Ван Цзяньган
В статье рассматривается современная демографическая ситуация КНР и Синьцзян-Уйгурского автономного района. На примере СУАР проводится исследование демографической политики КНР по отношению к национальным меньшинствам. Поиск решения демографических вопросов начался в Китае в 1950-1960-х годах, официально о демографической политике, которая была направлена на планирование рождаемости, заговорили уже в 1970-х гг. Особенностью данной политики является адаптация государственных мер демографического регулирования к культурно-национальным убеждениям национальных меньшинств, что способствует росту численности определенных этнических групп, на которые не распространяются государственные ограничения и рекомендации в вопросе рождаемости.
Ключевые слова: СУАР, КНР, Синьцзян, население СУАР, демография СУАР, демографическая политика Китая.
Van Tszyangan
Modern demographic trends of China for example the Xinjiang Uygur region
The main problem of a research is the population policy of the People's Republic of China in relation to ethnic minorities, on the example of XUAR - to Uyghurs and the title nation - Han. The population policy of China introduced "planned birth rate". But People's Republic of China demographic policy was adapted to cultural-national particularities of ethnic minorities is observed. That promotes high population growth of certain ethnic groups to which the state restrictions of birth rate don't extend. Keywords: XUAR, People's Republic of China, Xinjiang, population of XUAR, XUAR demography, population policy of China
Китайская Народная Республика была образована в 1949 году. На начальном этапе развития страна гордилась большой численностью населения как главной составляющей экономического развития, основой силы и могущества страны. Но со временем высокие темпы роста населения, которые должны сопровождаться достаточными социально-экономическими условиями, повлекли за собой массу трудностей.
В связи с ускорением темпов роста численности населения в мире возникла потребность в контроле рождаемости [Баженова, 1992, с. 59]. Урегулирование демографической проблемы в Китае стало одной из главных задач государственной политики. С 1950-х годов в Китае постепенно внедрялся курс на планирования рождаемости, сначала в городах, затем в сельской местности. ЦК КПК пропагандировал идею планирования рождаемости как добровольную "поддержку и помощь" гражданам для будущего страны. Позже курс плановой рождаемости приобщили к экономическим реформам, повысив тем самым значимость рождаемости в процессе модернизации государства. В это время была принята политика "одна семья - один ребенок". В связи с этим государством официально поощрялись аборты и стерилизация. Все эти меры население встретило негативно, с сопротивлением, особенно сельские жители и мусульмане.
Стоит также учесть значимость полиэтнич-ного статуса китайского населения. Китай не только одна из самых многонаселенных стран, но также одна из самых многонациональных.
В КНР на сегодняшний день насчитывается 56 этнических групп (в т.ч. и титульная нация -хань). Демографическая политика формировалась практически одновременно с национальной политикой Китая. Учитывая многонацио-
Таблица 1.
Изменение соотношения численности уйгуров и ханьцев в СУАР (1998 - 2014 гг.) Составлено по данным Бюро статистики СУАР. [http://www.xjtj.gov.cn].
Год Численность населения и СУЛР Процент от общей численности населения
Общая численность Ханьцы Уйгуры Ханьцы Уйгуры
1998 17 473 500 6 741 100 8 139 500 38,6 46,6
1999 17 750 ООО 6 871 500 8 250 300 38,7 46,5
2000 18 494 100 7 250 800 8 523 300 39,2 46 Л
2001 18 761 900 7 422 ООО 8 605 600 39,6 45,9
2002 19 051 900 7 595 700 8 692 30 39,9 45.6
2003 19 339 500 7 711 000 8 823 500 39,9 45,6
2004 19 631 100 7 802 500 8 976 700 39,7 45,7
2005 20 103 500 7 956 600 9 235 ООО 39,6 45.9
2006 20 500 ООО 8 121 600 9 413 800 39,6 45,9
2007 20 950 190 8 239 300 9 650 600 39,3 46
2008 21 308 100 8 363 3(Ю 9 831 800 39,3 46.1
2009 21 586 300 8 416 900 1 001 980 38,9 46,4
2010 21 815 800 8 322 900 1 017 150 38,2 46,6
2011 22 087 100 8 444 2(Ю 1 037 040 38,2 46,9
2012 22 327 800 8 472 900 1 052 860 37,9 412
2013 22 643 ООО 8 600 600 1 074 410 37,9 41,5
2014 23 225 400 8 595 100 1 127 190 37,0 48,5
нальный статус государства, с целью сохранения его целостности и межэтнического баланса правительство принимало ряд соответствующих мер. Национальная политика КНР заключалась в создании национальных автономий при наделении национальных меньшинств особыми социально-политическими правами и льготами с учетом национально-культурных факторов.
Ярким примером реализации национальной политики в КНР является Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). СУАР был образован в 1955 году, расположен на северо-западе Китая и является самой большой по площади территориально-административной единицей КНР. Его площадь составляет шестую часть территории Китая. Административный центр и крупнейший город - Урумчи. Синьцзян имеет сухопутную границу с восемью государствами: Монголией, Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном. Пакистаном и Индией.
В СУАР выделено 5 этнических автономных областей, в которых, кроме численно доминирующих уйгуров, также расселились казахи, дунгане, киргизы и монголы. Эти пять областей, в
свою очередь, делятся на 6 автономных уездов и 43 национальные деревни. СУАР - это единственный автономный район КНР с административным делением трех уровней: район, префектура и уезд. На разных уровнях автономии состав представителей исполнительных органов пропорционален числу проживающих там национальных меньшинств. Эти органы имеют право создавать и реализовывать региональное законодательство.
В СУАР проживают представители практически всех 55 национальных меньшинств, но официально подтверждено проживание 47 этнических групп. Численно в регионе преобладают уйгуры и ханьцы.
Титульная национальная группа в районе -уйгуры, которые значительно отличаются от государственной титульной нации - ханьцев, в языковом, культурном и религиозном плане. Большая часть населения Синьцзяна - мусульмане суннитского толка.
По результатам переписи населения 2010 г., доля ханьцев в общей численности населения СУАР в возрасте до 5 лет составляет только 21,1%, а доля новорожденных младенцев - все-
го 17,4% [Бюро статистики...]. Приведенные данные свидетельствуют о высоких показателях рождаемости среди этнических групп Синь-цзяна, в частности уйгуров.
Демографическая обстановка в регионе тесно связана с религиозными установками в жизни большей части населения. Для создания и реализации демографической политики Китая правительством были утверждены следующие меры:
повышение брачного возраста для граждан; правовое ограничение рождаемости (пропаганда политики "однодетных семей");
поощрение абортов, стерилизации, разработки в сфере здравоохранения (контрацепция); санкции, штрафы за многодетность; непосредственный контроль природного прироста центральной властью и др.
Политика ограничения рождаемости в отношении национальных меньшинств в Китае имеет особые условия. Например, ханьскому населению, вне зависимости от района проживания, рекомендуется иметь 1 ребенка в городской местности, исключая случаи многоплодной беременности, и разрешается иметь 2 детей в сельской местности, если первый ребенок - женского пола, однако правительство рекомендует придерживаться интервала между первым и вторым ребенком в 3-5 лет. Демографическая политика в отношении ханьского населения является достаточно строгой, неисполнение данных норм должно быть либо материально возмещено государству, либо оправдано весомыми причинами.
Учитывая культурные особенности определенных этнических групп, правительство КНР определило курс национальной политики с целью создания целостного, неделимого государства и единого китайского общества. Правительство ориентировалось на поддержку со стороны национальных групп, которым предоставлялись особые права.
Среди прав национальных меньшинств, касающихся непосредственно демографической политики, стоит выделить следующие (на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района):
1) Брачный возраст. В 1988 г. на законодательном уровне был утвержден брачный возраст для граждан Китая, но с учетом национальных особенностей для этнических мень-
шинств. Для населения Синьцзяна, большая часть которого мусульмане, традиционным является вступление в брак в раннем возрасте. Если по государственному закону вступление в брак разрешается лицам, достигшим 20 лет для женщин и 22 лет для мужчин, то по местному закону национальных автономий для национальных групп был изменен брачный возраст, женщинам разрешено вступать в брак с 18, а мужчинам - с 20 лет. Местные власти СУАР пояснили, что данное дополнение к закону было основано на традициях титульной народности района, уйгуров. По неофициальным данным, в начале 1990-х гг. процент женщин, вступивших в брак до 18 лет, среди уйгурского населения особо не изменился после принятия соответствующих норм [Ли Сяося, 1994, с. 39-43].
2) Планирование рождаемости. Во всем Китае установлен принцип планирования рождаемости - "одна семья - один ребенок", но и это установление было изменено в пользу национальных меньшинств. На государственном уровне утверждены полномочия автономных районов в самостоятельном контроле над рождаемостью (в т.ч. утверждение рекомендаций по количеству детей в семье). Так, уйгурским семьям, проживающим в городе, рекомендовано иметь 2-3 ребенка, а для жителей сельской местности - 3-4 ребенка. Уйгуры могут иметь ребенка, рождение которого превысит и данный "минимум", но на это у них должны быть важные причины, хотя и в данном случае государство не применяет строгих ограничений или штрафных санкций. Для представителей ханьс-ких народностей при рождении ребенка не в рамках дозволенной нормы предусмотрены штрафные санкции, так называемый, "налог на многодетность" [Законодательное Управление дел.., гл. 2, п. 7,8, гл.3, п.15, 18]. Такие меры существенно задевают и ущемляют ханьцев, отрицая многовековую традицию больших ханьс-ких семей. Правительство очень строго подходит к данному вопросу и его регулированию среди ханьских народностей. В результате такой политики по отношению к этническим меньшинствам показатель рождаемости среди уйгуров к концу XX века стал самым высоким показателем на всей территории КНР [Чэнь Годун, 2008].
На протяжении всего процесса становления демографической политики в КНР все предпри-
нятые государством меры для урегулирования данной ситуации сталкивались с агрессией и сопротивлением. Причиной одних из первых волнений, возникших на территории Синьцзя-на, стали меры по ограничению рождаемости, включая аборты, брачный возраст и пр. В первую очередь, данные меры задевали их религиозные взгляды, которые всегда сильнее и выше светских ценностей.
Учитывая ситуацию с высоким уровнем рождаемости среди мусульманского населения в районе и изменение государственных норм в пользу этнических групп, проблема останется актуальной для КНР. Численный рост одной группы порождает политическое, экономическое и социальное давление на другие группы и вызывает ответное противодействие [Хантингтон, 2003, с.431].
Чтобы сохранить страну и оградить свое население от волнений, вызванных распространившимися в последнее время сепаратистскими движениями, часто возникающими на религиозной почве, государством было принято решение упростить систему контроля над рождаемостью для национальных меньшинств. Поэтому уйгурам в Синьцзяне было разрешено иметь больше детей и раньше вступать в брак вне зависимости от уровня образования. Можно сделать выводы, что уйгурское население всегда будет довольно молодым и при этом многодетным, поэтому природный прирост в районе останется достаточно высоким.
К 2016 г. коэффициент рождаемости в Китае достиг отметки 1,05, что является самым низким показателем в мире [Чанг Хун, Ян Му, 2016]. Данный показатель подтверждает возможность возникновения гендерного и возрастного дисбаланса в будущем.
При максимальном снижении уровня рождаемости среди ханьцев средний прирост населения по стране остается относительно высоким за счет высокого уровня рождаемости среди представителей национальных меньшинств.
Более 35 лет в Китае действовало правило "одна семья - один ребенок". Данная система допускала некоторые исключения. Ограничения в полной мере не распространялись на национальные меньшинства. Исключения также были возможны и для ханьцев, проживающих в сельской местности, или когда первый ребенок в семье - девочка или инвалид. Существовала даже
практика выдачи платных разрешений на рождение второго ребенка.
Демографическая политика была переосмыслена только в последние годы, когда стали заметны ее последствия. Результатом воплощения в жизнь планирования рождаемости стал возрастной и гендерный дисбаланс, что породило в Китае ряд социально-экономических проблем.
Во-первых, резкое уменьшение показателей рождаемости привело к значительному сокращению трудоспособного и работающего населения. Увеличились темпы роста численности пожилого населения в соотношении с младшим поколением. Это значит, что увеличилось число одиноких пожилых людей.
Во-вторых, если семьи планировали рождение одного ребенка, то предпочтение отдавали рождению мальчика. В период планирования рождаемости выросло количество абортов по гендерному признаку, после того как становился известен пол будущего ребенка. Для предотвращения такой тенденции определение пола будущего ребенка было запрещено на государственном уровне. Но это не изменило ситуацию в корне, т.к. население прибегало к различным традиционным возможностям определения пола. В связи с этим в настоящее время в Китае наблюдается гендерный дисбаланс, который характеризуется преобладанием населения мужского пола.
В ноябре 2013 г. в связи с негативными изменениями демографической ситуации в стране, Третий пленум 18-го созыва ЦК КПК утвердил "Постановление по некоторым важным вопросам о всестороннем углублении реформ", согласно которому супругам, которые были единственными детьми в семье, разрешили заводить второго ребенка. Далее планировалось разрешить рождение второго ребенка в семьях, где хотя бы один из супругов - единственный ребенок. Данная мера нацелена на постепенное улучшение демографической политики и сбалансированное развитие населения в долгосрочной перспективе. По прогнозам, опирающимся на данный факт, к 2050 г. трудовое население в стране может сократиться до 25% [Население Китая, 2015].
В связи с такими перспективами, правительство вовсе отменило многолетнюю "политику одного ребенка". Официально данное решение вступило в силу с 1 января 2016 г.
Результативность отмены политики "планирования рождаемости" можно будет оценить лишь через несколько десятилетий, поэтому резкого изменения в гендерной и возрастной структуре китайского населения в ближайшей перспективе ожидать не стоит. При всех усилиях государства сбалансировать численный состав населения Китай пока удерживает лидирующие позиции в мировых показателях численности населения.
В конце июля 2015 г. ООН опубликовала "Доклад о мировой демографической ситуации и перспективах ее развития - 2015". Предполагается, что к концу XXI века население Китая сократится до 1,004 млрд человек. Это средняя прогнозная величина по расчетам ООН, в то время как нижняя прогнозная величина составляет 613 млн человек, а верхняя - 1,555 млрд человек. По среднему прогнозу в 2010-2015 гг. суммарный коэффициент рождаемости в Китае был принят за 1,55, в 2015-2020 гг. - 1,59, в 20202030 гг. - 1,66, в 2045-2050 гг. - 1,74, в 20952100 гг. - 1,81. Директор департамента планирования семьи при Государственном комитете по делам здравоохранения и планового деторождения КНР Ян Вэньчжуан заявил, что в период с 2003 по 2013 г. рождаемость в Китае колебалась на уровне 16 млн человек. По расчетам Национального бюро статистики КНР, в 2016 г. рождаемость в Китае превысила 17,86 млн человек, при смертности в 9,8 млн человек, чистый прирост за 2016 г. составил около 8,06 млн человек (уровень рождаемости вырос до 1,7). Несмотря на незначительное отличие от прогнозируемого показателя ООН (1,59), коэффициент рождаемости по-прежнему ниже необходимого для нормальной смены поколений - 2,1 [Каждой семье.., 2017].
Английская газета The Times оценивает сообщение об отмене политики "одного ребенка", как запоздалые, и тем самым уже неэффективные, меры. По их прогнозам к 2030 г. ? китайского населения будет старше 60 лет. Как известно, в КНР отсутствует пенсионная система и система медицинского страхования для людей преклонного возраста, что может нанести значительный ущерб сфере социальной политики и экономики [Drop laws on family.., 2017].
Демографические проблемы являются очень важными как для современного Китая, так и для мира в целом. Это ключевые звенья в практи-
ческой цепочке глобализации. Одно решение или отсутствие решения приводит к возникновению ряда других проблем, часто связанных с экологией, экономикой, политикой, что влечет за собой серьезные последствия - от социальных потрясений и конфликтов до исчезновения национальных языков и самих этнических групп. Это выражается в неспособности некоторых малочисленных народов конкурировать с другими с точки зрения численности и устойчивости традиций.
Разные религиозные и культурные убеждения, а также политическая дискриминация намеренно дифференцируют разные этнические группы и делают не комфортным их сосуществование на одной территории. Поэтому численное сокращение ханьцев в Синьцзяне вызвано, в первую очередь, оттоком молодежи в более крупные и безопасные города.
В настоящее время экономика СУАР успешно развивается, что делает район привлекательным для трудовой миграции, в частности, для бедного населения соседних стран, которое в культурно-религиозном плане ближе к титульной нации СУАР - уйгурам, чем к титульной нации КНР - ханьцам. В районе планируется развитие транспортного и торгового сообщения с соседними государствами. Следовательно, упростятся возможности въезда для жителей ближайших стран, что может стать началом массового притока мигрантов в данный регион. Этот факт также нельзя оставлять без внимания, т.к. возможная миграция в будущем может изменить демографические показатели региона и государства в целом.
Проблема реализации демографической политики в КНР наглядно просматривается на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района. Национально-культурное многообразие населения района способствовало адаптации государственного законодательства и развитию "новых" местных законодательных норм. Но последствием данной политики стал рост численности определенных этнических групп, на которые не распространяются государственные ограничения рождаемости, что может привести к росту одной национальной группы и, соответственно, к развитию идей, которые часто не совпадают с целями страны и могут привести к разделению не только народов, но и государства в целом.
Литература
1. Баженова Е.С. Китай в демографическом измерении. М., 1992 [Bazhenova E.S. China's demographic measurement. Moscow, 1992] (in Russian) Bazhenova E.S. Kitai v demograficheskom izmerenii
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003 [Huntington S. Collision of civilizations. Moscow, 2003]. (in Russian) Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsii
3. Бюро статистики СУАР. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.xjtj.gov.cn (дата обращения: 21.11.2016)
4. Законодательное Управление дел Государственного совета Китая. СУАР: Временные положения нацменьшинств по планированию семьи (1988 г.) и Нормативные Акты по населению и планированию семьи (2003 г.). [Электронный ресурс] - Режим доступа - http:// www.chinalaw.gov.cn (дата обращения: 17.01.2017)
5. Ли Сяося. Анализ семейного положения нацменьшинств СУАР // Население северо-запада. - 1994. - №4. - С. 39-43 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. - с.603
6. Чанг Хун, Ян Му. "Китайский Статистический ежегодник-2016" показывает серьезную
проблему старения и снижения рождаемости. 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://world.people.com.cn/n1/2016/1102/c1002-28829168.html (дата обращения: 16.01.2017)
7. Чэнь Годун. Темпы роста населения Синь-цзяна // Информационное агентство Sohu.ru.-2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://news.sohu.com/2008082 8/ n259238684.shtml (дата обращения: 10.12.2016)
8. 2015-2080 - Население Китая (Прогноз) / / Население мира. - 2015 . [Электронный ресурс] - Режим доступа - http:// www.renkou.org.cn/countries/zhongguo/2015/ 2272.html (дата обращения: 19.11.2016)
9. "Каждой семье - два ребёнка": новая политика Китая в сфере планирования рождаемости вызвала "бум" на детей // BBC(China). [Электронный ресурс] - Режим доступа -http:// www.bbc.com/zhongwen/simp/38711187 дата обращения: 23.01.2017)
10. Drop laws on family size or face catastrophe, Beijing told // The Times.- 2017. - http:// www.thetimes.co.uk/edition/world/no-sign-of-chinese-baby-boom-despite-end-of-one-child-policy-8sbf9kxww (дата обращения: 23.01.2017)