Научная статья на тему 'Современная детская книжная иллюстрация: композиция, пространство, движение, время'

Современная детская книжная иллюстрация: композиция, пространство, движение, время Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиция в искусстве / пространство в изобразительном искусстве / пространственно-временной континуум в искусстве / движение в изобразительном искусстве / шрифт в графике / детская книжная графика / современное искусство книги / книга в отечественном искусстве XXI в. / composition in art / space in fine art / space-time continuum in art / movement in fine art / font in graphics / children’s book graphics / modern art books / book in the domestic art of the XXI century

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнян Юлия Ивановна

Композиция в современной детской книге связана с решением проблем пространства и движения. Динамика является частью структуры книги, система книжного дизайна обусловлена движением сюжета, динамичны принципы рецепции, ритм шрифта и чередование изображений. Принципы построения пространства в современной детской книге связаны с ведущими средствами художественной выразительности искусства графики. Пространство книги превращается в нарратив, пространство истории; пространство повествования выступает в качестве темы изображения, повествовательна и пустота как своеобразная фигура умолчания. Пространство как художественный прием использует принципы панорамы, деления на планы, расположения линии горизонта. Трансформация времени в структуре современной детской книги ориентирована на концепцию диалога сюжета и изображения. Время задействует комплекс рецепции, акцентируя внимание на восприятии, рассматривании, интерактивных практиках, книжный дизайн может использовать принцип повтора и возврата. Стиль эпохи и шрифт могут маркировать эпоху. Пространство и время выступают в книжном дизайне как система развития сюжета, пространственно-временной континуум. Время повествования, время художника и время зрителя могут существовать в синхронном и диахронном формате. Время как изменение героя предполагает интерпретацию темы, изменение пространственных координат, поиск, изучение, движение. Использование определенной точки зрения и ракурса в композиции современной детской книжной иллюстрации достигается приемом дублирования смотрения, изображением «со спины» или сверху, панорамным видом и фрагментацией. Нередко применяется и классическая «живописная» композиция и пространственное построение. Тема движения в композиции книги сопряжена с популярностью типа книги-травелога (сказки странствий-становления героя, познавательная литература, литература путешествий, путеводители). Методы построения пространства в системе композиции книги – вид сверху, угловая композиция, совмещение пространственных планов, крупный план. Динамика шрифта соотносится с динамикой текста, буквы «оживают». Ряд эффектов связан с новыми медиа: мультипликация, кинематографический эффект пространства, театрализация, имитация узнаваемой заставки. Серийный характер изображений может применять последовательное расположение стадий движения, «раскадровку», поэтапное приближение или удаление объекта, диалогическую композицию, крупный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern children’s book illustration: composition, space, movement, time

The composition in a modern children’s book is associated with solving the problems of space and movement. Dynamics is part of the structure of the book, the book design system is determined by the movement of the plot, the principles of reception, the rhythm of the font and the alternation of images are dynamic. The principles of space construction in a modern children’s book are associated with the leading means of artistic expression of the art of graphics. The space of the book turns into a narrative, a space of history; narrative space acts as the theme of the image, and the void is also narrative as a kind of figure of silence. Space as an artistic technique uses the principles of panorama, division into plans, and the location of the horizon line. The transformation of time in the structure of a modern children’s book is focused on the concept of dialogue between the plot and the image. Time uses a reception complex, focusing on perception, viewing, interactive practices, book design can use the principle of repetition and return. The epoch style and font can mark the epoch. Space and time act in book design as a system of plot development, a spacetime continuum. The time of the narration, the time of the artist and the time of the viewer can exist in a synchronous and diachronic format. Time as a character change involves the interpretation of a theme, a change in spatial coordinates, search, study, movement. The use of a certain point of view and foreshortening in the composition of a modern children’s book illustration can be achieved by the technique of duplication of viewing, an image «from the back» or from above, a panoramic view and fragmentation. Classical «pictorial» composition and spatial construction are often used. The theme of movement in the composition of the book is associated with the popularity of the type of travelogue book (tales of wandering-the formation of a hero, educational literature, travel literature, guidebooks). Methods of constructing space in the book composition system – top view, angular composition, combination of spatial plans, close-up. The dynamics of the font correlates with the dynamics of the text, the letters «come to life». Several effects associated with new media: animation, cinematic effect of space, theatricalization, imitation of a recognizable screensaver. The serial nature of the images can apply a sequential arrangement of the stages of movement, «storyboard», step-bystep approach or removal of the object, dialogic composition, close-up.

Текст научной работы на тему «Современная детская книжная иллюстрация: композиция, пространство, движение, время»

УДК 769.2-053.2

Ю. И. Арутюнян

Современная детская книжная иллюстрация: композиция, пространство, движение, время

Композиция в современной детской книге связана с решением проблем пространства и движения. Динамика является частью структуры книги, система книжного дизайна обусловлена движением сюжета, динамичны принципы рецепции, ритм шрифта и чередование изображений. Принципы построения пространства в современной детской книге связаны с ведущими средствами художественной выразительности искусства графики. Пространство книги превращается в нарратив, пространство истории; пространство повествования выступает в качестве темы изображения, повествовательна и пустота как своеобразная фигура умолчания. Пространство как художественный прием использует принципы панорамы, деления на планы, расположения линии горизонта. Трансформация времени в структуре современной детской книги ориентирована на концепцию диалога сюжета и изображения. Время задействует комплекс рецепции, акцентируя внимание на восприятии, рассматривании, интерактивных практиках, книжный дизайн может использовать принцип повтора и возврата. Стиль эпохи и шрифт могут маркировать эпоху. Пространство и время выступают в книжном дизайне как система развития сюжета, пространственно-временной континуум. Время повествования, время художника и время зрителя могут существовать в синхронном и диахронном формате. Время как изменение героя предполагает интерпретацию темы, изменение пространственных координат, поиск, изучение, движение. Использование определенной точки зрения и ракурса в композиции современной детской книжной иллюстрации достигается приемом дублирования смотрения, изображением «со спины» или сверху, панорамным видом и фрагментацией. Нередко применяется и классическая «живописная» композиция и пространственное построение. Тема движения в композиции книги сопряжена с популярностью типа книги-травелога (сказки странствий-становления героя, познавательная литература, литература путешествий, путеводители). Методы построения пространства в системе композиции книги - вид сверху, угловая композиция, совмещение пространственных планов, крупный план. Динамика шрифта соотносится с динамикой текста, буквы «оживают». Ряд эффектов связан с новыми медиа: мультипликация, кинематографический эффект пространства, театрализация, имитация узнаваемой заставки. Серийный характер изображений может применять последовательное расположение стадий движения, «раскадровку», поэтапное приближение или удаление объекта, диалогическую композицию, крупный план.

Ключевые слова: композиция в искусстве, пространство в изобразительном искусстве, пространственно-временной континуум в искусстве, движение в изобразительном искусстве, шрифт в графике, детская книжная графика, современное искусство книги, книга в отечественном искусстве XXI в.

Julia I. Arutyunyan Modern children's book illustration: composition, space, movement, time

The composition in a modern children's book is associated with solving the problems of space and movement. Dynamics is part of the structure of the book, the book design system is determined by the movement of the plot, the principles of reception, the rhythm of the font and the alternation of images are dynamic. The principles of space construction in a modern children's book are associated with the leading means of artistic expression of the art of graphics. The space of the book turns into a narrative, a space of history; narrative space acts as the theme of the image, and the void is also narrative as a kind of figure of silence. Space as an artistic technique uses the principles of panorama, division into plans, and the location of the horizon line. The transformation of time in the structure of a modern children's book is focused on the concept of dialogue between the plot and the image. Time uses a reception complex, focusing on perception, viewing, interactive practices, book design can use the principle of repetition and return. The epoch style and font can mark the epoch. Space and time act in book design as a system of plot development, a spacetime continuum. The time of the narration, the time of the artist and the time of the viewer can exist in a synchronous and diachronic format. Time as a character change involves the interpretation of a theme, a change in spatial coordinates, search, study, movement. The use of a certain point of view and foreshortening

in the composition of a modern children's book illustration can be achieved by the technique of duplication of viewing, an image «from the back» or from above, a panoramic view and fragmentation. Classical «pictorial» composition and spatial construction are often used. The theme of movement in the composition of the book is associated with the popularity of the type of travelogue book (tales of wandering-the formation of a hero, educational literature, travel literature, guidebooks). Methods of constructing space in the book composition system - top view, angular composition, combination of spatial plans, close-up. The dynamics of the font correlates with the dynamics of the text, the letters «come to life». Several effects associated with new media: animation, cinematic effect of space, theatricalization, imitation of a recognizable screensaver. The serial nature of the images can apply a sequential arrangement of the stages of movement, «storyboard», step-by-step approach or removal of the object, dialogic composition, close-up.

Keywords: composition in art, space in fine art, space-time continuum in art, movement in fine art, font in graphics, children's book graphics, modern art books, book in the domestic art of the XXI century DOI 10.30725/2619-0303-2024-1-102-107

Образный язык и выразительные средства современной детской книжной иллюстрации осваивают и развивают как традиционные методы построения композиции, пространства и колорита, так и новаторские приемы, порожденные культурой XXI в. Структурные элементы книжного дизайна как целостного комплекса, объединяющего в книжный макет корпус иллюстраций и декоративные элементы, шрифт, обложку, форзац и нахзац, подчинены законам композиции, компоновка требует соподчинения частей, гармонии и логичной взаимосвязи, эстетического осмысления единства художественных принципов и системы оформления.

Проблемы композиции рассматриваются в ряде известных исследований, систематизирующих вопросы средств художественной выразительности [1], нередко проблемы изучения структуры изобразительного поля сопряжены с анализом принципов построения пространства [2-4]. В качестве учебной дисциплины композиция и перспектива описываются в учебниках и методических пособиях, сформирован как метод исследования композиционных приемов в искусстве, так и система художественной педагогики, ориентированная на освоение основ использования композиционно-пространственных принципов как приема [5-9]. Творческий опыт конкретного мастера становится источником формирования теоретических положений и практических рекомендаций [10; 11].

В современной детской книге композиция иллюстрации, листа, разворота и макета в целом формирует принципы рецепции, управляет системой восприятия и является основой средств художественной выразительности. Принцип движения является ключевым аспектом формообразования и композиционной структуры книги - движение сюжета-странствия коррелирует с динамикой книжного дизайна, перелистываются страницы, шрифт задает ритмические акценты, книж-

ная иллюстрация предполагает чередование форматов, цветовых решений, компоновок, изображения выявляют динамику. Важное место занимают реальные и фантастические путешествия в пространстве и времени, герои могут перемещаться в далекие страны или в сказочные земли, в прошлое или будущее, тематика странствия и образ пути формируют текст и изобразительный ряд.

Композиционная основа азбуки выражена в переходе от буквы к букве, в динамике шрифта, в ритме следующих один за другим сюжетов. Движение концептуально присуще формату азбуки - инициал и текст, «оживающие буквы», визуальная трансформация и интерактивные принципы взаимодействия формируют образ. В «Азбуке для больших и маленьких фантазеров» (иллюстратор Мария Бронштейн, автор Елена Вышинская, издательство «Август», 2021) возможность перелистывать страницы по частям позволяет в игровой форме «превращать» одних героев в других, текст поддерживает преображение персонажа, иллюстрации вторгаются в повествование, театрализуя, оживляя и обогащая образы. Остро и иронично, резко, жизненно и вместе с тем на основе игровых принципов работает лаконичный и экспрессивный изобразительный ряд книги «Алфавит дурит» (автор и иллюстратор Виктор Меламед, издательство «Городец», 2021), построенный с явной отсылкой на принципы футуристической книги и лаконичность авангардных решений 1920-х гг. Ограниченное и плакатно яркое цветовое решение, оригинальный выбор слов, отражающих буквы алфавита (ехидство, ерничество, кураж, коварство, лесть), напряженная динамичность открытых композиций подчеркивают напряженное движение, буквы-путешественницы перемещаются в пространстве листа пешком, на роликах и автомобилях.

Заложенное в структуре книжного дизайна движение обусловлено спецификой

построения книжного листа, пониманием соотношений фигур и фона, динамикой композиционного дисбаланса. Смещение персонажей, неустойчивость композиций и фрагментарность изображений способствуют нарастанию идей движения в познавательных книгах и сказках. На каждой странице книги «Эх! История о маленьком гепарде, который не умел бегать» (иллюстратор Елена Репетур, автор Ольга Василькова, издательство «Albus Corvus», 2021) иллюстрация намеренно занимает часть изобразительного поля, намеренно перемещаясь в угол, динамика фигур акцентируется компоновкой, форматом, ритмическим строем, доминированием белого листа, остротой лаконичных силуэтов и сдержанностью колорита.

Тематика странствия привносит элементы динамики в композицию, книги о путешествиях, транспортных средствах, далеких землях неизменно динамичны в своей структуре, композиционном строе иллюстраций, в самой трактовке персонажей и сцен. «Вагонное приключение» (иллюстратор Дарья Беклемешева, автор Людмила Уланова. Издательство «Баобаб». 2020) - занимательная история и веселое путешествие в стихах, образы движения, транспортные средства - непосредственные участники событий, рельсы, ведущие вдаль подчеркивают характер травелога. Путешествие-переезд - это открытие новых мест, новых знакомых, обретение иных привычек и поиск себя, как это происходит в книге «Соседи» Каси Денисевич (издательство «Карьера Пресс», 2020), осознание пространства и времени, ощущение города в его динамике и нового дома в его внутренней жизни провоцируют визуальное повествование.

Сказочное путешествие - травелог, сюжет которого способствует созданию уникальных и выразительных композиционных структур. «Три обезьяны королевской крови» (иллюстратор Сергей Любаев, автор Де Ла Мэр Уолтер, переводчик Светлана Лихачева, издательство «Волчок», 2021) - рассказ о странствии, визуальный ряд дополняет повествование, заставки-тондо формируют страницу, создавая образ пути, иллюстрации отличаются острой характерностью, облик героев экспрессивен. Композиции страниц варьируются, принципы «наплыва» и крупного плана сочетаются с панорамами и далями, угловая перспектива и контрасты планов акцентируют динамику пути, мотивы природы - заснеженных лесов и гор - подчеркивают тему фантастического странствия в далекий блаженный мир. В традиционной и народной сказке тема стран-

ствия сопряжена с преображением героя, травелог предполагает особый тип персонажей, способствует разработке выразительных образов, связанных с интерпретацией национальных традиций - «Как кузнец Паарво паровоз подковал» (иллюстратор Катерина Дубовик, автор Сакариас Топелиус, пересказ Михаила Визеля, издательство «Городец», 2021).

«Анималистический травелог», типичный для детской литературы, объединяет нарратив, познавательную функцию и сказку. Животный мир нередко очеловечивается в своих поступках и характерах, но при этом сохраняется стремление к созданию целостных изображений, включающих образы природы и зверей. «Морж как морж, ничего особенного» (автор и иллюстратор Даша Димитрова, издательство «Самокат», 2021) - это и рассказ о поиске друзей, и психологически точное отражение неуверенности, и занимательное повествование о северной природе - море, скалах, животных. Пастозно наложенный живописный штрих и сочная экспрессивная фактура формируют выразительные образы, создают ощущение рукотворных, динамичных, пластически напряженных изображений. Травелог позволяет совместить историю странствия, поучительный рассказ с продуманной и облеченной в форму сказки визуальной составляющей. «По дороге в Йеллоустоун» - занимательная история о животных и рассказ о заповедниках и национальных парках мира, их фауне и флоре (иллюстратор Даниэль Мизелиньский, автор Александра Мизелиньская, переводчик Софья Кобринская, издательство «Самокат», 2021).

Иллюстрации, совмещающие карту, схему и образы животного мира, композиции страниц, структурно организованных как план территории, роднят издание с учебными пособиями и атласами. Форма повествования о путешествии позволяет преодолеть ограничения наглядного пособия, занимательный динамичный рассказ и яркий выразительный визуальный ряд усиливают познавательную и педагогическую функции издания. Нередко тематика странствия связана с образами перелетных птиц. «Дневник ласточки» (иллюстратор Ольга Пташник, автор Павел Квартальнов, издательство «Самокат», 2021) воспроизводит путь от Ирландии с ее зелеными лугами через моря и континенты в Африку. Лаконичный текст, отражающая широкий спектр знаний о природе и мире в формате дневниковых записей птицы-странницы, и экспрессивный, пластически насыщенный и емкий визуальный ряд, лейтмотивом которого становится образ

раскинувшей крылья ласточки, подчеркивающей своим полетом внутреннее движение книжного макета, формируют образ анималистического травелога. Мотив летящей птицы как отражение идеи пути, перемещения в пространстве нередко встречается в детской книжной иллюстрации - «Дон Кихот на качелях» (иллюстратор Юлия Сиднева, перевод Марии Гойхман, издательство «Нигма», 2020).

Особое место занимает познавательная литература об окружающем мире, иллюстрирование которой требует как определенных визуальных маркеров, так и творческого осмысления явлений: «Что такое река?» (автор и иллюстратор Моника Вайценавичене, переводчик Ольга Костанда, Самокат, 2019). На грани фантастики оказываются истории о космически странствиях («Если ты прилетишь на Землю», автор и иллюстратор Софи Блэколл, издательство «Карьера Пресс», 2021). Перемещаться могут не только одушевленные герои, но и машины («Голубая машинка», автор и иллюстратор Александр Шатохин, издательство «Самокат», 2021).

Путешествие в пространстве может превращаться и в движение во времени, трансформация исторического аспекта, прошлое или будущее как цель путешествия - характерная тема фантастической литературы. Трансформация времени может выступать как аспект «странствия» в современной детской книге: эпоха литературного сюжета и эпоха изображения могут не совпадать. Время в книге - это и аспекты восприятия, рассматривания, интерактивных практик, книга-тра-велог предполагает возможность повтора и возврата. Стиль эпохи, даже тип и характер шрифта могут выступать как отражение времени. «Ветер в ивах» (иллюстратор Ксения Алексеева, автор Кеннет Грэм, перевод Виктора Лунина, издательство «Вита Нова», 2020) - в трактовке персонажей, в манере изображения и технике исполнения становится отсылкой к традициям прошлого. История далекая и близкая становится темой путешествия в историю, знакомство с реалиями недавнего быта и узнаваемые образы детства 1960-1970-х гг. появляются в книге «А Саша выйдет?» (автор и иллюстратор Евгения Двоскина, издательство «Речь», 2020).

Композиционная структура листа может выступать как отражение аспекта странствия, используются приемы дублирования взгляда, ракурс «со спины», фрагментация изображения, разрыв или неполнота компоновки листа. Использование «вида сверху» привносит динамику в трактовку изображения: «Кедровый

слоник» (иллюстратор Катерина Хлебникова, автор Анна Анисимова, издательство «Волчок», 2021), «Эх! История о маленьком гепарде, который не умел бегать» (иллюстратор Елена Репетур, автор Ольга Василькова, издательство «Albus Corvus», 2021), «Загадочный гость» (иллюстратор Евгений Антонен-ков, автор Льюис Кэрролл, перевод Григория Кружкова и Марины Бородицкой, издательство «Нигма», 2020), «Морж как морж, ничего особенного» (автор и иллюстратор Даша Димитрова, издательство «Самокат», 2021).

Сюжет о путешествии - это и сказки стран-ствий-становления героя, познавательную литературу и литературу путешествий, гиды и путеводители. В фантастическом путешествии тема пути может обретать разные формы. «Голубая машинка» (автор и иллюстратор Александр Шатохин, издательство «Самокат», 2021) опускается на морское дно, тайны подводного мира вплетаются в сказочное повествование, наглядность рассказа, визуальный нарратив и сложная пространственная структура изображений формируют сложный и многозначный образ странствия. Карта, план, схема в книге выступают как отражение темы травелога: «Если ты прилетишь на Землю» (автор и иллюстратор Софи Блэколл, издательство «Карьера Пресс», 2021). Путеводители для детей играют ключевую роль в тематике травелога, визуализация странствия может опираться на принцип карты или плана (Анастасия Моши-на. «Санкт-Петербург». Геодом, 2017; Анастасия Мошина. «Москва». Геодом, 2017; «Привет, Москва», автор и иллюстратор Татьяна Борисова, издательство «Ad Marginem», 2021; «Привет, Петербург», автор и иллюстратор Татьяна Борисова, издательство «Ad Marginem», 2023), а может превращаться в длинное путешествие с многочисленными остановками, по-новому открывающее мир (Александра Литвина и Анна Десницкая. «Путешествие по Транссибу», издательство «Самокат», 2021). В изданиях Анастасии Мошиной принцип традиционного путеводителя, включающего карты с обозначенными достопримечательностями и краткие комментарии, превращен в визуальное повествование о городах. Книги Татьяны Борисовой - свободные прогулки по городам, известным историческим местам, любимым неприметным дворикам, музеям, книжным магазинам; путешествие личностное, лишенное пафоса назидания, тонко и мудро приглашающее в путь.

Путешествие - ведущая тема «тихой книги», позволяющая вводить интерактивный аспект и оживлять диалог с изображени-

ем, перемещение в пространстве и времени воплощается визуальными приемами: образы дороги, средства передвижения, маркеры, указывающие на регион или эпоху - «Путешествие» (автор и иллюстратор Аарон Бекер, издательство Манн, Иванов и Фербер, 2015); дорога может растворяться в обыденных предметах, превращая посуду в мир со своими законами - «Приключения в фарфоровом королевстве» (Катерина Ильнерова, Katerina Illnerova, Avventura nel Regno di Porcellana, Carthusia, 2022). Даже пустота может использоваться как выразительный прием травелога, композиционная лакуна выявляет акценты, позволяет сконцентрировать внимание зрителя, делает лист динамичным, а движение - масштабным и резким («Морж как морж, ничего особенного», автор и иллюстратор Даша Димитрова, издательство «Самокат», 2021; «Повезло», автор и иллюстратор Реми Чарлип, перевод Михаила Визеля, издательство «Лес рук», 2020).

Сказочное путешествие - это еще и преображение героя («Пес поэта», иллюстраторы Анна и Варвара Кендель, автор Патриция МакЛахлан, переводчик Нина Фрейман,издательство «Поляндрия», 2021). Движение в книжной иллюстрации может опираться на принципы традиционной перспективы и пространственного построения («Наша Земля -дышит», иллюстраторы Анна и Варвара Кендель, автор Евгения Басова, издательство «Детское время», 2020; «Печной волк», иллюстратор Николай Устинов, автор Станислав Востоков, издательство «Росмэн», 2021), иметь сходство с ведутой («Соседи», иллюстратор Кася Денисевич, издательство «Карьера Пресс», 2020). Чередование панорамных видов и крупных планов привносит элемент кинематографичности в художественное решение («Кедровый слоник», иллюстратор Катерина Хлебникова, автор Анна Анисимо-ва, издательство «Волчок», 2021; «Мышонок, который Там», автор и иллюстратор Анастасия Коваленкова, издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2020). Особым видом интерпретации странствия в далекие земли становится использование принципов национального искусства в иллюстрировании книг («Где капля, там и океан», иллюстратор Анна Хопта, автор Михаил Яснов, издательство «Нигма», 2020).

Игровой аспект пространства травелога предполагает интерактивные функции книги: это могут быть мобильные элементы или, например, возможности ведения диалога с героями («Чао, давай дружить», иллюстратор Оксана Батурина, автор Антон Соя, издательство «Книжный дом Анастасии Орловой», 2020).

Нельзя забывать и о взаимном влиянии кинематографа и мультипликации на визуальный ряд книжной графики («Дом из маленьких кубиков», иллюстратор Като Кунио, автор Кэнъя Хирата, перевод Елены Байбиковой, издательство «Самокат», 2020), воздействие на привычку визуального восприятия современных технологий («Сказки Гамаюн», автор и иллюстратор Александр Уткин, издательство «Бум-книга», 2021). Серийность и повторяемость изображений также могут свидетельствовать о формате травелога, где движение предполагает последовательное расположение стадий, «раскадровку», поэтапное приближение или удаление от объекта, диалогическую композицию, крупный план в изображении ключевых героев. Городская среда может выступать в качестве основного аспекта композиционной структуры книги: город как главный герой повествования, образ города, оживленный сквозным сюжетом, освоение городской среды через движение, перемещение, путеводитель, схема, план («Это Рим», автор и иллюстратор Мирослав Шашек, переводчик Татьяна Носова, издательство «Карьера пресс», 2021).

Таким образом, интерпретация сюжетной и образной структуры повествования в современной детской книжной иллюстрации предполагает разнообразие трактовок, совмещение различных принципов построения композиции; особую роль движения, ритма. Ключевой задачей художественной интерпретации странствия становится воплощение пространственно-временного континуума, комплексной решение проблем пространства и времени. В современной книге применяется широкий спектр композиционных и пространственных построений: принцип «взаимного смотрения», вид сверху, угловая перспектива, ракурс, совмещение планов, «наплыв», панорама, включение шрифта в структуру листа. Аспекты истории отражаются в визуальном сопровождении литературных текстов как диалог времени действия и времени зрителя, в приемах стилизации, в использовании маркеров времени и места.

Композиционная структура книги позволяет интегрировать интерактивные практики, использовать различные приемы вовлечения читателя/зрителя в диалог. Принцип сопоставления крупных планов и панорам способствуют как кинематографическому эффекту, так и нарастанию визуальной напряженности образов. Циклы иллюстраций повторяют узнаваемые системы изображений, связанных с новыми медиа, составляют самостоятельный нарратив, разрабатывают систему последо-

вательного прочтения «кадра». Визуализация путешествия предполагает совмещение типов изображения пути - план, схема, карта. На изобразительный ряд современной детской книги оказывают влияние как традиционные приемы работы с композицией и пространством и сложившиеся в искусстве жанры (пейзаж, портрет), так и формы м методы воздействия искусства новых медиа.

Список литературы

1. Волков Н. Н. Композиция в живописи. Москва: Искусство, 1977. 263 с.

2. Бакушинский А. В. Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства. Москва, 1923. 261 с.

3. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма»; Готическая архитектура и схоластика. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. 334 с.

4. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: очерк основных методов. Москва: Наука, 1980. 288 с.

5. Дубровин В. М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция: монография. Москва: Моск. гор. пед. ун-т, 2017. Ч. 2. 151 с.

6. Авсиян О. А. Искусство композиции: учеб. пособие. Москва: Звонница-МГ, 2018. 222 с.

7. Анушин Б. Ю., Клюшкин И. В., Фуртай-Про-скурина И.-Ф. В. Теория и история композиции в искусстве и дизайне: теория и практика: учеб. нагляд. пособие. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. 80 с.

8. Лаврухин Н. Ю. Композиция. Искусство книги: учеб.-метод. пособие. Санкт-Петербург: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. 51 с.

9. Бадян В. Е., Денисенко В. И. Основы композиции: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Акад. проект, 2021. 173 с.

10. Петров-Водкин К. С. Хлыновск; Пространство Эвклида; О «Мире искусства»: [очерки]. Москва: Фортуна ЭЛ, 2011. 379 с.

11. Кочергин Э. С. Категории композиции. Категории цвета: практ. исслед. основных понятий: учеб. пособие для студентов. Санкт-Петербург: Вита Нова, 2019. 156 с.

References

1. Volkov N. N. Composition in painting. Moscow: Iskusstvo, 1977. 263 (in Russ.).

2. Bakushinsky A. V. Linear perspective in art and visual perception of real space. Moscow, 1923. 261 (in Russ.).

3. Panofsky E. Perspective as a "symbolic form"; Gothic architecture and scholasticism. Saint-Petersburg: Azbuka-classics, 2004. 334 (in Russ.).

4. Raushenbakh B. V. Spatial constructions in painting: an outline of the main methods. Moscow: Nauka, 1980. 288 (in Russ.).

5. Dubrovin V. M. Fundamentals of fine art. Practical composition: monograph. Moscow, 2017. 2, 151 (in Russ.).

6. Avsiyan O. A. The art of composition: textbook allowance. Moscow: Zvonnitsa-MG, 2018. 222 (in Russ.).

7. Anushin B. Yu., Klyushkin I. V., Furtai-Proskurina I.-F. V. Theory and history of composition in art and design: theory and practice: textbook visual allowance. Saint-Petersburg: Pushkin Leningrad State Univ., 2018. 80 (in Russ.).

8. Lavrukhin N. Yu. Composition. The art of the book: educational and methodical allowance. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg Stieglitz Acad. of Arts and Design, 2019. 51 (in Russ.).

9. Badyan V. E., Denisenko V. I. Fundamentals of composition: textbook manual for univ. 2nd ed., rev. and add. Moscow: Acad. project, 2021. 173 (in Russ.).

10. Petrov-Vodkin K. S. Khlynovsk; Euclidean space; About the "World of Art": [essays]. Moscow: Fortuna EL, 2011. 379 (in Russ.).

11. Kochergin E. S. Categories of composition. Color categories: practical research basic concepts: textbook manual for students. Saint-Petersburg: Vita Nova, 2019. 156 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.