Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОВОЛЖЬЕ: ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРНЫХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ'

СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОВОЛЖЬЕ: ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРНЫХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВОЛЖЬЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ И МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ / VOLGA REGION / ORTHODOX AND MUSLIM CULTURES / INTERETHNIC / ETHNO-CONFESSIONAL / AND ETHNODEMOGRAPHIC

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М.

В статье дан сравнительный анализ некоторых предпочтений в гражданской, этнической и религиозной идентичности студенческой молодежи в Ярославской, Астраханской областях и республике Татарстан (на материалах фокус групп). Отмечены отличия и схожие реакции на основные глобальные тренды в области трансформации национальной и религиозной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гуня А.Н., Ефимов А.Б., Макеева С.Г., Рязанова Т.Б., Смулов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DYNAMICS OF INTERFAITH AND INTERETHNIC RELATIONS IN THE VOLGA REGION: INFLUENCE OF STRUCTURAL AND INSTITUTIONAL FACTORS

The article provides a comparative analysis of some preferences in the civil, ethnic and religious identity of students in the Yaroslavl, Astrakhan regions and the Republic of Tatarstan (based on the materials of focus groups). Differences and similar reactions to the main global trends in the transformation of national and religious identity are noted.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОВОЛЖЬЕ: ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРНЫХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 4, 2020: 385-393

Современная динамика межконфессиональных и межнациональных отношений в Поволжье: влияние структурных и институциональных факторов*

А.Н. Гуня1, А.Б. Ефимов2, С.Г. Макеева3, Т.Б. Рязанова4, А.М. Смулов5

'Института географии Российской академии наук 119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 29, стр. 4 Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences Staromonetnyi side-street, 29, build. 4 Moscow 119017 Russia e-mail: gunyaa@yahoo.com

2,4,5Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities

Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia

2e-mail: missioner2017pstgu@gmail.com

4e-mail: t-riazanova@yandex.ru

5e-mail: jeger@bk.ru

3Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Yaroslavl state pedagogical University after K. D. Ushinsky

150000, Yaroslavl, Republic street, 108/1

ORCID: 0000-0002-9851-5971

e-mail: s.makeyeva@yspu.org

Ключевые слова: Поволжье, православная и мусульманская культуры, межэтнический, этноконфессиональный, этнодемографический. Key words: Volga region, Orthodox and Muslim cultures, interethnic, ethno-confessional, and ethnodemographic.

Резюме: В статье дан сравнительный анализ некоторых предпочтений в гражданской, этнической и религиозной идентичности студенческой молодежи в Ярославской, Астраханской областях и республике Татарстан (на материалах фокус групп). Отмечены отличия и схожие реакции на основные глобальные тренды в области трансформации национальной и религиозной идентичности. Abstract: The article provides a comparative analysis of some preferences in the civil, ethnic and religious identity of students in the Yaroslavl, Astrakhan regions

"Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-022083. The article was prepared with the financial support of the grant of the President of the Russian Federation for the development of civil society No. 19-1-022083.

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

and the Republic of Tatarstan (based on the materials of focus groups). Differences and similar reactions to the main global trends in the transformation of national and religious identity are noted.

[Gunya A.N.1, Efimov A.B.2, Makeeva S.G.3, Ryazanova T.B.4, Smulov A.M.5

Modern dynamics of interfaith and interethnic relations in the Volga region: influence of structural and institutional factors*]

Построение эффективного российского общества, в котором уживаются множество культур и идентичностей, требует тщательно продуманной стратегии, опирающейся на научно обоснованные модели, учитывающие местные условия, характер и историю становления различных идентичностей (этносов, религиозных конфессий и др.), способы сплочения различных социальных групп и др. Известные модели, такие как «плавильный котел», мультикультурализм, советский интернационализм и др., сыграли определенную роль в тех или иных странах в разные исторические периоды, но вряд ли могут быть идеальными примерами для подражания. Для современной России с ее огромным территориальным и историческим разнообразием идентичностей поиск оптимальной модели связан, прежде всего, с необходимостью избежать острых насильственных конфликтов и дезинтеграции страны. В современном мире с его глобализационными процессами, навязыванием унифицированных идеологий и норм уникальное этнокультурное разнообразие России должно служить также сплочению страны и эффективному использованию человеческого капитала. Особое место в выработке оптимальной модели занимает опыт Поволжья, накопленный естественным путем, на основе исторического опыта взаимоотношения различных этнических и конфессиональных групп. Многовековая интеграция предполагает взаимные шаги навстречу, право пребывания в нескольких культурах, многоязычие и др. Важнейшим индикатором эффективности той или иной модели является наличие институционального регулирования конфликтов, исключающего насилие или сводящего его применение к минимуму. На местах (в различных регионах России и Поволжье, в частности) имеются наработанные практики диалогов православных и мусульманских общин, которые могут стать базой для

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

обобщения и распространения положительного опыта на другие регионы.

Основным исследовательским вопросом данной работы стал: какие факторы лежат в основе современной динамики межконфессиональных отношений в Поволжье -осевом регионе России, приуроченном в великой русской реке Волга, где проживали и проживает большое количество национальностей и конфессий? В качестве ключевых регионов выбраны: Астраханская обл. (резкое увеличение количества мусульман в последние десятилетия), Республика Татарстан (с исторически сформировавшейся пропорцией мусульман и православных), Ярославская обл. (с преобладанием православных, но динамичным притоком мусульман). Работа опиралась на проведение опросов, фокус-групп и интервью в молодежной среде в рамках существующих контактов и сетей: образовательной (университеты Поволжья и ПСТГУ), научной (научные центры по конфликтологии, миссионерский центр Православного Свято-Тихоновского гуманитарного

университета и др.) и общинно-религиозной средах (общины и приходы трех епархий - Альметьевская и Бугульминская, Ахтубинская и Енотаевская епархия, Рыбинская и Даниловская). Выбор учащейся молодежи как возрастной группы обусловлен как возможностью прогнозирования ближайшего будущего, так и разработки педагогических технологий, направленных на гармонизацию межэтнических и межрелигиозных отношений. Методология

Изучение факторов межэтнической и

межконфессиональной напряженности у учащейся молодежи включает измерение межэтнической напряженности по методикам, предложенным Г.У. Солдатовой, а также методики определения характеристик национальной, этнической и религиозной идентичности, разработанные для изучения молодежи М. Барретт и Э. Лайонс. Данные методики дают возможность оценки различных аспектов национальной, этнической и религиозной идентичности респондентов, их самокатегоризации, отношения к другим народам, коллективных представлений и коллективных чувств по

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

отношению к своему и другим этносам и культурам. Предлагаемые методики используются социальными психологами более 15 лет и хорошо зарекомендовали себя как информативные и надежные. Анализ данных

Поволжье занимает осевое положение в нынешней России, находясь на перекрестке восточных и западных трендов развития. При этом в отличие от восточной и северной части России, где происходит отток населения, забрасывания сельскохозяйственных земель и разрушение сельской системы расселения, большинство регионов Среднего и Нижнего Поволжья отличаются ростом населения, в том числе и за счет мигрантов с Кавказа и Средней Азии, развитием сельского хозяйства и возрождения промышленности. В этом регионе многие века происходило взаимодействие православной и мусульманской культуры. В последнее время соотношение православного и мусульманского населения меняется в сторону увеличения последователей Ислама. Так, в настоящее время доля русских в Астраханской области составляет около 67%, но с учетом большой доли мигрантов с Кавказа и Средней Азии эта доля значительно меньше. Наблюдается значительный отток молодежи в другие регионы России. Факторами миграции являются как отсутствие работы и других социальных аттракторов, так и латентная напряженность между местным русским населением и мигрантами из Дагестана и Чечни.

В Татарстане, согласно современным статистическим данным, доля русских менее 39%, она продолжает уменьшаться на фоне роста численности населения. В Ярославской области доля русских составляет около 96%. Однако в последнее десятилетие резко увеличилось число трудовых мигрантов из Средней Азии.

Изменение этнодемографической ситуации и связанной с ней этноконфессиальной обстановки происходит вместе с проникновением радикальных течений и взглядов, окрашенных религиозной тематикой, повышающей риски возникновения недоверия между этими конфессиями. Согласно рейтингу межэтнической напряженности регионов России, Татарстан

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

характеризуется очень высокой напряженностью. Здесь наблюдаются неоднократные случаи массовых насильственных действий (Алматьевская епархия, 2016; Православие в Татарстане, 2019; Яхьяев, Султанахмедова, 2017). Астраханская область характеризуется высокой напряженностью. Здесь наблюдаются «неоднократные организованные массовые ненасильственные конфликтные действия; зафиксированы случаи этнически мотивированного насилия; политическая активность с эксплуатацией этнической тематики» (Миграционная политика в России. Проблемы и пути решения, 2015).

Ярославская область характеризуется пока низкой напряженностью. Здесь отмечены преимущественно ненасильственные конфликтные действия; единичные не связанные друг с другом случаи этнически мотивированных насильственных действий. Однако, современные тренды в миграции населения, естественная убыль русских практически во всех регионах, приводит к быстрому изменению ситуаций. По нашим исследованиям уже отдельные школы даже в Ярославле имеют преобладание школьников из мусульманских семей. На настоящий момент времени ситуацию в осевом регионе России - Поволжье - следует считать весьма динамично меняющейся в сторону уменьшения русских и православных, усилению влияния Ислама.

Согласно проведенным фокус-группам в университетах Ярославля, Казани и Астрахани, к миграция других национальностей в регионы далеко не всегда желаема. Так, в Казани отрицательно относятся к трудовой миграции, мотивируя это часто тем, что и для своих жителей и молодых специалистов нет рабочих мест, а доступ в Россию слишком лоялен и его надо несколько ужесточить. В Астрахани положительно относятся к легальным мигрантам, так как в регионе наблюдается отток населения и нехватка рабочих рук. Но нелегальным мигрантам здесь не рады. Некоторые из студентов, принявших участие в фокус-группах, считают, что для жителей стран СНГ миграцию можно не ограничивать. Мигранты за меньшую зарплату занимают рабочие места, и предприниматели проводят политику «малых зарплат», коренные жители при этом вынуждены уезжать в

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

поисках большего дохода. Мигранты согласны работать в любых условиях, поэтому от работодателей возникают злоупотребления в вопросах организации надлежащих условий труда.

В Ярославле половина участвовавших в фокус-группах студентов против рабочих мигрантов. Часть группы считает, что ограничения должны касаться лиц с другим менталитетом, другой культурой (Дагестан, Чечня, страны Средней Азии). При этом, молодежь из Ярославля не замечает агрессивности приезжих, узнает об агрессивности из СМИ. В то время как студенты из Казани и Астрахани приводят несколько примеров такой агрессивности, что в целом характеризует, с одной стороны, более пристальное отношение и повышенную «чувствительность» к «чужакам». С другой - может характеризовать более раскованное поведение приезжих в Казани и Астрахани. В Казани в поле оценки поведения попали мигранты из Средней Азии, в то время как в Астрахани - с Кавказа.

Все студенты подчеркнули наличие друзей или знакомых других национальностей или религий, большинству любопытно узнать о другой нации. Отношение студентов к другим можно в целом оценить, как толерантные, суждения о мигрантах и приезжих отражают объективное мнение.

Сравнивая полученные данные с уже проведенными исследованиями, видно, что, с одной стороны, социологические опросы свидетельствуют о том, что в большей степени националистические установки, неприязнь в отношении представителей некоторых национальностей характерны для лиц старше 50 лет (70 % против 65 % по всей России), жителей сел (73 % респондентов) (Рожкова, Михнева, Маслов, 2017). В целом же, по результатам исследований общественного мнения, около трети респондентов (32 %) открыто демонстрируют националистические установки. При этом, отмечается, что уровень неприязни в отношении представителей некоторых национальностей ниже у студенческой молодежи. Так, исследования среди указанной группы в регионах Поволжья (2010 г.) свидетельствуют, что большая часть (65 %) молодежи вузов не испытывает неприязни к представителям каких-либо национальностей. Студенты регионов Поволжья в

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

большей степени испытывают неприязнь к людям кавказских национальностей, что подтверждается материалами общероссийских исследований ФОМ, ВЦИОМ. Также молодежь испытывает неприязнь (по убывающей) к татарам, таджикам, цыганам, чеченцам, армянам, азербайджанцам, дагестанцам, узбекам и некоторым другим национальностям. У респондентов вызывают неприязнь любые национальности, которые «нарушают общественный порядок» или «не исполняют российских законов» (Рожкова, Михнева, Маслов, 2017).

Таким образом, оказывается, что примерно 35% учащейся молодежи студенческого возраста по данным опросов (полученным в Поволжье), все же демонстрируют межэтническую неприязнь в той или иной степени (и это немало), этот процент практически совпадает с процентом лиц, которые, согласно усредненным по возрасту опросам, открыто демонстрируют националистические установки (32%). Заключение и выводы

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы и ответить на поставленный в начале работы вопрос. Выделяются две основные группы факторов, которые влияют на динамику межконфессиональных и межнациональных отношений в Поволжье: структурные и институциональные. К структурным факторам относится, прежде всего географическое положение и этнокультурное разнообразие регионов. Так, например, близость Астраханской области к Кавказу и Средней Азии объясняет повышенную миграционную активность и риск возникновения социальной напряженности, настороженное отношение мигрантам. В то время как в «глубинке» -Ярославской области, условий для повышения социальной напряженности должно быть меньше. Однако, такой вывод только отчасти может объяснить различия в уровнях социальной напряженности поволжских регионов. Для объяснения разнообразия процессов и динамики межконфессиональных и межнациональных отношений в Поволжье необходим анализ более динамичных, слабо детерминированных и поэтому слабо предсказуемых процессов, связанных с выработкой правил общения и регулировании возникающих коммуникационных

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

конфликтов. Этот комплекс процессов отражает воздействие институциональных факторов и механизмов, в основе которых лежат формальные и неформальные правила, регулирующие повседневную жизнь людей. Эти факторы играют важную роль в поддержании преемственности развития от советского времени, когда строилась интегральная идентичность «советский народ», к современной дезинтеграции и возникновению различных групп идентичности (Elwert, 1989). Большое значение имеют местные институциональные механизмы, представляющие собой комплекс проверенных опытом жизненных практик взаимоотношения различных этнических и конфессиональных групп. Эти жизненные практики достаточно глубоко укоренены в местные социальные сообщества, обеспечивая определенный уровень стабильности и выживания в новых условиях, хотя, часто, не соответствуя появившимся либеральным или радикальным трендам.

Исследование показало, что упор в объяснениях динамики межконфессиональных и межнациональных отношений в Поволжье на структурные условия не достаточен, для того, чтобы понять суть нынешней динамики. Ощущается дефицит анализа институциональных факторов. Этнические и религиозные структурные различия часто служат той «разменной монетой» для политических спекуляций. В контексте изучения конфликтов и насилия этническая и конфессиональная принадлежность является для лидеров радикальных групп средством мобилизации населения. Росту ксенофобии и нетерпимости во всех регионах нередко способствуют односторонне представленные информационные «вбросы» в средствах массовой информации. Они ложатся на более чувствительную и слабо исследованную среду правил поведений и выработки реакций, мобилизации и формирования новых групп идентичностей (Цюрхер, 1999).

ЛИТЕРАТУРА

Барретт М., Рязанова Т., Воловикова М. (ред.). 2001. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., Издательство ИП РАН. 196 c. В Альметьевске обсудили вопросы межнациональных и межконфессиональных

А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов, С.Г. Макеева, Т.Б. Рязанова, А.М. Смулов A.N. Gunya, A.B. Efimov, S.G. Makeeva, T.B. Ryazanova, A.M. Smulov

отношений. 2016. Алматьевская епархия. [Электронный ресурс] - URL: http://almet-eparhia.info/v-almetevske-obsudili-voprosyi-mezhnatsionalnyih-i-mezhkonfessionalnyih-otno sheniy/ Миграционная политика в России. Проблемы и пути решения. 2015. Этноконфессиональный совет при губернаторе Астраханской области. [Электронный ресурс] - URL: https://etnokonf.astrobl.ru/press-release/migracionnaya-politika-v-rossii-problemy-i-puti-resheniya Митрополит Феофан выступил на круглом столе «Роль традиционных религий в развитии гражданского общества» 2019. Православие в Татарстане. [Электронный ресурс] - URL:

https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/default.asp?id=69229 Рожкова Л.В., Михнева С.Г., Маслов Д.Г. 2017. Межэтнические взаимодействия в поликультурных регионах как фактор обеспечения национальной безопасности. - Logos et Praxis. 16 (2): 82-88. Солдатова Г.У. 1998. Психология межэтнической напряжености. М.: «Смысл». 389 с. Цюрхер Х. 1999. Мультикультурализм и этнополитический порядок:

некоторые методологические замечания. - Полис. 6: 115-118. Яхьяев М.Я., Султанахмедова З.Г. 2017. Институализация исламского

экстремизма. Исламоведение. 8, 3 (33): 5-19. Elwert G. 1989. Nationalismus und Ethnizität. Über die Bildung von Wir-Gruppen. -Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 3: 440-464.

Получена /Received: 05.09.2020 Принята /Accepted: 30.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.