исследованы понятие и исторические предпосылки формирования антикоррупционного правосознания в российском обществе. По мнению авторов пособия, антикоррупционное правосознание российского общества следует рассматривать как сформировавшееся явление правовой действительности, на которое оказывают влияние как общемировые тренды (цифровизация и все больший «уход» ментальной активности человека в сетевую реальность, в связи с чем все большее воздействие на него оказывают интернет-технологии), так и национальные особенности, обусловленные историческими причинами (например, философия «коллективной», «общей», а значит, и частично «ничьей», собственности, глубоко укоренившийся патернализм, в результате которого возникают самооправдания взяточничества как

«восполнения недополученного» от государства, обеспечивающего недостаточно комфортную жизнь своим служащим, и т. д.).

В книге выделяются виды антикоррупционного правосознания: обыденное антикоррупционное правосознание, охватывающее правосознание общества в целом в его отношении к обыденным ситуациям, связанным с риском коррупционных правонарушений, и профессиональное антикоррупционное правосознание, присущее отдельным профессиональным группам общества, которые в силу особенностей профессии обладают специфическими чертами отношения к коррупции.

В работе обоснованы правовые и организационные меры по повышению уровня антикоррупционного правосознания. Можно согласиться с авторами в том, что формирование в обществе новой антикоррупционной культуры, связанной с внедрением в общественное сознание строгих антикоррупционных стандартов, предполагает тесное взаимодействие права и морали. Ключевая роль в профилактике коррупции принадлежит именно обществу, где формируются нравственные и этические начала посредством надлежащего воспитания, образования, закрепления надлежащих моделей законопослушного поведения и, как следствие, происходит идеологический синтез полученного опыта в форме правовой культуры индивида и общества в целом. Общество, идеология которого строится на неприязни к коррупции, начиная с качественной связи семейных ценностей и дошкольного образования, застраховано от нравственного разложения, возникновения и развития правового нигилизма и отсутствия четкой гражданской позиции отдельно взятого индивида по отношению к противоправному поведению.

В этом контексте представляется плодотворным тесный союз государства и гражданского общества. Деятельность государства по установле-

нию стимулов и ограничений в сфере противодействия коррупции должна дополняться широким общественным контролем, который проводят институты гражданского общества с использованием нравственных регуляторов. Борьба с коррупцией неэффективна при активном гражданском обществе, но пассивном реагировании со стороны органов государственной власти. В случае же активности со стороны государства, но пассивности со стороны общества результат будет таким же.

Третья глава пособия посвящена особенностям антикоррупционного правового воспитания в различных сферах государственной и общественной деятельности: нормотворческой, контрольной, предпринимательской и педагогической. Подчеркивается важность внедрения профессиональных этических стандартов для сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих, предпринимателей (с. 81). В то же время, как справедливо отмечается в работе, формы и способы влияния этических и нравственных норм на соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, не имеют потенциала в отрыве от общей и правовой культуры общества, от формируемых в обществе и поддерживаемых государством морально-нравственных ценностей.

Особое внимание в рамках отдельного параграфа уделяется антикоррупционному правовому воспитанию в сети Интернет. Предлагается шире использовать возможности донесения информации о мерах противодействия коррупции с помощью современных цифровых технологий и виртуальной среды, в том числе распространять такую информацию в социальных сетях и блогах, использовать возможности контекстной рекламы (с. 126). Можно согласиться с тем, что антикоррупционное правовое воспитание в Интернете следует осуществлять с применением специфических методов и средств, прису-

щих именно Интернету как одной из основных площадок циркуляции социально значимой информации в современном мире.

В то же время является дискуссионным выделение антикоррупционного воспитания в сети Интернет в качестве отдельного параграфа. Современные интернет-технологии являются неотъемлемой частью любого направления, в которых предлагается осуществлять такое воспитание. Новые технологии могут быть использованы в педагогической и предпринимательской деятельности, они уже стали частью нормотворчества. Воспитание в Интернете может наиболее эффективно применяться в отношении молодежи, и этот факт можно было отразить в названии параграфа. Интернет — одна из сфер, в которых можно использовать принципы антикоррупционного правового воспитания. В то же время интернет-технологии правомерно рассматривать как средство, а не как направление воспитательного воздействия. Между тем Интернету нельзя было не уделить особого внимания в силу его широкой распространенности, той роли, которую он играет в жизни социума и особенно его молодежного сектора.

Заслуживают одобрения и поддержки выводы, изложенные в заключительной части научно-практического пособия: о комплексном

характере антикоррупционного правового воспитания, его длящемся характере, о необходимости научно обоснованной программы осуществления антикоррупционного правового воспитания в сети Интернет.

Исследование концептуальных основ антикоррупционного правового воспитания, основанное на большом числе отечественных и зарубежных литературных источников по вопросам правового воспитания и антикоррупционной политики, показывает важную роль соответствующей деятельности в механизме противодействия коррупции. Кроме того, практика антикоррупционного правового воспитания будет способствовать укреплению правопорядка, который в соответствии с современными представлениями зависит от повседневных действий субъектов права по реализации правовых норм, а также от правового поведения в целом4.

Полагаем, что рецензируемая книга представляет интерес как с научной, так и с практической точки зрения и будет полезна государственным служащим, юристам, работникам системы образования, аспирантам и студентам.

4 См.: Пашенцев Д. А., Черногор Н. Н. Правопорядок в контексте современной постклассической методологии // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 22.

Modern Doctrine of Anti-Corruption Education: Search for the optimal Model (Review of the Book: Anti-Corruption Legal Education: Scientific and Practical Guide / D. A. Pashentsev, M. V. Zaloilo, Yu. V. Truntsevsky, etc.; ed. by D. A. Pashentsev. Moscow, 2020. 144 p.)

L. T. Chikhladze

Law Institute, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow 117198, Russian Federation E-mail: levanbook@gmail.com

DOI: 10.12737/jrl.2020.141

For citation: Chikhladze L. T. Modern Doctrine of Anti-Corruption Education: Search for the Optimal Model (Review of the Book: Anti-Corruption Legal Education: Scientific and Practical Guide / D. A. Pashentsev, M. V. Zaloilo, Yu. V. Truntsevsky, etc.; ed. by D. A. Pashentsev. Moscow, 2020. 144 p.). Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 11, pp. 187—191. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2020.141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.